Научная статья на тему 'Труд над познанием города (Юношеский Университет Петербурга - путь длиною в 20 лет) (1992-2012 гг. )'

Труд над познанием города (Юношеский Университет Петербурга - путь длиною в 20 лет) (1992-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ПРОГРАММА / ИСТОРИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / UNIVERSITY / PROGRAM / HISTORY / ACTIVITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксельрод Владимир Ильич

В статье рассматривается вопрос об истории создания Юношеского Университета Петербурга, о результатах его деятельности. Показаны также особенности образовательной программы Университета, какие возможности ее реализация дает участникам. Автор рассматривает различные виды деятельности Университета.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the question on history of creation of Youthful University of Petersburg, on results of its activity is considered. Features of educational program of the university are shown also, its realization gives what possibilities to participants. The author considers various activities of University.

Текст научной работы на тему «Труд над познанием города (Юношеский Университет Петербурга - путь длиною в 20 лет) (1992-2012 гг. )»

68. Остапец А. А. Концептуальные положения программы «Школа - окружающий мир» / Семен. орган. тур.-краевед. деятельности с восп. д/с учащимися нач. кл. и мл. подрост. 3-5 кл. : сб. выступ. 12-16 фев. 1996 г. М.: Центр дет.-юн. тур., 1996. С. 104.

69. Там же. С. 13-14, 103.

70. О концепции краеведческого образования в Петерб. школах. Мэрия СПб, Комитет по образ. пик. № 1137-уд. От 15.09.95.

71. Колесникова И. А., Нагавкина Л. А., Барышников Е. Н. СПб концепция. Программа и словарь пед. понятий по проблеме воспитания / Комитет Мэрии СПб., 1994.

72. Волков С. А., Ищук Г. Н. Концепция школы лаборатории // Вестник БА. 1996. Вып. 8. С. 58-63.

73. Рыкованов В. А. Ищук Г. Н. Концепция правового образования с учетом экологического и краеведческого факторов // Там же. Вып. 15. 1998. С. 59-61.

74. Аксельрод В. И. Моделирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования (на примере СПб): дис. ... канд. пед. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1998. С. 184.

75. Барышников Е. Н. Умрихина Т. И. Эйюби С. К. Элиасберг Н. И. Методические рекомендации к курсу «Социальная практика» для 5-7 (8) классов общеобразовательных школ / под ред. Н. И. Элиасберг. СПб.: СПбГУПМ, 1996. С. 3.

76. В помощь преподавателю курса «Социальная практика». Планирование, опыт преподавания / сост. и ред. Н. И. Элиасберг. СПб., 1996. С. 22.

В. И. Аксельрод,

г. Санкт-Петербург

ТРУД НАД ПОЗНАНИЕМ ГОРОДА

(Юношеский Университет Петербурга - путь длиною в 20 лет)

(1992-2012 гг.)

В статье рассматривается вопрос об истории создания Юношеского Университета Петербурга, о результатах его деятельности. Показаны также особенности образовательной программы Университета, какие возможности ее реализация дает участникам. Автор рассматривает различные виды деятельности Университета.

In article the question on history of creation of Youthful University of Petersburg, on results of its activity is considered. Features of educational program of the university are shown also, its realization gives what possibilities to participants. The author considers various activities of University.

Ключевые слова: Университет, программа, история, деятельность, образовательная среда.

Keywords: university, the program, history, activity, the educational environment.

13 октября 2012 г. в парадных залах Аничкова дворца собрались выпускники, педагоги, нынешние слушатели Юношеского Университета Петербурга и их родители на праздник 20-летия ЮУПа, как любовно называют его ребята. Один за другим на сцену концертного зала поднимались выпускники разных лет, чтобы сказать, какую роль в их жизни, в выборе профессии, формировании их ценностных ориентаций и любви к родному городу сыграл Юношеский Университет Петербурга. А я вспоминал, как это все начиналось...

Юношеский Университет Петербурга был создан в 1992 г. совместными усилиями Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных и общественного объединения «Институт Петербурга» (председатель Совета - И. М. Сергеева) как один из факультетов образованного годом раньше Университета Петербурга для взрослых. Его слушателями стали учащиеся 9-11-х классов, проявляющие углубленный интерес к истории города. Рождение Юношеского Университета совпало с введением во многих учебных заведениях нового курса «История и культура Санкт-Петербурга».

Сверхзадача, которую поставили перед собой создатели Университета, заключалась в том, чтобы пробудить у его юных слушателей ответственность за свой город, желание личного участия в его возрождении. Занятия в Университете должны были открыть его слушателям многообразие способов освоения истинных культурных ценностей, привести в библиотеку, музей, филармонию, сформировать на основе изучения города устойчивую потребность общения с ценностями культуры.

Образовательная программа Юношеского Университета Петербурга, аккумулируя опыт лучших учителей и методистов города, в то же время не повторяла уже известные, опубликованные программы учебного курса. Опираясь на принятую в городе концепцию краеведческого образования учащихся, мы исходили из мысли об особой роли в нем учреждений дополнительного образования.

Университет, никоим образом не подменяя школьный курс, опираясь на полученные учащимися первичные знания о городе, призван значительно расширить и углубить их. В самом его названии отразилась идея универсальности петербурговедческих знаний, которые должны получить юные слушатели по истории, культуре, этнографии, географии, археологии; геральдике, топографии, топонимике, литературе, архитектуре. В этом смысле наша программа предполагает гуманитаризацию и интеграцию всего учебно-воспитательного процесса, как на это еще в 1920-е гг. указывали основоположники петербурговедения И. М. Гревс и Н. П. Анциферов.

Еще одна принципиальная особенность программы заключается в том, что она дает возможность реализовать альтернативную школе модель образования. Полноправными участниками программы являются научные институты, вузы, музеи, библиотеки, архивы. Равные права получили в ней логический и чувственный способы освоения действительности: познавательная деятельность дополняется творческо-практической, одновременно с физическим развитием школьников, их оздоровлением. Не случайно авторская программа Юношеского Университета Петербурга стала лауреатом IV Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в 2004 г. Эта программа включает инвариантную (лекционно-экскурсионную) и вариативную (семинары) части получаемых его слушателями петербурговедче-ских знаний. Основой его является курс лекций. Лекционный курс в Юношеском Университете Петербурга построен по оригинальной программе, не повторяющей ни одну из разработанных ранее программ школьного курса «История и культура Санкт-Петербурга». Он рассчитан на два учебных года, с середины сентября до конца мая, и включает в себя 72 лекции, по 36 в каждом году, и столько же экскурсий.

Весь курс разделен на 9 циклов:

1. Вводный. Предыстория Санкт-Петербурга.

2. Общий. Страницы истории Санкт-Петербурга.

3. Топонимика Петербурга.

4. Архитектура и архитекторы Петербурга.

5. Петербург и отечественная литература.

6. Петербург - величайшая культурная сокровищница.

7. Петербург театральный, музыкальный и кинематографический.

8. Из истории петербургского просвещения.

9. Петербург как художественная картина мира.

Параллельно лекционному идет цикл экскурсий, который

начинается также с предыстории Петербурга, с поездки ребят к месту Невской битвы в Усть-Ижору и походу к памятнику, установленному на месте крепости Ниеншанц и города Ниен, а затем охватывает все исторические эпохи Петербурга, вплоть до наших дней.

Наша принципиальная установка - ориентация на самостоятельную творческую исследовательскую и экскурсоводческую работу учащихся. Приближена к вузу и форма отчетности слушателей за полученные знания (зачетные, курсовые и дипломные работы, рейтинговая система оценки), вручение диплома об окончании Юношеского Университета Петербурга в конце второго года обучения.

Схематично различные сферы деятельности Юношеского Университета можно представить в виде трех взаимосвязанных модулей (табл. 1).

Таблица 1

Сферы деятельности Юношеского Университета Петербурга

Познавательная деятельность: лекции, семинары спецкурс и др. Творческо-практическая и музейно-экскурсион-ная деятельность Оздоровительная деятельность (пешеходные экскурсии, прогулки, поездки)

Логическое освоение истории и культуры Петербурга Чувственное освоение петербургской культуры Физическое развитие личности

Эти модули в своей совокупности формируют образовательную среду Университета, в которую с первых же занятий погружаются учащиеся. Ее границы расширяются за счет включения образовательного пространства самого города с его памятниками, улицами, проспектами и площадями, а также образовательного пространства Санкт-Петербургских музеев. Таким образом, в деятельности Юношеского Университета взаимодействуют три образовательные среды (табл. 2).

Таблица 2

Образовательная среда деятельности Юношеского Университета Петербурга

Образовательная среда Образовательная среда Образовательная среда

собственно Университета: города-материка музеев, хранителей

лекционный курс, семинары, клубные праздники культуры великих культурных ценностей

Среди наших лекторов известные историки города, искусствоведы, археологи, этнографы, литературоведы.

Принципиально то, что лекционный курс не только несет информацию о городе, но и ставит проблемы. Следует особо подчеркнуть, что в основу образовательной программы Университета положен проблемный метод обучения. В связи с этим отметим, что нередко лекторы придерживаются точки зрения, расходящейся с общепринятой, по-разному интерпретируют исторические факты, порой высказывают парадоксальные взгляды на феномен Петербурга. Но именно в столкновении точек зрения и рождается истина, а у ребят складывается не хрестоматийный, а более сложный, полифонический взгляд на историю города, возникает понимание многомерности проблем, которые решает современное петербурго-ведение. Особое место в учебной программе Юношеского Университета Петербурга занимает работа с книгой. Каждая лекция завершается указанием на литературу по данной теме; показом научной и популярной литературы по тому или иному разделу программы. Все слушатели Университета - читатели Российской национальной библиотеки, пользователи Центра петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского.

Особо следует сказать об экскурсионной программе Юношеского Университета.

Разрабатывая её, мы исходили из того, что экскурсия сближает учащихся с объектом изучения, вырабатывает навыки самостоятельного творческого труда, развивает наблюдательность, воображение и фантазию, обогащает отношения учащихся и педагогов. Погружение ребят в пространство, в котором реальные и культурные объекты предстают во всем многообразии смысла и ассоциаций, способствует тому, что спонтанное восприятие подростком

окружающего мира соединяется с «умной эмоцией», интеллектуальной работой. Основной целью экскурсионной программы является показ многообразия ликов Санкт-Петербурга. Подспудно решается и еще одна задача: научить слушателей Университета Петербурга, в основном жителей «спальных» районов, ориентироваться в своем городе, уверенно передвигаться по нему. Каждое воскресенье, независимо от погоды, ребята отправляются на пешеходные экскурсии по городу, открывая для себя все новые и новые уголки Петербурга и его пригородов.

Каждая пешеходная экскурсия включает в себя и посещение музеев, что дает возможность познакомить учащихся с их богатейшими коллекциями, связав их с различными этапами истории и культуры Санкт-Петербурга. Занятия в музеях планируются синхронно с лекционным курсом Университета. При этом занятия в музее никоим образом не сводятся к иллюстрированию лекционного курса. Слушатели Юношеского университета в ходе этих занятий:

^ овладевают культурой зрителя, вырабатывают эстетический вкус;

^ учатся смотреть картину, скульптуру, произведения прикладного искусства;

^ приобретают навыки искусствоведческого анализа произведений искусства;

^ знакомятся с коллекциями петербургских музеев, собранием исторических документов, гравюр, карт и др.;

^ общаются с лучшими музейными педагогами и экскурсоводами, что способствует профессиональной ориентации учащихся.

Музейный цикл в еще большей мере, чем лекционный, воздействует не только на интеллектуально-познавательную сферу личности наших слушателей, но и на их эмоциональную, творческую, духовную сферы.

Принципиально важным авторы программы считают и то, что в основу деятельности Юношеского Университета Петербурга положена педагогика сотрудничества и сотворчества слушателей и преподавателей. Особое внимание мы уделяем созданию в Университете неформальных демократичных отношений взрослых и детей, доверительной атмосферы, помогающей ярче раскрыться индивидуальности каждого из учащихся; у ребят появляется возможность выбора «собеседника» - руководителя семинара - источника

информации и впечатлений. Преподаватель перестает быть всего лишь «посредником» между фактом культуры и учащимся. Он становится помощником и консультантом.

Ребята приходят в Университет с желанием больше узнать о родном городе, мы же открываем перед ними перспективу овладеть здесь допрофессиональными навыками исследователя или экскурсовода. Жанр своей творческой работы ребята выбирают сами, так же как и руководителя семинара. Всю первую четверть наряду с лекциями по истории и культуре Петербурга на первом году обучения идет пропедевтический курс для слушателей-новичков «Введение в творческую работу», где ребята из лекций и практических занятий узнают, что такое научное исследование и экскурсия, как написать свою родословную, получают первые уроки библиографической грамотности, знакомятся с архивами и крупнейшими библиотеками, а также учатся ориентироваться в них, работать с каталогами, находить нужный источник. Здесь же проходит и первая встреча слушателей с руководителями семинаров, которые знакомят ребят с их программами, направлениями исследовательской деятельности. А затем путем самозаписи определяется списочный состав семинаров, после чего начинается нелегкий для девятиклассников этап выбора темы исследования или экскурсии, сложный процесс погружения в проблему, от первых посещений Российской национальной библиотеки, Центра петербурговедения и др., накопления и осмысления собранного материала, походов в архивы до подготовки доклада, презентации и защиты исследовательской работы или экскурсии, участия в конференциях и конкурсах, наконец, первых публикаций. Количество выполненных нашими слушателями оригинальных исследовательских работ и экскурсий давно перевалило за 300. Фрагменты более 150 из них напечатаны в таких сборниках, как «Родословные школьников Петербурга», «Экскурсии по Санкт-Петербургу и его пригородам с юными экскурсоводами», «Наследники великого города», «Ученые будущего», «Открытые чтения» Института Петербурга», Аничков вестник, Топонимический журнал, альманах «Фонтанка» и даже в таком авторитетном краеведческом издании, как «Невский архив». Об эффективности образовательной системы Юношеского Университета красноречиво свидетельствуют следующие факты: 23 наших выпускника стали победителями и призерами Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество»,

16 - лауреатами международной юношеской научной конференции «Санкт-Петербург - Царское Село. Пушкин и культура», 9 воспитанников отмечены премией Президента России одаренным детям, 2 - премией-стипендией общественной программы «Надежда России», более 50 удостоены знака «Звезда Дворца». 9 выпускников награждены Международной премией «Звезда Прометея» за высокие достижения в исследовательской деятельности, 17 воспитанников становились лауреатами всероссийских олимпиад по школьному краеведению. Уже 5 наших выпускников удостоены почетного диплома Санкт-Петербургского Союза краеведов за лучшие краеведческие исследованиями. За всеми этими достижениями стоит огромный труд детей и педагогов.

Юношеский Университет создает условия для раскрытия таланта ребят и их самоопределения. Очень многим ребятам Университет помог выбрать профессию и вуз. Как правило, выпускники Юношеского Университета Петербурга продолжают занятия на гуманитарных факультетах Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Университета культуры и искусств, Академии художеств.

Но одной лишь учебной деятельностью не ограничивается работа Университета. Его слушатели - активные участники программ культурно-патриотического молодежного движения «Юные за возрождение Петербурга», их часто можно увидеть и на археологических раскопках, и на воскресниках по благоустройству парков, на памятных акциях и др. Они участники лагерных сборов в загородном центре детско-юношеского творчества «Зеркальный» городского Дворца творчества юных.

К 20-летию Юношеского Университета Петербурга мы попросили наших выпускников ответить на вопросы анкеты. Откликнулись 100 человек. Вот лишь несколько выдержек из этих анкет.

Новикова Мария Валерьевна, выпускница 1994 г., ныне зав. кафедрой языковой подготовки Высшей школы народных искусств (института): «Мы были первыми выпускниками Юношеского Университета Петербурга. С самого начала в университете сложилась очень хорошая, творческая атмосфера, отношения между преподавателями и студентами были дружескими, теплыми. Были замечательные лекции, семинары и экскурсии. Еще больше всех объединил «Зеркальный». Университет дал мне первые навыки ве-

дения научно-исследовательской работы, что в дальнейшем очень пригодилось в учебе и в работе. Самое главное - Университет Петербурга дает понимание города, воспитывает любовь к нему».

Кузнецов Александр Владимирович, год выпуска - 2001-й, в настоящее время искусствовед ОАО «НИИ спецпроектреставра-ция» (отдел экспертиз, архитектурно-реставрационная мастерская № 9): «ЮУП был началом моего пути к учебе, профессии и работе. Это фундамент того, чего я достиг к настоящему времени. В этом и

заключается главный итог занятий в ЮУП. Здесь я впервые при-

^ _

коснулся к БОЛЬШОЙ НАУКЕ, стал ходить в библиотеку (РНБ), увидел много нового на экскурсиях, приобрел друзей и товарищей, попытался написать исследовательскую работу».

Нежинская (Добровольская) Дарья Михайловна, выпускница 2000 г.: «Итог занятий... Сложно сказать, наверное, уверенность в собственных силах. Очень многое - выступления вместе с однокурсниками на петербургском радио, работа в рукописном фонде архива, "взрослые" и "закрытые" архивы и не очень доступные библиотеки (БАН, Пушкинский дом), конференции, заседания, лекции, путешествия, публикации - все это было еще тогда, когда я была школьницей. Во многом все это заменило мне школу, в которой я появлялась редко. Гораздо интереснее было в архиве или в библиотеке.

Запомнились экскурсии Сергея Сергеевича Бортина и его призыв во всем, даже самом тяжелом, трудном и неприятном, находить удовольствие! А еще Аркадий Фавишевич Векслер и Борис Лаврентьевич Бессонов. У каждого из них был свой индивидуальный стиль общения, преподавания, свой подход к исследованию Петербурга, а это крайне важно! "Непохожесть" наших преподавателей и их такая разная любовь к северной столице, ее обитателям, позволила нам, ученикам, сформировать свое собственное видение города, свое отношение к Петербургу».

Пахоруков Константин Игоревич, выпуск 2006 г., магистрант факультета международных отношений СПбГУ: «Юношеский Университет Петербурга дал мне возможность "почувствовать" наш замечательный город, узнать из первых уст исторические факты, которые никогда бы нигде не удалось раскопать! Именно в ЮУПе был заложен фундамент исследовательских навыков, которые потом так пригодились в научной деятельности. Искренне благодарен замечательным педагогам за переданные в увлекательной

и познавательной манере системные знания, опыт и, безусловно, огромную любовь к городу на Неве!»

Елшин Денис Дмитриевич, выпускник 1997 г., к. и. н., научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа: «Общий итог: знание и внимание к городу, его истории и культуре; навыки самостоятельной полноценной научно-исследовательской работы; запомнились: яркие, живые лекции и экскурсии Бортина, Белодубровского и многих других преподавателей; теплое отношение, забота, помощь и воодушевление в научной деятельности».

Тупахина Ольга, выпускница 2002 г., аспирант социологического института РАН: «Главное - преподаватели, люди высокой культуры, которые делились с нами своей любовью к городу и своему предмету. Это блестящие лекции и экскурсии С. С. Бортина! Это лекции Г. А. Богуславского - все лекции были у него в голове, никаких бумажек!

Как здорово некоторые ребята нашли себя, занимаясь в семинаре! Наши преподаватели буквально за ручку приводили нас, школьников, в Публичную библиотеку и архивы. Проделав труд вместе со своими руководителями, некоторые ребята становились специалистами в своей узкой области. Таких ребят всегда вспоминаешь неразрывно с той темой, которой они занимались.

А наши первые публикации!

Это насыщенная жизнь в течение двух лет - чего стоят одни экскурсии каждое воскресенье!»

Но, пожалуй, наиболее эмоциональное отношение ко времени, проведенному в стенах Юношеского Университета Петербурга в Аничковом дворце, выразила выпускница 2000 г., магистрант восточного факультета СПбГУ, будущий синолог Черевко Марина, предварившая свой ответ на вопрос анкеты эпиграфом из Р. Киплинга:

«Мы так жадно мечтали! Из городов, задыхающихся от людей, Нас, изжаждавшихся, звал горизонт, обещая сотни путей. Мы видели их, мы слышали их, пути на краю земли, И вела нас Сила превыше земных, и иначе мы не могли.

Если бы это было простой формальной анкетой - заполнить ее не составило бы труда. Но говорить о времени, проведенном

столь интересно и полно, боюсь, что даже десяти строк будет недостаточно, чтобы все выразить и в который раз поблагодарить всех и каждого, кто в ту пору оказался рядом и разделил самое счастливое и увлекательное, что происходило с нами, школьниками, в Юношеском Университете. В самом деле, тогда свершилась в нас перемена судьбоносная и неслучайная - для многих предрешившая и будущий выбор - каждый из нас раньше или позже стал ощущать свое предназначение, особую ответственность и увлеченность, которая была сродни вдохновению и всех нас вела к новым путям и открытиям! Так важно, что произошло это в школьные годы - ты юн и бесстрашен, поэтому так свободно открываешь для себя целые бескрайние пространства знаний, общаешься со старшими коллегами - значительно опытнее и старше тебя и одновременно с этим и сам с верой в свои силы приступаешь к новым сведениям и материалам, пусть порой они казались необъятны и недостижимы. И тем не менее ВСЁ происходило. Чудо в нас и вовне само собой оживало, набирало силу и вело нас, если нужно, и «на край земли».

Помог ли Юношеский Университет Петербурга в выборе моей профессии? Безусловно. С большой долей вероятности можно сказать, что, если бы не занятия в Юношеском Университете Петербурга, вряд ли филология стала бы моей будущностью. Кажется, что именно здесь разожгли научную и творческую одержимость и увлеченность (любовь к знанию, к городу, к исследованиям). В ходе лекций, во время семинаров (именно так назывались занятия) поощрялось наше любопытство и участие. Это одно из немногих учебных мест, где студенты не просто не боятся задавать вопросы, но из искреннего интереса постоянно вопрошают и вступают в дискуссии...».

Вчитываясь в эти строки, размышляя над судьбами наших выпускников, особенно остро осознаешь мысль, высказанную основоположником петербурговедения Н. П. Анциферовым: «Труд над познанием города - хорошая школа гражданственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.