Российский журнал менеджмента Том 6, № 3, 2008. С. 155-160
ХРОНИКА
III ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
«РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛА МЕНЕДЖМЕНТА»
С 7 по 18 июля 2008 г. в Санкт-Петербурге прошла III Летняя школа «Российского журнала менеджмента». Летние школы в области исследований по менеджменту, организуемые Высшей школой менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета, уже стали традиционным событием, ежегодно собирающим порядка 30 молодых исследователей в области управленческой науки из различных регионов России. В первые три года работы Школы в ней приняло участие более 80 преподавателей, научных сотрудников, аспирантов из более чем 40 вузов и научных центров России и стран СНГ. Представителен географический размах Летней школы — практически каждый год среди участников Школы присутствуют молодые исследователи из всех федеральных округов Российской Федерации. Ежегодно к числу участников Школы присоединяются представители все новых отечественных вузов.
В 2008 г. в работе III Летней школы приняли участие 30 слушателей, представлявших вузы и научные центры Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Бийска, Благовещенска, Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Королева, Красноярска, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Ульяновска, Уфы, Хабаровска. Всего на конкурсный отбор, предполагавший подготовку исследовательской работы (не менее 0,75 а. л.) по проблематике менеджмента, было прислано порядка 90 заявок. Обязательным элементом отбора выступала
оценка работ конкурсантов привлеченными экспертами.
В Оргкомитет III Летней школы, осуществлявший координацию всех научно-методических вопросов ее проведения, вошли члены редколлегии «Российского журнала менеджмента»: В. С. Катькало (СПбГУ, председатель), А. В. Бухвалов (СПбГУ, зам. председателя), С. Р. Филонович (ГУ-ВШЭ, зам. председателя), Г. Б. Клейнер (ЦЭМИ РАН), В. Л. Тамбовцев (МГУ), О. А. Третьяк (ГУ-ВШЭ), А. А. Яковлев (ГУ-ВШЭ).
Занятия в Школе проводились в рамках уже зарекомендовавшего себя формата: лекции по проблематике отдельных областей управленческой науки сочетались с семинарами, на которых происходило представление исследовательских работ участников и их обсуждение, включавшее развернутый отзыв дискуссанта из числа опытных исследователей, к которым обращался с просьбой об анализе работы Оргкомитет Школы. Необходимо отметить, что и лекции, и семинары были ориентированы на как можно более активное участие слушателей в работе Школы. Этому способствовал как «открытый» характер лекций, иногда переходивших в формат обсуждения поставленных проблем, так и построение семинаров в виде своеобразной триады «презентация исследовательской работы — вопросы слушателей — выступление дискуссанта». В качестве дискус-сантов, заранее знакомившихся с работами и подробно их комментировавших, выступили лекторы Школы, члены Оргкомитета, а также преподаватели ВШМ СПбГУ.
III Летняя школа «Российского журнала менеджмента» была по традиции открыта выступлением главного редактора журнала, декана ВШМ СПбГУ В. С. Катькало, который представил собравшимся роль исследований по менеджменту в развитии управленческой науки в целом, а также Летних школ для молодых исследователей в области менеджмента — в построении в рамках ВШМ СПбГУ университетской бизнес-школы мирового уровня.
Тематически работа III Летней школы проходила в рамках двух модулей. Один из них (7-11 июля 2008 г.) был посвящен проблематике современных подходов в исследованиях стратегий фирм. Первым блоком этого модуля (7-8 июля) стали лекции по теме «Экономические теории фирмы и исследования по стратегическому управлению». В качестве лекторов выступили профессор В. Л. Тамбовцев и профессор М. Ю. Шере-шева. Слушателям был представлен общий обзор теорий фирмы (контрактной, трансак-ционной, агентской, предпринимательской и др.), показано их значение для развития исследований в области стратегического менеджмента. Отдельная лекция была посвящена ресурсной теории фирмы, которая находится в основании современных концепций стратегического менеджмента и, в частности, исследований источников устойчивых конкурентных преимуществ и отличительных компетенций фирм. Тесно связанным с предыдущим стало специальное рассмотрение подхода к фирме, основанного на знаниях: типов знания, сущности базы знаний фирмы, процессов передачи знания и обучения. В завершение лекций по данному блоку вниманию слушателей был представлен анализ возможностей синтеза современных теорий фирмы, перспективных направлений теоретических и эмпирических исследований в данной области.
Отдельная лекция — «Полевые исследования в области менеджмента в России: практика проведения» (лектор — ст. преподаватель М. М. Смирнова) — была посвящена важным вопросам осуществления эмпирических исследований по менеджмен-
ту в российском контексте. Затрагивались не только такие общие методологические проблемы, как основные этапы исследований по менеджменту, планирование исследования, организация и этапы исследования, методология исследований, но и вопросы и проблемы сочетания преподавательской и исследовательской деятельности, интеграции результатов исследований в преподавание. Отдельно в рамках лекции был представлен обзор основного инструментария полевых исследований — конструирования и операционализации переменных, методов и моделей анализа собранных данных.
Завершил первую неделю работы Школы блок лекций, посвященных проблематике стратегического маркетинга (10-11 июля). Первая лекция (лектор — профессор О. А. Третьяк) была посвящена вопросам маркетинга взаимодействия и партнерских отношений. В ее рамках участникам Школы были представлены основные идеи «маркетинговой концепции управления», предпосылки возникновения маркетинга взаимоотношений. Отдельное внимание было уделено изменению роли маркетинга в управлении; деловым стратегиям, опирающимся на взаимоотношения. Специальным вопросом стал детальный анализ закономерностей функционирования сетевых бизнес-структур. На второй лекции (лектор — профессор С. П. Кущ) рассматривались механизмы координации процессов управления взаимоотношениями компании с партнерами и стратегических перспектив взаимоотношений продавцов и покупателей на промышленных рынках. Участникам школы были подробно представлены такие ключевые вопросы управления взаимоотношениями, как организация и координация бизнес-процессов компаний, согласование маркетинговых стратегий, построение стратегий управления взаимоотношениями с поставщиками.
Основную часть второго модуля III Летней школы (14-18 июля) составила проблематика исследований человека в менеджменте. В ходе первого блока лекций — «Лидерство как интегральная проблема наук о поведе-
нии» — профессор С. Р. Филонович представил участникам Школы широкую панораму одного из важнейших направлений изучения деловых организаций. В лекциях (14-15 июля) слушателям были показаны причины роста исследовательского интереса к тематике лидерства; различия между менеджерами и лидерами; разнообразные определения и концепции лидерства и лидерского поведения; связь между стилями лидерства и стадиями жизненного цикла организации. Значительное внимание было уделено возрастанию значимости формирования идей и ценностей организаций как элементов деятельности лидеров. Участникам Школы были представлены методологические аспекты исследований лидерства: потенциальные области исследований, основные исследовательские проблемы, вопросы российской специфики.
В рамках лекции «Поведенческие финансы» (лектор — профессор Д. В. Репин) слушателям было представлено одно из активно развивающихся междисциплинарных направлений исследований в менеджменте, в котором учитывается влияние фактора психологии на поведение агентов, принимающих инвестиционно-финансовые решения. В его рамках происходит снятие предпосылки о полной рациональности агентов, действующих на финансовых рынках. В лекции были подробно представлены и проиллюстрированы (в том числе в рамках проведенной мини-игры) особенности восприятия людьми риска, дисконтирования и вероятностей и финансовой информации в целом.
Завершал III Летнюю школу блок лекций, посвященных проблематике стратегического управления человеческими ресурсами (лектор — профессор С. Р. Филонович). Помимо общих вопросов, связанных с определением стратегии и последовательности действий по ее выработке, вниманию слушателей были предложены рассмотрение ключевых аспектов НИ-стратегий и анализ причин превращения человеческих ресурсов в стратегический фактор развития фирм. Основные акценты были сделаны на проблемах, возникающих в стратегическом управлении че-
ловеческими ресурсами: переходе от «управления человеком» к «управлению людьми», соотношении управления индивидуумом и управления группой. Существенное внимание было уделено понятию личности, ее сочетанию с корпоративной культурой, соотношению целей личности и организации. Отдельно были освещены вопросы «войны за таланты» и «управления талантами», показаны перспективы исследований в области мотивации, влияния управления человеческими ресурсами компаний на их результативность, современного проблемного поля исследований стратегического управления человеческими ресурсами.
Традиционным и важным элементом Летних школ «Российского журнала менеджмента» является Круглый стол по проблемам управленческий науки и исследований в менеджменте. Подобное мероприятие предоставляет участникам Школы уникальную возможность взаимодействия с известными российскими исследователями в сфере менеджмента и экономики — членами редколлегии журнала. В 2008 г. предметом рассмотрения на Круглом столе стали две ключевые темы III Летней школы: «Стратегический менеджмент» и «Исследования человека в менеджменте».
Отдельное внимание в рамках Школы уделялось обеспеченности участников доступом к наиболее актуальным и полным источникам научной информации. Все слушатели получили доступ к одной из наиболее полных в России коллекций электронных баз данных статей академических журналов (российских и зарубежных) по менеджменту и смежным дисциплинам. Кроме того, была обеспечена и методическая помощь в совершенствовании навыков пользования подобными базами данных, все участники Школы получили возможность работать с книжным фондом библиотеки ВШМ СПбГУ, в которой собрано более 60 тыс. экземпляров изданий по профильным дисциплинам. Помимо этого, как и в прошлом году, слушатели Школы могли выбрать заинтересовавшие их книги, вышедшие в свет в 2007 г. в издательстве Высшей школы менеджмента СПбГУ в рамках
реализации Приоритетного национального проекта «Образование».
Формальным итогом Школы было вручение слушателям именных свидетельств участников III Летней школы «Российского журнала менеджмента». Реальные же результаты значительно шире — это и приобретение слушателями знаний о передовых концепциях управленческой науки и перспективах их развития, и эффективные обсуждения представленных на Школу исследовательских работ, стимулирующие дальнейшие изыскания участников, и, наконец, очередной шаг к формированию динамичной среды отечественных исследователей в области менеджмента.
Более подробную информацию о III Летней школе можно найти на сайте «Российского журнала менеджмента» — http://www.rjm. ru/summer2008.
Лекции III Летней школы «Российского журнала менеджмента»
7 июля, понедельник
В. Л. Тамбовцев (Экономический факультет МГУ). Теории фирмы: неоинституциональные теории фирмы. М. Ю. Шерешева (Государственный университет - Высшая школа экономики). Ресурсные теории фирмы.
8 июля, вторник
М. Ю. Шерешева (Государственный университет - Высшая школа экономики). Теория знаний, динамические способности. Межфирменные сети. В. Л. Тамбовцев (Экономический факультет МГУ). Теории фирмы: попытки синтеза и возможные направления развития.
9 июля, среда
М. М. Смирнова (Высшая школа менеджмента СПбГУ). Полевые исследования в области менеджмента в России: практика проведения.
10 июля, четверг
О. А. Третьяк (Государственный университет - Высшая школа экономики). Мар ке-
тинг взаимодействия и партнерских отношений.
11 июля, пятница
С. П. Кущ (Высшая школа менеджмента СПбГУ). Механизм координации процессов управления взаимоотношениями компании с партнерами.
14 июля, понедельник
С. Р. Филонович (Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ). Лидерство как интегральная проблема наук о поведении (ч.1).
15 июля, вторник
С. Р. Филонович (Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ). Лидерство как интегральная проблема наук о поведении (ч.2).
16 июля, среда
Д. В. Репин (Государственный университет -Высшая школа экономики). Поведенческие финансы.
17 июля, четверг
С. Р. Филонович (Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ). Стратегическое управление человеческими ресурсами (ч. 1).
18 июля, пятница
С. Р. Филонович (Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ). Стратегическое управление человеческими ресурсами (ч. 2).
Доклады слушателей III Летней школы «Российского журнала менеджмента»
Андрейченко Н. В. (Южный федеральный университет). Региональные особенности достижения транспарентности бизнес-структур как условие предотвращения корпоративных конфликтов и привлечения инвесторов через механизм IPO.
Батырь А. П. (Нижегородский филиал Государственного университета - Высшая школа экономики). Диверсификация и специализация производства в российской промышленности периода экономического подъема (1999—2004 гг.).
Белокрылов К. А. (Южный федеральный университет). Механизм управления эффективностью фирмы с применением персонал-технологий.
Бородина И. П. (Южный федеральный университет). Системы управления рекламными коммуникациями фирмы.
Бочаров С. Н. (Алтайский государственный университет). Вертикальная интеграция в создании рентабельных агропромышленных фирм.
Бутрюмова Н. Н. (Нижегородский филиал Государственного университета - Высшая школа экономики). Роль бизнес-ангелов в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.
Волкова Н. В. (Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета). Организационный климат: методика оценки, влияние на эффективность инновационной деятельности.
Григорьева А. В. (Королевский институт управления, экономики и социологии). Коучинг как новая технология развития и обучения персонала.
Елфимова М. М. (Оренбургский государственный педагогический университет). Пара-дигмальные модели восприятия организационной культуры ингруппами сотрудников: мотивационно-ценностный аспект и детерминанты предложения.
Калабина М. А. (Государственный университет - Высшая школа экономики). Российский рынок труда «белых воротничков»: современное состояние.
Ковалева Т. В. (Хабаровская государственная академия экономики и права). Модель разработки стратегии развития предприятия в условиях риска и неопределенности на основе оценки стратегического потенциала.
Кузнецова А. Р. (Башкирский государственный аграрный университет). Кадровый менеджмент и рынок труда в сельском хозяйстве Республики Башкортостан.
Кучеров Д. Г. (Высшая школа менеджмента СПбГУ). Брендинг на рынке труда как элемент стратегического управления человеческими ресурсами.
Малыгина О. В. (Государственный университет управления). Ключевая компетентность организаций как конкурентное преимущество.
Орехова С. В. (Уральский государственный экономический университет). Оценка влияния локального рынка труда на устойчивость институтов внутрифирменного рынка труда градообразующих предприятий.
Пожидаев Р. Г. (Воронежский государственный университет). От стратегии к структуре управления — процесс изменений и оценка его эффективности.
Рубцова Н. В. (Байкальский государственный университет экономики и права). Качество обслуживания в российских страховых организациях: исследование с позиции многофакторного подхода.
Сальникова Е. Г. (Нижегородский филиал Государственного университета - Высшая школа экономики). Территориальное раз-ме ще ние как фактор эффективности деятельности предприятия.
Сарычева В. А. (Высшая школа менеджмента СПбГУ). Фактор менеджмента в концепции динамических способностей фирмы.
Смирных С. Н. (Уральский государственный экономический университет). Обо сно ва-ние выбора институциональных форм деятельности организаций, оказывающих медицинские услуги.
Солодухин К. С. (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса). Применение теории заинтересованных сторон в стратегическом управлении: проблема разделения целей компании и целей менеджмента.
Такаева М. С. (Санкт-Петербургский государственный университет). Модель формирования оптимального контракта.
Трошина Е. П. (Самарский государственный экономический университет). Осо бен но-сти управления предпринимательским подразделением в российских и зарубежных компаниях.
Туф Д. М. (Сибирский федеральный университет). Исследование эффективности функционирования фирмы в рамках институциональных подходов.
Фокин К. Б. (Сибирский государственный индустриальный университет). Определение цели работы с кадровым резервом руководителей.
Фролова И. И. (Набережночелнинский филиал Нижегородского государственного лингвистического университета). Система менеджмента качества персонала акционерного общества.
Хаймурзина Н. З. (Ульяновский государственный университет). Использование процессного подхода в оценке персонала с
применением метода центра оценки для оценки компетенций сотрудников.
Хлыстов К. В. (Иркутский государственный университет). Анализ инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса.
Шубина К. Д. (Амурский государственный университет). Эволюционный подход в диагностировании устойчивого развития динамической системы (на примере предприятия отрасли машиностроения).
М. В. Смирнов
Высшая школа менеджмента СПбГУ