УДК 336.14(571.54) И.Ц-Д. ДОРЖИЕВА
ББК 65.261.3 кандидат экономических наук, доцент
Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, г. Улан-Удэ
e-mail: [email protected]
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Рассматривается реализация бюджетной политики государства посредством использования таких инструментов воздействия на бюджетную систему региона, как целевые программы. Программно-целевой метод является одним из эффективных методов государственного воздействия на развитие экономики и социальной политики во многих странах.
Ключевые слова: целевые программы, бюджетирование, ориентированное на результат, программно-целевое бюджетное планирование, оценка целевой программы.
I.TS-D. DORZHIEVA
PhD in Economics, Associate Professor, Buryat State Agricultural Academy, Ulan-Ude e-mail: [email protected]
PURPOSE-ORIENTED PROGRAMS AS INSTRUMENT OF FISCAL POLICY IMPLEMENTATION
The paper deals with the implementation of the state budgetary policy by means of purpose-oriented programs which are used as a leverage on regional budgetary system. A special-purpose program is one of the effective methods of state influence on the development of economy and social policy in many countries.
Keywords: purpose-oriented programs, result-oriented budgeting, special purpose budget planning, assessment of purpose-oriented program.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Бюджетная стратегия РФ на период до 2023 г. послужили базой для разработки среднесрочных финансовых планов, программ и стратегий развития регионов, принятия бюджетов, стабилизации бюджетного процесса, обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений.
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. потребовала широкого применения модели бюджетирования, ориентированного на результат. Данная модель базируется на принципе тесной взаимоувяз-ки бюджетных расходов с планируемыми результатами деятельности в рамках среднесрочного финансового планирования.
И в теории финансов, и в практике организации бюджетного процесса целевые про-
граммы рассматриваются как долгосрочный инструмент государственного воздействия на экономику. Провозглашенный в рамках реформы бюджетного процесса переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, предусматривает расширение сферы применения программно-целевого подхода. Расширение сферы применения данного подхода в бюджетном планировании потребовало внедрения в практику государственного управления таких инструментов, как бюджетные целевые программы и доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Как инструменты государственного стратегического управления бюджетные целевые программы (федеральные и ведомственные) представляют собой перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и
© И.Ц-Д. Доржиева, 2011
других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации и регионов. Федеральные и республиканские целевые программы рассматриваются в качестве двух типов единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по содержанию и статусу бюджетных целевых программ. Главное назначение целевых программ — быть инструментом реализации процессов бюджетного планирования и учета.
Таким образом, активное использование правительством Российской Федерации в своей деятельности в сфере регулирования национального социально-экономического развития функций стратегического управления (прогнозирование, стратегическое социальноэкономическое планирование, программирование и среднесрочное бюджетное планирование, ориентированное на результат), а также острая потребность региональных органов власти в четком механизме взаимодействия с федеральным центром по стратегическим вопросам развития обусловливают необходимость совершенствования сложившейся на сегодняшний день системы государственного стратегического управления развитием субъектов Федерации [2, с. 110].
В соответствии с посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен дополняться содержательным анализом достигнутых результатов.
Применение программно-целевого подхода в практике территориального управле-
ния связано с наличием проблем, которые не могут быть решены в инерционном режиме функционирования социоприродохозяйствен-ных систем на мега-, макро- и мезоуров-нях [5, с. 263].
Как определено Бюджетным кодексом РФ, в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут планироваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном, соответственно, правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Данные о динамике бюджетного финансирования федеральных целевых программ представлены в табл. 1.
Целевые программы позволяют сконцентрировать усилия на комплексном, системном решении проблем экономической и социальной политики страны, региона, которые невозможно претворить в жизнь в необходимые сроки с использованием рыночных механизмов. Основу целевых программ составляет ограниченный круг особо важных проблем, реализуемых в соответствии с концепцией социально-экономического развития государства или региона.
По уровню государственного управления можно выделить следующие типы федеральных целевых программ:
- региональные программы общефедерального значения, реализуемые на территории большинства крупных экономических районов;
- региональные программы межрегионального значения, реализуемые на территории смежных экономических районов;
- региональные программы развития субъекта РФ;
- региональные межмуниципальные программы;
- локальные программы развития муниципального образования [3, с. 2].
Таблица 1
Динамика финансирования федеральных целевых программ в 2008—2011 гг.
Год Количество программ, шт. Количество подпрограмм, шт. Объем финансирования всего, млн р. В том числе объем
государственных капитальных вложений, млн р. финансирования НИОКР, млн р.
2008 46 89 781 175,5 441 210,8 59 291,9
2009 53 93 838 268,0 485 325,2 97 758,2
2010 56 101 1 489 389,3 1 152 858,9 131 935,2
2011 50 81 577 982,1 418 976,3 84 963,2
Для осуществления программ социально-экономического развития регионов требуются очень большие средства. Государство выделяет их из федерального бюджета для того, чтобы сгладить
региональную асимметрию. Данные о направлениях и объемах финансирования федеральных программ социально-экономического развития регионов представлены в табл. 2.
Динамика финансирования федеральных программ социально-экономического развития регионов в 2008—2010 гг.
Таблица 2
Направление финансирования 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Количество программ, шт. Объем финансирования, млн р. Количество программ, шт. Объем финансирования, млн р. Количество программ, шт. Объем финансирования, млн р.
Развитие социальной инфраструктуры 7 158 337,5 14 182 299,6 14 153 449,1
Новое поколение 5 15 128,8 - - - -
Развитие транспортной инфраструктуры 2 262 992,9 1 285 649,8 1 233 116,2
Безопасность и экология 13 89 894,9 17 81 534,8 16 72 716,7
Развитие науки и технологий 11 151 360,8 10 142 951,5 11 165 530,5
Развитие регионов 6 78 752,7 6 120 135,7 7 124 768,4
Развитие государственных институтов 3 18 255,9 4 19 055,6 4 20 213,3
Всего 47 774 723,5 52 831 627,0 53 769 794,2
Таблица 3
Динамика финансирования целевых программ развития Республики Бурятия
в 2008—2010 гг., тыс. р.
№ п/п Название программы 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Бурятия на 2007-2011 годы» 9 600 7 900 3 637
2 «Профилактика правонарушений в Республике Бурятия на 2007-2010 годы» 12 864 11 900 11 932
3 «Развитие города Улан-Удэ — столицы Республики Бурятия на 2006-2008 годы» 145 000 129 220 -
4 «Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2006-2009 годы» 1 500 1 500 -
5 «Сохранение и развитие культуры и искусства в Республике Бурятия (2008-2010 годы)» 40 500 43 100 85 987
6 «Республиканская инновационная программа на 2008-2012 годы» 5 620 6 610 6 440
7 «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2012 годы» 110 000 153 000 21 160
8 «Молодежь Бурятии (2008-2010 годы)» 2 500 3 000 2 700
9 «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства на 2008-2010 годы» 40 700 49 900 47 805
10 «Программа развития животноводства Республики Бурятия до 2010 года» 125 500 92 900 123 600
11 «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению в Республике Бурятия в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на 2008-2010 годы» 50 000 40 300 38 490
12 «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2008-2010 годы и до 2012 года» 118 500 106 824 110 200
13 «Социальное развитие села на 2004-2006 годы и до 2010 года» 16 800 21 750 43 472
14 «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы 75 670 76 341 197 207
15 «Семья и дети Республики Бурятия на 2008- 2010 годы» 16 720 9 522 7 067
16 «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия (2003-2007 годы)» 26 430 39 900 27 330
17 «Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 годы» 15 000 15 200 14 600
18 «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года» 27 000 - -
19 «Развитие физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в Республике Бурятия на 2008-2010 годы» - 17 700 16 800
Всего 839 904 826 567 758 427
Из данных табл. 2 видно, какие приоритетные направления развивало государство за последние три года. Особое внимание уделялось развитию высоких технологий.
Вместе с тем программно-целевой подход для решения региональных проблем используется в настоящее время органами исполнительной власти различных субъектов РФ и органами местного самоуправления. Региональные программы направлены на решение социально-экономических проблем регионального уровня. Программно-целевое бюджетное планирование на региональном уровне осуществляется в форме региональных целевых программ, а также республиканских адресных инвестиционных программ.
На территории Республики Бурятия были реализованы или реализуются федеральные и республиканские целевые программы, которые представлены в табл. 3.
В разрабатываемых целевых программах наряду с некорректными формулировками либо невозможностью измерить или проверить конечный результат главным недостатком является отсутствие конечного показателя или замена его каким-либо
непосредственным, который так или иначе характеризует реализацию программных мероприятий [4, с. 28].
А.Г. Гранберг справедливо отмечает, что организация и механизмы реализации программ, особенно региональных, требуют значительного усовершенствования. Необходим ряд мер, которые вполне возможно осуществить в самое ближайшее время. Так, следует значительно сократить число принимаемых региональных программ. Это прежде всего касается федеральных программ для регионов — субъектов РФ, так как, по заключению экспертов, подавляющая часть регионов может разрабатывать собственные программы без целевого привлечения средств федерального бюджета [1].
Оценка целевой программы, связанная с анализом ее влияния на социально-экономическое развитие региона, преимущественно формируется на стадии конечной оценки и определяет совокупный результат воздействия программы на все сферы общественной жизни. Важно учитывать общественное мнение, поскольку население является основным потребителем предоставляемых в рамках программы государственных услуг.
Список использованной литературы
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. 4-е изд. М., 2004.
2. Иванова Т.Б. Стратегическое управление территориальными социально-экономическими системами: методология, теория и практика. Саратов, 2009.
3. Митрофанова И.В. Федеральные целевые программы межрегионального класса как инструмент управления макрорегионом: реалии и перспективы модернизации // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 3 (42). С. 2-14.
4. Полянская Э.В., Калянина А.В. Оценка эффективности региональных целевых программ как инструмента управления развитием экономических систем // Экономика и управление. 2010. № 47 (182). С. 27-31.
5. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М., 2002.
Bibliography (transliterated)
1. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki: ucheb. dlya vuzov. 4-e izd. M., 2004.
2. Ivanova T.B. Strategicheskoe upravlenie territorial'nymi sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami: metodologiya, teoriya i praktika. Saratov, 2009.
3. Mitrofanova I.V. Federal'nye tselevye programmy mezhregional'nogo klassa kak instrument upravleniya makroregionom: realii i perspektivy modernizatsii // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2007. № 3 (42). S. 2-14.
4. Polyanskaya E.V., Kalyanina A.V. Otsenka effektivnosti regional'nykh tselevykh programm kak instrumenta upravleniya razvitiem ekonomicheskikh sistem // Ekonomika i upravlenie. 2010. № 47 (182). S. 27-31.
5. Raizberg B.A., Lobko A.G. Programmno-tselevoe planirovanie i upravlenie. M., 2002.