Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Максимова Людмила Николаевна

Рассмотрен процесс использования проектных технологий для выработки профессиональных компетенций студентов, обучающихся на творческих специальностях. Раскрыта специфика организации учебного процесса с использованием проектных технологий, что позволяет организовать деятельность студентов с ориентацией на получение конкретного творческого продукта, привлекать альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство с различными организациями и структурами. Выделены особенности проектно-ориентиро-ванного подхода во взаимодействии традиционных и инновационных начал в творческой самореализации студентов. Эффективность рассматриваемого процесса опирается на возможность построить занятия со студентами с учетом приобретения ими определенных навыков и умений, среди которых наиболее значимые: мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные. Проектные технологии на современном этапе обучения студентов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Отмечено, что проектная деятельность позволяет решить проблему готовности молодежи к активным действиям в социальной среде, реализовать полученные знания и навыки. Поэтому формирование проектной компетентности - один из важнейших ориентиров в системе подготовки студентов творческих специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Максимова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY FOR TEACHING STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES

We discuss the process of using project technologies to develop professional competencies of students studying in creative specialties. The specificity of the organization of the educational process using project technologies is revealed, which allows organizing the activities of students with a focus on obtaining a specific creative product, attracting alternative resources, maintaining partnerships with various organizations and structures. The features of the project-oriented approach in the interaction of traditional and innovative principles in the creative self-realization of students are highlighted. The effectiveness of the process under consideration is based on the ability to build classes with students, taking into account their acquisition of certain skills and abilities, among which the most significant are: thought-activity, presentation, communication, search, information. Project technologies at the present stage of student learning are considered as one of the personality-oriented technologies that integrate a problematic approach, group methods, reflexive, presentational, research, search and other methods. It is noted that project activity allows solving the problem of youth readiness for active actions in a social environment, realizing the acquired knowledge and skills. Therefore, the development of project competence is one of the most important guidelines in the system of training students of creative specialties.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 193 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 193 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THEORY AND METHODS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY ORGANIZATION

Научная статья

УДК 378.1

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-141-148

Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей

Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА1*, Людмила Николаевна МАКСИМОВА2

1ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1 2ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» 140155, Российская Федерация, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, 67 *Адрес для переписки: [email protected]

Аннотация. Рассмотрен процесс использования проектных технологий для выработки профессиональных компетенций студентов, обучающихся на творческих специальностях. Раскрыта специфика организации учебного процесса с использованием проектных технологий, что позволяет организовать деятельность студентов с ориентацией на получение конкретного творческого продукта, привлекать альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство с различными организациями и структурами. Выделены особенности проектно-ориентиро-ванного подхода во взаимодействии традиционных и инновационных начал в творческой самореализации студентов. Эффективность рассматриваемого процесса опирается на возможность построить занятия со студентами с учетом приобретения ими определенных навыков и умений, среди которых наиболее значимые: мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные. Проектные технологии на современном этапе обучения студентов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Отмечено, что проектная деятельность позволяет решить проблему готовности молодежи к активным действиям в социальной среде, реализовать полученные знания и навыки. Поэтому формирование проектной компетентности - один из важнейших ориентиров в системе подготовки студентов творческих специальностей. Ключевые слова: проектные технологии, студенты, учебный процесс, творческие специальности

Для цитирования: Григорьева Е.И., Максимова Л.Н. Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 193. С. 141-148. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-141-148

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-141-148

Project as an effective technology for teaching students of creative specialties

Elena I. GRIGORIEVA1*, Lyudmila N. MAKSIMOVA2

Russian State Social University 4-1 Vilgelm Pik St., Moscow 129226, Russian Federation 2Gzhel State University 67, Elektroizolyator 140155, Ramensky District, Moscow Region, Russian Federation Corresponding author: [email protected]

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Григорьева Е.И., Максимова Л.Н., 2021

(cc)

Abstract. We discuss the process of using project technologies to develop professional competencies of students studying in creative specialties. The specificity of the organization of the educational process using project technologies is revealed, which allows organizing the activities of students with a focus on obtaining a specific creative product, attracting alternative resources, maintaining partnerships with various organizations and structures. The features of the project-oriented approach in the interaction of traditional and innovative principles in the creative self-realization of students are highlighted. The effectiveness of the process under consideration is based on the ability to build classes with students, taking into account their acquisition of certain skills and abilities, among which the most significant are: thought-activity, presentation, communication, search, information. Project technologies at the present stage of student learning are considered as one of the personality-oriented technologies that integrate a problematic approach, group methods, reflexive, presentational, research, search and other methods. It is noted that project activity allows solving the problem of youth readiness for active actions in a social environment, realizing the acquired knowledge and skills. Therefore, the development of project competence is one of the most important guidelines in the system of training students of creative specialties.

Keywords: project technologies, students, educational process, creative specialties For citation: Grigorieva E.I., Maksimova L.N. Proyektirovaniye kak effektivnaya tekhnologiya obucheniya studentov tvorcheskikh spetsial'nostey [Project as an effective technology for teaching students of creative specialties]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 193, pp. 141-148. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-141-148 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время государственная культурная политика Российского государства строится на основе повышения гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития, а этого можно достигнуть путем модернизации социально-культурного пространства и использования современных технологий, к которым можно

отнести технологии образования, планирования, проектирования. Разработка проектной деятельности в области культуры и искусства направлена на повышение роли проектирования в социально-экономических преобразованиях и расширение социально-культурного пространства для самореализации представителей разных поколений. Именно социокультурное пространство, представляющее собой совокупность всех составляющих существующей реальности социума, играет

фундаментальную роль в формировании творческого потенциала личности.

Социокультурное пространство многогранно и неоднородно - оно включает в себя различные уровни и множество подпространств, в связи с чем развитие творческих способностей, профессиональных навыков в условиях различных подпространств не ограничено. К ним могут относиться разные виды культур, субкультур, культуры разных времен и этносов, деятельность социальных институтов общества и мн. др.

Особое значение для реализации проектных технологий в современной действительности имеет ценностная система конкретной личности, что определяется условиями, в которых происходил процесс социализации и построения системы ценностей. Ценности -это основа, определяющая духовную культуру, формирующая мировоззрение индивидуума. Поэтому их изменение и деформация -важнейший аспект в применении новых технологий для совершенствования подрастающего поколения и трансформации социокультурного пространства.

Студенты, обучающиеся на творческих специальностях, должны разбираться в современном понимании культуры, уметь ориентироваться в материальных и духовных ценностях, знать современные подходы к применению существующих социально-культурных проектов в практике государственных и муниципальных организаций культуры и искусства. Это связано с тем, что в после-перестроечный период произошло изменение ориентиров координирования государства работы учреждений сферы культуры и досуга. В результате возникли многочисленные экспериментальные площадки для роста социально-культурной активности различных групп населения.

Мы можем отметить возрастание многочисленных социальных групп населения, которые составляют гражданское общество [1].

Также следует подчеркнуть, что стратегия гуманитарного образования связана с социальной динамикой, которая имеет пространственно-временные характеристики

современной социально-педагогической деятельности [2, с. 100].

МЕТОДЫ

Новые образовательные стандарты позволили внедрять в учебный процесс разнообразные педагогические технологии, инновационные подходы к обучению и такие механизмы, которые позволяют готовить конкурентоспособных выпускников, соответствующих требованиям современного рынка труда. Это связано с ориентацией учебных планов на самосовершенствование и самореализацию студентов. И в этом процессе значимую роль играют проектные технологии, которые, являясь педагогической технологией, включают в себя исследовательские и проблемные методы, а также строятся на творческой основе [3].

Особую значимость проектирование имеет для выработки профессиональных компетенций студентов, обучающихся на творческих специальностях. Учебный процесс с использованием проектных технологий позволяет построить деятельность студентов с ориентацией на получение конкретного творческого продукта, привлекать альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство с различными организациями и структурами. Именно проектно-ориентированный подход позволяет добиться взаимодействия традиционных и инновационных начал в творческой самореализации студентов.

Проектные технологии, используемые в процессе обучения, позволяют не только студентам, но и людям разных поколений принимать участие в реализации культурной политики как на государственном, так и муниципальном уровне и в процессе сотрудничества реализовывать разнообразные творческие идеи.

За рубежом опыт внедрения проектов в социально-культурное пространство имеет давнюю практику. В России использование проектных технологий началось только в середине 90-х гг. XX века, что было связано с переходом на рыночные отношения и появлением новых субъектов деятельности в сфе-

ре культуры. Появились новые формы сохранения и распространения культуры, многочисленные социально-культурные технологии, которые позволили уйти от прежней системы распределения финансовых ресурсов. Сегодня выделенные средства на развитие культуры осуществляются в основном на конкурсной основе и под конкретные проекты.

В образовательном процессе активное применение технологий проектирования связывают с использованием компьютерных технологий, и метод проектов занимает ведущее место в образовательном процессе. При этом студент приобретает такие навыки, которые сложно приобрести при традиционных методах обучения. К тому же доказано, что метод проектов эффективен для развития когнитивных и творческих способностей студентов, формирования профессиональной компетентности. Нельзя не согласиться с Е.С. Полат, что проектная деятельность студентов - это «рассмотрение на новом витке педагогических, социальных и культурных достижений давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее в других условиях и в иной интерпретации» [4].

Неисчерпаемые возможности имеет технология проектирования для творческой самореализации и саморазвития студенческой молодежи. Ведь саморазвитие студенческой молодежи является основой для самостоятельной творческой деятельности, оно обеспечивает не только самореализацию личности в условиях профессиональной деятельности, но и способствует активизации различных способностей (управленческих, рефлексивных, коммуникативных, креативных).

Метод проектирования включает в себя различные дидактические формы и приемы, которые развивают творческий исследовательский интерес и аналитические формы образовательной деятельности будущих специалистов творческой направленности.

В основе применения этого метода лежит возможность студентов реализовывать свои идеи на практике, развивать нестандартное мышление и самоопределиться в дальнейшей профессиональной деятельно-

сти. Им приходится ставить конкретные цели и задачи, искать способы решения поставленных проблем и анализировать полученные результаты.

Именно проектная деятельность позволяет студентам приобрести необходимые компетенции, овладеть навыками и умениями, которые затем будут востребованы не только в процессе обучения, но и в профессиональной сфере [5].

Проектная деятельность позволяет построить занятия со студентами с учетом приобретения ими определенных навыков и умений, среди которых наиболее значимые: мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные. Но прежде чем студент сможет использовать свои знания и умения на практике при реализации проекта, необходимо овладеть технологией создания проекта и реализацией своей идеи в конечный продукт, будь то фестиваль, дизайн-проект, шоу-программа, исследовательский проект и т. д.

Именно проектная деятельность позволяет решить проблему готовности молодежи к активным действиям в социальной среде, реализовать полученные знания и навыки. Поэтому формирование проектной компетентности - один из важнейших ориентиров в системе подготовки студентов творческих специальностей [6].

В стенах учебных заведений за счет использования методик проектной деятельности происходит формирование специалиста, способного использовать инновации в своей будущей профессиональной деятельности. Студенты уже на первом курсе активно включаются в процесс реализации своих идей и готовы выявлять актуальную проблему, формулировать цели и задачи, находить пути для решения выявленной проблемы, подвергать анализу наиболее эффективные ориентиры решения профессиональных задач, а также доказывать верность своего выбора за счет использования различных методов [7].

Для того чтобы проектные технологии активно внедрялись в процесс обучения, необходимо применять такие методы, которые

позволяют добывать знания самостоятельно и направлять деятельность студентов на информационную активность. Именно такой подход позволяет решать проблему формирования у студентов умений и навыков творческого саморазвития. Студенты должны быть готовы к поиску интересных и нестандартных методов обучения, развитию содержания образования в сторону усиления вектора познания. При этом преподаватель должен применять игровые, практико-ориенти-рованные, проблемные и проектные методы обучения, чтобы направлять и стимулировать обучающихся выдвигать свои идеи, гипотезы, аргументировать их.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для того чтобы результат был достигнут и студенты заинтересовались проектной деятельностью, педагог создает условия для развития творческой проектной деятельности, а это подразумевает достаточно большую подготовительную работу со студентами. В нашей практике мы используем рабочие тетради по различным формам организации досуга. Каждая тетрадь имеет несколько разделов, которые позволяют самостоятельно знакомиться с основными терминами и понятиями, изучать современную литературу по обозначенной теме. Отдельный раздел тетради ориентирован на разработку проекта и его детальное описание. В заключение студент готовит презентацию и представляет свою идею и этапы воплощения на обсуждение педагога и сокурсников. Лучшие идеи воплощаются на практике.

При реализации проектного подхода появляется возможность сформировать не только исследовательские, но и коммуникативные навыки через решение проектных задач в малых учебных группах. Наиболее активно проходит процесс реализации проекта, что позволяет студентам выработать навыки управленческой деятельности и понять, что поставленные задачи трудно решать одному, необходима команда единомышленников, которая обладает не только коммуникативными навыками, но и умением

распределять между собой обязанности в группе, осуществлять взаимовыручку и взаимопомощь, относиться ответственно к порученному делу и т. д.

Подобная технология организации образовательного процесса позволяет студентам чувствовать себя свободно, ответственно за этапы реализации каждой поставленной задачи. Преподаватель при таком подходе к организации учебного занятия консультирует, помогает и реализует не только практико-ориентированный, но и индивидуальный подход.

Однако при создании проекта студент сталкивается с определенными трудностями, которые не позволяют ему грамотно сформулировать проблему. Сложности часто возникают при формулировке целей и задач, поиске путей решения поставленных задач. Педагог должен сориентировать студента на выбор альтернативных методов для реализации проекта, корректировку результатов и оценку своей деятельности.

При реализации проектного метода в образовательной практике преподавателю необходимо создать условия, при которых студент сможет самостоятельно сформулировать актуальную проблему. Вместе с тем студент должен иметь возможность интегрировать свои знания в решаемую проблему и вести активный исследовательский поиск вариантов ее решения. Задачи проекта всегда должны быть ориентированы на получение результата, и все участники процесса проектной деятельности должны максимально проявлять самостоятельность в выборе средств и форм реализации своих идей.

Использование педагогических технологий, направленных на творческую инициативу, развитие навыков коммуникации не только в социальной среде, но и в информационном потоке, а также самореализацию студентов, позволяет осуществлять формирование основных компетентностей, к которым относится проектная компетенция.

В процессе развития современных методов проектирования становится очевидно, что проектно-ориентированный подход должен все чаще применяться в образовательной

деятельности учебных заведений. Все больше учебных дисциплин должно быть направлено на развитие проектной деятельности [7].

Проектирование, осуществляемое в образовательной среде, - это возможность овладения многочисленными умениями и навыками. Учебная проектная деятельность служит, прежде всего, развитию творческой активности и самореализации студентов, ответственности; самостоятельности; креативности; компетентности; системности и критичности [8].

Особенно хочется отметить конкурентоспособность будущего специалиста в творческой профессии, так как востребованность выпускника после окончания вуза зависит от уровня сформированности проектной культуры, которая обеспечивает продуктивную профессиональную деятельность в любой сфере.

ОБСУЖДЕНИЕ

Проектные технологии на современном этапе обучения студентов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Учитывая различные задачи при создании проекта, в образовательном процессе вузов применяют различные виды проектов.

Е.С. Полат отмечает, что организация проектной деятельности напрямую зависит от типа проекта и выделяет следующие типологические признаки проектов.

1. Доминирующая в проекте деятельность; исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориен-тированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

2. Предметно-содержательная область; монопроект (в рамках одной области знания; выделяют следующие типы: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культу-роведческие, спортивные, географические,

исторические, музыкальные); межпредметный проект (включает несколько дисциплин).

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов: внутренние или региональные (среди участников одного учебного заведения, региона, страны, разных стран мира) и международные (участники проекта являются представителями разных стран) [9].

Если обратиться к исследованиям ученых по классификации различных типов проектирования, то выделяют чаще всего типы проектирования, которые различаются по своим объектам (морфологическое; социальное; экзистенциальное) [4].

Проекты разделяют на различные виды в зависимости от сферы применения (социальный, педагогический, психолого-педагогический проекты и собственно-педагогический, который включает развитие педагогических практик).

По мнению Л.А. Филимонюк с соавт., «в основе деятельности проектирования лежит мышление, проблематизирующее ценности и их иерархию. В процессе проектирования у субъекта происходит формирование критериальной основы, необходимой для осуществления самостоятельного и ответственного выбора в проблемных ситуациях» [10].

О С. Анисимова в качестве организационно-технологической основы диалогического взаимодействия в ходе проектирования образовательного пространства субъекта ориентируется на теоретические представления, согласно которым участники коммуникации должны поочередно занимать позиции автора, реципиента и критика, четко следуя ролевым предписаниям, что способствует переходу от воздействия к диалогическому взаимодействию участников образовательного процесса [11].

И.В. Корякина с соавт., исследуя проектную деятельность в контексте реализации частично-поискового метода обучения, считают целью проектной деятельности формирование набора компетенций [8].

Опираясь на исследование Н.Ю. Пахо-мовой [1], отметим, что проектная деятельность формирует такие важные личностные качества студентов, как коммуникабельность, толерантность, сотрудничество, что очень востребовано в будущей профессиональной деятельности [12].

Таким образом, использование технологий проектирования позволяет формировать не только профессиональное мировоззрение, но и определенный уровень проектной культуры.

Список литературы

1. Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 2. С. 38-45.

2. Расчетина С.А. Место и роль проектирования в современном социально-педагогическом образовании // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 4 (102). С. 100-103.

3. Коваленко Ю.А., Никитина Л.Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 20. С. 229-231.

4. Грибин А.А. Проектно-ориентированный подход, как взаимосвязь методов управления со стратегией компании // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9. С. 363-377.

5. Ступницкая М.А. Проектная деятельность и развитие учебной мотивации у учащихся основного звена школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 19 с.

6. Иванова С.Г. Использование проектной деятельности как метода обучения студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 199-201. URL: https://e-koncept.ru/ 2017/770553.htm (дата обращения: 11.03.2021).

7. Григорьева Е.И., Ефременко А.П., Габдиев М. Особенности формирования навыков проектной деятельности у обучающихся в образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 188. С. 114-122. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-114-122

8. Корякина Я.В., Ломтева Т.Н., Каменский М.В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровиза-ции // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 141-148.

9. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. № 3. С. 71-77.

10. Филимонюк Л.А., Юрова Ю.С. Проектно-методическая деятельность педагога дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 88-92.

11. Анисимова О.С. Самооценка в структуре личности студента: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1984. 16 с.

12. Абдулатипов Р.Г., Бусыгин А.Е. и др. Культурная динамика России в XXI веке: ресурсы, преемственность, перспективы. М.: Изд. дом МГУКИ, 2011. 319 с.

References

1. Pakhomova N.Y. Uchebnoye proyektirovaniye kak deyatel'nost' [Educational design as an activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University], 2010, no. 2, pp. 38-45. (In Russian).

2. Raschetina S.A. Mesto i rol' proyektirovaniya v sovremennom sotsial'no-pedagogicheskom obrazovanii [The place and role of design in modern social and pedagogical education]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Novgorod State University], 2017, no. 4 (102), pp. 100-103. (In Russian).

3. Kovalenko Y.A., Nikitina L.L. Proyektnaya deyatel'nost' studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Project activities of students in the educational process of the university]. VestnikKazanskogo tekhnologichesko-go universiteta [Bulletin of Kazan Technological University], 2012, vol. 15, no. 20, pp. 229-231. (In Russian).

4. Gribin A.A. Proyektno-oriyentirovannyy podkhod, kak vzaimosvyaz' metodov upravleniya so strategiyey kompanii [Project-oriented approach as the relationship of management methods with the company's strate-

gy]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem - Modern Research of Social Problems, 2015, no. 9, pp. 363-377. (In Russian).

5. Stupnitskaya M.A. Proyektnaya deyatel'nost' i razvitiye uchebnoy motivatsii u uchashchikhsya osnovnogo zvena shkoly: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Project Activities and the Development of Educational Motivation among Students of the Main School Link. Cand. psychol. Sci. diss. abstr.]. Moscow, 2013, 19 p. (In Russian).

6. Ivanova S.G. Ispol'zovaniye proyektnoy deyatel'nosti kak metoda obucheniya studentov vuza [The use of project activities as a method of teaching university students]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» - Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept", 2017, vol. 25, pp. 199-201. (In Russian). Available at: https://e-koncept.ru/2017/770553.htm (accessed 11.03.2021).

7. Grigorieva E.I., Efremenko A.P., Gabdiyev M. Osobennosti formirovaniya navykov proyektnoy deyatel'nosti u obuchayushchikhsya v obrazovatel'noy srede vuza [Features of the development of project activity skills among students in the educational environment of the university]. Vestnik Tambovskogo universite-ta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 188, pp. 114-122. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-114-122. (In Russian).

8. Koryakina Y.V., Lomteva T.N., Kamenskiy M.V. Samoreguliruyemoye obucheniye v usloviyakh tsifrovi-zatsii [Self-regulated learning in the context of digitalization]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo un-iversiteta [Bulletin of the North Caucasus Federal University], 2019, no. 2 (71), pp. 141-148. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Polat E.S. K probleme opredeleniya effektivnosti distantsionnoy formy obucheniya [To the problem of determining the effectiveness of distance learning]. Otkrytoye obrazovaniye [Open Education], 2005, no. 3, pp. 71-77. (In Russian).

10. Filimonyuk L.A., Yurova Y.S. Proyektno-metodicheskaya deyatel'nost' pedagoga dopolnitel'nogo obrazo-vaniya [Design and methodological activity of a teacher of additional education]. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya - World of Science, Culture, Education, 2019, no. 4 (77), pp. 88-92. (In Russian).

11. Anisimova O.S. Samootsenka v strukture lichnosti studenta: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Self-Esteem in the Structure of the Student's Personality. Cand. psychol. Sci. diss. abstr.]. Moscow, 1984, 16 p. (In Russian).

12. Abdulatipov R.G., Busygin A.E. et al. Kul'turnaya dinamika Rossii v XXI veke: resursy, preyemstvennost', perspektivy [Cultural Dynamics of Russia in the 21th Century: Resources, Continuity, Prospects]. Moscow, Publishing House of Moscow State University of Culture and Arts, 2011, 319 p. (In Russian).

Информация об авторах

Григорьева Елена Ивановна, доктор культурологии, профессор кафедры искусств и художественного творчества, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2034-6602

Максимова Людмила Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и народной художественной культуры, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, Раменский р-н, Московская обл., Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9033-4324

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

Одобрена после рецензирования 26.05.2021

Принята к публикации 03.09.2021

Information about the authors

Elena I. Grigorieva, Doctor of Cultural Studies, Professor of Art and Artwork Department, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2034-6602

Lyudmila N. Maksimova, Candidate of History, Associate Professor of Fine Arts and Folk Artistic Culture Department, Gzhel State University, Elektroizolyator, Ra-mensky District, Moscow Region, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9033-4324

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 28.04.2021 Approved after reviewing 26.05.2021 Accepted for publication 03.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.