УДК 796.011
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ
У ДЕВОЧЕК-ШКОЛЬНИЦ
В.Г. Семенов, С.Ю. Усачева, Е.Н. Бобкова
Обоснована эффективность применения сенсорно-моторных установок образовательно-тренировочного воздействия для увеличения темпа маховых движений верхних и нижних конечностей в спринтерском беге у девочек среднего школьного возраста гармоничного типа физического развития.
Ключевые слова: девочки-школьницы, средний возраст, типы физического развития, темп маховых движений, спринтерский бег, модель, сенсорно-моторные установки, алгоритмы средств.
В отечественной методике физического воспитания накоплены большой теоретических объем знаний и новаторский педагогический опыт практической работы, которые установили широкие возможности и высокую эффективность средств физической культуры в реализации индивидуального способа стимуляции учебной, умственной, творческой и физической деятельности школьников (Бальсевич В.К., 1992; Матвеев А.П., 2000).
Одним из перспективных путей решения развития и совершенствования скоростных способностей является разработка и внедрение новых методик и технологий, учитывающих возрастно-половые и типологические особенности школьников на основе использования методологии психолого-педагогических закономерностей в условиях деятельностного и личностно-ориентированного подходов (Ермаков В.А., 2008). Показано, что формирование творческой познавательной активности школьников должно происходить при устойчивой самомотивации и осознанном понимании любого двигательного акта и самоконтроле, на основе применения вербальных и зрительных представлений и мышечно -суставных ощущений (Озеров В.П., 2002).
Однако факты педагогической реальности свидетельствуют о том, что существует определенное противоречие между доминированием традиционной методики ориентированной на «среднего» ученика и острой необходимостью разработки и применения инновационной методики основанной, на целеполагании сенсорно-моторных установок образовательно-тренировочного воздействия для увеличения темпа движений в спринтерском беге у девочек среднего школьного возраста различных соматических типов.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую структурно-компонентную модель, которая
основывается на методологических принципах, типологических особенностях, сенсорно-моторных установках образовательно-тренировочного воздействия, алгоритмах приоритетных средств и сопровождающемся педагогическом контроле для достижения наибольшего конечного эффекта, обуславливающего существенное увеличение темпа движений верхних и нижних конечностей в спринтерском беге у школьниц 9-15 лет разных типов физического развития.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; педагогический эксперимент; антропометрия; массо-ростовой индекс Рорера (ИНр); контрольно-педагогические испытания (тесты); линейно-модульная система Ор1ащтр для измерения времени, частота движений и максимальной скорости бега; метод ориентировочной основы действий (по П.Я. Гальперину); методы математической статистики.
Научная гипотеза. Предполагалось, что опорные объекты двигательного действия (быстрый разгон ног в фазе заднего шага и встречных движений в полете) могут обеспечить существенное увеличение темпа и, как следствие, максимальной скорости в спринтерском беге у девочек-школьниц, если будет реализована специальная программа применения сенсорно-моторных установок образовательно-тренировочного воздействия.
В современном процессе физического воспитания школьников наблюдается ситуация, суть которой состоит в том, что разработанные современные психолого-педагогические положения определяют высокую эффективность в освоении двигательной информации, так и не стали до настоящего времени предметом пересмотра традиционной методики развития физических качеств. В результате этого наибольшее распространение получила иллюстрационно-репродуктивная методика, не учитывающая психолого-педагогических закономерностей обучения объекта-субъекта учащихся, в процесс личностно-ориентированного освоения разных видов физических упражнений.
Двигательные задания при выполнении сенсорно-моторных установок рассматривались нами как модель проблемной ситуации, решаемые индивидуально испытуемыми.
Для анализа результативности исследуемых установок был спроектирован переход на уровень операций, отвечающих определенным целям. Первая - формирование временной чувствительности для стимуляционного увеличения темпа в беге (с). Вторая установка формирование пространственной чувствительности (ш/с). При этом, целенаправленно выполнялись установки, которые переставали быть объектом сознательного самоконтроля испытуемых и становились способом реализации этой деятельности. По мере многократного повторения сенсорно-моторных установок образовательно-тренировочного воздействия,
все движения переходили у испытуемых на уровень их «фонового» автоматизма, и были обусловлены с переключением и разгрузкой активного внимания. Отметим, что переход с уровня действия на сознательные двигательные операции - есть процесс современной технологизации обучения и использования элементов конверсии спортивной тренировки (Бальсевич В.К., 1992). При этом полагали, что узловые фазы быстроты маховых движений в структуре бега внутренне самоконтролировались каждой испытуемой, «по петлям» обратной связи, что позволяет говорить о самообучающей и саморегулирующей модели действия (Талызина Н.Ф., 2001). Следовательно, структура проектирования сенсорно-моторных установок основывалась на предпосылках: поэтапного формирования умственных действий и алгоритмах управления этих действий и на основе контроля и самоконтроля (Гальперин П.Я., 1968); и представляла микросистему, включающую управляющий орган (ориентировочная часть действия) и следящий, сравнивающий механизм (контрольная часть) действия (Талызина Н.Ф., 1997). Наконец, нашло свое отражение важнейшее научное положение о том, что качество формируемого двигательного действия всецело обусловлено когнитивными, чувственными и эмоциональными компонентами (Гордеевой Н.Д., 2005).
Более того, такой подход был обусловлен тем, что развивающая концепция формирования осмысленной моторики и телесные движения должны стать для детей особым объектом проектирования, их преобразования, познания и оценки (Запорожец А.В., 2000).
Как показали исследования, любое действие человека наполнено когнитивными компонентами, которые обеспечивают согласование сенсорных, перцептивных, восприятие памяти и моторных программ (Озеров В.П., 2001). Отсюда, не представляется возможным осознанно распознать и раскрыть внутреннюю психомоторику и сформировать смысловую структуру построения осознанного движения, если с самого начала его обучения и реализации не будет обеспечиваться связь между смысловой и чувствительной регуляцией конкретного двигательного акта (Зинченко В.П., 2001).
В рамках разработки инновационного проекта также были реализованы результаты теоретических и экспериментальных исследований о высокой значимости темпа маховых движений нижних конечностей в опорной и безопорной фазах бега, который является системообразующим фактором для развития и увеличения темпа движений в спринтерском беге (Семенов В.Г., Масловский Е.А., Закревский В.И., Юшкевич Т.П., 2015).
Следовательно, изложенные выше аргументы делают объективно возможным целевое применение сенсорно-моторных установок, направленных на формирование временной и пространственной чувствительности маховых движений для стимуляционного увеличения темпа движений в скоростных локомоциях и, как следствие, существенного
повышения максимальной скорости в беге.
С этих позиций разработана структурно-компонентная модель для стимулируемого увеличения темпа движений верхних и нижних конечностей в скоростных локомоциях у девочек среднего школьного возраста, которая базируется на методологических принципах, типологических особенностях, сенсорно-моторных установках образовательно-тренировочного воздействия алгоритмах приоритетных средств и педагогическом контроле (рис. 1).
Точность воспроизведения временной и темпо-ритмовой чувствительности в беге на 20 м(10м) с ходу (ш/с)
Рис. 1. Педагогическая структурно-компонентная модель стимулируемого увеличения темпа движений верхних и нижних конечностей в локальных и целостных видах скоростных локомоций у девочек 9-15 лет различных соматических типов
Были технологически разработаны и экспериментально оценены две разные образовательно-тренировочные программы. Первая для экспериментальной группы основана на стимулируемом увеличении темпа движений и совокупности применения сенсорно-моторных установок образовательно-тренировочного воздействия и приоритетных средствах, сообразуясь с типологическими особенностями школьниц. Одновременно была реализована развернутая схема ориентировочной основы действий для программирования сенсорно-моторных установок, которая включала следующие характеристики: цель деятельности, этапы, алгоритм средств, состав и последовательность выполнения проблемных задач, достижение планируемого результата, что является важным условием организации данного процесса.
Вторая программа для контрольной группы ориентирована на применение различных скоростных упражнений и подвижных игр скоростной направленности, представленных в программе по физическому воспитанию для школьниц среднего возраста.
В исследованиях приняли участие две группы испытуемых: экспериментальная (ЭГ, п=10) и контрольная (КГ, п=10). Возраст испытуемых 12-12,5 лет, отнесенных к гармоничному (нормальному) типу физического развития, что составляет 67,5% от общей оцененной выборки школьниц. Для испытуемых обеих групп проведено по 45 секционных учебно-тренировочных занятий (3 раза в неделю).
Опираясь на вышеизложенную педагогическую модель, разработана специальная образовательно-тренировочная программа сенсорно-моторных установок, состоявшая из проблемных двигательных заданий, предусматривающая последовательный переход от временной к пространственной чувствительности для стимулируемого увеличения осознаваемых маховых движений в фазовой структуре бега у испытуемых ЭГ.
На первом этапе - формировалась временная чувствительность осознаваемости темпа маховых движений (проведено 15 учебно-тренировочных занятий). Последовательность выполнения: первая неделя -одна серия 3^10 м; вторая - две серии 3*10 м; третья и четвертая - три серии 3*10 м. В каждом учебно-тренировочном занятии испытуемые последовательно выполняли три попытки.
Первая - выполнялся бег в максимальном темпе на тестирующем отрезке, фиксировалось время и сообщалось каждой испытуемой. Вторая попытка - тоже задание, но время школьница определяла самостоятельно. В третьей попытке, ставилась задача пробежать за время, показанное в первой.
Характерно, что сформированность субъективной временной чувствительности темпа маховых движений в скоростном беге у испытуемых зарегистрировано через 10-12 тренировочных занятий.
На втором и третьем этапах (проведено по 15 учебно-тренировочных
занятий) формировалась пространственная чувствительность (ш/с) осознаваемости маховых движений нижних конечностей в скоростном беге при таких же двигательных заданиях. Последовательность выполнения проблемных заданий: шестая неделя - одна серия 3^20 м; с седьмой по одиннадцатую по две серии 3x20 м; с двенадцатой по четырнадцатую неделю по три серии 3x20 м. Первая - бег выполнялся в максимальном темпе, фиксировался темп беговых шагов и сообщался каждой испытуемой. Вторая попытка, тоже задание, но школьница определяла темп беговых шагов самостоятельно. В третьей - ставилась задача выполнить темп беговых шагов, как и в первой попытке. Вместе с тем, обнаружено, что критерием сформированности субъективной пространственной чувствительности максимального темпа маховых движений нижних и верхних конечностей в фазовой структуре скоростного бега у испытуемых был достигнут через 28-30 учебно-тренировочных занятий.
Одновременно на трех этапах применялись приоритетные средства, выполняемые в максимальном темпе: бег 10 м по «горизонтальной» лестнице (последовательно и вариативно сериями через расстояние 40, 50, 60 см); бег вверх по лестнице (10 ступеней, И=10см); теппинг-тест нижними конечностями за 10 с; беговая работа руками за 10 с; бег на одной ноге 10 м на время; беговой «педеляж» - 10 с (и.п. лежа на спине) и мини-программы скоростных подвижных игр с разными двигательными установками на отрезках 10-25 м (длительностью 3-5 мин), которые чередовались с упражнениями на растягивание и расслабление мышц нижних конечностей.
В результате реализации содержания разработанной нами и общепринятой методик обнаружен существенно различный тренировочный эффект в увеличении темпа движений в исследуемых видах локомоций у испытуемых ЭГ и КГ (рис. 2).
%
20
15
10
1
п Ш-Р ^^
1 2
I экспериментальная
4 5 6 тесты
□ контрольная
5
0
3
Рис. 2. Приросты показателей темпа движений верхних и нижних конечностей в контрольных тестах у испытуемых ЭГ и КГ:
1 - бег на месте за 10 с; 2 - беговые движения руками за 10 с; 3 - теппинг-тест попеременно ногами за 5 с; 4 - бег на 20 м с ходу; 5 - стартовое ускорение на 25 м; 6 - бег 50 м
Были достигнуты высокие приросты значений темпа движений в контрольных педагогических тестах у испытуемых ЭГ. В частности, в беге на месте - на 0,52 движ/с (15,6 %), беговых движений руками - на 0,57 движ/с (16,1 %), теппинг-тесте нижними конечностями - на 0,34 движ/с (8 %), беге на 20 м с ходу - на 0,12 ш/с (2,9 %), стартовом ускорении - на 0,16 ш/с (4,3 %), беге на 50 м - на 0,17 ш/с (4,3 %; р<0,05).
У испытуемых КГ эти значения были менее значимые и не достигли границ достоверных значений.
Весьма характерно, что целевая интенсификация темпа маховых движений верхних и нижних конечностей в исследуемых видах целостных локомоций, обеспечила достоверное увеличение показателей максимальной скорости бега у испытуемых ЭГ: на 0,44 м/с (6,4 %) в беге на 20 м с ходу, на 0,19 м/с (3,21 %) в стартовом ускорении на 25 м и в беге 50 м на 0,14 м/с (2,52 %; р<0,05).
Обобщенные выводы. Реализация структурно-компонентной модели, основанной на взаимодействии метода поэтапного формирования умственных действий, специальной образовательно-тренировочной программы и алгоритмизации применения сенсорно-моторных установок, позволила существенно увеличить показатели темпа движений верхних и нижних конечностей в скоростных локомоциях и, как следствие повысить максимальную скорость в беге у девочек-школьниц 12 лет гармоничного типа физического развития.
Высокая результативность и воспроизводимость, разработанного инновационного подхода с учетом целевого применения сенсорно -моторных установок образовательно-тренировочного воздействия и типологических особенностей школьниц является эффективной и перспективной для развития сложного компонента темпа движений в спринтерском беге и может целенаправленно использоваться на уроках физической культуры, учебно-тренировочных занятиях с девочками среднего школьного возраста, а также в тренировочной деятельности с юными спринтерами.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1992. № 4. С. 21-23.
2. Виленский М.Я. Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура, 5-7 класс. М.: Просвещение, 2013. С. 134-138.
3. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М.: Просвещение, 1968. С. 20-35.
4. Ермаков В.А., Леонтьева М.С., Тер-Мкртичан Р.А. Методологические условия проектирования современной системы физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 2-4.
5. Запорожец А.В. Психология действий. М.: Моск. психол-соц. ин-т; Воронеж. НПО «МОДЭК», 2000. С. 124-129.
6. Инновационная сенсорно-моторная модель осознаваемости движений на основе имитационного математического моделирования махового стиля спринтерского бега / В.Г. Семенов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7. С.73-76.
7. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2000. С. 5-11.
8. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002. С. 236-241.
Семенов Виктор Григорьевич, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Усачева Светлана Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Бобкова Елена Николаевна, канд. пед. наук, доц., helenbobkova@,mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
PURPOSEFULNESS OF SENSORY-MOTOR INSTALLATION TO INCREASE THE RATE OF MOVEMENTS IN SPRINT RUNNING OF SCHOOLGIRLS
V.G. Semenov, S.Yu. Usacheva, E.N. Bobkova
The results of this experimental research objectively substantiated the effectiveness of the use of sensory-motor installations of the education and training effect to increase the rate of flapping movements of the upper and lower limbs in sprint running of middle school age girls of the harmonious physical development.
Key words: schoolgirls, the average age, types of physical development, the rate of flapping movements, sprint running, model, sensory-motor installations, means of algorithms.
Semenov Viktor Grigorevich, doktor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,
Usacheva Svetlana Yurevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,
Bobkova Elena Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, helenbobkova@,mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism