Научная статья на тему 'Типологические особенности развития максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в разных видах скоростных локомоций у девочек-школьниц 9-15 лет'

Типологические особенности развития максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в разных видах скоростных локомоций у девочек-школьниц 9-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ-ШКОЛЬНИЦЫ / ТИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МАКСИМАЛЬНЫЙ ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / ЛОКАЛЬНЫЕ И ЦЕЛОСТНЫЕ ВИДЫ СКОРОСТНЫХ ЛОКОМОЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенов Виктор Григорьевич, Усачева Светлана Юрьевна

Результаты комплексных исследований показали особенности интенсивности развития массо-ростовых показателей и существенные внутри и межвозрастные их различия девочек-школьниц 9-15 лет. На основании разных значений индекса Рорера выявлены три типа физического развития гармоничный, низкий и высокий. Установлены гетерохронность и неравномерность в абсолютных и относительных значениях максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в локальных и целостных видах скоростных локомоций у девочек школьниц 9-15 лет региональной популяции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенов Виктор Григорьевич, Усачева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological features of the development of the maximum rate of upper and lower limbs movement in different kinds of speed locomotion of 9-15 years old schoolgirls

The results of the complex researches showed the features of the development intensity of the mass-growth indicators and substantial intra and inter age differences of 9-15 years old schoolgirls. On the basis of different indicators of Rorer`s index three different types of the physical development balanced, low and high were revealed. Heterochronicity and irregularity in absolute and relative values of the maximum movement rate of upper and lower limbs in local and integral types of high-speed locomotion of 9-15 years old schoolgirls of the region have been established.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности развития максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в разных видах скоростных локомоций у девочек-школьниц 9-15 лет»

6. On the Concept of socio-economic development of Tarski munipal Omsk region to 2025, Administration Resolution Tarski municipal district of Omsk region from February 5, 2014 No 109. Available at : http://base.garant.ru/15581980, accessed 10.06.2014.

7. The population of the Russian Federation for municipalities on January 1, 2013, Federal State Statistics Service Rosstat (2013), 528 p.

8. Majewski, D.P., Sinyavets, T.D. and Lucsko, O.N. (2014), Tourism and recreation cluster Omsk region: theoretical and methodological principles, problems and prospects of development: monograph, Omsk.

9. Tours of Tarski Priirtyshe, Committee of Culture and Administration Tarski municipal district. Available at: http://kultt.ru/index.php/ekskursionnye-tury-po-tarskomu-priirtyshyu, accessed 08.10.2014.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.11.2014.

УДК 796.011

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ СКОРОСТНЫХ ЛОКОМОЦИЙ У ДЕВОЧЕК-ШКОЛЬНИЦ 9-15 ЛЕТ

Виктор Григорьевич Семенов, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Юрьевна Усачева, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Результаты комплексных исследований показали особенности интенсивности развития мас-со-ростовых показателей и существенные внутри и межвозрастные их различия девочек-школьниц 9-15 лет. На основании разных значений индекса Рорера выявлены три типа физического развития - гармоничный, низкий и высокий. Установлены гетерохронность и неравномерность в абсолютных и относительных значениях максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в локальных и целостных видах скоростных локомоций у девочек школьниц 9-15 лет региональной популяции.

Ключевые слова: девочки-школьницы, типы физического развития, максимальный темп движений верхних и нижних конечностей, локальные и целостные виды скоростных локомоций.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p126-131

TYPOLOGICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE MAXIMUM RATE OF UPPER AND LOWER LIMBS MOVEMENT IN DIFFERENT KINDS OF SPEED LOCOMOTION OF 9-15 YEARS OLD SCHOOLGIRLS

Victor Grigoryevich Semenov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Yurevna Usacheva, the senior lecturer, The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The results of the complex researches showed the features of the development intensity of the mass-growth indicators and substantial intra and inter age differences of 9-15 years old schoolgirls. On the basis of different indicators of Rorers index three different types of the physical development - balanced, low and high - were revealed. Heterochronicity and irregularity in absolute and relative values of the maximum movement rate of upper and lower limbs in local and integral types of high-speed locomotion of 915 years old schoolgirls of the region have been established.

Keywords: girls, types of physical development, maximum movement rate of the upper and lower limbs, local and integral types of high-speed locomotion.

Проблема развития скоростных способностей в настоящее время остается чрезвычайно важной для школьников разного пола, возраста и региональной популяции [2, 5, 7].

Несомненный интерес вызывают исследования, в которых максимальный темп движений рассматривается как важнейший фактор повышения скоростной подготовленности девочек младшего и среднего школьного возраста [1, 2, 7, 9]. Было установлено, что пик максимального темпа движений у школьников достигает своего наибольшего развития в скоростном беге в двух возрастных периодах - с 7 до 10 лет и с 11 до 12 лет, а далее ухудшается [2, 7].

Однако, результаты исследований А.Г. Карпеева [4] объективно свидетельствуют, что к 13 годам темповые характеристики попеременных движений ногами у девочек достигают максимальных величин. При этом, автор установил, что следует акцентировать целевое формирование максимальной частоты движений с параллельной координацией ног у детей с 4 до 9 лет. Развитие же циклических движений с проявлением максимального темпа в попеременных движениях нижними конечностями в двух возрастных зонах: с 9 до 11 и, особенно, с 11 до 13 лет.

Доказано, что формирование развития максимального темпа в скоростном беге на 85% обеспечивается биоэнергетикой мышц-сгибателей проксимальных звеньев нижних конечностей [5]. Однако, анализ специальной научно-методической литературы показал, что ряд важных вопросов ещё не получили своего научного изучения и экспериментального обоснования. Во-первых, не разработан типологический подход к развитию максимального темпа движений в локальных и целостных видах скоростных локомоций. Во-вторых, недостаточно изучены особенности применения стимулирующих тренировочных средств основанных на реализации осознаваемых двигательных действий «в искусственно-управляемой среде» для развития максимального темпа в скоростном беге. В-третьих, не используются сенсорные активации двигательных установок и адекватных мотивов для самоанализа и самооценки маховых движений ногами, как наиболее управляемые и осознаваемые компоненты техники скоростного бега.

Все выше изложенное дает основание считать, что данная проблема является чрезвычайно актуальной и практически значимой для процесса физического воспитания девочек 9-15 лет, что и обусловило выбор настоящей темы исследования. Цель - изучить возрастные изменения максимального темпа движений нижних и верхних конечностей в локальных и целостных видах скоростных локомоций у девочек-школьниц 9-15 лет различных типов физического развития.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Комплексные исследования осуществлялись на базе муниципальных общеобразовательных школ № 12, № 33, города Смоленска. Использовался целевой комплекс методов: антропометрия; контрольно-педагогические тесты; индекс Рорера; хронометраж времени с применением линейно-модульной системы ОрКощшр (с точностью измерений 0,01с). Испытуемыми являлись 270 школьниц в возрасте 9-15 лет региональной популяции, основной медицинской группы. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы 81аИ8Йса У.б.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Было установлено, что значения индекса Рорера отражает внутри и межвозрастную неравномерность и позволяет исследуемых девочек-школьниц дифференцировать на типы физического развития. Это явилось основанием дискретного распределения обследуемых на три различные группы. Первая, имеющая наибольший объем среднестатистической выборки (57,5%), значения индекса от 10,7 до 13,7 кг/м3, определена, как гармоничный (нормальный) тип. Вторая группа составила 21,2%, значения индекса были менее 10,7кг/м3 и отнесена к низкому типу. В третьей группе зарегистрировано 21,3% обследуемых, а значение индекса более 13,7 кг/м3 и характеризовало, как высокий тип физического развития.

На следующем этапе определялась временная организация максимального темпа и его прирост в локальных скоростных локомоциях (табл.1).

Таблица 1

Возрастные изменения максимального темпа движений в локальных скоростных локомоциях у девочек-школьниц 9-15 лет различных типов физического развития _(движений в секунду)_

_Типы физического развития_

Возраст, лет Низкий Гармоничный Высокий

1 | 2 | 3 1 | 2 | 3 1 1 2 | 3

Темп (движений в секунду)

9 2,90 2,96 3,46 2,99 2,98 3,50 3,13 2,90 3,47

10 3,13 3,10 3,66 3,18 3,13 3,70 3,07 2,93 3,67

11 3,13 3,20 3,80 3,10 3,22 3,78 3,18 3,17 3,77

12 2,90 2,88 3,88 3,12 3,26 4,14 3,02 3,0 3,80

13 2,96 3,20 4,26 2,90 3,01 4,20 2,60 2,80 3,95

14 3,27 3,54 4,28 3,60 3,42 4,24 3,38 3,40 4,05

15 3,20 3,23 3,87 3,26 3,34 4,04 3,28 3,30 3,85

Условные обозначения: 1 — максимальный темп в беге на месте за 10с (с минимальным подъемом ноги от опоры); 2 — максимальный темп беговых движений рук за 10с стоя на месте; 3 - теппинг-тест попеременно ногами за 5 с (сидя, при минимальном подъеме ноги от опоры)._

Результаты анализа максимального темпа движений верхних конечностей показал, неоднозначную картину их внутри и межвозрастных изменений (рисунок 1). Выявлены три важных особенности. Первая - наибольший прирост обнаружен у школьниц разных типов с 13 до 14 лет: у девочек высокого типа зарегистрировано 0,60 движ/с (19,35%), у гармоничного - 0,41движ/с (12,75%) и у низкого типа - 0,34движ/с (10,09%; Р<0,05).

Вторая особенность - это мало изменяемые приросты у девочек с 9 до 12 лет (0,03-0,1движ/с). И третья, характеризуется существенным уменьшением максимального темпа движений рук с 14 до 15 лет (на 0,31 движ/с), а для гармоничного и высокого типов ниже уровня значений диапазона 10-11 летних девочек (Р<0,05).

движ/с

9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15

нояряст, .ттегг

И низкий тип В гармоничный тип ■ высокий тип

Рис.1. Межвозрастные изменения максимального темпа беговых движений рук за 10с у девочек - школьниц 9-15 лет различных типов развития

Использование теппинг-теста в наших исследованиях обусловлено его высокой функционально-двигательной предпосылкой, определяющей важнейшие процессы ЦНС - возбуждения и торможения, формируемыми сигналами сопровождения от нейронов к мышцам и их рабочей активности для адекватного выполнения локальной циклической быстроты нижних конечностей (рисунок 2). Обнаружены, наибольшие приросты значений максимального темпа в данном тесте с 12 до 13 лет у девочек низкого типа - 0,38 движ/с (9,34%), у гармоничного - с 11 до 12 лет - 0,36 движ/с (9,09%). Вместе с тем, наименьшие приросты зафиксированы с 13 до 14 лет у школьниц низкого типа - 0,02 движ/с (0,47%) и гармоничного типа - 0,04 движ/с (0,95%;), а у девочек высокого типа с 11 до 12 лет - 0,03 движ/с (0,79%; Р>0,05). Установлена отрицательная тенденция изме-

нения максимального темпа в значениях теппинг-теста у девочек всех типов физического развития с 14 до 15 лет, а наибольшее ухудшение у низкого типа на 0,41 движение в секунду (10,0%; Р<0,05).

двияс'с

9-10 10-11

П НН2ЕНЙ ТИП

11-12 12-13

□ гармоничный тип

13-14 14-15

возраст лет

■ высокий тип

Рис.2. Межвозрастные изменения максимального темпа в теппинг-тесте у девочек -школьниц 9-15 лет различных типов физического развития

Иная специфика определена для максимального темпа движений в беге на месте за 10с. Во-первых, имеет место разновременное и неравномерное его изменения у девочек разных типов: у низкого типа существенное увеличение зафиксировано с 13 до 14 лет (0,31 движ/с; 9,95%), а ухудшение с 11 до 12 лет (на 0,2 движ/с; 6,67%) и с 14-15 (на 0,07движ/с; 2,16%; Р<0,05). Во-вторых, у девочек, гармоничного типа, наибольшее значение отмечается с 13 до 14 лет (21,54%; 0,7движ/с), а уменьшение с 14 до 15 лет (на 9,91%; 0,34 движ/с; Р<0,05). И, в третьих, у обследуемых высокого типа существенное увеличение с 13 до 14 лет (0,78 движ/с; 26,09%), а выраженное снижение с 12 до 13 лет (на 0,42 движ/с; 14,95%; Р<0,05).

Следующая серия исследований была связана с характером изменений максимального темпа движений в целостных видах скоростных локомоций (табл.2). Полученный фактический материал, показал существенные и различные изменения максимального темпа движений в беге на 20м с ходу, 25м и 50 м со старта.

Таблица 2

Характеристика максимального темпа движений в целостных видах скоростных

Возраст, лет Типы физического развития

Низкий Гармоничный Высокий

20м с/х 25м 50м 20м с/х 25м 50м 20м с/х 25м 50м

9 3,49 3,21 3,36 3,79 3,22 3,47 3,59 3,31 3,45

10 3,94 3,39 3,57 3,57 3,62 3,54 3,75 3,61 3,52

11 3,97 3,68 3,52 3,99 3,74 3,49 3,89 3,59 3,64

12 3,93 3,68 3,50 3,95 3,69 3,49 3,89 3,64 3,54

13 3,88 3,09 3,49 3,83 3,38 3,41 4,01 3,36 3,39

14 4,11 3,79 3,59 3,69 3,71 3,44 3,45 3,33 3,46

15 3,53 3,42 3,42 3,50 3,41 3,39 3,55 3,30 3,21

Так, в беге на 20 м с ходу выявлены три выраженных тенденции изменений максимального темпа движений. Первая - наибольшие увеличения обнаружены: у девочек низкого типа в 14 лет (4,11 ш/с, 5,76%), высокого в 13 лет (4,01 ш/с, 3,08%), а у гармоничного в 11 лет (3,99 ш/с; Р<0,05). Вторая - отмечаются разные зоны наибольшего прироста у школьниц низкого типа с 9 до 10 лет (0,45 движ/с; 12,0%) и у гармоничного с 10 до 11 лет (0,41 движ/с; 11,0%). И, третья тенденция - существенное уменьшение максимального темпа движений у девочек высокого типа с 13 до 14 лет (0,56 ш/с, 15,0%) и низкого типа с 14 до15 лет (0,87 ш/с, 15,08%; Р<0,05).

Представляет интерес особенности проявления максимального темпа движений в стартовом разгоне на 25 м у девочек разных типов. Был установлен недостоверный диапазон различий данного показателя внутритиповых изменений у обследуемых (0,33 - у высокого, 0,49 - у гармоничного, 038 ш/с - низкого типа). При этом, к возрасту 15 лет у девочек исследуемых типов достоверно снижается максимальный темп движений в стартовом разгоне на 25 м (Р<0,05).

Весьма показательны изменения максимального темпа движений в беге на 50 м у девочек разных типов. Главной особенностью является его наиболее низкие значения, чем в других видах скоростных локомоций. Это, на наш взгляд, связано с применением малоинтенсивных движений на отрезках 40-50 м и отсутствия тренировочных средств, направленных на развитие специальной силовой выносливости мышц - сгибателей и разгибателей проксимальных звеньев нижних конечностей, которые всецело обуславливают эффективность проявления максимального темпа движений на всех участках скоростного бега на 50 м.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, обобщение полученных данных комплексных исследований позволило обосновать различную специфику временной организации максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в локальных и целостных видах скоростных локомоций у девочек-школьниц в исследуемом возрастном онтогенезе. Выявленная гете-рохронность и неравномерность значений максимального темпа движений верхних и нижних конечностей детерминированы разными типами физического развития девочек 9-15 лет региональной популяции.

Определено, преобладание низких значений максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в локальных и целостных видах скоростных локомоций, что является следствием ещё неразработанной инновационной методики, основанной на целевом применении избирательных тренировочных средств с учетом типологических особенностей девочек младшего и среднего школьного возраста.

Совокупность результатов исследований позволили существенно расширить современное представление о временной организации максимального темпа движений верхних и нижних конечностей в различных видах скоростных локомоций и объективизировать педагогические условия для проектирования личностно-дифференцированной методики, которая может существенно повысить уровень максимальной скорости бега у девочек школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батырь, И.Н. Методика повышения скоростных возможностей школьников в беге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Батырь И.Н. - Волгоград, 1999. - 23 с.

2. Блинков, С.Н. Особенности развития физических качеств у школьниц 7-17 лет разных морфофункциональных типов / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 17-19.

3. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 7. - С. 37-39.

4. Карпеев, А.Г. Развитие координации скоростных циклических движений у лиц женского пола на этапе интенсивного онтогенеза (от 4 до 20 лет) / А.Г. Карпеев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 12-14.

5. Кряжев, В.Д. Совершенствование беговых движений / В.Д. Кряжев ; Всерос. научно-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2002. - 199 с.

6. Лях, В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

7. Марьина, Н.В. Сопряженное развитие скоростных способностей и технических характеристик бега у девочек среднего школьного возраста различных типологических групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Марьина Н.В. - М., 2013. - 24 с.

8. Матвеев, А.П. Оценка подготовки выпускников основной школы по физической культуре / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. - М. : Дрофа, 2000. - 160 с.

9. Смолдовская, И.О. Формирование скоростных способностей и дифференцированная технология их развития у девочек младшего и среднего школьного возраста на уроках физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смолдовская И.О. - Смоленск, 2002. - 20 с.

REFERENCES

1. Batyr, I.N. (1999), Methods of increasing of speed capabilities of students in running, dissertation, Volgograd.

2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2010), "Features of the development of physical qualities of 7-17 years old schoolgirls of different morphological and functional types", Physical culture, education and training, No. 5, pp. 17-19.

3. Guzhalovsky, A. A. (1987), "Physical education of schoolchildren in critical periods of their development", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 37-39.

4. Karpeev, A.G. (2000), "Coordination development of high-speed cyclic movements of women at the stage of intensive ontogenesis (from 4 to 20 years old)", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 12-14.

5. Kryazhev, V.D. (2002), Improvement of cross-country movement, publishing house "VNIIFK", Moscow.

6. Lyakh, V.I. (2000), Motor abilities of schoolchildren: basic theory and methodology development, Terra- Sports, Moscow.

7. Marjina, N.V. (2013), Interfaced development of high-speed capabilities and technical characteristics of running of secondary school age girls of different typological groups, dissertation, Moscow.

8. Matveev, A.P. and Petrova, T.V. (2000), Evaluation ofphysical culture training of secondary school leavers, Drofa, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Smoldovskaya, I.O. (2002), Formation of high-speed capabilities and differentiated technology of their development of younger and middle school age girls at physical training lessons, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.11.2014.

УДК 797.12

МАРКЕРЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ КАРДИОМИОЦИТОВ И ВЫЯВЛЕНИЕ АРИТМИЙ У ГРЕБЦОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ГОДОВОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО

ЦИКЛА

Юлия Борисовна Семенова, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (СПбГПМУ МЗ РФ); Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Мирон Яковлевич Левин, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины (СПбГАВМ)

Аннотация

Определение маркеров повреждения миокарда и частоты регистрации аритмий, как показателей характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы спортсменов гребцов в различные периоды годового тренировочного цикла. Обследовано 24 спортсмена со стажем занятий академической греблей от 3 до 5 лет, средний возраст 16,1±0,23 лет. Исследования проведены в динамике: в октябре (общеподготовительный период), июне (соревновательный период) и августе (переходный период). Электрокардиограмма снималась на 12 канальном электрокардиографе компьютерного анализатора «Кардиометр МТ». Соревновательный период является критическим с точки зрения поражения сердечно-сосудистой системы у гребцов, маркерами которого могут служить повышение миокардиального антигена и креатинфосфокиназы МВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.