ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ДЛЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Д. Кислый, В.А. Бычков
Факультет повышения квалификации и кафедра госпитальной хирургии РУДН ул. Миклухо-Маклая, д. 1, корп. 3, Москва, 117198
Е.С. Ильина
Управление лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития Росздравнадзора Славянская пл., 4, стр. 1, Москва, 109074
А.М. Ходорович, Ю.В. Егоров
Поликлиника № 25 ул. Миклухо-Маклая, д. 10, Москва, 117198
В статье освещен вопрос лицензирования медицинской деятельности и требования к образовательному уровню специалистов, претендующих на самостоятельную медицинскую деятельность.
Система повышения квалификации и переподготовки медицинских работников в последние годы претерпела значительные изменения [1—4].
С 1996 года, в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ, послевузовскую профессиональную подготовку врачей в системе профессионального дополнительного образования кроме учебных заведений профессионального дополнительного образования Минздравсоцразвития России осуществляют также учебные заведения Минздравсоцразвития и Минобразования России. Кроме того, в учебном процессе принимают участие научно-исследовательские институты Минздравсоцразвития России и Научные центры РАМН. В настоящее время в подготовке и переподготовке медицинских работников наряду с государственными и муниципальными учреждениями могут принимать участие и некоммерческие организации.
В системе профессионального отраслевого дополнительного образования ежегодно проходят обучение более 450 тыс. работников здравоохранения. Вместе с тем анализ сложившийся практики подготовки специалистов показывает, что имеются и нерешенные проблемы — это, прежде всего, отсутствие единой информационной и образовательной среды и несоответствие программ, а зачастую и уровня подготовки специалистов, потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли [5].
Сложившаяся ситуация потребовала введения новой системы управления качеством в сфере здравоохранения, которая включает в себя использование стандартов, сертификацию продукции, аттестацию работников и аккредитацию предприятий.
Процесс лицензирования медицинской деятельности, в основе которого лежит контроль за соблюдением определенных лицензионных требований и условий, является одним из составляющих системы управления качеством.
В период с 1996 по 2001 год внедрена система лицензирования медицинской деятельности. Лицензионные требования и условия были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1996 № 350, затем дополнены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» в 2001 году.
В указанный период требованием к профессиональной подготовке специалистов при лицензировании было представление документов, подтверждающих профессиональную подготовку специалистов, осуществляющих лицензируемую деятельность.
В настоящее время лицензирование медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Территориальные органы, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» от 04.07.2002 г. и № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» от 30.06.04 г., сформированы и действуют во всех субъектах Российской Федерации.
Лицензионные требования и условия в части профессиональной подготовки специалистов усовершенствованы, и теперь для получения лицензии требуется представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие:
— наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, которые соответствуют требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет для юридического лица;
— наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет — для индивидуального предпринимателя;
— повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.
Таким образом, в пакете документов для получения лицензии на медицинскую деятельность представляются следующие документы об образовании: диплом об образовании, свидетельство о профессиональной подготовке врачей-специалистов (первичная специализация не менее 500 часов, интернатура, ординатура, аспирантура), свидетельство о повышении квалификации не реже 1 раза в 5 лет, трудовая книжка.
Подготовка специалистов, работающих в системе здравоохранения, осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 553 от 20.08.2007 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» и письмом Минздрава России № 2510/149-01-32 от 05.01.2001 г. Подготовка специалистов по основным специальностям, в соответствии с данным приказом и письмом осуществляется только через интернатуру и ординатуру.
Много вопросов возникает при лицензировании специалистов, не имеющих медицинского образования. Работа специалистов, не имеющих медицинского образования, регламентируется приказом Минздрава СССР № 755 от 22.06.1983 г. «О типовой номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием в учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР (без медицинского и фармацевтического образования)».
Особенно много таких специалистов работает в лабораторном деле, их работа регламентируется приказом Минздрава № 380 от 25.12.1997 г. «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов учреждениях здравоохранения Российской Федерации» и письмом Минздрава России № 15-12/267 от 10.06.2003 г. «О врачах клинической лабораторной диагностики».
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974 № 990», лица, закончившие биологические факультеты, могут работать в учреждениях здравоохранения только в должностях научных сотрудников, лаборантов, старших лаборантов научно-исследовательских учреждений.
Кроме того, лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности требует четко разделить понятия основной специальности и специальности, требующей углубленной подготовки. Профессиональная подготовка специалиста по специальности, требующей углубленной подготовки,
должна состоять из подготовки как по основной специальности, так и по специальности, требующей углубленной подготовки. Например, специалист по лабораторной генетике, имеющий диплом по специальности «лечебное дело», специализацию по «лабораторной генетике» и не имеющий профессиональной подготовки по основной специальности «генетика», не соответствует лицензионным требованиям к профессиональной подготовке.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.01 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» Росздравнадзором может проводиться лицензионный контроль. Целью данного контроля является проверка полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также данных, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, и возможности выполнения им лицензионных требований и условий. Возможна также проверка сведений о лицензиате и контроля соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Проведение лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности регулируется положениями Федерального закона № 134-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Основанием для внеплановых проверок может стать выявление нарушений в ходе плановой проверки, обращение граждан и организаций с жалобами на нарушения их прав действиями лицензиата, возникновение угрозы жизни и здоровью граждан.
В случае, если лицензиат допускает нарушения лицензионных требований и условий, комиссия по проверке, наряду с Актом проверки, вправе составить протокол об административном правонарушении, для последующего направления в суд который вправе принять решение о назначении административного взыскания в виде штрафа, налагаемого на саму организацию (учреждение) или его руководителя.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.01 «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии может быть приостановлено или аннулировано только случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий или в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства по решению суда.
Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в предоставлении лицензии Росздравнадзор принимает после рассмотрения на Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (центральной или субъекта Российской Федерации) по лицензированию медицинской деятельности на основании того, что:
— представленные документы не соответствуют предъявляемым лицензионным требованиям, определенным п. 4 и 5 постановления Правительства РФ от 04.07.2002 № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»;
— очная проверка соискателя лицензии не подтвердила его возможности по осуществлению заявленных работ и услуг.
Важно, что осуществление медицинской деятельности без оформления права на ее осуществления, т.е. получения лицензии на данную деятельность, является нарушением действующего законодательства.
Анализ проведенных проверок лицензионных требований и условий, а также отказов в предоставлении лицензий учреждениям, организациям и врачам, индивидуальным предпринимателям выявил высокий процент несоответствия профессиональной подготовки специалистов, который составляет около 50% среди причин отказов в предоставлении лицензии и около 30% среди выявленных нарушений при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости лицензирования, постоянный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий позволяет влиять на качество оказания медицинской помощи и тем самым совершенствовать систему управления качеством в здравоохранении.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Денисов И.Н., Мелешко В.П., Душенков П.А. Медицинские кадры: социальная гигиена (медицина и организация здравоохранения): Учебное пособие / Под ред. Ю.П. Лисицына. — М.: Медикосервис, 1998. — С. 443—463.
[2] Тульчинский Т.Г., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. — Иерусалим, 1999. — С. 870—925.
[3] Фокин В.А., Карась С.И., Калятвянская Т.А. Доказательная медицины в профессиональной подготовке врачей: информационные и экономические аспекты // Научнопрактический журнал Бюллетень Сибирской Медицины. — № 4. — С. 10—12.
[4] Приказ Минздрава РФ от 03.07.2002 № 210 «О концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации».
[5] Решение коллегия от 11.06.2002 № 13/3 «О программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002—2005 годы».
LEVEL OF PROFESSIONAL KNOWLEDGE FOR LICENSING OF MEDICAL ACTIVITY
N.D. Kisliy, V.A. Bichkov
Medics’ Retraining Faculty and Department of Hospital Surgery. RPFU M-Maklaya st., 21/3, Moscow, Russia, 117198
E.S. Ilyna
Department of licensing for medicine and social development
Roszdravnadzor Slavyanskaya sq., 4, bild. 1, Moscow, Russia, 109074
A.M. Chodorovich, Y.V. Egorov
Outpatient Department № 25
M-Maklaya st., 10, Moscow, Russia, 117198
Requirement for licensing of medical activity and level of professional knowledge are discussed in the article.