вость стрелка из лука к преодолению страха из-за неудачного выстрела. Важными факторами являются умение расслаблять мышцы рук и всего тела после выпуска стрелы из лука и высокая степень концентрации внимания во время стрельбы из лука.
Таким образом, выявленные факторы определяют высокую эффективность стрельбы из лука. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность тренеров по стрельбе из лука для разработки оптимальной методики тренировки спортсменов.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной методики тренировки стрелков из лука.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q12. - № 12 (94). - С. 27-31.
2. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № 3 (97). - С. 35-41.
3. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № 12 (1Q6). - С. 36-39.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2Q14. - № 1 (1Q7). - С. 24-28.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Layshev R. A.(2Q12), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
2. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2Q13), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
3. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2Q13), “Indicators of readiness of students to health-saving behavior”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q6, No. 12, pp. 36-39.
4. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2Q14), “Pedagogical technology of management of a healthy lifestyle of students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q6, No. 12, pp. 2428.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.03.2014.
УДК 378
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Наталья Львовна Стрельникова, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию требований, предъявляемых к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры. Авторы отмечают, что эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов физической культуры зависит от целого комплекса коммуникативных способностей. К ним относятся: способности правильного понимания коммуникативной ситуации и формирование соответствующей соб-
ственной линии поведения; способности необходимые выпускникам вуза для участия в разных коммуникациях с коллегами по работе; способности правильного использования индивидуальных качеств в коммуникативной деятельности. Сюда же авторы относят: способности к владению техникой общения и установлению контакта в процессе физкультурно-спортивной деятельности; способности управлять своим поведением в общении с коллегами по работе и с незнакомыми лицами; способности понимания индивидуальных качеств собеседника и использование этого для правильного построения диалога; способности устанавливать и поддерживать контакт, передавать и перехватывать инициативу в процессе коммуникативной деятельности; способности оптимально строить свое выступление в процессе коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: требования; развитие коммуникативных способностей; студенты; вузы физической культуры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p35-39
REQUIREMENTS IMPOSED TO DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE ABILITIES AT STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF
PHYSICAL CULTURE
Alexander Eduardovich Bolotin, doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University,
Natalya Lvovna Strelnikova, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches on justification of the requirements imposed to development of the communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture. Authors note that efficiency of the professional activity of physical culture university graduates depends on the whole complex of communicative abilities. Among these are: the abilities of the personality to understand a communicative situation and correctly orient in it and according to it to create a certain line of the conduct; the abilities needed for the direct participation of the personality in the different communications with fellow workers; abilities for the correct use of the personal features in communication. Here authors carry: abilities for mastering the communication tools and keep contact in the course of the sports activities; abilities to control the behavior in communication with the fellow workers and with unfamiliar persons; the abilities connected with understanding the features of other person; abilities to establish contact, keep in touch, give and catch an initiative in communication; abilities to build the speech in an optimum way depending on the concrete communication situation.
Keywords: requirements, development of communicative abilities, students, higher education institutions of physical culture.
Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры можно выявить на основе оценки их коммуникативной деятельности после окончания вуза. Коммуникативные способности представляют собой систему социально-психологических свойств личности, обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми. Эти способности позволяют выпускникам вузов физической культуры осуществлять эффективную коммуникативную деятельность. [1].
В настоящее время выделяют две группы коммуникативных способностей. Первая группа раскрывает содержание умений использования индивидуальных особенностей выпускников вузов физической культуры в общении. Вторая группа коммуникативных способностей основана на владении техникой общения. [6,7]. Эти две группы коммуникативных способностей объединяют комплекс умений студентов вузов физической культуры. Сюда можно отнести способности управлять своим поведением в ходе коммуникативной деятельности. Большое значение для эффективной коммуникативной деятельности имеет комплекс способностей, связанных с пониманием личностных качеств собеседника.
Коммуникативные способности представляют собой неотъемлемую часть общих способностей студентов вузов физической культуры. Они являются также частью психи-
ческих свойств личности. Коммуникативные способности студентов вузов физической культуры развиваются в процессе коммуникативной деятельности. Поэтому в процессе обучения необходимо использовать все методы и средства для их развития [2-4]. Содержание и направление развития способностей определяются внешними управленческими педагогическими воздействиями. Показателем наличия задатков каких-либо способностей является быстрота их развития. Быстрота развития способностей зависит также от эффективности внешних управленческих педагогических воздействий. [2-5].
Наличие какой-нибудь способности еще недостаточно для успешного занятия определенной деятельностью. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от многих способностей. Слабость какой-либо одной способности не свидетельствует о непригодности к определенной деятельности. Если другие способности достаточно ярко выражены и человек получает возможность заниматься этой деятельностью, то это создает благоприятные условия и для развития отстающей способности. В результате она может «выровняться» настолько, что не останется и следов первоначальной ее слабости. Атрибутивным свойством категории «способности» является ее отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. [2-4].
Таким образом, отдельные способности, включенные в систему коммуникативной деятельности выпускников вузов физической культуры, функционально объединяются и выступают гарантом ее эффективности. Успех коммуникативной деятельности у выпускников вузов физической культуры определяется наличием у них соответствующего уровня развития коммуникативных способностей. Степень влияния этих способностей на эффективность коммуникативной деятельности и определяет требования к уровню их развития. С целью выявления требований, предъявляемых к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры, был проведен корреляционный анализ влияния отдельных способностей на эффективность коммуникативной деятельности. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица
Анализ корреляционной связи эффективности коммуникативной деятельности, с
основными показателями коммуникативных способностей _________студентов вузов физической культуры ______
Ранг Показатели коммуникативных способностей Эффективность коммуникативной деятельности
1 Способности правильного понимания коммуникативной ситуации и формирование соответствующей собственной линии поведения +0,67
2 Способности необходимые выпускникам вуза для участия в разных коммуникациях с коллегами по работе +0,59
3 Способности правильного использования индивидуальных качеств в коммуникативной деятельности +0,48
4 Способности к владению техникой общения и установлению контакта в процессе физкультурно-спортивной деятельности +0,43
5 Способности управлять своим поведением в общении с коллегами по работе и с незнакомыми лицами +0,37
6 Способности понимания индивидуальных качеств собеседника и использование этого для правильного построения диалога +0,34
7 Способности устанавливать и поддерживать контакт, передавать и перехватывать инициативу в процессе коммуникативной деятельности +0,31
8 Способности оптимально строить свое выступление в процессе коммуникативной деятельности +0,27
В ходе проведенного исследования было установлено, что эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов физической культуры зависит от целого
комплекса коммуникативных способностей. К ним относятся: способности правильного понимания коммуникативной ситуации и формирование соответствующей собственной линии поведения; способности необходимые выпускникам вуза для участия в разных коммуникациях с коллегами по работе; способности правильного использования индивидуальных качеств в коммуникативной деятельности. Сюда же авторы относят: способности к владению техникой общения и установлению контакта в процессе физкультурноспортивной деятельности; способности управлять своим поведением в общении с коллегами по работе и с незнакомыми лицами; способности понимания индивидуальных качеств собеседника и использование этого для правильного построения диалога. Кроме того важное значение имеют способности устанавливать и поддерживать контакт, передавать и перехватывать инициативу в процессе коммуникативной деятельности; способности оптимально строить свое выступление в процессе коммуникативной деятельности.
Исследования показали, что при коммуникативной деятельности выпускников вузов физической культуры все их действия можно подразделить на две основные группы:
- действия, направленные на анализ, оценку и интерпретацию коммуникативной ситуации (ориентировочная часть коммуникативной деятельности).
- действия, направленные на реализацию плана коммуникативной деятельности (исполнительная часть коммуникативной деятельности).
Таким образом, коммуникативные способности - это своеобразное сочетание коммуникативных свойств личности, которые детерминируют эффективность коммуникативной деятельности выпускников вузов физической культуры.
ВЫВОД. Проведенные исследования позволили выявить требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у выпускников вузов физической культуры. Это позволит повысить эффективность их профессиональной и коммуникативной деятельности после окончания вуза, а также оптимизировать образовательную систему вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А. Э. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных способпостей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотип, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q14. - № 2 (1Q8). - С. 21-25.
2. Болотип, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотип, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № б (1QQ). - С. 15-21.
3. Болотип, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотип, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № 12 (1Q6). - С. 36-39.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2Q14. - № 1 (1Q7). - С. 24-28.
5. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № 3 (97). - С. 35-41.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотип, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № 7 (1Q1). - С. 31-36.
7. Болотип, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотип, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q13. - № 8 (1Q2). - С.34-39.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2Q14), “Pedagogical technology of management of development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture”,
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q8, No. 2, pp. 21-25.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2Q13), “Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1QQ, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2Q13), “Indicators of readiness of students to health saving behavior”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q6, No. 12 pp. 36-39.
4. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2Q14), “Pedagogical technology of management of a healthy lifestyle of students ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q7, No. 1 pp. 2428.
5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2Q13), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2Q13), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q1, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2Q13), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q2, No. 8, pp. 34-39.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2014.
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНЩИН К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Артур Юрьевич Буздов, кандидат педагогических наук, доцент,
Андрей Владимирович Фёдоров, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Военная академии связи (ВАС), г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности подготовки военнослужащих женщин и способы их мотивирования для самостоятельных занятий в свободное от учёбы и службы время. Актуальность данной темы обусловлена тем, что низкая двигательная активность военнослужащих женщин в процессе службы предопределяет целесообразность формирования у них устойчивой мотивации к занятиям физической подготовкой, прежде всего в период их обучения в военноучебном заведении. Это может быть обеспечено личным показом, объяснением техники выполнения упражнения, приёма или действия, исправлением ошибок, требованием выполнения всех движений энергично и с напряжением мышечных усилий.
Ключевые слова: военнослужащие женщины, мотивация, преподаватель, пример, объяснение, физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p39-42
PROFESSIONALLY FOCUSED ACTIVITIES OF THE TEACHER DIRECTED AT FORMATION OF THE MOTIVATION TO FITNESS AT THE FEMALE MILITARY
PERSONNEL
Artur Yuryevich Buzdov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Andrey Vladimirovich Fyodorov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Military Communication Academies, St. Petersburg
Annotation
This article presents the features of training of the female military personnel and ways of their motivation boost for independent occupations during free from study and service time. Relevance of this sub-