РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОМ СФЕРОЙ
УДК 331.53+364 JEL J28
й0110.24147/1812-3988.2019.17(4).102-111
ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
А. В. Арбуз
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 1 октября 2019 г.
Дата принятия в печать 1 ноября 2019 г.
Тип статьи
Аналитическая статья
Ключевые слова
Лица с ограниченными возможностями здоровья, рынок труда, содействие трудоустройству, социальная политика
Аннотация. Изучаются проблемы в области трудоустройства инвалидов в современных социально-экономических и законодательных условиях в Омской области с точки зрения представителей данной категории лиц, а также экспертов. Актуальность исследования объясняется тем, что государственное регулирование и поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья различными мерами, например квотированием рабочих мест, не решает полностью социально значимой проблемы трудоустройства инвалидов, так как таких мест мало, и их создание требует больших затрат со стороны работодателя. По предварительным оценкам, в Омской области трудоустроены 26,1 % инвалидов, при этом среднероссийский показатель составил 30,4 %. В то же время на рынке труда Омской области были выявлены две негативные тенденции: заметное увеличение числа безработных инвалидов и динамичное снижение активности работодателей к трудоустройству инвалидов. При этом необходимо учитывать современные тенденции трансформации социально-трудовых отношений под влиянием четвертой промышленной революции. На основе опроса инвалидов была выявлена низкая информированность о рынке труда региона. Большинство работников с инвалидностью трудоустроены не по специальности, полученной в процессе обучения, что является одним из ключевых аспектов данной проблемы. Все опрошенные студенты-инвалиды мотивированы на дальнейшее трудоустройство. Экспертная оценка ситуации выявила то, что основные проблемы связаны с незаинтересованностью работодателей в приеме инвалидов, низким уровнем профессиональной профориентации и профессионального самоопределения работников с инвалидностью, низким уровнем профессиональной подготовки и переподготовки таких работников. Сделаны выводы о необходимости изменения условий квотирования с учетом новых экономических условий (цифровизации экономики), принятия дополнительных мер поддержки работодателей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию социальной политики в регионе.
Грант РГНФ проект № 16-12-55013а.
EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN THE MODERN SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT: PROBLEMS AND PREREQUISITES FOR IMPROVEMENT
A.V. Arbuz
Article info
Received October 1, 2019
Accepted November 1, 2019
Type paper
Analytical paper
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Abstract. The article examines the problems in the field of employment of persons with disabilities in modern socio-economic and legislative conditions in the Omsk region from the point of view of representatives of this category of people, as well as experts. The relevance of the study is explained by the fact that state regulation and support of persons with disabilities by various measures, such as quotas of jobs, does not completely solve the socially significant problem of employment of disabled people, since such places are few and their creation requires a lot of costs on the part of the employer. According to preliminary estimates, 26.1% of disabled people are employed in the Omsk region, while the national average was 30.4 %. At the same time, there were revealed two negative trends in the labor market of the Omsk region: a noticeable increase in the number of unemployed people with disabilities and a dynamic decrease in the activity of employers in the employment of disabled people. It is necessary
© А.В. Арбуз, 2019
Keywords
Persons with disabilities, labour market, promotion of employment, social policy
to take into account the current trends in the transformation of social and labor relations under the influence of the fourth industrial revolution. On the basis of the survey, the author revealed low awareness of disabled people about the labor market of the region. The majority of workers with disabilities are not employed in the specialty obtained in the course of training, what is one of the key aspects of this problem. All interviewed students with disabilities are motivated for further employment. The expert assessment of the situation revealed that the main problems are related to the lack of interest of employers in the admission of persons with disabilities, the low level of professional career guidance and professional self-determination of workers with disabilities, the low level of professional training and retraining of such workers. The author draws conclusions about the need to change the conditions of job quotas taking into account the new economic conditions (digitalization of the economy), the adoption of additional measures to support employers, which, in turn, will contribute to the development of social policy in the region.
Acknowledgements. The research is carried out with the financial support of Russian Foundation for Humanities №16-12-55013.
1. Введение. Согласно ст. 3 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников у работодателя, численность работников которого превышает 100 чел., и в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников - у работодателя, численность работников которого составляет не менее 50 чел. и не более 100 чел. В 2016 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перед регионами была поставлена первоочередная задача по поэтапному увеличению численности работающих инвалидов трудоспособного возраста (не менее 40 % к 2018 г., до 50 % к концу 2020 г.). Достичь увеличения численности инвалидов трудоспособного возраста федеральные органы исполнительной власти ориентируют региональное правительство за счет деятельности органов службы занятости населения при активном содействии органов исполнительной власти и работодателей.
Так, согласно отчету об оценке регулирующего воздействия проекта закона Омской области «О внесении изменений в Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области», «на начало 2016 года из 45,6 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в Омской области, работали 11,9 тыс. человек, что составило 26,1 %. Для сравнения среднее значение данного показателя по Сибирскому федеральному округу составляло 27,3 %, по Российской Федерации -30,4 %. При этом в течение 2016 года на рынке труда Омской области заметно выросло число безработных инвалидов. Динамика изменения этого показателя составила 15,4 % (по состоянию на начало 2017 года численность без-
работных граждан из числа инвалидов зарегистрированных в органах службы занятости населения Омской области составила 0,5 тыс. человек, на аналогичный период 2016 года -0,4 тыс. человек). Кроме этого, на протяжении последних трех лет динамично снижается активность работодателей к трудоустройству инвалидов. В течение 2016 года, согласно данным мониторинга и оценки качества государственных услуг в области содействия занятости населения, количество вакансий, заявленных работодателями для приема на работу инвалидов в сравнении с 2014 годом, снизилось в 0,5 раза, составив 434 рабочих места (в 2014 году -680 рабочих мест, 2015 году - 549 рабочих мест). О неравномерных условиях рынка рабочих мест свидетельствует и повышенная средняя продолжительность регистрируемой безработицы среди инвалидов, которая к концу 2016 года составила 4,6 месяца. Для сравнения в общей структуре зарегистрированных граждан этот показатель составил 3,9 месяца. При этом согласно данным опроса инвалидов трудоспособного возраста, проводимого органами службы занятости в 2016-2017 годах, нуждается в трудоустройстве или смене работы каждый третий опрошенный инвалид, проживающий на территории Омской области. По результатам опроса для организации работы по сопровождаемому содействию занятости на учет органами службы занятости населения Омской области поставлены 1,4 тыс. граждан указанной категории. Уже сейчас с учетом приведенных показателей напряженность на одну вакансию для трудоустройства инвалидов на рынке труда Омской области составляет 7 человек, что свидетельствует о несбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В свою очередь, проведя анализ практики субъектов Российской Федерации по обеспечению
социальной защиты инвалидов, установлено, что наибольшие показатели результативности по трудоустройству инвалидов достигаются на территории регионов, в которых приняты и действуют нормативные правовые акты, закрепляющие обязанность по квотированию рабочих мест за работодателями со среднесписочной численностью работников от 35 человек. Данная норма действует в 57 субъектах Российской Федерации, в том числе в 7 субъектах, входящих в состав Сибирского федерального округа. Таким образом, значения полученных и приведенных данных, подтверждают необходимость принятия законопроекта о внесении изменений в Закон Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Проект закона направлен на обеспечение занятости инвалидов путем установления на территории Омской области квоты для приема на работу инвалидов работодателям со среднесписочной численностью работников от 35 человек, что согласуется с положениями статьи 21 Федерального закона о социальной защите инвалидов»1.
При этом необходимо учитывать современные тенденции трансформации социально-трудовых отношений под влиянием четвертой промышленной революции, которые связаны с автоматизацией и роботизацией производства и труда; высокими темпами изменений в содержании труда и, как следствие, перестройкой функционального и профессионального разделения труда, стиранием межпрофессиональных границ; повсеместным внедрением цифровых технологий в производственный процесс, что радикально изменяет способы выполнения трудовых функций; изменением парадигмы отношений между работником и компанией, что увеличивает гибкость социально-трудовых отношений. При этом меняется требование к человеку труда, в том числе и с инвалидностью. Таким образом, учитывая современные законодательные и социально-экономические условия, необходимо исследовать процесс трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и совершенствовать его.
2. Обзор литературы. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы показал, что при исследовании проблем трудоустройства инвалидов идет поиск решений преодоления барьеров во взаимодействии «работодатель - работник с инвалидностью», в том числе в рамках взаимодействия различных субъектов. При этом наиболее актуальными
вопросами являются аспекты повышения качества образования инвалидов и влияния современных социально-экономических условий (тенденций цифровизации) на процесс трудоустройства данной категории лиц.
Данные исследовательские векторы позволяют сделать следующие выводы:
1. Проблема отношения работодателей к работникам-инвалидам. Отмечается, что основной причиной возникновения барьеров отношений является непонимание работодателями экономических выгод от приема на работу инвалидов. В рамках таких исследований показываются выгоды, которые может извлечь бизнес от привлечения работников с инвалидностью [1-4]. Анализируются меры экономической поддержки работодателей и самих инвалидов. Так, последние могут получать ряд социальных услуг, а именно пособие по мобильности, персональных помощников и наставников службы занятости, помощь при переводе на работу, стимулирование создания собственного бизнеса, персональную помощь на рабочем месте, субсидии заработной платы. Исследуются типы политики содействия занятости инвалидов. Выделяется несколько таких модификаций: когда обеспечивается квотирование рабочих мест для инвалидов в государственном и частном секторах; такие рабочие места создаются только в одном из секторов; помощь в трудоустройстве на обычные рабочие места на свободном рынке (поддерживаемое трудоустройство). В данном случае рассматривается вопрос, какой из подходов дает наилучший результат в конкретной социально-экономической среде [5-7].
2. Проблема дефицита знаний, навыков и опыта работы инвалидов. Данный аспект связан с образовательной политикой и политикой трудоустройства инвалидов в современных условиях. В данном случае разрабатываются и предлагаются различные новые инструменты для включения инвалидов в трудовую деятельность и повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Специальные учебные заведения далеко не всегда могут обеспечить подготовку инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность. Чаще всего такие специалисты не востребованы на рынке труда. Кроме того, практически не учитываются требования новой индустриализации, многие инвалиды не имеют возможности пользоваться Интернетом [8-10]. Предлагаются раз-
личные проекты и программы, помогающие инвалидам, которые ищут работу, освоить базовые трудовые навыки, важные для трудовой деятельности на определенном вакантном месте, которое предоставила организация-работодатель. Таким образом, является важным решить проблему профессионального самоопределения и профориентации работника с инвалидностью на протяжении всей его жизни, предлагая возможности обучения и переподготовки с учетом современных условий. Современные научные тенденции связаны с тем, что на мировом уровне проблемы профориентации и профессионального самоопределения только начали объединяться в совокупность модулей (выбор профессии, формы развития компетенций, формы и места занятости), при этом интеграция этих вопросов в единое проблемное поле пока незначительна (проект РФФИ № 18010-00944). Следовательно, решение проблемы профориентации и профессионального самоопределения инвалида на всех этапах воспроизводства рабочей силы видится достаточно перспективным в рамках вопроса развития навыков и опыта инвалидов.
3. Анализ тенденций влияния промышленной революции (цифровизации экономики) на процесс трудоустройства инвалидов. Особенности и проблемы трудоустройства и занятости инвалидов в условиях новой индустриализации исследованы в работах [11; 12]. Можно констатировать тот факт, что подход учета условий цифровой экономики в процессе содействия занятости инвалидов в настоящий момент еще не сформирован.
3. Гипотезы и методы исследования. Результаты исследования барьеров трудоустройства работников с инвалидностью со стороны работодателей приведены нами в предыдущих работах [13; 14]. Цель настоящего исследо-
вания - выявление проблем в области трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях с точки зрения представителей данной категории лиц, а также получение экспертной оценки соответствующих процессов в регионе.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1. Инвалиды, работа которых связана с полученной специальностью, чаще работают в государственных учреждениях.
2. Одним из основных барьеров при трудоустройстве инвалидов является низкий уровень подготовки и переподготовки.
Для достижения поставленной цели проведен опрос лиц с ограниченными возможностями здоровья на предмет выявления барьеров при трудоустройстве, их мотивации, ожиданий и предпочтений. Опрошено 120 инвалидов по целевой выборке, куда были включены инвалиды-студенты, инвалиды-выпускники, работающие инвалиды, инвалиды, стоящие на учете в службе занятости. Кроме того, проведен экспертный опрос на предмет выявления проблем трудоустройства инвалидов в Омской области. В качестве основного критерия для отбора экспертов выступило их участие в процессе трудоустройства инвалидов.
4. Результаты исследования. Для достижения цели исследования мы задали вопрос о степени информированности лиц с ограниченными возможностями здоровья о ситуации на рынке труда (рис. 1). Можно сделать вывод, что информированность о состоянии рынка труда очень низкая, менее половины имели общее представление о вакансиях для инвалидов, у четверти не было потребности в получении информации, поскольку вопрос с трудоустройством был уже решен, только треть респондентов знали о востребованных профессиях в регионе.
Не было потребности в информировании
Знал{а)о востребованных специальностях/ профессиях в регионе
Имел{а) только общее представление
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Рис. 1. Степень информированности о ситуации на рынке труда в регионе, %, N = 120 Fig. 1. The degree of awareness of the situation on the labor market in the region, %, N = 120
Большинство работающих инвалидов N = 58), а именно 68 %, отметили, что трудоустроены не по специальности, которую получили в учебном заведении. Это свидетельствует о том, что многие рабочие места не соответствуют профилю инвалидности, потребностям инвалида, что является важнейшей проблемой [13; 14]. С другой стороны, уровень квалификации по специальности зачастую не соответствует требованиям организации, поэтому инвалидам предлагаются другие рабочие места. Как мы отмечали ранее, данная проблема характерна и для других стран [1-4]. Следовательно, необходимо повышать образовательный уровень лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важно разрабатывать программы профориентации для инвалидов на разных этапах воспроизводства рабочей силы на государственном и региональном уровнях,
предлагать возможности обучения и переподготовки с учетом современных условий, как в учебных заведениях, так и на рабочем месте.
Гипотеза нашего исследования основана на предположении, что в государственные учреждения можно трудоустроиться только при практически полном соответствии внедренным профессиональным стандартам. Это следствие более высоких требований, предъявляемых к государственным учреждениям в отношении соблюдения трудового законодательства. В негосударственные учреждения возможность трудоустроиться даже в условиях несоответствия существующим профессиональным стандартам гораздо выше. Как мы видим, инвалиды, работа которых связана с полученной специальностью, чаще работают в государственных учреждениях (рис. 2).
негосударственная организация
государственная организация
О 20 40 60 80 100 Рис. 2. Распределение работающих инвалидов по видам собственности организации, %, N = 58 Fig. 2. Distribution of working persons with disabilities by type of ownership of the organization, %, N = 58
Для достижения поставленной цели нами был также проведен опрос экспертов, в качестве которых выступили представители Государственной службы занятости населения по Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Министер-
ства здравоохранения Омской области, депутаты, руководители крупных организаций региона и т. д.), всего 15 чел. Социально-демографические характеристики экспертов представлены в табл. 1.
Таблица 1. Социально-демографические характеристики экспертов Table 1. Socio-demographic characteristics of experts
Образование Мужчины Женщины Всего
Государственное и муниципальное управление 3 2 5
Педагогическое - 2 2
Экономическое 2 1 3
Медицинское 2 - 2
Юридическое 1 - 1
Техническое 2 - 2
Итого 10 5 15
Проведенный опрос позволил получить экспертную оценку проблем в области трудоустройства инвалидов в регионе. Большинство экспертов отметили незаинтересованность работодателей в приеме на работу инвалидов, что сказывается на том, что показатели занятости инвалидов в Омской области отстают от данных по Сибирскому федеральному округу и России в целом. Кроме того, были отмечены
низкий уровень профориентации и профессионального самоопределения работников с инвалидностью, 10 экспертов отметили низкий уровень профессиональной подготовки и переподготовки таких работников. Также большинством была отмечена проблема отсутствия эффективного механизма содействию трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 3).
0 5 10 15
Рис. 3. Экспертная оценка проблем в области трудоустройства инвалидов, чел., N = 15 Fig. 3. Expert assessment ofproblems in the field of employment of disabled people, people, N = 15
В качестве основных направлений социальной политики в области решения проблем в трудоустройстве инвалидов были названы: компенсация затрат на создание рабочих мест для инвалидов в объеме не менее 80 % от суммы понесенных расходов, профессиональная подготовка инвалидов к труду в соответствии с потребностью работодателя, расширение области квотирования рабочих мест (табл. 2).
Кроме этого в ряду важных направлений решений проблем оказались также субсидирование зарплаты работников с инвалидностью, изменение условий возмещения затрат на создание рабочего места для инвалида с учетом автоматизации и цифровизации, организация специализированных учреждений, занимающихся «продвижением инвалидов на рынке труда».
Таблица 2. Оценка экспертами направлений решения проблем в области трудоустройства инвалидов, N = 15
Table 2. Experts' assessment of problem solving directions in the field of employment of persons with disabilities, N = 15
Виды деятельности Оценка, баллы
Налоговые льготы 4
Снятие квоты путем уплаты взносов в специализированные фонды 2
Компенсация затрат за создание рабочих мест для инвалидов в объеме не менее 80 % от суммы понесенных расходов 5
Субсидирование зарплаты работников с инвалидностью на срок до 4 месяцев 4
Профессиональная подготовка инвалидов к труду в соответствии с потребностью работодателя 5
Выплаты за наставничество для сотрудников в период трудовой адаптации работающих инвалидов 4
Организация создания специализированных учреждений, занимающихся «продвижением» инвалидов на рынке труда 4
Увеличение размера квоты 4
Расширение области квотирования рабочих мест 5
Изменение условий возмещения затрат с учетом современных условий (автоматизации, цифровизации рабочего места) 4
Результаты экспертного опроса по многим показателям совпали с данными, полученными в результате опроса работодателей, и позволили четко выявить векторы совершенствования процесса трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе.
5. Заключение. Итак, по результатам данного исследования можно сделать следующие выводы. Диагностировано, что большинство опрошенных инвалидов (68 %) трудоустроены не по специальности, что связано с уровнем подготовки инвалидов, с одной стороны, и качеством рабочего места - с другой. Все опрошенные студенты-инвалиды отметили, что хотели бы трудоустроиться после окончания учебного заведения.
Большинство экспертов отметили незаинтересованность работодателей в приеме на работу инвалидов, что сказывается на том, что показатели занятости инвалидов в Омской области отстают от данных по Сибирскому федеральному округу и России в целом. Кроме того, были отмечены низкий уровень профессиональной ориентации и профессионального самоопределения работников с инвалидностью, низкий уровень профессиональной подготовки и переподготовки таких работников. Также большинством экспертов была отмечена проблема отсутствия эффективного механизма содействию трудоустройству лиц с ограниченными возможностями. В качестве направле-
ний решения выявленных проблем лидируют компенсации затрат на создание рабочих мест для инвалидов в объеме не менее 80 % от суммы понесенных расходов, профессиональная подготовка инвалидов к труду в соответствии с потребностью работодателя, расширение области квотирования рабочих мест. Таким образом, мы предлагаем поддержать соответствующие изменения квотирования рабочих мест в Омской области. При этом важно учитывать качество рабочего места для работника с инвалидностью, его оснащенность и уровень автоматизации. Следовательно, тенденции новой индустриализации и цифоровизации экономики будут учитываться при возмещении затрат на такое рабочее место и будут способствовать улучшению качества таких мест.
Полученные научные результаты лягут в основу разработки следующих прикладных инструментов совершенствования социальной политики Омской области:
1. Выявленные барьеры при трудоустройстве инвалидов позволят диагностировать основные проблемы при реализации Закона «О квотировании рабочих мест в Омской области» и скорректировать меры поддержки работодателей, участвующих в реализации данного процесса.
2. Анализ мотивации инвалидов на трудоустройство, в том числе студентов-инвалидов, позволит скорректировать и активизировать
действия различных субъектов (службы занятости, учебных заведений, работодателей, общественных организаций и др.) в части разработки программ профориентации, переподготовки, адаптации и других мер для граждан данной категории.
3. Изменение условий квотирования с учетом новых экономических условий (цифрови-зации экономики), дополнительные меры поддержки работодателей будут способствовать повышению количества трудоустроенных ин-
валидов в Омской области и, следовательно, развитию социальной политики региона.
Примечание
1 Отчет об оценке регулирующего воздействия проекта закона Омской области «О внесении изменений в Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области"». URL: http://gszn.omsk portal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GSZN /impact-assessment/PageContent/0/body_files/file14/ otchet.pdf.
Литература
1. Sainsbury R. Labour Market Participation of Persons with Disabilities - How can Europe Close the Disability Employment Gap? // The Right to Work for Persons with Disabilities / Eds. G. Wansing, F. Welti, M. Schäfers. - Nomos, 2018. - P. 135-154. - DOI: 10.5771/9783845291673-134.
2. Нацун Л. Н. «Поддерживаемое трудоустройство» инвалидов: обзор мирового опыта // Вестн. УрФУ. Сер.: Экономика и управление. - 2017. - Т. 16, № 4. - С. 663-680. - DOI: 10.15826/vestnik.2017.16.4.032.
3. Гонтмахер Е. Ш., Малева Т. М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - C. 61-72. - DOI: 10.32609/0042-8736-2008-261-72.
4. Чуксина В. В., Комиссаров Н. Н. Дискриминация по признаку инвалидности в социально-трудовых отношениях // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2015. - Т. 25, № 1. - С. 126-134. - DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(1).126-134.
5. Shima I., Zolyomi E., Zaidi A. The Labour Market Situation of People with Disabilities in EU25 : Policy Brief 2.1/2008. - Vienna: European Centre, 2008. - 17 p. - URL : http://pdc.ceu.hu/archive/0000 4300/01/1201610451_25081.pdf.
6. Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged // The Right to Work for Persons with Disabilities / Eds. G. Wansing, F. Welti, M. Schäfers. - Nomos, 2018. - P. 281-290. - DOI: 10.5771/9783845291673-280.
7. Brown S. K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities for People with Disabilities. -Washington, DC : AARP Research, December 2016. - DOI: 10.26419/res.00141.001.
8. Абуталипова Э. Н. Некоторые направления совершенствования системы профессиональной подготовки инвалидов в современной России // Уровень жизни населения регионов России. -2009. - № 7 - С. 41-42.
9. Винокуров М. А. Новая экономическая реальность и экономическая политика современной России // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2014. - № 1 (93). - С. 5-13.
10. Grover C., Piggott L. Themes in Disabled people, work and welfare // Disabled People, Work and Welfare / Ed. by C. Grover, L. Piggott. - Oxford University Press, 2015. - P. 277-284. - DOI: 10.1332/policypress/9781447318323.003.0015.
11. Kent M. People with Disabilities and Digital Everyday Worlds // Handbuch Soziale Praktiken und Digitale Alltagswelten / Hrsg. H. Friese et al. - Wiesbaden : Springer VS, 2016. - S. 1-7. - DOI: 10.1007/978-3-658-08460-8_42-1.
12. Konnerup U. Inclusive Digital Technologies for People with Communication Disabilities // The Digital Turn in Higher Education / Hrsg. D. Kergel et al. - Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2018. - S. 193-208. - DOI: 10.1007/978-3-658-19925-8_14.
13. Arbuz A. V. Employment of persons with disabilities in the new industrialization (by the example Omsk region) // Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). - Atlantis Press, 2019. - P. 650-654. -
DOI: 10.2991/sicni-18.2019.131. - (Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 240).
14. Арбуз А. В. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы (на примере Омской области) // Омские научные чтения : материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. (Омск, 10-15 дек. 2018 г.) / [редкол.: Т.Ф. Ящук и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. - С. 886-888.
References
1. Sainsbury R. Labour Market Participation of Persons with Disabilities - How can Europe Close the Disability Employment Gap?, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities, Nomos publ., 2018, pp. 135-154. DOI: 10.5771/9783845291673-134.
2. Natsun L.N. Supported employment for people with disabilities: a review of international experience. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management, 2017, Vol. 16, no. 4, pp. 663-680. DOI: 10.15826/vestnik.2017.16.4.032. (in Russian).
3. Gontmakher E., Maleva T. Russia's Social Problems and Alternative Ways of Their Solving. Voprosy Ekonomiki, 2008, no. 2, pp. 61-72. DOI: 10.32609/0042-8736-2008-2-61-72. (in Russian).
4. Chuksina V.V., Komissarov N.N. Discrimination on the basis of disability in employment relations. Izvestiya of Irkutsk state economic academy, 2015, Vol. 25, no. 1, pp. 126-134. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(1).126-134. (in Russian).
5. Shima I., Zolyomi E., Zaidi A. The Labour Market Situation of People with Disabilities in EU25, Policy Brief 2.1/2008, Vienna, European Centre publ., 2008, 17 p., available at: http://pdc.ceu.hu/ archive/00004300/01/1201610451_25081.pdf.
6. Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities, Nomos publ., 2018, pp. 281-290. DOI: 10.5771/9783845291673-280.
7. Brown S.K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities for People with Disabilities, Washington, DC, AARP Research, December 2016. DOI: 10.26419/res.00141.001.
8. Abutalipova E. Some lines of activity for improvement professional training system of disabled persons in modern Russia. Living Standards and Quality of Life, 2009, no. 7, pp. 41-42. (in Russian).
9. Vinokurov M.A. The new economic reality and economic policy of modern Russia. Izvestiya of Irkutsk state economic academy, 2014, no. 1 (93), pp. 5-13. (in Russian).
10. Grover C., Piggott L. Themes in Disabled people, work and welfare, in: Grover C., Piggott L. (Eds.) Disabled People, Work and Welfare, Oxford University Press, 2015, pp. 277-284. DOI: 10.1332/policypress/9781447318323.003.0015.
11. Kent M. People with Disabilities and Digital Everyday Worlds, in: Friese H., Rebane G., Nolden M., Schreiter M. (Eds.) Handbuch Soziale Praktiken und Digitale Alltagswelten, Wiesbaden Springer publ., 2016, pp. 1-7. DOI: 10.1007/978-3-658-08460-8_42-1.
12. Konnerup U. Inclusive Digital Technologies for People with Communication Disabilities, in: Kergel D. et al. (Eds.) The Digital Turn in Higher Education, Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2018, pp. 193-208. DOI: 10.1007/978-3-658-19925-8_14.
13. Arbuz A.V. Employment of persons with disabilities in the new industrialization (by the example Omsk region), in: Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI2018), Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 240, Atlantis Press, 2019, pp. 650-654. DOI: 10.2991/sicni-18.2019.131.
14. Arbuz A.V. Employment of persons with disabilities: problems and prospects (on example of Omsk region), in: Yashchuk T.F. et al. (Eds.) Omsk scientific readings, materials of the all-Russian scientific-practical conference (Omsk, December 10-15, 2018), Omsk, Dostoevsky Omsk State University publ., 2018, pp. 886-888. (in Russian).
Сведения об авторе
Арбуз Анна Владимировна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления человеческими ресурсами
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected] РИНЦ AuthorlD: 310088
About the author
Anna V. Arbuz - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Human Resource Management Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 310088
Для цитирования
Арбуз А. В. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной социально-экономической среде: проблемы и предпосылки совершенствования // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 4. - С. 102-111. - DOI: 10.24147/1812-3988.2019.17(4).102-111.
For citations
Arbuz A.V. Employment of persons with disabilities in the modern socio-economic environment: problems and prerequisites for improvement. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 4, pp. 102-111. DOI: 10.24147/1812-3988.2019.17(4).102-111. (in Russian).