Научная статья на тему 'Триада педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности как опыт развития идей А. А. Остапец-Свешникова'

Триада педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности как опыт развития идей А. А. Остапец-Свешникова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / СИНЕРГЕТИКА / СУЩНОСТЬ / СВЯЗИ / ОТНОШЕНИЯ / EDUCATION / TOURISM / SYNERGETIC / SUBSTANCE / CONNECTIONS / RATIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Юрий Семенович

Анализ психолого-педагогических принципов туристской деятельности со школьниками, составленных А. А. Остапцом-Свешниковым, показал, что для отражения взаимодействия педагога и ребенка необходимо использовать триединство принципов: сущность-связи-отношения. Исходя из этого, туристская деятельность со школьниками приобретает свойства целостности: обучение-развитие-воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Triad of Pedagogical Principles in Tourism and Local Lore Activity as Experience in Developing Ideas A. A. Ostapets Sveshnikov

Analysis of the psychological and pedagogical principles of tourist activities with schoolchildren, compiled by A. A. Ostapets-Sveshnikov, showed that to reflect the interaction between the teacher and the child, it is necessary to use the triad of principles: the substance-the connection-the ratio. Proceeding from this, that tourist activity with schoolchildren acquires the properties of integrity: learning-development-upbringing.

Текст научной работы на тему «Триада педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности как опыт развития идей А. А. Остапец-Свешникова»

экскурсий (ЭЦДЮТЭ) «Родина» по адресу ул. Челябинская, д. 4. Возглавил Центр А. А. Остапец-Свешников.

Уникальный опыт тур. клуба «Родина», получивший высокую оценку руководством Московского образования (руководитель Ке-зина Л. П.) стал основой оформление авторской педагогической системы ТКД А. А. Остапца (Концепции и инновационной образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир»; ее научно-методического кадрового обеспечения) в государственном учреждении дополнительного образования (новый этап развития внешкольного образования).

Примечания

А. А. Остапец-Свешников Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» - М., Проме-тей». -1992.

А. А. Остапец-Свешников От кружка школы до Экспреимен-тального Центра Москвы и России (20 лет клуба и Центра «Родина»). - М. - 1997. - 100 с.

УДК 37.068; 371.83; 376.66; 959; 37.026.5; 37.018

Ю. С. Самохин

ТРИАДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВА

Анализ психолого-педагогических принципов туристской деятельности со школьниками, составленных А. А. Остапцом-Свешниковым, показал, что для отражения взаимодействия педагога и ребенка необходимо использовать триединство принципов: сущность-связи-отношения. Исходя из этого, туристская деятельность со школьниками - приобретает свойства целостности: обучение-развитие-воспитание.

Analysis of the psychological and pedagogical principles of tourist activities with schoolchildren, compiled by A. A. Ostapets-Sveshnikov, showed that to reflect the interaction between the teacher and the child, it is necessary to use the triad of principles: the substance-the connection-the ratio. Proceeding from this, that tourist activity with schoolchildren - acquires the properties of integrity: learning-development-upbringing.

Ключевые слова: образование, туризм, воспитание, синергетика, сущность, связи, отношения.

Keywords: education, tourism, education, synergetic, substance, connections, ratio.

В работе над диссертацией я столкнулся с необходимостью преодолеть в своем мировоззрении и в педагогической методологии тупики, вызванные штампами мышления и бездумным воспроизводством чужих методик. Проблема состояла не в том, что я не знал, как мне работать с детьми средствами туристско-краеведческой деятельности. Дело было в том, что педагогическая наука, на доступном мне в тот период времени уровне, нуждалась в углублённом анализе возможностей туризма и краеведения в учебно-воспитательной работе со школьниками. Стало ясно, что необходимо обратиться к специалистам, хорошо знающим практику детско-юношеского туризма и, главное, сумевшим внести заметный вклад в теоретическое и методологическое обоснование педагогики краеведения и детско-юношеского туризма.

В предложенном контексте необходимо назвать, прежде всего, выдающихся специалистов в нашем деле - доктора педагогических наук Остапца-Свешникова Александра Александровича и доктора педагогических наук Голова Василия Пантелеевича. Ос-тапец-Свешников А. А., в русле своих многочисленных инициатив, сумел представить практику образовательного объединения тури-стско-краеведческой направленности как систему психолого-педагогического взаимодействия педагога и учеников, направленную на формирование всестороннее развитие личности воспитанников. Голов В. П. специализировался на программном обеспечении детско-юношеского туризма и краеведения, глубоко и всесторонне рассмотрел методологию преподавания географических дисциплин.

И Остапец-Свешников А. А., и Голов В. П. в своих статьях и книгах сделали обобщения подлинно мировоззренческого уровня, но наиболее актуальные вопросы, как мне представлялось в те годы, были заявлены в трудах Александра Александровича.

Однако его теоретические построения в системе моих отношений с воспитанниками, довольно быстро показали свою несо-

стоятельность. Причина моих неудач была не методологии турист-ско-краеведческой деятельности, а в том, что универсалистский (технологический) подход к работе с детьми, без учета личных качеств руководителя образовательного объединения и, личных качеств собравшихся вокруг него детей может оказаться разрушительным. Именно это стало для меня стартом к изучению теории систем и синергетики (синергия (греч.) - содействие).

Пришлось внимательно познакомиться с философией и методологией социальных наук, ближе познакомиться с основными положениями синергетики, как теории саморазвития через взаимодействие элементов в сложных неравновесных системах. Это помогло творчески переосмыслить основные положения педагогики и психологии туристско-краеведческой деятельности учащихся, изложенной в книге Остапца-Свешникова А. А. [3]. В его книге наиболее отчетливо выявленные мною противоречия в организации и развитии туристско-краеведческой деятельности учащихся были представлены в психолого-педагогических принципах процесса обучения и воспитания:

- принцип целеустремленности;

- дидактический принцип научности;

- принцип коллективизма;

- принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы учащихся;

- принцип сочетания требовательности и уважения к подростку;

- принципы последовательности, постепенности, систематичности;

- краеведческий принцип;

- принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;

- принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления;

- принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния;

- принцип единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности.

Все одиннадцать принципов, хотя и представляются исключительно важными по значимости в работе с детьми, оставляют ощущение избыточности, далёкой от реальной практики. В связи с этим оказалось, что необходимо точно осознать категорию, именуемую принципом, который в контексте настоящей работы пони-

мается как основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. Принцип, как своего рода точка зрения на проблему, позволяет раскрыть один из ее ключевых аспектов. Правильно простроенные принципы позволяют определить линию поведения, действия, последовательность шагов. В конце концов, комплекс принципов определяет подход к проблеме. Таких подходов, как мы определили выше, в книге Остапца-Свешникова А. А. оказалось одиннадцать. При внимательном анализе, выяснилось, что разрабатывая психолого-педагогические принципы туристско-краеведческой деятельности, Александр Александрович выбрал путь комплексности (полноты), тогда как более перспективным, в контексте тех задач, которые стояли передо мной, мне представлялся путь целостности. С позиции целостности, принципы, предложенные у Остапца-Свешникова А. А., укладывались в две структурные группы принципов, объединённых исходя из 1. природосообразности (человек) и 2. культуросообразности (обучение и воспитание). Однако в теории систем подобного рода двойственность (дуализм, бинар-ность, дихотомия и т. п.) педагогических принципов рассыпалась, так как не хватало третьего компонента, третьего принципа, обеспечивающего осмысление усилий педагога и ребенка. И я его нашел: 3. целесообразность (смысл). Получилась «системная триада» необходимая для решения проблемных противоречий, как компромисс, обеспечивающий смысл (целостность) сосуществования ту-ристско-краеведческой деятельности. В системной триаде каждая пара элементов находится в соотношении дополнительности, а третий задаёт меру совместности. Гибкость системных триад обеспечивало фундаментальность понятия целостности.

Преодоления двойственности обеспечило целостность во взгляде на явления. Обращение к триадическим структурам открыло возможность увидеть и осознать принципы 1) неопределённости; 2) дополнительности; 3) совместности.

Свойство гибкости, пластичности, проявляемое триадической структурой, обеспечивает познание человека, наделённого свободой воли. Без триад невозможно примирение тенденций к суверенности и взаимозависимости частей современного мира; невозможно совместить единство целого и свободу частей. В жёсткой структуре двойственности (дуализма) единение ведёт к тоталитаризму.

Понятие целостности, приходящее на смену понятию комплексности (полноты), осознаётся как фундаментальное, невыразимое в моделях, доступное скорее постижению, чем пониманию [1].

Семантическая формула системной триады по мнению петербургского математика Баранцева Р. Г. выглядит так: 1. сущность 2. связи 3. отношения: или второй усложненный вариант: 1. Ин-туицио 2. рацио 3. эмоцио.

В работе над статьями, в которых предполагался анализ социальных явлений я обнаружил у того же автора [1] еще группу триад из разных областей наук и творческих озарений в искусстве и литературе.

К. Г. Юнг: «Триединство - это архетип, чья доминирующая сила благоприятствует духовному развитию...» (Архетип-Духовность-Развитие. Прим. Ю. С.)

Г. С. Померанц, «Все высшие религии, суть воплощения предвечной Троицы. Не только Бог, но и мы сами едины в трёх лицах». Действительно: Отец - Дух Святой - Сын (1. Сущность 2. Связи 3. Отношения. Прим. Ю.С.))

A. В. Сухово-Кобылин - триада логика-природа-дух рассматривается как общая форма всякой жизни.

П. А. Сорокин - три аспекта в методологии (рассудочный, сенсорный, интуитивный) и выделяет в интегральной теории познания социальной реальности [19].

С. Д. Лебедев определяет миф как информационно-психологическую структуру трёх моментов: эмоционального, когнитивного и волевого.

B. Н. Волченко полагает, что «сознание человека целесообразно рассматривать состоящим из трёх взаимосвязанных элементов: Интеллект + Душа + Дух».

М. Н. Чирятьев - пути обретения знания проходят по всем трём мирам: духовному, душевному и телесному.

В. В. Налимов раскрывает его через триаду текст-язык-смысл.

Вл. С. Соловьёв писал о Достоевском Ф.М.: «Будучи религиозным человеком, он был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником».

В Концепции общественной безопасности (КОБ) - (Зазнобин В. М. Ефимов В. А. Величко М. В.) модель базовых понятий, позволяющих описывать любой объект окружающего нас мира, основана на триаде материя-информация (образ-мера (упорядоченность). Свою модель они противопоставляют традиционной схеме

познания: материя, энергия, пространство, время, которая не отражает целостность сущего.

Отталкиваясь от выше изложенного, я составил триады педагогических принципов, необходимых, на мой взгляд, для анализа соответствия педагогической методологии и тем духовным мировоззренческим задачам (педагогическая миссия), которые ставит себе педагог (сущность - связи - отношения) [4]:

- ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ: природосообразность, куль-туросообразность и целесообразность;

- ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: образова-тельность, результативность, открытость;

- ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: фундаментальность, вариативность, адаптивность.

На вышеизложенных принципах может быть построена образовательная модель учреждения образования [5]

Образовательная модель учреждения образования

Изложенное триединство психолого-педагогических принципов: сущность - связи - отношения можно широко использовать в работе с детьми в школе, в дополнительном образовании, в музееведении, в туристском походе или в экспедиции. Это позволит ставить вопрос не только о комплексном подходе при взаимодействии педагога и ученика, но, также, и это главное, о целостности педагогического процесса: обучение - развитие - воспитание. А это путь к преодолению штампов во взгляде на работу с детьми, в том числе средствами туристско-краеведческой деятельности.

Примечания

1. Баранцев Р. Г. Становление тринитарного мышления / Р. Г. Баран-цев // URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261086.htm (22.03.2018).

2. Баранцев Р. Г. Структурная методология синтеза / Р. Г. Баранцев // URL: http://agni3.narod.ru/Barancevsintez.htm (22.03.2018).

3. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец - Методическое издание. - М.: РМАТ, 2001. - 87 с. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/ostapec.htm (29.03.2018)

4. Самохин Ю. С. Оправдание краеведения. Монография. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. - 186 с. 11,75 п. л.

5. Самохин Ю. С. Педагогика краеведения. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей естественнонаучных факультетов. Монография. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - 165 с.

УДК 37.018; 929; 37.013.2; 37.022

А. Л. Шипко

ЗАВЕЩАНИЕ УЧИТЕЛЯ

Исходя из основных теоретических положений влияния детско-юношеского туризма на формирование личности в детском и юношеском возрасте, многолетнего общения с А. А. Остапцом-Свешниковым предпринята попытка сформулировать основную цель Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.

An attempt was made to formulate the main goals of International public organization of Moscow academy of children and youth tourism and local lore with taking the fundamental theoretical propositions impact of children and youth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.