УДК Тадж 379.85+371.2+347.635 (575.3)
DOI: 10.12737/21130
ТРЕБОВАНИЯ СФЕРЫ ТУРИзМА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ТУРИСТСКО-ЗКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Кадырова Махира Ишоновна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. отделом науки и международных связей Института предпринимательства и сервиса Министерства промышленности и новых технологий Республики Таджикистан, mohira_tj@ail.ru, г. Душанбе, Республика Таджикистан
В статье рассматриваются понятия профессионального развития и профессионального обучения персонала в сфере туризма, основные формы профессионального развития персонала и такие формы повышения квалификации работников туристских предприятий, как краткосрочное повышение квалификации, самостоятельное обучение, стажировка. Персоналу предприятий туристской отрасли принадлежит определенная роль в ведении конкурентной борьбы, обеспечении существования и достижении успехов в деятельности предприятия, поэтому значительное внимание должно уделяться уровню профессиональной подготовки персонала, является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности туристского предприятия на рынке, особенно в современных условиях быстрого старения теоретических знаний, умений и практических навыков, требует необходимость непрерывного обучения и постоянного развития персонала. Проведен анализ практики и подготовки кадров сферы туризма в высших учебных заведениях Таджикистана. Рассмотрены уровни, модели, некоторые проблемы новых стандартов программ по различным направлениям туристско-экскурси-онной деятельности в Республике Таджикистан. Обоснована необходимость приоритетного развития системы туристского образования по различным направлениям туристско-экскурсионной деятельности, повышение его роли в модернизации туристской отрасли, введение нового направления подготовки «Туризм», которое требует разработки государственных стандартов туристского образования, теоретического обоснования подходов к отбору и структурированию ее содержания и программно-методического обеспечения учебного процесса в высших учебных заведениях разных уровней аккредитации. Цель статьи заключается в определении и раскрытии содержания профессионального развития персонала предприятий отрасли туризма и в изучении запросов практики туризма и проблем подготовки кадров-специалистов по различным направлениям туристско-экскурсионной деятельности в республике Таджикистан.
Ключевые слова: туризм, туристско-экскурсионная деятельность программа подготовки, специалисты, индустрия туризма, образование, воспитание, пространство, культура
Постановка проблемы. Подготовка специалистов для сферы туризма является важной составляющей отечественной системы образования. Принципиально новая политическая, экономическая и социальная ситуация, сложившаяся в Таджикистане, ее выход как самостоятельного субъекта на международную туристскую карту, признание национальных культурных памятников, организация ре-креационно-туристских зон — все это требует научного обоснования теоретических и методических основ ступенчатой подготовки специалистов для сферы туризма.
Решение этих важных задач тормозится рядом противоречий:
- между требованиями рынка труда к профессиональной подготовке специалистов сферы туризма и уровнем их квалификации, не соответствует современным мировым тенденциям и возросшим потребностям в условиях информационно-технологического развития;
- между необходимостью повышения уровня фундаментальности туристского образования и несовершенством профессионально-квалификационной структуры кадров;
- между процессами гуманизации и гуманитаризации образовательно-воспитательной деятельности и их формальным учетом в профессиональной подготовке будущих специалистов для сферы туризма;
- между потребностями культурологической подготовки специалистов для сферы туризма с учетом этнонациональных, социально-культурных и других особенностей различных регионов и недооценкой этого направления через известные идеологические причины [3];
- между необходимостью учета особенностей становления и развития отечественной системы туристского образования, прогрессивных идей зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма и их недостаточной изученностью в отечественной педагогической науке, нередко игнорированием в педагогической практике;
- между возросшими потребностями в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении развития и функционирования туристского образования и отсутствием в Таджикистане специализированных научно-исследовательских институтов.
Решение указанных противоречий требует определения цели, обоснование содержания, функций и задач подготовки специалистов для сферы туризма в соответствии с международными стандартами, современных и перспективных задач обеспечения конкурентоспособности таджикских специалистов на мировом рынке туристских услуг [2].
Новое поколение квалифицированных кадров индустрии туризма должно создавать привлекательный имидж Таджикистана на международной арене, приумножать традиции таджикского гостеприимства и обеспечить высокий уровень обслуживания национальных и иностранных туристов, который будет отвечать современным стандартам качества услуг.
В этих условиях существенно возрастают требования к кадровому обеспечению отраслей туристской индустрии, начиная с повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, на которых возложены полномочия по решению вопросов в сфере государственного управления туризмом и курортами, заканчивая подготовкой менеджеров, экскурсоводов, гидов-переводчиков и других специалистов сферы услуг. Только высокий уровень подготовки специалистов может обеспечить надлежащую конкурентоспособность таджикского туристского продукта на национальном и международном рынках туристских услуг.
На протяжении длительного времени высшие и средние учебные заведения Таджикистана не готовили специалистов для туристской отрасли.
Поэтому фундаментальное туристское образование в Таджикистане — относительно новая сфера образования. Подготовка специалистов для сферы туризма является важной составляющей национальной системы образования.
Анализ последних исследований и публикаций. Концептуальные основы и проблемы профессиональной подготовки кадров — специалистов по различным направлениям туристско-экскур-сионной деятельности в республике Таджикистан — основательно исследовали С.Я. Батишев, Р.С. Гуревич, А.А. Дубасенюк, А.О. Кирсанов, А.О. Лигоцький, Н.Г. Ничкало, С.О. Сисоева, И.П. Смирнов; сравнительной профессиональной педагогики — М.П. Лещенко, В.О. Кудин, Л.П. Пуховська. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов для сферы туризма охарактеризован в трудах И.В. Зорина, В.О. Квартальнова. Важность и сущность исследований об особенностях подготовки кадров для туристской сферы доказывали Е.А. Али-луйко, М.И. Кадырова, И.В. Зорин, И.Н. Герчи-кова и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] Они рассматривали проблемы, сложившиеся в данном направлении, доказывали важность фундаментального туристского образования; изучали теоретические основы кадрового обеспечения сферы туризма.
Результаты исследования. Трудно не согласиться с Е.А. Алилуйко, что противоречия, возникающие сегодня между изменениями в конкурентной ситуации и недостаточной компетентностью кадров в различных сферах туристской деятельности — экономической, экологической, управленческой, правовой, профессиональной, между растущими потребностями населения в туристских услугах и возможностями их удовлетворения туристской индустрией, обусловили необходимость совершенствования кадровой подготовки и создания системы базового образования в туризме [1].
Основными задачами современного профессионального образования в области туризма можно считать:
1) обеспечение фундаментальной научной, профессиональной и практической подготовки в области туристской деятельности;
2) получение студентами знаний и умений образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их способностями, призванием и интересами;
3) совершенствование профессиональной подготовки и научной деятельности кадров для сферы туризма.
Укажем три аспекта подготовки специалистов, которые важны для любой сферы туризма.
1. Фундаментальное обучение (знание). Данный аспект отвечает за получение знаний в соответствии учебному плану отдельной специальности.
2. Техническое обучение (знание как делать), которое отвечает за совершенствование мастерства и вырабатывает навыки, необходимые для конкретной специализации.
3. Личные способности (знать, как себя вести и как быть), что отражают персональные качества специалиста.
Каждая страна, которая задействована в туризме, разрабатывает свою систему туристского образования, которая бы отвечала требованиям современности и сочетала все три вышеуказанных аспекта.
В 1991 году туристская отрасль не признавалась частью экономики и рассматривалась как прикладная. За прошедшее время Таджикистан сделал значительные шаги в сфере туристского образования. Однако система туристского образования в Таджикистане находится только в стадии своего развития.
Перечислим мероприятия, которые следует осуществить для достижения высокого уровня профессиональной подготовки кадров.
По нашему мнению, целесообразным является изучение и применение опыта организации обучения будущих специалистов туристской сферы стран, которые уже имеют развитую и всемирно признанную систему туристского образования, таких как Швейцария и США, а также стран, которые, как и Таджикистан, находятся только на пути своего развития.
Автор статьи уже обращала внимание на ведущие учебные заведения мира, в которых осуществляется эффективная подготовка специалистов сферы туризма [6]. Так, в Великобритании наиболее положительно зарекомендовал себя опыт подготовки профессионалов в Корнудолл-колледже и в Борнмутском университете. В Швейцарии подготовка специалистов соответствующего профиля осуществляется в широко известных в мире учебных заведениях — Швейцарской школе гостиничного менеджмента (SHMS) и школе гостиничного менеджмента (ЕНЦ. Во Франции подготовку специалистов туризма и гостеприимства осуществляет транснациональная туристско-гостинич-ная корпорация (ACCOR), которая представлена в 140 странах. Французская методика гостиничного менеджмента реализуется также школой
гостиничного менеджмента (ШТП) и Институтом международного менеджмента Ватель — Париж, Парижской школой гостиничного хозяйства и туризма. В США ведущим университетом по подготовке отраслевых специалистов является Университет Джонсон и Уэльс — член Американской ассоциации открытого образования.
В Таджикистане профессиональным образованием в сфере туризма сегодня занимается более 50 средних и высших учебных заведений различных форм собственности, в их числе общеобразовательные, профильные и специализированные школы, гимназии, колледжи, лицеи, университеты, академии, институты.
В общем, эта отрасль сегодня является довольно популярной среди абитуриентов, из-за чего множество учебных заведений пытаются открывать у себя соответствующие специальности.
По мнению автора, вся система профессиональной подготовки специалистов по туристской деятельности в Таджикистане состоит из трех уровней:
1) высший (институционально-управленческий) уровень. Институционально-управленческий уровень предусматривает подготовку менеджеров, которые устанавливают задачи работы, стратегию, направления и тактику отрасли, отдельного предприятия (менеджер маркетинговой деятельности в туризме, менеджер в туризме, менеджер отеля и др.). Подготовка персонала высшего уровня проводится в ведущих учебных заведениях страны (школы туризма, учреждения по повышению квалификации, университеты) согласно программам ОКР «бакалавр» и «магистр»;
2) средний уровень (управленческо-техно-логический). Управленческо-технологический уровень предусматривает взаимодействие персонала туристской сферы (менеджер по резервированию мест, турагент, метрдотель ресторана и т.д.) и обеспечивает технологическую последовательность обслуживания. Обеспечение управ-ленческо-технологического уровня осуществляются высшими и средними специальными учебными заведениями, колледжами, лицеями, которые готовят специалистов по менеджменту определенных технологических процессов бакалаврского уровня;
3) начальный уровень (технологически исполнительный) — представлен персоналом, которые выполняют конкретные задачи и обеспечивают удовлетворение некоторых потребностей туриста или через реализацию разных видов обслуживания. Обеспечение управленческо-технологического
уровня осуществляется учебными заведениями широкого профиля и специализации (специали-зированые школы, курсы, училища, центры), где идет подготовка работников массовых профессий: обслуживающего персонала, поваров, официантов, инструкторов и т.д.
По такой логике функционирует система подготовки специалистов по туристской деятельности во многих странах, и в Таджикистане по структуре она соответствует международным нормам. Как демонстрирует в диссертационном исследовании И.В. Зорин, профессиональная подготовка кадров сферы туризма в странах-членах ВТО в современных условиях имеет целостный характер и охватывает следующие подсистемы [3]:
- допрофессиональную подготовку (актуализация профессионального самоопределения, допрофессиональное обучение, профессиональный отбор);
- разноуровневое профессиональное обучение в высших учебных заведениях (образовательно-квалификационные уровни: бакалавр, магистр, доктор философии в области туристской деятельности);
- последипломное образование (профессиональное повышение квалификации, самообразование, профессиональное повышение квалификационного уровня, переквалификация, овладение дополнительными специализациями, профессиональная переподготовка).
К сожалению, нельзя сказать, что подсистема последипломной подготовки кадров для сферы туризма в Таджикистане развита должным образом. Ранее система подготовки была связана с другой крайностью — повышением квалификации туристских кадров. Но повышение квалификации специалиста без соответствующего фундаментального образования тоже не решало кадровой проблемы.
Хотя сегодня в Таджикистане создана сеть учебных заведений туристского профиля, можно согласиться с мнением И.Н. Герчиковой, что выпускаемые туристские кадры не полностью удовлетворяют потребности рынка. Поэтому все большее количество непрофильных вузов получает лицензии на подготовку специалистов туристских кадров [2].
Актуализируется и потребность в выработке единых стандартов учебных планов и программ. Единый государственный стандарт подготовки специалистов туристской деятельности в Таджикистане уже создан. Он должен лежать в основе учебных планов всех без исключения высших
учебных заведений, которые выдают дипломы государственного образца. Содержание профессиональной подготовки специалистов относится к такой составляющей государственного отраслевого стандарта, как образовательно-профессиональная программа подготовки.
Анализ учебных планов и государственных стандартов подготовки специалистов для сферы туризма убедительно показывает, что труд специалиста в области туризма выходит за рамки менеджерских дисциплин, охватывает не только организационно-управленческие и экономические вопросы. Специалист по туризму должен владеть социальными, гуманитарными, культурологическими, историческими, правовыми, эстетическими, рекреационными, экологическими, экономическими и другими аспектами знаний, двумя-тремя иностранными языками, современными компьютерными информационными технологиями. С другой стороны, профессионалам туристской индустрии должны быть присущи доброжелательность, знание психологии, умение самостоятельного туроперейтинга и предоставления различных видов туристских услуг, что предусматривает более широкий объем фундаментальных знаний.
Мы полностью согласны с И.В. Зориным, что «формирование национальной системы туристского образования требует учета историко-педагогических аспектов зарождения, становления и развития национальных образовательных туристских систем в странах-членах ВТО, понимание перспективных направлений модернизации образовательной деятельности в области туризма, в соответствии с европейскими и мировыми тенденциями поликультурности, диалога культур, толерантности в мировом пространстве.
Ясно, что повысить эффективность профессиональной подготовки кадров сферы туризма невозможно простым усовершенствованием учебных дисциплин. Представители специализированных вузов, где готовят специалистов по туризму, подчеркивают важность создания специальной профессиональной ауры: «Чтобы подготовить специалиста, который отвечал бы европейскому и мировому уровню, нужно создать в учебном заведении профессиональную ауру. А она появится лишь тогда, когда вуз преимущественно подчинен именно этому направлению. Если же он осуществляет подготовку по 10—15 специальностям, а направление «Туризм» — маленький кусочек, профессиональную ауру создать невозможно ... К тому же нужны
преподаватели-специалисты и программа повышения их квалификации по специальностям».
Таким образом, развитие современной сферы туризма и туристского образования в соответствии с требованиями гиперинформационной среды возможно только на основе реализации идеи о том, что качество и эффективность туристского образования гарантирует качество и эффективность отрасли туризма. Это положение должно быть реализовано и в содержании учебных планов, и в тексте учебной литературы, и в международных соглашениях.
В процессе дальнейшего становления национальной системы подготовки кадров сферы туризма необходимо учитывать не только локальные особенности, связанные с культурными, социальными, политическими и экономическими ситуациями в Таджикистане, но и такие общие требования:
- непрерывность туристского образования;
- соответствие учебных планов международным стандартам в сочетании с их гибкостью;
- мобильность преподавателей и студентов;
- активное соединение обучения с научным фундаментом;
- полидисциплинарность учебных планов и программ учебных дисциплин.
Рассмотрим, как влияют на эффективность профессиональной подготовки кадров сферы туризма соответствующие международные соглашения.
Сегодня более 250 международных организаций занимаются развитием туризма и подготовки специалистов. В рамках их деятельности сформулированы требования к сфере туризма и туристскому образованию и определены следующие конкретные задачи в области профессионального туристского образования:
1) создание благоприятной возможности для развития подготовки специалистов в сфере туризма (в странах — членах UNWTO — Всемирной туристской организации) и совершенствования процесса образования;
2) обеспечение инициативы в вопросах образования туризма и инициативы лидерства;
3) совершенствование и разработка необходимых стратегий в образовательных учреждениях туристского профиля с целью достижения качества и эффективности образования;
4) создание туристского продукта высокого качества с современными требованиями с помощью конкурентоспособных высокоразвитых стратегий;
5) разработка стратегических ориентиров модернизации образования для подъема профессионального образования в сфере туризма на уровень развития техники и передового опыта, а также высших достижений мировой науки;
6) разработка образовательных и учебных программ в соответствии с потребностями рынка труда, основание программ с преподаванием распространенных языков мира;
7) совершенствование структуры многоступенчатой системы профессионального образования в туризме; создание международных стандартов туристского образования, номенклатуры новых профессий, программ нового поколения учебников и учебных пособий;
8) разработка нормативно-правовой базы для новых типов учреждений профессионального туристского образования.
Сотрудничество Таджикистана с Всемирной туристской организацией осуществляется в рамках деятельности в составе ее руководящих органов, в том числе Генеральной ассамблеи, Исполнительного совета (в качестве наблюдателя) и Региональной комиссии для Европы, а также ее программных органов, в частности, рабочей группы по разработке юридического инструмента облегчения туристских поездок.
Членство Таджикистана во Всемирной туристской организации значительно повысило имидж и авторитет государства в туристском сообществе. Что создало условия дальнейшего развития национального туризма, соответствующего тенденциям мирового туристского рынка с привлечением информационной сети, прогрессивных технологий, инвестиционных предложений, системы профессиональной подготовки, научных исследований, передовых достижений наиболее развитых туристских стран мира. Открыло новые возможности налаживания взаимовыгодного сотрудничества со странами-членами на всех уровнях — двустороннем, многостороннем, региональном.
Осуществление общих проектов с привлечением технической и финансовой помощи ПРООН, ТАСК, других фондовых организаций и инвесторов по программам развития туризма в Таджикистане, в частности по вопросам оптимизации туристской политики, стратегии и планирования туристского развития, подготовки и повышения квалификации туристских кадров, распространения стандартов качества туристского обслуживания, ведения туристской статистики, улучшения туристского имиджа Таджикистана,
обозначено среди первоочередных приоритетов сотрудничества Таджикистана с UNWTO [1].
Особое значение для развития профессиональной системы подготовки туристских кадров в Таджикистане имеет международное сотрудничество с Евросоюзом. Значительное внимание такому международному сотрудничеству уделяет Государственная служба туризма и курортов [8].
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Изучение запросов практики туризма и проблем подготовки кадров-специалистов по различным направлениям туристско-экскурси-онной деятельности в республике Таджикистан, анализ практической деятельности учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для сферы туризма позволили выделить типичные трудности в организации деятельности учебных заведений:
- отсутствие стандартов туристского образования;
- отсутствие технологий проектирования учебных планов и программ;
- несоответствие современным требованиям научно-методического обеспечения подготовки специалистов для сферы туризма.
С учетом мировых тенденций и прогрессивного зарубежного опыта, а также отечественных потребностей обозначены основные требования к системе туристского образования:
- туристское образование должно способствовать развитию туризма и отраслевых инфраструктур;
- доступ к туристскому образованию должны иметь все, кто обладает соответствующими способностями, сложившейся мотивацией, адекватной подготовкой на всех этапах профессиональной туристской деятельности;
- назначением туристского образования является не только предоставление фундаментальных профессиональных знаний, но и воспитание культурно, психически и социально здорового гражданина государства. Теоретический анализ опыта подготовки специалистов для сферы туризма позволяет учитывать мировой опыт развития системы подготовки специалистов для отрасли в Таджикистане.
Профессиональная подготовка специалистов по туризму не должна ограничиваться формированием системы теоретических знаний
и практических навыков. Ее конечным ориентиром и объективным принципом повышения эффективности туристской деятельности должно быть требование формирования профессиональной культуры специалистов туризма и участников общественных туристских союзов и объединений. Ведь рост массовости и доступности национальных контактов и обменов, расширение сферы официальных и неформальных форм туристского общения объективно вызывают потребность в развитии такой культуры. Она является не только средством эффективного управления туристской деятельностью, но и гарантом мирного сосуществования различных наций на земле. Подготовка специалистов в области туристской индустрии должна стать частью обучения молодежи, а введение туризма в программы обучения молодежи является важным элементом образования и воспитания и способствует постоянному укреплению мира.
Основными задачами современного профессионального образования в области туризма можно считать: обеспечение фундаментальной научной, профессиональной и практической подготовки в области туристской деятельности; получение студентами знаний и умений образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями; совершенствование научной и профессиональной подготовки кадров для сферы туризма.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы становления и развития туристского образования в Таджикистане. Для развития туризма в Таджикистане необходимы следующие факторы: теоретико-методологическое обоснование педагогики туризма; методологические основы непрерывного туристского образования; теоретическое осмысление диалектики европейских и мировых интеграционных туристских образовательных систем, гармонизация и согласование с ними отечественной системы туристского образования; научно-методическое обоснование системы подготовки специалистов для сферы туризма по отдельным специальностям; теория управления системой туристского образования и мониторинг качества подготовки специалистов; личностная ориентированность обучения специалистов для сферы туризма в условиях непрерывного образования; маркетинговые исследования потребности страны в специалистах.
Литература
1. Алилуйко Е.А. Трансформация международного туризма и ее отражение в процессе подготовки кадров // Региональный сборник научных трудов по экономике. Душанбе: Прометей, 2013. Вып. 1. С. 114—120.
2. Горячева Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 148 с.
3. Гринько С.А. Рынок подготовки туристских кадров: реалии и перспективы развития // Слобожанський науково-спортивний вюник. 2006. № 10. С. 243-246.
3. Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2012. 224 с.
5. Иванова С.А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 195 с.
6. Кадырова М.И. Профессиональное туристское образование в Таджикистане: к постановке вопроса // Народная культура: состояние, проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Душанбе: НИИ культуры и информации, 2014. С. 154-159.
7. Квартальнов В.А. Подготовка туристских кадров // Управление персоналом. 2009. № 5. С. 21-22.
8. Мамадризохонов А.А. Туризм — важный рычаг развития экономики горных регионов // Развитие горных регионов: проблемы и перспективы: Материалы семинара. Душанбе: Ирфон, 2013. С. 43—51.
9. Остапец-СвешниковА.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 2011. 42 с.
10. Сенин В.С., Хорошилов А.В., Кленова О.В. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса. М., 2012. 65 с.
tourism requirements of the specialist training in the sphere of tourist excursion activities in the republic of Tajikistan
Kadyrova Makhira Ishonovna, PhD (Cand. Sc.) in Pedagogic, Associate professor Head of the Department of Science and International Relations, mohira_tj@ail.ru, Institute of Entrepreneurship and Service of the Ministry of Industry and New Technologies of the Republic of Tajikistan, Dushanbe, Republic of Tajikistan
In the article, the author discusses the concept of professional development and staff training in the sphere of tourism, the basic form of professional development of staff and such forms of advanced training of employees of tourism enterprises as a short-term training, self-study, internship. The staff of enterprises of the tourism industry has a role in the conduct of competition, ensuring the existence and success of the enterprise. Therefore, they should pay so much attention to the level of professional training that is one of the most important factors in ensuring the competitiveness of the tourism enterprises in the market. Especially in the current context of rapid aging of theoretical knowledge, abilities and skills, they require the need for lifelong learning and continuous staff development. In addition, the article analyzes the practice and training of tourism in higher educational institutions of Tajikistan. The author examines the levels, models, some of the problems of the new program standards in various areas of tourist-excursion activity in the Republic of Tajikistan. The author substantiates the necessity of priority tourism development of education system in various areas of tourist and excursion activities, the increase of its role in the modernization of the tourism industry, the introduction of new areas of training "Tourism", which requires the development of state standards of tourism education, theoreticaljustification approaches to the selection and structuring of its content and software and methodological support of educational process in higher educational institutions of different levels of accreditation. The purpose of the article is to identify and disclose the content of the professional development of personnel of the enterprises of the tourism industry and to study the requests of tourism practices and problems of training specialists in various areas of tourist-excursion activity in the Republic of Tajikistan.
Keywords: tourism, tourist-excursion activity, training program, professionals, tourism industry, education, training, space, culture
References
1. Aliluiko E.A. Transformatsiya mezhdunarodnogo turizma i ee otrazhenie v protsesse podgotovki kadrov [Transformation of international tourism and its reflection in the process of training] // Regional'nyi sbornik nauchnykh trudov po eko-nomike [Regional collection of scientific works on the economy]. Dushanbe: Prometei, 2013. V. 1. P. 114—120.
2. Goryacheva T.K. Professional'naya podgotovka menedzherov turizma sredstvami prirodnogo rekreatsionnogo potentsiala regiona: Dis. ... kand. ped. nauk [Training managers of tourism with resources of natural recreational potential of the region: Candidate of Pedagogic's thesis]. M., 1999. 148 p.
3. Grin'ko S.A. Rynok podgotovki turistskikh kadrov: realii i perspektivy razvitiya [Market for training of tourism personnel: realities and prospects] // Slobozhans'kii naukovo-sportivnii visnik. 2006. № 10. P. 243—246.
4. Zorin I.V. Obrazovanie i kar'era v turizme: Uchebnoe posobie [Education and careers in tourism: manual]. M.: Sovetskii sport, 2012. 224 p.
5. Ivanova S.A. Pedagogicheskie osnovy nachal'noi podgotovki yunykh turistov-provodnikov v sisteme dopolnitel'nogo ob-razovaniya: Dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical bases of the initial training of young tourists-guides in additional education system: Candidate of Pedagogic's thesis]. M., 2000. 195 p.
6. Kadyrova M.I. Professional'noe turistskoe obrazovanie v Tadzhikistane: k postanovke voprosa [Professional tourism education in Tajikistan: the main issues] // Narodnaya kul'tura: sostoyanie, problemy i perspektivy. Sbornik nauchnykh statei. Dushanbe: NII kul'tury i informatsii [Popular culture: status, problems and prospects. Collection of scientific articles. Dushanbe: Scientific research Institute of culture and information], 2014. P. 154—159.
7. Kvartal'nov V.A. Podgotovka turistskikh kadrov [Training of tourism staff] // Upravlenie personalom [Staff management]. 2009. № 5. P. 21-22.
8. Mamadrizokhonov A.A. Turizm — vazhnyi rychag razvitiya ekonomiki gornykh regionov [Tourism as an important lever of economic development of mountain areas] // Razvitie gornykh regionov: problemy i perspektivy: Materialy seminara [Mountain areas development: problems and prospects: Proceedings of the workshop.]. Dushanbe: Irfon, 2013. P. 43—51.
9. Ostapets-Sveshnikov A.A. Pedagogika turistsko-kraevedcheskoi raboty v shkole [Pedagogy of tourist and local history work in school]. M.: Pedagogika, 2011. 42 p.
10. Senin V.S., KhoroshilovA.V., KlenovaO.V. Osnovy kvalifikatsionnykh trebovanii k nekotorym professiyam i dolzhnostyam rabotnikov gostinichno-turistskogo kompleksa [foundations of qualification requirements for some professions and positions of employees of the hotel-tourist complex]. M., 2012. 65 p.