Научная статья на тему 'Трудовой потенциал ремесленной деятельности'

Трудовой потенциал ремесленной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕМЕСЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрякова (холод) И. П.

В работе исследована структура трудового потенциала ремесленной деятельности, выявлены основные социально-демографические группы, составляющие этот потенциал, показано значение подготовки и переподготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arts and Crafts: Labor Capacity

The author examines the structure of labor potential in the craft practice, identifies the main socio-demographic groups that make up this service industry, and describes training and retraining in this area.

Текст научной работы на тему «Трудовой потенциал ремесленной деятельности»

УДК 334.788.2

I трудовой ПОТЕНЦИАЛ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.П. Митрякова, старший преподаватель, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва,

The author examines the structure of labor potential in the craft practice, identifies the main sociodemographic groups that make up this service industry, and describes training and retraining in this area.

В работе исследована структура трудового потенциала ремесленной деятельности, выявлены основные социально-демографические группы, составляющие этот потенциал, показано значение подготовки и переподготовки кадров.

Ключевые слова: трудовой потенциал, ремесленная деятельность.

В Большом экономическом словаре А.Н. Азрилияна [1] под трудовым потенциалом страны, региона, предприятия понимаются располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессиональнообразовательным уровнем и другими качественными характеристиками. Исходя из этого, под трудовым потенциалом ремесленной деятельности мы понимаем трудовые возможности, которые могут быть вовлечены в ремесленную деятельность.

Определение трудового потенциала ремесленной деятельности позволит выявить слои населения, которые будут вовлечены в данный вид деятельности и, следовательно, на занятость которых ремесленничество оказывает наибольшее положительное влияние.

Ремесленное предприятие составляют ремесленник и наемные рабочие. Причем если к профессиональной подготовке последних не предъявляется особых требований, т.к. они привлекаются на подсобные работы, то первый является, как правило, владельцем предприятия и главным субъектом ремесленной деятельности. Поэтому потенциально занятые на ремесленном предприятии являются выходцами из разных социально-демографических групп населения. С одной стороны, это лица, способные организовать свое дело, обладающие необходимыми средствами и предприим-

чивостью, а также необходимыми профессиональными навыками. С другой стороны, это лица без образования, выполняющие подсобные, низкооплачиваемые работы.

С целью учета особенностей занятости населения по полу и возрасту целесообразно выделить следующие социальнодемографические группы: мужчины, женщины, молодежь (трудоактивное население 16—29 лет), лица средних возрастов (30—39 лет), лица предпенсионного возраста (трудоспособное население старше 50 лет), лица пенсионного возраста [2].

Мужчины и женщины — это самые крупные социально-демографические группы, поэтому анализ трудового потенциала ремесленной деятельности начнем с этих групп. Основу дифференцированного подхода к данным группам населения составляют естественные различия полов.

Мужчины обладают большей физической силой и выносливостью, их организм в меньшей степени, чем женский, подвержен влиянию неблагоприятных факторов производственной сферы. Им присущи решительность и уверенность. Отсюда широкий профессиональный диапазон в применении труда мужчин. У женщин хорошо развиты такие черты, как тщательность и аккуратность в работе, внимательность, чуткость, эмоциональность. Поэтому труд женщин успешно применяется, где содержание и условия труда требуют пере-

численных качеств. Наиболее ярким примером является труд учителя.

Длительное время естественные различия мужской и женской рабочей силы дополнялись существенными различиями в их качественном составе. Женщины отставали по уровню образования, профессиональной подготовки, социально-экономической мобильности, что усиливало дифференциацию в характере занятости женщин и мужчин. Теперь эти различия во многом преодолены, что в значительной мере определяет рост уровня занятости женщин.

На протяжении 60-80-х годов наблюдалось увеличение удельного веса численности работающих женщин во всех крупных профессиональных группах, где характер труда требует наличия высшего или среднего специального образования. В результате по ряду профессий доля численности женщин достигла 60—80%

[3].

Однако по рабочим профессиям женщин — квалифицированных работников значительно меньше, чем мужчин. В этом проявляется главное различие в качестве мужской и женской рабочей силы на современном этапе.

Таким образом, мы не можем сделать вывод о том, мужчины или женщины составят потенциал ремесленной деятельности. По данным Госкомстата, с 1999 года среди граждан, создающих собственное дело или занимающихся самозанятостью, более 50% составляют женщины. Поэтому очевидно, что женская или мужская занятость в сфере ремесленничества будет определяться конкретным видом ремесленной деятельности. Так, например, традиционно сложилось, что мастера по ремонту обуви, металлоизделий, ювелирные мастера — мужчины. Услуги по пошиву, ремонту одежды, как правило, оказывают женщины.

Итак, с позиций определения трудового потенциала ремесленной деятельности нас интересует скорее не половая, а возрастная структура населения. Однако рассматривать ее целесообразно в сочетании с качественными характеристиками. В работе Хавановой Н.В. «Развитие сферы услуг как фактора стабилизации рынка труда региона» вводится понятие адаптационного и образовательного потенциала сферы услуг. Мы считаем уместным ввести аналогичные понятия в отношении ремесленной деятельности.

Образовательный потенциал является интегральной характеристикой и включает в себя, с одной стороны, учащихся всех видов образовательных учреждений, имеющих отношение к подготовке кадров для ремесленной деятельности, выпускников школ, имеющих и не имеющих профессиональную ориентацию. С другой стороны, образовательный потенциал включает в себя возможность получения в регионе профессиональных знаний, связанных с деятельностью в этой сфере. Адаптационный потенциал подразумевает наличие незанятого населения, готового и способного приспособиться к новым условиям.

Адаптационный и образовательный потенциал в совокупности представляют собой трудовые резервы. В их состав входят выпускники учебных заведений, военнослужащие, подлежащие увольнению (по разным причинам), домашние хозяйки, решившие пойти работать, а также лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения. По мнению Н.В. Хавановой

[4], к категории адаптационного потенциала необходимо отнести и безработных (как активно ищущих работу по специальности, так и готовых к переобучению). Это основная движущая сила развития сферы услуг в регионе, т.к. педставители указанной категории имеют опыт трудовой деятельности, и их трудовое поведение в основном сформировано.

Итак, первая социально-демографическая группа — это трудоактивное население в возрасте 16—29 лет. Молодежь чаще, чем лица других возрастов, прекращают поиск работы через службу занятости. Одна из причин этого заключается в несоответствии трудовых притязаний молодежи характеру трудовой деятельности (включая оплату труда), которую предлагает служба занятости. Поэтому часто происходит переориентация молодежи на самостоятельный поиск работы, в т.ч. включение в сферу самозанятости, к которой относится и ремесленничество. Однако ремесленная деятельность — это та сфера, занятие которой требует профессиональной подготовки, полученной в соответствии с установленными требованиями. Поэтому не все представители данной социально-демографической группы (16 — 29 лет), а лишь лица, получившие необходимое профессиональное образование становятся субъектами ремесленной деятельности.

Поддержка ремесленничества положительно скажется, в первую очередь, на занятости выпускников т.н. ремесленных училищ. Спрос на получение ремесленных специальностей за последние 15 лет резко сократился, при том, что спрос на результаты труда этих специалистов не менялся. Главная причина этого, на наш взгляд, — невозможность найти специалисту работу с достойной оплатой труда. В этом плане поддержка ремесленничества создаст условия для нормального благоустройства, прежде всего, выпускников ремесленных училищ.

Ремесленная деятельность предоставляет рабочие места и низкоквалифицированным работникам. Эти места связаны с выполнением подсобных работ. Однако у молодежи такие рабочие места остаются, как правило, невостребованными, из-за достаточно высоких требований представителей данной социальнодемографической группы к уровню оплаты и условий труда. Таким образом, лиц в возрасте от 16 до 29 лет при условии наличия у них соответствующей профессиональной подготовки можно отнести к трудовому потенциалу ремесленной деятельности.

Следующая социально-демографическая группа — лица средних возрастов (30 — 49 лет). Это самая многочисленная группа в трудовых ресурсах страны. У ее представителей устойчиво определены профессиональные интересы, поэтому стремление к перемене места работы наименьшее по сравнению с другими социально-демографическими группами. В этой группе для определения потенциально

занятых в ремесленничестве, прежде всего, и необходимо говорить о трудовых резервах. В их структуре нами выделяются:

•военнослужащие, подлежащие увольнению (по разным причинам);

•домашние хозяйки, решившие пойти работать;

•лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения;

• безработные.

Эти категории населения встречаются, как правило, в средневозрастной группе. И именно они могут стать основой трудового потенциала ремесленной деятельности. В таблице приведены данные социологического опроса о желании участвовать в ремесленном деле у этих категорий населения. Выборка опрашиваемых производилась таким образом, чтобы в их число попали люди разных возрастов, профессий и уровня образования. Профессиональный состав подбирался из числа лиц, имеющих профессию, близкую ремесленным видам деятельности, к которым можно отнести народные промыслы, а также некоторые виды бытового обслуживания: ремонт и изготовление металлоизделий, ювелирных изделий, пошив и ремонт одежды, обуви, ремонт бытовой техники и аппаратуры.

Среди военнослужащих, подлежащих увольнению, лишь 20 из 50 опрошенных связали бы свою дальнейшую трудовую деятельность с ремесленничеством, при условии создания условий для их профессиональной переподготовки. Это представители младшего

Таблица

Предпочтения трудовых резервов относительно участия в ремесленной деятельности

Категория населения Опрошено человек Предпочтение

Открыть ремесленное предприятие Пойти в наемные рабочие на ремесленное предприятие

1. Военнослужащие, подлежащие увольнению. 50 12 8

2. Домашние хозяйки, решившие пойти работать. 50 26 8

3. Лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения. 50 35 10

4. Безработные, зарегистрированные в службе занятости. 50 22 28

командного состава. Иная ситуация сложилась в других рассматриваемых нами группах. Более половины опрошенных хотели бы заниматься в этой сфере, причем большинство опрошенных изъявили желание стать именно субъектами ремесленной деятельности. Лишь в среде безработных большинство (люди без определенной профессии и образования) отдали предпочтение наемному труду на ремесленном предприятии.

В пределах данной социальнодемографической группы (30—49 лет) следует учитывать людей, которые в настоящее время работают по специальностям, причисленным нами к ремесленным видам деятельности, и желали бы открыть собственное дело. Эта категория населения составляет основу трудового потенциала ремесленной деятельности.

Последней социально-демографической группой является население предпенсионного возраста. К группе населения предпенсионного возраста близко по характеру занятости примыкают лица первых пяти пенсионных лет. Они составляют ядро лиц пенсионного возраста, входящих в трудоактивное население.

Особенностями данной возрастной группы являются большая доля лиц с низким уровнем образования (уровень образования значительно более низкий, чем у лиц среднего молодого возраста) и то, что большинство пенсионеров — женщины. Это сужает сферу применения труда пенсионеров, которые отличаются и низкой мобильностью. Люди этого возраста выполняют малоквалифицированную работу — непрестижную для других групп населения.

Работники старших возрастов терпимее относятся к сложившемуся уровню оплаты труда и часто соглашаются с его снижением под влиянием неблагоприятной экономической

конъюнктуры. Причиной этого во многом является состояние здоровья, резко ухудшающееся к этому возрасту. Лица предпенсионного и пенсионного возраста уже не обладают достаточным запасом активности, чтобы открыть собственное дело. По данным социологического опроса, из 50 лиц старшего возраста лишь 10 человек изъявили желание заняться предпринимательской деятельностью, в то же время никто из них не отрицал возможности работать на индивидуального предпринимателя, например, ремесленника, выполняя подсобные невысокооплачиваемые работы. Таким образом, лица предпенсионного и пенсионного возраста — это та часть населения, которая потенциально является наемными рабочими ремесленного предприятия.

На рис. 1 показано, какие слои населения составят трудовой потенциал ремесленной деятельности.

Молодежь 16 - 29 лет.

Выпускники учебных заведений, получившие образование по ремесленным специальностям

Средний возраст

52.

Ъ2

Пенсионный и предпенсионный возраст

ъ2_______

Субъект ремесленной деятельности - ремесленник Наемный работник

ремесленного

предприятия

Рис. 1. Основные составляющие трудового потенциала ремесленной деятельности

В настоящее время в нашей стране отсутствует единая система подготовки ремесленников. Существуют ремесленные училища, которые входят в единую систему образования. Однако они должны быть включены в систему ремесленных организаций и организаций, контролирующих их деятельность. За основу организации системы подготовки кадров для ремесленной деятельности мы можем взять немецкий опыт, но при этом необходимо учитывать, что ремесленничество в Германии складывалось и развивалось на протяжении многих веков. Там сложилась своя традиция, которую мы не можем полностью перенести в условия России. Исходным моментом для получения права заниматься ремесленничеством должно стать получение специального образования по одной из ремесленных специальностей, список которых должен быть закреплен в законодательном порядке. В Германии учебные заведения, в которых получают ремесленное образование, зафиксированы нормативно-правовыми актами [5]. К этому перечню добавлены учебные учреждения, которые также дают ремесленное образование, но находятся в других странах. На наш взгляд, данный порядок не стоит вводить в России. Следует перенять лишь регулирование и контроль профессионального обучения на территории региона со стороны региональной ремесленной палаты. Ремесленная палата должна наблюдать за процессом профессиональной подготовки и содействовать ему. С этой целью она специально может назначать консультантов. К учебным заведениям, дающим образование по ремесленной специальности можно отнести профессиональные училища, лицеи и колледжи.

В законе «О ремесленной деятельности в городе Москве» [6] вводится и такая форма профессионального обучения, как ученичество (индивидуальная подготовка у мастера), которая широко используется в Германии. Однако такая форма подготовки в России, на наш взгляд, не будет востребована. В Германии сложилась многовековая культура взаимоотношений ученик—подмастерье—мастер. В нашей стране, где такая культура отсутствует, эти отношения не будут правильно поняты всеми субъектами. С одной стороны, мало найдется выпускников школ, которые посчитают для себя более предпочтительным или престижным обучение у мастера, чем обучение

в профессиональном образовательном учреждении, а с другой — мастер (ремесленник), который одновременно является и индивидуальным предпринимателем, вряд ли сможет заниматься образовательной деятельностью. Дело в том, что субъект малого предпринимательства в нашей стране поставлен в жесткие условия, в которых не всегда предоставляется возможность уделять время деятельности, не связанной с его производством, а это отрицательно скажется на уровне профессиональной подготовки ученика. Кроме того, русский менталитет, на наш взгляд, не позволит предпринимателю отнестись к педагогической деятельности достаточно серьезно. Поэтому можно считать единственно приемлемой системой получения профессионального образования по ремесленной специальности в нашей стране обучение в профессиональном образовательном учреждении.

Можно согласиться с Н.Б. Кобелевым [7], который считает нецелесообразным вводить такие градации в ряду ремесленников, как ученик или подмастерье. Такая традиция не приживется в России, хотя в том же Законе Москвы о ремесленной деятельности эти категории вводятся. Однако звание мастера как высшей квалификации ремесленника в его деятельности, на наш взгляд, ввести стоит.

Естественно встает вопрос о разнице в уровне знаний выпускника профессионального училища и колледжа. В законе Москвы профессиональное образование ремесленников включает в себя две ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

1) начальное профессиональное образование, образовательные программы которого реализуются профессиональными училищами; по результатам итоговой аттестации ремесленник получает квалификацию «подмастерье»;

2) среднее профессиональное образование, образовательные программы которого реализуются профессиональными лицеями и колледжами.

Получение второй ступени образования по ремесленным профессиям возможно после двух лет практической работы в качестве подмастерья. После сдачи квалификационного экзамена по итогам второй ступени профессионального обучения подмастерью присваивается квалификация «мастер».

Можно предложить ввести систему, в которой и выпускник училища, и выпускник колледжа автоматически получают право заниматься ремеслом. Однако вводится ограничение для получения звания мастера. На наш взгляд, звание мастера нецелесообразно давать сразу после окончания образовательного учреждения, когда выпускник еще не обладает достаточными практическими навыками. Лицу, получившему среднее профессиональное образование, право на получение звание мастера должно даваться после года работы по ремесленной специальности, причем неважно, являлось ли это лицо индивидуальным ремесленником. Выпускнику же профессионального училища следует увеличить до трех лет период работы по специальности, после которого ему предоставляется право получить звание мастера.

Для получения звания мастера кандидату необходимо сдать экзамен, состоящий из трех частей. Часть первая выявляет, способен ли экзаменующийся профессионально выполнять работы, необходимые для дальнейшего занятия ремеслом, т.е. оценивается профессиональная работа. Часть вторая проверяет теоретические профессиональные знания. Часть третья определяет знания в области предпринимательства и права.

За основу совокупности знаний и навыков, которыми должен обладать мастер мы взяли немецкий опыт проведения экзамена на звание мастера. Однако нами исключен блок, основанный на знаниях в области педагогики, т.к. мы не предполагаем осуществление мастером образовательной функции. Экзамен на звание мастера целесообразно проводить на базе региональной ремесленной палаты, с привлечением в экзаменационную комиссию ремесленников,

имеющих звание мастера по данному ремеслу, и преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений. Успешно сдавший экзамен должен получить диплом или свидетельство установленного образца о присвоении ему квалификации «мастер».

Система подготовки кадров в сфере ремесленной деятельности объединяет в своем составе образовательные учреждения и орган контроля над деятельностью ремесленников, а также систему повышения квалификации (рис. 2 и 3).

Существует множество форм организации повышения квалификации, которые сводятся к трем основным схемам: 1) предприятие напрямую заказывает учебному заведению переподготовку или повышение квалификации;

2) процесс переподготовки и повышения квалификации регламентируется государственными или муниципальными органами управления; 3) процесс переподготовки или повыше-

Рис. 2. Система подготовки кадров в сфере ремесленной деятельности

Рис. 3. Система повышения квалификации в сфере ремесленной деятельности

ния квалификации координируется отраслевой общественной организацией.

Наиболее приемлемой формой для организации повышения квалификации ремесленников является последняя схема. Она предусматривает участие в процессе некоммерческой организации, в качестве которой выступает ремесленная палата. Данная схема в наибольшей степени отражает заинтересованность ремесленной палаты как органа, контролирующего качество профессиональной деятельности ремесленников, в повышении их квалификации. Ремесленная палата приобретает роль координатора и посредника между учебным заведением и ремесленниками, которые имеют возможность контактировать напрямую. Ремесленная палата может взять на себя и часть расходов ремесленника на повышение квалификации.

В рамках этой схемы обеспечивается единство требований, которое должно предъявляться к мастерам одного ремесла. Программы повышения квалификации должны разрабатываться для каждого вида ремесла отдельно при участии представителей ремесленной палаты. Однако все они, на наш взгляд, должны включать следующие разделы:

• теоретический курс знакомит слушателей с новыми технологиями и материалами;

•практический курс знакомит с основными положениями теоретического курса на практике, которая должна проводиться на базе какого-либо предприятия;

•курс правоведения знакомит слушателей с новыми законодательными и нормативными актами.

Необходимость последнего раздела программы диктуется тем, что ремесленник — это индивидуальный предприниматель, для которого важно знать правовое поле, в котором он существует.

Почасовая структура курса повышения квалификации строится индивидуально, исходя из особенностей каждого ремесла. Итоговый контроль предполагает проведение тестирования по материалам теоретического курса и курса правоведения, когда необходима проверка знаний конкретных точных вопросов, и (в зависимости от вида ремесла) — практической

работы, показывающей степень усвоенных навыков.

Особое место в системе подготовки и повышения квалификации ремесленников занимает профессиональная подготовка в сфере народных художественных промыслов. Этот вид ремесленной деятельности имеет свои особенности. Здесь важную роль играет исторически сложившаяся традиция, следование которой является главным критерием мастерства ремесленника. Поэтому к подготовке кадров в сфере народных промыслов уместен свободный подход, при котором для получения права заниматься ремеслом в сфере народных промыслов необязательно получение специального художественного образования.

Достаточным условием является сдача экзамена на звание мастера в ремесленной палате. Для поддержания чистоты традиции в сфере народных промыслов ремесленники могут осуществлять свою деятельность только имея звание мастера, при этом источник получения необходимых навыков, а также его подтверждение здесь не имеет никакого значения. В данной отрасли — это проявление излишнего формализма.

Что касается вопроса переподготовки кадров в сфере народных промыслов, то он для данного вида ремесленной деятельности неактуален: главная ценность изделия народного промысла — следование традиции. Полезна для ремесленника этого вида деятельности как субъекта малого предпринимательства лишь правовая и экономическая переподготовка, на которой и следует сосредоточить внимание ремесленной палаты.

Итак, трудовой потенциал ремесленной деятельности преимущественно составляют такие категории населения, как молодежь в возрасте 16—29 лет, получившая ремесленную специальность, лица пенсионного возраста, а также такие лица средневозрастной категории, как домашние хозяйки, решившие пойти ра-

ботать, лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения и безработные. При этом следует учитывать, что они составят разные категории занятых на ремесленном предприятии. Если молодежь и домохозяйки должны составить слой ремесленников, то лица пенсионного возраста, безработные и амнистированные могут занять преимущественно места наемных рабочих.

Большое значение при рассмотрении вопроса трудового потенциала ремесленной дея-

тельности уделяется проблеме подготовки и переподготовки кадров. Для решения этой проблемы целесообразно создать единую систему, которая объединит в своем составе образовательные учреждения и ремесленные палаты как орган контроля за подготовкой специалистов ремесленного производства. Данная система позволит удовлетворить потребность общества в специалистах ремесленных специальностей, а также существенно повысить качественный уровень их подготовки.

Литература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. 1280 с.

2. Санин И.И. Проблемы развития предпринимательства и сферы услуг // М.: Сатурн-С, 2001. 113 с.

3. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во Моск. университета, 1996. 623 с.

4. Хаванова Н.В. Развитие сферы услуг как фактора стабилизации рынка труда региона: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук / МГУС, М., 2002. 26 с.

5. Федеральный закон Германии «О ремесленной деятельности».

6. Закон от 16.06.99 № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. КобелевН.Б. Организация ремесленной деятельности, проблемы России. М.: Дело, 2000. 407 с.

УДК 364.013

научно-методические аспекты реализации социальной поддержки военнослужащих в части обеспечения доступности профессионального образования

И.В. Бушуева, доктор экономических наук, доцент, [email protected],

А.Н. Малолетко, проректор, кандидат юридических наук,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва,

И.В. Михалев, кандидат социологических наук,

Комитет по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации

The article examines the scientific and methodological aspects of the social support for military personnel to provide higher education by strengthening the preparatory departments and related training procedures. The authors offer policies for the management of the preparatory functions.

Рассматриваются научно-методические аспекты реализации социальной поддержки военнослужащих в части обеспечения доступности высшего профессионального образования за счет модернизации системы подготовки к поступлению в вузы на базе подготовительных отделений. Представлены разработки научно-практического характера в части методического и организационного обеспечения функционирования подготовительных отделений для военнослужащих.

Ключевые слова: подготовительное отделение, военнослужащий, социальные гарантии, доступность, высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.