ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОМОЩИ СПОРТСМЕНАМ, ЗАВЕРШАЮЩИМ И ЗАВЕРШИВШИМ СПОРТИВНУЮ
КАРЬЕРУ
Иван Борисович Иванов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена проблеме психологической адаптации спортсменов, завершающих и уже завершивших свою спортивную карьеру. Экспериментально обосновано, что завершение спортивной карьеры имеет характер психологического кризиса. Психологическое консультирование является эффективным средством коррекции негативных переживаний и характеристик адаптации спортсменов.
Ключевые слова: спортивная карьера, психические состояния, психологическое консультирование.
PSYCHOLOGICAL CONSULTATION AS MEANS OF THE HELP TO THE SPORTSMEN WHO FINISHING AND HAVE FINISHED SPORTS CAREER
Ivan Borisovich Ivanov, the post-graduate student,
Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg
Abstract
Clause is devoted to a problem of psychological adaptation of the sportsmen who finishing and have already finished the sports career. It is experimentally proved, that end of sports career has character of psychological crisis. Psychological consultation is effective means of correction of negative mental conditions and characteristics of adaptation of sportsmen.
Keywords: sports career, mental conditions, psychological consultation.
Цель исследования заключалась в изучении психических состояний спортсменов, завершающих и завершивших свою спортивную карьеру, а также возможностей их коррекции с помощью психологического консультирования.
Предполагалось, что психические состояния спортсменов на этапе ухода из спорта являются достаточно негативными, а также что психологическое консультирование является эффективным средством их коррекции.
В констатирующем исследовании, посвященном изучению психических состояний, приняли участие две группы испытуемых:
- спортсмены, завершающие спортивную карьеру, 59 человек;
- бывшие спортсмены, завершившие спортивную карьеру, 54 человека не позднее года с момента ухода из спорта.
Для получения экспериментальных данных использовались стандартизированные методики психодиагностики психических состояний, а также анкетирование спортсменов. Использовались методики: «Реактивная тревожность» Ч.Д. Спилбергера, «Субъективное ощущение одиночества» Д. Рассела - М. Фергюсона, «Шкала депрессии», «Экспресс-диагностика невроза» К. Хека - Х. Хеса, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, «Опросник агрессивности» А. Баса - А. Дарки, «Шкала астенического состояния» Л.Д. Малковой в адаптации Т.Г. Чертовой [2].
На основе анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.
Результаты анкетирования спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру и уже завершивших ее, показали, что сами спортсмены воспринимают завершение спортивной карьеры как кризис в своей жизни. Острота психологических проблем после завершения спортивной карьеры является даже более острой, чем на этапе ее «финиша».
Опрос показал, что основные психологические проблемами, которые «финиширующие» и бывшие спортсмены хотели бы решить - это профессиональное самоопре-
деление и избавление от дискомфортных эмоциональных состояний, на что и должна быть направлена психологическая помощь.
Таблица 1
Психические состояния спортсменов, завершающих и завершивших спортивную _____________________________________карьеру______________________________________
Психические состояния: Завершающие Завершившие Различия 03 ^ М К «о
Х V Х V t р
Астения 74,7 27,5 92,4 22,8 3,6 0,01 30-50
Депрессия 54,7 25,0 61,5 22,6 2,1 0,05 20-40
Тревожность 42,0 32,5 50,7 34,9 1,9 0,05 20-30
Невротизация 22,1 27,4 28,0 17,8 2,2 0,05 0-24
Фрустрация 15,9 16,4 17,9 10,1 2,0 0,05 0-7
Одиночество 15,6 18,7 25,8 25,1 2,7 0,01 0-20
Агрессия 13,7 20,1 13,6 25,7 1,0 - 0-7
Раздражение 8,8 22,8 9,0 17,5 1,1 - 0-5
Подозрительность 7,5 17,9 6,2 15,4 1,5 - 0-5
Чувство обиды 6,2 24,1 7,8 16,4 1,3 - 0-4
Чувство вины 6,1 15,3 4,5 16,5 1,6 - 0-4
Негативизм 3,1 14,0 2,5 19,6 1,6 - 0-2,5
Пояснение: нормой считается низкий уровень выраженности психического состояния
Анализ таблицы 1 показывает, что состояние спортсменов, завершающих и завершивших свою спортивную карьеру, характеризуется сильным негативным фоном. Это свидетельствует о нарушении внутреннего баланса, дестабилизации психики.
Это вполне объяснимо, ведь спортсменам, оказавшимся на «финише» спортивной карьеры нужно приспособиться к мысли об уходе из спорта, а спортсменам, завершившим свою спортивную карьеру, нужно адаптироваться к новым объективным условиям жизни после спорта, столкнуться с реальными, а не вымышленными, трудностями.
Очевидно, что психические состояния спортсменов подвержены определенной динамике в связи с уходом из спорта. У бывших спортсменов по сравнению с «финиширующими», выше тревожность, переживание одиночества, депрессии, невротиза-ции, фрустрации, чувство обиды, астении. В то же время, у них несколько слабее негативизм, подозрительности и чувство вины. Относительно неизменным остается уровень агрессии и раздражения.
Следовательно, спортсмены, завершившие спортивную карьеру, нуждаются в психологической помощи даже больше, чем спортсмены, завершающие ее.
На этапе формирующего эксперимента в исследовании приняли участие следующие группы испытуемых:
1. Спортсмены, завершающие спортивную карьеру:
- экспериментальная группа (п = 25), члены которой принимали участие в психологическом консультировании,
- контрольная группа (п = 29).
Эти две группы изначально не отличались друг от друга в плане выраженности показателей переживаний и социально-психологической адаптации. Не было зафиксировано и различий этих групп с общей выборкой спортсменов, завершающих спортивную карьеру.
2. Спортсмены, завершившие спортивную карьеру:
- экспериментальная группа (п = 23);
- контрольная группа (п = 28).
Психологическое консультирование осуществлялось согласно базовым принципам данного приема психологического воздействия [1,3,4]. Основные направления деятельности психолога - это помощь в коррекции негативных психических состояний спортсменов (а также обучение их навыкам саморегуляции) и профконсультирование
(помощь в профессиональном самоопределении).
Таблица 2
Влияние психологического консультирования на переживания спортсменов, _______________________завершающих спортивную карьеру_____________________________
Психические состояния До экспер. После экспер. Различия
Х V Х V t р
Астения 76,8 27,0 65,3 22,7 1,8 -
Депрессия 54,4 26,7 47,2 27,2 1,2 -
Тревожность 42,3 31,8 32,9 20,4 2,31 0,05
Невротизация 22,9 26,5 14,3 22,7 2,6 0,01
Фрустрация 15,6 16,7 12,2 20,1 2,03 0,05
Одиночество 15,0 18,2 15,6 21,5 1,0 -
Агрессия 13,3 20,0 12,8 18,4 1,1 -
Раздражение 9,0 23,0 8,1 20,4 1,1 -
Подозрительность 7,1 18,4 6,8 20,5 1,1 -
Чувство обиды 6,8 24,2 5,9 23,2 1,3 -
Чувство вины 5,8 15,9 4,2 17,4 2,1 0,05
Негативизм 3,3 17,5 3,1 26,1 1,2 -
Были получены некоторые достоверные различия выраженности психических состояний спортсменов до и после эксперимента по апробации эффективности психологического консультирования в коррекции неблагоприятных переживаний, связанных с завершением спортивной карьеры. У спортсменов, принявших участие в психологическом консультировании, снизился уровень невротизации, тревожности, фрустрации и чувства вины. Позитивные изменения в уровне выраженности других состояний (таких, как депрессия, раздражение, чувство обиды и астения) также произошли, но достоверных различий обнаружено не было.
За период эксперимента по апробации психологического консультирования как метода воздействия на психические состояния спортсменов у членов контрольной группы существенных изменений в уровне выраженности различных состояний не произошло. Все это свидетельствует о том, что изменения в состояниях спортсменов экспериментальной группы целиком и полностью связаны с психологическим консультированием, а не с действием каких-либо других факторов.
Таблица 3
Влияние психологического консультирования на переживания спортсменов,
завершивших спортивную карьеру
Психические состояния До экспер. После экспер. Различия
Х V Х V t р
Астения 93,4 23,0 71,7 25,2 2,34 0,001
Депрессия 61,0 22,8 55,4 20,2 2,15 0,05
Тревожность 51,0 34,6 33,7 23,5 2,61 0,01
Невротизация 28,4 19,1 22,5 23,0 2,28 0,05
Одиночество 25,5 25,7 18,6 22,7 2,71 0,01
Фрустрация 18,0 12,6 13,2 15,8 2,19 0,05
Агрессия 13,5 25,5 13,7 21,0 0,9 -
Раздражение 9,1 17,8 8,5 15,4 1,1 -
Чувство обиды 7,7 16,8 4,6 18,8 2,31 0,05
Подозрительность 6,3 15,7 5,8 17,9 1,2 -
Чувство вины 4,5 17,4 4,3 19,1 1,0 -
Негативизм 2,4 20,1 2,3 18,9 1,0 -
Обнаружено несколько достоверных различий в уровне выраженности психических состояний бывших спортсменов до и после психологического консультирования. Установлено, что у них значительно снизилась астения, тревожность, чувство одино-
чества, депрессии, невротизации, фрустрации и чувство обиды.
Сравнительный анализ степени эффективности психологического консультирования в коррекции неблагоприятных психических состояний спортсменов, завершающих и завершивших свою спортивную карьеру показывает, что наибольшая помощь была оказана спортсменам в наиболее трудный для них период адаптации к жизни после спорта. Таким образом, психологическое консультирование оказалось достаточно эффективным с точки зрения коррекции негативных психических состояний спортсменов, возникших у них в процессе и после завершения спортивной карьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М. : Просвещение, 1993. - 250 с.
2. Основы психологии : практикум / под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 576 с.
3. George, R.L. Counseling : Theory and Practice / R.L. George, T.S. Cristiani. - 3rd Ed., Englewood Cliffs. - N. J. : Prentice-Hall, 1990. - 368 p.
4. Morsund, J. The Process of Counseling and Therapy / J. Morsund. - Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1985. - 425 с.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юлия Александровна Ковалева, инструктор ЛФК, Санкт-Петербургский Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями
Аннотация
В работе показана возможность использования средств адаптивной физической культуры в реабилитации детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Комплексный подход направлен на реабилитацию детей с церебральным параличом в условиях городского центра восстановительного лечения детей.
Ключевые слова: двигательное развитие, детский церебральный паралич, младший школьный возраст, адаптивная физическая культура.
IMPELLENT DEVELOPMENT IN CHILDREN'S YOUNGER SCHOOL AGE WITH A CEREBRAL PARALYSIS OF MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING
Ulia Aleksandrovna Kovaleva, the instructor of Medical physical training,
The St.-Petersburg City center of regenerative treatment of children with psychoneurological
infringements
Abstract
In work possibility of use of means of adaptive physical training in rehabilitation of children of younger school age with a cerebral paralysis is shown. The complex approach is directed on rehabilitation of children with a cerebral paralysis in the conditions of the city centre of regenerative treatment of children.
Keywords: impellent development, a children's cerebral paralysis, younger school age, adaptive physical training.
Для детей дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича и различной степенью тяжести двигательных нарушений необходим индивидуальный подход, который осуществляется с учетом особенностей, присущих конкретному ребенку. Индивидуализация педагогического процесса состоит в том, чтобы создать максимальные условия для его двигательного развития, исходя из способностей и возможностей каждого ребенка, с онтогенетическим подходом к двигательному разви-