Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 7 (73). № 1. 2021 г. С. 88-98.
УДК 913:338.48
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Страчкова Н. В.1, Страчкова З. С.2
12 Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация
E-mail: natastrachkova@mail.ru
Проанализированы особенности развития мирового туристского рынка до пандемии COVID-19, его влияние на формирование мирового ВВП, роль регионов и стран на мировом туристском рынке. Выявлены особенности современного развития международного туризма, влияние пандемии на изменение географии туристского потока. Обозначены сценарии выхода из кризисной ситуации. Ключевые слова: международный туризм, мировой туристский рынок, пандемия COVID-19
ВВЕДЕНИЕ
Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем в 1990 г. около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку, 15% - на остальные регионы, при этом за последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3 и к 2000 г. их число превысило 500 млн.
Международный туризм стал весомой частью мировой экономики. Согласно данным ежегодного анализа количественной оценки глобальных экономических и трудовых последствий поездок, публикуемого Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTCC) на туристский сектор в 2019 г. пришлось 10,3% мирового валового внутреннего продукта (далее — ВВП) или чуть более 8,9 трлн долл. США, 29% мирового экспорта услуг, 10,4% от общего объема занятости или 330 млн рабочих мест [1]. По данным ЮНВТО, темпы роста международного туризма составляли в среднем 4,5-5% в год.
Пандемия COVID-19, повлекшая за собой сложную эпидемиологическую обстановку в 2020-2021 годах, привела к тому, что туристская индустрия оказалась одной из наиболее пострадавших от данного процесса сфер деятельности, что актуализирует исследование состояния и перспектив развития мирового туристского рынка.
Целью исследования является выявление особенностей развития мирового туристского рынка последних лет, анализ современных проблем и перспектив дальнейшего развития мировой туристской отрасли.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Из 195 государств мира в туризм вовлечены более 150 стран. Последние десятилетия мировой туризм демонстрирует уверенный рост [1]. Занимая
88
значительную долю мирового ВВП, туризм имеет важное значение в развитии мировой экономики. Подтверждается это данными по общему вкладу туризма в ВВП за последние 19 лет (рис. 1).
Рис. 1. Доля туризма в производстве валового внутреннего продукта.
Источник: [2]
Международный туристский поток по числу международных туристских прибытий в мире увеличился с 952 млн в 2010 году до 1461 млн в 2019 году (рис. 2).
Рис. 2. Динамика международного въездного туризма, 1995-2019 гг.
Источник: [3]
Среди стран, обеспечивающих спрос на международные туристские поездки, наблюдалась положительная стабильная динамика, лидерами в 2019 году явились Китай, Гонконг, Великобритания, Мексика, Италия. Также в первой десятке
89
представлена Российская Федерация, число международных туристских отправлений составило 45,3 млн чел. в 2019 году (табл. 1.).
Таблица 1.
Ведущие страны, формирующие выездной поток международного туризма, млн чел.
2018 2017 2016 2015
США 157,8 США 148,1 США 141,5 США 130,3
Китай 149,7 Китай 143,0 Китай 135,1 Китай 127,8
Германия 108,5 Мексика 94,2 Мексика 97,3 Мексика 94,9
Гонконг 92,2 Германия 92,4 Гонконг 91,7 Гонконг 89,0
ВБ 90,5 Гонконг 91,3 Германия 90,9 Германия 83,7
Мексика 86,3 ВБ 87,2 ВБ 81,7 ВБ 77,6
Италия 61,2 Италия 30,0 Италия 57,4 Италия 57,4
Польша 48,6 Канада 54,9 Канада 52,9 Канада 55,9
Франция 48,0 Польша 46,7 Польша 44,5 Польша 44,3
РФ 41,9 Франция 44,3 РФ 31,6 РФ 34,5
Составлено автором по [4
Рост выездного туристского потока сопровождался ростом расходов на международный туризм, к лидирующим странам по расходам на поездки и покупки товаров и услуг в международных туристских поездках в 2019 году относится Китай (254,6 млрд долл. США), опережающий США по данному показателю почти вдвое, а также США (134 млрд долл. США), Германия (91, 7 млрд долл. США), Великобритания (71,5 млрд долл. США), Франция (51,6 млрд долл. США), Российская Федерация (36,1 млрд долл. США) (табл. 2).
Таблица 2.
Ведущие страны по величине расходов международных исходящих посетителей на
поездки и покупки.
2018 2017 2016 2015
Китай 277,2 Китай 257,8 Китай 250,8 Китай 249,8
США 126,0 США 117,9 США 102,6 США 102,6
Германия 95,1 Германия 89,7 Германия 77,4 Германия 77,5
ВБ 70,7 ВБ 66,6 ВБ 68,3 ВБ 68,3
Франция 48,7 Франция 44,1 Франция 39,5 Франция 39,5
Австралия 36,9 Канада 36,6 Канада 33,9 РФ 34,9
Ю. Корея 35,1 Австралия 34,4 Австралия 29,1 Канада 33,9
Канада 34,4 Ю. Корея 31,6 Ю. Корея 25,2 Австралия 29,1
РФ 34,2 РФ 31,0 Италия 24,4 Ю. Корея 25,3
Италия 30,0 Италия 27,9 Гонконг 23,0 Италия 24,4
Составлено автором по [4] По величине расходов на пассажироперевозки в выездном международном туристском потоке безусловным лидером являются США — 47,7 млрд долл. США в 2019 году. Также ведущими странами по данному показателю выступают
90
Франция (9,0 млрд долл. США), германия (8,1 млрд долл. США), Япония (7,8 млрд долл. США), Италия (7,6 млрд долл. США ), в первую десятку входит Российская Федерация (4,4 млрд долл. США ) [4].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод об устойчивом росте общего вклада туризма в ВВП и активизации международной туристской деятельности Сектор путешествий и туризма продемонстрировал в 2019 г. рост в 3,5%, в то время как рост мировой экономики составил лишь 2,5%. Наиболее быстрорастущим стал Азиатско-Тихоокеанский регион с ростом в 5,5%, следом идет Ближний Восток с ростом в 5,3% [1].
Однако обострение эпидемиологической обстановки в 2020 г. стало существенным фактором, оказывающим влияние на международный туризм в настоящее время. Беспрецедентные глобальные ограничения на поездки вызывают самые серьезные сбои в мировой экономике со времен Второй мировой войны [5]. Согласно данным ВОЗ, на 1 января 2020 г. количество заболевших COVID-19 в мире достигло около 86,4 млн человек, а число умерших — 1,8 млн человек [6]. В течение нескольких месяцев структура глобальной туристской системы перешла от «сверхтуризма» к его практически полному отсутствию, что ярко демонстрируется публикациями в средствах массовой информации, изображающими популярные туристические места до и вовремя пандемии [7]. Международные, региональные и местные ограничения на поездки немедленно повлияли на национальную экономику, включая сферу туризма, то есть международные поездки, внутренний туризм, однодневные поездки, а также различные сегменты туриндустрии, такие как воздушный транспорт, круизы, общественный транспорт, средства размещения, кафе и рестораны, фестивали и др. Из-за проблем в туристском секторе ООН прогнозирует снижение мирового ВВП на 2,8% (2,22 трлн долл. США) [8].
Говоря об отдельно взятых странах, стоит отметить, что влияние кризиса туристской отрасли на экономику каждой из них может быть более губительным. Для небольших государств, в особенности островных, чья экономика напрямую зависит от туризма, общий вклад туристского сектора в ВВП достигает 50% и более. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2019 г. общий вклад в ВВП Макао составляет 91,3%, Мальдив — 56,6 %, Багамских островов — 43,3% [9]. При этом за период с января по апрель 2020 г. количество международных туристов в малых островных развивающихся государствах сократилось на 47%. По оценкам Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в 2020 г. экономика малых островных развивающихся государств может сократиться на 4,7% по сравнению с 3% в мировой экономике [10].
Важно отметить, что в прошлом мировой туризм подвергался воздействию целого ряда кризисов. В период с 2000 по 2015 г. к числу серьезных разрушительных событий относят террористические атаки 11 сентября (2001 г.), вспышку тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) (2003 г.), глобальный экономический кризис, развернувшийся в 2008-2009 гг., и ближневосточный респираторный синдром 2015 г. (MERS). Ни один из них не привел к
91
долгосрочному снижению глобального развития туризма, а некоторые из них даже не заметны, и только атипичная пневмония (- 0,4%) и глобальный экономический кризис (- 4,0 %) привели к снижению числа международных прибытий (рис. 3.).
800 700 600 500 400 300 200 100 0
X 1
* /
/ л 11
^^^ \
# # # ** ^
Рис. 3. Динамика туристских потоков, 2019-2020 г.
Источник: [11]
Мировой туристский поток до 2020 г. показывал непрерывный рост, хотя уже в 2019-2018 гг. в сравнении с 2017-2018 гг. прирост снизился и составил 3,8%, что объяснялось торговой напряженностью между США и КНДР, снижением экономического роста по всему миру.
Однако по данным Всемирной туристской организации, количество международных туристских поездок за девять месяцев 2020 г. снизилось на 72% в сравнении с тем же периодом 2019 г. Максимальное снижение туристских потоков в целом по миру достигало 97% в апреле 2020 г. [12]. В октябре 2020 г. по миру путешествовало на 98 млн человек (- 83 %) меньше относительного аналогичного периода прошлого года. Первым пострадал от пандемии Азиатско-Тихоокеанский регион, туристский поток в Азию снизился на 82% или 309,6 млн человек, второе место занимает Европа и Америка (- 68% или 538,3 и 160,1 млн человек, соответственно), африканские страны и Ближний Восток потеряли 69 и 73% прибытий (53,2 и 50,9 млн человек, соответственно).
92
Особенно сильно от форс-мажорной ситуации в связи с пандемией пострадали страны, в которых доходы от туризма составляют значительную, а иногда и преобладающую долю от ВВП. Как свидетельствуют данные ежегодного отчета Всемирного совета путешествий и туризма WTTC, в 2019 году на сектор туризма приходилось 10,3% мирового ВВП [13]. Анализ отчетных данных свидетельствует, что количество государств и специальных территорий, доля туризма в ВВП которых превышает среднемировой показатель, составляет 74 единицы. Это в основном небольшие островные государства и регионы. Среди них: Макао (Аомынь), специальный административный район Китая (91,3%), Аруба (73,6%) Королевство Нидерланды, Британские Виргинские острова (57%), Мальдивы (56,6%), Виргинские острова (55,5%), Багамские острова (43,3%), Сент-Люсия (40,7%), Сейшельские острова (40,5%), Кабо-Верде (37,2%), Доминика (36,9%) Антигуа и Барбуда (42,7%), Белиз (37,2%), Вануату (34,7%), Барбадос (30,9%), Фиджи (34,0%) и проч. Негативные последствия переживают и государства, для которых туризм является одной из приоритетных отраслей национальной экономики. Среди них: Албания (21,2%), Армения (11,8%), Греция (20,8%), Грузия (26,3%), Иордания (15,8%), Испания (14,3%) Италия (13,0%), Камбоджа (26,4%), Хорватия (25 0%), Черногория (32,1%) и некоторые другие [14].
Сокращение количества международных прибытий в январе - октябре 2020 г. привело к потере 900 млн международных прибытий, по сравнению с тем же периодом 2019 г., и экспортных поступлений от международного туризма на 935 млрд долл. США, что более чем в 10 раз превышает потери в 2009 г. под воздействием глобального экономического кризиса [1]. (рис. 4.).
Такое существенное снижение туристских потоков приводит к массовой потере рабочих мест, резкому сокращению поступлений иностранной валюты и налогов, что ограничивает способность государства поддерживать туристскую отрасль. Правительства многих стран только начинают понимать, что, в отличие от других секторов бизнеса, доходы от туризма теряются безвозвратно, потому что непроданные мощности, например, в сфере размещения, не могут быть проданы в последующие годы, что имеет соответствующие последствия для занятости в этом секторе.
До 2020 г. отмечалась тенденция к увеличению занятости в сфере туризма и сопутствующих отраслей и в процентном, и в количественном отношении. В 2019 г. на туристский сектор приходится (прямо или косвенно) около 330 млн рабочих мест во всем мире, что эквивалентно 10,3% общей занятости в мире и составляет одно из 10 рабочих мест во всем мире. За последние пять лет в этом секторе было создано одно из четырех новых рабочих мест. В 2019 г. туристский сектор обеспечил создание более 9 млн новых рабочих мест, что является наибольшим показателем за все годы.
93
1600
1461
GLOBAL ECONOMIC CRISIS (2009)
5
О
1400
1000
1200
400
800
600
381
200
О
э? r¡ ¿> ■-;'> ■„'■ г.'- .:,.j л а .:-'. гД ,а <д ,-> ..'с ,;■> .'i л ■> л -у. .0 а л а
S4* # -?4 v44 # # # # # ^ "Р -р т? Ч? -Vo -Vo 1°
Рис. 4. Динамика мировых туристских прибытий, 1989-2020 гг.
Источник: [11]
Вместе с тем одним из следствий снижения туристского потока в 2020 г. стал существенный рост безработицы. По данным WTTC порядка 100-120 млн специалистов могут потерять работу, в зависимости от того, когда будут открыты границы [9]. Наибольшему риску подвержены страны, в которых туризм является основным источником дохода, по прогнозам ООН уровень безработицы в них может увеличиться на 20%. Под ударом находятся преимущественно предприятия сферы малого и среднего бизнеса, на которых главным образом трудятся женщины и молодежь, к тому же работающие чаще всего неофициально. Пандемия оказывает огромное воздействие на туристические предприятия и средства к существованию их работников. По оценкам Международной организации труда, эта пандемия может привести к потере 305 млн рабочих мест, многие из которых относятся к сектору туризма [15].
Ученые, осуществляющие исследования в туристической сфере, утверждают, что туризм является одной из тех отраслей хозяйства, восстановление которых произойдет достаточно быстро. Так, согласно оптимистическому сценарию, разработанному в начале 2020 года специалистами ЮНВТО, восстановление показателей международных туристских прибытий должно было произойти к концу 2020 года, постепенно снятие ограничений и выход на докризисный уровень развития — в начале 2021 г. Вероятность данного сценария была оценена на 58%, а практика показала его несостоятельность.
Расширенные трендовые сценарии на 2021-2024 г., разработанные специалистами ЮНВТО, указывают на сильное оживление в 2021 г., основанное на предположении об обратном развитии пандемии, значительном повышении
ВЫВОДЫ
94
уверенности путешественников и снятии ограничений на поездки к середине 2021 года.
На сегодняшний день туристическая сфера находится в ситуации неопределенности и рисков. Постоянно изменяющаяся эпидемиологическая ситуация не позволяет с уверенностью прогнозировать, как будет развиваться отрасль в сложившихся условиях. Однако большинства экспертов сходятся во мнении, что сценарии развития туристической деятельности будут формироваться под влиянием двух основных факторов: скорости восстановления экономики после пандемии и изменении потребительских предпочтений, вызванных заболеваемостью населения. По мнению Васюта Е. А., Ушакова Д. С., Подольской Т. В. [16], существует четыре основных сценария развития туристской отрасли. Исходя из первого сценария, можно предположить, что отрасль должна благополучно выйти из кризиса благодаря государственной поддержке. Туристы в свою очередь будут постепенно возвращаться к уже устоявшимся привычкам, что приведет к необходимости формирования гибких туристических тарифов. Более того, организации туристической инфраструктуры будут функционировать исходя из новых санитарно-эпидемиологических стандартов. Исходя из второго сценария, можно предположить, что большинство туристических компаний не выдержит сложившейся ситуации и разорится. Наряду с этим произойдёт колоссальное сокращение числа туристов. Исходя из третьего сценария развития событий, можно предположить, что исходя из волнообразного течения COVID-19, будет происходить периодическое закрытие границ и внедрение карантинных мер. Исходя из четвертого сценария развития событий, можно предположить, что произойдет мощнейшая диффузия инноваций в туристическую отрасль. Реальные путешествия станут ограниченным ресурсов, который станет доступен только для очень богатой категории граждан, для остальных же будет доступны преимущественно виртуальные путешествия, причем лайф стримминг вытеснит формат онлайн. Вне зависимости от предполагаемого сценария раз-вития отрасли, ключевым фактором, влияющим на принятие решения, связанного с туристической поездкой, является здоровье и благополучие. Тем не менее, для возврата к уровням 2019 г. по количеству прибытий из-за рубежа потребуется от 2,5 до 4 лет [2].
Список литературы
1. World Tourism Barometer., UNWTO. 2020. vol. 18, no. 1. pp. 1-48. [Electronic resource]. URL: https://www.unwto.org/world-tourism-barometer-n18-january-2020
2. Пшеничных Ю. А. Анализ динамики и тенденций развития современного международного туристского рынка // Вестник ГУУ. 2021. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-dinamiki-i-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-mezhdunarodnogo-turistskogo-rynka (дата обращения: 20.06.2021).
3. Яковлева С. И. Современные тренды международного туризма // Вестник ТвГУ. Серия География и геоэкология. 2020. № 1 (29). С. 124-135.
4. Мировой атлас данных. Туризм. Ключевые показатели туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics (дата обращения: 11.06.2021).
5. Gössling, S., Scott, D., Hall, C. M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19., Journal of Sustainable Tourism. 2021. vol. 29, no. 1. рр. 1-20.
95
6. Coronavirus Disease (COVID-19), WHO. [Electronic resource]. URL: https://bit.ly/3tZXFsa (reference date: 04.06.2021).
7. Seraphin H., Sheeran P., Pilato M. Over-tourism and the fall of Venice as a destination., Journal of Destination Marketing & Management. 2018. V. 9. Pp. 374-376.
8. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences, UN. 2020. July. pp. 1-27. [Electronic resource]. URL: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (reference date: 12.06.2021).
9. Travel & Tourism. Global Economic Impact & Trends, WTTC. 2020. June. [Electronic resource]. URL: https://wttc.org/Research/EconomicImpact/moduleId/1445/itemId/91/controller/DownloadRequest/action /QuickDownload (reference date: 09.06.2021).
10. World Economic Situation And Prospects // UN. 2020. no. 137. [Electronic resource]. URL: https://www. un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-may-2020-briefing-no-137/ (reference date: 09.06.2021).
11. UNWTO. Annual Report. [Electronic resource]. URL: https://www.unwto.org/ru
12. Global and Regional Tourism Performance, UNWTO. [Electronic resource]. URL: https://www.unwto.org/ global-and-regional-tourism-performance (дата обращения: 05.06.2021).
13. Опубликованы рейтинг и антирейтинг стран мира, зависящих от туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/42788.html# :~1еХ=В%20нашей%20 стране°/о2С%20как%20посчитали,%25%20от% 20общего%20объема%20ВВП (дата обращения: 18.06.2021).
14. How hard will the coronavirus hit the travel industry? [Electronic resource]. URL:https://www.nationalgeographic.com/travel/2020/ 04/how-coronavirus-is-impacting-the-travel-industry/
15. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences, UN. 2020. July. Pp. 1-27. [Electronic resource]. URL: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (reference date: 11.06.2021).
16. Васюта Е. А., Ушаков Д. С., Подольская Т. В. Системные сдвиги в развитии туристической индустрии: текущая ситуация и проблемы стабилизации // Инновации и инвестиции. 2021. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-sdvigi-v-razvitii-turisticheskoy-industrii-tekuschaya-situatsiya-i-problemy-stabilizatsii (дата обращения: 20.06.2021).
MODERN FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE WORLD TOURIST
MARKET
Strachkova N. V1, Strachkova Z. S.2
1,2V I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: natastrachkova@mail.ru
International tourism has become a significant part of the global economy. According to the annual analysis of the quantitative assessment of the global economic and labor impacts of travel, published by the World Tourism and Travel Council (WTCC), the tourism sector in 2019 accounted for 10.3% of the global gross domestic product (hereinafter referred to as GDP), or just over 8.9 trillion US dollars, 29% of world exports of services, 10.4% of total employment or 330 million jobs. According to UNWTO data, the growth rate of international tourism averaged 4.5-5% per year. The international tourist flow in terms of the number of international tourist arrivals in the world increased from 952 million in 2010 to 1,461 million in 2019. Among the countries providing the demand for international tourist trips, there was a positive stable dynamics, the leaders in 2019 were China, Hong Kong, Great Britain, Mexico, Italy. Also in the top ten is the
96
Russian Federation, the number of international tourist departures amounted to 45.3 million people. in 2019. The growth of outbound tourist flow was accompanied by an increase in spending on international tourism, the leading countries in terms of travel and purchase of goods and services in international tourist trips in 2019 include China ($ 254.6 billion), which is almost twice ahead of the United States in terms of this indicator. , as well as the United States ($ 134 billion), Germany ($91.7 billion), the United Kingdom ($ 71.5 billion), France ($51.6 billion), Russian Federation ($ 36.1 billion). In terms of expenses for passenger transportation in the outbound international tourist flow, the undisputed leader is the United States — $ 47.7 billion in 2019. Also, the leading countries in this indicator are France ($ 9.0 billion), Germany ($ 8.1 billion), Japan ($ 7.8 billion), Italy ($ 7.6 billion). US dollars), the top ten includes the Russian Federation (4.4 billion US dollars). Taking into account the above, we can conclude that the total contribution of tourism to GDP and the intensification of international tourism activity has been steadily growing.
The travel and tourism sector showed an increase of 3.5% in 2019, while the growth of the world economy was only 2.5%. The fastest growing was the Asia-Pacific region with 5.5% growth, followed by the Middle East with 5.3% growth. The COVID-19 pandemic, which entailed a difficult epidemiological situation in 2020-2021, led to the fact that the tourism industry turned out to be one of the areas of activity most affected by this process, which actualizes the study of the state and development prospects of the global tourism market. Due to problems in the tourism sector, the UN predicts a decline in world GDP of 2.8% ($ 2.22 trillion). The United Nations Department of Economic and Social Affairs estimates that small island developing States' economies could contract 4.7% in 2020, compared with 3% in the global economy. The maximum decrease in tourist flows worldwide reached 97% in April 2020.The Asia-Pacific region was the first to suffer from the pandemic, tourist flow to Asia decreased by 82% or 309.6 million people, followed by Europe and America (-68% or 538.3 and 160.1 million people, respectively), African countries and the Middle East lost 69% and 73% of arrivals (53.2 and 50.9 million people, respectively). The decline in international arrivals in January - October 2020 resulted in a loss of 900 million international arrivals compared to the same period in 2019, and export earnings from international tourism by USD 935 billion, more than 10 times the loss in 2009 under the influence of the global economic crisis. There are four main scenarios for the development of the tourism industry. it will take 2.5 to 4 years to return to 2019 levels of overseas arrivals.
Keywords: international tourism, world tourism market, COVID-19 pandemic
References
1. World Tourism Barometer., UNWTO. 2020. vol. 18, no. 1. pp. 1-48. [Electronic resource]. URL: https://www.unwto.org/world-tourism- barometer-n18-january-2020.
2. Pshenichnyh Ju. A. Analiz dinamiki i tendencij razvitija sovremennogo mezhdunarodnogo turistskogo rynka (Analysis of the dynamics and development trends of the modern international tourist market). Vestnik GUU, 2021, no. 1. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-dinamiki-i-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-mezhdunarodnogo-turistskogo-rynka (reference date: 20.06.2021) (in Russian).
97
3. Jakovleva, S. I. Sovremennye trendy mezhdunarodnogo turizma (Modern trends in international tourism). Vestnik TvGU. Serija Geografija i geojekologija, 2020, no. 1 (29), pp. 124-135 (in Russian).
4. Mirovoj atlas dannyh. Turizm. Kljuchevye pokazateli turizma (World Data Atlas. Tourism. Key indicators of tourism). [Electronic resource]. URL: https://knoema.ru/atlas/topics (reference date: 11.06.2021) (in Russian).
5. Gössling, S., Scott, D., Hall, C. M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19. Journal of Sustainable Tourism, 2021, vol. 29, no. 1, pp. 1-20.
6. Coronavirus Disease (COVID-19), WHO. [Electronic resource]. URL: https://bit.ly/3tZXFsa (reference date: 04.06.2021).
7. Seraphin, H., Sheeran, P., Pilato, M. Over-tourism and the fall of Venice as a destination, Journal of Destination Marketing & Management, 2018, vol. 9, pp. 374-376.
8. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences. UN, 2020, July, pp. 1-27. [Electronic resource]. URL: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (reference date: 12.06.2021).
9. Travel & Tourism. Global Economic Impact & Trends. WTTC, 2020, June. [Electronic resource]. URL: https://wttc.org/Research/EconomicImpact/moduleId/1445/itemId/91/controller/DownloadRequest/action /QuickDownload (reference date: 09.06.2021).
10. World Economic Situation And Prospects. UN, 2020, no. 137. [Electronic resource]. URL: https://www. un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-may-2020-briefing-no-137/ (reference date: 09.06.2021).
11. UNWTO. Annual Report. [Electronic resource]. URL: https://www.unwto.org/ru
12. Global and Regional Tourism Performance., UNWTO. [Electronic resource]. URL: https://www.unwto.org/ global-and-regional-tourism-performance (reference date: 05.06.2021).
13. Opublikovany rejting i antirejting stran mira, zavisjashhih ot turizma (Published rating and anti-rating of the countries of the world that depend on tourism). [Electronic resource]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/42788.html#:~:text=V%20nashej%20 strane%2C%20kak%20poschitali,%25%20ot% 20obshhego%20ob#ema%20VVP (reference date: 18.06.2021) (in Russian).
14. How hard will the coronavirus hit the travel industry? [Electronic resource]. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/2020/ 04/how-coronavirus-is-impacting-the-travel- industry/
15. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences., UN., 2020. July. pp. 1-27. [Electronic resource]. URL: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (reference date: 11.06.2021).
16. Vasjuta E. A., Ushakov D. S., Podol'skaja T.V. Sistemnye sdvigi v razvitii turisticheskoj industrii: tekushhaja situacija i problemy stabilizacii (Systemic shifts in the development of the tourism industry: the current situation and problems of stabilization). Innovacii i investicii, 2021, no. 1. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-sdvigi-v-razvitii-turisticheskoy-industrii-tekuschaya-situatsiya-i-problemy-stabilizatsii (reference date: 20.06.2021) (in Russian).
Поступила в редакцию 19.03.2021.
98