УДК 374
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
© 2023 В. В. Лактионов
аспирант 3 курса ФГБОУВО «Севастопольский государственный университет», директор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» e-mail: laktionov-victor@ bk. ru
Севастопольский государственный университет
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся дополнительного образования детей и взрослых, в частности исследуется целевой компонент системы дополнительного образования.
Ключевые слова: образование, дополнительное образование, цель и задачи дополнительного образования, целевой компонент, целевой компонент дополнительного образования.
TARGET COMPONENT IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN AND ADULTS
© 2023 V. V. Laktionov
Postgraduate Student of the Sevastopol State University, Director of the State Budgetary Educational Institution of Additional Education of the city of Sevastopol "Sevastopol Center for Tourism, Local History, Sports and Excursions for Students"
e-mail: laktionov-victor@ bk. ru
Sevastopol State University
The article deals with issues related to the additional education of children and adults, in particular, the target component of the system of additional education is investigated.
Keywords: education, additional education, the purpose and objectives of additional education, target component, target component of additional education.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что деятельность сферы дополнительного образования должна быть направлена на подготовку учащихся с высоким творческим потенциалом, которые готовы учиться, сохранять художественные традиции и создавать интеллектуальную творческую атмосферу.
Президент РФ В.В. Путин постоянно подчеркивает значимость построения системы дополнительного образования в России. В данной статье предпринято исследование целевой составляющей этой системы, которая распространяется как на детей, так и на взрослых: «Одна из первоочередных национальных задач - решение проблем, связанных с качеством дополнительного образования» [6].
Актуальность поднимаемого вопроса также обусловлена модернизацией отечественного образования, выдвигающей определение целей образовательного процесса на первый план.
Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» [7], к 2024 г. у 80% юных граждан страны должен быть доступ к дополнительному образованию, почти для миллиона детей к этому же сроку откроют двери новые современные школы. Результатом должна стать своеобразная синергия государства и бизнес-структур.
В Послании президента России [5] были даны установочные цифры по вводу к 2024 г. не менее 1 300 новых школ (с учётом тех, которые открываются с 2019 г.). Особенностью этой программы станет механизм государственно-частного партнёрства, а точнее - концессионное соглашение. Иными словами, часть средств на проектирование, строительство и эксплуатацию школ даёт банк-кредитор, оставшиеся суммы выделяют частный инвестор и региональный бюджет. Таким образом, в проекте по созданию школ появляется концессионер - инвестор и одновременно оператор этого проекта, который им руководит. И это нововведение, на наш взгляд, имеет довольно интересные перспективы, потому что концессионер, будучи представителем частного сектора, может привнести в проект лучшие организационные практики из бизнеса, объединяя их с передовыми образовательными практиками.
Концепция новых школ подразумевает в том числе создание инфраструктуры для дополнительного образования. Благодаря частным инвестициям она может получить гораздо лучшее оснащение, чем то, к которому привыкли в обычных муниципальных школах.
Система общего образования неповоротлива, считает Д.Д. Долганев [3], но именно дополнительное образование позволяет восстановить пробел и давать современные навыки, которые будут нужны бизнес-сектору и экономике страны. Кроме того, дополнительное образование ставит во главу угла интересы самих обучающихся. Уже есть запрос на эффективность проектов и возможность их применения в реальной жизни. И если пока не под силу создать сильный кружок в каждой школе, то можно консолидировать усилия корпораций и школ дистанционно, в том числе с помощью трекеров и онлайн-систем. Чтобы собирать и распространять лучшие наработки дополнительного образования, нужен специальный масштабный проект. Целеполагание системы дополнительного образования является крайне актуальным вопросом на современном этапе развития отечественной системы образования.
Система российского дополнительного образования на современном этапе развития общества претерпевает серьезные содержательные изменения. В связи с вышесказанным необходимо подробнее остановиться на самом понятии дополнительного образования детей и взрослых.
Дополнительное образование является важным элементом в системе образования Российской Федерации. Оно направлено на развитие личности человека в различных сферах его жизни. Среди приоритетных направлений дополнительного образования можно выделить интеллектуальное, нравственное, физическое и профессиональное развитие.
Сегодня дополнительное образование является очень важным компонентом в развитии образовательной системы России. Оно позволяет создать условия для различных возможностей интеллектуального, нравственного, физического и профессионального развития человека. Без повышения образовательного уровня
дополнительное образование даёт возможность получения новых знаний и умений, профессиональных навыков, расширения кругозора.
Однако важно отметить, что дополнительное образование не имеет установленных федеральных государственных образовательных стандартов. Это значит, что данная форма образования не предполагает повышения уровня образования, в отличие от основного образования, профессионального обучения и высшего образования.
Дополнительное образование представляет собой богатую палитру различных видов обучения, которые направлены на совершенствование личности человека. Это могут быть различные курсы, тренинги, мастер-классы, семинары и другие формы обучения.
Дополнительное образование - важная составляющая системы образования России, которая дает возможность людям учиться и развиваться в различных сферах своей жизни. Оно помогает людям получать новые знания и навыки, расширять кругозор и перенимать новый опыт. Процесс беспрерывного обучения приносит множество пользы и способствует личностному росту каждого человека.
Термин «дополнительное образование», хоть и существует уже более десяти лет, вызывает различные мнения как по самому понятию, так и по содержанию деятельности по дополнительному образованию [9].
Дополнительное образование, как отмечает Б.А. Дейч, представляет собой организованный процесс взаимодействия педагогов и детей во внеурочное время. Основой данного подхода является свободный выбор деятельности со стороны детей, а целью является удовлетворение их познавательных интересов, потребностей в социальных взаимодействиях, творческой самореализации и развитии в разновозрастной группе единомышленников. В итоге дополнительное образование становится важной составляющей обучения, которая способствует развитию личностных качеств и помогает ребенку раскрыть свой потенциал [2].
В. П. Голованов подчеркивает, что дополнительное образование детей - это интерактивный подход, спланированный по определенной методике, призванный способствовать развитию у ребенка стремления к самосовершенствованию и воображения. Он считает, что ключевыми характеристиками дополнительного образования являются его добровольный характер, индивидуализированный и вариативный подход, а также то, что предоставление такого образования осуществляется в свободное время детей и взрослых.
Федеральное законодательство выделяет два подвида дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
В современном мире образование играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности и наращивании профессиональных навыков и знаний. Для этого все больше людей ищут дополнительные способы получения знаний и продолжительности обучения, начиная от детей в школьном возрасте и заканчивая взрослыми людьми, которые стремятся повысить свою квалификацию и получить новые профессиональные навыки.
Дополнительное обучение стало нормой в нашей жизни, давая возможность детям более эффективно учиться и развиваться, увеличивая их возможности для будущей карьеры. Также оно помогает взрослым получать новые знания и навыки, позволяет им быть готовыми к изменениям на рынке труда.
Дополнительное обучение проводится в различных форматах и на различных уровнях. Это могут быть курсы, вебинары, учебные программы, тренинги, семинары и т.д. Важно, чтобы они были признаны экспертами в выбранной области знаний и повышали квалификацию студентов. Эффективные программы дополнительного
обучения не только обеспечивают практику и развитие по определенной области знаний, но также помогают студентам улучшить свои навыки общения и лидерства.
Дополнительное обучение может быть организовано как самостоятельно, так и по рекомендации от работодателей или образовательных учреждений. Они признают значение обучения не только для целей карьеры, но и для личного развития.
В настоящее время дополнительное обучение - действенный способ продления обучения и развития своих способностей. Важно найти правильную форму обучения и использовать практические навыки, приобретенные в дополнительном образовании, для своего профессионального успеха и личного роста (рис. 1)
Рис. 1. Дополнительное образование как часть непрерывного образования в РФ [4]
Федеральный закон предписывает использовать дополнительное обучение для молодых и пожилых людей, чтобы стимулировать творческий потенциал и удовлетворить потребности в интеллектуальном, этическом и физическом развитии, привить культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепить благосостояние и организовать многочисленные возможности для отдыха.
Целенаправленность того или иного компонента системы внеклассной работы является краеугольным камнем целеполагания. Это главная задача педагогов. Федеральный закон определяет цели этой формы образования, и такие цели играют первостепенную роль в ее успешной реализации.
Первой целью является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Это означает, что дополнительное образование должно способствовать раскрытию творческого потенциала каждого человека, развитию его творческих способностей и способности мыслить нестандартно.
Достижение второй цели подразумевает удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, моральном и физическом совершенствовании. Обучение должно позволить человеку осознать свои возможности, приобрести новую информацию, склонности и способности, которые необходимы и полезны в жизни. Ключевым элементом этой цели является воспитание моральных ценностей.
Формирование культуры благополучия и безопасности — это третья цель. Дополнительное образование должно способствовать формированию у детей и взрослых здорового образа жизни, развитию физических способностей и умению сохранять здоровье, а также обеспечивать безопасность в различных сферах жизнедеятельности.
Четвертая цель состоит в укреплении здоровья и организации свободного времени детей и взрослых. Образовательные программы и мероприятия, проводимые в рамках дополнительного образования, должны способствовать здоровому образу жизни, обеспечивая при этом интересный и разнообразный досуг.
Следовательно, дополнительное образование призвано формировать личность и повышать уровень жизни людей.
Определенные цели, установленные Федеральным законом [8], являются ориентиром для успешной реализации этой задачи и должны быть учтены при разработке программ и проведении мероприятий.
Дополнительное образование является важной ступенью развития личности. Его цель - помочь детям и взрослым раскрыть свой потенциал, повысить общекультурный уровень, сохранить здоровье и найти свое призвание. Занятия позволяют организовать интересный досуг, расширить кругозор и разнообразить жизнь. Оно включает все сферы жизни: от спорта до профессионального обучения, что способствует формированию универсальных навыков и компетенций [4] (рис. 2).
Рис. 2. Цели и задачи системы дополнительного образования детей и взрослых
Дополнительное образование становится все более популярным среди родителей и взрослых, которые стремятся развивать свои творческие способности и повышать свой уровень знаний. Программы дополнительного образования помогают реализовать индивидуальные таланты, повышать уровень образованности и развивать социализацию. Для детей это дополнительная возможность для подготовки к будущей жизни, а для взрослых - возможность для карьерного роста и развития интересов. Важно помнить, что дополнительное образование должно быть доступным для всех, не зависимо от социального статуса и уровня дохода.
Анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приводит к выводу о важности дополнительного образования, которое является не менее значимым видом обучения. Оно направлено на удовлетворение различных потребностей в образовании и помогает развивать интеллектуальные, этические, физические и профессиональные навыки человека, не обязательно продвигая его на новую ступень образования.
Поэтому осознание значения дополнительного образования и его роли в формировании личности должно стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки в области образования.
Библиографический список
1. Голованов, В. П. Дополнительное образование детей - личное образовательное пространство детства / В. П. Голованов. - Москва: Киров, 2017. - 123 с.
2. Дейч, Б. А. Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса / Б. А. Дейч // Педагогический профессионализм в современном образовании : Материалы Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 20-22 февраля 2006 года. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2006. - С. 404-411.
3. Долганев, Д. Д. Система дополнительного образования детей как один инструментов развития и позиционирования северных и арктических территорий (на примере Красноярского края) / Д. Д. Долганев // The Newman in Foreign policy. -2022. - №2 (65 (109)). - С. 62-64.
4. Львова, Л. С. Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Л. С. Львова. // Научные исследования в образовании. - 2013. - №3. - С. 26a-34.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию». // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418 (дата обращения: 20.06.2022).
6. Путин, В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / В. В. Путин. // Официальный сайт партии «Единая Россия». [Электронный ресурс]. - URL: https://er.ru/activity/news/putin-stroitelstvo-spravedlivosti-socialnaya-politika-dlya-rossii_74606 (дата обращения: 20.06.2022).
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. №15. Ст. 2534
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
9. Щербатова, Э. В. Использование термина дополнительное образование / Э. В. Щербатова. // Влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 марта 2021г. - Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. - С. 98-102.