Трудовые армии в годы военного коммунизма: историко-юридический аспект...
УДК 349.2
Рощин Борис Евгеньевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ТРУДОВЫЕ АРМИИ В ГОДЫ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА: ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (к 95-летию Первой Революционной Армии Труда)
Статья посвящена краткой характеристике правовых основ организации и функционирования трудовых армий в условиях государственной политики, получившей название «военный коммунизм».
Автор работы акцентирует внимание на анализе наиболее значимых, ключевых нормативно-правовых актов, принятых новой властью в обозначенный период и положенных в основу правового регулирования общественных отношений, в рамках которых осуществлялось практическое применение воинских формирований на «трудовом фронте». Наиболее важными нормативными актами, по мнению автора, следует считать: Декрет СНК «О всеобщей трудовой повинности» (от 29.01.1920 г.); Положение СНК «О комитетах по всеобщей трудовой повинности» (от 05.02.1920 г.); Постановление Совета рабочей и крестьянской обороны «О Первой Революционной Армии Труда» (от 15.01.1920 г.). Кроме того, решающее значение имели соответствующие идеологические установки и представления новой власти о построении социализма в стране. На примере реорганизации третьей армии Восточного фронта в «трудовую армию» показаны основные особенности широкомасштабного экономического эксперимента, предпринятого советской властью в кульминационный период политики «военного коммунизма». В результате анализа автор приходит к выводам, что подобные формы организации труда возможны и даже необходимы лишь в чрезвычайных и экстремальных условиях для выполнения широкомасштабных, жизненно важных работ (в интересах государства и общества), требующих быстрой мобилизации большого количества людей.
Ключевые слова: военный коммунизм, хозяйственная разруха, всеобщая трудовая повинность, принудительный труд, трудовые мобилизации, трудовые армии, Первая армия труда.
Современное трудовое право России прошло неоднозначный и противоречивый эволюционный путь, обусловленный экономическими, политическими, идеологическими и культурными особенностями развития нашей страны. Оно несёт в себе не только множество специфических черт и особенностей (в «снятом виде») советского трудового права, но и довольно звонкие отголоски фабричного законодательства Российской империи. Очевидно, что современное переосмысление определённых ключевых исторических аспектов отечественного трудового права необходимо для более глубокого и объективного понимания характерных особенностей, правовых закономерностей и общих тенденций развития действующего трудового права, а также для выявления глубинных, наиболее актуальных проблем теории и практики, разработки обоснованных предложений по их возможному решению. Наибольший интерес представляет переломный период нашей истории, в рамках которого началось построение основ системы социалистической организации труда и рождение трудового права советского типа. Целью работы является краткое рассмотрение специфики правовых основ создания трудовых армий в контексте всеобщей трудовой повинности, установленной в период осуществления политики, получившей название «военный коммунизм», а также получение обобщающих выводов по теме.
К вопросу о применении армии для трудовых задач, <...> мы подошли эмпирическим путём, отнюдь не на основании теоретических соображений.
Л.Д. Троцкий
Первые годы становления советской власти (1918-1920) проходили в условиях экономического коллапса, тотальной хозяйственной разрухи, массового обнищания населения. Кроме того, ситуация усугублялась Гражданской войной, иностранной интервенцией, ожесточённым натиском контрреволюции. «В работе государственных органов преобладали насильственные методы, зачастую в самой суровой, жестокой форме, вполне соответствовавшей духу времени и идеологическим установкам диктатуры пролетариата. Многие меры экономической и социальной политики того времени, получившей название «военный коммунизм», были вызваны экстремальной обстановкой, требовавшей незамедлительной мобилизации всех имевшихся скудных ресурсов, крайнего напряжения сил ради выживания новой власти» [7, с. 31].
Среди важнейших мероприятий новой власти стало создание основ системы социалистической организации труда, как исторически новой, ранее неизвестной и более прогрессивной формы труда, благодаря которой предполагалось не только преодолеть и побороть хозяйственную разруху, но и осуществить широкомасштабные преобразования для строительства социализма. Поэтому вполне логично, что одним из первых в фундаменте советского права появился Кодекс законов о труде (далее КЗоТ РСФСР), принятый в декабре 1918 года. «Особой приметой» данного нормативного акта стала узаконенная всеобщая трудовая по-
© Рощин Б.Е., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
173
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
винность, которой КЗоТ РСФСР посвятил первую главу. К сожалению, объем данной статьи не позволяет даже в общих чертах рассмотреть идеологические предпосылки, характерные особенности, правовые закономерности и тенденции установления и развития трудовой повинности в рассматриваемый период, но следует отметить, что принудительный труд являлся не только средством борьбы с экономической катастрофой, но и необходимым сегментом в процессе построения новой формации. Так, в мае 1917 г. (т.е. до прихода большевиков к власти), В.И. Ленин в своём докладе на VII Всероссийской конференции РСДРП (б) отмечал, что «общая трудовая повинность - это нечто новое, такое, что составляет часть социалистического целого» [8, с. 433]. А в работе «Удержат ли большевики государственную власть?», написанной в конце сентября 1917 г., В.И. Ленин уже не церемонился: «...Всеобщая трудовая повинность является в руках пролетарского государства. самым могучим средством учёта и контроля. Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины. Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление. Нам этого мало. «Кто не работает, тот не должен есть» - вот основное первейше и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью» [8, с. 310-311].
Обещания В.И. Ленина были в скором времени исполнены и в первой Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., было записано, что РСФСР «признаёт труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». Следует отметить, что трудовая повинность выступала в качестве важнейшего принципа политики «военного коммунизма», а нормы КЗоТа РСФСР, регламентировавшие привлечение к принудительному труду, осуществлялись на практике в наиболее полной мере.
На пике эпохи «военного коммунизма», в развитие конституционного принципа о всеобщей трудовой повинности и в дополнение к КЗоТу РСФСР, был принят декрет Совета Народных Комиссаров (далее СНК) «О всеобщей трудовой повинности» (от 29.01.1920 г.). Данный декрет стал некой «квинтэссенцией» (кульминацией) в развитии трудовой повинности и возвёл данный конституционный принцип в «превосходную степень». Согласно этому нормативно-правовому акту, всё трудоспособное население страны подлежало «единовременному или периодическому» привлечению к выполнению различных работ, осуществляемых в форме трудовой повинности, на основе общехозяйственного плана. Для всех работников, независимо от их постоянной работы, устанавливались соответствующие виды трудовой повинности: сельскохозяйственная, топливная, дорож-
ная, строительная, снеговая, продовольственная, гужевая и т.п. В порядке трудовой повинности предписывалось привлекать рабочие части Красной армии и флота и осуществлять рациональное перераспределение рабочей силы. Следует констатировать, что согласно данному декрету, российский трудящийся был обязан добросовестно выполнять свои трудовые функции по основному месту работы (фактически в форме трудовой повинности), а также дополнительно выполнять (тоже в форме трудовой повинности) различную общественно-полезную работу в интересах общества и государства. Известный советский учёный -трудовик Н.Г. Александров - в своё время отметил, что декрет «О всеобщей трудовой повинности» от 29.01.1920 г. «.ввёл в понятие трудовой повинности (в собственном смысле) новый признак, а именно, что она выполняется трудящимися одновременно или периодически, независимо от постоянной работы по тому роду деятельности, которым обычно занят данный трудящийся» [1, с. 225].
Данным декретом был образован Главный комитет по всеобщей трудовой повинности (далее Комитет, Главкомтруд), через который осуществлялось общее руководство соответствующими процессами. В состав Главкомтруда, согласно декрету, входили представители весьма весомых и влиятельных государственных структур: Народного комиссариата труда (НКТ); Народного комиссариата внутренних дел (НКВД); Народного комиссариата по военным делам. Перед Комитетом стояло решение ряда важнейших задач: 1) согласование хозяйственных планов, составленных хозяйствующими субъектами, обеспечение рабочей силой определённых отраслей хозяйства; 2) установление порядка применения различных форм трудовой повинности; 3) разработка ведомственных инструкций, адресованных местным комитетам «по вопросам о трудовой повинности»; 4) использование административно-управленческого ресурса различных ведомств для проведения всеобщей трудовой повинности; 5) принятие официальных решений по коллизионным ситуациям, возникавшим при проведении трудовой повинности.
На местном уровне учреждались губернские, уездные, городские комитеты по проведению в жизнь всеобщей трудовой повинности и при этом наделялись чрезвычайными революционными полномочиями. Так, Комитеты обязывались «предавать Народному Суду» всех лиц, виновных в следующих деяниях: 1) уклонение от учёта и явки по трудовой повинности; 2) дезертирство с порученных работ либо подстрекательство к дезертирству; 3) изготовление и (или) использование подложных документов в целях уклонения от трудовой повинности; 4) сообщение заведомо ложных сведений должностным лицом; 5) умышленная порча орудий и материалов; 6) небрежная органи-
174
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
Трудовые армии в годы военного коммунизма: историко-юридический аспект...
зация работ или «нехозяйственное использование мобилизованной рабочей силы»; 7) пособничество вышеперечисленным деяниям и укрывательство виновных. В случаях «особой злостности и повторности деяний» данные комитеты имели право передавать правонарушителей суду Ревтрибунала, а также непосредственно применять определённые меры воздействия: пресечение; административное наказание, «вплоть до передачи в штрафные трудовые части и ареста...».
Особым направлением государственной политики времён «военного коммунизма» стало широкомасштабное применение армии в трудовых целях. Первые эпизодические шаги в данном направлении наблюдаются уже в первый год становления советской власти. Так, 26.12.1918 г. был принят приказ Реввоенсовета «О рабочих войсках». Такие войска предназначались для: производства работ на железных дорогах (погрузочно-разгрузочные работы); расчистки железнодорожных путей от снежных заносов; помощи железнодорожным войсковым частям, «ведущим работы по постройке и эксплуатации железных дорог»; постройки и ремонта грунтовых дорог; поддержания в исправности водных путей; охраны грузовых поездов и складов и др. В приказе говорилось о том, что довольствие рабочих частей осуществляется «на общих основаниях с войсковыми частями» [10, ст. 1027].
В 1920 г. в стране наступила короткая военная передышка и поэтому отпала необходимость переброски войск для участия в боевых действиях. В то же время распустить действующую армию в тех чрезвычайных условиях означало подвергнуть страну огромному риску, а может быть и подписать себе «смертный приговор». Вместе с тем, на содержание огромной массы вооружённого народа требовались колоссальные экономические и финансовые ресурсы, что оказалось не под силу молодому советскому государству в условиях тотального системного кризиса. По-видимому, в тех условиях единственно правильным решением советского руководства стало использование воинских частей на «трудовом фронте».
Наиболее активным инициатором и сторонником данной идеи выступал Л.Д. Троцкий. Для рационального и эффективного применения воинских частей в трудовых целях требовалось создание специальных условий, которые, по словам Л.Д. Троцкого, должны были заключаться: а) в строгом и точном определении задач для трудармейцев; б) в простейших видах труда; в) в установлении «таких организационных взаимоотношений с соответствующими хозяйственными органами, чтобы исключена была всякая возможность нарушения хозяйственных планов.»; г) в установлении «тесной связи, по возможности, уравнительного продовольствия и товарищеских взаимоотношений с рабочими того же района»; д) «.выяснение
неизбежности и прогрессивности военного принуждения в деле поднятия хозяйства на основе всеобщей трудовой повинности» [12, с. 157].
Следует заметить, что реорганизация 3-й армии Восточного фронта в «трудовую армию» состоялась по инициативе Реввоенсовета этой армии, который в телеграмме (от 10.01.1920 г.) Реввоенсовету Республики предложил использовать воинские части армии на восстановление народного хозяйства Урала, Челябинской и Тобольской губерний.
12.01.1920 г. на телеграмму ответил В.И. Ленин: «Приветствую это предложение, вношу вопрос в Совнарком. Начинайте действовать при условии строжайшей согласованности с гражданскими учреждениями» [9, с. 16-18].
15.01.1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны (председатель - В.И. Ленин) принял соответствующее постановление «О Первой Революционной Армии Труда» (далее 1 РАТ). В Постановлении говорилось о временном характере трудового применения 1 РАТ. Основные виды работ, которые надлежало выполнять этой армии, заключались в следующем: а) заготовка и сосредоточение в заготпунктах продовольствия, согласно плану развёрсток, установленных Народным комиссариатом труда; б) заготовка дров и их доставка к железнодорожным станциям; в) массовые работы, требовавшие дополнительной мобилизации рабочей силы; г) всевозможные строительные работы; д) сельскохозяйственные работы (в т.ч. работы по ремонту сельхозорудий) и прочие работы, перечень которых не являлся исчерпывающим и подлежал соответствующим корректировкам.
Единым органом, руководящим работой 1 РАТ, являлся «Революционный Совет Трудовой Армии», состоявший из членов «Революционного Военного Совета» и полномочных представителей соответствующих народных комиссариатов: Наркомпрода, Высовнархоза, Наркомзема, Наркомпути, Нар-комтруда. Все местные учреждения (совнархозы, продкомы, земотделы и др.) обязывались подчиняться (особыми приказами и инструкциями) совету трудовой армии «через соответствующих его членов, либо целиком, либо в той области их работы, которая требует применения массовой рабочей силы» [6, с. 96-99].
30.01.1920 г. принимается очередное постановление Совета рабочей и крестьянской обороны, согласно которому в сферу деятельности 1 РАТ включались следующие губернии: Пермская, Екатеринбургская, Челябинская, Тюменская, Уфимская (за исключением 3-х уездов) [6, с. 160].
По итогам трудовой деятельности 1 РАТ за 1920 г. видно, что трудармейцы реально работали в следующих направлениях: по заготовке топлива - 55,5% рабочей силы; на постройке и ремонте различных сооружений (мосты, заводы и т.д.) -19,6%; в горных работах - 20% (сентябрь - октябрь
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
175
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
1920 г.); восстановление железнодорожного полотна - 4,6% рабочей силы [2, с. 176].
За данный период 1 РАТ осуществила ряд крупных работ по восстановлению Пермских железных дорог и железнодорожных мостов - Бельского, Уфимского, Нязепетровского, а также: восстановление мостов в районах Шадринска, Камышлова; выполнение строительных работ в Пермском, Тюменском, Уфимском уездах; выполнение горных работ на Челябинских, Кизеловских, Богословских копях и др. Кроме того, были восстановлены крупные (в т.ч. военные) заводы - Мотовилихинский, Ижевский, Златоустовский, Саткинский, «Столь» (Челябинск), Верх - Исетский и др. [2, с. 179-180].
Несмотря на трудовой героизм (и это отмечают почти все исследователи данного вопроса), проявленный 1 РАТ в тех чрезвычайных исторических условиях, следует констатировать, что сформулированные в постановлении «О Первой Революционной Армии Труда» намерения государства столкнулись с рядом объективных проблем. Очевидной проблемой стало то, что принудительный труд изначально не мог быть эффективным, высокопроизводительным, с безупречной трудовой дисциплиной и искренним «товарищеским сотрудничеством». В подтверждение наличия острых организационных и функциональных проблем, возникших в самом начале создания трудовых армий, следует привести цитату из приказа (от 24.02.1920 года, № 194) председателя «Революционного Совета Первой Трудовой Армии» - Л.Д. Троцкого. Он констатировал: «Трудовые сводки свидетельствуют как о крайне незначительном числе красноармейцев, привлечённых к производительному труду, так и о чрезвычайно низком уровне производительности этого труда...». В связи с этим, Л.Д. Троцкий давал жесткие указания: «части, недобросовестно относящиеся к трудовым обязанностям, перечислять в штрафные, устанавливая для них строжайший режим. Особо уполномоченным Совтрударма установить на месте причины плохого хода работ, арестовать наиболее виновных лиц и направлять их в распоряжение Революционного трибунала армии» [12, с. 159].
Основные причины неэффективности работы 1 РАТ тезисно обозначены в диссертационной работе Буряк Е.М. «Трудовые отношения в первые годы Советской власти: на материалах промышленных районов Урала». Среди причин неэффективности автор упоминает следующие: несогласованная работа органов труда; отсутствие полной информации о спросе и предложении рабочей силы в процессе трудовых мобилизаций; попытка применить трудовые мобилизации во всех сферах трудовой деятельности; частые переброски рабочих с одного места на другое; применение в основе трудовой политики принудительных методов привлечения к труду; отсутствие реального
экономического стимула и материальной заинтересованности у трудармейцев; необеспеченность трудармейцев минимальным набором обмундирования и продовольствия; несоизмеримые убытки государства по содержанию каждого трудармейца, даже при условии минимальной оплаты его труда; отношение власти к населению как к неисчерпаемому трудовому ресурсу [2, с. 190].
Создание 1 РАТ стало началом бурного процесса по формированию других трудовых армий. Уже 21.01.1920 г., в районе Юго-Западного фронта (Украина) создаётся вторая трудовая армия - «Укр-совтрударм», в задачи которой входило «максимальное усиление добычи продовольствия, топлива, сырья, установление трудовой дисциплины в предприятиях, снабжение предприятий рабочей силой». Руководителем армии был назначен «особо уполномоченный от Совета Обороны на правах председателя» - И.В. Сталин [6, с. 122].
23.01.1920 г. вышло Постановление Совета Труда и Обороны (СТО) об использовании сил Запасной армии для улучшения работы железнодорожного транспорта в районе Московско-Казанской железной дороги. В связи с этим 2-я армия была реорганизована в трудовую. Основной задачей для этой армии стало «поднятие производительности труда по ремонту паровозов и вагонов» [11, ст. 31].
Несмотря на объективные трудности, В.И. Ленин активно поддерживал идею реорганизации боевых армий в трудовые. В докладе «О работе ВЦИК и Совнаркома» (02.02.1920 г.) он указывал: «Появляется задача перехода от войны к мирному строительству в условиях настолько своеобразных, что мы не можем распустить армию, так как мы должны считаться хотя бы с возможностью наступления той же самой Польши или любой державы... Это своеобразие задачи, когда мы не можем ослабить своих военных сил, но должны всю машину Советской власти, заострённую на войне, переводить на новые рельсы мирного хозяйственного строительства» [9, с. 105].
К началу 1921 г. в стране было создано 8 трудовых армий, а к весне 1921 г. общее число рабочих-тру-дармейцев составляло 280781 человек. В том числе: 1) Украинская и Донецкая армия - 60976 чел., 2) Сибирская - 34786 чел., 3) Кавказская - 13794 чел., 4) «Совтрудармия» - 15500 чел., 5) Управление Трудчастей Туркфронта - 6181 чел., 6) Московская с присоединённым округом - 87971 чел., 7) Приволжская вместе с Заволжской - 35805 чел., 8) Петроградская - 25768 человек [3, с. 7].
Недопустимо преуменьшать значение трудовых армий в условиях «военного коммунизма», поскольку во многих российских регионах, разрушенных в результате боевых действий в ходе гражданской войны, именно трудовые армии стали той реальной силой, которая оказалась способной не только восстановить важнейшие отрасли народ-
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
Трудовые армии в годы военного коммунизма: историко-юридический аспект...
ного хозяйства, но и организовать начало мирной жизни.
Как известно, в марте 1921 г. государство отказалось от политики «военного коммунизма» и объявило о новой экономической политике, в результате чего последовал отказ от основных принципов «военного коммунизма» (в т.ч. от принудительного труда). В мирных условиях построения социализма применение трудовых армий становилось всё менее продуктивным и более затратным для государства. 30 марта 1921 года СТО вынес постановление «О трудовых частях», согласно которому с 01.05.1921 г. все трудовые армии передавались из подчинения военного ведомства в ведение НКТ [4, с. 3]. До окончания 1921 г. шло постепенное сокращение численности трудовых армий, а 30.12.1921 г. вышло в свет Постановление СТО об их окончательном расформировании (в течение 1 месяца - до 01.02.1922 г.) [5, с. 4]. Примечательно, что самой последней была официально расформирована и прекратила своё существование 1 РАТ (02.02.1922 г.).
Выводы.
1. Применение трудовых армий для выполнения производственных и общественно-полезных работ стало кульминационным этапом осуществления политики трудовой повинности (которая провозглашалась не сколько временной и вынужденной мерой борьбы с разрухой, сколько важным средством воспитания и перевоспитания российского народа) в период «военного коммунизма». Осуществляя широкомасштабное применение вооружённых сил на «трудовом фронте», государство рассчитывало не только спасти от окончательного краха разрушенное народное хозяйство, но и существенно сэкономить свои, довольно скудные, материальные ресурсы, направляемые на содержание армии.
2. В рассматриваемый период армия проявила себя не только как военная организация, но и как мощная консолидирующая сила советского общества, как основа выживания государства. При этом армия показала, что она способна не только поглощать огромные ресурсы (как людские, так и материальные), но и, переходя на частичную «самоокупаемость», снять непосильное бремя с отечественной экономики.
3. Опыт применения армии на трудовом фронте наглядно свидетельствует, что подобные формы
организации труда возможны и, в определённой степени, необходимы и эффективны только в чрезвычайных и экстремальных условиях для выполнения широкомасштабных, жизненно необходимых работ (в интересах государства и общества), требующих быстрой мобилизации большого количества людей. Советское государство в последующем неоднократно прибегало к применению армейского труда в мирных условиях (ликвидация различных форс-мажорных обстоятельств, наличие стройбатов и т.п.).
4. Глубокое изучение и объективная оценка исторического опыта применения трудовых армий позволяет более достоверно спрогнозировать дальнейшее развитие отношений армии и общества в целом, осознать каким образом возможно применение военных сил в современных условиях для решения несвойственных им задач, в частности, для ликвидации всевозможных катастроф (природного и техногенного характера) и восстановления разрушенного хозяйства, тем более, что вызовы сегодняшнего времени, зачастую, весьма непредсказуемы.
Библиографический список
1. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение: монография. - М.: Проспект, 2008. - 344 с.
2. Буряк Е.М. Трудовые отношения в первые годы Советской власти: на материалах промышленных районов Урала: дис. ... канд. ист. наук. -М., 2009.
3. Бюллетень трудового фронта. - 1921. - № 17.
4. Бюллетень трудового фронта.- 1921. - № 6.
5. Бюллетень трудового фронта. - 1922. - № 3.
6. Декреты Советской власти. Т. VII. - М.: Политиздат, 1974. - 675 с.
7. Киселёв И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М.: Эксмо, 2005. - 608 с.
8. Ленин В.И. ПСС. Изд. 5. Т. 31. - М.: Политиздат, 1969. - 671 с.
9. Ленин В.И. ПСС. Изд. 5. Т. 40. - М.: Политиздат, 1974. - 506 с.
10. Собрание Узаконений РСФСР. - 1918. -№ 100.
11. Собрание Узаконений РСФСР. - 1920. - № 6.
12. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. - М.: Политиздат, 1990. - 447с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
177