ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 336.01(045)
С.Ф. Федулова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В УДМУРТИИ И ДРУГИХ СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ
Даётся сравнительный анализ реализации целевых программ в Удмуртии и некоторых других регионах, рассмотрены недостатки внедрения программно-целевого метода в практику бюджетного планирования в УР, отражены некоторые пути решения рассмотренных проблем.
Ключевые слова: целевые программы, ведомственные программы, бюджет, финансирование, целевые показатели.
В субъектах РФ субфедеральные и ведомственные целевые программы включаются в документы государственного планирования. При этом документы разделяются на 2 группы: документы, разрабатываемые в процессе прогнозирования социально-экономического развития, и документы, разрабатываемые в процессе программно-целевого планирования. Реализация республиканских и ведомственных целевых программ позволяет решать задачи социально-экономического развития субъекта РФ.
В Удмуртской Республике порядок организации государственного планирования социальноэкономического развития регулируется законом «О государственном планировании социальноэкономического развития Удмуртской Республики» №33-РЗ от 17 июля 2008 г. Согласно закону республиканская целевая программа - это взаимоувязанный по задачам, ресурсам, срокам осуществления, участникам комплекс мероприятий, описываемый измеряемыми целевыми индикаторами, обеспечивающий эффективное решение приоритетных межведомственных (межотраслевых) проблем социально-экономического развития и повышение результативности использования бюджетных средств Удмуртской Республики.
Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ определен Правительством Удмуртской Республики в Положении о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ (Постановление Правительства Удмуртской Республики № 151 от 30 июня
2008 г.).
Республиканские целевые программы (РЦП), предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, утверждаются Правительством Удмуртской Республики не позднее четырех месяцев до дня внесения проекта закона Удмуртской Республики о бюджете в Государственный совет Удмуртской Республики. После чего Правительство Удмуртской Республики представляет в Государственный совет Удмуртской Республики перечень республиканских целевых программ, утвержденных в установленном порядке и намеченных к финансированию за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Кроме республиканских целевых программ разрабатываются и ведомственные целевые программы. Согласно вышеназванному закону ведомственная целевая программа - это комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики (государственным органом Удмуртской Республики), осуществляющим в соответствии с его компетенцией координацию, контроль и регулирование в определенной отрасли (сфере управления), описываемый измеряемыми целевыми индикаторами и обеспечивающий повышение результативности использования средств бюджета Удмуртской Республики. Динамика развития целевых программ в Удмуртии представлена в табл. 1.
В 2008 г. на территории Удмуртской Республики действовало 37 республиканских целевых программ и 2 ведомственных программы. Общий объем финансирования республиканских целевых программ 17057,7 млн. руб., в том числе: из бюджета Удмуртской Республики - 1250,692 млн. руб. (на 5% меньше, чем в 2007 г.), из федерального бюджета - 1178,807 млн. руб. Основную долю в финансировании программных мероприятий занимают внебюджетные источники - 85 %. Причем за последние годы наблюдается снижение финансирования за счет средств регионального бюджета с 8,74% в 2006 г. до 7,33% в 2008 г. Доля внебюджетных источников, наоборот, ежегодно растет. Доля финансирования из федерального бюджета по сравнению с началом периода к 2010 г. сократилась.
84 С.Ф. Федулова
2010. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Таблица 1
Динамика развития целевых программ в Удмуртии за 2008-2010 годы
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Республиканские целевые программы:
- количество 37 39 39
- сумма финансирования из республиканского бюджета, млн.руб. 1250,69 1841,385 1991,899
Ведомственные целевые программы:
- количество 2 11 16
- сумма финансирования из республиканского бюджета, млн.руб. 429,56 112,364 225,086
Итого: Количество, ед. Сумма, млн.руб. 39 1680,25 50 1953,749 55 2216,985
Из предусмотренных в бюджете на 2008 г. 1 680 258 тыс. руб. на ведомственные и республиканские целевые программы было выделено 1 255 580,4 тыс. руб. Процент исполнения в 2008 г. составил 74,73%. Таким образом, фактически объем финансирования составил лишь 3,46% от расходов бюджета региона вместо запланированных 6,02%. В 2007 г. - 4,29% и 5,72% соответственно. Средний объем финансирования одной программы в 2008 г. составил 32194,37 тыс. руб. (в 2007 г. - 42477,58 тыс. руб.) На
2009 г., согласно бюджету, на одну программу будет предусмотрено в среднем 39 млн. руб., а в 2010 более 40 млн. руб. В соответствии с докладом заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики, министра экономики В.В. Богатырева, «Об итогах выполнения федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ в 2008 году по Удмуртской Республике и задачах на 2009 год» (http://www.udmurt.ru) из 39 целевых программ в 2008 г. только по 15 достигнуты все запланированные целевые индикаторы. По 8 программам процент выполнения составил более 70%. По 7 программам - от 50 до 70%. В 4 программах целевые индикаторы отсутствуют.
Основная доля расходов по программам приходится на социальную сферу - более 50 % от предусмотренного объема финансирования в разные годы. Однако в расчёте на одну программу наиболее крупными являются программы развития экономики. В 2010 г. наиболее крупными программами являются следующие.
Таблица 2
Наиболее крупные по объёмам финансирования из республиканского бюджета целевые
программы УР в 2010 году
Наименование программы Сумма на год, тыс.руб. Уд. вес, %
Развитие автомобильных дорог в УР (2010-2015 гг.) 100000,0 4,51
Социальное развитие села до 2010 г. 175760,0 7,93
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в УР на 2009-2012 гг. 519128,0 23,4
Жилище (на 2005-2010 гг.) 315000 14,21
Детское и школьное питание (на 2010-2014 гг.) 190203,0 8,57
Как видно из табл. 2, всего 5 программ из 55 (что составляет 9 % ) принимают на себя более половины всего объёма финансирования, что свидетельствует об умении властей выделять приоритеты и не распылять средства по большому количеству мелких программ. Доля расходов на финансирование целевых и ведомственных программ в республиканском бюджете УР динамично растёт и в бюджете на 2010 г. она составила 7,16 % расходной части бюджета. На приведённых ниже диаграммах представлена сравнительная характеристика долей бюджетного финансирования субфедеральных программ в Удмуртии, Башкортостане, Кировской области, Чувашской Республике и Республике Татарстан (рис. 1 - 4).
(О
н
ф
к
ч
2
ю
X
(О
ч
о
X
о
(О
а
т
к
е;
о
СІ
5.00
4.50
4.00
3.50
3.00
2.50
2.00
1.50 1,00 0,50 0,00
2005
п Удмуртская Республика
2006
год
2007
д
п Республика Башкортостан
Рис. 1. Доля расходов, предусмотренных на финансирование целевых программ в бюджетах Удмуртской Республики и Республики Башкортостан в 2005-2007 гг.
Анализ целевых программ в Удмуртской Республике и других регионах Приволжского федерального округа показал, что по сравнению с Удмуртией в других субъектах РФ принимаются отдельным перечнем адресные инвестиционные программы. Например, в Кировской области внепрограммная часть областной адресной инвестиционной программы включается в Перечень областных целевых программ и составляет около 30% от расходов на все программы. В области планируется увеличение значимости ведомственных программ в бюджете и наращивание объемов их финансирования. Используя опыт Республики Татарстан, целесообразно указывать в программах значения целевых показателей, которые должны быть достигнуты к концу финансового года. Приоритетным направлением программного целевого финансирования для Татарстана является непроизводственная сфера, а именно жилищное строительство в рамках социальной ипотеки. В Чувашской Республике и Саратовской области утверждаются распределение бюджета на финансирование целевых программ (в Чувашии с выделением суммы средств на капитальные вложения) и адресная инвестиционная программа. Приоритетными направлениями в Чувашской Республике являются газификация, транспорт и коммунальное строительство. В Саратовской области основные средства из адресной инвестиционной программы направляются на развитие дорожного хозяйства.
2010. Вып. 4
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
35,00
30,00
«в 25,00
а
*
2
ю
2 20,00
Ч
о
X
и
(О
М 15,00
к
С
о
Ш
10,00
5,00
0,00
35,34
31,52
2005 2006 2007 2008 2009 (план) 2010 (план) 2011 (план)
год
□ Удмуртская Республика □ Кировская область
Рис. 2. Доля расходов, предусмотренных на финансирование целевых программ в бюджетах Удмуртской Республики и Кировской области в 2005-2011 гг.
40.00
35.00
«В 30,00
о
*
2 25,00 ю
X
го
5 20,00
X
и
(О
И 15,00
К
С
■=! 10,00 5,00 0,00
4,38
4,52
25,50
23,75
4,39
15,88
17,38
12,64
5,78
3,46
2005 2006 2007 2008 2009 (план) 2010 (план) 2011 (план)
год
□ Удмуртская Республика □ Чувашская Республика
Рис. 3. Доля расходов, предусмотренных на финансирование целевых программ в бюджетах УР и Чувашской Республики в 2005-2011 гг.
14,00
а* 12,00 «в <й
гІ10,00 2 Ю X си
5
X
о та о.
8,00
к
ц
о
а
6,00
4,00
2,00
0,00
12,78
13,03
“9709
4,38
4,52
4,39
2005
2007
□ Удмуртская Республика □ Республика Татарстан
Рис. 4. Доля расходов, предусмотренных на финансирование целевых программ в бюджетах УР и Республики Татарстан в 2005-2007 гг.
К недостаткам внедрения целевых и ведомственных программ в практику бюджетного планирования в Удмуртии можно отнести довольно формальный подход к разработке и исполнению программ, о чём свидетельствуют отсутствие целевых показателей по некоторым программам, их корректировки при изменении объёмов финансирования, невыполнение планов финансирования, неудовлетворительное состояние выполнения некоторых программ и практически отсутствие программ, выполненных «на отлично», низкая доля расходов республиканского бюджета на финансирование программ и на душу населения по сравнению с другими субъектами федерации.
Таким образом, в Удмуртской Республике необходимо расширять сферу внедрения программно-целевого метода, то есть увеличить доли расходов, предусматриваемых на финансирование целевых программ, пока значительных изменений в этой области не намечается (в отличие от той же Кировской области и Чувашской Республики), это существенно тормозит внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, в республике. Обоснованным представляется проведение анализа исполнения программ не по фактически выделенным средствам, а по фактически достигнутым показателям, что требует более четкого определения перечня целевых показателей и утверждения соответствующей методики их оценки.
Поступила в редакцию 10.08.10
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
S.F. Fedulova
Comparative analysis of implementation of regional departmental target -oriented programs in Udmurtia and other RF Regions
The article provides the comparative analysis of target programs’ implementation in Udmurtia and other RF regions. The author identifies the disadvantages of target-program method for implementation of budget planning in UR as well as offers certain solutions to the problems.
Keywords: target-oriented programs, departmental programs, budget, financing, goals performance.
Федулова Светлана Федоровна, кандидат экономических наук, доцент Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: [email protected]
Fedulova S.F., candidate of economics, associate professor Institute of Economics and Management, Udmurt State University 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4 E-mail: [email protected]