коррекция эмоциональных нарушений у детей с врожденными пороками сердца с помощью арт-терапии в условиях стационара
О. А. зУЕвА, т. в. АвдюшкИНА
Государственное казенное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница», Кемерово
В настоящее время растет интерес к применению методов арт-терапии в медицине. Это относительно новый метод психодиагностики и коррекции эмоциональных нарушений. Метод невербального выражения чувств и эмоций. Детский рисунок является своеобразным аналогом речи, Л. С. Выготский назвал детский рисунок графи-
ческой речью. Арт-терапия играет особую роль в коррекции эмоциональных нарушений. Она дает возможность выхода чувств, которые в силу тех или иных причин не могут быть выражены. Цель нашего исследования: оценка эффективности использования методов арт-терапии в реабилитации детей с врожденными пороками сердца (ВПС),
нуждающихся в оперативном лечении, а также выявление наличия повышенной тревожности и других психологических проблем, гармонизация эмоционального состояния. Занятия с использованием проективной рисуночной методики «Сердце глазами ребенка» проводились с детьми от 5 до 18 лет. Они представляют из себя структурированные занятия, где ребенку предлагается нарисовать свое сердце, как он его ощущает до и после оперативного лечения.
Задачи, которые решались в рамках программы: выявление уровня тревожности у детей с ВПС; отреагирование актуальных состояний; коррекция механизмов психологической защиты; снятие эмоционального напряжения; знакомство с основными эмоциями ребенка в стрессовых ситуациях и гармонизация эмоциональной сферы; развитие саморегуляции, здоровых установок и мотиваций; улучшение детско-родительских отношений в сложной жизненной ситуации, связанной с оперативным лечением; закрепление положительных поведенческих реакций. Арт-терапевтически процесс состоит из следующих основных этапов:
1) подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;
2) коррекционного этапа, оценки промежуточных результатов;
3) завершения работы, оценки конечных результатов.
В исследовании приняли участие 116 детей в возрасте от 5 до 18 лет, из них 63 мальчика и 53 девочки, за период с 2011 по 2013 г. Использовалась индивидуальная и групповая психокоррекция. Для оценки эффективности в начале работы было проведено комплексное обследование психологического состояния детей с целью выявлению уровня тревожности. Применялись такие методики, как: непосредственная беседа с ребенком, опросники А. И. Захарова, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, шкала самооценки тревожности Цунга. На первом, до-операционном этапе был выявлен общий уровень тревожности, равный 76,7 %. После проведенных психокоррекционных мероприятий уровень тревожности снизился до 55,4 %. Улучшился благоприятный фон настроения, общее самочувствие. Больше стало детей с позитивным настроем на будущее, что положительно сказывается на успешной реабилитации. Таким образом, проективная рисуночная методика «Сердце глазами ребенка», разработанная и применяемая для коррекции психологических проблем у детей с врожденными пороками сердца, является эффективной, на основании чего может быть рекомендована для реабилитации детей в до- и послеоперационном периоде, а также для более широкого использования.