УДК 378.1
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД
Е. В. Бурцева
В статье показана часть экспериментальной работы педагога с курсантами юридического института МВД по организации педагогических условий для развития личностного самоуправления обучаемых. Рассматривается условие целеполагания, дается блок психолого-педагогической программы, ориентированный на развитие аксиологического компонента самоуправления курсантов, представляются данные формирующего эксперимента.
Ключевые слова: целеполагание, личностное самоуправление, курсанты вуза МВД, психолого-педагогическая программа, образ «Я-профессионала».
Актуальность создания благоприятных педагогических условий для развития личности обучаемого не выгзытает сомнений. Преподаватели высшей школы хотят общаться с людьми творческими, контактныши, мотивированными на обучение и освоение профессии. А граждане хотят лечиться у грамотный врачей, пользоваться услугами профессионалов своего дела, видеть в правоохранительных органах компетентных, порядочных, организованных полицейских. Опираясь на концепцию личностного самоуправления Н. М. Пейсахова1, уже более десяти лет мы выстраиваем предметы психолого-педагогического блока с учетом алго-
ритма личностного самоуправления. По Н. М. Пейсахову, самоуправление - это целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Это творческий процесс, связанный с созданием нового, встречей с необыгчной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новык целей, поиском новык решений и средств достижения целей. Нами быши вывделены аксиологический, когнитивный, рефлексивный и эмоциональный компоненты самоуправления, а также разработана психолого-педагогическая программа, где представлена технология развития самоуправления 2 Эта технология может быггь использована в рамках учебного процесса в высшем учебном заведении МВД по программе предмета «Психология и педагогика», а также отдельных тематических семинаров в виде модулей. В этой статье мы рассмотрим блок программы, ориентированный в основном на развитие аксиологического компонента самоуправления, определяющего выфаженность целеполагания субъекта, степень его ориентированности на самоуправление.
В качестве экспериментальной была взята группа курсантов второго курса Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России в количестве 35 человек, слушатели следовательской специализации, смешанного состава (10 девушек, 15 юношей), в возрасте 18-19 лет.
В соответствии с целями исследования в качестве критериев оценивания мы рассматривали уровни развития выщеленнык нами компонентов самоуправления (которые, в свою очередь, формируют профессиональную компетентность). Для оценки уровня развития аксиологического компонента использовались методика «Образ Я-профессионал» и тест «Способность самоуправления» 3 (показатели по этапу целеполагания).
Наука о целеполагании - манетика - доказывает необходимость начального этапа любой деятельности в виде обсуждения конечный целей, т. е. предполагаемых плодов деятельности. Цель мы можем определить как желанное состояние объекта, модель будущих результатов - как осознаваемый желаемый образ этих результатов 4
Необходимо выщелить понятия целей обучения и целей учения. Цели обучения задаются извне, в них содержатся общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними. Цели учения определяются выфажаемыши в них индивидуальными потребностями и мотивами, сформировавшимися в предыдущем опыте студентов. Цели обучения и учения могут совпадать лишь в идеальном случае. Поскольку такая идеальная форма совпадения индивидуального и общественного опыта практически исключена, нельзя ожидать и полного совпадения целей обучения и учения. Задачи обучения и воспитания в том и состоят, чтобы сблизить структуру индивидуальнык и общественный потребностей, т. е. обеспечить принятие студентами общественно значимых целей обучения в качестве личностно значимых целей учения. Таким образом, когда смыгслы профессии сливаются с личными смыслами, мы можем говорить о формировании аксиологического компонента самоуправления.
Программа начинается с процедур по формированию образа «Я-профессионала». Дело в том, что в учеб-
ных заведениях с ярко выфаженной профессиональной ориентацией в процессе учебы у людей формируются устойчивые убеждения и ценности, которые традиционно разделяют представители их профессии. Это обусловлено их изоляцией и слабым влиянием извне. Они общаются в основном с представителями своего класса, тяжелая нагрузка оставляет им мало времени для других занятий. Главное внимание уделяется овладению будущей профессией. Поэтому учебная группа такого рода является для них наиболее значимой социальной группой, и процесс формирования личности молодого человека происходит в тесной взаимосвязи с формированием его образа «Я-профессионал».
Создание образа «Я-профессионал» - это ключевой момент целеполагания деятельности. Соответственно, на первом же занятии курсантам предлагается написать десять качеств, которыми должен обладать «успешный сотрудник», затем один человек из группы на доске делает общий список качеств, которые предлагают участники группы. Группе предлагается выщелить три основных качества, здесь обыгчно мнения расходятся, и завязывается дискуссия. Следующим этапом предлагается выщелить в списке качества, которые относятся к самоуправлению деятельности, обсуждается важность данных качеств для профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Таким образом, методом мозгового штурма выстраивается образ профессионала ОВД, с акцентом на качествах, относящихся к самоуправлению. Это интерактивный метод, вызывающий курсантов на диалог с преподавателем, группой, формирующий личную заинтересованность будущих сотрудников ОВД в развитии самоуправления, стимулирующий мотивацию к обучению по предмету «Педагогика и психология» и включающий рефлексию.
На первом занятии отмечается также ведущая роль целеполагания в деятельности. В часы контролируемой самостоятельной работы по данной теме курсанты занимаются учебныш целеполаганием. Дается задание привести не менее десяти ответов (письменно) на вопрос: «Зачем мне изучать психологию?» - и выщелить главную личную цель.
Технологическая структура занятий - ситуативная, опирающаяся на технологические этапы создания и развития образовательной ситуации: сначала происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы, затем организуется ее коллективное решение, обсуждение результатов, изучаются культурно-исторические аналоги, проводится рефлексия индивидуальной и коллективной деятельности. Ниже приведена система занятий с кратким анализом.
Система занятий, организованных для создания педагогического условия целеполагания
Тема 1. Предмет, задачи и структура курса. Профессиональное мастерство сотрудников ОВД.
Цель. Дать понятие профессионального мастерства, создать установку на изучение предмета «Психология и педагогика», «нарисовать» образ профессионала - сотрудника органов внутренних дел.
Содержание и анализ занятий. Теоретический материал, раскрывающий предмет, задачи и структуру курса, в соотнесении с развитием профессионального мастер-
ства сотрудников воспринимался курсантами с интересом. В ходе практической работы ребята должны были дать десять определений сотрудника органов внутренних дел -успешного профессионала (методика «Образ „Я-про-фессионал“»). Некоторые курсанты испыпывали трудности при подборе определений, жаловались, что десять - это много. Группа особо выщелила решительность, уравновешенность, сдержанность, целеустремленность. Ребята согласились, что данные качества необходимо развивать для успешности профессиональной деятельности. Курсанты проявляли большую заинтересованность в определении собственный показателей по тесту «Способность самоуправления», активно участвовали в «проигрытании» ситуаций (микрогруппам было дано задание вспомнить ситуации из своей жизни), когда «слабость» какого-либо этапа самоуправления сыграла «плохую ролы». Например, группа с низкими показателями по «анализу ситуации» представила ситуацию с написанием курсовык работ, когда снова и снова курсант делает работы по разным предметам не в соответствии с требованиями, поэтому вынужден переделывать их по нескольку раз. Ситуация была знакома не только участникам микрогруппы, но и остальным курсантам, была воспринята ими живо и с интересом. На контролируемой самостоятельной работе курсанты выстраивали индивидуальные цели изучения предмета в соответствии с личными целями.
Таким образом, курсанты настраивались на профессиональную цель-образ, определяли для себя моральнонравственные ценности сотрудника ОВД. Тем самым шла работа на развитие аксиологического компонента самоуправления. Полученные знания об этом образе входят в когнитивный компонент самоуправления, так же как и знания об особенностях службы в экстремальных условиях. С помощью методики «Способность самоуправления» курсанты определяли свой уровень (высокий, средний, низкий) и отмечали «слабые места» в цикле самоуправления, этапы, которые нуждаются в коррекции, т. е. проводили саморефлексию. Определение собственных качеств курсантов и ролевое проигрытание значимых ситуаций стимулировали курсантов к получению психо-лого-педагогических знаний, повышали мотивацию к учению. При интерпретации собственных результатов полученные курсантами знания об этапах самоуправления закреплялись посредством личной заинтересованности в знакомстве с особенностями своей личности. При работе в группах приобретались навыки кооперативного общения. Проговаривая свои ситуации, они учились анализировать предыдущий опыт. Тем самым развивался также рефлексивный компонент самоуправления.
Тема 2. Сущность и содержание воспитательного процесса в органах внутренних дел.
Цель. Дать понятие воспитательного процесса в органах внутренних дел, продолжить работу по созданию образа профессионала у курсантов.
Содержание и анализ занятий. Теоретический материал сначала воспринимался курсантами как неактуальный для них, вероятно, ввиду того, что понятие «воспитание» воспринималось ими как не относящееся непосредственно к их деятельности, а изучение новык нормативных правовых актов МВД по морально-психологическому
обеспечению деятельности личного состава5 показалось скучныш. Однако семинарское занятие в форме «мозгового штурма» повысило мотивацию к изучению данной темы, курсанты стали вспоминать жизненные примеры, соотноситься со своим опыгтом, использовать примеры из литературы и фильмов. Обсуждение темы велось в малых группах. Выфаботанныю в группах принципы воспитания размещали на стенде, и их представляли участники группы. Одна из групп курсантов проявила творчество и представила принципы воспитания в виде сценок.
Таким образом, курсантам была поставлена определенная цель - самостоятельно вывести принципы воспитания, одновременно каждый обозначил личную цель, которой он хочет достичь на этом занятии. Цели были озвучены курсантами в начале занятий в малых группах, что «работало» на развитие аксиологического компонента самоуправления. Сама форма занятия «мозговой штурм» обусловила рефлексию курсантами своих действий и мыслей, что включало рефлексивный компонент самоуправления. К когнитивному компоненту относятся знания, полученные курсантами в результате работы в малых группах и прослушивания лекционного материала, в котором была дана базовая модель специалиста - сотрудника ОВД.
Тема 3. Психические познавательные процессы и их развитие у сотрудников ОВД.
Цель. Дать информацию о психических познавательный процессах, научить использовать полученные знания в служебной деятельности, дать методы развития памяти, внимания, мышления.
Содержание и анализ занятий. Курсанты медленно записывали определения лекционного материала темы ввиду их специфичности, но проявили интерес и оживились, когда стали приводиться примеры из практики.
На поисковом семинаре курсантами был найден и изложен следующий материал. С. рассказал о принципах работы следователя с детьми в связи с возрастными особенностями их познавательных процессов. К. сообщил об иллюзиях восприятия, влияющих на свидетельские показания, привел примеры из практики. И. нашла материал, касающийся развития памяти сотрудников ОВД.
Практические задания курсантами выполнялись с различной степенью тщательности. Были заметны различия между выполнением заданий студентами с высоким и низким уровнем самоуправления деятельностью. Так, курсанты Р. и Н. (низкий уровень самоуправления деятельностью) результатов замеров не записывали, условия задачи читали невнимательно, что привело к тому, что задание было выполнено некачественно. Курсанты с высоким уровнем самоуправления деятельностью выполняли задания организованно и внимательно. На практических занятиях отрабатывался прием «успешный образ Я» (использовался метод Хосе Сильвы). Большинство курсантов выстроили «успешный образ Я» в связи с профессиональной деятельностью, но было несколько исключений из этого правила. Так, М. (уровень самоуправления - 20) выстроила свое будущее в роли жены и матери (позже она вышла замуж и ушла в декретный отпуск). Очевидно, ценности профессии изначально были для нее незначимы, мотивация выбора профессии была неадек-
ватной (в данном случае - конформной). Н. (уровень самоуправления - 16) для описания образа «Я-профессионала» использовал набор стандартных фраз, однако после прослушивания других курсантов изменил свой текст, внеся описание своей внешности и ситуации будущего. Другими словами, в условиях интерактивного обучения происходит коррекция установок за счет обратной связи.
Курсанты в целом показали хорошую мотивацию к изучению темы и высокий уровень усвоения материала. Теоретический материал давался в объяснительноиллюстративной форме, приводилось много примеров из практики, чтобы мотивировать курсантов к изучению темы. Мы старались давать определения и понятия темы в связи с применением знаний на практике. Поисковый семинар также проходил с включением сообщений курсантов по найденному ими дополнительному материалу по теме, включающему примеры из практики. Таким образом, через получение знаний по теме в связи с профессиональными примерами развивался когнитивный компонент самоуправления. Практические занятия велись в режиме тестирования и выполнения экспериментальных заданий, в ходе которых курсанты измеряли объем собственной памяти, уровень внимания, вышсняли особенности мышления и т. д., что развивало рефлексивный компонент самоуправления. Данный вид работы предполагал большую заинтересованность курсантов, так как эти эксперименты касались их личных особенностей, что стимулировало к изучению темы. Применялся также комплекс упражнений, направленный на развитие психических познавательных процессов и усвоение приемов самоуправления деятельностью.
Контролируемая самостоятельная работа включала просмотр учебного видеофильма по теме с последующими письменными ответами на поставленные вопросы, а также решение задач по теме, связанных с практикой. По результатам ответов на вопросы и решения задач осуществлялся контроль усвоения темы.
Во время изучения этой темы хорошо заметны различия в деятельности курсантов с высоким и низким уровнем самоуправления, что дает возможность в процессе занятий мотивировать курсантов на овладение приемами самоуправления, а значит, способствовать развитию аксиологического компонента самоуправления. Использование воображения в целеполагании повышает креативность и самих слушателей, и учебного процесса.
Тема 4. Психологические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого, потерпевших и свидетелей.
Цель. Изучить приемы допроса в различных ситуациях допроса (конфликтной и бесконфликтной) и получить навыки их применения.
Содержание и анализ занятий. На лекции давалось описание приемов допроса, материал воспринимался с интересом, как непосредственно связанный с практикой. На семинаре производились фронтальный письменный опрос, а также просмотр отрывка из художественного фильма «Криминальный талант» с последующим обсуждением представленных там приемов допроса. Форма работы «видеосеминар» вызвала большой интерес курсантов, которым нравилось применять полученные знания для отслеживания ситуаций фильма. Практичес-
Таблица
Количество выборов профессионально значимых качеств курсантами контрольной и экспериментальной групп
до и после формирующего эксперимента
Качество Количество выборов в экспериментальной группе Количество выборов в контрольной группе
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
Справедливость 33 27 28 27
Компетентность 33 34 30 30
Физическая сила 30 15 25 24
Комму никабелыносты 31 30 30 30
Решительность 28 28 26 25
Уверенность 27 30 27 29
Добросовестность 24 18 23 20
Уравновешенность 21 24 19 18
Вежливость 15 7 12 10
Честность 14 10 13 11
Объективность 10 7 8 8
Оптимизм 8 1 3 1
Эмпатия 7 4 0 1
Смелость 6 1 10 8
Интеллектуальность 5 4 8 7
Сдержанность 5 5 6 6
Ответственность 6 6 9 10
Дипломатичность 4 2 3 2
Жесткость 4 0 3 0
Самостоятельность 4 4 10 11
Работоспособность 4 3 7 6
Целеустремленность 3 23 6 8
Наблюдательность 4 3 9 8
Бдительность 3 0 8 3
Внимательность 2 1 8 7
Лояльность 2 0 0 0
Вежливость 2 1 5 4
Настойчивость 2 1 6 6
Трудолюбие 2 1 4 3
Качества, добавленные курсантами
Воля 5 1
Самоорганизованность 5 0
Собранность 3 0
Самокритичность 2 0
Умение планировать 10 0
Открытость новому 1 0
Самоосознание 5 0
Самоконтроль 11 2
Умение анализировать 13 2
Исполнительность 0 3
Любознательность 0 1
Итоговое количество выборов качеств 339 345 349 332
Из них относятся к самоуправлению 84 141 83 87
кое занятие представляло собой отработку приемов допроса с помощью упражнений и решение задач по теме. Отработка приемов допроса на практических занятиях с помощью упражнений у некоторых курсантов сначала вызвала негативную реакцию («это искусственная ситуация, не „взаправду“»). Курсанты с низким уровнем самоуправления деятельностью справлялись с упражнением несколько хуже, ввиду акцентированности на собственных эмоциях. Так, М. не смогла (точнее, не захотела) пре-
одолеть собственную демонстративность, в результате чего цели упражнения (замаскировать вопрос) не достигла, хотя охотно признала свои ошибки.
Изучение темы имеет конкретную профессиональноприкладную направленность. Перед курсантами была поставлена цель - применить изученные приемы на практике, соотнесясь с целью-образом, со своим «образом Я-профессионала». Курсанты применяли приемы самоуправления, осознавая их значение для профессиональ-
ной деятельности. При выполнении упражнений с помощью преподавателя был понят смысл тренинга. Так, при выполнении упражнения «маскировка вопроса» было осознано значение умения не только ставить цели, но и маскировать истинные намерения допрашивающего, для чего необходимо владеть системой приемов самоуправления деятельностью. Задачи решались в микрогруппах, курсанты с заданием справились. Применяемый в качестве контроля метод групповой взаимооценки курсантами был воспринят адекватно. Форма «видеосеминара» способствовала повышению мотивации курсантов к изучению предмета. Таким образом, формировались все три компонента самоуправления (аксиологический, когнитивный и рефлексивный). Созданные педагогические условия определяли положительную динамику развития компонениа самоуправления.
Тема 5. Психологические особенности переговоров с преступниками, захватившими заложников.
Цель. Отработка техник общения в экстремальной ситуации, соотнесение своего «профессионального образа - Я» с выстроенным художественным образом.
Содержание и анализ занятий. Практическое занятие по этой теме включало просмотр фрагментов зарубежного художественного фильма «Специалист по заложникам» с техниками переговоров. Затем эти приемы отрабатывались в виде игровых ситуаций переговоров. Сюжет фильма захватывал, поэтому интерес к занятию, безусловно, присутствовал. Курсанты могли убедиться, что изучаемые ими техники общения применяются полицейскими на Западе. На занятии им была предоставлена возможность применить прием «разговор в пользу возможностей» не только для проработки личных проблем, но и для процесса переговоров. Курсанты выполняли это упражнение в парах, затем в кругу, при совместной рефлексии, давали отзывы о технике применения приема друг другу.
Данная форма занятий (просмотр видеофильма с последующими упражнениями на отработку техники переговоров) значимо мотивирует курсантов на изучение приемов и техник общения (это развивает аксиологический компонент). Совместная рефлексия уровня полученных навыков дает представление курсантам об их успешности в применении техник на данный момент времени (развитие рефлексивного компонента). Интерактивность в попарном выполнении упражнения дает глубину усвоения материала. Немалое значение имеет тот факт, что герой видеофильма задает цель-образ полицейского, успешно применяющего эти техники на практике (когнитивный компонент).
Безусловно, на развитие компонентов самоуправления направлена вся педагогическая программа в целом, тем не менее каждое педагогическое условие имеет приоритетное направление в развитии одного из компонентов самоуправления. В частности, педагогическое условие целеполагания приоритетно развивает аксиологический компонент самоуправления. Развитие данного компонента мы отслеживали по изменению удельного веса качеств, относящихся к самоуправлению деятельности, с помощью методики «образ Я-профессионал». Получившиеся данные свидетельствуют о значительном уве-
личении (табл.) числа выборов качеств, относящихся к самоуправлению деятельности (они выщелены1 в таблице).
Как можно видеть из данных таблицы, после формирующего эксперимента курсанты из экспериментальной группы в число профессионально важных добавили еще восемь качеств, относящихся к самоуправлению, курсанты из контрольной группы добавили три качества. При этом удельный вес таких качеств в экспериментальной группе возрос на 17%, в контрольной группе практически не отмечается роста значимости качеств (всего 2%):
Анализ списков показал, что можно не только расширять понятийный аппарат, включая в него дополнительные понятия, относящиеся к самоуправлению деятельностью, но и повышать их значимость для курсантов. Соответственно, здесь можно говорить о развитии в результате формирующего эксперимента аксиологического компонента самоуправления.
Как количественная характеристика развития аксиологического компонента самоуправления были использованы изменения показателей на этапе целеполагания теста «Способность к самоуправлению». Средний уровень развития целеполагания в экспериментальной и контрольной группах составлял 3,6 балла. После формирующего эксперимента в экспериментальной группе он составил 5,0 баллов, тогда как в контрольной - 3,7.
Таким образом, включение в обучение процедуры личностного целеполагания как педагогического условия развития самоуправления ставит для преподавателя следующие задачи:
- сделать акцент на развитости самоуправления, важной для формирования профессиональной компетентности сотрудника ОВД;
- определить с курсантами «образ Я-профессионала»;
- наметить вместе с курсантами план изучения курса «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» так, чтобы этот план включал их личностное целеполагание и входил в резонанс с их значимыми жизненными смыслами;
- применять формы и методы занятий, способствующих повышению мотивации курсантов к изучению предмета и развитию самоуправления.
Приведенный анализ показал, что создание педагогических условий целеполагания приоритетно развивает аксиологический компонент самоуправления.
1 Пейсахов Н. М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань, 1974. 253 с.
2 Бурцева Е. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел средствами развития самоуправления : дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2002. 215 с.
3 Пейсахов Н. М. Тест «Способность самоуправления» // Столяренко Л. Д. Основы психологии : практикум. Ростов н/Д, 2002. С. 339-347.
4 Хуторской А. В. Современная дидактика : учебник для вузов. СПб., 2001. С. 144.
5 Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : прил. № 1 к приказу МВД России от 11.02.2010 № 80.