Тридцать лет спустя
«Историко-философский ежегодник» 1986-2016 гг. Список публикаций (ч. I)
Аннотация: В 2016 г. «Историко-философский ежегодник» отметил 30-летие своего выхода в свет. Вниманию читателей предлагается полный список публикаций ежегодника за 1986-2016 гг. Традиционно издание публикует материалы по всем областям философского знания от античности до русской философии. В первой части юбилейной библиографии учтены работы по истории античной и средневековой философии и философии стран Востока. Список работ по философии Нового времени, современной западной философии, русской философии будет опубликован в следующем выпуске.
Ключевые слова: История философии в России, библиография, «Историко-философский ежегодник», античная философия, средневековая философия, восточная философия, арабо-мусульманская философия.
От составителя
Вниманию читателей предлагается полный список публикаций, вышедших на страницах «Историко-философского ежегодника» за прошедшие тридцать лет. В разные годы рубрики ежегодника носили разные варианты заглавия, для данной библиографии заголовки были унифицированы. В первые десять лет (до выпуска ИФЕ 1996) ежегодник имел раздел «Переводы и публикации», в котором помещались 1) новые переводы, относящиеся ко всем областям истории философии, 2) сопровождающие эти публикации вводные статьи, и 3) архивные публикации. В данной библиографии публикации этого раздела отнесены к соответствующим тематическим разделам. К каждому основному разделу - всего их пять: Античная и средневековая философия, Восточная философия, Западноевропейская философия Нового времени, Современная философия, Русская философия - прилагается свой параграф «переводы», а после раздела «Русская философия» - «публикации». Это сделано для удобства ознакомления с достижениями каждого из направлений историко-философской науки. В целом, сводная библиография призвана показать в ретроспективе, что было сделано за те годы, когда «Историко-философский ежегодник» оставался единственным специализированным изданием по истории философии в России. Этот обзор позволяет увидеть, на какой основе и в силу каких потребностей возникали новые специализированные периодические издания и историко-философские журналы. В сводной библиографии не упоминается имеющий архивный интерес раздел «Библиография», постоянный для ежегодника в течение почти всех лет его существования (раздел формировался на основе каталога библиотеки ИНИОН). Сейчас необходимость в этом, как представляется, отпала благодаря электронным базам данным и новым возможностям поиска. Надо отметить, что в библио-
графических списках ежегодника не упоминались публикации самого ежегодника (это правило сохранялось до 2013 г.), так что итоговый обзор собственных публикаций восполняет это упущение.
В данном выпуске публикуется первая часть библиографии, включающая работы по истории античной и средневековой философии и философии стран Востока. Это наиболее насыщенные переводами классических источников разделы. Все опубликованные переводы снабжены научными комментариями, так что при всяком указании в библиографии «пер.» (перевод) следует понимать: «перевод и комментарии». Работы по философии Нового времени, современной западной философии, русской философии, а также список рецензий и интервью, будут опубликованы в следующем выпуске ИФЕ 2018.
М.А. Солопова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ _ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ_
Библер В. С. История философии как философия (К началам логики культуры) // ИФЕ 1989. М.: Наука, 1989. С. 39-55.
Вестфаль Кеннет Р. Философия, ее история и систематическое мышление: некоторые наблюдения над современной философией / Пер. Д.А. Кибальчича // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 5-28.
Емельянов Б.В. Теория и методология истории философии З.А. Каменского (аналитический обзор) // ИФЕ 2001. М.: Наука, 2003. С. 121-135.
Каменский З.А. О понятиях "метод историко-философского исследования" и "рациональная реконструкция историко-философского процесса": императивно-целевая концепция методологии историко-философского исследования // ИФЕ 2001. М.: Наука, 2003. С. 135-143.
КолесниковА.С. Обозримые тенденции становления философии в начале XXI века // ИФЕ 2006. М.: Наука, 2006. С. 5-38.
МалаховВ.С. О философском переводе // ИФЕ 1989. М., 1989. С. 353-357.
НикулинД.В. Теория циклов истории философии // ИФЕ 93. М., 1994. С. 5-10.
Семушкин А.В. Мифологический и эмпирический истоки философского знания // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 26-39.
СмирновA.B. Существует ли "всемирная философия", или Проблема преодоления чуждости чужого // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 352-361.
Ткаченко Г.А. К проблеме построения языка описания культур Востока (и Запада) // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 361-364.
АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Адельшин Г.М. Дискуссия по проблеме «формы форм» Аристотеля: от Гегеля до наших дней // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 59-77.
Апполонов A.B. Генрих Гентский и его Quodlibeta // ИФЕ 1999. М.: Наука, 2001. С. 88-90.
Апполонов A.B. Матфей из Акваспарты и его учение о познании // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 133-136.
Афонасин Е.В. AFN^STOS ©EOS: Учение о трансцендентном божестве в «Строматах» Климента Александрийского // ИФЕ 1995. М., 1996. С. 247-254.
Афонасин Е.В. KXq^n? nuBayopíZsi: "Гносеология" Климента Александрийского и неопифагорейская традиция // ИФЕ 1999. М.: Наука, 2001. С. 31-63.
Афонасин Е.В. Гносис в зеркале его критиков: Античный гностицизм в контексте платонической философии поздней античности // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 176-212.
Бандуровский К.В. Предисловие к переводу вопроса 14-го из «Дискуссионных вопросов о душе» Фомы Аквинского // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 93-95.
Бандуровский К.В. "Контингентное" в философии Фомы Аквинского и проблема свободы воли // ИФЕ 1999. М.: Наука, 2001. С. 64-72.
Бибихин В.В. «Политик» Платона и проблема правды // ИФЕ 1999. М.: Наука, 2001. С. 5-31.
Бибихин В.В. Чтение философии. Парменид (лекция 6) // ИФЕ 2005. М.: Наука, 2005. С. 134-152.
Бородай Т.Ю. Луций Анней Сенека: диалоги «О скоротечности жизни», «О блаженной жизни» // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 16-17.
Бургете М.Р. О «Метафизических рассуждениях» Фр. Суареса // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 216-218.
Бычков В.В. На путях «незнаемого знания». К публикации малых сочинений из Corpus Areopagiticum // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 210-220.
Бычков О.В. Эстетические представления средневековой схоластики в трактате Ульриха Страсбургского «О прекрасном» // ИФЕ 1991. М., 1991. С. 5-18.
Васильева Т.В. Елена Прекрасная (Истина и призрак) // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 47-60.
Вдовина Г.В. Франсиско Суарес о метафизике и метафизическом познании // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 68-98.
Визгин В.П. К анализу квалитативистского типа рациональности: случай Аристотеля // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 5-15.
Волкова Н.П. Необходимость ниспадения души и справедливость воздаяния в философии Плотина // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2010. С. 61-84.
Вольф М.Н. К вопросу интерпретации доксы у Парменида: в поисках космологии // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 5-32.
Гагинский А.М. Онтологический статус Бога у Григория Богослова // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 33-52.
Гаджикурбанова П.А. Стоическое учение о бестелесном в интерпретации Э. Брейе, А.Ф. Лосева и Ж. Делёза // ИФЕ 2005. М.: Наука, 2005. С. 9-29.
Гайденко П.П. Понятие времени в античной и раннесредневековой философии // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 5-40.
Гайденко В.П. Трактаты Ансельма Кентерберийского «Об истине» и «О свободе выбора» // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 281-283.
Гайденко В.П. Предисловие к переводу трактата Ансельма Кентерберийского «О согласии Божественного предзнания, предопределения и благодати со свободным выбором» // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 115-124.
Гайденко В.П. Гуго Сен-Викторский и его программа образования (предисловие к переводу) // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 76-80.
Гайденко В.П, Смирнов Г.А. Трансформация принципов аристотелевской онтологии в томизме // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 25-53.
ГайденкоВ.П., Смирнов Г.А. Рациональное и символическое измерения онтологии Фомы Аквинского // ИФЕ 2005. М.: Наука, 2005. С. 29-61.
ГайденкоВ.П., Смирнов Г.А. Предметная и аскетическая составляющие средневекового символизма // ИФЕ 2006. М.: Наука, 2006. С. 76-100.
Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Границы томистской эпистемологии: Фома Ак-винский о Богопознании // ИФЕ 2008. М.: ЦГИ, 2009. С. 52-88.
Гарнцев М.А. Проблема самосознания в античной и раннесредневековой европейской философии (Аристотель, Плотин, Августин) // ИФЕ 1986. М.: Наука,
1986. С. 48-68.
Гарнцев М.А. Онтологическая проблематика у Каэтана и его трактат «О понятии сущего» // ИФЕ 1991. М.: Наука, 1991. С. 174-179.
ДоброхотовА.Л. К публикации перевода работы М. Хайдеггера «Учение Платона об истине» // ИФЕ 1986. М.: Наука, 1986. С. 251-254.
Доброхотов А.Л. «Беспредпосылочное начало» в философии Платона и Канта // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 61-75. Доброхотов А.Л. К 95-летию А.Ф. Лосева // ИФЕ 1988. М., 1988. С. 54-56. Доброхотов А.Л. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности» // ИФЕ
1988. М.: Наука, 1988. С. 228-230.
Доброхотов А.Л. К публикации перевода «Книги о причинах» // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 188-189. Ефремова Н.В. Оккам как политический философ // ИФЕ 1989. М.: Наука,
1989. С. 77-92.
Жмудь Л.Я. Переписывая доксографию: Герман Дильс и его критики // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 5-34.
Жмудь Л.Я. Доксография в ее связи с другими жанрами античной историографии философии // ИФЕ 2011. М.: Канон, 2012. С. 5-39.
Журавлева Е.В., Лисанюк Е.Н. Лжет ли лжец Т. Брадвардина? // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 52-65.
Зеленский О.А. Акаталепсия и аргументы о неразличимости впечатлений в академическом скептицизме // ИФЕ 2011. М.: Канон, 2012. С. 5 9-81.
Иванченко А.В., Михайловский А.В. К публикации 38 письма св. Василия Великого // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 268-271.
Исупов К.Г., Ульянова О.Н. "Homo Numerans" Николая Кузанского // ИФЕ 1992. М.: Наука, 1994. С. 6-17. Козлова Е.Б. Платон о славе и признании // ИФЕ 1988. М., 1988. С. 38-54. ЛебедевA.B. Агональная модель космоса у Гераклита // ИФЕ 1987. М.: Наука,
1987. С. 29-46.
Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья. Эри-гена и Абеляр // ИФЕ 1988. М.: Наука, 1988. С. 57-71.
Макарова И.В. Франсиско Суарес: проблема познания отделенных субстанций и учение об активном интеллекте // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 86-101.
МасловД.К. О двух вариантах трактата «О первом сложном принципе» Франциска из Меронна // ИФЕ 2014. М.: Канон, 2014. С. 5-30.
Матусова Е.Д. К публикации трактата «О том, что Бог не знает перемен» // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 135-138.
Матусова Е.Д. Филон Александрийский и его трактат «О гигантах» // ИФЕ 2012. М.: Канон, 2012. С. 5-11.
Месяц С.В. Введение в комментарий // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 5-26.
Месяц С.В. Абсолют в античной философии // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 5-24.
Месяц С.В. Проблема трансцендентного начала в неоплатонизме и учение о генадах // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2010. С. 33-60.
Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // ИФЕ 1986. М.: Наука, 1986. С. 35-48.
НикольскийБ.М. Антиох Аскалонский и учение об о1кеи»ац // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 112-135.
Никулин Д.В. Истина, сеть и путь в философии Платона // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 5-13.
Никулин Д.В. «Разнообразные рассуждения» Плотина // ИФЕ 1994. М.: Наука,
1995. С. 213-217.
Орлов Е.В. Аристотель об опыте и уме во «Второй Аналитике» II, 19 // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 34-68.
Петров В.В. К публикации «Гомилии на Пролог Евангелия от Иоанна» Эриу-гены // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 222-224.
Петров В.В. К публикации фрагментов из «Отправных положений к умопостигаемому» Порфирия // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 231-232.
Петров В.В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса // ИФЕ
1996. М.: Наука, 1997. С. 97-108.
Петров В.В. Quod est super omne nomen et omne verbum: Иоанн Скотт о бого-познании в Перифюсеон // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 61-65.
Петров В.В. Учение о первоначальных причинах и библейская экзегеза в Перифюсеон II, 545В-562В Иоанна Скотта // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 33-39.
Петров В.В. Иоанн Скотт о «творении из ничего» и вечности творения в слове Божием // ИФЕ 2006. М.: Наука, 2006. С. 58-76.
Петров В.В. "Кифара" и "псалтерий" в символической органологии античности и раннего средневековья // ИФЕ 2008. М.: ЦГИ, 2009. С. 28-51.
Петров В.В. «Возводящие лучи Блага»: Солнце в позднеантичном платонизме и «Ареопагитском корпусе» // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2010. С. 85-112.
ПетроваМ.С. К публикации перевода избранных глав Комментария на «Сон Сципиона» Макробия // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 219-221.
Петрова М.С. Макробий о душе: предисловие к переводу психологических глав «Комментария на "Сон Сципиона"» // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 65-67.
Петрова М. С. Макробий о мифах и снах: к переводу глав (I, 1 -4) из «Комментария на "Сон Сципиона"» // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 39-45.
Плешков А.А. Понятие AIQN в космологии Платона // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 29-51.
Пролыгина И.В. Гален Пергамский и его трактат «О том, что наилучший врач есть также философ» // ИФЕ 2011. М.: Канон, 2012. С. 82-92.
Пролыгина И.В. Биобиблиографические трактаты Галена как проект унификации медицинского образования // ИФЕ 2016. М.: Аквилон, 2016. С. 33-49.
Россиус А.А. Учение о гомоцентрических сферах в разных античных его вариантах по Симпликию // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 5-10.
Светлов Р.В. Liber de duobus principiis (предисловие переводчика) // ИФЕ
2001. М.: Наука, 2003. С. 31-33.
Семане Т.А. К вопросу о диалектике ума и души в плотиновской онтологии // ИФЕ 1989. М.: Наука, 1989. С. 55-68. Семушкин А.В. «Загадка» Эмпедокла // ИФЕ 1988. М.: Наука, 1988. С. 22-37. СидоровА.И. Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии флософской мысли от античности к средневековью (на основе фрагментов из сочинения «Посредник») // ИФЕ 1989. М., 1989. С. 179-194.
Ситников А.В. Плотин и традиция христианской патристики (опыт сравнительного анализа) // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 40-59.
Солопова М.А. Плотин. Парадоксальное мнение по традиционному вопросу (К публикации трактата «О нисхождении души в тела») // ИФЕ 1995. М. : Мартис, 1996. С. 204-208.
Солопова М.А. К публикации «Лексикона» Б.А. Фохта // ИФЕ 1997. М.: Наука,
1999. С. 39-41.
Солопова М.А. К публикации седьмой книги «Никомаховой этики» с выдержками из комментариев Аспасия, Псевдо-Гелиодора и Анонимного автора // ИФЕ
2002. М.: Наука, 2003. С. 68-72.
Солопова М.А. Аристотель о природе сновидений: физика против мантики // ИФЕ 2011. М.: Канон, 2012. С. 40-58.
Солопова М.А. Разумная душа и ее добродетели: к толкованию терминов yvrö^n и auyyvrö^n в шестой книге «Никомаховой этики» // ИФЕ 2016. М.: Аквилон, 2016. С. 7-32.
Столяров А.А. Феномен совести в античном и средневековом сознании (К постановке проблемы) // ИФЕ 1986. М.: Наука, 1986. С. 21-35.
Столяров А.А. Школьная философия поздней античности и христианство: некоторые размышления о взаимовлиянии идей // ИФЕ 2011. М.: Канон, 2012. С. 101-171.
СтепановаА.С. Благо, зло и безразличное в учении Эпиктета о свободе выбора // ИФЕ 2015. М.: Аквилон, 2015. С. 5-17.
Столяров А.А. Трактат Сенеки «О постоянстве мудреца» // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 190-196.
Трофимова М.К. К публикации перевода трактата Плотина I 8 [51] «О природе и источнике зла» // ИФЕ 1989. М.: Наука, 1989. С. 158-161.
Федорова О.Б. Циклический процесс как модель чувственной вещи в диалоге Платона «Тимей» (некоторые аспекты учения о душе в «Тимее») // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 5-39.
Фокин А.Р. Элементы апофатической теологии в трудах Мария Викторина // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 53-68.
Фохт БЛ. Lexicon Aristotelicum (Пособие для изучения Аристотеля как в подлиннике, так и в русском переводе). Краткий лексикон важнейших философских терминов, встречающихся в произведениях Аристотеля / Подг. к публ. М.А. Солопова // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 41-74.
ХайдеггерМартин. Учение Платона об истине / Пер. Т.В. Васильевой // ИФЕ 1986. М.: Наука, 1986. С.255-275. Хорьков М.Л. Учение Григория Нисского о времени // ИФЕ 1998. М.: Наука,
2000. С. 65-76.
Хорьков М.Л. Процесс против Майстера Экхарта // ИФЕ 2001. М.: Наука, 2003. С. 5-31.
Хорьков М.Л. Версия Йорга Гартнера «Книги Вечной Премудрости» Генриха Сузо (MS М 1476 б-ки Зальцбургского ун-та) и проблема рецепции немецкой мистики в середине XV в. // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 212-229.
Хорьков М.Л. Единство, множество, троичность: некоторые особенности развития средневековой метафизики в Рейнском регионе в XIV-XV вв. // ИФЕ 2007. М.: Наука, 2008. С. 30-86.
Хорьков М.Л. Дискуссии об активном интеллекте в начале XIV в. и «Базель-ский компендий» // ИФЕ 2015. М.: Аквилон, 2015. С. 18-41.
Черняховская О.М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // ИФЕ 2007. М.: Наука, 2008. С. 5-29.
Черняховская О.М. Ксенофонт устами Сократа о нравственном выборе // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2010. С. 5-32.
Чуковенков Ю.А. Антропологическая проблематика доникейской патристики (по сочинениям грекоязычных апологетов) // ИФЕ 1993. М., 1994. С. 10-56.
Чуковенков Ю.Л. Антропология классической патристики (по сочинениям грекоязычных авторов) // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 13-57.
Шичалин Ю.А. Возникновение европейской комментаторской традиции // ИФЕ 1989. М.: Наука, 1989. С. 68-77.
Шишков A.M. Роберт Гроссетест, метафизика света и неоплатоническая традиция // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 98-109.
Шишков А.М. Проблема соединения души с телом в античной и средневековой антропологии // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 59-65.
Шпеер А. Свет и пространство. Спекулятивное обоснование Робертом Гроссе-тестом "естественной науки" ("scientia naturalis") / Пер. Е.А. Фроловой, A.C. Шишкова // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 75-97.
Шуфрин A.M. Климент Александрийский о беспредельности Бога // ИФЕ 2006. М.: Наука, 2006. С. 39-57.
Шуфрин А.М. ТЕЛОЕ ATEAEYTHTON цель христианской жизни по Клименту Александрийскому // ИФЕ 2008. М.: ЦГИ, 2009. С. 6-27.
Щетников А.И. Проблема смешения в античном континуализме: к реконструкции учения Хрисиппа о слиянии // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 102-111.
ПЕРЕВОДЫ
Абеляр Петр. Апология. Против Бернарда / Пер. Д.К. Маслова // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 129-136.
Ансельм Кентерберийский. Об истине / Пер. В.П. Гайденко // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 283-308.
Ансельм Кентерберийский. О свободе выбора / Пер. В.П. Гайденко // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 308-325.
Ансельм Кентерберийский. О согласии Божественного предзнания, предопределения и благодати со свободным выбором / Пер. В.П. Гайденко // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 124-160.
Аристотель. Никомаховой этики книга седьмая: О воздержности, невоздержности, а также об удовольствии / Пер. М.А. Солоповой // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 72-102.
Боэций Датский. О вечности мира / Пер. В.В. Бибихина и С.В. Силантьева // ИФЕ 1992. М.: Наука, 1994. С. 260-281.
Василий Великий. Св. Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокий-ской письмо (38) Григорию брату о различии сущности и ипостаси / Пер. А.В. Иванченко и А.В. Михайловского // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 272-281.
Гален. О том, что наилучший врач есть также философ / Пер. И.В. Пролыги-ной // ИФЕ 2011. М.: Канон, 2012. С. 93-100.
Гален. О порядке собственных книг / Пер. И.В. Пролыгиной // ИФЕ 2016. М.: Аквилон, 2016. С. 50-68.
Геймерик де Кампо. Основополагающие теоремы относительно всего универсума / Пер. М.Л. Хорькова // ИФЕ 2007. М.: Наука, 2008. С. 92-98.
Генрих Гентский. Кводлибет, I, вопр. IX-X; XIV-XV / Пер. А.В. Апполонова // ИФЕ 1999. М.: Наука, 2001. С. 90-116. Гуго Сен-Викторский. Наставление к обучению. Об искусстве чтения / Пер.
B.П. Гайденко // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 81-92.
Послание к Тимофею Святого Дионисия Ареопагита О таинственном богословии / Пер. Л.Н. Лутковского // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 221-226.
Святой Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии / Пер. В.В. Бибихина // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 227-232.
«Заключается ли блаженство в активном интеллекте?» Компендий учений об активном интеллекте начала XIV в. (ms. UB Basel, cod. В III 22, ff. 182ra-183vb) / Пер. М.Л. Хорькова // ИФЕ 2015. М.: Аквилон, 2015. С. 42-70.
Иоанн Скотт. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна / Пер. В.В. Петрова // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 224-248.
Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I / Пер. В.В. Петрова // ИФЕ 2000. М. : Наука, 2002. С. 65-132.
Иоанн Скотт Эриугена. Перифюсеон. Кн. 2. Фрагм. 523D-545B / Пер. В.В. Петрова // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 87-121.
Иоанн Скотт Эриугена. Перифюсеон. Кн. 2. Фрагм. 542В-562В / Пер. В.В. Петрова // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 40-68.
Климент Александрийский. «Строматы». Кн. V, главы 11-13 / Пер. Е.В. Афо-насина // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 254-268.
«Книга о причинах» (Книга Аристотеля об истолковании чистого блага) / Пер. М.Ю. Скворцова, сверка перевода И.В. Купреевой // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991.
C. 189-210.
«Книга о двух началах» (Liber de duobus principiis). Книга 1 / Пер. Р.В. Светлова // ИФЕ 2001. М.: Наука, 2003. С. 31-52.
Майстер Экхарт. Латинская проповедь 29. «Бог один» / Пер. М.Л. Хорькова // ИФЕ 2007. М.: Наука, 2008. С. 87-91.
Макробий. Комментарий на «Сон Сципиона». Кн. I, гл. 8 / Пер. М.С. Петровой // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 221-230.
Макробий Амвросий Феодосий. Комментарий на «Сон Сципиона» / Пер. М.С.Петровой // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 68-97.
Макробий Амвросий Феодосий. Комментарий на «Сон Сципиона» (I, 1-4) / Пер. М.С. Петровой // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 45-61. Максим Исповедник. О различных трудных местах (апориях) у святых Диони-
сия и Григория к Иоанну / Пер. С.В. Месяц // ИФЕ 2003. М., 2004. С. 122-129.
Матфей из Акваспарты. Вопросы о вере / Пер. А.В. Апполонова // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 136-168.
Плотин. Эннеады I 8 [51] «О природе и источнике зла» / Пер. Т. Ю. Бородай // ИФЕ 1989. М.: Наука, 1989. С. 161-178.
Плотин. Разнообразные рассуждения Эннеады III 9 (13) / Пер. Д.В. Никулина // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 217-221.
Плотин. О нисхождении души в тела / Пер. М.А. Солоповой // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 209-219.
Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому. Фрагменты / Пер. В.В. Петрова // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 233-247.
Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею» Платона / Пер. С.В. Месяц // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 26-39.
Сенека ЛуцийАнней. К Серену. [О том, что] мудрец невосприимчив к несправедливости и унижению (о постоянстве мудреца) / Пер. Л. Чернышовой, прим., сверка пер. А.А. Столярова // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 196-216.
Сенека Луций Анней. О скоротечности жизни / Пер. Т.Ю. Бородай // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 17-40.
Сенека Луций Анней. О блаженной жизни / Пер. Т.Ю. Бородай // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 40-64.
Симпликий. Комментарий к четырем книгам трактата Аристотеля «О небе». Комментарий ко второй книге / Пер. А.А. Россиуса // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 11-33.
Суарес Франсиско. Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1 раздел первого рассуждения «О природе первой философии, или метафизики» / Пер. М.Р. Бургете // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 218-242.
Суарес Франсиско. Метафизические рассуждения. Рассуждение I, разд. 3 / Пер. Г.В. Вдовиной // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 99-106.
Суарес Франсиско. Комментарий на трактат Аристотеля «О душе» (Т. III, рассуждение 9. О способностях интеллекта) / Пер. И.В. Макаровой // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 102-125.
Томмазо де Вио (Каэтан). О понятии сущего / Пер. М.А. Гарнцева // ИФЕ 1991. М.: Наука, 1991. С. 179-182.
Филон Александрийский. О том, что Бог не знает перемен / Пер. Е.Д. Матусо-вой // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 138-175.
Филон Александрийский. О гигантах / Пер. Е.Д. Матусовой // ИФЕ 2012. М.: Канон, 2012. С. 12-45.
Фома Аквинский. О сущем и сущности / Пер. В. Кураповой // ИФЕ 1988. М.: Наука, 1988. С. 230-252.
Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы о душе. Вопрос четырнадцатый / Пер. К.В. Бандуровского // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 96-103.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая / Пер. К.В. Бандуровского // ИФЕ 1999. М.: Наука, 2001. С. 73-88.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Вопр. 44, 45, 47 / Пер. В.П. Гайденко // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 53-86.
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга III. Отрывки / Пер. В.П. Гайденко // ИФЕ 2005. М.: Наука, 2005. С. 61-88.
Фома Аквинский. Избранные вопросы. VII, вопр. 1-2. Сумма против язычников. 1. III. 51-56 / Пер. В.П. Гайденко // ИФЕ 2008. М.: ЦГИ, 2009. С. 89-101.
Фридугис. О субстанции ничто и тьмы / Пер. В.В. Петрова // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 108-115.
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АнашинаМ.В. Принцип срединности в школе саньлунь // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2010. С. 291-322.
Андросов В.П. О «Рассмотрении разногласий» (Vigraha-vyavartani) // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 159-162.
Бейнорюс А. Понятие "сознание-хранилище" у Васубандху // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 149-167.
Воробьев Д.А. Время-вечность в учении ал-Халладжа и Ибн Араби // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 366-378.
Гусейнова З.И. Мискавейх // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 286-289.
ДэйвДевнарайн. Столикий рудра, или Онтология виртуального (по рассказам «Йогавасиштхи») / Пер. В.Г. Лысенко // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 129-149.
Ефремова Н.В. Об аверроистской ноологии // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 301-319.
Ефремова Н.В. О логике и методическом опыте в авиценновской эпистемологии // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 290-299.
Ефремова Н.В., Ибрагим Тауфик. Профетологическая мысль классического ислама // ИФЕ 2014. М.: Канон, 2014. С. 182-220.
Железнова Н.А. Умасвати и его «Таттвартха-Адхигама-Сутра» // ИФЕ 2006. М.: Наука, 2006. С. 337-358.
Иванов В.П. Доктрина Узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сар-вадаршана-санграха» // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2011. С. 247-254.
Калкаев Е.Г. "Совершенная мудрость" в философии Чжоу Дуньи (пример неоконфуцианской антропологической концепции) // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 227-245.
Канаева Н.А. Роль Бимала Кришны Матилала в формировании современной парадигмы кросс-культурного философского исследования // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 415-440.
Карелова Л.Б. Отрывки из трактата Исиды Байгана «Вопросы и ответы в городе и деревне» (Тохимондо) // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 249-259.
Карелова Л.Б. Три «тела» в современной японской мысли (на материале работ Юаса Ясуо и Итикава Хироси) // ИФЕ 2007. М.: Наука, 2008. С. 217-227.
Карелова Л.Б. Модели личности в японской мысли ХХ века в контексте проблемы соотношения «я» - «другой» // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 395-414.
Карелова Л.Б. Философско-антропологические взгляды Вацудзи Тэцуро в контексте его полемики с западноевропейской мыслью первой половины ХХ в. // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2010. С. 323-342.
Карелова Л.Б. Идеи корпоративной социальной ответственности в Японии и
национальная духовная традиция // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 277-289.
Карелова Л.Б. Проблемы пространства и времени в трудах Вацудзи Тэцуро «Этика» и «Климат» // ИФЕ 2014. М.: Канон, 2014. С. 221-237.
Кирабаев Н. С. Общество и государство в учении Чистых братьев // ИФЕ 2008. М.: ЦГИ, 2009. С. 283-301.
Кобзев А.И. «Великое учение» - конфуцианский катехизис // ИФЕ 1986. М.: Наука, 1986. С. 227-233.
Кобзев А.И. Философия за и перед Китайской стеной // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 382-386.
Кобзев А.И. Китай и атомизм // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 367-394.
ЛысенкоВ.Г. Огонь: разрушение и созидание. От ведийского мифа и ритуала к атомистической теории вайшешики // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 203-247.
Лысенко В.Г. Категории вайшешики и лингвистическая традиция Индии // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 260-286.
Лысенко В.Г. Философия числа в вайшешике // ИФЕ 1999. М.: Наука, 2001. С. 312-344.
Лысенко В.Г. Уроки устной традиции // ИФЕ 2001. М.: Наука, 2003. С. 156158.
Лысенко В.Г Постведийские науки: фонетика и этимология в свете категорий дискретного и континуального // ИФЕ 2001. М.: Наука, 2003. С. 167-192.
Лысенко В.Г. Лингвистический монизм Бхартрихари // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 275-290.
Лысенко В.Г. Душа: взгляд индологов // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 107109.
Лысенко В.Г. Движение или действие: грамматическая традиция и вайшешика // ИФЕ 2005. М.: Наука, 2005. С. 358-386.
Лысенко В.Г. Дигнага о восприятии (перевод фрагмента из «Прамана-самуч-чая-вритти») // ИФЕ 2008. М.: ЦГИ, 2009. С. 257-269.
Лысенко В.Г. Восприятие и язык в адвайта-веданте: исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи // ИФЕ 2015. М.: Аквилон, 2015. С. 71-100.
Молодцова Е.Н. О двух разных принципах анализа истории древнеиндийской науки // ИФЕ 1991. М.: Наука, 1991. С. 75-86.
НакорчевскийА.А., СмирновА.В. Диалог буддиста и суфия о том, что есть Истина // ИФЕ 1992. М.: Наука, 1994. С. 183-200.
Оберхаммер Герхард. Влияние традиционного вайшнавизма на вишишта-адвайта веданту и Панчаратру / Пер. Р.В. Псху // ИФЕ 2010. М., 2011. С. 331-352.
Предтеченская Ю.В. Определение Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к «Тайттирия упанишаде») // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2010. С. 272-290.
Псху Р.В. Место «Шаранагатигадьи» в философском наследии Рамануджи // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 353-358.
Рыков С.Ю. Некоторые идеи к пониманию блага/добра в древнекитайской философии // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 233-255.
Селезнев Н.Н. Ибн Хазм о боговоплощении и конфессиональном делении в христианстве // ИФЕ 2011. М.: Канон, 2012. С. 313-329.
Смирнов А.В. К публикации «Геммы мудрости безличной в слове Ноевом» Ибн Араби // ИФЕ 1988. М.: Наука, 1988. С. 252-254.
Смирнов А.В. Категория божественной сущности в философии исмаилитов // ИФЕ 1991. М.: Наука, 1991. С. 153-158.
Смирнов A.B. Возможна ли трактовка Универсума как языкового феномена? Саадия Гаон и его «Комментарий на "Книгу творения"» // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 283-307.
Смирнов А.В. О понятии «свобода» в арабо-мусульманской культуре // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 393-399.
Смирнов A.B. Ибн Халдун и его новая наука // ИФЕ 2007. М.: Наука, 2008. С. 159-186.
СтепанянцМ.Т. Восточные концепции «совершенного человека» в контексте мировой культуры // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 96-107.
Титлин Л.И. Полемика Васубандху со сторонниками учения о пудгале (индивиде) в «Пудгала-винишчае» // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 256-262.
Торчинов Е.А. Разделы о хинаянской и махаянской философии в традиционном историко-философском трактате Цзун-ми «О началах человека» (Юань жэнь лунь) // ИФЕ 1989. М.: Наука, 1989. С. 140-152.
Трубникова HM. Учение школы Сингон в японском буддизме IX в.: соотношение между «тайным» и «явным» учениями (к публикации трактата Кукая «Бэнкэммицу никё рон») // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 326-339.
Трубникова H.H. «Сутра-сердце праджня-парамиты» и ее истолкование у Ку-кая // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 248-262.
Трубникова H.H. Предисловие к публикации «Песни о непостоянстве» // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 230-241.
Трубникова Н.Н. «Заповеди бодхисаттвы» и буддийская община в учении Сайте: (к публикации трактата «Кэнкай-рон») // ИФЕ 2006. М., 2006. С. 359-368.
Трубникова Н.Н. «Не презирать людские дела»: конфуцианство в Японии XIII в. и вопрос о «маленьком человеке» // ИФЕ 2016. М., 2016. С. 69-92.
Фролова Е.А. Эпос кочевья и лирика оседлости (жизненные ценности в древней и средневековой арабской поэзии) // ИФЕ 1988. М.: Наука, 1988. С. 72-94.
Шохин В.К. Буддийская версия древней санкхья-йоги: Традиция Арада Каламы // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 165-184.
Шохин В.К. Паурика, Панчадхикарана, Патанджали, некоторые другие и немного компаративистики // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 170-186.
Шохин В.К. «Брахмасутрабхашья» Шанкары о цели человеческого существования // ИФЕ 1996. М.: Наука, 1997. С. 294-301.
Шохин В.К. Стратификация реальности в индийской философии: генезис концепции // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 342-366.
Шохин В.К. Первый опыт трехуровневой стратификации реальности в индийской философии (по тексту «Ланкаватара-сутры») // ИФЕ 2003. М.: Наука, 2004. С. 245-274.
Шохин В.К. Шанкара и катериальная система вайшешиков ("диалог" несовместимых онтологий) // ИФЕ 2005. М.: Наука, 2005. С. 386-405.
Юлен Мишель. Душа вчера и сегодня / Пер. В.Г. Лысенко // ИФЕ 2004. М.: Наука, 2005. С. 109-128.
Эшотс Я. Садр ад-Дин аш-Ширази и "ирфанизация" философии // ИФЕ 2000. М.: Наука, 2002. С. 378-389.
ПЕРЕВОДЫ
Ашвагхоша. Буддачарита / Пер. В.К. Шохина; сверка перевода Ю.М. Алихано-вой // ИФЕ 1987. М.: Наука, 1987. С. 184-190.
«Брахмасутра-бхашья» (II, 2, 13) / Пер. В.К. Шохина // ИФЕ 2005. М.: Наука, 2005. С. 406-414.
Великое учение / Пер. А.И. Кобзева // ИФЕ 1986. М.: Наука, 1986. С. 234-251.
«Виграха-вьявартани» (Vigraha-vyavartani), 1-4, 21-29; 7-8, 52-56 / Пер. В.П. Андросова // ИФЕ 1990. М.: Наука, 1991. С. 159-187.
Дигнага. Комментарий к «Компендиуму инструментов достоверного познания» («Прамана-самуччая-вритти») / Пер. В.Г. Лысенко // ИФЕ 2008. М.: ЦГИ, 2009. С. 270-282.
Дхармараджа Адхвариндра. Веданта-парибхаша. С комментарием «Артхади-пика-тика-вибхушита» Шридханапатисури Суташивадатта / Пер. В.Г. Лысенко // ИФЕ 2015. М.: Аквилон, 2015. С. 101-131.
Ибн Араби. Гемма мудрости безличной в слове Ноевом / Пер. А.В. Смирнова // ИФЕ 1988. М.: Наука, 1988. С. 254-266.
ИбнХалдун. Введение (ал-Мукаддима) / Пер. А.В. Смирнова // ИФЕ 2007. М.: Наука, 2008. С. 187-216.
Исида Байган. Вопросы и ответы в городе и деревне (Тохимондо) / Пер. Л.Б. Кареловой // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 260-274.
Кукай (Кобо-Дайси). Трактат о двух учениях, явном и сокровенном, и о различиях [между ними] / Пер. Н.Н. Трубниковой // ИФЕ 1995. М.: Мартис, 1996. С. 340-346.
Кукай (Кобо-Дайси). Тайный ключ к «Сутре-сердцу праджня-парамиты» / Пер. Н.Н. Трубниковой // ИФЕ 1997. М.: Наука, 1999. С. 263-282.
Кукай. Песнь о непостоянстве / Пер. H.H. Трубниковой // ИФЕ 2002. М.: Наука, 2003. С. 241-264.
Мискавейх. Трактат о природе справедливости / Пер. З.И. Гусейновой // ИФЕ 1998. М.: Наука, 2000. С. 289-300.
«Пудгала-винишчая» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры (Фрагмент) / Пер. Л.И. Титлина // ИФЕ 2013. М.: Канон, 2014. С. 263-276.
Рамануджа. Шаранагатигадья / Пер. Р.В. Псху // ИФЕ 2010. М.: ЦГИ, 2011. С. 359-366.
Сайте. Из «Рассуждения, проясняющего заповеди» («Кэнкай-Рон», 820 г.) / Пер. Н.Н. Трубниковой // ИФЕ 2006. М.: Наука, 2006. С. 368-397.
Сарвадарашана-санграха. Глава «Пратьябхиджня-даршана» / Пер. В.П. Иванова) // ИФЕ 2009. М.: ЦГИ, 2011. С. 255-271.
Хамид ад-Дин аль-Кирмани. Успокоение разума / Пер. А.В. Смирнова // ИФЕ 1991. М.: Наука, 1991. С. 158-173.
Цзун-ми. О началах человека (Юань жэнь лунь). Разделы о Хинаяне и Махаяне / Пер. Е.А. Торчинова // ИФЕ 1989. М.: Наука, 1989. С. 152-158.
«Юктидипика» (VII-VIII вв.) о древних философах / Пер. В.К. Шохина // ИФЕ 1994. М.: Наука, 1995. С. 186-190.