Научная статья на тему 'ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Миграция / глобализация / рынок труда / безработица / трудоустройство.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осмонкулова Гулдана Орошбековна, Карбозова Аида Токтосуновна

Статья посвящена исследованию причин и проблем трудовой миграции в Кыргызстане в условиях глобализации. В ней даются статистические данные о миграционных процессах в республике. По результатам исследования дана оценка количеству молодежи, желающих мигрировать за рубеж, выявлены основные цели, побуждающие к миграции, определены наиболее привлекательные страны для отбытия. В статье даются рекомендации по совершенствованию миграционной политики и управления миграционными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

УДК 314.7, 331.5

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ОСМОНКУЛОВА ГУЛДАНА ОРОШБЕКОВНА

профессор МВШЛ, д.э.н., профессор, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова

КАРБОЗОВА АИДА ТОКТОСУНОВНА

доцент ИМиБ, к.э.н., Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация. Статья посвящена исследованию причин и проблем трудовой миграции в Кыргызстане в условиях глобализации. В ней даются статистические данные о миграционных процессах в республике. По результатам исследования дана оценка количеству молодежи, желающих мигрировать за рубеж, выявлены основные цели, побуждающие к миграции, определены наиболее привлекательные страны для отбытия. В статье даются рекомендации по совершенствованию миграционной политики и управления миграционными процессами.

Ключевые слова: Миграция, глобализация, рынок труда, безработица, трудоустройство.

Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого столетия поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Нынешнее время можно уверенно назвать очередной эпохой великого переселения народов.Одной из главных причин тому служит глобализация, которая является следствием и одновременно ведет к улучшению средств передвижения и общения, изменению рынков труда, конфигурации производственных циклов и мирового потребительского рынка. Глобализация способствует быстрому выравниванию неравномерности демографического развития и оперативному удовлетворению потребностей рынков труда в тех странах, где есть дефицит рабочих рук за счет тех, где существует их переизбыток. Все это напрямую влияет на миграционные процессы, которые неизменно увеличиваются в своих масштабах.

Кыргызская Республика не осталась в стороне от общемировых тенденций по миграции. Более того, она стала одним из лидеров в этом процессе, преимущественно страной эмиграции, а число ее граждан, проживающих за рубежом, выросло на 46% в период с 1990 г. по 2023 г. Если при Советском Союзе государство гарантировало всем своим гражданам трудоустройство, социальные льготы и услуги, что обеспечивало стабильность после распада советской системы, в условиях суверенизации страны произошли значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества Кыргызстана.

На протяжении всего периода независимости Кыргызстана происходит стабильный отток населения. Согласно последней переписи населения Кыргызстана в 2022 году, численность постоянного населения страны составляет 6.9 млн человек, из которых 3.9 млн (57%) находятся в трудоспособном возрасте. Общая численность мигрантов из Кыргызстана составяляет 1,1 млн. чел., кроме того, в трудовой миграции находится порядка более 857 600 человек. В конце 2024 г. зарегистрировано 360 тыс. мигрантов из Кыргызстана в России, раньше их число превышало 800 тыс. В Казахстане - 65 тыс., Турции - 60 тыс., США - 36 тыс., Южной Корее - 14 тыс. и т.д. [3]

Основной мотив выезда граждан - экономический. Очевидно, что, если люди массово выезжают из страны, это признак неуверенности людей в своем завтрашнем дне. Низкие заработные платы и высокая безработица в стране заставляет граждан искать доходы за рубежом, что позволяет им преодолеть за счет денежных переводов порог бедности.

В целом уровень миграции из Кыргызстана в другие страны, преимущественно Россию и Казахстан, значительно превышает официальные статистические данные. Одним из важных факторов миграции в Россию и Казахстан является отсутствие визовых барьеров, что крайне важно. В США, Германию или Англию просто так не попасть. Ну и естественно большую роль играет отсутствие существенного языкового и культурного барьера. В большинстве своем наши граждане владеют русским языком и вполне адаптивны к культурным условиям республик, в недалеком прошлом составлявших единую страну.

Здесь следует отметить, что речь идет в основном о малопрестижной и, соответственно, малооплачиваемой работе, которую не хотят выполнять местные граждане, но которую готовы делать мигранты. То, что для местного гражданина является непривлекательным, может быть вполне приемлемым для мигранта, на родине которого и такую работу найти сложно.

Таким образом, почти 15 процентов населения КР вовлечены в процессы миграции, что является достаточно большой цифрой, несомненно, влияющей на все аспекты жизни как самих мигрантов, так и Кыргызстана как страны. Однако не стоит в этом видеть только негативные стороны. Приняв это как данность, следует посмотреть на миграцию со всех сторон. Возможно этот процесс, имеющий в своей основе негативные причины, может в будущем дать и определенные позитивные результаты.

Уезжают те, кто по различным причинам не могут себя реализовать в Кыргызстане: нет работы по соответствующей специальности, низкие заработки на имеющейся работе, нет ощущения безопасности и перспективы для себя и своих детей. Уезжают практически из всех категорий населения — образованные, малообразованные, жители городов и сел, женщины и мужчины, представители разных этнических и религиозных групп. В целом, эти группы объединяет лишь один фактор, все они являются, так называемой, трудоспособной частью населения.

Уезжают как высококвалифицированные специалисты, так и те, чей образовательный уровень невысок. Выезд высококвалифицированных кадров уже представляется значительным риском для республики. Причем, высококвалифицированные специалисты, если нашли достойный заработок за рубежом, нередко предпочитают осесть на новом месте, а не возвращаться домой. То есть страна, скорее всего, потеряет их навсегда. Они увозят с собой знания, навыки, культуру и, как следствие, перспективы развития целых отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Мобильность населения, трудовая миграция сами по себе не являются злом. Люди вынуждены искать более комфортные условия для жизни. Однако такие фундаментальные изменения должны происходить не хаотично, а желательно под контролем общества и государства. Даже в условиях Кыргызстана можно сделать процессы миграции более осмысленными, прогнозируемыми, управляемыми и направляемыми.

Политика государства, посылающего мигрантов в сфере внешней трудовой миграции, может строиться в нескольких направлениях, главными из которых являются:

— межгосударственное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе, с целью создания благоприятных условий для своих граждан и защиты их прав в принимающих странах;

— создание эффективной системы по облегчению и различного рода помощи выезжающим или планирующим выезжать за рубеж, трудовым мигрантам. Причем, такая помощь может оказываться как внутри страны, так и на территории иностранного государства;

- активная позиция на международной арене (работа с международными организациями, конвенциями, договорами и другими документами) с целью привлечения внимания к существующим проблемам и поиска их решений [1]

Но, к сожалению, в реализации миграционной политики имеются проблемы. Частая и непродуманная передача полномочий от одного ведомства другому отражается в недостаточной эффективности государственной политики в миграционной сфере Кыргызстана.

Вопросами миграции занимались государственные органы:

С 1993 года - Управление по миграции населения при Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики;

1999 год - Государственное агентство по миграции и демографии при Правительстве Кыргызской Республики;

2001-2005 годы - Департамент миграционной службы при МИД Кыргызской Республики;

2005-2009 годы - Государственный комитет миграции занятости, впоследствии преобразованный в Управление миграции Министерства труда и занятости;

2010 год - Министерство миграции, труда и молодежи Кыргызской Республики;

2011 год - Министерство иностранных дел Кыргызской Республики и т.д.

В настоящее время - Министерство труда, социального обеспечения и миграции КР.

Перечисленные обстоятельства создают следующие угрозы для национальной безопасности Кыргызской Республики:

- слабая координация и разобщенность госорганов в реализации миграционной политики, отсутствие единого центра управления миграционными процессами;

- дальнейшее усиление неравномерности в развитии регионов из-за необеспеченности трудовыми ресурсами;

- значительное увеличение нагрузки на инфраструктуру отдельных регионов, что может привести к техногенным катастрофам;

- покидание населением отдельных регионов, особенно приграничных территорий;

- массовый выезд за рубеж военнообязанных граждан значительно снижает мобилизационные возможности республики в случае крупномасштабных конфликтных ситуаций и т.д.

Очевидно, что ключ - в создании механизма экономического стимулирования по сокращению миграционных процессов и снижению уровня безработицы во всех регионах республики, прежде всего, в решении следующих вопросов:

- повышение уровня занятости на местах и создание условий для увеличения количества рабочих мест органами местного самоуправления совместно с территориальными органами министерств и административных ведомств;

- содействие со стороны органов исполнительной и местной властей развитию частного предпринимательства, поощрение деятельности малого и среднего бизнеса, ремесленничества;

- поиск источников финансирования (в том числе и международных проектов и грантов) инвестиций по линии государства в развитие социальной, бытовой и коммуникационной инфраструктур в регионах, создание благоприятных условий для привлечения частных иностранных и внутренних инвестиций;

- активизация деятельности сельских администраций в проведении на постоянной основе информационно-разъяснительной работы среди местного населения;

- предусмотреть освобождение населения данных районов от уплаты налогов за использование земельных наделов и поливную воду, а также предоставление льгот по оплате за электроэнергию, питьевую воду и др. [2]

Необходимо планировать урбанизацию, особенно в малых городах, с тем, чтобы создать новые центры' притяжения сельчан. С этой целью предлагается определить перспективные

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

малые города республики, в которых будут созданы технопарки, инфраструктура и городское жилье. Эти города должны стать примером планирования урбанизации с тем чтобы в будущем численность городских жителей постоянно увеличилось. В перспективе в городах должно проживать не менее 60% населения страны. Мировой опыт показывает, что такое соотношение является оптимальным для целей развития.

Молодое поколение Кыргызстана представляет собой главный стратегический ресурс развития государства, в котором заложен огромный социально-экономический, культурный, творческий и научный потенциал. По данным статистики около 70% из выехавших на заработки за границу составляет молодежь. В настоящее время в Кыргызстане проживает около 1,7 млн. молодых людей в возрасте 14-28 лет. Ежегодно на рынок труда в Кыргызстане выходят 100 тыс. новых граждан. Это выпускники школ, вузов.

К сожалению, всех невозможно обеспечить трудовыми местами. За последние годы рост численности населения в трудоспособном возрасте превысил рост занятости в два раза, что приводит к дефициту рабочих мест и росту безработицы.

Низкий уровень доходов и заработной платы у работающего населения, безработица, неудовлетворенность социальным обеспечением приводит к массовому оттоку молодёжи в более благоприятные места жительства, заставляет искать новые средства существования. Главной причиной миграции является маленькая зарплата в стране.

По данным социологического исследования, проведенного среди молодежи города Бишкек, показали, что в последние годы сложившаяся ситуация на рынке труда Кыргызстана приводит к оттоку молодёжи в экономически более развитые государства. В ходе анализа было выявлено, что миграционные настроения среди студенческой молодежи являются очень тревожным сигналом, поскольку именно эта возрастная категория населения, через несколько лет, будет составлять большой процент трудоспособного населения страны. И если к тому времени картина экономического положения населения и показатели на рынке труда останутся неизменными, то вероятнее всего миграционный отток будет продолжаться.

Рис. 1 - Желание мигрировать в другие страны среди молодежи.

Основной причиной, вызывающей желание отъезда, респонденты называют уровень жизни других стран. На второе место выдвинут тот аргумент, что многие их знакомые уже живут за рубежом. На третьем месте возможность трудоустройства, то есть предполагаемые возможности трудоустройства, хоть и не по специальности.

Среди стран, названных как желаемая страна отбытия, на первом месте Соединенные Штаты Америки. Именно туда хотят отправиться 32.4% молодых людей, принимавших участие в опросе. На втором месте Турция, затем идут ОАЭ на третьем месте и Германия на четвертом. Россию и Францию указали одинаковое количество респондентов (6.9%). 5.1% студентов выбрали Англию как желаемую страну отбытия. Наше общество не может предъявлять претензии к желанию отъезда со стороны молодых людей, поскольку эти желания вызваны объективной необходимостью и сложившейся ситуацией на рынке труда в Кыргызстане.

Хотя конечно, не может не радовать тот факт, что все-таки более половины опрошенных, (54.9%) не планируют отправиться за границу навсегда, то есть они рассматривают свой отъезд пока только как возможность достичь желаемого уровня жизни.

Основной целью отъезда для 51.8% опрошенных респондентов является работа. 13.8% хотят отправиться за границу, чтобы путешествовать, отдыхать, заводить новые знакомства. 11.3% молодых людей хотят получить образование за рубежом, 6.2% просто хотели бы увидеть заграничную жизнь и пожить ею, 5.6% желали бы получить гражданство этих стран.

2.4%^ 3%

14.1%

38.8%

3%

15.4%

и Да, если она станет отвечать моим

пожеланиям и Да, если не смогу остаться там

и Скорее всего, да

^ Возможно да, возможно нет

Скорее всего, нет

Рис. 2 - Возможность возвращения молодежи на Родину.

Исходя их данных, приведенных выше, выглядит вполне закономерно, что 38,8% молодых людей утверждают, что, скорее всего, вернутся на Родину через какое-то время, а 26,3% вернутся в том случае, если на Родине ситуация измениться и она начнет отвечать пожеланиям. 15,4% респондентов ответили, что вернутся только в том случае, если у них не получится обосноваться за границей. 4,1% пока не могут однозначно ответить на этот вопрос. Тогда как 3% ответили однозначное «нет», а 2.4% «скорее всего, нет».

За последние несколько десятилетий политические, экономические, социальные и демографические перемены в нашей стране спровоцировали многих молодых людей переехать из их родных мест и стимулировали миграцию в другие города или за границу. Такие факторы современного мира, как рост объемов торговли, более дешевые и быстрые средства транспорта и более легкие средства коммуникации побудили большое число молодых людей к миграции, как в пределах родной страны, так и за границу.

Также приведенные выше цифры доказывают выдвигаемые нами гипотезы: исходя из полученных значений, совершенно точно можно сказать о том, что преобладающее большинство респондентов думает о миграции за рубеж, а также практически половина опрошенных фактически предприняли первые шаги в этом направлении; исходя из тех же данных, можно сделать заключение о том, что предпочтительными для миграции странами являются страны с высоким уровнем развития и заработной платой.

В нашей стране следует разработать мощную правовую, экономическую, политическую базы, и лишь затем проводить различные мероприятия, связанные с привлечением мигрантов в страну. Желание получить хорошо оплачиваемую работу за рубежом побуждают многих молодых людей решиться на переезд. Многие покидают родные места, не имея при себе практически ничего, кроме небольшой суммы денег и первичную информацию о месте своего назначения. Миграция молодежи имеет ряд, как положительных, так и отрицательных качеств, поэтому данный вопрос требует изучения и постоянного контроля. Помимо поддержания молодежных политических программ необходимо развивать экономическое, политическое и законодательное регулирование миграции молодежи, позволяющее не запрещать молодым людям путешествовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Исаков К.И. и др. Тенденции социально-экономического развития Кыргызстана и их воздействие на уровень жизни населения / Бишкек: Илим, 2015. - 73 с.

2. Кумсков Г.В. Закономерности и особенности развития миграционных процессов в условиях рыночной трансформации экономики. - Бишкек: КРСУ, 2012.- 250 с.

3. Миграция населения Кыргызской Республики. Книга II Часть 3. Бишкек: Нацстатком КР, 2024

4. Кыргызстан в цифрах. Бишкек: Нацстатком КР, 2024. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.