ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ
КЫРГЫЗСТАНА
Ж.У. Усанова, канд. экон. наук, доцент З.М. Тарыкчиев, преподаватель Ошский технологический университет (Кыргызстан, г. Ош)
Б01:10.24412/2411-0450-2022-5-3-126-133
Аннотация. В предлагаемой статье исследованы терминология молодежи, молодежной политики, выявлены причины и последствия миграции молодежи. Миграция молодёжи может быть связана не только с демографическими или социальными аспектами, также миграция может быть связана с экономическими факторами, престижным образованием, с желанием молодёжи улучшить своё экономическое благосостояние, т.е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, а также постоянное место жительство в развитой стране и т.д.
В качестве мер предложены мероприятия в сфере образования и его стратегии. Миграционная политика любого государства должна опираться на количественные ориентиры. Определены цели, направления и объемы работы по управлению миграционными потоками молодежи, необходимые меры обоснования затрат и дана оценка возможных результатов предпринимаемых шагов.
Ключевые слова: молодежь, демографические аспекты миграции, причины миграции, социальный выбор, высшие учебные заведения, система образования, учебный процесс, культура, студенческая миграция, интеграция, социальные программы, трудоустройство,
Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция). Внутренняя миграция - переселение из города в город или из деревни в город, т.е. не выходит за рамки одной страны [4]. Например, миграция рабочей силы, на которой мы конкретно остановимся в дальнейшем. Внешняя - миграция, при которой люди покидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в наше время. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем, и у каждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, что ошибались.
В каждой стране есть свои проблемы, главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает. Общеизвестно, что в Кыргызской Республике (КР) широко распространена внешняя трудовая миграция, являющаяся для многих
семей средством выживания. С момента обретения Республикой независимости активна развивается и студенческая миграция (хотя и не такими темпами, как трудовая). Студенты из Кыргызстана, обучающиеся сегодня во многих странах мира, являются активными участниками процесса международной интеллектуальной миграции. Тем самым они вносят определенный вклад в укрепление межгосударственных отношений между странами-донорами и странами-реципиентами, участвующими в процессе учебной миграции [9].
Студенты из Кыргызстана имеют возможность обучаться за границей благодаря стипендиям иностранных правительств. В основе осуществления образовательного обмена лежат геополитические интересы экономически развитых стран, которые стремятся вырастить для себя талантливых специалистов. В случае же их возвращения на родину они могут стать активными проводниками политики той страны, в которой обучались.
Таким образом, учебная миграция способствует международной интеграции и
развитию межгосударственных отношений.
Актуальность данной статьи заключается в том, что стремление молодёжи заграницу - это обстоятельство нашей жизни. Школьники поступают в более престижные ВУЗы мира, выпускники ВУЗов уезжают заграницу, поскольку не могут найти возможности достойного применения своих способностей в Кыргызстане. В стране относительно пониженный уровень жизни по сравнению с развитыми странами, рост безработицы, «перегибы» в политике и обусловленные ими недостатки в воспитании молодёжи - вот основные причины, вызывающие миграцию молодежи. Вследствие этого в современном обществе возникают проблемы демографического, социального и экономического характера. Они имеют множество международных аспектов, вызывая, политические и экономические конфликты в отношениях между государствами.
Целью данной статьи является выявление причин миграции молодёжи из Кыргызской Республики и разработка социальной программы, ориентированной на сохранение интеллектуального потенциала государства. Кого мы относим к категории молодежь?
Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Молодёжь - в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности [3]. В более узком, социологическом, смысле молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Молодёжь является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. От того, како-
вы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Детализированное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [4].
По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. Численность молодых людей на 1 января 2018 года составила 1 779 404 человека, или 29,7% от всего населения Кыргызстана. Такие данные предоставила пресс-служба Министерства труда, миграции и молодежи со ссылкой на Национальный статистический комитет. Как указывается, юноши составляют 50,4%, девушки -49,6% от общей численности молодежи. Численность обучающейся молодежи составляет 629 тыс. человек, или 37,3%, в том числе численность учащихся в общеобразовательных школах - 320,9 тыс. человек, в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях -221,7 тыс. Кроме того, в КР зарегистрировано более 300 молодежных организаций. С помощью международных доноров в регионах республики открыты и действуют 46 молодежных центров, сообщили в министерстве [Нацстатком КР].
В науке наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-16, а верхняя - между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп как, например, молодых ученых (до 33-35 лет), и как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юноше-
ство), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.
Учащаяся молодёжь. Многие студенты из Кыргызстана стараются успешно учиться, тем самым создавая основу для перехода к следующему уровню образования (от бакалавриата к магистратуре, а затем к докторантуре); при этом их основная цель — продлить свое пребывание в принимающей стране. В то же время существует и такая категория студентов, которые намеренно «проваливают» экзамены по отдельным предметам. Это позволяет им продлевать студенческую визу и например, оттягивает срок окончания ими учебы.
Каждый второй молодой человек в Кыргызстане в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый - на работу и каждый седьмой - в колледж. Для поступления в ВУЗы КР ежегодно проводятся независимое тестирование по ОРТ (общереспубликанское тестирование
школьников-выпускников Кыргызстана). В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.
В отличие от молодежи других стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, кыргызской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.
По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась
следующим образом: 89,8% работают по найму, 2,7% владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5% другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.
Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.
В целом достаточно высок уровень образования молодежи в материальном производстве. Более двух третьих (61,6%), занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи, фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса.
Как никогда раньше молодые люди находятся в движении. За последние несколько десятилетий политические, экономические, социальные и демографические перемены во многих частях мира сорвали многих людей с их родных мест и стимулировали миграцию в города и за границу. Рост объемов торговли, более дешевые и более быстрые средства транспорта и более легкие коммуникации побудили большое число молодых людей к миграции, как в пределах своих родных стран, так и через национальные границы.
Международная миграция молодежи имеет демографические, социальные, культурные и экономические последствия. На молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет приходится более 30 процентов населения развивающихся стран [10].
Интеграция в значительной мере зависит от политики принимающей страны с точки зрения оказания помощи молодым мигрантам в изучении языка, поиске работы, обеспечении жильем, получении обра-
зования и медицинского обслуживания, а также в плане их защиты от расизма, ксенофобии и дискриминации. Это также зависит от способности мигрантов к адаптации. Молодые люди гораздо чаще проявляют гибкость и стремление к тому, чтобы учиться и поэтому могут оказывать помощь своим старшим родственникам.
В последнее время все больше внимания уделяется такой проблеме, как «утечка мозгов». Под этим термином принято понимать миграции высококвалифицированной рабочей силы. По крайней мере 2/3 притока "мозгов" в мире приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 57%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного "среднего" ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученного в области общественных наук - 235 тыс. долл., инженера - 253 тыс. долл., врача - 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд. долл. Прибыли, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в 7 раз больше объемов её помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных специалистов в три раза превышают размеры её экономической помощи странам Азии и Африки [5].
Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большинство молодых людей желают иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит потому, что у современной молодежи отсутствуют стимулы к труду. Молодежные проблемы всегда стояли остро, но ведь их хоть каким-то образом пытались решать. И зачастую решали. А какие молодежные решения мы видим сейчас? Государственные молодежные организации создаются, как правило, в момент приближения очередных выборов, после проведения которых, слуги народа очень быстро забывают о социальных проблемах молодежи, в оче-
редной раз предоставляя ей возможность решать их самостоятельно.
Огромное количество молодых людей хотят быть полезными своей стране, хотят заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса, в состоянии которого, к сожалению, наша страна находится практически постоянно. Однако многие из этих талантливых молодых людей вынуждены покидать страну, в поисках лучших социальных и экономических условий.
Молодые люди современного мира характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.
В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.
Изменить ситуацию в этом вопросе невозможно без кардинального изменения всей экономической, социальной и правовой политики государства. Пока же она является главной питательной почвой, формирующей негативное отношение к добросовестному труду, к труду как важнейшей социальной ценности, способствующей развитию личности. В этой свя-
зи примечателен такой факт: в государственной молодежной политике среди основных приоритетов отсутствует направление, связанное с вопросами труда.
Молодежь играет важную роль в глобальных миграционных процессах. По оценкам экспертов Международной организации труда, в 2019 году число молодых людей в мире среди международных мигрантов составило 37 млн. человек. Об этом говорили участники специального заседания, которое прошло в понедельник в нью-йоркской штаб-квартире ООН. Оно было приурочено к Международному дню молодежи, который отмечается 12 августа [11].
Давайте поговорим об «интеллектуальной» миграции. Ведь зачастую молодежная миграция связана с тем, что много молодых людей с хорошим образованием выезжают за пределы своих стран и пытаются там остаться.
Самое сложное положение именно с «утечкой умов», с выездом за рубеж. Как правило, это высококвалифицированная миграция. Тут сложность в том, что те, кто выехал, а это, как правило, молодые люди, с ними труднее всего вести учет. Они могут быть за границей довольно долго в статусе аспиранта, стажера, а потом остаться. То есть, фактически, имея кыргызское гражданство, довольно долго жить за границей. Несмотря на то, что документально это носит временный характер, фактически, это - постоянная миграция, т.к. они ищут возможности осесть.
Регионы Кыргызстана столкнулись с проблемой, которая с годами будет только усугубляться, если ею не заниматься. В подавляющем большинстве из них уменьшается число 18-летних жителей. После окончания школы, многие выпускники, получившие высокие баллы на ОРТ, уезжают на учебу в другие страны, предпочтительно в Россию, Европу, Великобританию и США. Хотя имеют отличную возможность поступить на бюджетные или грантовые места у себя на родине.
Там, где есть сильные вузы, проблема не так остра. Здесь главное, чтобы нужное для региона число выпускников после получения диплома осталось работать "по
месту учебы". Это, безусловно, проще, чем вернуть домой. Однако не все могут похвастаться вузами. Более половины студентов учатся в нескольких ВУЗах страны, которые в той или иной мере отвечают «общемировым стандартам». Среди "счастливчиков", которых можно назвать студенческими регионами, всего два. Здесь наибольшая доля учащихся вузов в общей численности населения. Среди них Бишкек и Ош.
Молодежную миграцию ученые разделили на два потока: "школа - вуз" и "вуз -работа". Какая из этих реперных точек самая болезненная, и следует определить регионам.
Следует принять решение о прослеживании судьб ребят, уезжающих в другие регионы после окончания школы. Для этого местным властям планомерно внедрить разработку программы поддержки студентов, которая предполагает в том числе и финансовую помощь.
Ежегодно республику покидают около 7-9 процентов выпускников школ по различным причинам. Многие из них домой не возвращаются, оседая в стране пребывания.
Прежде всего надо понять "масштаб бедствия", разобраться, кто они, где они и сколько их, разработать планы по работе с выпускниками для их возвращения после учебы.
В стране и в областях тоже большой спрос на айтишников. Как видим, приходится перестраиваться на ходу. Хотя это не исключает необходимости на этапе формирования контрольных цифр приема в вузы закладывать потребности экономики регионов.
Остановить внутреннюю молодежную миграцию можно, наверное, теми же мерами, что и "утечку мозгов" на Запад. Молодые люди после учебы в вузе или ссузе должны иметь возможность найти хорошую перспективную работу, достойную зарплату, приобрести жилье. Немаловажную роль играют возможности для отдыха и развлечений: наличие театров, клубов, стадионов, молодежных кафе.
Есть, наверняка, и другие важные условия. Предлагаем экспертам, регионам, ву-
зам и тем, кому за 18-ть, продолжить эту тему. И попытаться вместе найти решения, которые не дадут молодежной миграции стать опасной.
Сегодня молодежная образовательная миграция между регионами вызывает тревогу? Смотря для кого. Для студентов, которые готовы сменить место проживания либо планируют поступить в конкретный вуз, возможность образовательной миграции - большое благо.
Если выявленные нами тренды образовательной и послевузовской миграции сохранятся, то можно ожидать увеличение "нагрузки" на систему высшего образования наиболее привлекательных регионов. Больше выпускников школ будут стремиться поступить в их вузы.
Это может привести к нескольким вариантам последствий. Расширение приема в вузы этих регионов означает, что потребуются серьезные дополнительные инвестиции либо повышение требований при поступлении. И тогда доступность высшего образования для местных школьников сократится.
Не исключено, что разные форматы получения образования онлайн (как полностью, так и в смешанном виде) смогут повлиять на миграционное поведение молодежи.
В целом же мы смотрим оптимистично на прогнозные характеристики. Уже сей-
Таблица 1.
Ошский технологический университет ведет образовательную деятельность на основании государственной лицензии и свидетельства об аккредитации, дающим право выдавать документы о высшем образовании установленного образца лицам, успешно завершившим обучение. Университет ведет постоянную работу по экспор-
час мы видим, что все больше внимания на государственном уровне уделяется развитию высшего образования и науки в регионах.
Что касается Ошского технологического университета то мы привлекаем образовательные структуры для заключения договоров о взаимном сотрудничестве с международными организациями, фондами, образовательными программами, учреждениями: Фонд Сорос-Кыргызстан, Корпус Мира США, USAID, Фонд Евразия, Немецкой службой академического обмена DAAD, Советом по международным исследованиям и обменам IREX, Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков ACCELS, ОБСЕ, Фонд «Институт Евразийских исследований», Ассоциация образовательных учреждений «EdNet», Национальный Темпус Офис (ныне ЭРАЗМУС +) в Кыргызстане. ОшТУ является членом Великой Хартии Университетов с 2011г,РККТУ, УШОС, BRAIUC. С 2020 года Ошский технологический университет имени М.М. Адышева является полноправным членом международного консорциума архитектурно-строительных университетов «Один пояс - один путь» (Belt and Road Architectural University International Consortium - BRAUIC).
ту образовательных услуг. Ежегодно принимает в ряд своих студентов граждан иностранных государств. Среди студентов Университета обучаются иностранные граждане из государств: Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Йемен, Кореи и Пакистан.
№ Учебный год 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2020-2021
1. Имеющиеся договоры 34 54 86 95
2. Новые договоры 20 32 9 2
3. Общий 54 86 95 97
Таблица 2.
Пакистан 1
Корея 2
Йемен 1
Турция 1
Россия T
Туркменистан 5
Казахстан 1
Таджикистан 213
Узбекистан 8463
Среди мероприятий национальных про- уровня властей, региональных универси-ектов "Образование" и "Наука" также есть тетов и даже бизнеса. И потом создают для несколько инициатив, которые могут по- них условия, чтобы они вернулись обрат-влиять на привлекательность научно- но, например вводят гранты или дают образовательных секторов в регионах. Ка- служебное жилье. Такие решения могут кова роль регионов в этом процессе, они быть менее затратными, их проще органи-могут на него влиять? зовать в краткосрочном периоде.
Мы полагаем, что анализ образователь- Другие территории идут по пути разра-
ной и послевузовской миграции должен ботки комплексных программ развития стать важной компонентой стратегий со- региональных систем высшего образова-циально-экономического развития, необ- ния, призванных повысить эффективность ходимостью в составлении образователь- и привлекательность своих вузов. Это тре-ных программ. бует серьезных инвестиционных ресурсов,
Решить проблемы, связанные с образо- поэтому подобные примеры пока являются вательной миграцией, вузы в одиночку не редкостью. смогут. Необходимы совместные усилия
Библиографический список
1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. - М.: Инфра-М, 2008. - 44 с.
2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явления. Серия: Библиотека психолога. - М., 2008.
3. Власова В.М., Сидоркина В.А. Стабилизация занятости в условиях рынка. - М.: Финансы и статистика, 2007.
4. Зинченко Н.Н., Власова В.М., Сидоркина В.А. Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования. - М., 2008
5. Ивахнюк И.В. «Международная трудовая миграция. - М., 2009
6. Каламанов В.А. Управление миграционными процессами / Каламанов В.А., Моисе-енко В.М. и др.: Учеб. пособие. - М., 2007.
7. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. - М.: Социум, 2007.
8. Саманчина Ж., «Перспективы учебной миграции из Кыргызстана в Турцию» [Текст] // Центральная Азия и Кавказ- Том 18, выпуск 1,2015г.
9. Усанова Ж.У. Внешняя миграция из Кыргызстана: масштабы, тенденции и перспективы: монография, Павлодар, Кереку, 2016. - 43 с.
10. Цапенко И.М. «Ренессанс» экономической миграции на Западе // Вопросы экономики. - 2008. - №11.
11. Концепция социальной политики в Кыргызской Республике: Утверждена Указом Президента КР 18 августа 2008 года.
12. Фирсова, Н.А. Политико-правовые проблемы миграции в условиях глобализации. -Бишкек, 2009.
13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oshtu.
14. Миграция в Кыргызской Республике (2016-2019). - Бишкек: Нацстаткомитет, 2019. - 324 с.
CAUSES, FUNCTIONS AND CONSEQUENCES OF YOUTH MIGRATION
IN KYRGYZSTAN
J.U. Usanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Z.M. Tarykchiev, Teacher Osh Technological University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The proposed article examines the terminology of youth, youth policy, identifies the causes and consequences of youth migration. Migration of young people can be connected not only with demographic or social aspects, but also migration can be connected with economic factors, prestigious education, with the desire of young people to improve their economic well-being, i.e. search for a higher-paying job abroad, as well as permanent residence in a developed country, etc.
Measures in the field of education and its strategies are proposed as measures.. The migration policy of any State should be based on quantitative guidelines. Without this, it is impossible to understand what the goals, directions and volumes of work on managing the migration flows of young people will be, it is necessary to justify the costs and assess the possible result of the steps taken.
Keywords: youth, demographic aspects of migration,causes of migration, social choice, higher education institutions, education system, educational process, culture, student migration, integration, social programs, employment.