дущее. У студентов с четвертым уровнем развития профессионального самосознания осознаны планы социально-профессионального развития, они занимают активную позицию относительно профессионального развития.
Таким образом, процесс становления профессионального самосознания в учебно-профессиональной деятельности происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.
Составляющие структуры профессионального самосознания могут быть изучены, сформированы и усовершенствованы в их системном единстве.
Изменения в экспериментальной группе обусловлены участием студентов в программе психологического сопровождения развития профессионального самосознания.
Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания в процессе
профессионального становления студентов Вуза позволяет отслеживать процесс развития компонентов профессионального самосознания.
Библиографический список
1. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 483 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. - М.: изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2003. - 400 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: «Знание» 1996. - 308 с.
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие. - М.: Academia, 2004. - 480 с.
5. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. у-та, 1983. - 286 с.
УДК 159.923.2: 37.013.2
Красавцева Людмила Емельяновна
средняя общеобразовательная школа № 52, г. Тверь
ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
В статье отмечается важность личностных характеристик практического психолога, обеспечивающих создание максимально благоприятных условий для развития позитивных изменений в психике клиента. Описываются особенности работы психолога в системе образования. Выделены требования к поведению и личности школьного психолога.
Ключевые слова: практический психолог, взаимоотношения психолога и клиента, технологический процесс, личностные характеристики.
Круг вопросов, которые решает школьный психолог в период адаптации учащихся, а также при переходе из начального в среднее звено широк и многообразен. Он требует от него высоких профессиональных качеств, знаний и умений.
Наряду с общепринятыми профессиональными качествами для школьного психолога в данный период необходимы определенные специфические качества. Вызвано это тем, что объект профессиональной деятельности школьного психолога здесь характеризуется рядом черт.
Проблема перехода младшего школьника в основную школу традиционно считается одной из наиболее сложных, период адаптации в 5 классе - одним из труднейших этапов в жизни ребенка и деятельности школьного психолога.
Предметное обучение, новые учителя, классные руководители, кабинетная система обучения, частая несогласованность программ начальной и средней школы являются стрессогенными факторами для выпускника начальной школы. Все это приводит к некоторому снижению интереса к обучению, проявлению признаков тревожности, кризису самооценки, нарушению взаимоотношений со сверстниками, сложности установления доверительных отношений с учителями и т.д.
Успешность психологического сопровождения младшего школьника к обучению в 5 классе зависит от научно обоснованного взаимодействия школьного психолога с другими субъектами образовательного процесса, а также от его профессиональных качеств.
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Красавцева Л.Е., 2010
Школьному психологу необходимо обладать такими качествами как: социабельность, великодушие к людям, тактичность и дипломатичность в общении с учащимися, родителями и педагогами.
Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента.
Гуманистическая позиция (которой придерживаемся мы) состоит в том, развивающий и оз-доравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых, теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений в психике клиента.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога: концентрация внимания на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость и терпимость, к отличным от собственных, взглядам и суждениям, гибкость; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта.
Известный американский психолог Кьелл Ру-дестам пишет о существовании взаимосвязи лич-
ностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта. Эти слова, по мнению И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпун,
Н.С. Пряжникова, могут быть отнесены к любому практическому психологу: он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний и групповой и индивидуальной диагностике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».
В процессе любого труда человеком осуществляется аналитико-синтетическая деятельность - выделение тех или иных признаков (объекта, ситуации и пр.), принятие решения о включении (объекта, действия и пр.) в нужную группу или выбора из нужной группы на основании сравнения с образцом или по иным критериям и т.п.
Особенностью работы школьного психолога является то, что анализ и синтез осуществляются им в ограниченном сенсорном диапазоне и в ограниченный промежуток времени, например, в течение разговора с клиентом. Такая составляющая любой профессии как мысленное ведение технологического процесса также имеет особенности в работе школьного психолога. Так, например, в ходе профессиональной подготовки у него должна вырабатываться установка на то, чтобы не столько правильно прогнозировать возможное развитие хода беседы, сколько на то, чтобы удерживаться от такого прогноза (для других профессий, например, для водителя автобуса именно прогнозировать ситуацию на дороге жизненно необходимо). Психологу, в силу специфики профессии, следует не угадывать, о чем пойдет речь, не опережать реакции клиента и свои собственные, а самым тщательным образом отслеживать непосредственный ход диалога и реагировать так, чтобы избежать его искажения при попытке опережения. Именно такая особенность мысленного ведения технологического процесса вполне оправдана, так как из теории и практики психотерапии и консультирования известно, что ошибочное опережение вносит большие помехи в работу, поскольку вызывает включение защитных механиз-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
179
мов у клиента, и эти помехи могут не компенсироваться более поздним удачным угадыванием.
Существуют определенные требования и к подготовке психолога для осуществления оперативного вмешательства в процессы, происходящие в психике клиента. Обучение различным методам коррекции и профилактики личностных и поведенческих проблем учащихся должно стать основным содержанием профессиональной подготовки школьных психологов.
Сложность и многоаспектность деятельности практического психолога в системе образования делают его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляют высокие требования. Р.В. Овчарова путем опроса педагогов и диагностирования слушателей спецфакультета выделила наиболее повторяющиеся социально желаемые характеристики психолога, работающего в системе образования.
Личностные характеристики психолога выразились в следующем: 1) психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором; 2) психолог должен быть социабелен, должен предпочитать работать с людьми, идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении; 3) психолог любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, он совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, смелый, умеет подчинить себе, быстро решает практические вопросы; 4) психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Хотя эти требования абсолютизированы и трудно найти людей, у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, эталонные требования могут служить общими ориентирами.
В ответах на вопрос: «Каким не должен быть психолог?» были представлены сочетания факторов, соответствующих незрелой и невротической личности: низкая сила «эго», недостаточно высокий интеллект, отсутствие эмпатии, зависимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохая сопротивляемость стрессу,
потребность в гиперопеке, высокая тревожность и заниженная самооценка.
В дополнение к вышеперечисленному, с нашей точки зрения, для успешной работы в образовательном учреждении важно наличие у психолога следующих личностных качеств:
- социальная чувствительность, которая заключается в желании и умении использовать теоретические знания для того, чтобы понять и принять другого;
- способность управлять собой: эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, поддержание физического здоровья, рациональное распределение времени, сил;
- умение воздействовать на других людей различными способами: заражением, внушением, убеждением.
Совершенно оправданно в требованиях к личности психолога выделение четырех доминант: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность.
Изучив подходы психологов к профессионально важным качествам практического психолога рациональными, на наш взгляд, представляются следующие требования к поведению и личности школьного психолога:
- формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями работы психолога и психологической службы;
- диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное конгруэнтное поведение, позицию партнерства и опору на положительное в личности;
- сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, реализации школьных программ, анализе результатов деятельности.
Библиографический список
1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. - 3-е издание, стереотипное. - М.; Воронеж, 2004.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. - М.: Просвещение, 1993.
3. Рудестам К. 1982; М.: Прогресс, 1990 - СПб.: Питер Ком, 1998. Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLШ, 2004.
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16