11.4. ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Мукабенов Мингиян Валериевич, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка. E-mail: forbidos@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы применения административных наказаний и достижения их целей за совершение правонарушений в области дорожного движения. Предложена авторская классификация целей административных наказаний.
Ключевые слова: административное наказание, административная ответственность, обеспечение безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения (далее - ПДД), дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Annotation: The article considers some issues of application of administrative penalties and achievements their goals for offences in the field of road traffic. The author offers classification of the purposes of administrative punishment.
Keywords: administrative responsibility, traffic safety provision, traffic regulations, crash rate, traffic accident, the code of the Russian Federations on administrative offences.
На расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел 4 марта 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что по -прежнему актуальными остаются проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. В 2014 году количество ДТП сократилось, снизилось число погибших и раненых людей, но вместе с тем количество ДТП, совершённых пьяными водителями, выросло почти на 22 процента, если точнее быть, то на 21,6 процента, а число погибших в таких авариях людей -более чем на 47 процентов.
Выход один- неукоснительно привлекать к установленной законом ответственности невзирая на любое должностное положение нарушителей- отметил министр внутренних дел Владимир Колокольцев1.
Рассмотрение дела об административном правонарушении заканчивается вынесением постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Административные наказания являются одним из основных правовых средств противодействия административной деликтности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в области дорожного движения. Они ориентированы на обеспечение безопасности и повышение дисциплины участников дорожного
1 http://kremlin.ru/events/president/news/47776 (дата обращения 22.03.2015)
движения (А.И. Быков2). Административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, а зачастую и временное ограничение нарушителя в правах (В.В. Головко, А.А. Ушацкая3). Достижение целей административной ответственности зависит не только от неотвратимости ее наступления, но и справедливости назначенного наказания. При этом часть составов административных правонарушений сконструирована таким образом, что по усмотрению правоприменителя, с учетом характера совершенного правонарушения может быть назначено или одно из наказаний, ограничивающее его определенным образом, либо же несколько административных наказаний, каждое из которых имеет собственный объем правоограничительного воздействия.
Применение административных наказаний является наиболее частым итогом рассмотрения дела об административном правонарушении, нежели прекращение такого производства. Существенное ужесточение санкций за совершенные административные правонарушения значительно расширило административно-юрисдикционную защиту общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения. Однако потребности эффективного использования административных наказаний в укреплении правопорядка, предупреждении правонарушений и преступлений существенно уступают имеющейся практике их применения. Как отмечает Б.И. Шалыгин, разработанные Генеральной прокуратурой РФ совместно с МВД России в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» предложения и информация по совершенствованию законодательства в этой сфере и обеспечению механизма исполнения административных наказаний, направленные Президенту России, в определенной мере оказали позитивное влияние на безо-
4
пасность дорожного движения .
Общее понятие административного наказания закреплено в ст. 3.1 КоАП РФ, в соответствии с которой оно выступает мерой ответственности за совершение административного правонарушения. В указанном определении отражен как производный характер наказания от факта совершения лицом правонарушения, так и его взаимосвязь с институтом административной ответственности. Виды административных наказаний определены в положениях гл. 3 КоАП РФ, а также конкретизированы в санкциях отдельных норм, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений. Наказание во всех случаях подразумевает возложение на правонарушителя определенных правоограничений или лишений, при этом спектр поражаемых прав представляется достаточно широким: в КоАП РФ включены наказания, ограничивающие материальные возможности, трудовую сферу и личную свободу человека (единственное наказание, кото-
2 Быков А.И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области безопасности дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2011. - С. 11.
3 Головко В.В. Особенности административной ответственности в области дорожного движения // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 3. - С. 5-6; Ушацкая А.А. Административные правонарушения и ответственность за их совершение. - Рига: Балтика, 1988. - С. 57.
4 Шалыгин Б.И. Состояние законности в сфере административных правоотношений, работа органов прокуратуры и органов, наделенных административной юрисдикцией по предупреждению нарушений законодательства // Административное право и процесс. - 2009. - № 3. - С. 10-32.
ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Мукабенов М.В.
рое, по сути, не обладает ограничительным характером, - предупреждение, - однако и здесь можно усмотреть такую направленность в части морального воздействия на правонарушителя).
С учетом изложенного, административное наказание за совершение правонарушения в области дорожного движения представляет собой меру ответственности, которая определяется в установленном КоАП РФ порядке уполномоченным органом или должностным лицом и заключается в применении к субъекту, совершившему правонарушение в области дорожного движения, одной из мер правоограничительного характера, предусмотренной в санкции соответствующей нормы гл. 12 КоАП РФ. Цели наказания за совершение административных правонарушений в области дорожного движения могут быть классифицированы по признаку наличия или отсутствия в положениях федерального законодательства: 1) нормативно закрепленные (общая и частная превенция); 2) нормативно не закрепленные, но обоснованные социальной ценностью (пропаганда культуры вождения по методу «от противного» и стимулирование правопослушного поведения). Карательная сущность административного наказания в данном случае сводится к устрашению правонарушителя потенциально невыгодными для него последствиями (административный штраф в размере, представляющем значительную материальную ценность, лишение возможности лично пользоваться транспортным средством), а также к повышению безопасности дорожного движения посредством устранения из этого процесса наиболее опасных правонарушителей. При этом следует признать, что законодатель, вводя более строгие наказания за совершение повторно однородных административных правонарушений (например, превышения установленной скорости движения в ч.ч. 6-7 ст. 12.9 КоАП РФ), по сути, констатирует потенциальную невозможность достижения цели частной превенции.
Правонарушения, включенные в гл. 12 КоАП РФ, предусматривают возможность применения к лицу, привлеченному к административной ответственности, одного или нескольких видов административных наказаний. Субъекту правонарушения - физическому лицу - может быть назначено предупреждение, административный штраф, сумма которого составляет от 500 до 50 000 рублей в зависимости от вида нарушения, лишение права управления транспортным средством на период от двух месяцев до трех лет, административный арест на срок до пятнадцати суток, обязательные работы на срок от ста до двухсот часов. При этом максимальный штраф - 50 тысяч рублей - назначается за повторно совершенные управление транспортным средством в состоянии опьянения или передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ), в абсолютно определенной сумме (без возможности применения более низкого размера) и совокупно с максимальным сроком лишения права управления транспортным средством, который полностью аналогичен дополнительному уголовному наказанию, предусмотренному за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, что продиктовано повышенной опасностью таких правонарушений. Ответственность должностных лиц и юридических лиц ограничена применением штрафных санкций, размеры которых являются весьма существенными: на юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере от тридцати до пятисот тысяч рублей (самый высокий размер админи-
стративного штрафа установлен за нарушения при перевозке опасных грузов по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, самый низкий - за осуществление грузопассажирских перевозок с нарушением требований о проведении предрейсовых медосмотров или технического контроля, по ч.ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ), на должностное лицо - в размере от пятисот рублей до пятидесяти тысяч рублей (самый высокий размер административного штрафа предусмотрен в абсолютном выражении за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения, по ст. 12.32.1 КоАП РФ, а самый низкий - за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технического осмотра, по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ). Из приведенных примеров становится очевидно, что законодатель не осуществляет системного анализа потенциальной опасности правонарушений, а более высокие размеры штрафов для юридических лиц или должностных лиц появляются при признании административной противоправности деяний и выделении новых составов административных правонарушений. При этом с учетом потенциально высокой опасности некоторых деяний, к ответственности за совершение которых может быть привлечено юридическое лицо, представляется возможным включить в санкции соответствующих норм гл. 12 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 180 суток, которое можно было бы назначать по факту совершения повторного правонарушения.
Следует отметить, что в научной литературе сформулированы предложения о введении в законодательство РФ положений поощрительного характера к лицам, добросовестно исполняющим ограничения, возложенные на них административным наказанием. Так, А.И. Быков среди таких поощрительных мер предлагает:
1) возможность сокращения по письменному заявлению правонарушителя суммы штрафа либо срока лишения права управления транспортными средствами по истечении не менее двух третей данного срока, если правонарушение совершено впервые;
2) введение института условного лишения права управления транспортными средствами при наличии смягчающих вину обстоятельств, если правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, совершено впервые;
3) возможность замены лишения права управления транспортными средствами залогом в случае истечения половины срока наказания, если правонарушение было совершено впервые5.
В целом указанные предложения представляются разумными, за исключением введения условного лишения права управления транспортным средством. В данный момент указанный вид наказания назначается за совершение ряда грубых нарушений ПДД РФ, последствием которых может стать причинение серьезного вреда участникам дорожного движения.
Подводя итоги административно-правовой характеристики наказаний, применяемых за совершение правонарушений в области дорожного движения, следует отметить, что в распоряжении правоохранительных и
5 Быков А.И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области безопасности дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2011. - С. 17.
судебных органов находится достаточно мощный арсенал правовых средств, способных в потенциале воздействовать на правонарушителей, но при этом имеют место законодательные недоработки в части определения порогов применяемых наказаний. С учетом изложенного, одним из направлений совершенствования законодательства должен стать анализ характера и степени опасности совершенного правонарушения для осуществления безаварийного дорожного движения.
Список литературы:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Федеральный закон Российской Федерации №195-ФЗ от 30.12.2001 г. //СПС КонсультантПлюс.
2. Аскеров М.М. Проблема исполнения административного ареста // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №1.
3. Аскеров М.М. Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права // Бизнес в законе. - 2012. - №3.
4. Аскеров М.М. Цели назначения административных наказаний // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №6.
5. Быков А.И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области безопасности дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2011.
6. Головко В.В. Особенности административной ответственности в области дорожного движения // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. -№ 3. - С. 5-6;
7. Ушацкая А.А. Административные правонарушения и ответственность за их совершение. - Рига: Балтика, 1988. - С. 57.
8. Шалыгин Б.И. Состояние законности в сфере административных правоотношений, работа органов прокуратуры и органов, наделенных административной юрисдикцией по предупреждению нарушений законодательства // Административное право и процесс. - 2009. - № 3. - С. 10-32.
9. «Выступление Президента РФ 04 марта 2015 года на расширенной коллегии МВД России по итогам 2014 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47776 (дата обращения 22.03.2015)
10. Официальный сайт ГИБДД Российской Федерации: http://www.gibdd.ru
Рецензия
на научную статью адъюнкта Академии управления МВД России очной формы обучения, капитана полиции Мукабенова Мингияна Валериевича
Тема: «Цели административных наказаний за совершение правонарушений в области дорожного движения »
Представленная на рецензирование статья, вне всякого сомнения, посвящена важной и актуальной теме особенностей института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Написана последовательно и логично.
Целью данной работы был анализ административно-правовой характеристики наказаний за совершение административных правонарушений в области дорожного движения. Автором приводится классификация целей наказания за совершение административных правонарушений в области дорожного движения. С поставленными задачами автор успешно справился.
По своему теоретическому уровню статья отвечает требованиям, которые предъявляются к данному виду научных работ. Тщательно подобран и проработан теоретический материал, проанализирована научная литература, касающаяся данной проблемы. Структура изложения работы отвечает требованиям, тема раскрыта достаточно полно.
Рецензент:
Научный руководитель:
Доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции П.А. Солошенков