Научная статья на тему 'Тренинг самостоятельного мышления в профилактике аддиктивного поведения у студентов вуза физической культуры'

Тренинг самостоятельного мышления в профилактике аддиктивного поведения у студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пегова Анна Владимировна, Грибкова Людмила Павловна, Пегов Владимир Анатольевич

Основной акцент в исследовании сделан на экспериментальном обосновании возможностей тренинга самостоятельного мышления в профилактике зависимого поведения у молодых людей. Способность самостоятельно мыслить формирует структуру представлений, которая усиливает устойчивость к различного рода аддикциям. Новой разновидностью аддиктивного поведения у детей, подростков и молодых людей являются «технологические зависимости». В качестве метода исследования был выбран метод репертуарных решёток, который позволяет получить как количественные, так и качественные характеристики. Данный метод даёт возможность выявить индивидуальные особенности представлений у молодых людей, а также личностную специфику произошедших в ходе тренинга изменений. Анализ динамики изменений представлений у молодых людей в ходе проведения тренинга говорит об его эффективности предложенного способа формирования самостоятельного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пегова Анна Владимировна, Грибкова Людмила Павловна, Пегов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of independent thinking in prevention of addictive behavior among students of university of physical culture

The main focus of research is on the experimental substantiation of the independent thinking training opportunities in the prevention of the addictive behavior among the young people. The ability to think independently generates representations structure, which enhances resistance to various types of addictions. A new kind of addictive behavior among the children, adolescents and young adults is "technological addictions". As a method of research the authors have chosen the method of repertory grid, which allows obtaining both the quantitative and qualitative characteristics. This method gives the opportunity to identify the individual perceptions of the young people, as well as the personal specifics of the changes happened in the course of training. The analysis of the dynamics of changes in views among the young people during the training says about the efficiency of the proposed method of formation of the independent thinking.

Текст научной работы на тему «Тренинг самостоятельного мышления в профилактике аддиктивного поведения у студентов вуза физической культуры»

2. Nikonov, Yu.V. (2003), System of training of hockey players of high qualification, Asar,

Minsk.

3. Pavlova, N.V. and Kharitonova, L.G. (2015), "Features of ensuring psychophysiological adaptation of hockey players of 11-18 years", Scientific works of the Siberian state university of physical culture and sport, pp. 127-132.

4. Rodin, A.B. and Guba, V.P. (2013), "Medico-biological and psychological aspects of selection in game sports", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 245-252.

5. Sergienko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.01.2017

УДК 796.077.5

ТРЕНИНГ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Анна Владимировна Пегова, кандидат педагогических наук,

Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

Основной акцент в исследовании сделан на экспериментальном обосновании возможностей тренинга самостоятельного мышления в профилактике зависимого поведения у молодых людей. Способность самостоятельно мыслить формирует структуру представлений, которая усиливает устойчивость к различного рода аддикциям. Новой разновидностью аддиктивного поведения у детей, подростков и молодых людей являются «технологические зависимости». В качестве метода исследования был выбран метод репертуарных решёток, который позволяет получить как количественные, так и качественные характеристики. Данный метод даёт возможность выявить индивидуальные особенности представлений у молодых людей, а также личностную специфику произошедших в ходе тренинга изменений. Анализ динамики изменений представлений у молодых людей в ходе проведения тренинга говорит об его эффективности предложенного способа формирования самостоятельного мышления.

Ключевые слова: тренинг, самостоятельное мышление, студенты, аддиктивное поведение.

TRAINING OF INDEPENDENT THINKING IN PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Anna Vladimirovna Pegova, the candidate of pedagogical sciences,

Lyudmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

The main focus of research is on the experimental substantiation of the independent thinking training opportunities in the prevention of the addictive behavior among the young people. The ability to think independently generates representations structure, which enhances resistance to various types of addictions. A new kind of addictive behavior among the children, adolescents and young adults is "technological addictions". As a method of research the authors have chosen the method of repertory grid, which allows obtaining both the quantitative and qualitative characteristics. This method gives the opportunity to identify the individual perceptions of the young people, as well as the personal specifics of the changes happened in the course of training. The analysis of the dynamics of changes in views among the young people during the training says about the efficiency of the proposed method of formation of the independ-

ent thinking.

Keywords: training, independent thinking, students, addictive behavior.

ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в такую эпоху, которая существенным образом отличается от того, что было в прошлые века. Человечество стоит перед новыми вызовами, которые, в том числе, связаны с техническим прогрессом, оцениваемым достаточно противоречиво. Технические изобретения настолько стремительно входят в повседневную жизнь взрослых и детей, что только тогда, когда проблемы приобретают тотальный характер, начинается научное исследование его последствий. Всё это происходит последние 200 лет параллельно с возникновением новых видов аддикций: сначала к алкогольной и игровой зависимостям добавились никотиновая и наркотическая, а затем, по мере глобализации и технического прогресса в XX-XXI вв., так называемые «технологические зависимости» [3].

Психологи за последние 120 лет разработали разнообразный спектр способов воздействия на представления людей. В теории никто не оспаривает значимость профилактического подхода в вопросе воспитания резистентности к различного рода аддикциям, имеющим массовый характер. Но существующая практика «борьбы с зависимостями» имеет две серьёзные проблемы. Первая - значительная часть усилий направляется на помощь людям, которые уже имеют те или иные зависимости. Конечно, это необходимо в каждом индивидуальном случае, но аддиктивное поведение становится массовым явлением. Вторая проблема - акценты и психологические техники, применяемые во время индивидуальной или групповой работы психотерапевта с зависимыми людьми, сомнительны с точки зрения их прямого переноса в педагогическую практику образовательных учреждений. Очевидно, что суть профилактической работы состоит не в том, чтобы «на всякий случай» здоровым людям в пищу добавлять все имеющиеся лекарства против всех вирусов и бактерий. Суть профилактики совершенно иная - укреплять силы самоисцеления. Следовательно, в сфере образования необходимо в ежедневной работе воспитателей и учителей пробуждать и укреплять те способности и личностные качества детей, подростков и молодых людей, которые помогут им самостоятельно противостоять опасности осуществить судьбу зависимого человека.

В нашем исследовании мы изучали два фактора, которые способствуют формированию резистентности к зависимостям. Первый фактор - это оптимальная в количественном и разнообразная в качественном отношении двигательная активность [1]. Второй фактор, который описан в данной статье - способность самостоятельно мыслить. Уже очевидно, что простая информированность о негативных аспектах аддиктивного поведения даёт минимальный эффект. Поэтому сейчас наряду с лекциями и беседами просветительского характера пытаются обращаться к сознательной активности самого человека. И первая область, где эта сознательная самостоятельность может себя обнаружить - это сфера мышления.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачей тренинга с второкурсниками в совместной групповой работе было выстраивание линии развития мысли до её точного понятийного воплощения. Сознательное промысливание поднимает слово до уровня понятия. Усвоенное памятью в обычной жизни или при традиционном преподавании, построенном, на запоминании и заучивании, должно было пройти через работу мышления, чтобы стать понятым, т.е. понятием. Только то, что действительно понято, становится для человека его личным мотивом, определяющим его повседневную жизнь, в том числе, свободную от аддиктивного поведения.

В группе участников тренинга было 18 юношей и девушек, с различным опытом зависимого поведения (от полного отсутствия до пробы наркотиков, «зависания» в компьютерных играх и социальных сетях, злоупотребления алкоголем или другими веществами, изменяющими состояние сознания), с различными успеваемостью и двигательным опытом. Другими словами, группа достаточно точно отражает качественный характер современной молодёжной среды, весь диапазон жизненного опыта молодёжи и потому может считаться репрезентативной. До и после тренинга испытуемые работали с репертуарными решётками с заданными элементами и конструктами. Данная методика удачно сочетает качественные и количественные методы исследования [2]. Для каждого студента с помощью корреляционного анализа были получены индивидуальные графы, отражающие личностную структуру представлений о разных возможных и реальных аспектах существования себя самого: «Я в настоящем», «Здоровый человек», «Спортсмен», «Я идеальный», «Зависимый человек», «Специалист по физическому воспитанию», «Идеальный человек», «Свободный человек», «Я в будущем». Анализировались корреляционные связи только с коэффициентами корреляции с р<0,01 и р<0,001 для исключения фактора случайности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Приведём примеры изменений в представлениях у отдельных студентов после проведения тренинга. Структура представлений испытуемого № 5 до тренинга была одной из наиболее сложных: все девять элементов были включены в единый граф (рисунок 1). Центральным звеном здесь были характеристики себя идеального (4), которые прямым образом взаимосвязаны с «Я в настоящем» (1) (г=0,711, р<0,01), «Здоровым человеком» (2) (г=0,932, р<0,001), «Спортсменом» (3) (г=0,789, р<0,01), «Специалистом по физическому воспитанию» (6) (г=0,837, р<0,01), «Идеальным человеком» (7) (г=0,879, р<0,001). Обилие статистически значимых взаимосвязей говорит о невыраженной диф-ференцированности представлений студента об элементах относительно заданных конструктов. Это также может свидетельствовать о внутренней жёсткости, ригидности структуры представлений. Интересна та составляющая корреляционного графа, в которой есть обратные взаимосвязи. Здесь центральным звеном был элемент «Зависимый человек» (5), оценки которого полярны оценкам «Спортсмена» (3) (г=-0,849, р<0,01) и «Я в будущем» (9) (г=-0,854, р<0,01). Очевидно, что здесь чётко противопоставляется зависимость занятиям спортом и представлению о себе в будущем.

После проведения тренинга структура представлений по-прежнему осталась богатой взаимосвязями, но, тем не менее, произошли некоторые примечательные изменения. Во-первых, «выпал» элемент «Свободный человек» (8). Во время тренинга тема «свободы» была одной из ключевых для мыслительной проработки. Можно предположить, что у данного испытуемого представления о «свободном человеке» значимо поменялись, потому данный элемент стоит отдельно в его сознании, и ему требуется дальнейшая проработка этого понятия; или, наоборот, оно приобрело, законченные очертания и его содержание пока не соотносится с другими представлениями.

Во-вторых, видение зависимого человека (5) оказалось содержательно полярным представлению о спортсмене (3) (г=-0,861, р<0,01) (также было и до тренинга), и пред-

Фо

Рисунок 1 - Корреляционный граф испытуемого № 5 до проведения тренинга

ставлению о себе идеальном (4) (г=-0,837, р<0,01). В этой связке поменялись местами элементы «Я идеальный» и «Я в будущем».

Студент № 11 до тренинга имел два корреляционных графа в своей структуре представлений. В первом графе (рисунок 2) оценки «Спортсмена» (3) статистически значимо соотносились с оценками «Здорового человека» (2) (г=0,810, р<0,01) и «Специалиста по физическому воспитанию» (6) (г=0,866, р<0,01). Опять было обнаружено привычное мыслительное тождество - «здоровье = спорт = физическое воспитание».

В следующем корреляционном графе (рисунок 3) видение себя идеального (4) достаточно сильно совпадает с образом идеального человека вообще (7) (г=0,849, р<0,01) и свободного человека (8), в частности (г=0,802, р<0,001).

После тренинга картина упростилась, сила взаимосвязей ослабла и изменилась семантически. Теперь образ здорового человека соотносился с образом идеального человека (г=0,778, р<0,01), а представление о себе идеальном коррелировало с представлением «Специалист по физическому воспитанию» (г=0,781, р<0,01). Разрушился мыслительный стереотип отождествления спорта и здоровья; последнее переместилось в область идеального. Идеализация также затронула образ специалиста по физическому воспитанию.

У испытуемого №14/2 исходная структура представлений отразилась в одном графе (рисунок 4), где в центре находится элемент «Я идеальный» (5), коррелирующий с «Я в настоящем» (1) (1=0,771, р<0,01), «Я в будущем» (9) (г=0,790, р<0,01), «Спортсмен» (3) (г=0,770, р<0,01). Удивительна прямая взаимосвязь с высокой степенью значимости между элементами «Спортсмен» (3) и «Зависимый человек» (5) (г=0,880, р<0,001).

После проведения тренинга структура представлений значимо поменялась. Первый граф - «Я в настоящем» коррелирует с «Я в будущем» (г=0,828, туемого №14/2 после проведения тренинга р<0,01). У нескольких испытуемых было обнаружено странное совпадение себя в настоящем с собою в будущем. Второй граф (рисунок 5) был сложнее, т.к. статистически значимо оказались связаны друг с другом четыре элемента: «Здоровый человек» (2), «Спортсмен» (3), «Я идеальный» (4), «Специалист по физическому воспитанию» (6). Образ «Я идеальный» чётко соединился с привычной связкой «здоровье = спорт = физическое воспитание».

ВЫВОДЫ

Среди общих тенденций у всех испытуемых необходимо отметить следующие:

1. Метод Дж. Келли совершенно чётко показал, что каждый из 18 испытуемых имел до и после проведения тренинга строго индивидуальную, непохожую на других структуру представлений. У одних студентов она была очень простой (всего 2-3 элемента), у других - гораздо сложнее (7-9 элементов). При этом одна группа испытуемых имела один корреляционный граф, другая - два графа. Наше исследование подтверждает выраженную тенденцию проявления индивидуального начала у современных молодых людей, а также их стремление иметь свои личные, уникальные взгляды на мир, человека, самого себя. Тем не менее, исследование также позволило обнаружить некоторые общие

Рисунок 2 - Корреляционный граф испытуемого №11 до проведения тренинга

Рисунок 3 - Корреляционный граф испытуемого №11 после проведения тренинга

закономерности.

2. Наиболее нагруженным в репертуарной решётке статистически значимыми взаимосвязями был элемент «Я идеальный». Мы считаем, что это в полной мере соответствует характеристике возраста данной группы молодёжи - возраста поздней юности, их стремлению к максимализму и идеализации. Отметим, что наличие идеалов у молодых людей является важным условием здоровья их психической организации, а также успешности вхождения во взрослую социальную жизнь.

3. Некоторые из студентов в своих представлениях проявили распространённый мыслительный штамп: «Спортсмен = Специалист по физическому воспитанию = Здоровый человек», что, по нашему мнению, является отражением исходного для многих людей стереотипа «спорт = физическое воспитание = здоровье», который активно поддерживается средствами массовой информации, нередко в пропагандистских целях. При этом шаблонной является как вся эта семантическая связка, так и её отдельные составляющие, которые также встречаются у молодых людей и в виде самостоятельных корреляционных графов, и внутри более сложных: «Спортсмен = Специалист по физическому воспитанию» или «Спортсмен = Здоровый человек». Это может, ко всему прочему, свидетельствовать и об отсутствии необходимого критического осмысления спортивной практики, особенно того её аспекта, который имеет отношение к здоровью спортсменов.

4. Выявилось, что элемент «Зависимый человек» очень редко входит в корреляционные графы с заданным нами уровнем значимости. Это можно попробовать проинтерпретировать двояким образом. Во-первых, обнаруженный факт может означать, что представление о зависимом человеке (человеке с аддиктивным поведением) наименее сознательно проработано у данной группы испытуемых. Обоснованно предположить, что это вообще свойственно современной молодёжи. Как правило, чаще всего есть некое общее и достаточно размытое и при этом абстрактное представление о «здоровом человеке» (общеизвестный факт, что в большинстве социологических опросов относительно ценностных предпочтений «здоровье» ставится на первое место). И также есть чаще всего негативный, и тоже достаточно абстрактный образ «алкоголика» и «наркомана». Эти термины преимущественно используются в социальной рекламе, в различного рода мероприятиях с частицей «анти-». Потому предложенное понятие «зависимый человек» оказалось по факту малосодержательным. Во-вторых, ко всему прочему, студентам, возможно, было непросто оценить этот элемент по предложенным нами в репертуарной решётке конструктам. В частности, для них могло быть затруднительным однозначно оценить «положительно» или «негативно» зависимого человека с точки зрения его успешности в образовании, характера общения с другими людьми («вживую» или в социальных сетях), времяпровождения за компьютерными играми.

5. Обнаружена схожая ситуация и с элементом «Свободный человек», который, по идее, должен выступать антиподом зависимого человека. Размышления, сделанные относительно элемента «Зависимый человек», на наш взгляд, могут быть отнесены и к ситуации представлений о свободном человеке. Нужно также отметить, что до и после проведения тренинга элементы «Зависимый человек» и «Свободный человек» у одного и того же студента могли поменяться местами с точки зрения их включённости или невключённости в корреляционные графы.

6. У всех испытуемых после проведения тренинга в большей или меньшей степени произошло переструктурирование их представлений о заданных элементах. Оно могло идти по пути упрощения, усложнения или замены различных элементов при сохранении их общего количества в корреляционном графе.

7. Дальнейшим моментом методического усиления совместного использования тренинга и репертуарных решёток является применение индивидуального интервьюирования для уточнения полученных взаимосвязей, что, собственно говоря, и предусматривал автор данного метода Дж. Келли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пегова, А.В. Двигательный опыт студентов вуза физической культуры в контексте характеристик современного молодого поколения / А.В. Пегова, Л.П. Грибкова, В.А. Пегов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 11. - С. 56-58.

2. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М. : Прогресс, 1987. - 236 с.

3. Griffiths, M.D. Gambling addiction and its treatment within the NHS: A guide for healthcare professionals / M.D. Griffiths. - London : British Medical Association, 2007. - 45 p.

REFERENCES

1. Pegova, A.V., Gribkova, L.P. and Pegov, V.A. (2014) "Motor experience of the students of the institute of physical culture in the context of characteristics modern younger generation", The theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 56-58.

2. Fransella F., Bannister D. (1987), A new method of personality research, Progress, Moscow

3. Griffiths, M.D. (2007), Gambling addiction and its treatment within the NHS: A guide for healthcare professionals, British Medical Association, London.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.01.2017

УДК 796.011

РАССМОТРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СССР И ПРОГРАММЫ ГТО

СОВРЕМЕННОСТИ

Ирина Александровна Прилюдько, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Михайлович Михеев, студент, Марина Борисовна Мелехина, кандидат педагогических наук, доцент, Ухтинский государственный технический университет (УГТУ), г. Ухта

Аннотация

В работе изучен материал, позволивший конкретизировать теоретико-методологические проблемы создания и возрождения комплекса ГТО. Обобщенный опыт позволил разработать сравнительную историко-информационную таблицу по периодам. С учётом полученных данных и опыта ведущих регионов страны при возрождении комплекса ГТО нами был разработан ряд предложений. В формировании устойчивого интереса молодежи в систематических занятиях физической культуры и спорта большое значение имеют исторические вехи. Следует уделить должное внимание в совершенствовании процесса ФК в вузах в интересах, как подготовки к сдаче норм современного комплекса ГТО, так и устойчивых теоретических знаний.

Ключевые слова: комплекс «Готов к труду и обороне», спорт, подрастающее поколение, нормы комплекса, физическое воспитание, студенческая молодость.

CONSIDERATION OF PHYSICAL TRAINING PROGRAM IN PROFESSIONAL ORGANIZATIONS OF THE USSR AND PROGRAM "READY FOR LABOR AND DEFENSE" IN MODERN CONDITIONS Irina Alexandrovna Prilyudko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Denis Mikhailovich Mikheev, the student, Marina Borisovna Melekhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ukhta State Technical University, Ukhta

Annotation

The article studied the material allowed specifying the theoretical and methodological problems of the creation and revival of the complex "Ready for Labor and Defense". Generalized experience has allowed developing the comparative historical and informational table by periods. Taking into account the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.