При использовании данной математической статистики для оценки влияния используемой нами рефлексивно-деятельностной технологии на формирование интенции, самоконтроля, рефлексии в экспериментальных группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 в целом по сравнению с контрольной группой мы объединили указанные экспериментальные группы в одну общую экспериментальную группу, сложив количество испытуемых в этих группах.
В соответствии с условиями применения критерия согласия х2 - Пирсона для числа степеней свободы V = С-1 = 3 при оценке критерия сформированное™ интенции, рефлексии, самоконтроля, а также с учетом уровня значимости а = 0,05 находим значение Ткркг, которое при V = 3 ТКрит = 7,815. В соответствии с результатами второго и третьего срезов, выполняется неравенство ТЭмп > ТКрит, т.е., в соответствии с правилом принятия решения, полученные результаты дают достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной. Эго означает, что с вероятностью более 95% можно утверждать то, что рефлексивно-деятельностная технология, направленная на формирование интенции, самоконтроля и рефлексии, является более эффективной в ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 по сравнению с технологией, используемой в контрольной группе.
ВЫВОДЫ
Эффективность подготовки специалиста в сфере физической культуры и спорта зависит от многих взаимосвязанных факторов, проявляющихся на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. Разработанная нами инновационная рефлексивно-деятельностная технология позволяет повысить уровень общей подготовки и стимулировать развитие таких индивидуально-психологических качеств личности, как интенция, рефлексия и самоконтроль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. -М. : Педагогика, 1989. - 190 с.
2. Железняк, Ю.Д. Подготовка специалиста по физической культуре и спорту в системе педагогического образования [Текст] /Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 47-53.
3. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели : анализ зарубеж-
ного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М. : Наука, 1997. - 223 с.
4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии [Текст] / К.Г. Селевко // Школьные технологии. - 1998. - № 2. - 156 с.
5. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
6. Чермит, К.Д. Высшее образование : реалии и перспективы / К.Д. Чермит ;
Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп : [б.и.], 2001. - 202 с.
ТРУДНОСТИ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
Иван Борисович Иванов, аспирант,
Ирина Геннадьевна Станиславская, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статьей представлены результаты анкетирования спортсменов, завершающих и уже завершивших спортивную карьеру. Установлено, что спортсмены тяжело переживают завершение своей карьеры. Основные психологические проблемы спортсменов заключаются в негативных
состояниях и необходимости профессионального самоопределения. Спортсмены испытывают острую потребность в психологической помощи, но редко обращаются за ней к специалистам. Наиболее востребованным со стороны спортсменов видом психологической помощи является индивидуальное психологическое консультирование.
Ключевые слова: спортивная карьера, психологические проблемы, психологическая помощь.
DIFFICULTY OF COMPLETING SPORTS CAREER
Ivan Borisovich Ivanov, post-graduate student,
Irina Gennadevna Stanislavskaya, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Abstract
Results of questioning athletes either completing or having already completed an athlete’s career are represented. It has been confirmed that athletes greatly suffer completion of their sports career.
Main psychological problems consist of negative condition and necessity of professional self-determination. Athletes feel keen need for psychological help, but seldom ask for it to experts. The most demanded form of psychological help is an individual consultation.
Keywords: sports career, psychological problems, psychological support.
Цель данного исследования состояла в изучении проблем, возникающих у спортсменов в процессе завершения спортивной карьеры, а также потребностей спортсменов в помощи в их решении. Научно достоверная информация позволит оказывать эффективную помощь спортсменам на этапе завершения спортивной карьеры. Мнение спортсменов об особенностях этапа «финиша» спортивной карьеры изучалось с помощью метода опроса.
В исследовании приняли участие 59 спортсменов, завершающих спортивную карьеру, и 54 - уже завершивших ее. Они отвечали на вопросы специально разработанной анкеты. Следует отметить, что в некоторых вопросах спортсмены могли выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма может превышать 100%.
На вопрос: «Считаете ли вы завершение спортивной карьеры жизненным кризисом?» ответы спортсменов распределились следующим образом:
Спортсмены: Да Нет Не знаю
Завершающие карьеру 75,2% 12,6% 12,2%
Завершившие карьеру 82,0% 4,5% 13,5%
Абсолютное большинство считает, что завершение спортивной карьеры является очень трудным для спортсмена в субъективном плане. Величина этих трудностей такова, что достигает характера кризиса. Эти ответы подтверждают существование особого «кризиса завершения спортивной карьеры».
Ответы спортсменов на вопрос: «Какие проблемы у вас возникают на этапе завершения карьеры?» (спортсмены могли выбирать несколько вариантов) распредели-лись следующим образом:____________________________________________________________
Проблемы: Завершающие карьеру Завершившие карьеру
Ощущение душевного дискомфорта 65,8% 70,2%
Возникают проблемы, чем себя занять 5,1% 35,7%
Трудности с профессиональным самоопределением 45,0% 40,1%
Необходимость получать образование 15,7% 16,4%
Необходимость найти работу 10,3% 45,8%
Сложности со здоровьем или физической формой 9,6% 6,4%
Трудности в нахождении новой компании - 15,4%
Проблемы с совмещением учебы и работы - 10,2%
Наиболее серьезными для всех спортсменов являются проблемы негативных эмоциональных состояний, которые они переживают в данный период, и необходи-
мость профессионального самоопределения.
На вопрос: «Хотели бы вы продолжить свою спортивную карьеру?» ответы спортсменов распределились следующим образом: ________________________________
Спортсмены: Да Нет Не знаю
Завершающие карьеру 75,4% 5,9% 18,7%
Завершившие карьеру 45,4% 15,7% 38,9%
Таким образом, большинство спортсменов не готовы к уходу из спорта, продолжают «цепляться» за свои надежды, строить напрасные планы, вызванные желанием «реванша». Спортсмены, завершившие свою спортивную карьеру, разделились во мнении почти пополам. Это показывает, что, даже уйдя из спорта, многие спортсмены продолжают жить им. Сформировавшаяся за многие годы спортивная направленность личности «тормозит» процесс ресоциализации бывших спортсменов. Эго является довольно существенной проблемой, требующей пристального внимания со стороны психологов.
О неготовности спортсменов к завершению спортивной карьеры говорит и тот факт, что большинство спортсменов, завершающих карьеру, еще не решили, чем они будут заниматься после (60,8%). Имеют четкое представление о сфере своей дальнейшей деятельности меньшинство - 20,1%. Остальные (19,9%) высказывают неопределенное мнение о своих жизненных перспективах, по сути, присоединяясь к большинству.
Из тех, кто имеет представление о своей дальнейшей профессии, можно выделить следующие варианты. Желание стать тренером изъявили 40,5% спортсменов. Заниматься бизнесом хотят 34,7%, стать менеджером - 42,2%, работать в сфере обслуживания - 15,3% (некоторые назвали несколько сфер деятельности). Более или менее конкретным в данном случае является лишь желание стать тренером. Все остальные профессии отражают типичные предпочтения молодежи на рынке профессий.
На вопрос: «Чем вы занимаетесь после окончания спортивной карьеры?» завершившие занятия спортом спортсмены ответили следующим образом: «учусь и работаю» - 43,4%; «учусь» - 30,2%; «работаю» - 20,8%; «ничем особенным» - 5,6%. Следовательно, большинство бывших спортсменов нашли себе сферу занятости. Однако степень ее соответствия внутренним потребностям и способностям может быть невысокой (например, многие бывшие спортсмены поступают в физкультурные вузы не потому, что хотят в дальнейшем работать тренерами, а потому, что эта среда для них является более знакомой, привычной).
Следующий блок вопросов отражает мнение спортсменов о необходимой помощи на этапе завершения спортивной карьеры.
На вопрос: «Как вы считаете, нужна ли спортсменам помощь при завершении спортивной карьеры?» были получены следующие варианты ответов: ______________
Спортсмены: Да Нет Не знаю
Завершающие карьеру 73,1% 10,5% 16,4%
Завершившие карьеру 85,2% 5,3% 9,5%
Итак, абсолютное большинство спортсменов полагает, что «финиширующим» спортсменам необходима помощь. Следует отметить, что уверенность в необходимости оказания спортсменам помощи после завершения занятий спортом по сравнению с предыдущим этапом («финиша» спортивной карьеры) еще более возросла.
В отношении видов помощи были получены следующие оценки (спортсмены могли выбирать несколько вариантов): ____________________________________________
Виды помощи: Завершающие карьеру Завершившие карьеру
Материальная 80,2% 85,6%
Психологическая 75,8% 85,8%
Юридическая 30,1% 36,2%
Медицинская 22,7% 25,0%
Таким образом, психологическая помощь занимает второе место по степени
востребованности со стороны спортсменов, находящихся на последнем этапе спортивной карьеры. У спортсменов, завершивших карьеру, потребность во всех видах помощи существенно возросла. Особенно усилилась (на 10%) потребность бывших спортсменов в психологической помощи.
Тем не менее, обращались за психологической помощью не так уж много спортсменов - всего 60,2%. В ходе бесед со спортсменами удалось установить, что основной причиной этого является «стеснение», непонимание нормальности таких проблем, отсутствие надежды на помощь. Спортсмены, уже завершившие карьеру, также зачастую обращались (74,1%) за психологической помощью. Обращает на себя внимание факт, что количество обращавшихся за помощью, по сравнению с предыдущим этапом, существенно возросло. Видимо, к этому их подтолкнуло столкновение с рядом жизненных проблем, возникающих после прекращения спортивной карьеры.
Из тех, кто обращался за психологической помощью, чаще всего упоминаются (респонденты могли выбирать несколько вариантов) следующие ее источники:__________
Источники психологической помощи: Завершающие карьеру Завершившие карьеру
Близкие 36,3% 45,2%
Спортсмены 22,5% 32,5%
Друзья 20,9% 33,1%
Тренер 18,7% 10,4%
Психолог 8,6% 8,2%
Таким образом, при возникновении психологических трудностей спортсмены как завершающие, так и завершившие спортивную карьеру чаще обращаются к близким и другим людям. С профессиональным психологом имели контакт меньшинство опрошенных. В ходе бесед со спортсменами удалось выяснить, что это является следствием низкой информированности спортсменов о возможности получения ими профессиональной психологической помощи, а также отсутствия психологов в большинстве спортивных клубов. В основном, спортсмены общались с преподавателями психологии в вузе. Следовательно, профессиональную психологическую помощь получило меньшинство спортсменов.
Но обратиться за помощью - еще не значит ее получить. На вопрос: «Была ли вам оказана психологическая помощь?» ответы спортсменов распределились следую-щим образом:_______________________________________________________________________
Варианты ответов: Завершающие карьеру Завершившие карьеру
«Да, некачественная» 7,2% 9,7%
«Да, качественная» 15,3% 17,3%
«Нет» 18,9% 25,0%
«Верно нечто среднее» 58,6% 52,0%
Таким образом, качество оказания психологической помощи, по мнению самих спортсменов, оставляет «желать лучшего». К сожалению, неизвестно, кто из перечисленных категорий тех, кто мог оказать психологическую помощь, оказался более или менее эффективен. Однако очевидно, что в целом степень эффективности психологической помощи довольно низка. Самым логичным обоснованием этого является низкий профессионализм тех, кто оказывал помощь, и низкий процент обращения за помощью к профессиональным психологам. Удовлетворенность оказанной бывшим спортсменам психологической помощью довольно низка, что объясняется тем, что большинство рекомендаций (судя по наиболее распространенным источникам ее оказания) носили сугубо житейский и поверхностный характер. Тем не менее, часть бывших спортсменов успокоило то, что их хотя бы выслушали, проявили внимание и сочувствие.
На вопрос: «Какого рода психологическую помощь вы хотели бы получить?» (спортсмены могли выбирать несколько вариантов ответов) было получено следующее распределение ответов:
Варианты ответов: Завершающие карьеру Завершившие карьеру
«В профессиональной ориентации» 85,7% 89,1%
«В коррекции переживаний» 59,6% 60,4%
«В постановке новых жизненных целей» 43,6% 40,8%
«В улучшении межличностных отношений» 13,5% 15,7%
«Повысить уверенность в себе» 8,8% 7,2%
«Изменить некоторые черты характера» 6,3% 5,4%
«Помощь в избавлении от зависимостей» 5,7% 5,9%
Итак, наиболее приоритетными направлениями оказания психологической помощи спортсменов, завершающих и завершивших карьеру, являются помощь в профессиональном самоопределении и избавлении от негативных эмоциональных состояний, а также постановке новых жизненных целей. Причем спортсмены заинтересованы в этих видах помощи и на этапе завершения спортивной карьеры, и после прекращения занятий спортом.
На вопрос о видах психологической помощи получено следующее распределение степени востребованности ее видов (спортсмены могли выбирать несколько вариантов);____________________________________________________________________________
Виды психологической помощи: Завершающие карьеру Завершившие карьеру
Индивидуальное консультирование 79,8%) 73,9%
Психологическое просвещение 65,4% 67,4%
Социально-психологический тренинг 33,8% 28,2%
Психотерапия 12,2% 11,5%
Таким образом, наиболее востребованными со стороны спортсменов оказались индивидуальное психологическое консультирование и психологическое просвещение, что нельзя игнорировать при организации психологического сопровождения спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры.
Таким образом, результаты изучения мнения спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру и уже завершивших ее, показали, что:
1) сами спортсмены воспринимают завершение спортивной карьеры как кризис в своей жизни;
2) острота проблем после завершения спортивной карьеры является даже более острой, чем на этапе ее «финиша»;
3) потребность спортсменов во всех видах помощи (особенно - психологической) является очень высокой;
4) большинство спортсменов обращаются за психологической помощью, но не к профессиональным психологам, чем и вызвана относительно низкая степень ее эффективности;
5) спортсмены наиболее заинтересованы в таких видах помощи, как индивидуальное консультирование и психологическое просвещение;
6) основные психологические проблемы, которые «финиширующие» и бывшие спортсмены хотели бы решить - это профессиональное самоопределение и избавление от дискомфортных эмоциональных переживаний, на что и должна быть направлена психологическая помощь.
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ В ПРЫЖКОВЫХ ВИДАХ МНОГОБОРЬЯ
Виктор Петрович Косихин, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
(УлГПУ)
Аннотация
Наиболее важная задача в управлении тренировочным процессом - необходимость разработки модельных характеристик различных сторон подготовленности спортсменов. Создание