УДК 069.12:37.017
А. В. Караманов
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЕЕ
Среди наиболее интересных педагогических инноваций ХХ - начала ХХ1 вв. можно выделить попытки создания учебной среды в пространстве музея. Последние работы в русле данной тематики раскрывают различные аспекты воспитания в музее (Л. Именнова, И. Микулан, Л. Ордуханян, М. Чесняк), подготовки будущего учителя и музейного педагога (Н. Ломова, Н. Мичеева, В. Снагощенко), развития социального опыта учащихся и студентов (Т. Белофастова, А. Нагибина, М. Соколова, С. Троянская), особенности создания музейного пространства эффективной коммуникации (Г. Вишина, Е. Колосова, Т. Мышева).
Довольно часто данные работы повторяют друг друга, имеют описательный характер и не затрагивают наиболее ярко выраженных проблем, касающихся методики проведения музейного занятия. Мы полагаем, что деятельность любого музея, помимо научно-исследовательской, должна быть сфокусирована вокруг его просветительской, рекреационной и особенно дидактической миссии.
Известно, что посещение музеев с учебной целью зачастую имеет разнообразный и противоречивый характер, определяющийся школьной программой и возможностями привлечения нового материала, совмещения поисковой, игровой или исследовательской деятельности с интересами учащихся.
В данном контексте обычно возникает вопрос: как правильно планировать и диагностировать такую деятельность? Целью нашей работы является анализ возможностей постановки и достижения целей современного музейного занятия (в рамках сотрудничества музея и школы). Кроме этого, мы планируем изучить возможности диагностики результатов организованной учебной деятельности в музее, которая, по нашему мнению, имеет универсальный характер и способствует улучшению среды обучения для качественных изменений в развитии ребенка.
Проблемы определения целей учебной деятельности были предметом научного поиска М. Адлера, В. Гузеева, В. Загвязинского, А. Келли, Т. Кошмановой, С. Максименко,
О. Матвиенко и других исследователей, которые обращали внимание на общие вопросы целеполагания, особенности планирования учебной деятельности на уроке.
В нашей работе мы обратимся к музейной дидактике, поскольку для нее является характерным как навязывающий характер (элементы побуждения), так и неформальный (элементы интереса, реализации потребностей, совместного участия), особенно когда речь идет о школе.
В соответствии с вышесказанным, традиционное музейное занятие в рамках школьной программы, как правило, обретает форму дополнительного мероприятия, иллюстрации к уроку. При соответствующей подготовительной работе в классе, расстановке правильных акцентов во взаимосвязи учебной темы и выборе конкретного музея, согласовании роли учителя и музейного педагога такое занятие, казалось бы, «обречено на успех». Однако очень часто оно проводится хаотично, формально, в быстром темпе и озвучива-
ется экскурсоводом в музее (музейным педагогом) стандартным текстом, без какой-либо методики, но при вполне конкретных целях.
Аналогично вышесказанное может относиться к самостоятельному посещению музея группой учащихся определенного возраста. Как правило, мотивацией в данном случае может выступать умело спроектированное задание учителя (например, выполнение проекта, кейса); впечатление от самого урока по данной теме; стремление открыть для себя новые аспекты известного материала; желание с интересом провести свободное время и т.д.
Бесспорно, что учащиеся должны быть в определенной степени ознакомлены и подготовлены к тому, что мы называем «музейной культурой», «исторической памятью» и «музейной / исторической реликвией». Только в случае неподдельного интереса к музейным ценностям, стремления познать новое или поучаствовать в интересной деятельности такое посещение будет иметь результат, о чем мы поговорим немного ниже.
Неформальное занятие в музее (реализуемое в качестве альтернативы воспитательного мероприятия или же основанное на интересе учащихся к конкретной экспозиции) имеет менее прогнозируемую деятельность и совмещается с возможностью познания нового, расширения мировоззрения, развития способностей.
Однако для такого занятия характерен более хаотичный характер, обусловленный отсутствием педагогически осмысленной деятельности или выборочной постановкой целей визита в музей. Очевидно, что мы не призываем планировать и регламентировать каждый шаг ребенка в музее, но, с другой стороны, понимание того, зачем мы пришли в музей / что мы будем там делать и / для чего нам это нужно создает возможность осмысленного подхода к такого рода деятельности.
Впрочем, все вышесказанное может в полной мере относиться также к любому организованному визиту человека в музей, особенно в детском или юношеском возрасте (в составе учебной или туристической группы), и, очевидно, к индивидуальным посетителям музея.
Сложность диагностики такого рода деятельности обусловлена индивидуальными различиями психики, ощущения и восприятия каждого человека, его уровнем активности, способностями к саморефлексии и самоанализу, особенностями вербального и невербального поведения и т.д.
Бессистемные эпизодические занятия в музее также, без сомнения, имеют свои эффекты, реализующиеся в долгосрочных воспитательных и развивающих целях / ожидаемых результатах. Они проявляются через некоторое время в особенностях поведения, совместной деятельности (учебе), уровнях общения, способности фиксации внимания на деталях, гибкости мышления и возможностях запоминания.
Цели имеют особое значение для успешного проведения урока, тем более, когда речь идет об уроке в музее. Главная цель, к которой стремится в своей деятельности учитель, состоит в том, чтобы в процессе обучения и воспитания сформировать и развить личностные качества ученика, его способность к социализации и коммуникации.
Известно, что цели педагогического воздействия всегда планируют в контексте личностного роста, изменения личности учащегося. Учитель хочет сформировать у воспитанника ту внутреннюю основу, которая позволила бы ему в дальнейшем самостоятельно управлять своей деятельностью. Именно в конкретных педагогических целях реализуются выходные цели образования. Они определяются в различных программах по учеб-
ной и воспитательной работе, в педагогических и методических пособиях, и призваны очертить то, что именно должно сформироваться в человеке на определенном этапе его образования или в процессе изучения того или иного учебного предмета. Указанные цели не являются постоянными и неизменными, - они каждый раз уточняются и обновляются в соответствии с развитием содержания, форм и методов обучения1.
Педагогические цели в школе (в формате: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ) взаимосвязаны с соответствующей деятельностью, проводимой учителем в ходе реализации программы учебно-воспитательной работы в условиях конкретного класса. При этом, с одной стороны, они обеспечивают четкость, сосредоточенность и понимание излагаемого материала, однако, с другой стороны, не всегда позволяют проверить, насколько учащиеся им овладели, зачастую приравнивают работу на уроке к механическому запоминанию информации, часто не учитывают требования личностно ориентированного образования, направленного на непосредственное взаимодействие учителя и ученика.
Педагогические цели в пространстве музея предполагают:
- развитие способностей к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений искусства;
- развитие умения переносить в свои художественные образы впечатления от увиденного в природе, в музее и окружающей жизни;
- формирование представлений о различных видах искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна, музыки, поэзии, художественной литературы, театра, танца) и их существования в жизни человека;
- овладение умениями правильно вести себя в музее, поддерживать разговор об искусстве сообразно возрастным и психическим особенностям школьного возраста;
- воспитание эмоциональной и эстетической отзывчивости к явлениям природы, культуры, искусства;
- формирование нравственных и эстетических чувств: любви к народному искусству, окружающей природе, произведениям искусства, культуре разных стран и народов2.
Вышеперечисленные цели дают нам возможность обратиться к деятельностному подходу, позволяющему определять цели, выполнение которых возможно при проведении конкретных учебных занятий. Заметим, что воспитательные и развивающие цели не могут быть реализованы в течение одного занятия, их довольно трудно определить диагностически и сформулировать соответствующие эталоны в критериальном виде для практической деятельности педагога.
По нашему мнению, целей педагогической деятельности в музее не должно быть много. При их определении важно учитывать три фактора: воспитательные и развивающие возможности содержания учебного материала, особенности развития класса (возрастные, интеллектуальные, моральные и т.д.), а также характер и направленность среды обучения в пространстве конкретного музея.
1 Караманов О. В. Проблема співвідношення цілей і очікуваних результатів уроку у процесі формування національного курикулуму // Постметодика. 2009. № 1 (85). С. 2.
2 Савенкова Л. Г., Богданова Н. В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство»: Педагогические технологии и механизмы художественно-творческого развития детей: Интегрированные формы обучения: Пособие для учителя. М., 2006. С. 188.
При формулировке деятельностных целей учитель должен использовать активные глаголы, отображающие, что именно ученик должен сделать, выполнить или создать, например: НАЗВАТЬ * НАПИСАТЬ * ОПРЕДЕЛИТЬ * КЛАССИФИЦИРОВАТЬ * ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ * ОПИСАТЬ * УМЕТЬ * и т.д. Эти глаголы позволяют проследить и эффективно оценить достигнутый результат. В то же время такие глаголы, как ЗНАТЬ * ОЗНАКОМИТЬ * ПОНИМАТЬ * АНАЛИЗИРОВАТЬ * ОЦЕНИТЬ не является действен-ными3.
В ходе формирования целей урока в музее мы должны исходить из концептуализации содержания деятельности учителя, акцент должен быть поставлен на потребностях учителя в соответствующих профессионально-педагогических знаниях и умениях. Соответственно, позиция учащихся по усвоению этих знаний и умений не должна быть пассивнорепродуктивной, а направлена на активное взаимодействие между собой, предусматривающее применение личностно ориентированного подхода и интерактивных методов в процессе обучения. Такое взаимодействие обеспечит не только эффективность восприятия дидактического материала, но и позволит ученикам «оценивать на предмет соответствия реалиям учебной деятельности собственные познавательные потребности, коммуникативное взаимодействие со сверстниками и раскрывать собственную индивидуальность»4.
Сравнивая различные подходы к постановке целей, мы можем прийти к предварительному выводу, что наиболее четким и педагогически обоснованным в ходе согласования различных целей обучения в пространстве музея является деятельностный подход в формате: ОБЩАЯ ЦЕЛЬ - ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАНИЯ - ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Деятельностные цели подвижны, изменчивы и динамичны. Их всегда формируют в соответствии с разнообразными педагогическими ситуациями, с которыми имеет дело преподаватель-практик. Это предполагает формирование нового педагогического мышления, главными элементами которого выступают гибкость, альтернативность, креативность, т.е. способность находить в конкретных педагогических ситуациях различные варианты их решения, осознание закономерностей и принципов педагогического процесса, предвидение результатов педагогической деятельности5.
Можно определить следующие важнейшие функции целей в обучении:
• конструирование, в котором следует выделить прогнозирование и планирование учебного процесса;
• отбора оптимального содержания, адекватного выявленным целевым ориентирам;
• технологическую функцию, предусматривающую определение методов, приемов, адекватных целям;
• перспективную развивающую, поскольку видение целей урока позволяет учащимся ориентироваться в будущей деятельности, видеть ее системно.
Проанализируем данные функции:
1. Если говорить о конструировании, представляется возможным акцентировать внимание на необычности самого музейного урока, четко определить то, что учащиеся
3 Караманов О. В. Визначення головних цілей уроку і виховного заходу: Навч.-метод. матеріали для пед. практики. Львів, 2006. С. 28-29.
4 Он же. Філософія конструктивізму і особистісно-зорієнтований підхід у педагогічній діяльності // Науковий вісник Південноукраїнського держ. пед. ун-ту ім. К. Д. Ушинського (Зб. наук. праць). 2007. №5-6. С. 197.
5 Кошманова Т. С. На шляху до новітньої педагогічної освіти (на прикладі університету штату Мічиган, США). Львів, 2000. С. 22.
(совместно с учителем и музейным педагогом) должны достигнуть на таком занятии, и, самое главное, создать позитивный и притягательный образ такого занятия;
2. Отбор содержания материала предусматривает обращение к наиболее ярким, аттрактивным и познавательным музейным экспонатам, выбор которых согласован с учебной программой или целями конкретного тематического занятия; они должны легко запоминаться, создавать ассоциации и отвечать уровню развития ребенка.
3. Когда речь идет о технологической функции, можно говорить о широкой палитре как общепедагогических, так и специально разработанных методов и приемов обучения в музее6.
По нашему мнению, в данном случае необходимо придерживаться трех правил:
а) оптимальность и соответствие возрасту;
б) совместная деятельность;
в) постоянное поддержание мотивации.
4. Что касается развивающей функции, следует напомнить, что любое музейное занятие должно иметь перспективу, позволяющую включать его в дальнейшую учебную, развивающую или воспитательную деятельность.
Прежде всего, отметим, что такие формулировки, как «получить систематизированные знания о произведении» или «формировать у детей образное мышление» не будут целями, поскольку определяют только направление деятельности, а не ее конечный результат - продукт образовательной деятельности. Данный продукт обязательно должен предусматривать совместную деятельность учащихся в музее на пути к решению определенной проблемы, поиску правильного ответа на вопросы и т.д. Приведенные ниже целевые задачи предусматривают конечный продукт деятельности учащихся, который можно продиагностировать и оценить:
• побуждать учащихся к совместному поиску различий между различными видами изобразительного искусства (на примере экспонатов музея);
• выяснить в процессе работы в группах влияние «Войны А» на развитие политической ситуации и судьбы отдельных людей в странах В и Г, используя музейные экспонаты;
• научить учащихся работать с картинами как символами эпохи и комментировать особенности их композиции;
• стимулировать школьников в ходе научного поиска разработать собственные версии создания писателем и художником Д произведения Е;
• предложить детям поочередно перечислить важные события в их жизни и подкрепить их сюжетами произведений изобразительного искусства.
Выявление ожидаемых результатов учебного занятия - последнее важное звено определения целей урока на основе деятельностного подхода. Заметим, что от правильно сформулированных ожидаемых результатов (того, что конкретно планирует достичь учитель при работе с учащимися) зависит успешное проведение музейного урока, реализация его целей и заданий. Конкретизация целей обучения предполагает перечисление определенных действий, которых ожидают от учащихся.
В качестве примера можно привести художественный музей, в котором представлены разные виды живописи, картины, изображающие определенные исторические события и иллюстрирующие какие-либо литературные произведения.
6 Караманов А. В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6). С. 171-178.
Гипотетически в таком музее можно провести междисциплинарные музейные занятия с детьми разного возраста по предметам «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура», «История» и «Литература», в частности, интегрированные уроки с акцентом на игровую, поисковую или исследовательскую деятельность.
1. «Изобразительное искусство». 4 класс. «Виды живописи» (младший школьный возраст) - игровая деятельность.
В конце урока учащиеся смогут:
- после ознакомления с различными видами изобразительного искусства самостоятельно описать их на примере конкретного произведения;
- назвать важные события в своей жизни и подкрепить их сюжетами наиболее понравившихся картин.
Для младшего школьного возраста важны побуждения, мотивы, вызывающие позитивные эмоции, стимулирование к деятельности и ее закрепление в качестве успешной, необходимой и востребованной. Важно сформировать возможности для детей проектировать свою собственную деятельность в музее.
2. «История». 7 класс. «Война А и подписание мирного договора Б страной В со страной Г» (подростковый возраст) - поисковая деятельность.
В конце урока учащиеся смогут:
- используя музейные экспонаты, самостоятельно определить характер войны А, ее последствия для политической ситуации в странах В и Г на примере судеб отдельных людей;
- классифицировать причины и следствия подписания мирного договора Б, опираясь на письменные источники и различные виды изобразительного искусства.
Для среднего школьного возраста следует учитывать самооценку ребенка, его возможности самовыражения и самоутверждения в группе, интенсивный процесс его взросления, что предполагает ролевое участие в деятельности.
3. «Литература». 10 класс. «Жизнь и творчество писателя и художника Д. Его произведение Е» (старший школьный возраст) - исследовательская деятельность.
В конце урока учащиеся смогут:
- охарактеризовать особенности биографии писателя и художника Д, комментируя его произведения;
- уметь аргументировать разные версии создания писателем и художником Д произведения Е.
Для старшего школьного возраста необходимо принимать во внимание склонность к самоанализу, познанию своего внутреннего мира, развитие интеллекта ребенка и возможность моделирования различных жизненных задач (постановка проблемы).
Интересно, что сама экспозиционная среда музея способна создать реальные условия для инновационной диалоговой формы овладения материалом, удовлетворяя требования современного учебного процесса. Это достигается благодаря богатейшему информационному полю музейных предметов, сюжетных рядов, широких возможностей для ролевых игр, возможностям саморазвития музейной экспозиции, раскрытия своего просветительского и коммуникационного потенциала и, конечно, взаимодействию учителя и музейного работника (музейного педагога)7.
7 Водорез Е. Л. Образовательная функция научно-технического музея // Музейная эпистема: Сборник статей. СПб., 2009. С. 56-57.
При реализации целей важно совмещение работы учителя и музейного педагога. Учитель знает особенности своих учеников, их способности, сильные и слабые стороны, а также умеет строить и регулировать взаимоотношения внутри группы.
Музейный педагог подстраивается к группе, стимулирует взаимодействие с ней в ходе диалога, создавая совместно с учителем эффективную и ненавязчивую среду обучения путем завоевания внимания аудитории.
Помимо этого, важнейшую роль здесь играет педагогическое обаяние, оптимизм и педагогический такт, а также ориентация на конечный результат (это может быть творческая работа после занятия в музее или школьном классе, повторное посещение музея и т.д.).
Приведенные примеры наглядно демонстрируют преимущества деятельностного подхода к постановке и достижению целей современного музейного занятия. Он позволяет учащимся не только на практике применять полученные знания, но и проявлять собственную инициативу, что как раз выражает идеи конструктивизма в обучении. В ходе музейнопедагогической деятельности учащиеся отбирают и анализируют информацию, выдвигают гипотезы, принимают решения, опираясь на собственные размышления и видение проблемы. Соответственно, в пространстве музея им намного легче «выйти за пределы» полученной информации, конструируя новое знание. Учитель и музейный педагог при этом помогают своим воспитанникам, стимулируя их к самостоятельным размышлениям, открытиям, новым взглядам на различные явления или предмет, который они изучают.
Диагностика результатов организованной учебной деятельности в музее включает в себя степень вовлеченности учащихся в данную деятельность; продемонстрированные уровни общения с учителем и своими ровесниками; умение работать в группе; аргументацию и отстаивание своей точки зрения, самостоятельность и способность к элементарным логическим операциям и т.д.
Таким образом, реализация целевого компонента в формате учебного занятия в пространстве музея предполагает, что данная деятельность должна:
- обязательно иметь междисциплинарный характер, быть педагогически продуманной и осмысленной;
- предусматривать циклические музейные занятия для возможности постоянной диагностики поставленных целей / ожидаемых результатов;
- организовывать работу по закреплению знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, приобретенных в пространстве музея.
Информация о статье
Автор: Караманов Алексей Владиславович - канд. пед. наук, доцент, Украина, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, [email protected] Заглавие: Целевой компонент в реализации учебного занятия для школьников в музее.
Абстракт: В статье рассматриваются различные аспекты постановки целей учебного занятия в пространстве музея. Особое внимание акцентируется на деятельностном подходе, позволяющем методически правильно определять целевые задания и ожидаемые результаты урока. Приведены примеры формулировки целей деятельности в музее для мотивации учащихся разного возраста. Ключевые слова: цель урока, пространство музея, урок, музейная дидактика, деятельность, диагностика, результат.
Information on article
Author: Karamanov Alexey Vladislavovitch - Candidate of Science in Pedagogy, Associate Professor, Ukraine, Ivan Franko National University of L’viv, [email protected]
Title: The implementation of learning objectives in the lesson for the schoolchildren in space of the museum.
Abstract: The author analyses the issue of lesson’s aim in the space of the museum and expected results defining, their correlation in the context of traditional and experiential approaches to curriculum development. He stresses the significance of core component in the structure of lessons, uses scientific aspects, methodological approaches and characteristics of functions learning goals , bases his arguments on the formulation of skillful educational tasks expected results defining to motivate student successful educational activity in museum and gives a examples of the objectives and expected results for the students of different ages.
Key words: the lesson’s aim, space of the museum, lessons, museum didactics, activities, diagnostics, expected results.