Научная статья на тему 'Трудности взаимодействия курсантов в процессе обучения в военном вузе'

Трудности взаимодействия курсантов в процессе обучения в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРУДНОСТЬ / КУРСАНТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / INTERACTION / COMPLICATION / MILITARY STUDENT / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрцев Игорь Валентинович

В статье освещается содержание взаимодействия курсанта в военном вузе и наиболее типичные трудности, возникающие в нем, предлагается классификация трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complications of military students interaction in the process of attending military school

The maintenance of military students interaction at the military university and the most typical complications arising in it are presented in the article, classification of difficulties is offered.

Текст научной работы на тему «Трудности взаимодействия курсантов в процессе обучения в военном вузе»

УДК 355.23

Юрцев Игорь Валентинович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье освещается содержание взаимодействия курсанта в военном вузе и наиболее типичные трудности, возникающие в нем, предлагается классификация трудностей.

Ключевые слова: взаимодействие, трудность, курсант, военный вуз.

В процессе обучения в военном вузе курсант вступает в разнообразное по характеру, содержанию, ролевым позициям, целевой ориентированности взаимодействие.

Основными партнерами курсанта по взаимодействию на разных этапах обучения становятся: курсанты; командиры различного уровня; кураторы из числа преподавателей; представители образовательных учреждений, в которыми курсанты сотрудничают единовременно или на постоянной основе; ветераны; офицеры и прапорщики отделений (пограничных застав), в которых курсанты проходят практики разных видов и другие.

Взаимодействие курсанта с каждой из названных групп наполняется различным содержанием и, следовательно, влечет за собой трудности разного характера. Особо необходимо отметить, что весь опыт взаимодействия, приобретаемый курсантами в военном вузе, становится основой формирования устойчивой модели взаимодействия с представителями внешних организаций. Поэтому задача педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с социальными организациями должна решаться задолго до первых ситуаций такого взаимодействия.

Однокурсники - это ближайшее окружение курсанта с первых дней его пребывания в военном вузе и до момента выпуска. Содержание взаимодействия между курсантами - однокурсниками составляют следующие сферы: совместная учебная деятельность (работа в аудиториях и самоподготовка); совместная внеаудиторная деятельность (творческая, спортивная и др.); совместная деятельность по самообслуживанию и организации быта; фатическое общение; совместный досуг (посещение учреждений культурно-досуговой сферы) и другое.

Основными внешними факторами, влияющими на развитие трудностей во взаимодействии

у курсантов, являются относительная ограниченность пространства жизнедеятельности; высокая интенсивность и преимущественно формализованный характер их социального взаимодействия; монотония теоретической учебной деятельности с переходом ее в длительный эмоциональный стресс в периоды экзаменационных сессий; приверженность руководителей к административнокомандному стилю взаимоотношений.

К основным внутренним факторам относятся: личные антипатии, психологическая несовместимость с отдельными членами коллектива; низкая культура общения и взаимоотношений; фрустрация потребности к неформальному общению; психологические особенности юношеского возраста (борьба за престиж, влияние в коллективе; маскулинность поведения).

Взаимодействие между курсантами младших и старших курсов приобретает другой характер. Его особенностью является статусная гетерогенность. Взаимодействие между «поколениями» курсантов в этот период наиболее интенсивное, в нем задаются образцы взаимопомощи, заботы старшего о младшем, взаимодействия в коллективе будущих офицеров, начиная с простых поведенческих элементов (например, приветствия, обращения к товарищу) и заканчивая довольно сложными видами совместной деятельности.

Взаимодействие старшекурсников с курсантами младших курсов носит помогающий характер, его содержанием является организация внеаудиторных воспитательных мероприятий, совместное посещение культурно-досуговых мероприятий и учреждений, участие в самоподготовке, консультирование, беседы, индивидуальная и групповая диагностика.

Это взаимодействие обогащает обе стороны. Старшекурсник получает опыт руководства, основанного более на личностных качествах и авторитете, нежели на формальной системе подчинения. Первокурсник может персонифицировать

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Юрцев И.В., 2011

собственные перспективы в пространстве военного вуза, получить эмоциональную опору, информационную поддержку на начальном этапе обучения.

Наиболее распространенными трудностями во взаимодействии этого рода являются: неприятие курсантом первого курса более высокого статуса старшекурсника, отрицание его полномочий; несоблюдение норм и правил поведения, принятых в среде военного вуза, при взаимодействии со старшекурсником (излишне фамильярное взаимодействие, взаимодействие на основе моделей «уличного» общения); прямое невыполнение требований и указаний старшекурсника.

Особый характер взаимодействия возникает между курсантами и преподавателями военного вуза. Это взаимодействие перестает быть дистанцированным и формальным, когда преподаватель актуализирует воспитывающую функцию учебного процесса, реализует личностный подход к курсанту. В этом случае взаимодействие на учебных занятиях становится эмоциональным и личностно-окрашенным.

Взаимодействие между курсантом и преподавателем характеризуется высокой степенью информационной насыщенности и определенностью предметности (изучение учебной дисциплины); сочетанием в роли преподавателя информационной, методической и контролирующей функций; выраженными различиями в роли и статусе участников и при этом возможностью нивелировать эту разницу, став полноправными участниками учебно-исследовательской деятельности.

В процессе взаимодействия курсанта с преподавателем в большинстве случаев возникают трудности мотивационного и операционального типа. Мотивационные трудности связаны с нежеланием курсанта заниматься учебной деятельностью или доминированием мотивации внешнего контроля над познавательными интересами. Операциональные трудности приобретают технологический характер и выражаются в неспособности выполнить на нужном уровне требования преподавателя.

Неуспешность в учебной деятельности и неспособность выполнить требования порождает эмоциональное неприятие преподавателя, который их выдвигает. Таким образом, трудности во взаимодействии возникают на почве неподтвержденных ожиданий преподавателя, который полагает, что задачи, которые он ставит перед кур-

сантом должны быть выполнены, а также мотивационных и операциональных затруднений вза-имоотягощающих друг друга, которые испытывает курсант.

Среди офицеров, входящих в состав факультета и непосредственно взаимодействующих с курсантом, могут быть названы начальник факультета, заместители начальника факультета по учебной и воспитательной работе, начальник курса, заместители начальника курса. Их функционал и характер взаимодействия с курсантами отличаются друг от друга. Основная тенденция состоит в том, что чем меньшим подразделением руководит офицер, тем более индивидуальными становятся формы и методы его работы.

Во взаимодействии с офицерами, организующими работу на факультетах и в учебных группах, курсант в наиболее «чистом» виде получает образец и опыт взаимоотношений военного типа. Здесь налицо выраженная должностная иерархия, присутствуют ритуализированные формы поведения, реализуется принцип единоначалия, взаимоотношения подчиняются строгим нормам. Но при этом командир может стать близким и референтным человеком для курсанта, довольно часто такие эмоционально-окрашенные, личностные взаимоотношения носят патерналистский характер. В этом проявляется своеобразный феномен слияния военной и социальной моделей поведения.

Основные трудности, возникающие при взаимодействии курсанта и офицера:

- мотивационные - могут быть более или менее выражены - от нежелания учиться в военному вузе, восприятия ситуации пребывания в нем как вынужденной, неотвечающей потребностям и интересам курсанта, стремления покинуть военный вуз и до недостаточной мотивации в какой-то конкретной ситуации;

- операциональные - неадекватное восприятие приказов и распоряжений командира; трудности с принятием роли и статуса командира (их отвержение по каким-либо причинам); неспособность точно, в сроки и корректно выполнить поручения командира (в связи с недостаточностью умений, возможностей самоорганизации и другим); ориентированность только на внешний контроль.

Эффективное взаимодействие курсанта с внешними социальными институтами должно быть подготовлено опытом преодоления трудностей во взаимодействии в пространстве военного вуза.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

71

Основными партнерами по взаимодействию в военном вузе являются курсанты однокурсники и старшекурсники, преподаватели и офицеры-командиры. Объединяя трудности, которые испытывает курсант во взаимодействии с ними, мы условно выделили несколько групп:

- мотивационные - нежелание взаимодействовать с однокурсниками, порожденное чрезмерной интенсивностью и вынужденностью общения; нежелание курсанта заниматься учебной деятельностью или доминированием мотивации внешнего контроля над познавательными интересами; нежелание выполнять требования быта, основанного на имитации военного уклада жизни или преобладание мотивации избегания наказания (поверхностное выполнение требований);

- операциональные:

- социально-перцептивные - искаженное восприятие ситуации при взаимодействии с одно-

курсниками, старшекурсниками, командирами, которое заключается в переносе стереотипной социальной модели поведения на условия военного вуза;

- социально-ролевые - неприятие курсантом собственной новой роли; неприятие курсантом первого курса более высокого статуса старшекурсника, отрицание его полномочий; неприятие или непонимание особенностей роли офицера в военной системе организации взаимоотношений, перенос на эту роль сложившихся ранее в гражданской среде представлений;

- интерактивные - несоблюдение норм и правил поведения, принятых в среде военного вуза; прямое невыполнение требований и указаний старших;

- технологические - недостаточно развитые умения учебной деятельности, умения самообслуживания, эффективного общения.

УДК 159.9:355

Плаксин Алексей Алексеевич

Институт повышения квалификации работников ФСИН России, г. Санкт-Петербург

[email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье сформулировано понятие адаптивного правового поведения в экстремальных ситуациях, а также предлагается разработанная модель формирования адаптивного правового поведения в экстремальных ситуациях, которая является компонентом профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: адаптивное правовое поведение, модель формирования адаптивного правового поведения, процесс обучения, профессиональная подготовка, экстремальные ситуации.

Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск МВД на фоне содержания профессиональной деятельности других специалистов всегда отличалась экстремальностью условий и ситуаций осуществления. Именно на их плечи в основном возложено решение таких задач, как охрана наиболее важных стратегических государственных объектов, борьба с международным терроризмом и сепаратизмом внутри страны, обеспечение законности и правопорядка во время проведения различных массовых мероприятий, акций протеста. Внутренние войска все чаще привлекаются к обеспечению безопасности работы МЧС в зонах ликвидации последствий природного и техногенного характера. Поэтому подготовка будущих офи-

церов внутренних войск к действиям в экстремальных условиях (ситуациях) всегда была и остается актуальной задачей военных учебных заведений МВД.

В то же время, как показывает практика, данной работе в ходе профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск в военных вузах МВД не всегда уделяется должное внимание. Эта работа, как правило, имплицитно, в виде сквозной линии присутствует в профессиональной подготовке, а специально организованного, целенаправленного, акцентированного обучения способам адаптивного правового проведения в экстремальных ситуациях не осуществляется. Одной из причин такого положения дел является недостаточная разработанность педагогического

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Плаксин А.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.