Научная статья на тему 'Интеллектуальное обогащение личности через дополнительное образование взрослых: опыт практической работы'

Интеллектуальное обогащение личности через дополнительное образование взрослых: опыт практической работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное обогащение личности через дополнительное образование взрослых: опыт практической работы»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И. М. Сергеева

Региональная общественная организация «Институт Петербурга» (далее - Институт Петербурга) создана в 1991 г. на волне массового интереса широкой общественности к прошлому родного города, его историческому наследию. Инициаторами ее создания, членами организации стали представители городской интеллигенции: инженеры, педагоги, врачи, библиотекари, музейные работники. Цель организации - изучение и распространение знаний по истории и культуре Петербурга, вовлечение в эту сферу рядовых горожан разного возраста, разного образовательного уровня, разных профессий.

Для решения поставленной задачи в рамках общественной организации осенью 1991 г. было создано учреждение дополнительного образования - Университет Петербурга, осуществляющее разностороннее гуманитарное обучение на базе истории и культуры родного города. В основу его работы положена идея профессора И. М. Гревса об изучении города как цельного и социального культурного организма. Для обозначения комплексной научной дисциплины, охватывающей весь спектр вопросов, составляющих «феномен Петербурга», его исторические и политические, культурологические и экономические, социальные и искусствоведческие аспекты, Гревс ввел в научный и общественный оборот термин «петербурговедение». Программа Университета Петербурга представляет собой цельную систему непрерывного петербурговедческого образования для всех желающих от шести до шестидесяти лет. Три факультета реализуют программу для конкретной возрастной аудитории: детской, юношеской и взрослой.

Самые маленькие петербуржцы (от 6 до 12 лет) приглашаются в группы знакомства с городом (детский факультет) совместно с родителями, что позволяет попутно решать задачу семейного воспитания, семейного общения. Занятия проводятся в игровой форме с использованием разнообразных дидактических пособий, слайдов и видеоматериалов. Аудиторные занятия дополняются занятиями в виде экскурсий-прогулок. Группы собираются по возрасту. Программа детского факультета разработана и осуществляется под научным руководством доцента Российского государственного педагогического

220

университета им. Герцена Л. К. Ермолаевой. Программа строится таким образом, чтобы дети могли подключаться к занятиям своей возрастной группы в любой момент, независимо от уровня базового развития ребенка. Участие (не просто присутствие) родителей в занятиях способствует достижению сразу нескольких важных результатов: (а) создание комфортной обстановки для ребенка (особенно младшего возраста); (б) помощь со стороны родителей менее развитым детям;

(в) приобщение родителей к истории и культуре нашего города; (г) совместные занятия воспитывают общий интерес у детей и родителей, необходимость совместного выполнения заданий сближает детей с родителями; (д) тема Петербурга становится «вечной» темой при общении родителей со своими детьми.

Юношеский факультет, на котором занимаются учащиеся старших классов, создан совместно с Городским дворцом творчества юных. Его работа осуществляется силами сотрудников Городского дворца творчества юных. Программа для старшеклассников разработана петербурговедом, обладателем Анциферовского диплома «За общий вклад в современное петербургское краеведение» Г. А. Богуславским и Заслуженным работником культуры РФ

В. И. Аксельродом.

В занятиях со школьниками используются различные способы обучения, служащие единой цели - воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за свой город, чувства сопричастности его уникальной культуре. Семинарские занятия вовлекают ребят в исследовательскую работу под руководством педагогов; они учатся работать с книгами, документами, писать рефераты, выступать на конференциях. Музейные занятия открывают перед ребятами уникальные культурные богатства родного города, а обширная экскурсионная программа дарит живое воздействие ауры Петербурга на его юных жителей.

На взрослом факультете занимаются петербуржцы самого разного возраста, разнообразных профессий, разного образовательного уровня. При создании программы взрослого факультета был учтен этот разнородный состав слушателей, предполагающий почти полное отсутствие гуманитарных знаний у значительной части аудитории. Двухлетняя программа обучения включает лекции, экскурсии и семинарские занятия по методике источниковедения, краеведения, экскурсоведения и преподавания курса «История и культура Петербурга» в школах и дошкольных учреждениях города. Трехсотлетняя история

221

Петербурга в лекционной программе представлена по историческим эпохам, в каждой из которых изучается жизнь города во всем ее многообразии: историческая ситуация, быт, архитектура, развитие искусств, образование, промышленность и пр.

Лекционный курс первого года обучения охватывает период от основания Петербурга до середины 20-х годов XIX в. - от царствования Петра I до Николая I. Темы вводного цикла: география, этнография, топонимика Петербурга, история края до основания города. Особое внимание уделено темам по истории города, городской культуре и быту. Подробно рассматриваются формирование архитектурного облика Петербурга, история создания крупнейших архитектурных ансамблей периода барокко и классицизма.

В лекционном курсе второго года обучения изучается жизнь города с середины 20-х годов XIX в. по сегодняшний день. В курсе представлены: политическая и социальная история города, архитектура и архитектурные памятники, философия и «физиология» Петербурга, литературная и художественная, театральная и музыкальная жизнь города, крупнейшие культурные учреждения и сокровищницы Петербурга, учебные заведения. Особенностью программы является серьезное освещение советского и постсоветского периода жизни города, включая первое десятилетие ХХ! в.

Факультативно за два года читаются дополнительные циклы лекций по археологии и скульптуре, литературной биографии Петербурга, об известнейших представителях петербургской культуры. Слушатели знакомятся с историей и сегодняшним днем петербургских архивов, музеев и библиотек как широко известных всему миру, так и малознакомых даже жителям города. Отдельный цикл посвящен пригородам Петербурга. Знакомство с историей города, его культурными богатствами дополняется экскурсиями, организуемыми специально для слушателей Университета Петербурга.

К чтению лекций привлекаются ведущие ученые петербургских университетов и научные сотрудники исследовательских институтов (историки и краеведы, архитекторы и искусствоведы, литературоведы и философы), работники архивов и многочисленных музеев. У слушателей Университета Петербурга имеется возможность личного контакта с лучшими представителями истинной петербургской интеллигенции. Занятия в методических семинарах помогают освоению новых профессий: исследователя-петербурговеда, экскурсовода, преподавателя истории города.

222

Для получения диплома об окончании Университета Петербурга необходимо выполнить письменную дипломную работу, связанную с исследованиями в области истории культуры Петербурга. Из этих дипломных работ сложилась уникальная библиотека, а лучшие работы бывают представлены на Открытых слушаниях Института Петербурга, ежегодно проходящих во Всероссийском музее А. С. Пушкина.

Почти 20 лет Университет Петербурга работает на принципе самоокупаемости. Никаких дотаций из бюджета города (несмотря на одобрение программы Комитетами по культуре и по образованию Администрации СПб), никаких спонсорских поступлений на счет Институт Петербурга за все годы не было ни разу. Этот факт говорит о востребованности подобной программы интеллектуального развития личности среди взрослого населения.

Проводимое в начале каждого учебного года анкетирование позволяет определить социальный состав аудитории, мотивы обучения у различных социальных групп. Количество мужчин в Университете Петербурга никогда не превышало 4 %, основной контингент обучающихся - женщины 35-45 лет. Из нижеприведенной таблицы наглядно видно, что если в начале 90-х гг. основным стимулом получения дополнительного образования было освоение новой профессии, в последующие годы этот показатель неизменно снижался. В последние три года более половины поступавших говорили о желании увеличить свой интеллектуальный багаж, получить знания, которые не дало им основное образование. Хочется отметить, что на мотив поступления очень незначительное влияние оказывает наличие высшего образования.

По-видимому, начавшийся в конце 2008 г. экономический кризис внесет свои коррективы, но пока на последнем наборе его влияние не сказалось.

В заключение хочется подчеркнуть, что дополнительное образование взрослых не должно сводиться только к профессиональному, общее дополнительное образование взрослых дает возможность духовного обогащения личности, что, на наш взгляд, является сегодня насущной потребностью и личности, и общества.

223

Таблица

Год поступ- ления Имею- щие высш. образо- вание, % Гумани- тарии, % Техниче- ская интеллигенция, % Профессионально ориентированы из общего кол-ва, % Профессионально ориентированы из имеющих высш. образо-вание,%

1991 67 48 42 90 90

1992 65 40 46 85 84

1993 64 49 40 80 82

1994 67 40 42 79 81

1995 68 46 39 83 82

1996 63 44 47 68 70

1997 62 54 37 75 75

1998 50 44 45 44 66

1999 61 42 45 62 63

2000 58 53 41 65 63

2001 64 47 51 69 67

2002 66 34 46 65 64

2003 57 38 61 57 52

2004 61 49 51 70 68

2005 63 36 46 56 69

2006 72 47 31 48 48

2007 73 31 42 42 64

2008 86 30 52 50 48

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.