связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей».
4. Социальный
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми. В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей».
У студентов наиболее выражен социальный тип. Таким образом, они обосновано готовятся стать специалистами в сфере физическая культура и спорт. Но в тоже время у них недостаточно развиты способности, представленные в типе «Предприимчивый (или инициативный)». Таким образом, в процессе дальнейшего обучения необходимо уделять самое пристальное внимание формированию таких качеств, как коммуникативные способности, умение принимать самостоятельные решения и прогнозировать их результат, обладать лидерскими качествами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цергой, Т. А. Особенности становления личностных компонентов профессионализма в условиях ситуативной заданности выбора сферы профессиональной деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Цергой Тереза Александровна. - Краснодар, 2008. - 155 с.
2. Дёмин, А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса / А.Н. Дёмин ; Кубанский гос. ун-т. — Краснодар : [б.и.], 2004. - 315 с.
3. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.
4. Намятова, И.М. Изменение иерархии ценностей труда как условие эффективности профессиональной деятельности при смене профессии : дис. ... канд. психол. наук / Намятова Ирина Михайловна. - Екатеринбург, 2002. - 295 с.
REFERENCES
1. Tsergy, T.A. (2008), Features of formation of personal components of professionalism in the conditions of a situational zadannost of the choice of the sphere ofprofessional activity, dissertation, Krasnodar.
2. Dyomin, A.N. (2004), Personality in employment crisis: strategy and mechanisms of overcoming crisis, KUBSU publishing house, Krasnodar.
3. Maslou, A.G. (1999), Motivation and personality, Eurasia, St. Petersburg.
4. Namyatova I.M. (2002), Change of hierarchy of values of work as a condition of efficiency of professional activity when changing a profession, dissertation, Yekaterinburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.12.2017
УДК 796.077.5:159.9
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Катрина Арагорновна Радонегова, аспирант, Ксения Андреевна Тарасевич, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), г. Смоленск
Аннотация
В данной работе представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи профессиональных понятий у студентов в сфере физической культуры и спорта. Если опрос
(анкетирование) молодых людей выявил стереотипность и тривиальность их представлений о значении понятий «физическая культура», «физическое воспитание» и «спорт» (это, в основном, ограничивается содержанием терминов «тренировка» и «физическая подготовка»), а также о характере взаимосвязи между ними, то применение метода репертуарных решёток Дж. Келли позволил выявить индивидуальный и более глубокий уровень специфики этих представлений. Метод репертуарных решёток Дж. Келли также дал возможность обнаружить значимые взаимосвязи между понятиями «физическая культура», «физическое воспитание», «телесное воспитание» в контексте других сторон жизни молодых людей (школьное образование, молодёжный досуг, повседневная жизнь).
Ключевые слова: профессиональные понятия; семантическая структура; спорт; физическая культура; телесное воспитание.
INTERRELATION OF PROFESSIONAL CONCEPTS AMONG STUDENTS IN THE
FIELD OF PHYSICAL CULTURE
Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Katrina Aragornovna Radonegova, the post-graduate student, Ksenia Andreevna Tarasevich, the post-graduate student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
This article presents the results of the empirical studies of relationship of vocational concepts at the students in the field of physical culture and sports. If the survey of young people identified stereotyping and triviality of their ideas about the meaning of the concepts "physical culture", "physical education" and "sport" (it is mainly limited to the content of the terms "training" and "physical training"), and the nature of the relationship between them, the application of the method of the repertory grids by G. Kelly allowed us to identify the individual and deeper level of specificity of these representations. Method of the repertory grids by G. Kelly also gave the ability to detect the meaningful relationships between the concepts of "physical culture", "physical education", "bodily education" in the context of other aspects of life of young people (school education, youth leisure, everyday life).
Keywords: professional concepts, semantic structure, sport, physical culture, body education.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка специалистов по физическому воспитанию предполагает решение задачи профессионализации их представлений об основных компонентах будущей деятельности, становление профессиональных понятий. При этом нужно избегать двух крайностей: насаждения готовых, жёстких структур, мыслительных стереотипов и так называемого релятивизма, сочетающегося с отсутствием способности доводить развитие мысли до её полного воплощения в чёткую мыслеформу. Целью действительно современного образования является создание условий, при которых молодые люди могут созидать индивидуальную структуру профессиональных представлений и понятий, которая, с одной стороны, являет чёткую картину простроенных взаимосвязей между ключевыми понятиями, а, с другой стороны, потенциально готова к развитию.
Результаты многочисленных опросов, проведённых в последние десятилетия, говорят о том, что представления у молодого поколения в сфере физической культуры и спорта носят, в основном, шаблонный и тривиальный характер. Например, спорт, как правило, ассоциируется со здоровьем, что указывает на отсутствие какого-либо критического осмысления данной ассоциативной связки и является лишь повторением слоганов из «пропаганды здорового образа жизни».
МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В проведённом исследовании решалась задача определения особенностей взаимосвязи профессиональных понятий у студентов СГАФКСТ (54 студента 2-3-го курсов). Был использован метод опроса (анкеты, содержащие закрытые и открытые вопросы), метод репертуарных решёток Дж. Келли [2], математико-статистические методы.
Сначала приведём данные другого нашего исследования, благодаря которому можно было увидеть динамику представлений школьников относительно физической культуры и спорта на протяжении последних 24 лет. Очевидно, что стереотипные представления о спорте и физическом воспитании формируются в школьные годы. Нами были проведены опросы школьников 5-11-х классов в 1991 г. (1176 человек), в 2014 г. (179 человек) и в 2015 г. (228 человек). При вопросе «Каким термином, Вы чаще всего пользуетесь для обозначения занятий играми, упражнениями, движениями и т. п.?» в 1991 году 50% школьников назвали такую деятельность тренировкой, 11% - физической подготовкой, 7% - физической культурой. В 2014 году 40% учеников обозначали свою деятельность тренировкой, 17% - физической подготовкой, 14% - физической культурой. В 2015 году 50% пользовались термином тренировка, 10% - физическая подготовка, 10% - физические упражнения и 10% - активный отдых. Следовательно, две трети испытуемых во всех трёх выборках в течение последних 24 лет, несмотря на то, что первый опрос проводился ещё в СССР, а последние в современной России, предпочитают понятия «тренировка» и «физическая подготовка». Это указывает на явное преобладание спортивной терминологии, нежели культурной и образовательной.
Настоящее наше исследование проходило в два этапа. На первом этапе студентам предлагались анкеты с закрытыми и открытыми вопросами. В частности, им нужно было написать пять слов, наиболее полно характеризующих «спорт», «физическое воспитание» и «телесное воспитание». Последнее понятие, практически, не применяется как в научно-методической литературе, так и в повседневном обиходе, но оно было предложено нами сознательно в аспекте дальнейших рассмотрений и постановки исследовательских задач [1].
Итак, сначала выделим слова, которые присутствуют хотя бы у двух явлений: здоровье, сила-воля, быстрота-выносливость-сила, культура. Это можно интерпретировать так, что, по мнению испытуемых, человек, прошедший через эти виды практик, становится культурным и здоровым, он быстр, вынослив и силён, достигая всего этого через силу воли. При этом обозначаются и различия. Так в спорте есть дополнительные акценты: соревнование-конкуренция, результат, травма. Здесь отражена не только сущность спорта, как соревновательно-конкурентной деятельности, направленной на достижение максимально высокого результата, но и цена данной устремлённости - неизбежный травматизм.
Результатом физического воспитания являются: качества, активность, воспитанность-нравственность-уверенность. Данный вид деятельности, с одной стороны, завязан на предикат «физическое». С другой стороны, это всё-таки воспитание, которое приводит к тому, что человек становится воспитанным, нравственным, уверенным в себе.
С точки зрения студентов, во время телесного воспитания происходит нечто иное, отличное от того, что они назвали в случае с физическим воспитанием: упражнение-тренировки, гибкость-ловкость, красота. Следовательно, воспитание тела предполагает упражнения и тренировки для его развития. Благодаря этому тело становится гибким и ловким, что, как правило, характеризует именно красивое тело. Если максимально обобщить, то в спорте главное - результат, в физическом воспитании - нравственность, в телесном воспитании - красота. Можно предположить, что результат-достижение проистекает из самой сути спорта, в физическом воспитании в смысловом отношении перевешивает воспитание-нравственность, в телесном воспитании - тело-красота. Очевидно, что метод опроса и метод ассоциаций дают, как правило, поверхностный срез содержания психологического пространства человека. Необходимо было использовать методики, позволяющие выявить более глубокие смысловые структуры внутреннего мира. Перспективным здесь видится метод репертуарных решёток Дж. Келли [2], состоящих из элементов и конструктов (второй этап исследования). В качестве элементов был взят репертуар личностного участия в различных видах деятельности. Часть из них обозначается понятиями, имеющими отношение к профессиональной деятельности студентов, часть - к другим сферам жизни (всего 9 - «Спорт», «Физическая культура», «Повседневная жизнь», «Тусовочная
жизнь и др.). В качестве конструктов нами были предложены семантические дифференциалы качеств (всего 9 пар), выявленных нами в предыдущих исследованиях («Обедняет телесный и двигательный опыт человека - Обогащает телесный и двигательный опыт человека»; «Способствует сотрудничеству между людьми - Способствует конкуренции между людьми»; и др.). Репертуарные решётки были подвергнуты корреляционному анализу. Содержательный анализ корреляционных графов также включал в себя их оценку с точки зрения степени артикулированности: хорошо структурированные, монолитные, фрагментарные. Приведём для примера результаты двух студентов.
У испытуемого № 1 взаимосвязи понятий отразились в двух корреляционных графах. В первом графе прямая взаимосвязь обнаружена между «физической культурой» (1) и «спортом» (5) (r=0,710, p <0,05), что опять-таки может свидетельствовать о мыслительном стереотипе, широко представленном в сложившемся образе «физической культуры и спорта». Второй граф составляют отрицательно взаимосвязанные между собой «школьное образование» (6) и «виртуальная реальность» (7) (r=-0,729, p <0,05). Данная взаимосвязь вполне объяснима на уровне здравого смысла. Они действительно разительно отличаются друг от друга как по своему содержанию, так и по эмоциональному восприятию представителями молодого поколения.
У испытуемого № 3 структура взаимосвязей обозначилась в виде двух графов. Первый достаточно прост: видение «повседневной жизни» положительно коррелирует с представлением о «телесном воспитании» (r=0,842, p <0,01), что может означать погружённость молодого человека в практики, связанные с развитием и культивированием тела.
Второй граф включает пять элементов, которые образуют два блока. В первом блоке положительно взаимосвязаны три вида деятельности: «физическая культура», «физическое воспитание» и «профессиональное образование», что однозначно указывает на специфику нынешней жизни студента вуза физической культуры. Другой блок образует связка «тусовочная жизнь» и «виртуальная жизнь» (r=—0,819, p <0,01), отражающая специфику существования немалой части современной молодёжи, которая значительную долю своего времени проводит в социальных сетях, в виртуальном общении. Вполне логично, что между двумя блоками элементов существует статистически значимая отрицательная взаимосвязь, которая и отразилась в структуре представлений данного студента.
ВЫВОДЫ
1. Ассоциативные взаимосвязи между профессиональными понятиями у испытуемых носят, с одной стороны, предсказуемый и тривиальный характер. С другой стороны, они проявляют сущностные характеристики понятий «спорт» и «физическое воспитание». Понятие «телесное воспитание», практически неизвестное студентам, вызывает иные ассоциации и представления. Это требует пересмотра утвердившейся практики применения предиката «физическое(ая)» к понятиям «воспитание» и «культура», а также качественной перестройки образования специалистов по физическому воспитанию.
2. Индивидуальная структура взаимосвязей профессиональных понятий у того или иного студента в данной группе испытуемых демонстрирует разнообразие личностных представлений о различных видах человеческой активности, в том числе, двигательной. Здесь встречаются как шаблонные представления, навязываемые содержанием физкультурного образования и средствами массовой коммуникации, так и специфические представления, наполненные личным жизненным опытом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пегов, В. А. Проблема телесности в современном образовании / В.А. Пегов // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - № 2 (34). - С. 238-249.
2. Kelly, G.A. The psychology of personal constructs. V. 1: A theory of personality / G. A. Kelly. - N. Y. : Norton, 1955. - XVIII + 556 p.
REFERENCES
1. Pegov, V.A. (2016), "The problem of corporeality in modern education", Izvestiya Smo-lenskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 2 (34), pp. 238-249.
2. Kelly, G.A. (1955), The psychology of personal constructs. V. 1: A theory of personality, Norton, N. Y.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.12.2017
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПОДХОДА Эдуард Юрьевич Ржевский, соискатель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград
Аннотация
В рамках статьи автором затрагивается проблема оптимизации педагогического процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе дифференцированного подхода. В ней представлена методика, где расписаны ее элементы и структура их взаимодействия.
Ключевые слова: процесс физического воспитания, дети дошкольного возраста, дифференцированный подход.
METHODS OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ON THE BASIS OF DIFFERENTIATED APPROACH
Eduard Yuryevich Rzhevskii, the competitor, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Annotation
In the article the author addresses the problem of optimization of pedagogical process of physical education of children of preschool age on the basis of differentiated approach. It presents a methodology, where the elements and the structure of their interaction have been determined.
Keywords: process of physical education, preschool children, differentiated approach.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим периодом в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются психофизиологические и морфофункциональные компоненты здоровья является дошкольный возраст. Традиционный подход к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста на основе принципа индивидуализации не оказывает заметного влияния на оздоровление детей и не способствует формированию установок на практическое осуществление принципов здорового образа жизни. Сложившаяся ситуация является следствием неэффективности на настоящем этапе программы воспитания и обучения в детском саду, не разработанности методологического и организационно-методического подходов к индивидуализации процесса физического воспитания на основе принципов дифференциации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Нами организована научная работа, в которой мы разработали методику физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе дифференцированного подхода. В рамках научной деятельности мы выявили, что при комплексной дифференциации физических нагрузок с учетом уровня физического развития, функциональной и