будь то широкомасштабный геноцид или каждодневное унижение в силу предубеждений, должны вызывать тревогу у каждого человека. Каждый из нас обязан стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Мы всегда готовы устранять стереотипы и искаженные представления и выступать в защиту жертв дискриминации.
В Международный день терпимости определяется подтверждение идеи о том, что многообразие, воплощенное в мыслях, верованиях и действиях, является ценным даром, а не угрозой.
История знает немало примеров, когда люди различных национальностей и вероисповеданий веками жили как одна семья. Убедительным доказательством тому является Республика Татарстан, которая на протяжении тысячелетий была и остаётся центром взаи-
модействия и сосуществования самых различных религий, культур и традиций. В последние годы работы по укреплению межнационального согласия и религиозной толерантности наполнились новым смыслом. Так, Татарстан интегрирован во Всемирную торговую организацию, является мощной промышленной и сельскохозяйственной республикой. И даже единичные случаи проявления национальной и расовой нетерпимости, произошедшие в последнее время, не могут значительно навредить международному мнению о мудрости и толерантности народа Татарстана. Казань (столица Татарстана) стала популярным городом, где в полной мере реализованы принципы и идеи толерантности и великодушие людей республики.
список литературы
1. Википедия. URL: http://www.wikipedia.ru.
2. URL: http://www.calend.ru/holidays/0/0/102.
ЕФРЕМОВ Александр Вячеславович - старший преподаватель кафедры инженерно-технических дисциплин и сервиса. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected]
EFREMOV, Aleksandr Vyacheslavovich - Senior Lecturer of Department Engineering Disciplines and Service. Kazan Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected]
уДк 94 (470.344) «20/21»
трудовой потенциал современного села чувашской республики
и.Е. ильин
Проанализирован трудовой потенциал сельских районов Чувашской Республики на основе использования статистических данных и архивных материалов. Рассмотрены демографические и социально-профессиональные структуры сельского населения, изучены проблемы подготовки специалистов для сельского хозяйства и их занятость в сельской местности.
Ключевые слова: сельское хозяйство; трудовой потенциал; статистические данные; население; сельское население; село; человеческий капитал.
I.E. Iljin. LABOR POTENTIAL OFTHE MODERN VILLAGE OF CHUVASH REPUBLIC
Using statistic data and archive materials the author analyses today's labour potential of rural areas of the Chuvash Republic. Demographic and socio-professional structure of the rural population is considered in the article. The problems of training of specialists for agriculture, personnel for mass professions, and their employment in rural areas are also studied.
Keywords: agriculture; employment potential; statistics; population; rural population; village; human capital.
Вступление России во Всемирную торговую организацию объективно вынуждает отечественных сельхозтоваропроизводителей увеличивать объем и качество продуктов пита-
ния. В свете вышесказанного становится очевидным рассмотрение человеческого капитала, трудового потенциала сельского населения, особенно квалифицированных кадров сельско-
108
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)
го хозяйства. Их демографический, социально-профессиональный состав, образовательный уровень, состояние здоровья, способности к воспроизводству становятся первостепенными в социальном развитии современного чувашского села.
Источниками и эмпирической базой исследования являются архивные и статистические данные, результаты социологических опросов в Чувашской Республике, осуществленных под руководством автора. Исследование основывается на общенаучных методах (объективности, историзме), что обеспечивает комплексный историко-социологический анализ проблемы.
В Чувашской Республике ведется определенная работа по профессиональной ориентации сельских школьников, приобщению их к сельскому труду, повышению его престижности. В 2012 г. 30,2 % сельской молодежи хотели бы стать квалифицированными специалистами, а 45,7 % - сделать карьеру. Треть опрошенных (33,6 %) хотели бы иметь возможность реали-зовывать свой талант и способности, но, на их взгляд, современное село не может предоставить им такую возможность. В ходе мониторинга аграрных преобразований в Чувашской Республике большинство экспертов (руководители хозяйств, фермеры, главы сельских поселений и т. д.) сетовали на дефицит молодых кадров в сельском хозяйстве. Среди механизаторов, животноводов в основном преобладают люди старших возрастов, а молодежь не идет работать в эти отрасли, к тому же и зарплата здесь небольшая.
Сегодня приняты конкретные правительственные программы «Сельская школа», «Сельская библиотека», «Земский врач» и ряд других, которые способствуют возрождению престижности сельского труда. Однако кардинального улучшения в закреплении молодежи в сельской местности не просматривается, она уезжает на заработки в Москву, Санкт-Петербург, в северные регионы страны. Влияют на такое решение и средства массовой информации, во многом определяющие жизненные позиции и взгляды сельской молодежи, ее отношение к окружающему миру.
К тому же не все сельские жители могут обеспечить своим детям получение достойного образования, хорошей профессии. Реальную возможность продолжить образование после окончания средней школы имеют только те выпускники, чьи родители могут и готовы оплатить их учебу и проживание в городе. За 20 лет реформ число родителей, которые хотели бы, чтобы их дети работали в сельском хозяйстве, сократилось в несколько раз. Главная причина этого - усиление дисбаланса между ориента-
циями респондентов на высокие заработки и низкими возможностями сельскохозяйственных предприятий для материального стимулирования своих работников.
В результате значительного сокращения количества сельскохозяйственных предприятий за 1990-2010 гг. численность работающих в сельском хозяйстве Чувашской Республики уменьшилась с 131,5 тыс. до 20,0 тыс. чел. (в 6,5 раза). Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. За 1998-2010 гг. удельный вес механизаторов 1 и 2 классов снизился с 70,0 до 40,0 %. За 2006-2010 гг. доля работников сельского хозяйства старше сорока лет увеличилась с 59,3 до 68,5 %, а доля молодежи уменьшилась с 19,7 до 15,9 % [6].
Материалы наших исследований показывают, что молодые работники аграрного сектора меньше всех удовлетворены своим трудом. Молодой человек с высоким уровнем образования, с хорошей профессией не может найти на селе подходящую работу и вынужден ее искать в городе. А это ухудшает социально-профессиональную структуру работников агропромышленного комплекса.
В 2010 г. среди работников сельского хозяйства Чувашии 8,8 % имели высшее и неполное высшее профессиональное образование, 12,8% - среднее профессиональное, 19,4% - начальное профессиональное, а 43,5% -среднее (полное) общее и 14,0% - основное общее [7].
Выпускники сельских общеобразовательных школ являются основным резервом подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства, гарантом благополучного существования многих деревень. Поэтому стоят задачи формирования положительного отношения к сельским профессиям вообще и к сельскому хозяйству в частности, улучшения работы по социально-профессиональной ориентации учащихся, которая способствует оптимальному воспроизводству рабочей силы, является основой выбора профессии. Научно обоснованная профориентация снижает вероятность ошибок в выборе трудового пути, создает условия для эффективного включения сельской молодежи в трудовой процесс.
По материалам социологического исследования 2012 г., для получения хорошей работы 56,2 % респондентов считали, что нужен «блат» (связи и знакомство), а 32,4 % выделяли качественное образование. Для сельской молодежи показатель «жить хорошо» означает: быть материально обеспеченным (в 2002 и 2012 гг. соответственно 66,2 и 47,4 % опрошенных), иметь хорошую семью и детей (62,2 и 73,3 %),
быть здоровым (47,3 и 28,4 %), иметь здоровых детей (20,3 и 19,0 %), интересную работу (20,2 и 15,5 %), что в стране нет и не будет войны (24,3 и 28,4 %) и т.д.
Сегодня очевидным фактом являются недостатки в подготовке квалифицированных кадров для сельского хозяйства. Система профессионально-технического образования как кузница квалифицированных рабочих кадров за годы либеральных реформ почти полностью разрушена, и вновь отрасли народного хозяйства чувствуют недостаток в кадрах массовых профессий (токарь, слесарь, водитель, тракторист и т.д.). В 2005 г. в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики имелось 1585 вакансий по рабочим профессиям, а в 2006 г. - 2588. За 2011 г. в сельскохозяйственные организации был принят 1301 чел. рабочей профессии, а уволен 1501 чел.
В 1990-е гг. реорганизация колхозов и совхозов, создание на их основе организационных форм сельскохозяйственного производства нанесли серьезный урон кадрам руководителей, практически являющимся решающей силой подъема сельского хозяйства. Ошибочно думать, что лозунг «Кадры решают все» устарел. Напротив, его злободневность намного возросла. Неудача аграрных преобразований и их социальных результатов объясняется в первую очередь большой нехваткой руководителей, способных возглавить на местах начавшийся поворот, организовать дело по-новому. В соответствии с изменившимися условиями и поставленными задачами неправильно считать, что таких людей не было: среди прежних руководителей колхозов и совхозов имелось немало опытных, компетентных, преданных селу, талантливых организаторов, управленцев, хозяйственников. Речь идет не только о главных, первых руководителях, но и о корпусе специалистов сельского хозяйства, руководителях среднего звена. Дело в том, что изменения в аг-росфере сопровождались отторжением прежних кадров, взращенных прошлой системой («с водой выплеснули ребенка»); многие сами не приняли трансформацию общества в целом и социально-экономические преобразования на селе.
Параллельно с уменьшением количества сельскохозяйственных организаций, спадом объемов производства шло сокращение работников, занятых в этом секторе. За 1992-2012 гг. в Чувашской Республике численность руководящих работников и специалистов сократилась с 10685 до 3675; в 3 раза произошло сокращение главных специалистов (с 2144 до 786) и руководителей среднего звена (с 2233 до 809).
За 2005-2011 гг. численность рабочих кадров сократилась с 32143 до 11676 чел. В 2009 г., объявленном Годом земледельца в Чувашской Республике, из числа специалистов 1057 чел. (7,5 %) были в возрасте до 30 лет, а 897 чел. (6,4 %) являлись пенсионерами. В 2009 г. среди 427 работающих руководителей хозяйств 96 чел. (22,5 %) имели стаж работы в должности руководителя от 5 до 10 лет, а 65 чел. (15,2 %) - более 10 лет [1].
Компетентные высококвалифицированные руководители не растерялись в сложные годы перехода на рыночную экономику, сохранили достигнутый уровень и положительную динамику производства, обеспечили занятость работников вверенных предприятий, своевременную оплату труда. Вопросы обеспеченности механизаторами сельского хозяйства особенно остро встают во время уборочной страды, когда необходимо в короткие сроки собрать урожай. В такие дни техникой управляют специалисты сельскохозяйственных предприятий (инженеры, механики и т.д.), а нередко сельские пенсионеры [5].
Прослеживается тенденция сокращения доли молодых специалистов, молодежь больше ориентируется на городской образ жизни, выбирает более высокооплачиваемые сферы экономики. В 2007 г. большинство выпускников Чувашской государственной сельскохозяйственной академии трудоустроились в Чебоксарах: 2/3 выпускников смогли устроиться работать по специальности, 31,0 % - не по профилю полученной в вузе специальности. При поступлении на учебу 60,7 % опрошенных молодых специалистов имели самое общее представление о своей будущей профессии. Обычно на выбор будущей профессии оказывают влияние родители, школа, однако 59,0 % респондентов сделали этот выбор самостоятельно [3].
Снижение количества сельских тружеников, повышающих свое профессиональное мастерство, квалификацию, связано с тем, что большинство среди них составляют люди старших возрастных категорий, которые за свою жизнь научились многому в аграрной сфере. Повышение профессионального мастерства, квалификации не всегда является гарантом обязательного повышения материального вознаграждения. В условиях нарастающей безработицы самое главное - не потерять работу. Если в 2000 г. в Чувашии повысили квалификацию 61,4 % респондентов, то в 2003 г. - всего 48,7 %. К тому же в 2002 г. только 46,8 % опрошенных сельских работников были удовлетворены условиями повышения квалификации. В 2011 г. прошли
110
вестник Российского университета кооперации. 2013. № 2(12)
подготовку и переподготовку на производстве всего 79 чел., в том числе 28 трактористов-машинистов, трактористов, комбайнеров и 20 рабочих животноводства. Всего повысили квалификацию 305 чел., в том числе 178 механизаторов и 83 рабочих животноводства. Проблема с кадрами особенно остро встает во время уборки урожая, когда не хватает комбайнеров, водителей и т.д.
Экономические реформы в России сопровождаются резкими и негативными явлениями в сельском образовании, усилением и без того большой разницы в уровне образования сельской и городской молодежи. За 1990-2011 гг. численность учащихся в сельской местности Чувашии сократилась с 93,3 до 54,4 тыс., учителей - с 10310 до 5054. За 2003-2011 гг. число сельских начальных школ сократилось с 57 до 13, о сновных школ - с 146 до 133, а средних - с 285 до 191 [4].
Специалисты выделяют в россиянах характерные черты ментальности, чувство коллективизма, особенно в сельском социуме [1; 6]. Любое изменение моральных норм и ценностей происходит на основе моральной системы, которая регулировала и регулирует взаимоотношения в обществе многие десятилетия или столетия. Сегодня колхозы сохранились в рудиментарном состоянии. Практически выродились прежние общественные организации, обеспечивавшие участие населения в коллективных формах, в самоуправлении. В бизнесе, а также в средствах массовой информации культивируется индивидуализм. Несмотря на все это, в 2012 г. 26,4 % опрошенных нами учащихся сельских общеобразовательных школ Чувашии ответили, что хотели бы принести пользу человечеству и своей стране.
Для повышения престижности профессии земледельца важно усилить роль семьи, школы, общественности. Требуется совершенствовать систему подготовки квалифицированных
кадров, специалистов для сельского хозяйства, развивать различные формы наставничества. Необходимы государственная политика по информационной поддержке высокоэффективных сельскохозяйственных предприятий, освещение конкретного опыта творческой организации труда и достижений высокого профессионального мастерства. В сельской местности следует создавать инфраструктуру для дошкольной и общеобразовательной подготовки детей, для начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля, обеспечивать доступность высококачественных образовательных услуг на всех этапах формирования трудовых ресурсов села и кадрового потенциала отрасли, непрерывность профессионального роста занятых в аграрном секторе.
Список литературы
1. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 2681. Оп. 1. Д. 217. Л. 4; Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. 3002. Оп. 1. Д. 400. Л. 2-3.
2. Менталитет и этнокультурное развитие волжских народов: история и современность: материалы межрег. науч.-практ. конф. Чебоксары : ЧГИГН, 2012. 368 с.
3. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. Отд. 10. Ед. хр.1948.
4. Основные показатели экономического и социального развития Чувашской Республики (2003-2010 гг.): стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары,
2011. 273 с.
5. Советская Чувашия. 2011. 30 апр.; Хыпар.
2012. 16 февр.; 2013. 22 авг.
6. Текущий архив Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики.
7. Труд в Чувашской Республике (2011 г.): стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2011. 173 с.
ИЛЬИН Иван Егорович - кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела этнологии и социальных исследований. Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ILJIN, Ivan Egorovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Lead Researcher at the Department of Ethnology and Social Research. Chuvash State Institute of Arts. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]