теля-словесники, общий конкурс). Их победители (по 25 человек по каждой категории) будут приглашены в Санкт-Петербург для участия в заключительной церемонии фестиваля. В дни фестиваля также планируется проведение круглых столов, встреч участников с журналистами, писателями, профессорами вузов — членов Правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы и Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
Поскольку III фестиваль «Русское слово» проводится в 2008 году, объявленном президентом России Годом семьи, в его рамках проводится конкурс «Русский язык в моей семье». Первый тур этого конкурса — заочный. Его участникам было предложено сочинить «Похвальное слово» (в восторженной, иронической или любой другой тональности) слову «Пожалуйста». Второе задание для родителей — выбрать для своих детей рассказ для чтения и написать
обоснование своего выбора в форме небольшого эссе, для детей — прочитать рассказ, выбранный родителями, и написать, понравился ли он, был ли он интересным (полезным, увлекательным, смешным, грустным).
Победители этого конкурса будут приглашены в Санкт-Петербург для участия во втором (очном) туре «Семейная викторина». Во время проведения семейной викторины участники должны будут продемонстрировать свои языковые способности и умение, приходя на помощь друг другу, находить правильные решения в рамках отведенного времени.
Таковы основные направления третьей программы проекта «Русский язык и современная Россия», который призван привлечь внимание государства и российского общества к судьбам русского языка и культуры, консолидировать усилия всех граждан страны по сохранению и развитию русского языка как национального достояния России.
Л. В. Московкин, Е. Е. Юрков
ТРЕТИЙ ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
«МОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ — РУССКИЙ ЯЗЫК»
(г. Владивосток, 28 ноября 2007 года)
2007 год был Годом русского языка, и его программа — это начало целого ряда проектов по популяризации русского языка в мире. В России и за рубежом проведены фестивали русской культуры, литературы и истории, форумы и конференции преподавателей-русистов, школьные и студенческие олимпиады и конкурсы.
Не стала исключением и Русская школа ДВГУ для иностранных граждан (Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток). Надо сказать, что традиция организации фестивалей, конкурсов и других акций у нас имеет историю. Ограничение изучения иностранного языка только учебной программой не способствует успешному освоению языка. Только знакомство с культурой делает изучение иностранного языка полноценным, учит живому языку, дарит восхитительное чувство понимания мыслей и чувств людей, говорящих на изучаемом языке с рождения. И тогда появилась идея конкурса.
Конкурс русского языка проводится в Русской школе много лет. В последние три года конкурс стал ежегодным. В 2007 году он прошёл в рамках проекта «Год русского языка в Приморье» и под новым названием, «Мой путь к успеху — русский язык». Изменилось не только название, которое, безусловно, дало новый импульс конкурсу, но и содержание. Если раньше это
был конкурс сочинений, то теперь конкурс проводился в два этапа. На первом этапе конкурсантам предлагалось написать сочинение на темы: «Русский язык в Азиатско-тихоокеанском регионе», «Мой путь к успеху — русский язык», «Я хочу рассказать о России».
Наиболее привлекательными оказались вторая и третья темы сочинений, видимо, потому, что первая тема требовала более глубоких знаний не только России, но и АТР. Если в 2006 году в конкурсе участвовало 60 иностранцев, то в 2007 — 106. Из Китая и Тайваня — 65, из Корейской Народно-Демократической Республики — 6, из Республики Корея — 24, из Вьетнама — 3, из Монголии — 3 и 1 — из Швейцарии. Большая часть конкурсантов (70%) в данное время учатся в российских вузах Хабаровска, Благовещенска, Иркутска, Читы, Владивостока, Камчатской области, Новосибирска. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что, пожив и поучившись в России, иностранные студенты пришли к выводу, что это наиболее целесообразный путь изучения русского языка и русской культуры.
Тщательная проверка сочинений показала, что все конкурсанты довольно хорошо владеют русским языком, грамматикой, лексикой, стилистикой, имеют представление о русской истории, литературе, географии, музыке, знают имена известных людей России. Многие писали о своей любви к русской литерату-
ре, музыке, архитектуре, но больше всего — о любви к русским людям, что, конечно, очень приятно.
Второй этап — конкурс монологических высказываний на предложенную тему: «Межнациональные отношения», «Проблемы молодёжи в современном мире», «Межкультурное общение», «Экологические проблемы», «Семья в современном обществе», «Преступность среди молодёжи», «Молодёжная культура», «Книги в вашей жизни», «Спорт и мода», «Компьютер в жизни современного человека». В выборе темы особенных предпочтений, пожалуй, не было. Конкурсанты порадовали членов жюри способностью логически и последовательно излагать свои мысли на заданную тему и показали знание современных проблем.
Победителями стали Гао Гэ (I место), студентка из Китая, обучающаяся в данное время в Читинском государственном университете, О Су Кён (II место), студентка из Кореи, находящаяся на стажировке в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС, г. Новосибирск) и Ху Сухуа (III место), студентка из Китая (Гуанчжоу, Гуандонский университет иностранных языков и международной торговли). Все они получили право на бесплатное
обучение в Русской школе ДВГУ. Кроме того, были награждены участники конкурса, победившие в номинациях «Полнота освещения темы», «Содержание», «Композиция», «Использование культурологического материала», «Выразительность языковых средств». Награждение победителей и дипломантов конкурса состоялось во время презентации Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы 28 ноября 2007 года.
В качестве информационной поддержки конкурса мы использовали сайты ДВГУ, Русской школы ДВГУ, электронную газету Русской школы ДВГУ «Мы в России».
Подводя итоги III Международного конкурса для иностранных граждан «Мой путь к успеху — русский язык», мы хотим отметить возросший интерес к русскому языку и русской культуре и желание изучать его в России. Работы конкурсантов показали, что знание языка Пушкина и Толстого является залогом успеха преуспевающего современного человека.
Р. И. Куценко,
Русская школа ДВГУ для иностранных граждан
IV ФЕСТИВАЛЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
(г. Владивосток, 16 декабря 2007 года)
В рамках проведения «Года русского языка в Приморье» 16 декабря 2007 года во Владивостоке в большом зале Дальневосточного государственного университета состоялся IV Фестиваль иностранных студентов вузов Дальнего Востока. Организаторами Фестиваля выступили Дальневосточный государственный университет (Русская школа ДВГУ для иностранных граждан), фонд «Русский мир» и Азиатско-Тихоокеанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
Основные цели проведения Фестиваля — это, прежде всего, расширение межкультурного взаимодействия, стимулирование интереса иностранных студентов к изучению русского языка и русской культуры, традиций русского народа и истории России, обмен профессиональным опытом преподавателей русского языка как иностранного вузов Дальнего Востока.
Нынешний Фестиваль собрал девять команд из вузов Владивостока (Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный государственный технический университет, Дальневосточный технический университет рыбного хозяйства, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Тихоокеанский государственный экономический университет), Уссурийска (Уссурийский го-
сударственный педагогический институт), Хабаровска (Дальневосточный государственный университет путей сообщения), Благовещенска (Благовещенский государственный педагогический университет) и Комсомольска-на-Амуре (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет).
Программа Фестиваля традиционно предусматривала участие команд в четырех номинациях: командном приветствии-представлении, исполнении русской песни, инсценировке на русском языке и конкурсе национального творчества. В выступлении основными требованиями к участникам были уровень владения русской речью, ее нормативность и чистота, также зре-лищность номеров и артистизм исполнителей.
Жюри, в состав которого вошли представители всех вузов-участников, под председательством ведущей актрисы краевого театра имени М. Горького заслуженной артистки РФ Л. Д. Белобровой и заместителя генерального директора головного центра тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку Н. Ю. Царевой (Российский университет дружбы народов), оценивало не только уровень владения русским языком, но и, как отметила Л. Д. Белоброва, «искренность и понимание того, о чем идет речь в том или ином произведении».
[мир русского слова № 2 / 2008]
99
В конкурсе «Командное приветствие-представление» команды-участницы представляли свой вуз в музыкальной, игровой или шуточной форме. Во втором конкурсе студенты-иностранцы исполняли русские народные или современные песни на русском языке. Зрителей и жюри покорило вокальное мастерство участников, проникновенность и душевность исполнения. Инсценировка на русском языке — третья номинация конкурсной программы Фестиваля — была по достоинству оценена даже профессиональными артистами. Трудно было поверить, что яркие сценические образы Остапа Бендера, Хлестакова, Дона Гуана созданы любителями-иностранцами. Запоминающейся, многоцветной страницей программы стал конкурс Национального творчества. Традиционную культуру своих стран студенты — участники Фестиваля представили в песнях и танцах.
Все команды-участницы были награждены дипломами участников Фестиваля. В каждой номинации
победители и призеры были награждены грамотами. Отдельные номера также были отмечены грамотами и специальными призами жюри. Победители и призеры Фестиваля получили вымпелы победителей и ценные призы.
IV Фестиваль иностранных студентов вузов Дальнего Востока, без сомнения, станет для его участников одним из самых ярких воспоминаний о пребывании в России. «Мы получили наслаждение не только от образцов родной культуры, но и от других культур. И это счастье! Поэтому изучение русского языка делает меня счастливым. Только умные люди овладевают иностранными языками, потому что они овладевают целым миром», — так написал о своих впечатлениях о Фестивале для газеты «Мы в России» (http:// russianschool.wl.dvgu.ru) Чжан То (КНР), студент Русской школы ДВГУ для иностранных граждан.
Е. Я. Бадеева, Л. С. Немцева, А. Ю. Петухова, Русская школа ДВГУ для иностранных граждан
XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»
(Санкт-Петербург, 5 февраля 2008 года)
Конференция проходила в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна состоялась и была посвящена актуальным проблемам, связанным с изучением русского языка и его преподаванием в качестве родного и иностранного студентам нефилологических специальностей.
На конференции обсуждались теоретические и практические вопросы, связанные с разработкой технологии содержания обучения русскому языку в условиях реформирования высшего образования.
На пленарном заседании основное внимание было уделено прежде всего перспективам развития методики преподавания РКИ, которые были намечены на XI юбилейном конгрессе МАПРЯЛ, состоявшемся в Варне в сентябре 2007 года, а также вопросам, связанным с теми процессами, которые мы наблюдаем сегодня в русской речи. С докладами выступили проф. И. П. Лысакова (РГПУ им. А. И. Герцена), проф. К. А. Рогова (СПбГУ), проф. Н.Б. Лезуновой (Северо-Западный институт печати СПГУТД), проф. В. К. Лебедев (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) и проф. В. В. Химик (СПбГУ).
Широкий круг вопросов обсуждался на заседаниях пяти секций: лингвистические основы обучения русскому языку; русский язык и литература как учебные дисциплины в вузе; русский язык как иностран-
ный; актуальные проблемы преподавания; проблемы обучения русскому языку в аспекте межкультурной коммуникации; текст: современные методы анализа.
В ходе работы конференции выработаны решения, направленные на совершенствование преподавания русского языка российским и иностранным студентам с учетом изменившихся целей и содержания вузовского образования в условиях его реформирования. В частности, укажем следующее.
1. В настоящее время требуется новый подход к проблеме обучения будущих специалистов культуре речи. Объективным требованием времени становится овладение будущими специалистами разного профиля культурой деловой речи.
2. В целях выполнения тех задач, которые определены ГОСом как основополагающие при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в нефилологических вузах, необходимо увеличение количества часов, отводимых на изучение дисциплин.
3. При обучении иностранцев русскому языку необходима ориентация не формирование бикультур-ной языковой личности, что требует решения проблемы создания межкультурных учебников и учебных пособий как основного средства межкультурного образования.
Н. Т. Свидинская