Перейдем к подборке материала экскурсии. Здесь существует, на наш взгляд, несколько правил:
— первое — необходимо создать психологически комфортную атмосферу, так как слепоглухие люди тонко чувствуют фальшь, необходимо быть искренними и открытыми для общения;
— второе — это соблюдение баланса между информационной насыщенностью и эмоциональным удовлетворением, последнее важнее;
— третье — в материале должно быть меньше абстрактного и больше музейных предметов.
В заключение хотелось бы сказать, что на результат проведения экскурсии для данной категории посетителей влияют многие факторы, начиная от профессионализма экскурсовода и заканчивая индивидуальным учетом состояния экскурсанта. Предметы из музейных коллекций — это история, а история — это, в свою очередь, наш лучший учитель. Познавать искусство, — значит узнавать историю, это очень важно. Мы ходим в музеи и галереи, получаем необъятный, уникальный объем знаний предыдущих поколений. Так почему бы не задуматься о том, как важно, чтобы и люди с ограниченными возможностями смогли все это узнать?
Список литературы
1. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=189096 (дата обращения: 10.02.2018).
2. Мещеряков А.И. Познание мира без слуха и зрения [Электронный ресурс]. URL: https://scepsis.net/library/id_960.html (дата обращения: 13.02.2018).
3. Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Слепоглухие в музее: методическое пособие / под общ. ред. С.А. Сироткина. М.: ГДМ, 2015. 64 с.
УДК 347.92
Волкова Мария Владимировна
студентка IV курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: [email protected]
© Волкова М.В., 2018
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ ИСТОРИИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЦЕЛИ УЧЕНИКОВ
Maria V. Volkova
student of the 1 year of historical faculty
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
GOAL SETTING THE LESSON OF HISTORY: DIDACTIC GOALS AND GOALS SCHOOLCHILD
Аннотация. Поднимается проблема целеполагания, стоящая перед учителем и учащимися. Один из ключевых вопросов: как совместить разные цели и реализовать их в едином пространстве урока, не потеряв его смысловой нагрузки. В работе описаны наиболее эффективные методы и приемы целеполагания.
Ключевые слова: целеполагание, личностные результаты, предметные результаты, метапредметные результаты, мотивы обучения.
Abstract. This article raises the problem of the goals pursued by teachers and students. How to combine different goals, and implement them in a single lesson space, without losing its semantic load. The paper describes the most effective methods and techniques of goal setting.
Key words: goal-setting, personal results, subject results, metasubject results, motives of training.
Современный мир предъявляет высокие требования к личности выпускника школы. Это должен быть человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, который знает, чего он хочет достичь в жизни, умеет ставить цели и добиваться их. Поэтому одной из задач современного педагога является научить учеников ставить цели. Любая цель требует достижения конечного результата. Следовательно, любой урок начинается с ее постановки.
В процессе подготовки учителя к занятию необходимо сформулировать дидактическую цель — чему научить учеников, и какой конкретный продукт они получат в результате проведенного урока. Системно-деятельностный подход, заявленный как основа ФГОС, предполагает совместное целеполагание учителя и обучаемых на уроке. Целеполагание — это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Наряду с этим используется термин «целеобразование» — процесс порождения новых целей деятельности человека, одно из проявлений мышления [1, с. 54]. Тем не менее эти термины
тесно связаны между собой, так как целеобразование является первым этапом процесса целеполагания.
Данный процесс состоит из трех этапов: целеобразование, осуществление и рефлексия. Если на первом этапе цель зарождается, то на втором она принимает конечный результат, то есть становится реальной. На этапе рефлексии учащиеся совместно с педагогом подводят результат своей деятельности и отвечают на главный вопрос: достигли ли они поставленной цели, если нет, то чего им не хватило для этого.
Проблема целеполагания недостаточно изучена и проработана на технологическом уровне, однако при выборе любой педагогической технологии необходимо четко видеть цели обучения. И.Я. Лернер предлагает формулировку целей через осознаваемый результат деятельности обучающихся [2, с. 3]. Ф.А. Фрадкин педагогическую технологию определяет как системное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели [3, с. 13]. М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех средств для достижения педагогической цели [3, с. 13]. Поэтому правильно поставленная цель помогает выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, позволяющие достичь более качественный результат.
Зачастую в дидактической литературе упоминаются только цели учителя. ФГОС определяет результаты обучения и предлагает идеальный «портрет выпускника», что задает рамки для целеполагания. Учитель планирует цель, исходя из определенного для ее достижения образовательного результата.
В системно-деятельностном подходе на первое место выходит независимая деятельность учащихся, но для того, чтобы работать самостоятельно, школьникам важно научится собственными силами ставить цели обучения, а не принимать готовые от учителя. Цели, предложенные педагогом, направлены на определенный результат, который требует ФГОС, но цель, которую обучающие ставят себе на уроке сами, более эффективна.
259
Самостоятельная цель требует от обучающихся умения видеть пути достижения и предполагаемый результат. Независимость ученика от учителя в этом вопросе порождает его интерес к скорому достижению образовательного результата.
В соответствии с современными требованиями к уроку дидактические цели должны быть направлены на достижение личностного, метапредметного и предметного результата. Для традиционной формулировки цели основное внимание уделялось триединой цели, распадающейся на три группы задач: воспитания, развития, обучения. При соотнесении целей в традиционной модели обучения и инновационной условно можно провести некоторые параллели (таблица).
Впервые обратил внимание на необходимость соотнесения целей учителя и учащихся И.Я. Лернер. В своих работах он говорит о том, что цель ученика не обязательно должна соответствовать цели учителя, но она ей должна не мешать. Согласованность и взаимообусловленность целей педагога и учащихся — одно из важных условий эффективности педагогического процесса в развитии его участников [4, с. 84]. Для этого ученик должен почувствовать себя субъектом и, совершая любую деятельность на уроке, достигать своих целей, которые продуцируются обстоятельствами, созданными учителем [1, с. 118].
Целепораждающее обучение возможно, когда учитель создает условия поиска: «мозговой штурм», предметные викторины, дидактические игры [1, с. 118] (табл. 2). В учениках просыпается азарт, появляется момент соревнования, в результате чего они самостоятельно добывают знания (развитие умений работать с информацией), учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения (развитие коммуникативных навыков). Так, учитель постепенно подводит учеников к дидактической цели через их личные, может быть не всегда полностью осознанные цели. Только согласованная деятельность может привести к положительному образовательному результату.
Каждый ученик на уроке преследует свои цели и зачастую они не только не совпадают с целью учителя, но могут и мешать ей. В 5-8-м классе главными мотивами к учебе являются внешние факторы: родители, получение хорошей отметки, потому что учатся мои друзья. Это говорит о том, что и цели школьника на уроке — не овладевание новыми знаниями и навыками, не научиться работать с информацией, а получить хорошую отметку, провести время с друзьями, сделать все, чтобы родители дома не наказали. В средней школе главным мотивом учения является общение. Ученики учатся не ради знаний, а ради общения со сверстниками. Следовательно, и цели у них в большей степени связаны с развитием коммуникации и самовыражением.
В этот момент происходит столкновение двух систем целей —учителя и ученика. На таком уроке учителю трудно будет добиться планируемых результатов, а для ребенка урок будет неинтересным и вся деятельность на нем бесцельной.
Учитель не обязан объявлять цели урока ученикам, ведь это не гарантирует, что они их примут. Чем больше педагог говорит о «своих целях», тем более скучными и непривлекательными они будут выглядеть для учащихся. Главная задача — побудить к действию. Сталкиваясь с внешней целью, которую им предлагают, школьники, особенно в подростковом возрасте, сразу же ее отвергают. Подсознательно они чувствуют, что их лишают самостоятельности и их субъектности. Такой урок заранее обречен на провал.
Таким образом, можно говорить о том, что от процесса целеполагания зависит настрой на урок у учеников, общий ход урока, а также конечный образовательный результат.
Список литературы
1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград: Учитель, 2009. 118 с.
2. Бобылева О.А. Идея целеполагания в дидактической концепции И.Я. Лернера [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.04.2018).
3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: в 2 книгах. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 496 с.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
Таблица 1
Соотнесение целей в традиционной и инновационной системе обучения
Цели в Цели в
традиционной инновацион- Характеристика Ключевые слова для
модели ной модели постановки целей
обучения обучения
Формирование программных Повторить, дать
я а н знаний и умений на уровне определение,
знания, понимания, познакомить, описать,
•е ел е ы применения, анализа, синтеза, объяснить,
е S к нт е оценивания демонстрировать,
а в использовать,
о О е ¿е проконтролировать, обеспечить, закрепить.
А Формирование двигательной Обеспечить развитие,
ая т е (моторики), манипулятивной способствовать
? 2 5S 1 е деятельности, нервно- формированию умений.
мышечной координации;
в и в Метап ные развитие навыков письма,
речевых навыков, развитие мыслительных операций.
е Формирование эмоционально- Обеспечить,
1 ы н личностного отношения к содействовать
Л з тн явлениям окружающего мира, формированию,
ин £ -в Ф н формирование интересов и стимулировать.
£ 5 oq S ч склонностей, переживание тех
или иных чувств.
Таблица 2
Виды целеполагания на уроке истории
Визуальные Аудиальные
Тема-вопрос Подводящий диалог
Работа над понятием Собери слово
Ситуация яркого пятна Исключение
Исключение Проблема предыдущего урока.
Домысливание -
Проблемная ситуация -
Группировка -
УДК 347.92
Мизева Наталья Ивановна
студентка исторического факультета кафедры культурологии Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
© Мизева Н.И., 2018