Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В МИРЕ, РОССИИ И ПРИБАЙКАЛЬЕ. ЧАСТЬ 1'

ТРЕНДЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В МИРЕ, РОССИИ И ПРИБАЙКАЛЬЕ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Туризм / устойчивое развитие / тренды / возможности / угрозы / проблемы / Tourism / sustainable development / trends / opportunities / threats / problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новолодская Галина Ивановна, Тушемилова Наталья Николаевна

Прошедшую эпидемию covid-19, а перед ней свиного, птичьего гриппов, атипичной пневмонии, коровьего бешенства стоит рассматривать скорее не как медицинский или биологический, а как культурный, социальный и политический феномен в сфере туризма и гостеприимства. В 2023 г. появился новый вариант омикрон-штамма covid-19 EG.5 «эрис», а также BA.2.86 «пирола», «кракен», которые Всероссийская организация здравоохранения включила в список «вариантов, вызывающих интерес» из-за бы строго распространения по миру . Все они, несомненно, оказывают негативное влияние на развитие мирового туризма. В первой статье рассмотрены тренды устойчивого развития туризма и гостеприимства в мире по состоянию на 2023 г. и оценены предвари тельные итоги первого квартала и первого полугодия 2024 г. в постпандемийный период. Даны также оценки до 2040 г. Тенденции носят противоречивый характер в пространственно-временных координатах, в первую очередь в силу геополитической обстановки. Влияние оказывают переход на цифровые платформы во всех элементах цепочки создания стоимости, изменения климата, перемены в доверии и настроении туристов, в платежеспособности турбизнеса и его клиентов, в поддержке отрасли со стороны национальных правительств. Подняты вопросы членства во Все мирной туристической организации ООН и выхода из нее. Тренды устойчивого развития туризма проанализированы как для мира в целом, так и для отдельных его регионов и субрегионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURISM AND HOSPITALITY IN THE WORLD, RUSSIA AND BAIKAL REGION. PART 1

The past covid-19 epidemic, and before it swine flu, avian flu, SARS, mad cow disease, should be considered rather not as a medical or biological, but as a cultural, social and political phenomenon in the field of tourism and hospitality. In 2023, a new variant of the omi cron strain covid-19 EG.5 «eris» appeared, as well as BA.2.86 «pi rola», «kraken», which the WHO has included in the list of «options of interest» due to the rapid spread around the world. All of them undoubtedly have a negative impact on the development of world tourism. The first article examines the trends of sustainable development of tourism and hospitality in the world as of 2023 and evalu ates the preliminary results of the 1st quarter and 1st half of 2024 in the post-pandemic period. Estimates up to 2040 are also given. The trends are contradictory in spatial and temporal coordinates, primar ily due to the geopolitical situation. The transition to digital platforms in all elements of the value chain, climate change, the trust and mood of tourists, the solvency of the tourism business and its customers, and the support of the industry from national governments have an impact. The issues of membership in and withdrawal from the UN WTO Organization were raised. The trends of sustainable tourism development are analyzed both for the world as a whole and for its individual regions and subregions.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В МИРЕ, РОССИИ И ПРИБАЙКАЛЬЕ. ЧАСТЬ 1»

® ©

Научная статья УДК 338.048 EDN

DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(3).514-527

ТРЕНДЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В МИРЕ, РОССИИ И ПРИБАЙКАЛЬЕ. ЧАСТЬ 1

Г.И. Новолодская1, Н.Н. Тушемилова2

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 8 июля 2024 г.

Дата принятия к печати 21 ноября 2024 г.

Дата онлайн-размещения 6 декабря 2024 г.

Ключевые слова

Туризм; устойчивое развитие; тренды; возможности; угрозы; проблемы

Аннотация

Прошедшую эпидемию covid-19, а перед ней свиного, птичьего гриппов, атипичной пневмонии, коровьего бешенства стоит рассматривать скорее не как медицинский или биологический, а как культурный, социальный и политический феномен в сфере туризма и гостеприимства. В 2023 г. появился новый вариант омикрон-штамма covid-19 EG.5 «эрис», а также BA.2.86 «пирола», «кракен», которые Всероссийская организация здравоохранения включила в список «вариантов, вызывающих интерес» из-за быстрого распространения по миру . Все они, несомненно, оказывают негативное влияние на развитие мирового туризма. В первой статье рассмотрены тренды устойчивого развития туризма и гостеприимства в мире по состоянию на 2023 г. и оценены предварительные итоги первого квартала и первого полугодия 2024 г. в по-стпандемийный период. Даны также оценки до 2040 г. Тенденции носят противоречивый характер в пространственно-временных координатах, в первую очередь в силу геополитической обстановки. Влияние оказывают переход на цифровые платформы во всех элементах цепочки создания стоимости, изменения климата, перемены в доверии и настроении туристов, в платежеспособности турбизнеса и его клиентов, в поддержке отрасли со стороны национальных правительств. Подняты вопросы членства во Всемирной туристической организации ООН и выхода из нее. Тренды устойчивого развития туризма проанализированы как для мира в целом, так и для отдельных его регионов и субрегионов.

Original article

TRENDS IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURISM AND HOSPITALITY IN THE WORLD, RUSSIA AND BAIKAL REGION. PART 1

Galina I. Novolodskaya1, Natalia N. Tushemilova2

1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

2 East Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, the Russian Federation

Article info

Received July 8, 2024

Accepted November 21, 2024

Available online December 6, 2024

Abstract

The past covid-19 epidemic, and before it swine flu, avian flu, SARS, mad cow disease, should be considered rather not as a medical or biological, but as a cultural, social and political phenomenon in the field of tourism and hospitality. In 2023, a new variant of the omicron strain covid-19 EG.5 «eris» appeared, as well as BA.2.86 «pirola», «kraken», which the WHO has included in the list of «options of interest» due to the rapid spread around the world. All of them undoubtedly have a negative impact on the development of world tourism. The first article examines the trends of sustainable devel-

© Новолодская Г.И., Тушемилова Н.Н., 2024

Keywords

Tourism; sustainable development; trends; opportunities; threats; problems

opment of tourism and hospitality in the world as of 2023 and evaluates the preliminary results of the 1st quarter and 1st half of 2024 in the post-pandemic period. Estimates up to 2040 are also given. The trends are contradictory in spatial and temporal coordinates, primarily due to the geopolitical situation. The transition to digital platforms in all elements of the value chain, climate change, the trust and mood of tourists, the solvency of the tourism business and its customers, and the support of the industry from national governments have an impact. The issues of membership in and withdrawal from the UN-WTO Organization were raised. The trends of sustainable tourism development are analyzed both for the world as a whole and for its individual regions and subregions.

Актуальность исследования

Целью развития туризма на всех уровнях — глобальном, национальном, региональном — является развитие человека в его понимании мироустройства, пространственной географии, культурологических разнообразий стран и народов, своего единства с миром как части целого. Из семнадцати целей устойчивого развития мира в целом три имеют непосредственное отношение к туризму. Повышение благополучия людей, сохранение природной среды, стимулирование экономического прогресса и содействие взаимопониманию на международном уровне — таковы приоритетные цели, составляющие самую сущность «ООН Туризм»1.

Степень разработанности проблемы

Вопросами, связанными с новыми формами функционирования туристических предприятий в условиях пандемии, занимаются представители международных и российских организаций в сфере туризма (UNWTO, WTTC, Ростуризм, АТОР, «Турпомощь» и др.), а также научные работники и практики. Данным вопросам уделяется внимание в ходе работы различных туристических форумов, выставок и т.д.

С теоретической точки зрения поднимаются вопросы: З.О. Адамановой, И.А. Иваненко о тенденции развития международного туризма в многополярном мире [1, с. 72]; С.В. Донских об особенностях формирования и развития туристической дестинации на основе безвизовой зоны [2, с. 121]; А.А. Лимпинской о международном туризме с позиций его социальной значимости [3, с. 27]; Ю.В. Орлом и его соавторами о туристических предпочтениях россиян за рубежом [4, с. 64]; П.И. Филатчевой об устойчи-

1 Преображение ЮНВТО в «ООН Туризм» знаменует начало новой эры для глобального сектора // ООН Туризм. 2024. 11 марта. URL: https://www. unwto.org/ru/news/unwto-becomes-un-tourism-to-mark-a-new-era-for-global-sector.

вом туризме как перспективном направлении развития современного мира [5, с. 19-21]; П. Смеловым о концепции продвижения тур-потенциала России за рубежом2 и др.

Цели и задачи исследования

Туризм — одна из наиболее пострадавших и в экономическом, и в социальном плане в пандемийные 2020-2021 гг. отраслей. Глобально и локально перед этой сферой деятельности стоит главная цель — восстановление допандемийного уровня ее развития. В результате кризиса пострадали все страны, но в разной степени, что зависело от уровня развития страны и ее возможностей поддержать данную очень значимую для экономики сферу. В России ситуация осложнена еще и тем, что здесь велика дифференциация регионов по уровню и качеству жизни населения, по возможности оказать поддержку бизнесу и жителям из региональных бюджетов.

В статье поставлено несколько задач, но в связи с разделением ее на три части основная задача данной части заключается в выявлении новых тенденций развития мирового туризма в условиях «пандемического синдрома» в постпандемическом периоде.

Описание и результаты исследования

На рис. 1 представлено два подхода в исследовании трендов в развитии туризма и гостеприимства в мире, России и Прибайкалье, которые дают методологическую основу для данного исследования. С одной стороны, подобное исследование осуществляют представители турбизнеса для того, чтобы правильно предвидеть, как события могут развиваться под влиянием бесчисленного количества факторов внешней и внутренней среды фирмы для того, чтобы грамотно разработать стратегию своего поведения на рынке В&В и В&С. Они идут от своих воз-

2 Продвижение в пяти странах. ЦСР представил концепцию продвижения турпотенциала России за рубежом // Турбизнес. 2024. № 1-3. С. 2.

Ф П ч

01

И

5<

*

U

л т

п *

о

о

о

д

и ^

п ч я Ф X X

о

ч

ф

О 2 О м 4

ы

Z

10

О (Л

2

N 7

можностей и ресурсов для предполагаемого развития сверху вниз, согласно представленному рисунку. В международном маркетинге есть методологический прием «МММ» — маски международного маркетинга, который предполагает выборку во всех средах маркетинга только той информации, которая реально необходима в конкретной ситуации.

С другой стороны, исследования осуществляют заинтересанты во внешней среде, прямо или косвенно связанные с туризмом, его регулированием на всех уровнях (глобальном, национальном, региональном), софинансированием, развитием транспортной инфраструктуры, функционированием социальных объектов, подготовкой кадров для сферы туризма и многими другими аспектами. И здесь используется другая логика исследования — от общего к частному, снизу вверх (см. рис. 1).

Основным ежегодным источником информации о развитии международного туризма является Всемирная туристическая организация при ООН (UNWTO). Основой ее финансирования являются членские взносы участников (государств-членов) и различные взносы ассоциированных партнеров. На сегодняшний день по отчету организации в ней состоит 160 государств-членов, 6 ассоциированных членов, 2 наблюдателя и более 500

аффилированных членов3. Интересна

3 About Us // UN Tourism.URL: https://www. unwto.org/about-us.

статистика не вошедших в нее стран и вышедших по тем или иным причинам из организации. Около 1/3 мирового туристического рынка находится за пределами UNWTO. В табл. 1 представлена часть из них в порядке их выхода.

Рассмотрим аргументы, которые приводились в качестве доводов на страницах АТОР:

- «стоимость членства перевешивает пользу» (Великобритания, США, Австралия);

- «рекомендации и политика UNWTO не согласуются с национальной стратегией развития туризма» (Австралия);

- «членство в UNWTO не дает возможности продвигать свою страну как туристическое направление, поскольку эта организация таким продвижением не занимается» (Австралия);

- «сколько-нибудь весомыми полномочиями UNWTO никогда не обладала» и на политику государств в отношении туризма тоже не имеет рычагов влияния;

- «у организации непрозрачный бюджет без независимого аудита» (США);

- «UNWTO критикует визовую и миграционную политику нашей страны» (США)4.

Далее приведена табл. 2, составленная авторами по разным приложениям финан-

4 Россия выходит из UNWTO. Что это значит для туризма? // Ассоциация Туроператоров. 2022. 28 апр. URL: https://www.atorus.ru/news/ press-centre/new/59771.html.

•Персонал •Технология •Ресурсы • Маркетинг

•Посредники »Конкуренты Потребители

• Мировые тенденции

• Глобализация •Технологии •Гиперконкуренция

•Демография •Экономика Природные ресурсы •Технологии Политико-правовые тенденции •Социокультурные факторы

Рис. 1. Подходы в исследовании трендов в развитии туризма и гостеприимства в мире, России и Прибайкалье

Данные по странам, не вошедшим или вышедшим из UNWTO*

Страны Время выхода из организации

США 1995 г., еще раз подтвердила в 2020 г.

Бельгия, Гренландия 1997 г.

Великобритания 2009 г.

Канада 2012 г.

Австралия 2015 г.

Сингапур Вышел из UNWTO и вошел в экономическое сообщество АСЕАН

Ирландия Не присоединилась

Нидерланды Не присоединилась

ф п н

01

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5<

*

Ш

л т

п *

о

о

о

д

и ^

п н я Ф X X

о

п О

S

ф ^

о

S

н

ф

О 2 О м 4

ы

Z

10

О (Л

2

N 7

* Составлена по: Singapore Tourism Board (Совет по туризму Сингапура). URL: https://www.stb.gov.sg/content/ stb/en.html ; Россия выходит из UNWTO. Что это значит для туризма? // Ассоциация Туроператоров. 2022. 28 апр. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59771.html.

сового доклада UNWTO за период, закончившийся 31 марта 2019 г. Согласно отчету о взносах, причитающихся с членов, Россия заплатила 297 212 евро5.

По словам редакции «Вестника АТОР», никакого финансирования каких-либо программ в области туризма UNWTO не ведет — в бюджете их просто это не предусмотрено, а 10 млн евро чистого дохода легли в копилку организации6.

27 апреля 2022 г. вопрос о приостановке членства России в организации рассматривался на внеочередной Генеральной ассамблее UNWTO в связи «с военным вторжением РФ в Украину». Россия объявила о намерении выйти из организации, о чем предупредил российский МИД, аргументацией которого стала формулировка: «страны Евросоюза фактически монополизировали Всемирную туристскую организацию, используют ее в своих интересах и продавливают политическое решение, которое Москва рассматривает как неправомерный и политически

5 Всемирная туристская организация (UNWTO) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций.

6 Россия выходит из UNWTO. Что это значит для

туризма? URL:https://www.atorus.ru/news/press-

centre/new/59771.html.

мотивированный шаг в целях демонстративного наказания»7. Тем не менее в глобальных отчетах Российская Федерация присутствует. Можно согласиться с Г.Ф. Фейгиным, что «конфликт России со странами Запада и напряженность отношений Китая с западными партнерами создают предпосылки для формирования контуров нового глобального миропорядка. Важнейшим институтом становится объединение БРИКС, которое в контексте геополитических раскладов может составить определенную конкуренцию «Большой семерке» [6, с. 19].

Основные тренды развития международного туризма представлены в ежегодных докладах UNWTO. В табл. 3 приоритеты в развитии туризма и гостеприимства в мире UNWTO расставлены по степени их значимости для организации в 2023 г.

Проникновение цифровизации в туризм привело к тому, что маркетинг, позиционирование и продвижение направлений стали основным приоритетом: 54 % экспертов поставили его на первое место, а на втором месте — связанная напрямую с маркетингом

7 Заявление МИД России о выходе Российской Федерации из ЮНВТО : от 27 апр. 2022 г. № 926-2704-2022 // Министерство иностранных дел РФ. URL: https://www.mid.ru/tv/?id=1811083&lang=ru.

Таблица 2

Отчет о доходах и расходах UNWTO за 2019 финансовый год*

Показатель Сумма

Доходы всего 13 994 млн евро

Расходы всего 3,9 млн евро

В том числе: заработная плата и премиальные выплаты сотрудникам (менее 100 чел.) 3 034 054 евро

командировочные расходы сотрудников 2 191 евро

текущие расходы офиса 6 101 долл.

амортизационные отчисления 4 262 евро

гранты 5 274 евро

* Составлена по данным АТОР. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59771.html. ISSN 2500-2759

Приоритеты в развитии туризма и гостеприимства в мире по степени их значимости в 2023 г.*

№ Основные приоритеты Экспертные оценки, %

1 Маркетинг, позиционирование и продвижение направлений 54

2 Разработка и диверсификация продукции 49

3 Устойчивость, зеленая трансформация, изменение климата 47

4 Инвестиции в инфраструктуру и туристические направления 41

5 Развитие человеческого капитала 38

6 Институциональное укрепление 32

7 Инновации, цифровизация, технологии 26

8 Качество, международные стандарты, доступность 25

9 Предпринимательство, привлекательность работы в сфере туризма 20

10 Устойчивость, восстановление после стихийных бедствий 19

11 Туризм для местного развития 15

* Составлена автором по данным UNWTO: URL:https://www.unwto.org.

разработка и диверсификация продукции (49 %). Достаточно высоко оценены инвестиции в инфраструктуру и туристические направления и развитие человеческого капитала. Инновации, цифровизация и технологии, на наш взгляд, недооценены (всего 26 %), хотя во всем мире меняется парадигма технологического прогресса и туризм так же, как и индустрия переводятся на платформу 5.0. Туризм для местного развития оценен экспертами на 15 %, что как раз свидетельствует об объективных причинах выхода стран из UNWTO.

Многие страны разработали и начали ре-ализовывать стратегию цифровой экономики: в 2005 г. — Сингапур, в 2006 г. — Австралия, в 2008 г. — Великобритания и Гонконг, в 2009 г. — Норвегия, в 2010 г. — Канада, в 2012 г. — Малайзия, в 2013 г. — Республика Корея, в 2015 г. — Индия и Новая Зеландия [7].

Цифровизация в сфере туризма в мировой экономике и те преобразования, которые она вызывает, нельзя не учитывать, принимая те, или иные решения в любой сфере индустрии туризма. Аналитический отчет 2024 г., который называется «Возвращение новой нормальности» и имеет девиз «путешествуйте в мире геополитических, климатических и цифровых перемен» по исследованию потребителей, показывает, что спрос на выездные поездки в 2024 г. должен быть как минимум таким же высоким, как и в 2023 г.8 Однако в международном докладе Travel Weekly Insight Report отмечается наличие существенных доказательств стремления потребителей контролировать свои расходы, путешествуя вне пикового сезона, сокращая продолжительность отпусков и т.д. Кроме

8 Travel Weekly Insight travelweeklyinsight.co.uk.

Report. URL: https://

того, в качестве важного аспекта развития делового туризма все в большей степени получает распространение гибкая рабочая среда, профессионалы ищут возможности совмещать работу и отдых. Основной вывод, который можно сделать из этого тренда, заключается в том, что данный «сдвиг нацелен на дальнейшее поддержание спроса на поездки, одновременно изменяя характер деловых поездок»9.

В этом году, несмотря на политические риски, в Power List (ежегодном списке крупнейших мировых продавцов туристических услуг), оказалось рекордное количество агентств — 72. Даже с новым порогом в 110 млн долл. в мировых годовых продажах путешествий, в Power List оказалось на 11 компаний больше, чем в прошлом году, где был минимум 100 млн долл. Рекордные 25 компаний сообщили о продажах более, чем на 1 млрд долл. в 2023 г., по сравнению с 18 в 2022 г.10

А. Идрисов на Восточном экономическом форуме выступил с докладом на тему «Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности», в котором затронул четыре основных тенденции: «платформы, sharing economy, революцию впечатлений и технологические гаджеты»11. В частности, он озвучил, что «в настоящий момент цифровые решения — ключевой элемент развития туризма во всех элементах цепочки создания стоимости. Так, лоукосте-ры делают доступными любые уголки мира,

9 Travel Weekly Insight Report. URL: https:// travelweeklyinsight.co.uk.

10 Power List 2024 // Travel Weekly by Northstar. URL: https://www.travelweekly.com/Power-List-2024.

11 Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности // Strategy Partners. 2019. 4 сент. URL: https://strategy.ru/ research/expert/92.

платформы в области глобального транспорта объединяют услуги в сфере транспорта и проживания, sharing-услуги выводят на новый уровень доступность проживания для ограниченных по бюджету потребителей, а агрега-торы предложений дают возможность легко и быстро сравнивать цены, условия и оценку услуг другими потребителями»12.

А.М. Медведева и Т.С. Ягья считают, что «Россия также стремится к активному использованию цифровых технологий на практике» [8]. В России программа «Цифровая экономика Российской Федерации» принята еще в 2017 г. К.С. Туманова отмечает, что «ряд положений программы были использованы и в стратегии развития туризма в России на период до 2035 г.» [9].

UNWTO также выделяет следующие краткосрочные вызовы и угрозы в развитии

12 Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности // Strategy Partners. 2019. 4 сент. URL: https://strategy.ru/ research/expert/92.

туризма и гостеприимства в мире в 2023 г. (табл. 4).

Нехватка человеческого капитала и удержание талантов здесь поставлены на первое место — 38 %. Необходимо обратить внимание на экономический спад и инфляцию (28 %), которые приводят к недостатку финансирования и инвестиций (16 %), особенно в ограниченную туристическую инфраструктуру (18 %). Политическая нестабильность и отсутствие институциональной базы в сфере туризма приводит к обострению конкуренции между направлениями.

В табл. 5 обобщена практика сформировавшихся в 2023 г. возможностей развития мирового туризма.

Из представленных возможностей две тесно связаны друг с другом — «Растущий спрос на конкретные направления и продукты», а также «Большой потенциал: уникальные или неисследованные природные и культурные ценности». Именно они задают тренд, выявленный в зарубежной научной ли-

Таблица 4

Краткосрочные вызовы и угрозы в развитии туризма и гостеприимства в мире в 2023 г.*

№ Вызовы и угрозы Экспертные оценки, %

1 Нехватка человеческого капитала / удержание талантов 38

2 Экономический спад / инфляция 28

3 Кризис со здоровьем / восстановление после covid-19 22

4 Растущая конкуренция между направлениями 20

5 Ограниченная туристическая инфраструктура 18

6 Недостаток финансирования, инвестиций 16

7 Политическая нестабильность 16

8 Отсутствие институциональной базы в сфере туризма 15

9 Охрана и сохранность 15

10 Отсутствие экологически чистых практик 13

11 Плохая связь 12

12 Изменение климата 12

* Составлена автором по данным UNWTO. URL:https://www.unwto.org.

Таблица 5

Возможности развития мирового туризма в 2023 г.*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Возможности Экспертные оценки, %

1 Растущий спрос на конкретные направления и продукты 32

2 Реформа правовой и политической базы туризма или модели управления 30

3 Благоприятные условия для инвестиций, ГЧП и ведения бизнеса 22

4 Инновации и цифровизация 20

5 Диверсификация рынков сбыта или близость к ним 0

6 Диверсификация / дифференциация туристического предложения 20

7 Большой потенциал: уникальные или неисследованные природные или культурные ценности 18

8 Улучшение туристической инфраструктуры, в частности для обеспечения устойчивости к изменению климата 16

n

N 1Л

IX &

ff о

Ti N

0 N

£ ё

1

iE э

ф *

п *

(0 «

£ «

СО

®

15 со

тературе на устойчивое использование термина «экономика впечатлений» [10, р. 322]. Реформа правовой и политической базы туризма или модели управления оценена на 30 % и поставлена экспертами на второе место по значимости, однако реальная практика санкционной политики по отношению к России свидетельствует, например, об избыточной политизации в сфере туризма (чего нет в оценке этой же организации политических действий Израиля), что де-факто нельзя трактовать в качестве возможностей. Это — ограничения.

Не совсем понятны «нулевые» возможности диверсификации рынков сбыта или близость к ним, поскольку они отражают спрос на рынке, в то время как диверсификация / дифференциация туристического предложения оценена на 20 %.

Хотелось бы также отметить, что организация с 2023 г. сменила логотип (рис. 2).

Одна из версий смены логотипа — дистанцирование от Всемирной торговой организации, что и открывает новые возможности для международного туризма.

В табл. 6 выделены долгосрочные закономерности и проблемы в развитии мирового туризма, согласно докладу UNWTO.

Необходимость международного сотрудничества проявлена и ее никто не отрицает, поскольку туризм помогает людям

разных стран лучше понять друг друга через культуру, общение, красоту туристско-рек-реационных ресурсов на маршруте. Однако из девяти пунктов она поставлена на пятое место.

В табл. 7 представлены тенденции в отношении будущего управления туризмом и его бизнес-моделей на основе опыта, обобщенного UNWTO.

Можно согласиться с экспертами, что институциональное укрепление на национальном уровне и уровне назначения является наиболее важным для каждой отдельно взятой страны, а также наиболее управляемым процессом, который развивается в контексте общей стратегии развития национальной экономики.

Без диверсификации и продвижения национальных туристических направлений и их ориентации на хорошо продуманную «экономику впечатлений» также трудно быть конкурентоспособным на мировых и региональных рынках туризма. Конкуренция за привлечение новых потоков туристов растет, даже несмотря на феномен избыточного туризма в отдельных локациях. Именно эта конкуренция позволила проявиться тенденции перехода к более экологичному и инклюзивному туризму, которая, в свою очередь, потребовала усиления координации между министерствами, национальными и местны-

Рис. 2. Старый (слева) и новый (справа) логотипы UNWTO

Источник: URL: https://www.unwto.org.

Таблица 6

Долгосрочные закономерности и проблемы в развитии мирового туризма в 2023 г.*

№ Закономерности и проблемы Экспертные оценки, %

1 Устойчивость: изменение потребительского спроса 41

2 Цифровизация по всей цепочке создания стоимости в туризме 33

3 Климатический вызов: адаптация и смягчение последствий 24

4 Глобальные потрясения (пандемии, стихийные бедствия, конфликты) 21

5 Необходимость международного сотрудничества 16,5

6 Неадекватная туристическая инфраструктура 15,1

7 Осведомленность о защите природных и культурных ценностей 15

8 Потребность в наращивании потенциала персонала 13

9 Необходимость укрепления туристических институтов и управления 12

Тенденции в отношении будущего управления туризмом и его бизнес-моделей*

№ Тенденции Экспертные оценки, %

1 Институциональное укрепление на национальном уровне и уровне назначения 37

2 Диверсификация и продвижение направлений и впечатлений 23

3 Переход к более экологичному и инклюзивному 22

4 Усиленная координация между министерствами, а также между национальными и местными организациями в сфере природопользования 18

5 Разработка сбалансированных моделей управления ГЧП 18

6 Привлечение инвестиций, особенно в инфраструктуру 17

7 Наращивание потенциала 16

8 Инновации и цифровизация для более гибких операторов и пунктов назначения 13

9 Координация с различными заинтересованными сторонами в сфере туризма 12

Ф П ч

01

И

5<

*

U

л т

п *

о

о

о

g

S) ^

п ч

H ф

X X

о

п

о

н

ф ^

о s

ч

ф

р M

о

M 4

ы

Z

10 р

2

N 7

* Составлена автором по данным UNWTO. URL:https://www.unwto.org.

ми организациями в сфере регулирования вопросов природопользования.

Рассмотрим пример формирования бизнес-модели и успеха Booking Holding — «американской компании, владеющей системами бронирования отелей в туристической сфере. Компания также владеет агрегатором авиабилетов, аренды автомобилей и другими сервисами. За счет инновационного подхода и масштабирования бизнеса за десять лет они увеличили капитализацию в 25 раз. Эта компания одной из первых открыла концепцию онлайн-агрегатора в сфере туризма. Благодаря их глобальной платформе владельцы объектов получают мгновенный и удобный доступ к глобальной клиентской базе — через вебсайт или мобильное приложение»13. Сейчас эта компания ушла с российского рынка по политическим причинам.

Разработка сбалансированных моделей управления государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяет развиваться инфраструктурным проектам за счет разных источников их финансирования, что будет рассмотрено на примере России в следующей части статьи. Это особенно важно в условиях введения международных финансово-экономических санкций против нашей страны, так как «ставит перед российской экономической наукой ряд проблем, связанных с изменением существующей финансовой парадигмы, сформированной в течение последних трех десятилетий» [11, с. 284].

Таким образом, программные приоритеты UNWTO на 2024-2025 гг. могут быть сведены в пять основных пунктов:

1. Повышать конкурентоспособность и жизнестойкость: интеллектуальные данные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности. URL: https:// strategy.ru/research/expert/92.

и достоверная информация, переосмысление позиционирования в местах назначения и разработка продукта.

2. Способствовать устойчивому развитию и инклюзивности: цикличность, воздействие на климат и биоразнообразие. Уменьшать неравенство и продвигать культуру.

3. Инвестировать в людей для создания нового социального пакета: укрепление образования и профессиональной подготовки, а также человеческого капитала для достойной работы.

4. Стимулировать инвестиции и расширять масштабы инноваций: доступ к финансированию, ускорение внедрения новых бизнес-моделей.

5. Создать более совершенные и устойчивые институты: политика в области туризма, управление и устойчивость14.

В табл. 8 представлено восстановление международных туристических потоков в мире и регионах в постковидный период с 2021 по 2023 г. по последней версии UNWTO.

Единственный регион, который не только восстановил туристский поток, но и превысил уровень 2019 г. — Средняя Азия (Ближний Восток). Не довели до уровня 2019 г. в порядке убывания европейские страны — 94 %, Африка — 96 %, Северная и Южная Америка — 90 %, мир в целом — 88 %, Азия и Тихий океан — 65 %. Южная Азия уже восстановила 87 % от уровня 2019 г., а Северо-Восточная Азия — около 55 %15.

Основные факторы, препятствовавшие восстановлению международного туризма с

14 ЕС118_Презентация_Подготовка программы работы на 2024-2025 гг. URL: https://www.webunwto. s3.eu-west-1.amazonaws.com.

15 International tourism to reach pre-pandemic levels in 2024 // UNWTO World Tourism Barometer. 2024. Vol. 22, iss. 1.

Темпы восстановления международных туристических потоков в мире и регионах в период с 2021 по 2023 г.*

№ Прибытия 2021 2022 2023

1 Мир -69 -34 -12

2 Европа -59 -20 -6

3 Азия и Тихий океан -93 -75 -35

4 Северная и Южная Америка -63 -29 -10

5 Африка -72 -31 -4

6 Средняя Азия -58 -5 22

* Составлена автором по данным UNWTO. URL:https://www.unwto.org.

сентября 2022 г. по январь 2024 г., представлены в табл. 9.

Несомненно, экономическая среда и высокие затраты на транспорт и размещение являются главным тормозом восстановления международного туризма.

Темпы роста ВВП первой десятки стран по итогам 2023 г. представлены в табл. 10. Зона евро в марте 2024 г. показала рост 0,4 % по

сравнению с 0,1 % в 2022 г., хотя с точки зрения туристской привлекательности они стоят на первых позициях, что отражено в табл. 11.

В 2022 г. формулировка в отношении специальной военной операции звучала как «Неопределенность из-за СВО России в Украине», то теперь она сформулирована как «Российская агрессия в Украине», и это при том, что в данный конфликт по факту

Таблица 9

Факторы, препятствовавшие восстановлению международного туризма в период с сентября 2022 г. по январь 2024 г.*

№ Факторы Экспертные оценки, %

1 Экономическая среда 69

2 Высокие затраты на транспорт и размещение 55

3 Экстремальные погодные условия 28

4 Развитие конфликта между Хамас и Израилем 24

5 Нехватка персонала 22

6 Другие геополитические риски 19

7 Российская агрессия в Украине 19

8 Другие 14

9 Ограничения путешествий и визовые требования 14

10 Загруженность аэропортов, задержка полетов и их отмена 13

11 Низкая уверенность потребителей 12

12 Covid-19 и связанные с этим вопросы 3

'Составлена автором по данным UNWTO. URL:https://www.unwto.org.

Темпы роста ВВП первой десятки стран по итогам 2023 г.

Таблица 10

№ Страна Последний Предыдущий Месяц, год

1 Индия 8,4 8,1 Декабрь 2023 г.

2 Россия 5,4 4,9 Март 2024 г.

3 Китай 5,3 5,2 Март 2024 г.

4 Индонезия 5,11 5,04 Март 2024 г.

5 Турция 4,0 6,1 Декабрь 2023 г.

6 Южная Корея 3,4 2,2 Март 2024 г.

7 США 3,0 3,1 Март 2024 г.

8 Сингапур 2,7 2,2 Март 2024 г.

9 Испания 2,4 2,1 Март 2024 г.

10 Бразилия 2,1 2,0 Декабрь 2023 г.

Источник: Темпы роста ВВП (год) annual-growth-rate.

— список стран. URL: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/gdp-

Топ-10 самых посещаемых стран мира в 2022, 2023 и 2024 гг.*

Ранг Страна в 2022 / 2023 / 2024 гг. Ежегодное прибытие международных туристов, млн чел. % от посещений по всему миру в 2022 г.

1 Франция / Франция / Франция 117,1 / 89,4 / - 11,7

2 Польша / Испания / США 88,5 / 83,7 / - 8,9

3 Мексика / США / Испания 51,1 /79,3 / - 5,1

4 США / Китай / Италия 45 / 65,7 / - 4,5

5 Таиланд / Италия / КНР 39,9 / 64,5 / - 4,0

6 Италия / Турция / Великобритания 38,4 / 51,2 / - 3,9

7 Чешская Республика / Мексика / Россия 37,2 / 45,0 / - 3,7

8 Испания / Таиланд / Мексика 36,4 / 39,8 / - 3,7

9 Канада / Германия / Канада 32,4 / 39,6 / - 3,3

10 Венгрия / Великобритания / Германия 31,6 / 39,4 / - 3,2

п ч

01

И

5<

*

U

л г

п *

о

о

о

д

и ^

п ч я Ф X X

о

п О

н

ф ^

о

S

ч

ф

?! 2

о м 4

ы Z

10 О

Л

2

N 7

* Составлена автором по: Мировой туристический рейтинг по странам. URL: https://countrycassette.com/world-tourism-rankings-by-country-2022 ; Топ-10 самых посещаемых стран мира 2023 года. URL: https://www.atorus.ru/ node/54749 ; Топ-50 самых посещаемых стран мира (2024). URL: https://peakng.com/most-visited-countries-in-the-world.

вступили страны НАТО. В то же время реальные военные действия Израиля оценены очень мягко как «Развитие конфликта между ХАМАС и Израилем», поставки оружия в который также осуществляются странами. Входящими в блок НАТО.

Согласно данным UNWTO, основные тенденции развития международного туризма в 2023 г. свидетельствуют не только о росте доходов сектора туризма и путешествий по странам, регионам и субрегионам, но и указывают на неполное восстановление сектора международных перевозок и размещения. Они обобщены и представлены далее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Доходы от международного туризма в 2023 г. достигли 1,4 трлн долл., что составляет около 93 % от 1,5 трлн долл., заработанных де-стинациями в 2019 г. (в январе — марте более 285 млн туристов путешествовали по миру).

2. Общие доходы от экспорта от туризма (включая пассажирские перевозки) оцениваются в 1,6 трлн долл. США в 2023 г., что составляет почти 95 % от 1,7 трлн долл., зафиксированных в 2019 г.

3. Экономический вклад туризма, измеряемый прямым ВВП туризма (TDGDP), составил 3,3 трлн долл. в 2023 г., или 3 % мирового ВВП. Среди субрегионов самые высокие показатели по международным прибытиям были зафиксированы в Северной Африке (+23 %), Центральной Америке (+8 %), Карибском бассейне и Западной Европе (+7 %).

4. По данным трекера восстановления туризма UNWTO, к октябрю 2023 г. как международные авиаперевозки, так и пассажирский спрос восстановились примерно на 90 % от допандемического уровня.

5. Мировая заполняемость объектов размещения в ноябре 2023 г. достигла 65 %, чуть

выше, чем в ноябре 2022 г. 62 % (по данным STR)16 [9].

Как отмечает в докладе генеральный секретарь UNWTO З. Пололикашвили, «последние данные UNWTO подчеркивают устойчивость и быстрое восстановление туризма, причем показатели до пандемии ожидаются к концу 2024 г. Восстановление уже оказывает значительное влияние на экономику, рабочие места, рост и возможности для местных сообществ. Эти цифры также напоминают о важной задаче обеспечения устойчивости и инклюзивности в развитии туризма»17.

Исходя из панели данных UNWTO по туризму по ключевым показателям въездного и выездного туризма на глобальном, национальном и региональном уровнях, рассмотрим данные туристических прибытий, доходы от туризма, долю туризма в экспорте и его вклад в ВВП, исходные рынки, сезонность, внутренний туризм, а также данные о размещении и занятости.

Декабрьские данные 2023 г. выдают годовую оценку и для России: она составила -11 % по отношению к 2019 г., что свидетельствует о неполном восстановлении туризма18. При этом общемировой тренд составил 89 %, что указывает на недостижимость допанде-

16 International Tourism to Reach Pre-Pandemic Levels in 2024 (Международный туризм достигнет уровня, предшествующего пандемии, в 2024 г.) // UN Tourism. 2024. 19 Jan. URL: https://www.unwto.org/news/ international-tourism-to-reach-pre-pandemic-levels-in-2024.

17 International tourism to reach pre-pandemic levels in 2024 // UNWTO World Tourism Barometer. 2024. Vol. 22, iss. 1.

18 International tourism and Covid-19 // UN Tourism. URL: https://www.unwto.org/tourism-data/ international-tourism-and-covid-19.

N N 1Л

IX &

ff о

Ti N

0 N

£ ё

1

iE э

ф *

п *

(О «

£ «

СО

®

15 со

мииного уровня развития мирового туризма (2019 г.).

Доля прибытий туристов и объем доходов от международного туризма по странам по данным 2023 г.19 отражает количество направлений, которые сняли все ограничения на поездки, связанные с covid-19, доля всех направлений, а также доля объема прибытий и доходов 2019 г., которые представляют эти направления. Данные о снятии ограничений основаны на данных LATA IIMATIC. В настоящее время в 199 (90 % всех стран) (150 — в 2022 г.) странах нет каких-либо ограничений по covid-19, что составляет 90 % от всех стран (68 % — в 2022 г.). Эти страны без ограничений представляют 98 % объема международных туристических прибытий в 2019 г. (70 % в 2022 г.) и 97 % объема международных туристических доходов в 2019 г. (63 % в 2022 г.), что представлено на рис. 3.

Из общего числа в 199 направлений, которые в настоящее время не имеют никаких ограничений, 26 % находятся в Европе, что составляет 52 % всех прибытий в направления без ограничений, а также 40 % доходов (основано на объемах 2019 г.).

Основываясь на данных за 2019 г. можно сказать, что в настоящее время направле-

19 International tourism and Covid-19 // UN Tourism. URL: https://www.unwto.org/tourism-data/ international-tourism-and-covid-19.

ния без ограничений в Африке составляют 111 % всех прибытий и 83 % всех доходов в этом регионе; по субрегионам направления без ограничений в Субсахарской Африке составляют 117 % всех прибытий и 77 % всех доходов в этом субрегионе.

Рейтинг стран назначения в международных туристических прибытиях в мае 2024 г. представлен в табл. 12.

Рейтинг стран по международным туристическим поступлениям в мае 2024 г. представлен в табл. 13.

Расходы на международный туризм. Рейтинг рынка в мае 2024 г. представлены в табл.14.

В этой таблице впервые появляется Российская Федерация, в которой помимо огромного ресурсного потенциала для развития туризма проводится существенная работа по продвижению и государственной поддержке развития туризма, которая будет рассмотрена в третьей части исследования трендов.

Данные табл. 12, 13 и 14 свидетельствуют о достаточно положительной динамике восстановления туризма по регионам и странам по сравнению с допандемическим уровнем.

В табл. 15 представлены результаты опроса группы экспертов ООН по туризму. Все регионы отмечают ситуацию улучшения, что особенно видно, если просуммировать

Рис. 3. Восстановление поступлений от международного туризма в 2019—2023 гг.

Таблица 12

Международные туристические прибытия в мае 2024 г. по странам, млн*

№ Страна млн № Страна млн

1 Франция 100,0 6 Мексика 42,2

2 Испания 85,2 7 Великобритания 37,2

3 США 66,5 8 Германия 34,8

4 Италия 57,2 9 Греция 32,7

5 Турция 55,2 10 Австрия 30,9

Таблица 13

Международные туристические поступления в мае 2024 г. по странам, млрд долл. США*

№ Страна млрд долл. № Страна млрд долл.

1 США 175,9 6 ОАЭ 51,9

2 Испания 92,0 7 Турция 49,5

3 Великобритания 73,9 8 Австралия 46,6

4 Франция 68,6 9 Канада 39,2

5 Италия 55,9 10 Япония 38,6

* Составлена автором по данным UNWTO. URL:https://www.unwto.org ; Barom_PPT_May_2024.pdf.

Таблица 14

Расходы на международный туризм. Рейтинг рынка в мае 2024 г., долл. США*

№ Страна долл. № Страна долл.

1 Китай 196,5 6 Канада 38,3

2 Соединенные Штаты 150,0 7 Италия 34,2

3 Германия 111,9 8 Индия 33,3

4 Великобритания 110,3 9 Российская Федерация 33,0

5 Франция 49,0 10 Южная Корея 27,8

*Составлена автором по данным UNWTO. URL:https://www.unwto.org ; Barom_PPT_May_2024.pdf.

две последние колонки — «Лучше» и «Гораздо лучше». В порядке представления их в таблице суммарные результаты составят: 76, 79, 80, 74, 49 и 67. Наилучший результат показал регион Азия и Тихий океан.

Представляют интерес и прогнозируемые изменения развития международного туризма на 2040 г., данные аналитиками Google и Deloitte. Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Испания станет самым посещаемым туристическим направлением со 110 млн прибытий, обойдя по этому показателю Францию (105 млн) и США (100 млн).

2. В топ-10 по количеству иностранных туристов также войдут Китай, Мексика и Италия (по 90 млн), Турция (85 млн), Саудовская Аравия (80 млн), Тайланд (75 млн), Германия (65 млн), Великобритания (60 млн), а также Япония и Малайзия (обе по 50 млн).

3. Общее количество международных поездок по всему миру достигнет 2,4 млрд.

4. Рост количества поездок как следствие увеличения среднего класса во всем мире.

5. На долю путешественников из Европы и АТР придется более 70 % поездок, а основные страны-поставщики иностранных туристов останутся такими же, как и в 2019 г.: Китай, США, Великобритания и Германия. В 2040 г. к этому списку присоединится Индия.

6. Самыми посещаемыми регионами мира в 2040 г. будут Европа 47 % (1,12 млрд) и АТР 27 % (640 млн) всех международных прибытий соответственно. 45 % прибытий будут сконцентрированы в четырех регионах мира: Средиземноморье (480 млн), Юго-Восточная Азия (255 млн), Ближний Восток (175 млн) и Карибский бассейн (145 млн)20.

Таким образом, с позиции дня сегодняшнего все эти изменения можно считать состоявшимися и продолжающимися вплоть до 2040 г., что характерно не только для мирового туризма, но и для развития въездного и выездного туризма в России, о котором пойдет речь во второй части статьи.

20 Где в мире будут принимать больше всего туристов к 2040 г. // Ассоциация Туроператоров. 2024. 16 июня. URL: https://www.atorus.ru/node/57386.

Таблица 15

Ответ экспертов ООН по туризму на вопрос «Каковы по вашему мнению перспективы вашего

туристического направления в 2024 г.?»

№ Регионы мира Гораздо хуже Хуже Равный Лучше Гораздо лучше

1 Мир 1 5 17 62 14

2 Европа 2 1 18 73 6

3 Азия и Тихий океан - 4 16 41 39

4 Северная и Южная Америка - 8 18 64 10

5 Африка 17 17 17 33 16

6 Средняя Азия - 22 11 56 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаманова З.О. Тенденции развития международного туризма в многополярном мире / З.О. Адама-нова, И.А. Иваненко. — EDN XUXXAV // Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития : материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 6 февр. 2024 г. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 71-73.

2. Донских С.В. Особенности формирования и развития туристической дестинации на основе безвизовой зоны «GrodnoVisaFree» / С.В. Донских. — EDN YWPEBF // Современные тенденции развития международного туризма в мире и Республике Беларусь в условиях глобализации : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12 окт. 2018 г. — Минск, 2018. — С. 110-121.

3. Лимпинская А.А. Международный туризм с позиций его социальной значимости / А.А. Лимпинская. — EDN WKYHRZ // География и туризм. — 2021. — № 2. — С. 23-28.

4. Анализ и перспективы развития туризма в мире и России / Ю.В. Орел, Д.О. Грачева, Д.В. Шлаев, С.Г. Шматко. — EDN FCBCTQ // Вестник института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. — 2022. — № 4 (64). — С. 60-68.

5. Филатчева П.И. Устойчивый туризм как перспективное направление развития современного мира / П.И. Филатчева. — EDN LNSQCC // Российская наука в современном мире : LIV междунар. науч.-практ. конф., Москва, 31 мая 2023 г. — Москва, 2023. — С. 19-21.

6. Фейгин Г.Ф. Сфера услуг: новые вызовы в условиях противоречивого развития мировой экономики / Г.Ф. Фейгин. — EDN PLEPHB // Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития : XXI Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 6 февр. 2024 г. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 17-19.

7. Матвеевская А.С. Цифровые технологии международного туризма: мировой опыт / А.С. Матвеевская. — DOI 10.48612/rg/RGW.22.3. — EDN NXJVJQ // Россия в глобальном мире. — 2022. — № 22 (45). — С. 31-41.

8. Медведева А.М. Развитие рынка электронной коммерции в Китайской Народной Республике / А.М. Медведева, Т.С. Ягья. — EDN AMDVNK // Россия в глобальном мире. — 2021. — № 19 (42). — С. 7-16.

9. Туманова К.С. Современные технологии управления: цифровизация публичной политики / К.С. Туманова. — EDN HMLKWS // Россия в глобальном мире. — 2021. — № 19 (42). — С. 94-102.

10. Information and Communication Technologies in Tourism 2020 : Proceedings of the International Conference in Surrey, United Kingdom, January 08-10, 2020 / ed. J. Neidhardt, W. Worndl. — Springer, 2020. — 322 p.

11. Бубнов В.А. Влияние санкционной политики недружественных стран на российскую финансовую систему / В.А. Бубнов. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).283-289. — EDN WGYFOY // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 283-289.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Adamanova Z.O., Ivanenko I.A. Trends in the Development of International Tourism in a Multipolar World. In Economy and Management in the Service Sector: Current Status and Development Prospects. Materials of the XXI All-Russian Scientific and Practical Conference, Saint Petersburg, February 6, 2024. Saint Petersburg, 2024, pp. 71-73. (In Russian). EDN: XUXXAV.

2. Danskikh S.V. Features of the Formation and Development of Tourist Destination on the Basis of a Visa-Free Zone «Grodno Visa Free». In Modern Trends in the Development of International Tourism in the World and the Republic of Belarus in the Context of Globalization. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, October 12, 2018. Minsk, 2018, pp. 110-121. (In Russian). EDN: YWPEBF.

3. Limpinskaia A.A. International Tourism and its Social Significance. Geografiya i turizm = Geography and Tourism, 2021, no. 2, pp. 23-28. (In Russian). EDN: WKYHRZ.

4. Orel Yu.V., Gracheva D.O., Shlaev D.V., Shmatko S.G. Analysis and Prospects of Tourism Development in the World and Russia. Vestnik instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ehkonomiki i upravleniya narodnym khozyaistvom). Ehkonomicheskie nauki = Bulletin Peoples' Friendship Institute of the Caucasus (the Economy and National Economy Management). Economic Sciences, 2022, no. 4, pp. 60-68. (In Russian). EDN: FCBCTQ.

5. Filatcheva P.I. Sustainable Tourism as a Promising Direction for the Development of the Modern World. In Russian Science in the Modern World. LIV International Scientific-Practical Conference, Moscow, May 31, 2023. Moscow, 2023, pp. 19-21. (In Russian). EDN: LNSQCC.

6. Feigin G.F. Services: New Challenges in the Context of Contradictory Development of the World Economy. In Economy and Management in the Service Sector: Current Status and Development Prospects. XXI All-Russian Scientific and Practical Conference, Saint Petersburg, February 6, 2024. Saint Petersburg, 2024, pp. 17-19. (In Russian). EDN: PLEPHB.

7. Matveevskaya A.S. Digital Technologies of International Tourism: World Experience. Rossiya v global'nom mire = Russia in the Global World, 2022, no. 22, pp. 31-41. (In Russian). EDN: NXJVJQ. DOI: 10.48612/rg/RGW.22.3.

8. Medvedeva A.M., Yagya T.S. The E-Commerce Market Development in the People's Republic of China. Rossiya v global'nom mire = Russia in the Global World, 2021, no. 19, pp. 7-16. (In Russian). EDN: AMDVNK.

9. Tumanova K.S. Modern Management Technologies: Public Policy Digitalization. Rossiya v global'nom mire = Russia in the Global World, 2021, no. 19, pp. 94-102. (In Russian). EDN: HMLKWS.

10. Neidhardt J., Worndl W. (eds.). Information and Communication Technologies in Tourism 2020. Proceedings of the International Conference in Surrey, United Kingdom, January 8—10, 2020. Springer, 2020. 322 p.

11. Bubnov V.A. The Impact of the Sanctions Policy of Unfriendly Countries on the Russian Financial System. Izves-tiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 283289. (In Russian). EDN: WGYFOY. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).283-289.

Информация об авторах

Новолодская Галина Ивановна — доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected], SPIN-код: 8068-6699, AuthorlD РИНЦ: 397364.

Тушемилова Наталья Николаевна — старший преподаватель, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, e-mail: [email protected], SPIN-код: 8231-0346.

Authors

Galina I. Novolodskaya — D.Sc. in Economics, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: gnovolodskaya@yandex. ru, SPIN-Code: 8068-6699, AuthorlD RSCI: 397364.

Natalya N. Tushemilova — Senior Lecturer, East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, the Russian Federation, e-mail: [email protected], SPINCode: 8231-0346.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Новолодская Г.И. Тренды устойчивого развитии туризма и гостеприимства в мире, России и Прибайкалье. Часть 1 / Г.И. Новолодская, Н.Н. Тушемилова. — DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(3).514-527. — EDN ТУК^Н! // Известия Байкальского государственного университета. — 2024. — Т. 34, № 3. — С. 514-527.

For Citation

Novolodskaya G.I., Tushemilova N.N. Trends in the Sustainable Development of Tourism and Hospitality in the World, Russia and Baikal Region. Part 1. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universite-fa = Bulletin of Baikal State University, 2024, vol. 34, no. 3, pp. 514-527. (In Russian). EDN: TVKGHI. DOI: 10.17150/2500-2759.2024.34(3).514-527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.