СПЕЦИАЛИСТ-ПСИХОЛОГ: ВАЖНЕЙШИЕ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНКИ
А.Б. КОСАРЕВА
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия
В статье рассматриваются важнейшие сферы профессиональной деятельности специалиста-психолога, его личностные качества, особенности их оценки.
В современных условиях особое внимание должно уделяться уровню профессионализма кадров на рынке труда. Квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, растут и изменяются в связи с развитием общества, изменением его внутренней структуры.
Профессиональная квалификация отражает степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенной ступени профессионализации. Она является составной частью его профессионализма. Выражение профессионализма практического психолога находит свое отражение в мотивационной и операциональной сферах. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, которые побуждают, регулируют и направляют деятельность, направленную на практическое овладение профессией. К психологическим средствам, которые формируют образ профессиональной деятельности, выработку индивидуальных критериев ее успешности, построение профессионального «Я-образа», относятся цели, мотивы и потребности деятельности, ценностные ориентации психолога, его установки, намерения и профессиональные притязания. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает несколько профессионально важных компонентов: профессиональное призвание (влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ней); профессиональные намерения (осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности); ценностные ориентации (в профессиональной деятельности -выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, системы духовных ценностей, правил профессиональной этики); мотивы профессиональной деятельности (внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентацию человека на разные стороны самой профессиональной деятельности); профессиональные притязания (стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты); профессиональные ожидания (мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами); профессиональный авторитет. Наряду с этим каждый профессиональный мотив обладает определенным динамиче-
ским параметром или совокупностью этих параметров. К таким параметрам относятся: устойчивость (сохранение мотивов на длительный период времени), интенсивность (сила выраженности); длительность (распространяемость на большие промежутки времени); переключаемость (легкость перехода от одного побуждения к другому); широта (распространенность на разное количество объектов, сторон труда); эмоциональная окраска. Представления человека как специалиста о мотивационной основе своего профессионального развития позволяют задуматься над тем, что побуждает его к такого рода труду и ради чего он стремится работать лучше, насколько реалистичны ли его цели, истинными ли ценностями он руководствуется.
Операциональная сфера психики специалиста обеспечивает исполнительную часть профессиональной деятельности, во многом влияет и на качество получаемого в итоге результата. Операциональная сфера - это не только совокупность психологических средств (знаний, умений, навыков), но и психологических ресурсов (психологических качеств личности). Психологические качества личности практического психолога выступают в роли психологического ресурса, готового к включению в различные виды профессиональной деятельности. К таким качествам относятся профессиональные способности; особенности профессионального мышления и других познавательных процессов; эмоционально-волевые, нравственные и другие качества личности психолога, влияющие на характер и эффективность его профессиональной деятельности.
Различают виды способностей: общечеловеческие (это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность); общие профессиональные способности (предполагают успешность осуществления субъектом конкретных видов деятельности); профессиональные (индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения); специальные (определяются конкретными условиями труда). Исследуя проблему специальных способностей психологов, М.В. Молоканов утверждает, что задатком их развития являются свойства нервной системы. Высокая активированность и лабильность испытуемых является одним из критериев по отбору лиц, наиболее пригодных для данной профессиональной деятельности.
Профессиональные способности соотносятся с профессиональными действиями, так как выполнение труда невозможно без определенного запаса профессиональных представлений о нем. Успешность формирования умений и навыков деятельности напрямую зависит от способностей личности, которые характеризуют уровень освоения деятельности. Несомненно, главное проявление профессионализма психолога проявляется прежде всего в системе профессионально важных качеств. Выявление, на наш взгляд, наиболее типичных для деятельности психолога свойств является сложной и пока еще до конца не решенной задачей, хотя многие ученые пытаются решить данную проблему, выявляя эти качества и структурируя их по различным критериям.
Согласно Е.А. Климову профессия психолога относится к типу деятельности «человек - человек». Для представителей этого типа наиболее важными составляющими являются: понимание внутреннего мира человека, умение слушать и слышать, доброжелательность, способность сопереживать другому человеку (эмпатия), наблюдательность, отзывчивость, терпение, снисходительность и т.д. Несомненно, помимо этого психологу также необходимо иметь творческий склад ума, обладать дальновидностью, уметь прогнозировать поведение человека. Е.А. Климов, относя деятельность психолога к профессиям типа «человек - человек», отмечает, что к ее особенностям можно отнести чрезвычайную сложность, нестандартность, текучесть предметов рассмотрения или воздействия. Порой сам предмет исследования появляется в результате напряженного творческого поиска. Одна из важнейших особенностей личности психолога - это внимательное отношение к проявлениям чувств, эмоциональных состояний, ума и характера другого человека, его душевной деятельности, эмпатия, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, выдержка. Важную роль здесь играет жизненный опыт человека, его коммуникативные качества. По мнению A.A. Борисовой, профессионально важным качеством психолога выступает такое целостное структурное образование, как психологическая проницательность. Она имеет несколько ступеней, каждой из которых соответствуют свои наиболее важные элементы-качества: сенсорно-перцептивный уровень (наблюдательность, способность по внешним проявлениям правильно понимать чувства и мысли людей, эмоциональная отзывчивость), уровень представлений (образная память, владение языком, мимикой, жестами и т.п.), уровень вербально-логического мышления (активность, гибкость мышления, развитый анализ и синтез, владение речью, обобщенный опыт общения с людьми), уровень личностных характеристик (гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевые черты характера).
В общении психологическая проницательность проявляется в умении видеть проблемы, возникающие между людьми, внимательно слушать людей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседников.
Во многом аналогичную идею высказывают Н.В. Бачманова и H.A. Стафурин, предлагая определенный набор способностей, называемый условно «талант общения». Он состоит из пяти компонентов: 1) способность к сопереживанию (эмпатия); доброта; сострадание, которое основано на человеколюбии и высоком морально-этическом уровне исследователя; 2) понимание внутренних свойств и особенностей человека, способность познать его духовный мир; интуиция, основанная на эрудиции и гуманизме; 3) способность к восприятию человека; наблюдательность; быстрая и спокойная ориентация в ситуации; способность к анализу; 4) способность управлять собой, процессом общения, своими чувствами и эмоциями; быть внимательным; умение слушать; быть тактичным; умение устанавливать контакт, вызывать доверие и находить подход к людям; обладать чувством юмора; 5) способность к самоанализу и рефлексии.
Выделяемая авторами способность психолога практически решать задачи общения имеет следующие основные составляющие: умение правильно и полно воспринимать человека; умение понимать внутренний мир человека (его особенности и свойства); умение сопереживать (доброта, эмпатия); способность и умение анализировать свое поведение (рефлексия); умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).
H.A. Аминов и М.В. Молоканов, разделив деятельность психолога на две составляющие, по критерию «психолог-исследователь» (или «психолог-теоретик») и «психолог-практик» выявили различия в качествах личности. Для «психолога-исследователя» более свойственна готовность к контактам, эмоциональное спокойствие, сдержанность в общении, «сухость» восприятия. Для «психолога-практика», наобопот, важно общение, он всегда готов к контактам, умеет и хочет общаться, умеет управлять своими эмоциями и эмоционально притягивает к себе людей; он интеллектуален, высоко чувствителен. Эти авторы к значимым для психолога в его исследовательской (или практической) деятельности отнесли такие качества, как социальный интеллект (интегральная чувствительность к объекту, способность понимать поведение людей), проективные умения (сила воздействия на других людей), а также уровень развития коммуникативных умений.
По мнению Р.В. Овчаровой, существуют характеристики, социально желаемые и ожидаемые. Исходя из этого, она выделяет четыре наиболее повторяющиеся характеристики школьного психолога: 1) интеллектуальность (любознательность, рефлексивность, логичность и практичность ума,); 2) эмоциональная стабильность (эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, терпение, выдержка, устойчивость к стрессу, оптимизм; 3) социа-бельность (эмпатия, потребность в социальных контактах, коммуникабельность, доброжелательность, приветливость); 4) практичность (способность быстро решать вопросы, педагогическая интуиция, энергичность). Автор выделяет два типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу она относит людей, обладающих такими качествами, как рассудочность, аналитический склад ума, оригинальность, независимость; это психологи-теоретики. Второй тип отличается такими характеристиками, как необходимость в контактах с людьми, коммуникативная компетентность, обладание прекрасными вербальными способностями, конфликтологическая компетентность. Это психологи-практики.
М.Р. Битянова, так же как и Р.В. Овчарова, изучая профессиональную деятельность школьного психолога, отмечает, что эта направленность психолога требует от него высокой профессиональной квалификации, эмпати-ческого общения, повышенной наблюдательности, постоянной готовности прийти на помощь и, что немаловажно, желание оказать эту помощь в любой момент; уверенность в себе. Также необходимо креативное мышление, эмоциональный потенциал, организованность и т.д. При этом ни в коем случае психолог не должен допускать перенос-проекцию своих проблем на чужую жизненную ситуацию.
По мнению A.A. Деркача, характерные для психолога качества отражают сформированность всех компонентов психики профессионала - его
психических процессов, состояний, свойств, которые позволяют ему успешно осуществлять выбранную деятельность. Их характер определяется как природными особенностями человека, так и спецификой его труда.
Т.А. Казанцева выделяет следующие факторы, наиболее значимые для профессиональной деятельности психолога: специальные способности (особенности когнитивно-эмоциональной сферы); личностные особенности; представления о профессиональной сфере. При этом она опирается на следующие положения:
1) существуют специальные способности в деятельности психологов и индивидно-личностные особенности, значимые для успешной деятельности;
2) структура профессионально важных качеств различна для психоло-
глл тглл-готт/лпо'тгзттатт тт ттг»ттл/т\ ттг\'г,/-\'п ттг\г»т/,т,ттт./'г\т> т/оъ* Т) лгЬлпо ^пАТТГтот тлту тот/ тх 1 п И^ллили! ии ира1\Ш1\ии и АСЦЛ. XX
личностных особенностей.
По мнению Т.А. Казанцевой, «любая профессиональная деятельность предполагает наличие у специалиста определенного уровня развития профессионально-важных качеств, в основе которых лежит соответствующий набор индивидно-личностных особенностей человека, его личностных качеств, среди которых особое значение имеют способности».
Однако не стоит забывать о том, что психолог должен иметь опыт практической работы, иначе существует опасность ошибки (порой она может быть непоправимой), которая может повлечь за собой печальные последствия.
Анализ литературы указывает на то, что уровню подготовки и квалификации психологов уделяется очень большое внимание. Во многих странах лицензирование психолога - очень тщательная и серьезная процедура. Разрешение на осуществление практической деятельности психологу выдают комиссии, или экспертные советы, в состав которых входят высококвалифицированные психологи, работающие в специализированных учреждениях. Для получения лицензии специалисту, имеющему определенное образование, опыт практической работы, необходимо сдать экзамен, после чего оцениваются его знания и навыки.
К сожалению, в нашей стране пока нет такого подхода к оценке профессиональной квалификации практических психологов, а необходимость такого лицензирования существует потому, что все чаще и чаще некомпетентные психологи оказывают неквалифицированную помощь людям, оставаясь полностью уверенными в правильности своих действий, хотя многие при этом не имеют даже высшего психологического образования и пользуются доверием и сложившейся ситуацией у пришедшего к ним за помощью клиента в целях наживы, а не помощи пришедшему. Психолог-практик должен знать не только теорию и методы психологического исследования и воздействия, обладать профессионально важными качествами, но и уметь применять на практике свои знания и опыт, поэтому в западных странах установлен возрастной ценз на разрешение практической работы. Оценить деятельность психолога-практика может группа независимых экспертов в данной области с опытом работы. Необходимо оценивать психолога в пределах ограничений профессиональных и этических норм с учетом знания специа-
листом этих норм и практического соблюдения их в повседневной психологической практике. Что же касается критериев эффективности психологической помощи как одного из важнейших элементов, то здесь необходимо учитывать следующие аспекты: существование психической нормы, которая характеризует основные тенденции развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний; совокупность потенциалов личности, позволяющих успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность и другие социальные функции; наличие и характер ощущаемых и переживаемых клиентом изменений в результате психологического воздействия; объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также проявлений его внутреннего мира.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что диагностика профессиональной компетентности психологов является важной стороной эффективности профессиональной деятельности. Необходимость ее оценки предполагает применение комплекса разнообразных методов и приемов. Важным условием при этом выступает привлечение к оценке квалифицированных специалистов-экспертов, способных оценить не только формальные (результативные) характеристики труда психологов, но и степень их профессиональной компетентности в выполнении тех или иных видов деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 73-84.
2. Бачманова Н.В., Стафурина H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. J1., 1985, Вып. 5. С. 72-77.
3. Бачков И.В. Введение в профессию психолог: Учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, II.С. Пряжников / Под. ред. И.Б. Гриншпуна. М.: Воронеж, 2004.
4. Деркач A.A. Акмеологические предпосылки развития профессионала. М.: Воронеж, 2004.
5. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35-44.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж, 1996.
7. Кондаков И.М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 62-74.
8. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления // Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В.Кудрявцева, А.И.Сухаревой. М., 1988. С. 1-13.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: 1996.
9. Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 79-96.
10. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ. 1994. Сер. 14, Психология. №2. с. 41-48.
11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. М.: Воронеж, 2003.
12. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) // Под ред. Деркача A.A. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.
13. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография. / Под. ред. Э.Ф. Зеера. М., 2005.
EXPERT PSYCHOLOGIST: MAJOR SPHERES OF PROFESSIONAL WORK, PERSONAL QUALITIES, FEATURES OF THEIR ESTIMATION
A.B. KOSAREVA
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya St., 117198, Moscow, Russia
The article deals with the major spheres of professional activities of the expert psychologist, his personal qualities, features of their estimation.