Научная статья на тему 'I Летняя школа «Российского журнала менеджмента»'

I Летняя школа «Российского журнала менеджмента» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «I Летняя школа «Российского журнала менеджмента»»

Российский журнал менеджмента Том 4, №3, 2006. С. 181-185

ХРОНИКА

I ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛА МЕНЕДЖМЕНТА»

С 3 по 7 июля под Санкт-Петербургом, в Зе-леногорске — известном курортном центре на берегу Финского залива — прошла I Летняя школа «Российского журнала менеджмента».

Летняя школа по менеджменту, проведение которой планируется сделать ежегодным, задумана в качестве одного из механизмов реализации миссии «Российского журнала менеджмента» — содействия развитию исследований российских ученых в области актуальных проблем современного менеджмента и продвижению в широкую среду научных работников и преподавателей России и других стран передовых концепций эффективного управления организациями. При этом непосредственной целью Школы является стимулирование исследований в области управленческой науки и содействие подготовке публикаций, основанных на теоретическом анализе и эмпирических исследованиях российских компаний, выполненных в соответствии с основными парадигмами управленческой науки и отвечающих современным стандартам обработки и интерпретации данных.

Основой для организации I Летней школы «Российского журнала менеджмента» послужили усилия факультета менеджмента СПбГУ, взявшего на себя работу по ее подготовке и проведению. Мероприятия по организации I Летней школы осуществлялись в рамках софинансирования по приоритетному национальному проекту «Образование» в части создания Высшей школы

менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

В Оргкомитет I Летней школы, координировавший все научные и методические вопросы ее проведения, вошли члены редколлегии «Российского журнала менеджмента» В. С. Катькало (СПбГУ, председатель),

A. В. Бухвалов (СПбГУ, зам. председателя),

B. Л. Тамбовцев (МГУ, зам. председателя), О. А. Третьяк (МГУ), С. Р. Филонович (ГУ-ВШЭ), А. А. Яковлев (ГУ-ВШЭ).

В работе Школы 2006 г. принял участие 31 слушатель из вузов и научных институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Барнаула, Екатеринбурга, Кемерово, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Ставрополя, Хабаровска. Всего на конкурсный отбор на участие в I Летней школе было подано 136 заявок, представлявших все федеральные округа Российской Федерации.

Формат прошедшей Школы включал в себя лекции специалистов, посвященные как методологическим проблемам, так и функциональным разделам менеджмента, а также презентации слушателями своих исследовательских работ, которые сопровождались комментирующими выступлениями дискуссантов из числа членов Оргкомитета и лекторов Школы.

Оргкомитетом I Летней школы была определена следующая тематика лекций и семинаров:

• институциональные методы в управленческой науке;

• исследования в маркетинге;

• исследования в области корпоративного управления и корпоративных финансов;

• исследования в области стратегического управления;

• исследования проблем социальной ответственности бизнеса;

• методологические проблемы проведения исследований и подготовки научных публикаций;

• проблемы проведения полевых работ: универсальная техника и российская специфика;

• человеческий фактор в менеджменте. Кроме того, участники Школы смогли

получить актуальную информацию о практике управления бизнес-образованием в России на примере факультета менеджмента СПбГУ. Была представлена презентация факультета, в которой освещались цели развития и основные этапы становления одной из первых российских университетских школ бизнеса. Отдельное внимание было оказано перспективам развития факультета в связи с решением Правительства РФ № 576-р от 25 апреля 2006 г. о создании на базе факультета менеджмента СПбГУ структурного подразделения — Высшей школы менеджмента СПбГУ. Целью Высшей школы менеджмента СПбГУ станет подготовка национальной элиты управленческих кадров, способной решать задачи повышения конкурентоспособности страны в «экономике знаний» XXI века.

Одним из значительных успехов развития факультета стала фандрайзинговая программа 1996-2002 гг., позволившая осуществить реставрацию двух зданий — представителей «классического» стиля архитектуры Петербурга ХУШ-Х1Х вв. В рамках экскурсии слушатели ознакомились с одним из данных зданий (Волховский пер., д. 3).

Работа Школы была весьма напряженной, и ее успех был бы невозможен без настоящего энтузиазма, проявленного как лекторами, так и слушателями. Общение между ними проходило не только в рамках занятий, но и в ходе неформальных обсуждений, консультаций, диалогов — во время, свободное от лекций и презентаций.

Типовой распорядок дня I Летней школы был следующим:

• 10:00-14:15 — лекции;

• 14:15-16:00 — обед, свободное время;

• 16:00-18:45 — презентации работ участников, выступления дискуссантов. График работы участников I Летней школы был весьма плотным, что даже не позволило предложить участникам «культурную программу». Более того, стоит заметить, что, несмотря на близость Финского залива, некоторые из участников Школы так его и не увидели.

Каждый слушатель Школы получил комплект материалов, в который вошли:

• монографии Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории (СПб., 2005); Ао-ки М., Ким Х. (ред.). Корпоративное управление в переходных экономиках: инсайдерский контроль и роль банков (СПб., 1997); Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация» (СПб., 1996); Аоки М. Фирма в японской экономике (СПб., 1995);

• первый и второй номера Российского журнала менеджмента за 2006 г., а также редакционная подписка на два оставшихся номера 2006 г.;

• подборки статей из архивов журналов Российский журнал менеджмента и Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент», не представленных на сайтах журналов в открытом доступе. Отдельно следует отметить, что все участники Школы получили в подарок от В. В. Ра-даева, одного из лекторов Школы, компакт-диск с его электронной книгой «Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил», содержащей обширный перечень чрезвычайно полезных рецептов для всех занимающихся проведением и организационным сопровождением исследований.

По окончании научной программы I Летней школы «Российского журнала менеджмента» ее участникам были вручены именные свидетельства.

Неформальным итогом Летней школы стала передача от слушателей I Летней школы ее организаторам символа Школы — макета корабля-парусника, в ходе которой прозвучало много взаимных теплых слов. Организаторы Летней школы надеются, что она станет не просто формальным мероприятием по передаче опыта исследований и подготовки публикаций в области управленческой науки, но и дополнительным связующим звеном между преподавателями и исследователями из самых разных регионов России.

Более подробную информацию о I Летней школе, в частности файлы презентаций, которыми сопровождались лекции (в формате PowerPoint), фотогалерею, условия участия в Школе 2006 г., можно найти на сайте «Российского журнала менеджмента» — http: //www.rjm.ru/summer2006.

Лекции I Летней школы

3 июля 2006 г., понедельник

Бухвалов А. В. (Факультет менеджмента СПбГУ). Как писать научные статьи.

Филонович С. Р. (Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ). Методологические проблемы и ловушки в исследованиях в области менеджмента, связанных с человеком.

4 июля 2006 г., вторник

Бухвалов А. В. (Факультет менеджмента СПбГУ). Как читать статьи.

Тамбовцев В. Л. (Экономический факультет МГУ). Применение НИЭ в исследованиях по менеджменту.

Клейнер Г. Б. (ЦЭМИ РАН). Исследование предприятий: от теории к эмпирике;

Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л. Институциональный анализ в исследованиях по менеджменту: диалог.

5 июля 2006 г., среда

Радаев В. В. (ГУ-ВШЭ). Как делать проекты:

• Как построить исследовательский проект (10 вопросов, на которые надо ответить);

• Правила публичной презентации результатов;

• Как подготовить письменную работу о

результатах исследования;

Благов Ю. Е. (Факультет менеджмента СПбГУ). Исследования по проблемам социальной ответственности бизнеса.

6 июля 2006 г., четверг

Долгопятова Т. Г. (Институт анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ). Эмпирические исследования в менеджменте.

Катькало В. C. (Факультет менеджмента СПбГУ). Закономерности формирования и основные понятия теории стратегического управления.

7 июля 2006 г., пятница

Третьяк О. А. (Экономический факультет МГУ). Проблемы исследований в маркетинге.

Бухвалов А. В. (Факультет менеджмента СПбГУ). Что исследовать в корпоративном управлении.

Доклады слушателей I Летней школы

Презентации слушателями I Летней школы своих работ разделились по тематическим блокам следующим образом:

Стратегический и общий менеджмент

Батаева Б. С. (Финансовая академия при Правительстве РФ). Анализ влияния внешней среды на корпоративную социальную ответственность компаний. Роль государства.

Бедрина М. В. (Алтайский государственный университет). Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия.

Бородина М. А. (Пермский государственный университет). Balanced Scorecard как метод трансформации стратегического управления на тактический уровень.

Бочаров С. Н. (Алтайский государственный университет). О преимуществах и механизмах организации интегрированных структур в АПК.

Валиева О. В. (Администрация Советского района г. Новосибирска). Стратегические

и институциональные альтернативы инновационных компаний.

Грасмик К. И. (Омский государственный университет). Анализ инновационной активности малых высокотехнологичных предприятий.

Касьянов В. С. (Ставропольский государственный университет). Становление современной парадигмы организационного развития на основе управления процессами.

Колесникова Е. Г. (Кемеровский государственный университет). Предпринимательская активность руководителя в оценке эффективности деятельности предприятия.

Котельникова З. В. (Государственный университет — Высшая школа экономики). Практики хозяйственной конкуренции на рынках потребительских товаров современной России (на примере продовольственных розничных сетей).

Кугушева Т. В. (Ростовский государственный университет). Методика проведения ранжирования бизнес-процессов организации (на примере страховой компании).

Механцева К. Ф. (Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»). Информационная концепция повышения качества.

Мифтахова Е. В. (Уральский государственный экономический университет). Определение эффективности построения корпораций, имеющих активы в Свердловской области.

Молодчик М. А. (Пермский филиал Государственного университета — Высшей школы экономики). Парадоксы концепции управления знаниями.

Свириденко И. А. (Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН). Структурно-функциональные модели обрабатывающих производств Дальнего Востока России.

Смирных С. Н. (Уральский государственный экономический университет). Развитие инструментария оценки социально-экономической эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики.

Чайка В. А. (Санкт-Петербургский государственный университет). Уровни реали-

зации механизма непрерывного улучшения качества в российских компаниях.

Чулок А. А. (Межведомственный аналитический центр). Инновации в российских компаниях: детерминанты спроса на НИОКР и оценка их влияния на результативность.

Шкутко А. Л. (Санкт-Петербургский государственный университет). Стратегическое управление предприятием в условиях государственного регулирования экономики: моделирование и анализ на примере нетарифных методов регулирования в странах СНГ.

Корпоративное управление и корпоративные финансы

Ермоленко К. Ю. (Санкт-Петербургский государственный университет). Оценка стоимости акций методом рыночных мультипликаторов в условиях дефицита информации.

Рачинский А. А. (ЦЭФИР). Анализ смен руководителей российских акционерных обществ.

Рязкова С. В. (Нижегородский филиал Государственного университета — Высшая школа экономики). Информационные источники и индикаторы стоимости акционерного капитала.

Франк Е. В. (Самарский государственный технический университет). Практика корпоративного управления в Поволжском регионе.

Цой Р. А. (Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»). Об оценке зависимости между качеством корпоративного управления и рыночной стоимостью российских компаний.

Штерцер Т. А. (Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН). Практические аспекты оценки инновационных проектов: применение метода аналогов.

Человеческий фактор в менеджменте

Климова В. А. (Алтайский государственный технический университет). Роль человека в построении эффективной системы менеджмента на современном этапе.

Кужаева А. Т. (Ставропольский государственный аграрный университет). Личностные факторы в системе риск-менеджмента как основа креативной концепции развития предприятия.

Латов Ю. В. (Академия МВД). Этноме-трический анализ ментальности студенчества модернизирующихся стран (на основе индексов Г. Хофстеде).

Исследования в маркетинге

Машарова Н. Н. (Ростовский государственный университет). Позиционирование компании мобильной связи на рынке телекоммуникационных услуг на основе результатов маркетингового исследования.

Поршнев А. В. (Нижегородский филиал Государственного университета — Высшая

школа экономики). Экспериментальное исследование применимости модели Фишбей-на для предсказания поведения потребителей.

Институциональные методы в управленческой науке

Вышегородский Д. В. (Уральский институт металлов). Сравнительный институциональный анализ форм вертикальной интеграции технологически связанных фирм.

Сатаева Л. Г. (Казахская академия транспорта и коммуникаций). Теоретические и методологические основы институционального анализа конкурентной борьбы мене-джериальных систем (на примере Республики Казахстан).

А. В. Бухвалов

Факультет менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.