ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 1
Людмила Вячеславовна Шувалова,
кандидат политических наук, научный сотрудник кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991 Москва, Россия), генеральный директор НП «Центр социально-консервативной политики», e-mail: [email protected]
ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЛИДЕРСТВУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Современные общемировые тенденции развития, а также задачи, поставленные в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, определяют необходимость существенных общественно-политических трансформаций, что требует выработки современных критериев для новых политиков и общественно-политических лидеров и управленцев, а также определения подходов к их выявлению и подготовке. Итоги единого дня голосования 9 сентября 2018 г. актуализируют данную задачу. Политическая система начала свою трансформацию и выдвигает новые требования к политическому управлению.
В статье представлен анализ общественно-политических предпосылок формирования новых требований к политическому лидерству, рассмотрены теоретико-методологические подходы к исследованию политического лидерства в условиях общественно-политических трансформаций и прогнозированию в сфере политического лидерства, предложена методика определения требований к политическому лидерству (характеристики политиков), в основе которой лежит принцип взаимного влияния политических лидеров и политической среды. Представлены результаты экспертных исследований требований к политикам и политической среде, проведенных в сентябре 2018 г.
Ключевые слова: политик, политический лидер, политическая среда, трансформация, прогнозирование.
Lyudmila Vyacheslavovna Shuvalova,
Kandidat of Political Science, Researcher, Russian Politics Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, 119991 Moscow, Russia); General Director, Center for Conservative Social Policy, e-mail: [email protected]
REQUIREMENTS FOR POLITICAL LEADERSHIP DURING SOCIO-POLITICAL TRANSFORMATION
Modern global development trends and the tasks set in the annual presidential address to the Federal Assembly of the Russian Federation make clear the necessity
for significant socio-political transformations. These changes require the development of modern criteria for new politicians and socio-political leaders and managers as well as the definition of approaches to their identification and preparation. The results of a single voting day — September 9, 2018 — have rendered this task immediate. The political system has begun a transformation and is putting forward new demands for political governance.
This article presents an analysis of the following: the socio-political prerequisites for the formation of new requirements for political leadership; the theoretical and methodological approaches to the study of political leadership during sociopolitical transformations and to forecasting in the field ofpolitical leadership; and the method of determining the requirements for political leadership (characteristics of politicians) based on the principle of mutual influence of political leaders and the political environment. The author concludes by presenting the results of expert studies conducted in September, 2018 of the requirements made ofpoliticians and the political environment.
Key words: politician, political leader, political environment, transformation, forecasting.
Предметом рассмотрения современных теорий политического лидерства в основном является действующий политик или историческая личность. Полное представление о политическом лидере можно получить, используя, в частности, методы политической психологии. При этом возможности их применения становятся ограниченными, если речь идет о прогнозе: какие политики или политические лидеры будут востребованы? Какие требования к политическому лидерству необходимо предъявлять в ближайшей или среднесрочной перспективе? Ответы на данные вопросы приобретают практическую значимость перед началом любой избирательной кампании или при выработке решений о назначении на высшие руководящие посты государственной власти, особенно в условиях модернизации или осуществления общественно-политических преобразований.
Чтобы определить, какие качества политиков будут привлекательны в период избирательной кампании, часто прибегают к социологическим исследованиям. При этом их прогностический потенциал невелик и в большей степени позволяет решать лишь тактические задачи, в том числе связанные с формированием имиджа политика. При политическом прогнозировании, особенно на среднесрочный период, качества политиков необходимо рассматривать не только с точки зрения электоральных предпочтений. Важной составляющей анализа становится оценка потенциала политических лидеров в контексте их способностей оказывать позитивное влияние на развитие политической системы.
Современные задачи обеспечения развития страны, поставленные Президентом в ежегодном Послании Федеральному Собра-
нию1, актуализируют данный подход к прогнозированию в сфере политического лидерства. Обеспечение такого развития требует серьезной модернизации экономики и общественно-политической трансформации, поэтому при определении кандидатов на выборные должности от политических партий, а также кандидатур на иные высшие руководящие посты в системе государственной власти будут становиться все более значимыми способности кандидатов быть не только профессиональными управленцами и/или специалистами в отдельных отраслях, но и политическими лидерами.
Общественный запрос на политическое лидерство
Современная российская политическая среда характеризуется высоким трансформационным потенциалом, обусловленным как общемировыми тенденциями (глобализация, развитие сетевого общества), так и национальными задачами необходимости перехода к новому технологическому укладу (обеспечение технологического рывка).
По мнению российских специалистов по ритмам и циклам исторического развития В.И. Пантина и В.В. Лапкина, около 2025 г. «Россию подстерегают наиболее опасные внутренние социальные конфликты»2. Дальнейший «"выбор будущего", — по их мнению, — будет определяться не столько теми традициями и институтами, которые на протяжении десятилетий и веков определяли неизменные черты российской истории, сколько теми динамичными процессами, которые будут происходить в российском обществе накануне этой даты. Критический вызов, бросаемый России близящимся переходом 2025 г., требует от нее усложнения политической системы и повышенной чувствительности российского общества и государства к рискам и опасностям мирового посткризисного геополитического и геоэкономического расклада»3.
Высокая скорость и динамика происходящих изменений в России и в мире, зачастую носящих фундаментальный характер, сужает временные границы для принятия стратегических решений, в том числе в сфере государственной политики. Ответной реакцией политического управления зачастую становится, как отмечает К.О. Телин, «стремление удержать систему в состоянии ранее достигнутого
1 Послание Президента Федеральному собранию // Президент России. 2018. 1 марта. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957
2 Панпин В.И., Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в XXI веке: Циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. Дубна: Феникс+, 2014. С. 394.
3 Там же. С. 394-395.
равновесия»4, несмотря на то что она уже начала переход в новое состояние. Данная реакция рассматривается обществом как снижение степени открытости политической системы и пренебрежение правами и свободами граждан.
Опросы общественного мнения фиксируют падение рейтинга важнейших действующих политических институтов. Эксперты Комитета гражданских инициатив М.Э. Дмитриев, С.А. Белановский, А.В. Никольская в своем исследовании выявили признаки фундаментальных изменений в массовом сознании и настроениях граждан: «высокая готовность к переменам; признаки вытеснения надежды на сильную власть ("легистской утопии") запросом на справедливость; переключение на внутренний локус контроля, которое проявляется в ослаблении надежды на помощь государства и стремлении рассчитывать прежде всего на собственные силы»5.
Реформы предполагают стимулирование общества к переменам, к его выходу за пределы насущного. Сам по себе процесс социальных, экономических или политических преобразований уже является дестабилизирующим фактором. Смена национальной парадигмы развития, новые внешнеполитические реалии, падение уровня жизни, а также высокая скорость изменений требуют от граждан пересмотра личностных стратегий в отношении всех сфер жизни (учеба, работа, жилье, рождение детей, профессиональная самореализация и т.д.).
Высокая степень неопределенности заставляет общество, с одной стороны, искать хотя бы временные «маяки стабильности», с другой — становиться более пластичным, что формирует у общества способность к «перманентной трансформации».
Обеспечение стабильности политических институтов в условиях общественно-политических преобразований и социально-экономических реформ требует от политической системы значительной гибкости, чуткости, эффективной обратной связи и открытости, формирует новые требования к политическому лидерству. Как отмечает Н.А. Баранов, «для реализации стратегических задач необходимо формировать политическую систему с открытой социальной средой, эффективно функционирующими политическими институтами,
4 Телин К.О. Стабильность политических систем: динамика и идентификаторы // Проблемы устойчивости политических систем современного мира: Материалы Международной научной конференции / Под ред. С.Г. Еремеева, И.И. Кузнецова. М.: Издательство Московского университета, 2018. С. 265.
5 Дмитриев М.Э., Белановский С.А., Никольская А.В. Признаки и изменения общественных настроений и их возможные последствия. М.: Комитет гражданских инициатив, 2018. С. 16. URL: https://komitetgi.ru/news/news/3902/
развитым гражданским обществом и модернизаторски ориентированной политической элитой»6.
Снижение степени влияния партийно-парламентских институтов делает необходимым выстраивание новых форм взаимодействия власти и общества — не в формате общественного контроля за исполнением решений, а в формате совместного дела или сотворчества. Общество претендует на стратегический уровень выработки решений, а обеспечение процесса преобразований требует высокой степени вовлеченности общества в их реализацию. «В условиях кризиса традиционных форм представительства (партии и другие организации) ключевой проблемой становится налаживание новых каналов представительства и поиск новых площадок для формулирования индивидуальных и групповых интересов, создания пространства для публичного дискурса, делиберации и других форм согласования интересов», — отмечает Т.В. Павлова7. Появление подобных дискуссионных площадок и каналов коммуникации, в свою очередь, формирует среду для становления новых политиков.
Процессы общественно-политической трансформации определяют новый набор требований к политическому лидерству. Среди них: явное смещение акцентов в пользу моделей лидерства, использующих коммуникативные практики, снижение роли личностных характеристик лидеров, таких как пол, возраст, внешность и т.п., повышение значимости способности лидера к созданию группы (сообщества, движения) и мотивации членов группы на достижение высших целей (трансформационное лидерство Д. Бернса).
Актуальные тенденции развития политического процесса свидетельствуют о необходимости актуализации методик исследования востребованности политиков на ближайшую и среднесрочную перспективу для политического прогнозирования в сфере политического лидерства.
Прогностический потенциал идей Ж. Блонделя
Теоретическую базу настоящего исследования составляет работа Ж. Блонделя «Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу», потенциал которой в области политического прогнозирования еще недооценен. Согласимся с Ж. Блонделем, что «"реальное" лидерство должно быть отделено от чисто формального занятия
6 Баранов Н.А. Политическая система современной России в контексте социокультурных перемен // Проблемы устойчивости политических систем современного мира: Материалы Международной научной конференции / Под ред. С.Г. Еремеева, И.И. Кузнецова. М.: Издательство Московского университета, 2018. С.219-220.
7 Массовая политика: институциональные основания / Под ред. С.В. Патрушева. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 91.
должности»8. Исследование поведенческого, а не позиционного лидерства позволяет получить более объективную, не искаженную возможностями должности, характеристику. В поведенческом смысле «лидер есть человек, который способен изменять ход событий»9. Представляется, что возможности, которые возникают у лидеров в связи с занятием той или иной должности или позиции, следует рассматривать как инструментарий, которым эти лидеры обладают или будут обладать.
«Лидерство предполагает продолжительное, а не просто случайное использование власти»10, а значит, лидерство — это процесс, обладающий определенной длительностью, представляющий собой совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Поэтому лидер должен быть способен анализировать ситуации, вырабатывать стратегии и тактики действий, а также уметь претворять их в жизнь, в том числе посредством побуждения других людей на осуществление преобразований.
«Политическое лидерство есть широкое понятие, которое может быть всеохватывающим: решения, принимаемые лидером, могут затрагивать любую сторону жизни общества»11. Стоит отметить, что в данном контексте понятия «политический лидер» и «политик» являются максимально схожими. Призванием политика является не власть над людьми или группой лиц, а оказание влияния на политические процессы и осуществление власти над сферами жизни общества. В этом также проявляется суть отличия политика или политического лидера от обычного руководителя, функционера, а также от лидера общественного мнения.
По сути, «политическое лидерство состоит в действиях, направленных на изменение среды»12. При этом лидер является частью среды, которая влияет на него в большей или меньшей степени, создавая возможности или ограничения для действий лидера. Политические лидеры в силу своих характеристик оказывают влияние на политическую среду, становясь агентами политических изменений. При этом качество и тенденции развития политической среды определяют запрос на политиков, способных перевести ее в новое состояние. Эффективность лидера в конкретной ситуации будет зависеть от его личностных качеств и правильности выбранного или созданного им в результате анализа политической среды инструментария.
8 Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. С. 17.
9 Там же. С. 19.
10 Там же.
11 Там же. С. 20.
12 Там же. С. 28.
Взаимное влияние политиков и политической среды является базовым принципом предлагаемой методики исследования и отражением системной методологии в политическом анализе.
Подходы к изучению политической среды
Для изучения политической среды могут быть адаптированы подходы теории структуры политических возможностей, разработанной С. Тэрроу для исследования социальных движений. Применимость данной теории для целей настоящего исследования обуславливается следующими факторами: во-первых, структура политических возможностей является составной частью политической среды, во-вторых, политическое лидерство состоит в целенаправленных действиях по ее изменению. Представляется, что изучение текущего состояния политической среды должно основываться на оценке степени стабильности и открытости политической системы, а также на рассмотрении возможностей ее важнейших институтов.
Степень стабильности политической системы характеризует состояние политической среды с точки зрения устойчивости важнейших политических институтов, удовлетворенности общества политическим курсом, обеспечения стратегических задач и ресурсов развития, наличия конфликтов, как острых, так и латентных. Степень открытости политической системы говорит о ее проводимости, определяет, насколько те или иные действия могут быть эффективными. Степень стабильности и открытости политической системы определяет ее трансформационный потенциал, задает базовые рамки для действий лидера, определяет необходимость выработки политических инноваций и возможности их реализации. Изучение институтов, являющихся частью политической среды, конкретизирует текущую политическую ситуацию, определяет, насколько они могут способствовать или противодействовать действиям лидера, быть союзниками преобразований.
Анализ политической среды формирует требования к политической системе и запрос на ее изменение, который, в свою очередь, определяет направления действий и возможный период времени на ее трансформацию.
При изучении политической среды также следует уделить внимание тенденциям ее развития, используя элементы теории исторического прогнозирования. Выявление и исследование наиболее существенных тенденций развития политической среды и оценка их действенности в будущем требует целостного подхода и критического анализа. «Большим прогностическим потенциалом обладают модели, основанные на различного рода ритмах и волнах
социально-исторического развития»13. При этом если при краткосрочном прогнозе может быть достаточно применения линейной экстраполяции исторических тенденций, сценарного подхода и компаративизма, то при долгосрочном, а также среднесрочном прогнозе требуется построение более сложной модели и применение нелинейной экстраполяции, основанной на ритмах и циклах истории14. Представляется, что наибольшую сложность в данном случае представляет среднесрочный прогноз, при котором следует учитывать влияние тенденций, характеризующихся особенностями как линейной, так и нелинейной экстраполяции.
Анализ политической среды составляет основу для выработки необходимого политического инструментария (механизмов действий), а также определяет приоритетность и достаточность тех или иных качеств политического лидера, которыми он должен обладать в конкретной ситуации. Сформулируем базовый алгоритм определения требований к политическому лидерству:
1. Анализ политической среды и тенденций ее развития.
2. Определение основных направлений действий по преобразованию политической среды, способствующих положительной и/или оптимально возможной трансформации на определенный момент времени.
3. Определение необходимых характеристик (личностных качеств) лидеров, обладающих соответствующим политическим инструментарием для решения стоящих перед ними задач.
В результате мы сможем получить перечень требований к политическому лидерству, в соответствии с которым можно будет осуществить подбор и/или дополнительную подготовку потенциальных лидеров.
Результаты экспертных исследований
Теоретические и эмпирические исследования актуальных требований к политическому лидерству были подтверждены с помощью экспертного опроса и интервью, проведенного при участии автора на базе НП «Центр социально-консервативной политики» в сентябре 2018 г.
В исследовании участвовали: 12 политиков разных политических взглядов (10 человек в возрасте 25-40 лет, 1 человек — 50 лет, 1 человек — 63 года) и 12 экспертов (1 человек — 24 года, 3 человека — 30-35 лет, 3 человека — 35-40 лет, 3 человека — 40-45 лет, 1 человек — 56 лет, 1 человек — 64 года). Ответы на закрытые вопросы экспертного опроса систематизированы и представлены в табл. 1.
13 Пантин В.И., Лапкин В.В. Указ. соч. С. 24.
14 Там же. С. 24, 151.
Таблица 1
Требования к политикам и политической среде
Вопросы и варианты утверждений Политики Эксперты
Является ли для политика важным разделять и транслировать какие-либо идеологические взгляды? Выберите одно из утверждений
ДА, политик обязательно должен открыто заявлять о своих идеологических взглядах 3 4
НЕТ, не нужно, идеологии устарели, важна профессиональная компетенция политика 4 —
Политик должен иметь какие-то мировоззренческие или ценностные основы, но это не какая-то из известных идеологий, а что-то иное 5 8
Что может стать ключевой силой преобразований? Выберите одно или несколько утверждений
Малые группы и интернет-сообщества 4 6
Существующие политические партии 2 3
Общественные платформы 7 7
Иные силы 5 1
Выберите из списка наиболее важные качества политиков/политических лидеров (любое количество)
Понимание общественных интересов 8 8
Ориентация на решение конкретных проблем 6 2
Способность консолидировать общество 8 6
Ответственность 6 10
Коммуникабельность 6 5
Волевые качества 6 4
Выберите из списка наиболее значимые характеристики политической среды (любое количество)
Конкурентность 5 9
Транспарентность 4 9
Устойчивость 3 3
Оперативная обратная связь 9 8
Предсказуемость 5 1
Участники опроса выделили следующие основные вызовы современного состояния общества и власти: обособленность разных социальных групп, разрыв между обществом и властью, разрыв между богатыми и бедными, перекос в сторону исполнительной власти, некомпетентное вмешательство в сферы жизни людей, проблемы в сфере образования, социальная несправедливость, отсутствие саморегулирования на местах, неэффективность системы межбюджетных отношений, отсутствие политической конкуренции, фрагментарность информационного поля.
Также экспертами определены следующие возможные направления действий по изменению среды:
1. Определение перечня приоритетных, волнующих общество и требующих решения для обеспечения стратегии развития проблем и инструментария по их решению.
2. Запуск общественно-политической дискуссии. Создание новых механизмов взаимодействия власти и общества.
3. Смена политической повестки на «трансформационную»: обеспечение стратегии национального технологического рывка.
4. Формирование конкурентной среды (возможно, виртуальной с выходом в реальную) для «выращивания» политиков.
5. Изменение роли парламента и его обновление.
6. Осмысление роли депутата различного уровня.
7. Анализ избирательного законодательства на предмет его соответствия современному этапу общественного развития.
По итогам исследования определены актуальные требования к политическому лидерству:
1. Желание быть именно политиком (не функционером).
2. Трансформационный потенциал. Способность лидера мотивировать людей на достижение целей, лично им не необходимых.
3. Жертвенность. Способность поступиться своими интересами.
4. Владение политическим инструментарием, опыт.
5. Аналитические способности (интеллект).
6. Адекватность оценки ситуации, ресурсов, себя и т.п.
7. Решительность. Способность брать ответственность и принимать решения.
8. Креативность. Способность находить нетривиальные решения.
9. Коммуникативность. Способность к оперативному общению с разными людьми.
Задачи обеспечения технологического рывка, опережающего социально-экономического развития и международного лидерства
страны требуют трансформации российских политических институтов. Временные рамки предстоящих изменений определяются 2024 г., годом очередных выборов Президента Российской Федерации. Важным промежуточным этапом трансформации политической системы станут выборы депутатов Государственной Думы 2021 г., к которым российская политическая система должна подойти обновленной.
Основными требованиями к политической среде, способной обеспечить реализацию поставленных задач, является повышение ее конкурентности и транспарентности, а также налаживание оперативной обратной связи посредством создания новых форм и каналов взаимодействия власти и общества.
Формирование нового поколения политиков — будущих политических лидеров страны является важной составляющей успеха предстоящей общественно-политической трансформации.
ЛИТЕРАТУРА
Баранов Н.А. Политическая система современной России в контексте социокультурных перемен // Проблемы устойчивости политических систем современного мира: Материалы Международной научной конференции / Под ред. С.Г. Еремеева, И.И. Кузнецова. М.: Издательство Московского университета, 2018. С.211-220.
Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992.
Дмитриев М.Э., Белановский С.А., Никольская А.В. Признаки и изменения общественных настроений и их возможные последствия. М.: Комитет гражданских инициатив, 2018. URL: https://komitetgi.ru/news/news/3902/
Массовая политика: институциональные основания / Под ред. С.В. Патрушева. М.: Политическая энциклопедия, 2016.
Панпин В.И., Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в XXI веке: Циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. Дубна: Феникс+, 2014.
Телин К.О. Стабильность политических систем: динамика и идентификаторы // Проблемы устойчивости политических систем современного мира: Материалы Международной научной конференции / Под ред. С.Г. Еремеева, И.И. Кузнецова. М.: Издательство Московского университета, 2018. С. 264-268.
REFERENCES
Baranov, N. A. "Politicheskaia sistema sovremennoi Rossii v kontekste sotsiokul'tur-nykh peremen," Problemy ustoichivostipoliticheskikh sistem sovremennogo mira: Ma-terialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, eds. S. G. Eremeev, and I. I. Kuznetsov. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2018, pp. 211-220.
Blondel, J. Politicheskoe liderstvo. Put' k vseob "emliushchemu analizu. Moscow: Rossiiskaia akademiia upravleniia, 1992.
Dmitriev, M. E., Belanovskii, S. A., and Nikol'skaia, A. V. Priznaki i izmeneniia obshchestvennykh nastroenii i ikh vozmozhnye posledstviia. Moscow: Komitet grazh-danskikh initsiativ, 2018. URL: https://komitetgi.ru/news/news/3902/
Pannin, V. I., and Lapkin, V. V. Istoricheskoe prognozirovanie v 21 veke: Tsikly Kondrat'eva, evoliutsionnye tsikly iperspektivy mirovogo razvitiia. Dubna: Feniks+, 2014.
Patrushev, S. V. (ed.) Massovaiapolitika: institutsional'nye osnovaniia. Moscow: Politicheskaia entsiklopediia, 2016.
Telin, K. O. "Stabil'nost' politicheskikh sistem: dinamika i identifikatory," Proble-my ustoichivostipoliticheskikh sistem sovremennogo mira: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, eds. S. G. Eremeev, and I. I. Kuznetsov. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2018, pp. 264-268.