ной медицине. Если восстановительные мероприятия не давали определенного эффекта на улучшение функционального состояния спортсмена, то дальнейшее нарастание физической нагрузки сопровождалось снижением работоспособности, снижением результатов и частыми простудными заболеваниями и травмами.
Вывод. Таким образом, анализ медленноволновой активности головного мозга методом регистрации w-потенциала показал свою большую эффективность при проведении оперативного контроля за функциональным состоянием организма спортсменов. Знание значений w-потенциала позволяло своевременно проводить восстановительные мероприятия упреждая состояние синдрома перетренировки и срыва адаптации в течение не только учебно-тренировочного процесса, но и в соревновательный период при подготовке к ответственным соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сивохов, В.Л. Современные методы функциональной диагностики в спорте / В.Л. Сивохов, Е.Л. Сивохова // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2007. - № 1. - С. 68-73.
2. Стародубцев, В.В. Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Стародубцев В.В. - Омск, 1999. - 200 с.
3. Струганов С.М. Рациональное планирование тренировочного процесса на этапе специальной подготовки высококвалифицированных бегунов-марафонцев : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Струганов С.М. - Улан-Удэ, 2007. - 192 с.
4. Струганов, С.М. Управление учебно-тренировочным процессом спортсменов в циклических видах спорта с использованием инновационных технологий / С.М. Струганов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 185-190.
REFERENCES
1. Sivokhov, V.L. and Sivokhova, E.L. (2007), "Modern methods of functional diagnostics in sport", Messenger of the Krasnoyarsk pedagogical university of V. P. Astafyev, No. 1, pp. 68-73.
2. Starodubtsev, V.V. (1999), Individualization of a sports training of runners on average and long distances on the basis of criteria of special readiness, dissertation, Omsk.
3. Struganov, S.M. (2007), Rational planning of training process at a stage of special training of highly skilled runner's marathoners, dissertation, Ulan-Ude.
4. Struganov, S.M. (2015), "Management of educational and training process of athletes in cyclic sports with use of innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 185-190.
Контактная информация: sergej_05@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.12.2016
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Антон Владимирович Ворожейкин, соискатель, Калининградский пограничный институт ФСБ России, Калининград
Аннотация
В статье выявлены показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности. К ним относятся: высокий уровень методической подготовленности к обучению приемам рукопашного боя; хорошее знание особенностей
специфики решаемых задач по рукопашному бою; высокий уровень индивидуальной готовности инструкторов рукопашного боя по всем разделам единоборств; умения использовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению военнослужащих приемам рукопашного боя. Важны также умения использовать комплексные современные методики обучения приемам рукопашного боя и навыки инструкторов по рукопашному бою концентрировать все свои физические и духовные силы при обучении военнослужащих.
Ключевые слова: показатели готовности; инструктора по рукопашному бою; силовые структуры; высокая эффективность; педагогическая деятельность.
INDICATORS DEFINING READINESS OF HAND-TO-HAND FIGHT INSTRUCTORS
OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY
Valery Petrovich Sushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great,
Anton Vladimirovich Vorozheikin, the competitor, Kaliningrad Boundary Institute FSB of Russia, Kaliningrad
Annotation
The article determines the indicators defining the readiness of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies for pedagogical activities.
Their include: the high level of methodical readiness for training to hand-to-hand fight; the good knowledge of features of specifics of the solvable tasks in hand-to-hand fight; the high level of individual readiness of hand-to-hand fight instructors in all sections of single combats; the abilities to use the individual differentiated approach to training of the military personnel to hand-to-hand fight tricks. There are also important abilities to use the complex modern techniques of training to hand-to-hand fight and instructor hand-to-hand fight skills to concentrate all the physical and spiritual powers when training the military personnel.
Keywords: readiness indicators, hand-to-hand fight instructor, law enforcement agencies, outstanding performance, pedagogical activities.
На современном этапе развития физической подготовки в силовых структурах России, в связи с происходящими глобальными политическими преобразованиями в мире, связанными с борьбой с терроризмом, проблема подготовки инструкторов по рукопашному бою приобрела новое значение. В условиях кризиса межнациональных отношений и усиления терроризма, данная проблема стала чрезвычайно актуальной. В этой связи изучение показателей, определяющих готовность инструкторов по рукопашному бою, к педагогической деятельности приобретает особый смысл. Система подготовки этих инструкторов направлена на развитие методических навыков, физических, нравственных и других качеств, формирующих личность педагога. Формирование личности инструктора-педагога - это важнейший этап их профессионального пути. Опираясь на свои представления о рукопашном бое, свое восприятие реальности каждый инструктор строит свои планы по овладению специальности педагога.
Такой подход к проблеме формирования готовности инструкторов к педагогической деятельности включает в себя изучение ее содержания, а также роли показателей, определяющих такую готовность. На этой основе, определяются пути формирования готовности инструкторов к педагогической деятельности.
В настоящее время прилагаются значительные усилия по критическому осмыслению основных направлений формирования готовности инструкторов к педагогической деятельности. Во многих работах определяются и формулируются некоторые подходы к исследованию ее теоретических и практических, общих и прикладных аспектов, связанных с подготовкой инструкторов. Между тем данные исследования не охватывают систему подготовке инструкторов с позиций оценки их готовности к педагогической деятельности.
Необходимость изучения показателей, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности вызвана недоста-
точным развитием у них специальных дидактических навыков. Эти навыки отражают степень готовности инструкторов к педагогической деятельности. Они несут в себе определенное педагогическое наполнение. Они инициируют соответствующую направленность педагогической деятельности инструкторов на достижение высоких результатов при обучении военнослужащих.
Особую значимость данная проблема приобретает в современных условиях, поскольку среди инструкторов отмечается низкий уровень педагогической культуры. Причиной такого положения дел является неправильно сформированные дидактические навыки, которые формировались у них стихийно под влиянием субъективных факторов.
Обострившиеся противоречия между потребностями общества в педагогически грамотных инструкторах и достигнутым уровнем их готовности к педагогической деятельности, требуют поиска путей разрешения данной проблемы.
Рукопашный бой имеет большое значение в подготовке военнослужащих силовых структур к выполнению военно-профессиональных задач. Кроме того, умение хорошо проводить занятия по рукопашному бою способствует общему росту педагогической культуры инструкторов. Поэтому выявление показателей, определяющих готовность инструкторов к педагогической деятельности, является важной педагогической целью.
Для достижения этой цели проводился корреляционный анализ связи отдельных показателей, влияющих на эффективность педагогической деятельности. К исследовательской работе было привлечено 37 испытуемых. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ корреляционной связи эффективности педагогической деятельности инструкторов с основными показателями готовности к ней (п=37)_
Ранг Показатели готовности инструкторов по рукопашному бою Эффективность педагогической деятельности
1 Высокий уровень методической подготовленности к обучению +0,73
2 Хорошее знание специфики решаемых задач военнослужащими в разных условиях обстановки +0,62
3 Высокий уровень индивидуальной готовности инструкторов по всем видам единоборств +0,54
4 Умения использовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению военнослужащих +0,47
5 Умения использовать эксклюзивные современные методики обучения военнослужащих +0,38
6 Хорошие навыки у инструкторов концентрировать все свои силы при обучении военнослужащих +0,34
Проведенное исследование показало, что наиболее важным показателем является высокий уровень методической и дидактической подготовленности инструкторов. Для этого они должны использовать специальные подготовительные упражнения. Использование этих упражнений способствует развитию устойчивости навыков рукопашного боя у военнослужащих. Наряду с этим необходимо хорошее знание специфики решаемых задач. Использование знаний специфики решаемых задач способствует повышению уровня активности военнослужащих при обучении, облегчает освоение техники выполнения приемов из различных видов единоборств.
В современных условиях значительно возросли требования к уровню готовности инструкторов к эффективной педагогической деятельности. Педагогическая деятельность требует специальных знаний. Специфика педагогической деятельности заключается в проявлении творчества и личностных качеств у инструкторов. Задача формирования качеств, необходимых инструкторам для педагогической деятельности приобретает особое значение. Поэтому высокий уровень индивидуальной готовности инструкторов по всем видам единоборств является одним из важнейших показателей их готовности к эффективной педагогической деятельности. Опыт по комплексному применению различных средств, для тренировки по единоборствам свидетельствует о высокой эффективности их
использования в подготовке военнослужащих силовых структур к выполнению задач военно-профессиональной деятельности. Для этого требуется наличие умений у инструкторов использовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению. Исследование показало, что наличие умений у инструкторов использовать индивидуально -дифференцированный подход к обучению военнослужащих является важным показателем их готовности к педагогической деятельности.
Исследование показало, что современные тенденции формирования готовности к педагогической деятельности у инструкторов требуют развития также умений использовать эксклюзивные современные методики обучения. Следует подчеркнуть, что формирование таких умений у инструкторов происходит в ходе специальной методической подготовки.
Анализ педагогической деятельности инструкторов свидетельствует, что многие из них не готовы грамотно концентрировать свои силы в ходе педагогической деятельности. Поэтому умения инструкторов по рукопашному бою концентрировать все свои силы при обучении приобретает первостепенное значение. Это также является одним из показателей, определяющих готовность инструкторов к педагогической деятельности.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены показатели, определяющие готовность инструкторов к педагогической деятельности.
К ним относятся: методическая подготовленность инструкторов к обучению; хорошее знание специфики решаемых задач; высокий уровень индивидуальной готовности инструкторов по всем видам единоборств; умения использовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению. Важны также умения использовать эксклюзивные современные методики обучения и навыки инструкторов концентрировать все свои силы в ходе обучении военнослужащих.
ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования выявленных показателей для определения готовности инструкторов к педагогической деятельности.
Контактная информация: docent-07@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.12.2016
УДК 796.856.2
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ В ПОЕДИНКАХ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ
ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ СПОРТСМЕНАМИ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРСИЙ ТХЭКВОНДО
Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор,
Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье представлены результаты одного из этапов исследования, проведённого в 2016 году, в рамках выполнения государственного задания кафедрой теории и методики бокса ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» по научно-исследовательской работе «Разработка модельных характеристик специальной подготовленности на этапах годичного цикла и совершенствования системы педагогического контроля (на примере видов спорта: бокс, тхэквондо)». (Приказ Минспорта России от 07 апреля 2015 года №318). Отмеченный этап исследования был посвящён разработке средств педагогического контроля технико-тактической подготовленности высококвалифицированных тхэквондистов версий ВТФ и ИТФ. Разработанные коллективом кафедры средства педагогического контроля технико-тактической подготовленности тхэквонди-