УДК 355.23
Юрцев Игорь Валентинович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье освещается содержание взаимодействия курсанта в военном вузе и наиболее типичные трудности, возникающие в нем, предлагается классификация трудностей.
Ключевые слова: взаимодействие, трудность, курсант, военный вуз.
В процессе обучения в военном вузе курсант вступает в разнообразное по характеру, содержанию, ролевым позициям, целевой ориентированности взаимодействие.
Основными партнерами курсанта по взаимодействию на разных этапах обучения становятся: курсанты; командиры различного уровня; кураторы из числа преподавателей; представители образовательных учреждений, в которыми курсанты сотрудничают единовременно или на постоянной основе; ветераны; офицеры и прапорщики отделений (пограничных застав), в которых курсанты проходят практики разных видов и другие.
Взаимодействие курсанта с каждой из названных групп наполняется различным содержанием и, следовательно, влечет за собой трудности разного характера. Особо необходимо отметить, что весь опыт взаимодействия, приобретаемый курсантами в военном вузе, становится основой формирования устойчивой модели взаимодействия с представителями внешних организаций. Поэтому задача педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с социальными организациями должна решаться задолго до первых ситуаций такого взаимодействия.
Однокурсники - это ближайшее окружение курсанта с первых дней его пребывания в военном вузе и до момента выпуска. Содержание взаимодействия между курсантами - однокурсниками составляют следующие сферы: совместная учебная деятельность (работа в аудиториях и самоподготовка); совместная внеаудиторная деятельность (творческая, спортивная и др.); совместная деятельность по самообслуживанию и организации быта; фатическое общение; совместный досуг (посещение учреждений культурно-досуговой сферы) и другое.
Основными внешними факторами, влияющими на развитие трудностей во взаимодействии
у курсантов, являются относительная ограниченность пространства жизнедеятельности; высокая интенсивность и преимущественно формализованный характер их социального взаимодействия; монотония теоретической учебной деятельности с переходом ее в длительный эмоциональный стресс в периоды экзаменационных сессий; приверженность руководителей к административнокомандному стилю взаимоотношений.
К основным внутренним факторам относятся: личные антипатии, психологическая несовместимость с отдельными членами коллектива; низкая культура общения и взаимоотношений; фрустрация потребности к неформальному общению; психологические особенности юношеского возраста (борьба за престиж, влияние в коллективе; маскулинность поведения).
Взаимодействие между курсантами младших и старших курсов приобретает другой характер. Его особенностью является статусная гетерогенность. Взаимодействие между «поколениями» курсантов в этот период наиболее интенсивное, в нем задаются образцы взаимопомощи, заботы старшего о младшем, взаимодействия в коллективе будущих офицеров, начиная с простых поведенческих элементов (например, приветствия, обращения к товарищу) и заканчивая довольно сложными видами совместной деятельности.
Взаимодействие старшекурсников с курсантами младших курсов носит помогающий характер, его содержанием является организация внеаудиторных воспитательных мероприятий, совместное посещение культурно-досуговых мероприятий и учреждений, участие в самоподготовке, консультирование, беседы, индивидуальная и групповая диагностика.
Это взаимодействие обогащает обе стороны. Старшекурсник получает опыт руководства, основанного более на личностных качествах и авторитете, нежели на формальной системе подчинения. Первокурсник может персонифицировать
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Юрцев И.В., 2011
собственные перспективы в пространстве военного вуза, получить эмоциональную опору, информационную поддержку на начальном этапе обучения.
Наиболее распространенными трудностями во взаимодействии этого рода являются: неприятие курсантом первого курса более высокого статуса старшекурсника, отрицание его полномочий; несоблюдение норм и правил поведения, принятых в среде военного вуза, при взаимодействии со старшекурсником (излишне фамильярное взаимодействие, взаимодействие на основе моделей «уличного» общения); прямое невыполнение требований и указаний старшекурсника.
Особый характер взаимодействия возникает между курсантами и преподавателями военного вуза. Это взаимодействие перестает быть дистанцированным и формальным, когда преподаватель актуализирует воспитывающую функцию учебного процесса, реализует личностный подход к курсанту. В этом случае взаимодействие на учебных занятиях становится эмоциональным и личностно-окрашенным.
Взаимодействие между курсантом и преподавателем характеризуется высокой степенью информационной насыщенности и определенностью предметности (изучение учебной дисциплины); сочетанием в роли преподавателя информационной, методической и контролирующей функций; выраженными различиями в роли и статусе участников и при этом возможностью нивелировать эту разницу, став полноправными участниками учебно-исследовательской деятельности.
В процессе взаимодействия курсанта с преподавателем в большинстве случаев возникают трудности мотивационного и операционального типа. Мотивационные трудности связаны с нежеланием курсанта заниматься учебной деятельностью или доминированием мотивации внешнего контроля над познавательными интересами. Операциональные трудности приобретают технологический характер и выражаются в неспособности выполнить на нужном уровне требования преподавателя.
Неуспешность в учебной деятельности и неспособность выполнить требования порождает эмоциональное неприятие преподавателя, который их выдвигает. Таким образом, трудности во взаимодействии возникают на почве неподтвержденных ожиданий преподавателя, который полагает, что задачи, которые он ставит перед кур-
сантом должны быть выполнены, а также мотивационных и операциональных затруднений вза-имоотягощающих друг друга, которые испытывает курсант.
Среди офицеров, входящих в состав факультета и непосредственно взаимодействующих с курсантом, могут быть названы начальник факультета, заместители начальника факультета по учебной и воспитательной работе, начальник курса, заместители начальника курса. Их функционал и характер взаимодействия с курсантами отличаются друг от друга. Основная тенденция состоит в том, что чем меньшим подразделением руководит офицер, тем более индивидуальными становятся формы и методы его работы.
Во взаимодействии с офицерами, организующими работу на факультетах и в учебных группах, курсант в наиболее «чистом» виде получает образец и опыт взаимоотношений военного типа. Здесь налицо выраженная должностная иерархия, присутствуют ритуализированные формы поведения, реализуется принцип единоначалия, взаимоотношения подчиняются строгим нормам. Но при этом командир может стать близким и референтным человеком для курсанта, довольно часто такие эмоционально-окрашенные, личностные взаимоотношения носят патерналистский характер. В этом проявляется своеобразный феномен слияния военной и социальной моделей поведения.
Основные трудности, возникающие при взаимодействии курсанта и офицера:
- мотивационные - могут быть более или менее выражены - от нежелания учиться в военному вузе, восприятия ситуации пребывания в нем как вынужденной, неотвечающей потребностям и интересам курсанта, стремления покинуть военный вуз и до недостаточной мотивации в какой-то конкретной ситуации;
- операциональные - неадекватное восприятие приказов и распоряжений командира; трудности с принятием роли и статуса командира (их отвержение по каким-либо причинам); неспособность точно, в сроки и корректно выполнить поручения командира (в связи с недостаточностью умений, возможностей самоорганизации и другим); ориентированность только на внешний контроль.
Эффективное взаимодействие курсанта с внешними социальными институтами должно быть подготовлено опытом преодоления трудностей во взаимодействии в пространстве военного вуза.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
71
Основными партнерами по взаимодействию в военном вузе являются курсанты однокурсники и старшекурсники, преподаватели и офицеры-командиры. Объединяя трудности, которые испытывает курсант во взаимодействии с ними, мы условно выделили несколько групп:
- мотивационные - нежелание взаимодействовать с однокурсниками, порожденное чрезмерной интенсивностью и вынужденностью общения; нежелание курсанта заниматься учебной деятельностью или доминированием мотивации внешнего контроля над познавательными интересами; нежелание выполнять требования быта, основанного на имитации военного уклада жизни или преобладание мотивации избегания наказания (поверхностное выполнение требований);
- операциональные:
- социально-перцептивные - искаженное восприятие ситуации при взаимодействии с одно-
курсниками, старшекурсниками, командирами, которое заключается в переносе стереотипной социальной модели поведения на условия военного вуза;
- социально-ролевые - неприятие курсантом собственной новой роли; неприятие курсантом первого курса более высокого статуса старшекурсника, отрицание его полномочий; неприятие или непонимание особенностей роли офицера в военной системе организации взаимоотношений, перенос на эту роль сложившихся ранее в гражданской среде представлений;
- интерактивные - несоблюдение норм и правил поведения, принятых в среде военного вуза; прямое невыполнение требований и указаний старших;
- технологические - недостаточно развитые умения учебной деятельности, умения самообслуживания, эффективного общения.
УДК 159.9:355
Плаксин Алексей Алексеевич
Институт повышения квалификации работников ФСИН России, г. Санкт-Петербург
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье сформулировано понятие адаптивного правового поведения в экстремальных ситуациях, а также предлагается разработанная модель формирования адаптивного правового поведения в экстремальных ситуациях, которая является компонентом профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: адаптивное правовое поведение, модель формирования адаптивного правового поведения, процесс обучения, профессиональная подготовка, экстремальные ситуации.
Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск МВД на фоне содержания профессиональной деятельности других специалистов всегда отличалась экстремальностью условий и ситуаций осуществления. Именно на их плечи в основном возложено решение таких задач, как охрана наиболее важных стратегических государственных объектов, борьба с международным терроризмом и сепаратизмом внутри страны, обеспечение законности и правопорядка во время проведения различных массовых мероприятий, акций протеста. Внутренние войска все чаще привлекаются к обеспечению безопасности работы МЧС в зонах ликвидации последствий природного и техногенного характера. Поэтому подготовка будущих офи-
церов внутренних войск к действиям в экстремальных условиях (ситуациях) всегда была и остается актуальной задачей военных учебных заведений МВД.
В то же время, как показывает практика, данной работе в ходе профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск в военных вузах МВД не всегда уделяется должное внимание. Эта работа, как правило, имплицитно, в виде сквозной линии присутствует в профессиональной подготовке, а специально организованного, целенаправленного, акцентированного обучения способам адаптивного правового проведения в экстремальных ситуациях не осуществляется. Одной из причин такого положения дел является недостаточная разработанность педагогического
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Плаксин А.А., 2011