Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы и их использование в условиях инновационной экономики региона'

Трудовые ресурсы и их использование в условиях инновационной экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
868
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Валентина Ильдусовна

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной экономической системе трудовые ресурсы играют определяющую роль в обеспечении качественных параметров экономического роста. Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов Амурской области составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы и их использование в условиях инновационной экономики региона»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Власова В.И.

Власова Валентина Ильдусовна - магистр, факультет экономики,

направление: аналитическая экономика и бизнес-процессы в агропромышленном комплексе, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

Аннотация: актуальность темы исследования заключается в том, что в современной экономической системе трудовые ресурсы играют определяющую роль в обеспечении качественных параметров экономического роста. Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов Амурской области составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса региона. Ключевые слова: трудовые ресурсы, социально-трудовые отношения, экономическое развитие в условиях развития инновационной экономики региона.

Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал, представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических, квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.

Трудовые ресурсы региона - это часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу [4].

Фактически к трудовым ресурсам относятся:

- население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины - от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп, и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);

- население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Трудовые ресурсы как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:

- образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;

- профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;

- половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;

- социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей -руководители высшего, среднего, низшего звена) [4].

Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:

а) общая численность трудовых ресурсов;

б) среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;

в) уровень занятости населения;

г) состав работающих по полу и возрасту;

д) отраслевая структура занятости населения;

е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров [6].

Государственное регулирование трудового потенциала региона - неотъемлемая

составная часть механизма регионального управления. Оно охватывает демографический, социальный и экономический аспекты объекта регулирования, его воспроизводственный цикл - формирование, распределение и использование. Необходимо отметить, что рыночный механизм принципиально не способен решить проблемы занятости (безработицы), поэтому рыночные силы и государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала объективно призваны дополнять друг друга. Система государственного регулирования рынка труда представляет собой совокупность конкретных законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, которые базируются на рыночных отношениях [3].

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач:

- обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по республике, в отдельных областях и районах;

- достижение рациональной занятости населения, то есть создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;

- обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;

- рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

Государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала осуществляется по следующим основным направлениям: прогнозирование и планирование демографического развития, трудовых ресурсов и рынка труда; регулирования занятости; социальная защита населения.

Система государственного регулирования трудового потенциала основывается на учете и использовании политических, социальных, экономических и правовых факторов. Она предполагает использование прямых(административных) и косвенных (экономических) методов управления. К прямым методам регулирования относятся такие воздействия на трудовой потенциал регионов, которые непосредственно определяют его состояние через деятельность специальных фондов и разработку программ содействия занятости, создание соответствующих нормативных актов, тарифно-квалификационных систем, систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирования заработной платы. Косвенные (экономические) методы изменяют мотивацию (заинтересованность) хозяйствующих субъектов в развитии трудовых ресурсов региона и реализуются посредством налоговой, кредитной системы, индикативного планирования.

Амурская область расположена на юге-востоке Российской Федерации и является частью Дальневосточного федерального округа. Уникальность ее во многом определена географическим приграничным положением, разнообразием природных ресурсов и аграрно-климатическими условиями. Амурская область -крупный узел транспорта, строительства, база строительства Байкало -Амурской и Амурско-Якутской магистралей. Область обладает значительными запасами древесины, богатым растительным и животным миром. Развиты горнодобывающая промышленность, энергетика, лесное и сельское хозяйство, производство стройматериалов и строительных конструкций, пищевая и обрабатывающая промышленность. В Амурской области добывается до 40% российского золота. Регион представляет собой мясо-молочно-животноводческий сельскохозяйственный

18

район с развитым табунным коневодством и посевами зерновых. В состав Амурской области входят 9 городских округов и 20 муниципальных районов. В их составе 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 21 поселок городского типа, 599 сельских населенных пунктов. Численность населения области на 1 января 2016 года по данным Госкомстата России составляет 809873 человека. Плотность населения - 2,22 чел./км2.

Амурская область обладает достаточным научным потенциалом. На его территории действует свыше 10 научно-исследовательских учреждений. Ими разработаны и требуют активного внедрения около 100 уникальных инновационных разработок, в частности: герметичные кабельные вводы нового поколения для АЭС, новая технология переработки высоковлажных углей, новая технология получения алюминия, кремния и их соединений, методы диагностики и лечения дыхательной системы человека, высокоэффективные сельскохозяйственные машины, приборы и оборудование, новые гибриды и сорта сои и зерновых культур, приемы применения бактериальных препаратов и многие другие.

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов Амурской области составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса региона. Для ее решения требуется оценка трудовых ресурсов, которыми располагает регион, потребности хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного их использования.

Выявить ограниченность или достаточность трудовых ресурсов позволяет международный статистический стандарт - баланс трудовых ресурсов, который можно представить системой показателей, отражающей численность и состав. Источниками информации для составления баланса являются данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте, сведения предприятий и организаций о численности занятых, о привлечении иностранных граждан для работы, данные миграционной службы о трудовой миграции внутри страны, данные Пенсионного фонда РФ о числе неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях, в трудоспособном возрасте, данные выборочных обследований населения по проблемам занятости, данные учебных заведений о численности обучающихся с отрывом от работы и др. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: ресурсная часть и распределительная часть. Первая часть баланса характеризует численность трудовых ресурсов и источники их формирования. Во второй части показывается распределение трудовых ресурсов на категории: лица, занятые в экономике на основной работе; учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства; трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике

По данным Амурстата, всего в Приамурье за 2016 год общая численность трудовых ресурсов составила 616530 амурчан в трудоспособном возрасте. Из них экономически активное население - это 411767 человек, или 66,8%, в том числе 387738, или 62,9%, занятых трудовой деятельностью. 24029, или 3,9%, квалифицировались как безработные. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,6.

Структура занятости трудовых ресурсов в отраслях экономики Амурской области показывает, что удельный вес занятости в финансовой деятельности, операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг составил 7%; государственное управление и обеспечение военной безопасности -12%; образование - 10%; здравоохранение и предоставление социальных услуг -8%; предоставление коммунальных услуг - 2%; сельское и лесное хозяйство - 6%; добыча полезных ископаемых - 3%; обрабатывающие производства - 4%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 6%; строительство -10%; торговля - 17%; транспорт и связь - 15%.

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, имеются следующие проблемы: рынки труда городских

19

округов и муниципальных районов характеризуются территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы; трудоустройства граждан, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказание). В регионе в последние годы сохраняется стабильная тенденция: школьники массово поступают учиться по таким специальностям, как экономист, юрист, госслужащий, а после вуза не могут устроиться на работу по специальности. Сегодня ситуация такова, что более 70% вакансий на рынке труда — это рабочие профессии.

В настоящее время экономика области характеризуется увеличением объемов инвестиций. Наиболее привлекательными для инвестирования являются «электроэнергетика», «транспорт и связь» и «обрабатывающие производства».

Предполагаемые к реализации в Амурской области инвестиционные проекты такие как: «По строительству семенного завода в Октябрьском районе Амурской области»; «Производство по переработке цементного клинкера в с.Березовка Амурской области»; «Реконструкция и строительство завода по переработке сои»; «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный»; «Строительство газоперерабатывающего завода», предусматривают создание нескольких тысяч рабочих мест.

При реализации инновационных и инвестиционных проектов будут востребованы рабочие профессии: электрогазосварщик; оператор технологических установок, электромонтер, слесарь по ремонту оборудования, агроном, тракторист-машинист, вальщик леса, оператор деревообработки, машинист тяжелой техники, лаборант химического анализа, машинист насосных установок, механик и др. Возникает необходимость привлечения граждан из других субъектов Российской федерации, по следующим причинам: в образовательных организациях Амурской области не осуществляется подготовка специалистов по необходимым профессиям, отсутствие необходимых профессий на рынке труда, структурное несоответствие рынка труда Амурской области.

С целью привлечения трудовых ресурсов для реализации проектов, реализуемых на территории амурской области, на основании государственной программы Российской федерации «Содействие занятости населения» Правительство Амурской области постановило и утвердило «Программу повышения мобильности трудовых ресурсов Амурской области на 2015 - 2017 годы» от 15.07.2015 № 332. Мероприятия Программы направлены на содействие организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Амурской области, в привлечении необходимых квалифицированных и высококвалифицированных кадров, необходимых для реализации инвестиционных проектов профессий, повышение эффективности трудоустройства и создание условий для жилищного обустройства граждан, привлекаемых из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень. Реализация мероприятий Программы позволит привлечь в 2015 - 2017 годах в организации Амурской области, реализующие инвестиционные проекты, 355 граждан, привлекаемых из других субъектов Российской Федерации. Данные работники будут заняты как на основном производстве, так и в сфере управления организацией. Привлечение граждан из других субъектов Российской Федерации будет способствовать как продолжению, так и началу основной производственной деятельности в 2015 - 2017 годах.

Подводя итог, можно сказать, что все трудности должны решаться комплексно, с учетом всех экономических, социальных и демографических проблем. В сфере

20

образования должна вестись активная пропаганда тех профессий и специальностей, которые необходимы для развития региона. В настоящее время особое внимание направлено на развитие инновационной политики. Однако коммерциализация инноваций, эффективность практического использования научно-технического потенциала области явно недостаточны, а формирование инновационной инфраструктуры находится только на начальной стадии. На сегодняшний день количество предприятий области, использующих разработки региональных вузов и научно-исследовательских институтов, незначительно. Решение данной проблемы возможно путем предоставления государственной поддержки малым и средним инновационным организациям в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014 - 2020 годы». Концепция определяет основные задачи и приоритетные направления развития инновационной деятельности, выявляет возможности использования научно-технического и инновационного потенциала, предлагает формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в Амурской области на долгосрочную перспективу. Необходимость разработки Концепции определяется:

- возрастанием роли инноваций как фактора повышения конкурентоспособности и устойчивости экономического развития;

- необходимостью создания соответствующих условий для активного вовлечения научного и научно-технического потенциала в процессы модернизации производств;

- необходимостью интеграции имеющихся в Амурской области ресурсов и организаций в единую инновационную систему;

- вхождением России в ВТО и усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках продукции.

Реализация Концепции предусматривает переориентацию экономики Амурской области на использование инновационных технологий, которые позволят обеспечить повышение конкурентоспособности товаропроизводителей Амурской области и инвестиционную привлекательность региона, увеличить валовый региональный продукт за счет освоения новых для Амурской области видов продукции и технологий. Реализация Концепции позволит:

- субъектам инновационной деятельности эффективнее взаимодействовать с экономическими и финансовыми партнерами (банками, фондами, инвесторами и т.д.);

- сформировать благоприятные условия для развития инвестиционного климата Амурской области;

- выстроить целостную инфраструктуру инновационного развития, обеспечивающую продвижение на рынок новых видов продукции и технологий.

Список литературы

1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб.-практ. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. М.: Дело и сервис, 2011. 255 с.

2. Акулич В.А. Исследуем трудовые ресурсы / В.А. Акулич // Финансовый директор, 2010. № 5. С. 33-45.

3. Белокрылова О.С. Экономика труда: конспект лекций / О.С. Белокрылова, Е.В. Михалкина. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 224 с.

4. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: учебник / А.Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2011. 584 с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка / Н.П. Кондраков. М.: Перспектива, 1992.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.