ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА
Д. Г. ПЛАТОНОВ, О. А. ЗУЕВА, Т. В. АВДЮШКИНА, А. В. МАКСИМЕНКО Государственное казенное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница», Кемерово
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Работы, посвященные особенностям психической деятельности у детей с врожденными пороками сердца (ВПС), которым необходимо оперативное лечение, в доступной литературе практически отсутствуют. Среди негативных переживаний тревожность занимает особое место, часто она приводит к созданию неблагоприятного фона для проведения хирургического вмешательства и негативно воздействует на результаты послеоперационного лечения. Тревожность способствует снижению успеваемости, трудностям в общении, различным соматическим отклонениям. Наличие психотравмирующих обстоятельств, связанных с болезнью, таких как осознание и переживание болезни, госпитализация, отрыв от семьи, лечение, представление о будущем и прогнозе болезни, приводит к увеличению числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Целью нашего исследования было изучение тревожности у детей с врожденными пороками сердца в условиях предстоящего оперативного лечения.
Выбор методик для экспериментального исследования был обусловлен задачами исследования, надежностью и валидностью используемых методик, учетом личных особенностей испытуемых.
Для проведения данного исследования был использован следующий блок методик: клиническое интервью, опросники тревожности А. И. Захаро-
ва, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, шкала самооценки тревоги Цунга.
В исследовании с 2011 по 2013 г. приняли участие 116 детей, из них 63 мальчика и 53 девочки в возрасте от 5 до 18 лет. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап «Дооперационный» (2-3 дня до предполагаемой операции) - выявление проблем, оценка их выраженности, коррекция. Второй этап «Ранний послеоперационный» (7-10 дней после операции) - выявление и коррекция психологических проблем различного уровня, возникших вследствие оперативного вмешательства и связанной с ним тревоги.
Данные исследования тревожности на «Доопе-рационном» этапе.
Мальчики (63 пациента). Была выявлена низкая тревожность - у 16 пациентов (25,3 %), умеренная тревожность - у 27 (42,8 %), высокая тревожность - у 4 (6,3 %). Общая тревожность составила
74,4 %, что является высоким уровнем тревожности у мальчиков данной группы.
Девочки (53 пациента). Была выявлена низкая тревожность - у 17 пациентов (32 %), умеренная-у 23 (43,3 %), высокая - у 2 (3,7 %). Общая тревожность составила 79 %, что превышает таковую у мальчиков.
Общая тревожность (мальчики, девочки) - 76,7 %.
Данные исследования на «Раннем послеоперационном» этапе.
Мальчики (63 пациента). Была выявлена низкая тревожность - у 12 пациентов (19 %), умеренная-у 19 (30,1 %), высокая - у 1 (1,5 %). Общая тревожность - 50,6 %.
Девочки (53 пациента). Была выявлена низкая тревожность - у 13 (24,5 %), умеренная - у 18 (33,9 %), высокая - у 1 (1,9 %). Общая тревожность - 60,3 %.
Общая тревожность (мальчики, девочки) -
55,4 %.
В результате проведенного исследования на первом этапе выявлен повышенный уровень тревожности. Девочки обнаружили более высокий уровень тревожности. Менее тревожными оказались мальчики. Сравнительный анализ второго этапа показал снижение уровня тревожности. После проведенных психокоррекционных мероприятий уровень общей тревожности снизился
с 76,7 до 55,4 %, у мальчиков - на 23,8 %, у девочек - на 18,7 %.
Таким образом, проведенное исследование показало, что повышенная тревожность сопровождает ребенка на первом и втором этапах лечения, однако после проведенной психокоррекции значительно снижается. Повышенный уровень тревожности может негативно влиять на процесс лечения ребенка и на психику в целом. Полученные результаты позволяют говорить о необходимости совместной работы психологической и кардиохирургической служб для достижения высокоэффективной и полноценной помощи, позволяющей улучшить качество жизни детей и их родителей.