Сапанова Г.А.,
начальник отдела мониторинга и анализа филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: мектеп, муражай, б1л1м, даму, педагогика.
Ключевые слова: школа, музей, образование, развитие, педагогика.
Key words: school, museum, education, development, pedagogy
ШКОЛЕ НЕОБХОДИМА КУЛЬТУРА, А МУЗЕЯМ - ОБРАЗОВАНИЕ
Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование.
Н.А. Назарбаев
Ацдатпа
Макала казакстанды; бшм беру уйымдарыныц бшм беру YPдiсiне «Муражайлы; оку» эдiсiн енпзу кажеттшп туралы. Муражай мен мектептердщ тыгыз байланыста жу-мыс ютеу кажеттш туралы айтылган.
Аннотация
Статья о необходимости внедрения в систему казахстанского образования «Музейного обучения». О необходимости тесного сотрудничества музеев и школ.
Annotation
This article is about the necessity of integration of "Museum study" in educational process of Kazakhstan, about close interaction between museums and schools.
Как сегодня можно продуктивно работать в современной школе? Такой вопрос задает каждый учитель. Способов, приемов, методов и инновационных 3 технологий современная педагогика предлагает в до- ^
статочном объеме. Но хотелось бы предложить учи- о
52
тельству что-то «новое», интересное и применимое, к
РЭ
тому же из серии «хорошо забытого старого». Почему О
так, спросите Вы? Дело в том, что понятие «музейное
образование», или «музейная педагогика» не новое, а ^
как раз «давно забытое». Обратилась к данной тема- О
тике после посещения страны «Туманного Альбиона» ^
- Великобритании, обучаясь по программе професси- л
онального развития, при этом наглядно убедившись ^
в том, что «музейная педагогика» работает на благо &
воспитания и обучения английских детей и подрост- ^
О
ков. щ
С темой «Музей в школе и в образовании» пе- § ред нами, группой слушателей из всех 16-ти регио-
m
о
Рч
w О
О
о g
Й -Q
X X О
m
о
X
нов Казахстана, выступил Джон Рив, преподаватель магистратуры по музейному делу и Пэм Мичам - профессор Института образования Лондонского университета, обозначив проблему: музей - как важное средство в обучении и в формировании нравственно-патриотического и гражданского воспитания.
В английской системе образования музей рассматривается как важный элемент обучения и внесения разнообразия в учебную программу.
Традиции музейного обучения были основаны в Америке, точнее в Бостоне в 1913 году. А если углубиться в историю, то одной из предпосылок возникновения музейной педагогики была идея создания естественнонаучных коллекций в университетах эпохи Возрождения, другой предпосылкой стали научные изыскания Я.А.Коменского. В 1658 году в труде «Orbis Sensulium Hictus» («Мир чувственных вещей в картинках») Я.А. Коменский впервые обозначил принцип наглядности в обучении как непосредственное ознакомление учащихся с предметами и последующим их разъяснением [1].
Первый этап становления музейной педагогики (1860-е - 1940-е гг.) был определен демократическим движением Х1Хв. Необходимость развития педагогической науки была осознана выдающимися русскими общественными деятелями. Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. рассматривали вопросы народного образования и указывали на то, что развитие науки, искусства, литературы, а также общественного сознания должно находить свое отражение в воспитании. А русский философ Н.Ф. Федоров в своей работе «Музей, его смысл и назначение» указывал, что музей — «это высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь», и представлял механизм трансляции культуры как объединение предшествующих и последующих поколений через музей [1].
Презентация деятельности русско-
го педагогического музея на Всемирной выставке 1875 года в Париже послужила толчком к кардинальному изменению воззрений на образовательные функции музеев во всем мире. К концу XIX века только в европейских странах было организовано около 70 педагогических музеев. Одним из первых теоретиков музееведения, американским ученым Д. Гуддом была определена цель музейного обучения: знакомство с ведущими идеями той или иной исторической эпохи через музейные предметы. Он считал необходимым условием изучения музейной коллекции - обеспечение посетителя необходимой предварительной информацией, отраженной в листовках, путеводителях и т.д.
Формы взаимодействия музея со средней школой рассматривали и немецкие ученые, педагоги, музейные работники. В Германии исследование процесса образования и воспитания школьников в условиях музея имело преимущественно теоретическую направленность. С целью создания условий комфортного пребывания детей в музее были разработаны «музейные диалоги» и «рабочие тетради» («Упражнения в рассматривании произведений искусства», 1909г.). Структуризация музейного образовательного процесса предполагалась по принципу школьного учебного плана. Организация музейных занятий включала этапы подготовки, проведения и закрепления полученных в музее знаний [1].
Из чего следует, что сегодня «музейное обучение» остается актуальным в Великобритании, в то же время это неформальный способ приобретения научных знаний учащимися. В основе «музейного обучения» лежит «конструктивистская теория» образования, а также «теория множественного интеллекта», базирующихся на таких типах восприятия, как:
- визуалы;
- аудиалы;
- кинестетики.
Поэтому целью «Музейного обуче-
И
ния» является обучение детей с помощью трех видов основной деятельности:
- визуальной (посмотреть, почитать),
- слуховой (послушать, говорить),
- кинестетической (почувствовать, пощупать).
По утверждению английских педагогов после посещения музея дети начинают лучше писать сочинения, что повышает грамотность учащихся, развиваются навыки говорения, письма; развивается артистизм; учащиеся глубже узнают историю, запоминают ее на всю жизнь.
В основе музейного метода обучения лежит «учение» как самостоятельное приобретение знания и опыта, а не образование как система получения знаний извне.
По мнению английский педагогов вовлечение в музейное обучение детей должно начинаться с раннего дошкольного возраста (даже с младенческого). А использование деятельностного подхода посредством ролевых игр, игровых сценариев, уроков погружения, театрализации и активного вовлечения учащихся в процесс изучения исторических эпох, событий, причем не только на уроках истории, помогает самим учащимся приобрести социальный опыт. Преимущество метода обучения - в вовлечении в процесс воспитания и обучения «трудных» и «слабоуспевающих» учащихся.
«Музейное обучение» - инструмент формирования нравственно-патриотического и гражданского самосознания учащихся.
В Великобритании широко развито движение «Из музеев в народ», то есть музейные работники приходят в школы и привозят отдельные экспозиции, чтобы учащиеся потрогали, посмотрели и услышали, перевоплотились в героев и персонажей других времен. Кроме того во всех британских музеях несколько раз в году проводятся «Дни детей в музеях», то есть в такие дни музеи открыты только для детей и подростков, где они окунаются в различные исторические эпохи, познают разные
этапы эволюции человечества, шедевры мирового искусства и т.д. В итоге в Великобритании не стоит проблема дефицита нравственно-патриотического и гражданского самосознания учащихся, так как, начиная с раннего дошкольного возраста, это все прививается каждому ребенку, а на уровне правительства все национальное достояние искусства и мировой культуры сохраняется и поддерживается.
«Музейное обучение» - мощный ресурс, как в обучении детей, так и в обучении преподавателей. В помощь преподавателям предлагаются методические рекомендации по планированию, по содержанию занятий, по формам проведения и способам обучения. В ходе обучения в музеях применяются современные ИКТ технологии, чтобы еще больше заинтересовать детей.
Таким образом, лекторы обозначили преимущества «музейного обучения» в Великобритании:
1. развитие уверенности и свободы учащихся;
2. расширение возможностей учебного плана;
3. способствование демократии и равенству;
4. развитие самостоятельности и повышение культуры учащихся;
5. возможность работать в сотрудничестве;
6. способствование эстетическому образованию;
7. развитие гибкости мышления и способности решать проблемы;
8. понимание культурного контекста жизни человека и общества;
9. обучение через диалог;
10. развитие гражданского самосознания;
11. способствование политическому образованию;
12. развитие навыков интерактивного обучения.
На уровне правительства Великобритании рассматривается проект введения
т
о
Рч РЧ
О
О
о
Й -а X X О
к
т
о
X
Вестник «Oрлеу»-kst
т
о
Рч РЧ
О
О
о ё
Й -а X X О
т
о
X
обязательного предмета в школе «музейное образование», а инспекторы в образовании отслеживают деятельность школ по вопросам музейного обучения.
Все вышеописанное отразилось в процессе практического занятия во время нашего посещения Британского Музея.
Сначала для нас слушателей была проведена небольшая экскурсия по залам, объединенным общей темой «Африка». Затем слушателям было предложено разбиться на пары и в течение 20 минут выбрать два экспоната, предложить свои способы проведения занятия с детьми, с учетом возраста, учебного предмета, и использовать эти предметы в целях обучения.
Практическое задание оказалось эффективным, вызвало живой интерес у слушателей, отразило интерактивный характер обучения.
Но самое интересное, что в ходе посещения музея мы наблюдали реальный пример вовлечения учащихся школ в музейное обучение. Дети выполняли различные задания развивающего, творческого характера (рисовали, описывали, живо и непосредственно обсуждали друг с другом увиденное, не замечая никого вокруг).
Поэтому, с определенной уверенностью можно утверждать, что «Музейная педагогика» в школе — одно из новых инновационных явлений современного образования детей и подростков. Включение культуры и искусства в школьный образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности подрастающего человека быть активным субъектом происходящих культурно-исторических процессов своего поколения, своего времени. Вне зависимости от возраста, социальной среды, наличия особых талантов все люди имеют равное право к осознанию и постижению того художественного и культурного наследия, которое создано мировым цивилизационным процессом, своей творческой самореализации.
Музеи (как краеведческие музеи, галереи, выставочные залы, так и школьные музеи) являются той уникальной средой, которая
коллекционирует, реставрирует, просвещает и делает доступным для каждого ребенка явления культуры [2]. Расширение горизонтов образования, мотивация непрерывного образования и самообразования являются тем великим благом, которое дает нам каждое посещение музея.
В музейной педагогике можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов.
Конечно, при разработке и проведении мероприятий и уроков в рамках, например, школьного музея необходимо учитывать исторически сложившиеся принципы:
- интерактивность (ибо человек воспринимает только то, что делает);
- комплексность (включение всех типов восприятия).
Каждое посещение музейной экспозиции, музея - это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель.
Учитель и дети должны понимать, что посещение музея - не развлечение, а работа. Итогом посещения должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, сбор соответствующей информации по теме музейной экспозиции).
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные [2].
К массовым относятся: экскурсии, вечера, викторины, лекции.
Групповыми формами работы являются: кружки, создание видеофильмов, проектов. Они могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает подготовку докладов, рефератов, персональных выставок учащихся.
Одним из основных в дидактике остается принцип активности ребенка в процессе обучения. Педагоги должны:
- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культу-
Ш
ры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, коллективные творческие дела, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Поэтому разработка и проведение проектных уроков на базе школьных музеев - одна из новых и перспективных форм работы. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов, позволяющий ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Задача, которая стоит перед каждым учителем - это формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся. Проектный урок помогает решить эту задачу быстрее и эффективнее.
Перечислим основные этапы проектного урока:
- целеполагание,
- проблематизация,
- планирование,
- презентация,
- рефлексия.
Не трудно заметить, что это и является основными этапами организации учебной деятельности, которая составляет сущность понятия «умение учиться».
Цели проектного урока - это обучение, развитие, воспитание, а также повышение мотивации учащихся к учению. Исходя из чего, принимая к сведению, что проектные уроки могут быть предваряющими и обобщающими, следует отметить, что проведение любого проектного урока - процесс, требующий от педагога разностороннего творчества. В
рамках проектно-исследовательской деятельности можно создавать небольшие проектные работы (или мини-проекты), где может быть использован исследовательский метод, а ребята овладевают навыками самостоятельной поисковой работы [2].
Перед преподавателями современных казахстанских школ стоит сверхзадача — индивидуальное развитие ребенка, учет его индивидуальных потребностей, возможностей, профессиональное видение в нем еще не реализованных творческих задатков. Именно талантливые учителя побуждают детей к самореализации, интуитивно чувствуют «зону их ближайшего развития» (Л.Выготский).
Музейная педагогика в школе предполагает творческое взаимодействие двух образовательных систем — школы, как организации образования, и музея — как учреждения культуры и просветительской деятельности, тем самым решить проблему интеграции образовательных задач школы и музея.
Интегрированные творческие занятия в школе и в музее могут способствовать расширению образовательных горизонтов, развитию природных способностей учащихся, мотивировать творческую самореализацию личности школьника.
Таким образом, «Музейное обучение» может стать мощным ресурсом, как в обучении детей, так и в повышении квалификации учителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Реферат: Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания. Раздел: Педагогика. Сайт: http:// www.refsru.com/ .
2.Краснова Е.М., заведующая лабораторией музейной педагогики ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» Методические аспекты музейной педагогики. Методическое пособие. Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011.
m
о
Рч
w О
О
о
Й -а X X О S
m
о
X