Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Научная статья УДК 373+37.043
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-1-58-65
Целевые ориентиры формирования проектной активности учащихся в условиях профильного обучения
Оксана Анатольевна МОСИНА1 ,, Эдуард Игоревич ДАНИЛЬЯНЦ2©*
:ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350910, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 173
2ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» 352901, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159 *Адрес для переписки: [email protected]
Аннотация. В представленном исследовании определена необходимость развития проектной активности обучающихся в современной профессионально ориентированной старшей школе, а также выявлены ее целевые ориентиры, которые позволяют отследить эффективность педагогической деятельности и личностного развития обучающегося. Среди научных подходов преимущественным выделен практико-ориентированный подход Д. Дьюи и концепция «открытой» школы Т.С. Шацкого, нашедшие применение и развитие в современном научном психологическом и педагогическом дискурсе. Критерии сформированное™ проектной активности: мотивационный, когнитивный, рациональный, личностный, перспективный позволили определить перечень показателей, которые возможно отслеживать посредством диагностического инструментария, что позволяет развивать полученные выводы экспериментально. Сделанные теоретические заключения подтверждались расчетом индекса целесообразности, а также экспертным опросом педагогов общеобразовательных организаций в количестве двадцати восьми человек. В целом проведенное исследование демонстрирует необходимость развития проектной активности обучающихся в образовательном процессе, а также конструирования процесса образования таким образом, чтобы личностное развитие обучающихся стало более масштабным, профессионально ориентированным и направленным на личностное развитие обучающихся. Представленные результаты могут применяться в процессе научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: профильное обучение, проектная активность, проектная деятельность, старшеклассники, социально-гуманитарный профиль, целевые ориентиры развития Для цитирования: Мосина О.А., Данильянц Э.И. Целевые ориентиры формирования проектной активности учащихся в условиях профильного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 58-65. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-58-65
58
© Мосина О.А., Данильянц Э.И., 2023
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-1-58-65
Target guidelines for the formation of project activity of students in the conditions of profile training
Oksana A. MOSINA1 ,, Eduard I. DANILYANTS2 *
1Kuban State University 173 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350910, Krasnodar Part, Russian Federation 2Armavir State Pedagogical University 159 Rozy Lyuksemburg St., Armavir, 352901, Krasnodar Part, Russian Federation * Corresponding author: [email protected]
Abstract. In the presented study, the need for the development of project activity of students in a modern professionally oriented high school is determined, and its targets are identified, which make it possible to track the effectiveness of pedagogical activity and personal development of the student. Among the scientific approaches, the practice-oriented approach of D. Dewey and the concept of the "open" school of T.S. Shatsky, which have found application and development in modern scientific psychological and pedagogical discourse, are predominant. The criteria for the formation of project activity: motivational, cognitive, rational, personal, promising allowed us to determine a list of indicators that can be monitored through diagnostic tools, which allows us to develop the conclusions obtained experimentally. The theoretical conclusions made were confirmed by the calculation of the expediency index, as well as by an expert survey of teachers of educational organizations in the number of twenty-eight people. In general, the conducted research demonstrates the need to develop the project activity of students in the educational process, as well as to design the educational process in such a way that the personal development of students becomes more ambitious, professionally oriented and aimed at the personal development of students. The presented results can be applied in the process of research and educational work in higher educational institutions.
Keywords: profile training, project activity, project activities, high school students, social and humanitarian profile, target guidelines of development
For citation: Mosina, O.A., & Danilyants, E.I. (2023). Target guidelines for the formation of project activity of students in the conditions of specialized training. Vestnik Tambovskogo univer-siteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 1, pp. 58-65. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-58-65
ВВЕДЕНИЕ
Общемировые тенденции в развитии социально-экономических отношений и перспектив, безусловно, отражаются на тех актуальных требованиях, которые предъявляют государство и общество к трудовым резервам. В современной России одним из таких актуальных требований является подготовка к эффективной экономической деятельности, что не могло не сказаться на системе современного образования, в том числе школьного. Ответом на вызовы современности явля-
ется расширение возможностей профильного обучения старшеклассников, в частности, в рамках социально-экономического профиля, содержание которого направлено на ознакомление старшеклассников с основами экономических законов развития общественной системы, спецификой организации модернизируемого производства, а также на формирование специальных умений, способствующих адаптации будущих выпускников к рыночным отношениям.
Исследование проблем профильного обучения в нашей стране в старших классах
школы имеет довольно длительную историю в педагогической науке, начало которой было положено во второй половине XIX века с создания реальных гимназий и училищ.
На современном этапе специфика профильного образования экономической направленности отражена в работах таких исследователей, как А.Х. Алижанова [1], Л.П. Кураков, Е.Н. Соболева и В.Н. Якимов1, И.М. Саяпова, Р. Теллер и др. Довольно широкое освещение получили вопросы проектного обучения и основ развития проектной деятельности обучающихся, при этом особый акцент на экономическую направленность сделали ученые: Е.Л. Орлова и С.Н. Бе-гидова [2], Е.В. Демкина, Т.А. Новикова, Д. Голман [3] и др. Исследовательская направленность данных работ акцентирована на осмысление будущности проектной деятельности в процессе образования, а также ее значении в развитии таких личностных качеств учащихся, как самостоятельность и учебная мотивация.
Однако положения, касающиеся такого качества индивида, как проектная активность в педагогическом дискурсе в представленных исследованиях, освещаются недостаточно. Имеется ряд научных работ, основанных на изучении проектной активности педагогов (С.Ю. Вылегжанина, В.С. Данюшенкова), но они не затрагивают аспекты личностного развития обучающихся, а следовательно, не освещают аспекты их проектной активности.
Исходя из заданного несоответствия, была представлена цель дальнейшей научно-исследовательской работы: определить целевые ориентиры формирования проектной активности старшеклассников в условиях профильного обучения, определяющие эффективность личностного развития обучающегося.
1 Кураков Л.П., Соболева Е.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников / под ред. В.Н. Якимова. М.: Просвещение, 1987. 140 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/002072_000044_AR0NB-RU_Архангельская+0НБ_D0LIB_371.4:338_К+93-958277/
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическое исследование проводилось посредством анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме формирования и развития проектной активности субъекта образовательного процесса. При этом академические выводы подтверждались эмпирическими данными, полученными в ходе проведенного исследования. Конкретизация и обобщение полученных результатов позволили определить целевые ориентиры педагогического процесса формирования проектной активности старшеклассников в структуре профильного обучения.
Методологическим ориентиром при определении целевых ориентиров формирования проектной активности старшеклассников стала практико-ориентированная концепция Д. Дьюи, которая позволяет утверждать, что образовательная активность обучающегося формируется в результате его включения в системно организованную деятельность, соответствующую его личным интересам. Один из ведущих посылов данной концепции заключается в том, что личная заинтересованность обучающегося является наиболее значимым структурным звеном учебного процесса, так как понимание пути достижения заданного результата, считал исследователь, важнее, чем пассивно полученный объем знаний. В этом процессе педагог имеет право выбора путей достижения поставленного результата: он может выдать необходимую информацию обучающимся или дать направление самостоятельному поиску. Основное в представленном взаимодействии -полученный продукт (результат), который решает поставленную проблему перед началом деятельности.
Идея получения реального продукта в результате учебной деятельности была принята на вооружение и успешно продолжена В. Килпатриком и Э. Колгинсом.
По мнению В. Килпатрика, учащийся должен реализовать себя в процессе учебной деятельности, направленной на решение
практико-ориентированного учебного задания, которое может быть для него значимым в реальной жизни. Например, «...в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке»; «.с целью пробуждения всего лучшего в них, их лучших творческих сил»; «приближения ученика к реальной действительности» (цит. по: [4]).
Однако, опираясь на парадигму свободного обучения, В. Килпатрик не посчитал для себя возможным разработать системную конструкцию процесса проектного обучения, развивающего учебную активность, также его теория умаляла значение классно-урочной системы и ведущую роль педагога, что не позволило ему логически выстроить учебный материал. В целом план обучения В. Килпатрика базировался на аккумулятивном развитии активности каждого ученика -знания, полученные им в результате практической деятельности, должны были стать основанием для последующего их практического применения и так от случая к случаю.
Конкретизацию методов проявления проектной активности обучающихся можно найти в работах Э. Коллингса, к ним относятся: научные доклады, познавательные экскурсии, игровые и практико-ориенти-рованные проекты. Преимущество заявленных методов заключалось в том, что они в комплексе позволяли выстроить индивидуальную траекторию обучения для учеников с разным уровнем развития и активности. Кроме того, решая проектную задачу в условиях группы обучающихся и взаимодействия между отдельными группами, у «слабых» учеников есть возможность проявить себя, попробовав новые виды информационно-прикладного обеспечения и обогатить объем знаний за счет более «сильных» учеников (цит. по: [5]).
Сущность проектной деятельности с позиции Э. Коллингса можно охарактеризовать как последовательный поиск аргументов и фактов, их логический анализ, определение достоверности полученных результатов, логическое выстраивание последующей дея-
тельности, направленной на поиск следующих аргументов и фактов.
Педагоги России ознакомились с зарубежным опытом и отчасти приняли проектные формы образовательной деятельности. Новые программы обучения, опираясь на толстовскую парадигму свободного воспитания Н.В. Чехова и К.Н. Вентцеля, создали условия для свободного развития личности подростка, ее индивидуального роста.
Особого внимания при исследовании вопросов проектного обучения требует научная позиция Т.С. Шацкого и А.У. Зеленко, на основе которой проектная деятельность была встроена в процесс трудового обучения, направленный на первичное освоение профессии. Основы трудового обучения, заложенные данными учеными, активно внедряются в советской школе, так как в полной мере отвечают требованиям индустриализации и модернизации производства.
В целом, опираясь на работы В. Килпат-рика, в совокупности с идеями о психологических особенностях личности (Н.Т. Ганга-ни, Г.Н. Маклин, Р.А. Брэйден, Д.С. Макк-лелланд и др. [6; 7]) и требованиями отечественной педагогики были сформулированы ведущие положения советской школы:
- необходимо, чтобы школа мобильно отвечала на требования современности;
- школа обучает так, чтобы ученик был способен решать профессиональные и социальные проблемы;
- воспитательный потенциал школы должен быть направлен на формирование новых форм поведения.
Дальнейшее развитие идей проектного обучения произошло только в начале XXI века. Исследования И.Н. Бухтияровой, Л.В. Кочкиной, И.Д. Чечель и других детерминировали как развитие новых форм проектной деятельности, так и их направленность ее на развитие проектной активности при освоении учебного материала. При этом проектная активность выступает качественной характеристикой успешности проектной деятельности личности как субъекта. В психолого-педагогическом дискурсе данного
мнения придерживаются О.А. Мосина, В.С. Овакьян, Л.Х. Саиева, С.Г. Щербакова и др. [8-10].
Проведенный компаративный анализ позволяет дать определение понятию «проектная активность». Это интегральное личностное качество, которое отражает совокупность действий, операций, мотивов и ценностей, объединенных на личностном уровне в целое, и обеспечивающих согласованность при создании проекта как продукта мыслительной деятельности субъекта. При этом, как отмечают О.В. Диривянкина и М.И. Матайс [11], А.Е. Дмитриев, Р.Г. Казакова, В.А. Сла-стенин и другие, активность изменяется в зависимости от происходящих изменений самой личности и/или социальной среды, в которой она развивается.
Таким образом, на теоретическом уровне можно отметить насущную потребность в развитии проектной активности у субъекта обучения. Однако требование объективности к представлению научной информации диктует необходимость эмпирического подтверждения данного утверждения.
С этой целью нами был проведен экспертный опрос среди педагогов общеобразовательных организаций. На вопрос о необходимости формирования проектной активности среди старшеклассников отвечали 28 экспертов: по семь представителей гуманитарных, физико-математических, естественно-научных дисциплин и педагогов физической культуры и технологии.
Для оценки результатов анкетирования по вопросам использовалась формула:
J _ 1 а +0,5Ъ +0с-0,5^-1е
_ N ,
где I - индекс целесообразности; а, Ь, c, d, e -количество выбравших ответы под обозначенными литерами; N - общее количество респондентов.
Индекс целесообразности формирования проектной активности в процессе школьного обучения в результате проведенного анкетирования оказался на уровне «выше среднего», что подтвердило востребованность фор-
мирования у учащихся проектной активности в современной школе. Отдельного внимания заслуживает мнение экспертов о том, что проектную активность необходимо формировать в рамках специальной проектной дисциплины (индекс целесообразности «выше среднего»), которая должна быть еще и профессионально направленной.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Решение вопроса с определением целевых ориентиров формирования проектной активности обучающихся опиралось на научные воззрения отечественных и зарубежных авторов: Х.Э. Абдулшехидова [12], И.В. Аряб-кина, Р. Райб и Н. Видаль [13], Д. Филлипс и др. [14]. Сравнительный анализ научных позиций позволил уточнить перечень целевых ориентиров, которые по совокупности будут считаться критериями, позволяющими оценить степень сформированности проектной активности у обучающихся.
1. Мотивационный критерий отражает степень понимания социальной и личностной значимости будущей профессии, что помогает выявлять и учитывать роль внутреннего потенциала, способность учащихся осознанно выполнять профессионально направленную учебную деятельность.
2. Когнитивный критерий демонстрирует широту знаний обучающегося о его будущей профессиональной сфере, определяет степень использования представлений, обучающихся в понимании и осознании знаний в целях осуществления профессиональной деятельности.
3. Рациональный критерий позволяет определить уровень умений обучающихся в области разработки проектов и перспективного планирования результатов деятельности.
4. Личностный критерий отражает степень ответственности ученика при выполнении проектного задания, его умения работать с информацией, генерацией идей, составлением плана работ, организовывать взаимодействие с людьми (инициативность, предприимчивость, самостоятельность и др.).
Таблица 1
Критерии и показатели развития проектной активности обучающихся в профильном обучении
Table 1
Criterias and indicators of the development of project activity of students
in profile training
№ п/п Критерии Показатели
1 Когнитивный - познавательный интерес; - наличие профессионально ориентированных знаний; - наличие представлений в профессиональной области
2 Мотивационный - отношение к профессиональной деятельности; - уровень адаптации к социально-экономической ситуации; - степень осознанности профессионального выбора
3 Рациональный - умение структурировать информацию; - умение планировать конечные результаты; - владение приемами рационализации; - представления о выгоде своего дела
4 Личностный - инициативность; - готовность к лидерству; - готовность к риску; - коммуникабельность; - самостоятельность; - предприимчивость
5 Перспективный - понимание значимости развития в квалификации специалиста; - стремление работать на благо своего народа, страны
5. Перспективный критерий - позволяет выявить оформившиеся новообразования в представлениях и осознанном выборе обучающимися будущей профессии. Данные критерии можно охарактеризовать посредством ряда признаков, которыезадают направленности при подборе диагностических методик (табл. 1).
Таким образом, полученные выводы позволяют утверждать, что в ходе проведенного теоретико-прикладного исследования были выявлены целевые ориентиры, позволяющие провести подробное экспериментальное исследование процесса формирования проектной активности у обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтвердило наличие потребности в формировании проектной активности у обучающихся на этапе профильной подготовки, так как социально-экономическая специфика развития современного общества делает востребованными специалистов, которые владеют основами экономической деятельности.
В ходе аналитической работы определена палитра целевых ориентиров сформиро-ванности проектной активности и их показателей, которые позволяют оценить эффективность личностного развития обучающегося, что делает возможным проведение широкого опытно-экспериментального исследования в данной области.
Список источников
1. Алижанова Х.А. Профильная подготовка в системе образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 115-117. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00478, https://elibrary.ru/kjfwqr
2. Орлова Е.А., Бегидова С.Н. Сущность проектной деятельности социальной направленности старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 2 (159). С. 52-56. https://elibrary.ru/tyyshh
3. Goleman D. Emotional Intelligence. N. Y.: Bantam Books, 1995. 376 p. URL: https://archive.org/de-tails/emotionalintell100gole/page/n11/mode/2up
4. Абасов З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке // Наука и школа. 2009. № 6. С. 36-37. https://elibrary.ru/mwhcgf
5. Ильин Г.Л. Основные положения проективного образования личности // Наука и школа. 2014. № 6. С. 92-97. https://elibrary.ru/tcvjhv
6. Gangani КТ., McLean G.N., Braden R.A. Competency-based human resource development strategy // Performance Improvement Quarterly. 2008. Vol. 19. Issue 1. P. 127-139. https://doi.org/10.1111/j.1937-8327.2006.tb00361.x
7. McClelland D.C. The Achieving Society. N. Y.: D. Van Nostrand; Princeton, 1961. 514 p. URL: https://www.perlego.com/book/3019424/the-achieving-society-pdf
8. Мосина О.А., Овакьян В.С. Положительное влияние познавательной активности на школьника из неблагополучной семьи // Актуальные вопросы педагогической науки и образования: сб. ст. по материалам авторских исследований / под ред. О.А. Мосиной. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2021. С. 130134. https://elibrary.ru/dzkzhr
9. Саиева Л.Х. Проектная деятельность в воспитании социальной активности учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 271-272. https://elibrary.ru/lxgpkt
10. Щербакова С.Г. Проекты на уроках химии: виды и возможности // Учебный год. 2019. № 1 (54). С. 70-71. https://elibrary.ru/zyrpqt
11. Диривянкина О.В., Матайс М.И. Психологические барьеры и влияние внешних факторов на подростков в процессе социализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 68-71. https://elibrary.ru/xhcwev
12. Абдулшехидова Х.Э. Познавательная активность младших школьников в проектной деятельности // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 12. С. 105-107. https://elibrary.ru/xilczz
13. Ribe R., Vidal N. Project work. Step by Step. Oxford: Heinemann, 1993. 96 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/002676_000027_IRKNB-RU_ИОГУНБ_HOBBIT_74.261.7Англ_R52-927111/
14. Phillips D. Projects with Young Learners. Oxford: Oxford University Press, 1999. 180 p. URL: https ://knigogid.ru/books/1497121 -proj ects-with-young-learners/toread/fragment?update_page
References
1. Alizhanova Kh.A. (2020). Specialized training in the education system. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture and Education, no. 3 (82), pp. 115-117. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00478, https://elibrary.ru/kjfwqr
2. Orlova E.A., Begidova S.N. (2015). Essence of project activity of the social orientation of seniors. Vestnik Adygeiskogo go sudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» = The Bulletin of the Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology", no. 2 (159), pp. 52-56. (In Russ.) https ://elibrary.ru/tyyshh
3. Goleman D. (1995). Emotional Intelligence. New York, Bantam Books Publ., 376 p. Available at: https ://archive.org/details/emotionalintell100gole/page/n11/mode/2up
4. Abasov Z.A. (2009). Projecting and organizing students' group work during the lessons. Nauka i shkola = Science and School, no. 6, pp. 36-37. (In Russ.) https://elibrary.ru/mwhcgf
5. Ilin G.L. (2014). The main regulations of the projective education of personality. Nauka i shkola = Science and School, no. 6, pp. 92-97. (In Russ.) https://elibrary.ru/tcvjhv
6. Gangani N.T., McLean G.N., Braden R.A. (2008). Competency-based human resource development strategy. Performance Improvement Quarterly, vol. 19, issue 1, pp. 127-139. https://doi.org/10.1111/j.1937-8327.2006.tb00361.x
7. McClelland D.C. (1961). The Achieving Society. New York, D. Van Nostrand Publ., Princeton, 514 p. Available at: https://www.perlego.com/book/3019424/the-achieving-society-pdf
8. Mosina O.A., Ovakyan V.S. (2021). The positive impact of cognitive activity on a student from a dysfunctional family. In: Mosina O.A. (ed.). Aktual'nye voprosy pedagogicheskoi nauki i obrazovaniya [Topical Issues of Pedagogical Science and Education]. Krasnodar, Kuban State University Publ., pp. 130-134. (In Russ.) https://elibrary.ru/dzkzhr
9. Saieva L.Kh. (2018). Project activities in the education of social activity of students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture and Education, no. 3 (70), pp. 271-272. (In Russ.) https://elibrary.ru/lxgpkt
10. Shcherbakova S.G. (2019). Proekty na urokakh khimii: vidy i vozmozhnosti [Projects in chemistry lessons: types and possibilities]. Uchebnyi god [Academic Year], no. 1 (54), pp. 70-71. (In Russ.) https ://elibrary.ru/zyrpqt
11. Dirivyankina O.V., Matais M.I. (2016). Psychological barriers and the influence of external factors on adolescents in process of socialization. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel 'naya mysl' = Historical and Social Educational Idea, vol. 8, no. 5-3, pp. 68-71. (In Russ.) https://elibrary.ru/xhcwev
12. Abdulshekhidova Kh.E. (2016). Poznavatel'naya aktivnost' mladshikh shkol'nikov v proektnoi deya-tel'nosti. Uspekhi sovremennoi nauki = Modern Science Success, vol. 1, no. 12, pp. 118-119. (In Russ.) https ://elibrary.ru/xilczz
13. Ribe R., Vidal N. (1993). Project work. Step by Step. Oxford, Heinemann Publ., 96 p. Availible at: https://rusneb.ru/catalog/002676_000027_IRKNB-RU_H0ryHB_H0BBIT_74.261.7AHra_R52-927111/
14. Phillips D. (1999). Projects with Young Learners. Oxford, Oxford University Press, 180 p. Availible at: https ://knigogid.ru/books/1497121 -proj ects-with-young-learners/toread/fragment?update_page
Информация об авторах
Мосина Оксана Анатольевна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация, https://or-cid.org/0000-0003-3303-6387, [email protected]
Данильянц Эдуард Игоревич, старший преподаватель кафедры экономики и управления, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Краснодарский край, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0001 -7778-0672, [email protected]
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 21.10.2022
Поступила после рецензирования 20.01.2023
Принята к публикации 03.02.2023
Information about the authors
Oksana A. Mosina, Dr. Sci. (Education), Head of General and Social Pedagogy Department, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, https://or-cid.org/0000-0003-3303-6387, [email protected]
Eduard I. Danilyants, Senior Lecturer of Economics and Management Department, Armavir State Pedagogical University, Armavir, Krasnodar Part, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-7778-0672, [email protected]
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
Received 21.10.2022 Approved 20.01.2023 Revised 03.02.2023