УДК 374
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2022 В. В. Лактионов
заместитель директора - заведующий по образовательной деятельности Севастопольской станции юных техников, аспирант 3 курса e-mail: laktionov-victor@ bk. ru
Севастопольский государственный университет
В статье рассматриваются общетеоретические аспекты развитию профессиональных компетенций у педагогов дополнительного образования. Приведены различные подходы к определению исследуемого понятия, а также к методам их развития, что является актуальным вопросом в педагогике.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональные компетенции педагогических работников, дополнительное образование, развитие профессиональных компетенций.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION
© 2022 V. V. Laktionov
Deputy Director - Head of Educational activities of the Sevastopol Station of Young Technicians, 3rd year postgraduate student e-mail: [email protected]
Sevastopol State University
The article discusses the general theoretical aspects of the development of professional competencies among teachers of additional education. Various approaches to the definition of the concept under study, as well as to the methods of their development, which is an urgent issue in pedagogy, are given.
Keywords: professional competencies, professional competencies of teaching staff, additional education, development of professional competencies.
Актуальность данной темы обусловлена основной из целей сферы дополнительного образования - обеспечением формирования у обучающихся компетенций, которые будут использованы ими в дальнейшей профессиональной деятельности, а также качественная подготовка людей, у которых есть творческий потенциал, с целью создания интеллектуальной творческой среды.
Специалиста в любой области можно назвать компетентным тогда, когда он умеет грамотно применять в практической деятельности свои знания, умения, полученные в ходе обучения. Сегодня востребованы люди, которые стремятся к непрерывному развитию себя как личности, а также постоянному развитию в профессиональной сфере, которые занимаются повышением своих компетенций
в профессиональной области. Важно не просто иметь знания и навыки, а уметь распоряжаться ими, самостоятельно решать возникающие проблемы.
В настоящее время компетентностный подход можно назвать одной из частей академического подхода. Компетентность является центральным понятием компетентностного подхода.
Действующая в настоящее время система дополнительного образования в нашей стране находится на стадии модернизации. Не так давно произошло внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н) [6], основной из целей которого является изменение содержания действующей в стране системы дополнительного образования. Указанный стандарт позволяет повысить качество предоставляемого гражданам страны образования, а также повысить уровень системы образования в России. Одним из центральных субъектов данного вида образования, так же как и в любой системе образования, является педагог. Именно от него, от его профессиональной компетентности, а также духовности личности педагога зависит качество процесса образования.
О формировании профессиональных компетенций писали многие ученые. Данный вопрос изучали Ю.С. Кострова, П.П. Борисов, А.В. Хуторская, И.А. Зимняя и другие. Изучение профессиональной литературы позволило сделать вывод о том, что под профессиональной компетенцией следует понимать получение наиболее углубленных знаний, умений в области определенной профессии, опыт и личностные качества человека, которые помогают ему в выполнении своей профессиональной деятельности. Вопросам формирования профессионально-творческой компетентности посвящены труды А.В. Тутолмина, Н. А. Пахтусовой и др.
В настоящее время основные задачи, которые стоят перед педагогами, требуют от них достаточно серьезных профессиональных усилий. Педагог должен разработать для себя либо подстроиться под определенный метод преподавания, быть гибким и быстрым в решении некоторых вопросов, таких как воспитание, мотивация обучающихся. Стоит отметить, что многие преподаваемые предметы также подвергаются изменениям информации, которые педагогу тоже следует учитывать. Все эти задачи способен решить только психологически здоровый человек, имеющий соответствующие компетенции в области педагогики, творческое мышление для быстрой адаптации в среде. Для педагога, как и для многих людей разных профессий, важным является постоянное развитие, пополнение знаний в своей области.
A. Н. Никульников считает, что «профессионализм педагога, его профессиональная компетентность является влияющим фактором на развитие личности в системе дополнительного образования» [5, с. 121].
Н.И. Алмазова определяет, что «компетенции - знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность - это качественное использование компетенций» [1, с. 39]. Другое определение компетентности дал Н.Н. Нечаев: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [4, с. 11].
По мнению В.В. Нестерова [3], компетентность - это совокупность того, чем человек владеет, компетенция - совокупность того, чем человек располагает.
B.А. Сластенин считает, что «профессиональная компетентность педагога - это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической детальности» [8, с. 235]. Теоретическую готовность он характеризует через прогностические, аналитические, информационные и мобилизационные,
а практическую готовность - через организаторские, информационные, ориентационные, коммуникативные.
Профессиональные компетенции - это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Последние представляют собой задачи и стандарты их выполнения, принятые в образовании. В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи по заданным стандартам.
Под профессиональной компетенцией мы понимаем круг вопросов, в которых педагог должен проявить свои профессиональные знания, умения, навыки и способы деятельности. Так, для педагога важным является понимание того, какие стоят цели обучения.
Современный педагог дополнительного образования - это управленец образовательным процессом в своем объединении, мобильный, гибкий, обладающий широким кругозором, устанавливающий внешние связи и контакты с родителем, социальными партнерами образовательного учреждения.
В составе понятия «профессиональная компетентность педагога» мы, вслед за И. А. Семибратовой [7], рассматриваем следующие компетенции:
1) коммуникация: грамотная передача знаний обучаемым, чтобы информация был без каких-либо искажений; умение вести диалог, излагать свое мнение, грамотно объяснять, чтобы его понимали; отсутствие страха выступления перед публикой; способность работать в группе; проявление доброжелательности к своим ученикам; умение коммуницировать как с самими обучающимися, так и с их родителями, если обучающиеся являются несовершеннолетними, а также с коллегами;
2) влияние: умение влиять на образ мыслей учащихся; имение положительного образа; умение видеть или разглядеть в учениках потенциал; также у педагога должен быть развит творческий потенциал, умение адаптироваться в меняющихся условиях реальности;
3) уелеполагание: умение ставить перед своими учениками такие цели, которые будут им понятны; определение важности педагогических задач; умение грамотно сформулировать цели, а также пути их достижения; умение разбивать цели на более мелкие задачи; умение проводить анализ текущих условий, подбирать необходимые ресурсы, которые будут наиболее эффективными в конкретной ситуации; умение грамотно структурировать и подавать информацию ученикам; грамотное планирование работы, проведение анализа и корректировки профессиональной деятельности;
4) планирование: умение разрабатывать, подстраивать под условия образовательную программу, планировать занятия для учеников; умение разрабатывать систему контроля, построение обратной связи между педагогом и учениками; умение подобрать методы и средства обучения;
5) Саморегуляция: педагог регулирует собственные эмоциональные состояния, умеет управлять своей мимикой, управляет темпом психических процессов, осознанно создает ситуации для психической разрядки; способен выделять проблемы в профессиональной, личной и общественной жизни; осуществляет самоконтроль собственных действий и взаимодействия с окружающими; преодолевает аффективное напряжение, возникающее в процессе деятельности; проводит рефлексию собственных внутренних состояний;
6) саморазвитие: педагог оценивает свои сильные и слабые стороны; способен адаптироваться к новым ситуациям в профессиональной деятельности; развивает свои профессиональные и личностные качества; обладает широким кругом интересов и умений; проявляет гибкость, готов к постоянному самосовершенствованию;
участвует в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; занимается самообразованием - повышает уровень профессионального мастерства, находит и использует различные источники информации, разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе полученной информации; находит условия для реализации собственного творческого потенциала; стремится к достижению высокой степени профессионализма.
Развитость профессионально-личностной компетентности обеспечивает открытость педагогического сообщества окружающему социуму, способствует интеграции педагогов с социумом, позволяет им гибко и мобильно реагировать на происходящие изменения.
Условия динамичного развития общества и социальных установок реальной действительности предъявляют к компетенции преподавателя высокие требования. В частности, требуется обращать внимание на способы и методы самосовершенствования, технологии саморазвития личности. Важным качеством педагога считается восприимчивость к инновациям в образовательной сфере, что позволяет адаптироваться и приспосабливаться к педагогической среде, стремительно изменяющейся в отношении интеграционного процесса.
Развитие профессиональных компетенций педагогов организации дополнительного образования - это, по мнению Е.А. Марценковской [2], непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагога, определения образовательных траекторий для педагога, методического обеспечения повышения квалификации, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов.
На сегодняшний день, опираясь на педагогический опыт, можем выделить следующие направления развития профессиональных компетенций:
- повышение квалификации;
- самообразование;
- участие в педсоветах, семинарах, конференциях, в том числе теоретических и научно-практических, мастер-классах, учительских съездах и других видах профессиональных активностей;
- совершенствование знаний и умений пользования образовательными технологиями, методическими и педагогическими приемами;
- расширение умений в области информационно-коммуникационных технологий;
- участие в конкурсах и исследованиях;
- распространение собственного педагогического опыта, обучение коллег, создание публикаций и пр.
Не следует также забывать о том, что педагог должен быть готов к инновационной деятельности - осваивать новые педагогические технологии, создавать индивидуальные проекты и пр. Педагог должен непрерывно развиваться и совершенствоваться, накапливать опыт и развивать профессиональные качества - все эти процессы необходимы для гармоничного развития профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Алмазова, Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореферат
диссертации ... доктора педагогических наук / Н. И. Алмазова. - Санкт-Петербург, 2003. - 47 с.
2. Марценковская, Е. А. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: точки роста / Е.А. Марценковская. - Архангельск, 2018.
- 92 с.
3. Нестеров, В. В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога / В.В. Несторов. // Акмеология. - 2009. -№1. - С. 19-26.
4. Нечаев, Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая. // Вестник УРАО. - 2002. - № 1. - С. 3-21.
5. Никульников, А. Н. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: от условий к эффективному результату / А. Н. Никульников. // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5(84). -С. 120-122.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"». // Официальный интернет-портал правовой информации. - иЯЬ: www.pravo.gov.ru.
7. Семибратова, И. А. Оценка профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и их деятельности по обеспечению качества образования / И. А. Семибратова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.
- 2019. - №2(7). - С. 50-59.
8. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. -Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.