Научная статья на тему 'Требования МСФО к учетной информации'

Требования МСФО к учетной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования МСФО к учетной информации»

На пути к международным стандартам

ТРЕБОВАНИЯ МСФО К УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

А.В. СУВОРОВ, кандидат экономических наук, председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Феникс»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Финансовое положение хозяйствующего субъекта определяется ресурсами, имеющимися в его распоряжении, их источниками, ликвидностью и платежеспособностью субъекта, а также его способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

Информация о результатах деятельности хозяйствующего субъекта необходима для того, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые он, вероятно, будет контролировать в будущем, при прогнозировании способности получать прибыль и формировать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов, при обосновании эффективности, с которой данный хозяйствующий субъект может использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменениях в финансовом положении хозяйствующего субъекта дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется в виде бухгалтерского баланса. Информация о результатах деятельности хозяйствующего субъекта обеспечивается отчетом о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении - в основном отчетом о движении денежных средств.

Полнота информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта, результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными. Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством хозяйствующего субъекгаа.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна отвечать трем основным требованиям:

• быть понятной имеющимся и потенциальным

кредиторам и инвесторам;

• давать представление имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами;

• давать представление о материальных, финансовых и иных ресурсах хозяйствующего субъекта, его обязательствах, составе и источниках средств, а также об их изменениях. Следует отметить, что финансовая информация, содержащаяся в отчетности на момент ее подготовки, отражает результаты прошедших событий, и, несмотря на то, что существует возможность ее использования для прогнозирования будущих событий, она в силу целого ряда причин может оказаться весьма ограниченной. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, хотя и отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей, однако не всегда может оказаться необходимой и достаточной для принятия соответствующих экономических решений. Поэтому не только сотрудникам данного предприятия, занимающимся подготовкой и составлением финансовой отчетности, но и пользователям (как внешним, так и внутренним) необходимо знать основные принципы и положения, лежащие в ее основе.

Отчетность хозяйствующего субъекта, подготовленная по международным стандартам, содержит большой объем различной информации, касающейся его деятельности. Анализ отчетных данных позволяет получить четкое представление об общих направлениях деятельности, финансовом положении, а также об активах, обязательствах и перспективах развития хозяйствующего субъекта.

В странах ЕС придается большое значение унификации финансовой отчетности кредитных организаций. Во многих документах отмечается необходимость ускорения формирования внутреннего финансового рынка и устанавливаются сроки для реализации планов мероприятий в сфере финансовых услуг и рискового капитала. В основном данные документы охватывают период до 2005 г. Ос-

новными из этих документов являются План мероприятий в сфере финансовых услуг и отчеты Комиссии по финансовым услугам и рисковому капиталу. В каждом документе предусматривается формирование емкого и ликвидного фондового рынка с учетом интересов как эмитентов, так и инвесторов. При этом в качестве одной из приоритетных задач рассматривается необходимость обеспечения большей сопоставимости финансовой отчетности кредитных организаций из различных стран как одного из факторов стабильности европейского финансового рынка. Для выполнения поставленной задачи необходимы единые стандарты финансовой отчетности: прозрачные, понятные, обеспечивающие основу для соответствующей аудиторской проверки и возможность эффективного контроля их соблюдения.

В настоящее время рынки ценных бумаг в странах-членах ЕС характеризуются резкими изменениями и все большей степенью интеграции в связи с новыми технологиями, глобализацией и введением единой валюты - евро. Быстрое развитие информационных технологий, в частности электронных торговых площадок, приводит к изменению условий заключения сделок и способов распространения информации. Кроме того, меняется сама система составления финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности в Интернете, облегчившей доступ инвесторов к экономической информации, является объективной предпосылкой для анализа и сопоставления этой информации. Инвесторы стремятся принимать решения, связанные с движением своих капиталов, на основе постоянно раскрываемой стандартизированной финансовой и нефинансовой информации. Финансовая отчетность играет важную роль в обеспечении прозрачности хозяйственной деятельности, предоставлении определенных гарантий инвесторам и достижении общей стабильности на рынке.

ТРЕБОВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ

Требование достоверности означает, что информация должна быть правдиво представленной, легко проверяемой и носить нейтральный характер. Правдивость информации - это, прежде всего, степень адекватности экономическим процессам, а проверяемость - это возможность ее подтверждения. Учетная информация должна беспристрастно отражать деятельность хозяйствующего субъек-таа, не затрагивая ничьих интересов.

Достоверность зависит от надежности учетной информации. Информация считается надежной, если она правдиво сообщает пользователю те факты, которые должна сообщать. Таким образом, финансовая информация является надежной, если пользователь может полагаться на отраженные основные финансовые операции хозяйствующего субъекта.

Надежность информации зависит от достоверности, подтверждаемое™ и нейтральности.

Достоверность представления учетной информации достигается тогда, когда бухгалтерская отчетность, отражающая экономическую деятельность, соответствует действительному положению вещей (например, бухгалтерский баланс должен правдиво отражать операции и другие события, результатом которых на отчетную дату стали активы, обязательства и капитал хозяйствующего субъектаа, отвечающие критериям признания). Если такого соответствия нет, то информация либо предвзятая, либо неполная. Для того, чтобы быть непредвзятой, информация должна наиболее полно отражать основные события. Полнота означает, что вся значимая информация должна быть представлена таким образом, чтобы обеспечить понимание и не вводить в заблуждение.

Бухгалтерская оценка любой финансовой операции является предвзятой, если она значительно завышена или занижена. Предвзятость в бухгалтерской оценке может появиться из-за неправильного выбора метода - умышленно или из-за отсутствия должных знаний у исполнителя.

Учетная информация должна быть основана на объективных данных, исходить из потребности пользователей и иметь возможность быть продублированной независимым экспертом, который использует те же самые методы оценки.

Нейтральность учетной информации означает, что информация должна быть свободна от предвзятости в использовании метода ее оценки. Основной задачей при применении того или иного принципа бухгалтерского учета в международной праетике является соответствие этой информации тому или иному конкретному принципу.

ТРЕБОВАНИЕ ПОЛНОТЫ

Данное требование предполагает, что учетная информация должна содержать максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам, и включать все необходимые комментарии, чтобы не дезориентировать того, кто будет ею пользоваться. Информация должна быть достаточно полной и включать все необходимые факты для обеспечения ясного понимания финансовой отчетности. В отчетности должны получить отражение все факты деятельности хозяйствующего субъектаа за отчетный период. Поэтому, чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее.

В соответствии с требованием полноты все операции и результаты инвентаризации подлежат своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (с учетом сопоставления пользы, извлекаемой из этой информации, и затрат на ее сбор и обработку).

Согласно международной практике отчетность должна отражать всю существенную информацию о хозяйствующем субъекте. Объем и качество учетной информации должны быть достаточными для того, чтобы пользователи получили всестороннее и объективное представление о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта. К такого рода информации в международной практике бухгалтерского учета относятся:

♦ методы учета оценки активов хозяйствующего субъекта;

♦ изменения этих методов, если таковые имели место;

♦ непредвиденные обстоятельства, которые оказали существенное влияние на финансовое состояние хозяйствующего субъекта;

♦ кредитные соглашения и иные проекты, осуществление которых может существенно повлиять на финансовое положение хозяйствующего субъекта, стоимость его активов, обязательств и капитала.

ТРЕБОВАНИЕ ПОСТОЯНСТВА

Критерий постоянства требует, чтобы принятая методология и выбранные учетные процедуры не менялись до тех пор, пока пользователи учетной информации не будут извещены о вносимых изменениях, при этом характер и экономическое обоснование замены должны быть открыто оговорены в финансовом отчете.

Этот критерий по отношению к финансовой отчетности часто называют «принципом постоянства правил бухгалтерского учета». В соответствии с данным принципом правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно из года в год, то есть субъект должен постоянно руководствоваться одними и тем же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев, когда он существенным образом изменяет свою деятельность, либо меняются законодательно-правовые акты. В этих случаях субъект должен обеспечивать сопоставимость данных бухгалтерского учета и отчетности путем пересчета данных предыдущего года в соответствии с новыми правилами. Сами же изменения правил учета, а также результат их влияния на прибыль хозяйствующего субъекта и его собственные средства должны быть разъяснены в отдельной пояснительной записке, прикладываемой к отчетности.

ПРОЗРАЧНОСТЬ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Важным условием предоставления учетной информации о деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с международными стандартами является ее прозрачность. Как известно, предоставление прозрачной информации об участниках финансового рынка и совершаемых ими сделках является необходимым условием создания

эффективных рыночных отношений. Это одна из наиболее важных предпосылок создания необходимой рыночной дисциплины. Рынки, которые предоставлены сами себе, не могут обеспечивать достаточный уровень раскрытия информации о своих участниках. Как правило, рынок уравновешивает как предельные выгоды, так и предельные издержки, связанные с раскрытием дополнительной информации, поэтому конечный результат не всегда удовлетворяет потребностям участников рынка.

Для любого хозяйствующего субъекта предоставление информации о своей деятельности является необходимым условием участия в финансовых рынках. Регулирующие органы также рассматривают качество информации об участниках рынка как самую важную характеристику. Требования к качеству учетной информации со стороны участников рынка и регулирующих органов постоянно повышаются. В этой связи хозяйствующие субъекты также должны быть заинтересованы в улучшении своих внутренних информационных систем, если они хотят иметь репутацию хозяйствующих субъектов, предоставляющих качественную информацию о своей деятельности.

В основе публичного раскрытия информации о деятельности хозяйствующего субъекта лежит соответствующая методология. Раскрытие информации подразумевает публикацию годовой финансовой отчетности, к которой прилагается промежуточная финансовая отчетность и другая уместная информация. После перехода российских хозяйствующих субъектов на МСФО требование прозрачности будет заключаться в публикации ежеквартальной отчетности по установленной форме, не проверяемой аудитором, в дополнение к проверяемому аудитором годовому отчету.

Сроки раскрытия информации также имеют значение. Публичное раскрытие негативной информации, если оно неправильно интерпретировано, может нанести ущерб хозяйствующему субъекту. Требования к раскрытию информации являются одинаковыми для всех участников финансового рынка. Особенно это касается хозяйствующих субъектов, предоставляющих некачественную информацию и (или) информацию, которую внешние пользователи не в состоянии надлежащим образом интерпретировать.

Следует помнить, что с точки зрения долгосрочной перспективы, полное раскрытие информации, как правило, приносит пользу хозяйствующему субъекту, даже если возникают проблемы в краткосрочном периоде, так как издержки, связанные с недостаточной прозрачностью, в конечном итоге оказываются выше затрат по обеспечению прозрачности.

Прозрачность финансовой информации напрямую связана с ответственностью за ее предоставление. Прозрачность означает создание условий,

при которых информация о существующей ситуации, принятых решениях и действиях оказывается доступной и понятной для всех участников финансового рынка. Раскрытие информации включает в себя процесс и методологию ее предоставления, а также своевременное уведомление о стратегических решениях, принятых кредитной организацией.

Ответственность означает обязанность участников финансового рынка и органов государственной власти обосновывать свои действия и проводимую политику, а также отвечать за принятые решения и результаты.

За организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций ответственность несет руководитель хозяйствующего субъекта. За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет ее главный бухгалтер. Главный бухгалтер также отвечает за соответствие осуществляемых операций законодательству РФ и указаниям Центрального банка РФ.

Прозрачность необходима для внедрения концепции ответственности трех основных групп участников финансового рынка, а именно:

• заемщиков и кредиторов;

• эмитентов и инвесторов;

• органов государственной власти и международных финансовых институтов.

Постепенно правительства многих стран начинают осознавать, что прозрачность, в целом интерпретируемая как открытость и понятность политики, способствует предсказуемости, а следовательно, и эффективности принимаемых решений. Благодаря прозрачности хозяйствующие субъекты могут учитывать реальное положение дел, а чиновники - более ответственно подходить к исполнению своих служебных обязанностей, особенно если им впоследствии приходится публично обосновывать свои взгляды, решения и действия. Поэтому своевременные корректировки проводимой учетной политики всячески приветствуются.

Международная практика показывает, что чем больше степень прозрачности предоставляемой учетной информации, тем выше качество решений, принимаемых руководством всех кредитных организаций - участников рынка. Прозрачность способствует не только повышению качества управления, но и укреплению ответственности за проводимую учетную политику.

Однако прозрачность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей, и ответственность за предоставление этой информации не являются самоцелью. Они направлены на стимулирование роста экономических показателей, улучшение работы финансовых рынков путем повышения качества принимаемых решений и управления рисками. Это касается не только участников рынка, но и органов государственной власти. Тем не менее они не являются панацеей. В частности, прозрачность не меняет характера финансовых систем или присущих им рисков. Она, возможно, и не предотвратит финансовых кризисоа, но, по крайней мере, обеспечит более или менее сдержанную реакцию участников рынка на плохие известия. Прозрачность помогает участникам рынка определять и предвидеть негативные последствия, посредством чего снижается вероятность паники и пагубных для рынка действий.

И все-таки следует четко разграничивать прозрачность и конфиденциальность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей. Разглашение внутренней учетной информации о деятельности того или иного хозяйствующего субъекта может предоставить его конкурентам преимущество, что, как правило, и удерживает участников рынка от полного раскрытия свой учетной информации. Регулирующие органы часто получают конфиденциальную информацию о деятельности кредитных организаций, разглашение которой может повлечь за собой значительные изменения на финансовом рынке. При таких обстоятельствах хозяйствующие субъекты неохотно предоставляют внутреннюю учетную информацию, ссылаясь на необходимость соблюдения конфиденциальности. Однако полное раскрытие информации вносит свой вклад в общий режим прозрачности того или иного финансового рынка, который в конечном итоге станет выгодным для всех его участников, даже если в краткосрочном плане переход к такому режиму приведет к негативным последствиям для отдельных хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что в контексте достоверного представления учетной информации считается, что лучше не раскрывать никакой информации, чем предоставлять такую информацию, которая вводит пользователей в заблуждение. Поэтому, если хозяйствующий субъект по каким-либо причинам не соблюдает конкретных требований к раскрытию информации в соответствии с МСФО, необходимо отразить данный факт в финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.