А.Ю. Нечушкин, О.В. Богданова
ТРАНСФОРМАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
В статье проведен анализ основных научных подходов к трансформационному лидерству на уровне личности и государства. Рассмотрены проблемы функционирования такого типа лидерства как инновационного политического феномена, влияющего на деятельность политической элиты на современном этапе развития России, определены основные критерии оценки политической элиты, выявлены основные черты и характеристики трансформационного лидерства как нового типа руководства. Приведены основные стратегии поведения современной политической элиты. Глобальный характер и сложность современных социально-политических процессов в России, необходимость противостояния целому ряду угроз усиливают, прежде всего, интеллектуальную составляющую деятельности национальной политической элиты. Вызываю дальнейшую трансформацию элит.
A. Nechushkin, O. Bogdanova
TRANSFORMATIONAL LEADERSHIP AS A INNOVATION POLITICAL PHENOMENON IN MODERN RUSSIA
Abstract
The article analyzes the main scientific approach to transformational leadership at the level of the individual and the state. The problems of the functioning of this type of leadership as an innovative political phenomenon that affects the activities of the political elite at the present stage of development of Russia, the basic criteria for assessing the political elite identified the main features and characteristics of transformational leadership as a new type of leadership. Presents the basic strategies of modern political elite. The global nature and complexity of modern social and political processes in Russia, the need to confront a variety of threats increase, above all, the intellectual component of the national political elite. Calling the further transformation of the elites.
Ключевые слова:
лидерство, руководство, трансформация, политическая элита, трансформационное лидерство, политический консалтинг.
Key words :
leadership, management, transformation, political elite, transformational leadership, political consulting.
Понятие «элита» в XX веке прочно вошло в обыденный и научный лексикон. Применительно к социально-политической системе, это понятие обозначает лучшую, отборную, наиболее ценную часть общества. В словарях фиксируется тот факт, что в контексте нормативного подхода представители данной социальной группы должны обладать особыми личностными, соци-
альными, профессиональными и духовно-нравственными качествами и в силу этого им транслируется право управлять массами [14, с. 95]. Этимология термина «элита», подразумевающая под собой лучших и достойнейших представителей общества, в реальной политической практике далеко не всегда адекватно отражает его содержание [7; 8]. Средства массовой информации изобилуют сообщениями о коррупционных скандалах, безнравственном, аморальном поведении, непрофессионализме некоторых представителей властвующей элиты в России и других странах [3, с. 148-158].
В современных условиях внимание ученых фокусируется на таких актуальных характеристиках элиты, как склонность к инноватике, стремление достигать наилучших показателей в сфере своей профессиональной деятельности, способность взаимодействовать со структурами гражданского общества, способность чувствовать время, выдвигать адекватные данному историческому периоду стратегические и тактические задачи, предлагать наиболее оптимальные пути их решения [4; 23] и др. Политическая элита -особый феномен, поскольку именно в политической сфере принимаются решения, от которых зависят судьбы миллионов людей и даже стран [12]. Традиционно под политической элитой понимают внутренне сплоченную, составляющую меньшинство социальную общность, выступающую субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики, и обладающую для этого необходимым ресурсным потенциалом [13]. К сожалению, сегодня в ранжировании ресурсов на первое место нередко выходят не организационные, интеллектуальные, психологические и иные способности и профессионализм претендентов на управление обществом, а финансовые ресурсы, семейные, клановые и иные связи. В современных условиях политическую элиту обычно отождествляют с представителями правящего государственного аппарата и приближенную к нему бизнес-элиту [6, с. 62-70], участвующую косвенным образом в политических процессах и влияющую тем или иным образом на формирование государственной политики, в том числе и через законотворчество.
В связи с этим следует согласиться с мнением Л.Н. Берга и В.И. Шер-паева в том, что при оценке политической элиты следует выделить определенные критерии (рис. 1.) [5].
Ро^Воок - 2015 - 3 Рис. 1. Критерии оценки политической элиты (по Л.Н. Берг и В.И. Шерпаеву)
Как справедливо отмечает Г.И. Авцинова, сегодня патриотизм должен стать и становится фокусом социализации личности и неотъемлемой частью формирования профессионализма властвующей элиты [2, с. 36-50]. В 90-е годы ХХ века ориентация российской элиты на западные ценности и стандарты потребления, некритическое восприятие идеологии либерализма, попытки перенести постулаты классического либерализма в иную социокультурную среду без учета российских национальных традиций и особенностей привели к серьезным социальным катаклизмам и коллизиям. Сегодня в российском обществе востребованы такие ценности, как долг, честь, достоинство, гражданственность, ответственность, патриотизм, готовность к самопожертвованию, добросовестному труду, социальному служению Отечеству и др. В обществе растет интерес к героическим традициям, истории страны, значимым историческим датам и памятникам, подвигам отцов и дедов. Несмотря на позитивную динамику, в духовно-нравственных ориентациях рос-
сиян значительное место занимают также прагматизм, конъюнктура, доминанта материальных ценностей и интересов над духовными. На практике подобные ценности и социальные ориентации нередко проявляется в асоциальном поведении, антигуманизме, бездуховности, безответственности, социальной незрелости и др. Патриотизм нередко перерождается в национализм, что адекватно отражается в значительном усилении националистических настроений [2, с. 36]. В этих условиях проблема патриотического становления не только подрастающего поколения, но и властвующей элиты, которая во многом определяет вектор и содержание всего процесса социализации, становится одной из теоретически и политически востребованных проблем. В ее эпицентре фокусируются такие вопросы, требующие глубокого и всестороннего научного осмысления, как место и роль России в мировой политике, имидж страны на мировой арене, престижность воинской службы, готовность граждан защищать Родину и плодотворно трудиться на благо страны и своей семьи и многие другие [10].
Происходящие за последние двадцать пять лет в России изменения привели к процессу социальной трансформации, в том числе и среди политической элиты. Как отмечает А.Г. Наронская [16], с политологической точки зрения под трансформацией следует понимать постепенное, не связанное со сменой правящей элиты, но вместе с тем глубокое и относительно быстрое преобразование механизмов элитообразования и состава элиты, обусловленное как внутренними потребностями системы, так и воздействием внешних факторов. В рамках трансформационного процесса происходит качественное преобразование не только системы рекрутирования и социально-группового состава элиты, но и самой системы базовых ценностей, психологических характеристик, принципов деятельности представителей элиты. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. не только в России, но в мире в целом был отмечен переход к нестационарной системе социальных связей и радикальной перемене значения политики и экономики, когда важнейшей доминантой социальной организации стала широкомасштабная маркетиза-ция системы общественных отношений.
Как отмечала президент Российской ассоциации политической науки О.В. Гаман-Голутвина на первой конференции преподавателей общественных наук «Политическая система России: тенденции и направления развития», прошедшей в Москве в апреле 2013 года, применительно к сфере политики эта трансформация нашла свое выражение в превращении политики
в сферу бизнеса и формировании политических рынков как разновидности экономических рынков, основанных на принципах прямого обмена спроса и предложения. Причем, последнее понимается не просто как специфика современных электоральных компаний, предстающих, как преимущественно коммерческий процесс, но, как глубинная трансформация системы отношений между субъектом и объектом управления [9].
Такая трансформация несколько десятилетий назад затронула систему государственного управления более, чем в 30 странах мира - прошла целая серия реформ систем государственного управления, в соответствии с принципами нового государственного управления, когда государство обрело сервисный формат, сближающий его со сферой коммерческого обслуживания. Другими словами, это означало значимую революцию в коллективном общественном сознании, когда на место гегелевского понимания государства, как сосредоточия мирового разума, пришло понимание, что государство есть инструмент и институт, подотчетный гражданам, главная задача которого заключается в предоставлении услуг населению.
Для развития инновационных технологий управления, необходимо кардинальное усовершенствование инновационного развития политического консалтинга. Эффективное ведение инновационной деятельности допустимо исключительно использованием современного способа управления, включающие новейшие подходы к лидерству. В контексте анализа успешности деятельности политического консультанта в инновационной деятельности наиболее популярным является трансформационное лидерства, в котором выделяются интеллектуальный, реформаторский, революционный и героический варианты [15]. В описании этого термина осведомлены особые способности некоторых политических лидеров инициировать социальные достижения. Трансформационный лидер объединяет последователей для достижения некоторой высшей коллективной цели, мотивирует их перейти на более высокий мотивационный уровень, повышает их этические ожидания. Формирование стратегического мышления трансформационного лидера возможно одним из эффективных методов-коучинг, как подход и управление изменениями. Это те самые знания, которые перевоплощают политического деятеля в трансформационного лидера, тем самым формируя современную эффективную политическую элиту, открывая перед ними бесконечный мир возможностей.
В этой ситуации трансформационное лидерство выступает новым типом руководства. Важно отметить, что еще П. Друкер и У. Беннис первыми кратко сформулировали основное различие между управлением и лидерством: суть управления заключается в том, чтобы делать что-то правильно, а лидерства - чтобы правильно выбрать то, что нужно делать. С экономической точки зрения лидерство также имеет большое значение. Стремительно меняющиеся рынки приводят к тому, что многие виды продукции и услуг, которые еще несколько лет назад вполне удовлетворяли вкусы потребителей, сегодня безнадежно устарели. Именно лидерство позволяет учитывать происходящие изменения окружающей организацию среды, предугадывать настроения покупателей, создавать у них новые потребности и мотивы.
Важность лидерства отмечает Стивен Р. Кови [11]. Он отмечает, что преобразования, происходящие в наши дни практически в каждой отрасли и профессии, требуют, прежде всего, четкого лидерства, а уж потом управления. Высокопроизводительное управление в отсутствие эффективного лидерства подобно упорядочению расстановке стульев на палубе тонущего Титаника. Никакой успех в управлении не компенсирует провала в лидерстве. По мнению Б. Басса, лидерское развитие - это процесс трансформации, который влечет за собой прогрессивную реорганизацию, заканчивающуюся высшим уровнем развития. Одна из первичных целей трансформационного лидера состоит в том, чтобы развить в последователях уверенность в себе и стремление к саморазвитию [20].
Важно отметить, что вариантов лидерства может быть несколько. Например, и транзакционное лидерство, и трансформационное лидерство являются одинаково успешными, но описывают разные подходы лидеров к тому, как вести за собой людей. У каждого из них есть секреты успеха, и у каждого есть свои недостатки. В 1990-е годы большинство исследователей предлагало стремиться стать трансформационными лидерами, в современных же условиях все чаще предлагается сочетать тот и другой стиль. Самое короткое и емкое определение, чем отличается транзакционный лидер от трансформационного предложено Б. Бассом: «Транзакционный лидер действует в рамках той организационной культуры (ценности, нормы, правила), которая уже существует; трансформационный лидер изменяет организационную культуру» [19, с. 19-31].
Проведенный анализ позволил выявить и сформулировать основные характеристики транзакционного и трансформационного лидерства. В тран-
закционном лидерстве основная идея состоит в том, что взаимодействие между лидером и последователем строится как бы на трансакции «вы - организации, организация - вам» или «вы - вкладываете, и тогда вы - получаете». Основа этого типа лидерства заключается в экономическом подходе и рациональности нашего поведения. В этом случае поведение человека очень предсказуемо и хорошо управляемо, что, в свою очередь, ведет к запланированным результатам.
Приведем основные черты транзакционного лидерства:
- лидер осознает связь между усилиями людей и их вознаграждением, апеллируя к экономической рациональности людей;
- лидер отвечает на сформулированные запросы. Он ориентирован на решение насущных задач;
- лидер полагается на принятые подходы в вознаграждении, стимулировании, наказании, санкции, формы контроля и успешно применяет их;
- лидер мотивирует последователей ставить достижимые цели и обещает вознаграждение за их достижение;
- сила лидерства определяется уровнем власти и полномочий, доступными данному лидеру.
Б. Басс отмечает: «Все строится на взаимовыгодном взаимообмене, на официальном или неофициальном, проговоренном или подразумеваемом контракте, согласно которому последователи выполняют ожидаемые действия в обмен на понимание тех льгот, которые за него получат» [19, с. 26].
Основа трансформационного лидерства заключается в психологическом и психодинамическом понимании сути человека.
Приведем основные черты трансформационного лидерства:
- лидер побуждает у последователей эмоции и чувства, благодаря которым последователи выходят за рамки «взаимообмена»;
- лидер проактивен и формирует новые потребности, даже еще не заявленные людьми;
- лидер выделяется по своей способности вдохновлять людей на новые для них рубежи, предлагая индивидуальное внимание, интеллектуальное стимулирование, и идеализированное влияние через ролевую модель;
- лидер создает последователям возможности для их развития;
- у лидера есть видение, а также талант коммуникатора, что помогает создать эмоциональный контакт между ним и последователями;
- лидер мотивирует людей ставить цели, которые находятся за рамками их центрированных лично на себе интересов.
Дж.М. Бернс [22], который и ввел понятие трансформационного лидерства, отмечает, что такой лидер узнает и обращается к существующим потребностям их потенциальных последователей и ищет потенциальные мотивы в их последователях, стараясь удовлетворить потребности высшего порядка, вовлечь человека целиком, а не только его рациональную сущность. Обращаясь к более глубоким потребностям лидер достигает настоящих, а не мнимых изменений. Некоторые исследователи, характеризуя трансформационного лидера, указывают, что это такой тип лидера, который узнает и принимает транзакционные потребности потенциальных последователей, но стремится идти дальше, стараясь удовлетворить потребности более высокого порядка (по Маслоу) [21].
Трансформационный лидер усиливает мотивацию, моральный дух и производительность своих последователей с помощью применения различных механизмов и стимулов. В данной модели лидер выступает образцом для подражания для своих последователей. При этом сам лидер должен выявлять слабые и сильные стороны у своих последователей и ставить им задачи, которые могли бы оптимизировать их работу [17].
Необходимо подчеркнуть, что предложенная Дж.М. Бернсом, Р. Кови, Б. Бассом и другими методология трансформационного лидерства применима и к государству. Например, Г.И. Авцинова, как и другие авторы, относят Россию к лидерскому типу общества, для которого характерны ряд рисков. Отметим некоторые из них. Для данного типа общества характерны неразвитость и недооценка социальных механизмов регулирования общественных процессов, упование на волю первого лица, безграничная вера народа в способность национального лидера (президента, генерального секретаря) решать злободневные вопросы в кратчайшие сроки. Лидерский тип общества чрезвычайно зависим от личностных качеств властвующей элиты, особенно главы государства, с которым традиционно связывают все успехи и провалы в государстве. Г.И. Авцинова справедливо отмечает, что в сознании россиян «укоренена вера в безграничные возможности и авторитет именно верховной, а не местной власти». Именно верховная власть не только «способна», но и «должна решать вопросы и федерального, и регионального, местного уровне [1, с. 210-214]. Вместе с тем, прямая корреляция качеств, особенно морально-нравственных, властвующей элиты и успехов страны во
внутренней и внешней политике, способность такого общества минимизировать рациональную сущность и максимизировать духовно-нравственную имеет позитивное значение. В таком обществе легче и продуктивнее мотивировать людей на реализацию социоцентричных интересов и целей [18]. Сегодня Россия находится в процессе закрепления статуса трансформационного государства-лидера, которое создает условия для развития своих партнеров, оказывает существенное влияние на формирование новых межгосударственных потребностей и ценностей, вдохновляет мировое сообщество на достижение новых, качественных рубежей международного сотрудничества.
В современных условиях в России взят курс на модернизацию и импор-тозамещение. Успешность реализации данной стратегии во многом определяется трансформационными изменениями в российской политической элите. Учитывая негативные макроэкономические факторы (прежде всего, падение цен на нефть), пролонгацию санкций со стороны США, ЕС и ряда западных стран в отношении России, ответные меры по ограничению допуска на рынок отдельных продуктов этих стран, современная ситуация предъявляет серьезные требования к единству российского общества и поведению элит.
Необходимо использование не только финансового и экономического внутреннего потенциала общества, но и интеллектуального развития. При этом перед политической элитой стоит выбор между двумя стратегиями поведения:
- авторитарная трансформация существующей социально-политической системы, направленная на преодоление кризисных явлений;
- форсированная демократизация общественно-политической жизни, направленная на сплочение всего общества, где аккумулятором трансформационных изменений должна выступать политическая элита.
Демократические изменения приведут к неизменному обновлению политической элиты и увеличению прозрачности механизма ее прихода во властные структуры. В современной ситуации выбор политической элитой дальнейшего пути развития России - путь инновационной модернизации с укреплением демократических институтов или продолжение укрепления авторитарных тенденций - будет свидетельством уровня сформированности таких качеств политической элиты современной России, как степень ответственности, жизнеспособность, профессионализм, ценностные ориентации и установки.
Таким образом, переход большинства современных стран, в том числе и России, в информационную стадию развития и построения информационного общества определяет необходимость глубинных изменений в формировании и функционировании политической элиты. Глобальный характер и сложность современных социально-политических процессов, необходимость противостояния внутренним и внешним угрозам усиливают, прежде всего, интеллектуальную составляющую деятельности национальной политической элиты. При этом в современных условиях действия негативных макроэкономических факторов большое значение следует придавать изучению и анализу трансформационных процессов, происходящих в среде политической элиты России. Необходимость этого определяется тем, что политическую элиту следует рассматривать как важнейшую силу, оказывающую непосредственное воздействие на политическую, экономическую, культурную и социальную сферы жизнедеятельности российского общества. Через призму развития национальной элиты можно рассматривать не только недавнее прошлое, оценивать современную общественно-политическую ситуацию, но и прогнозировать перспективы дальнейшего развития российского государства. Теоретические парадигмы исследования американских ученых сформировали вывод о высоком уровне верифицированности и эвристичности концепции трансформационного лидерства, что предполагает продолжение его дальнейшего исследования.
Литература
1. Авцинова Г.И. Лидерский тип российского общества: социокультурный аспект // Лидер. Элита. Регион. Ростов н/Д. 2014.
2. Авцинова Г.И. Патриотическое воспитание молодежи как основа духовно-нравственного развития России // Культурно-духовные традиции России: взгляд из провинции. М., 2014.
3. Авцинова Г.И., Атаев Т.Б., Ахрамеева Е.С. и др. Политика. Инновации. Технологии / Под общ. ред. О.Е. Гришина, Г.И. Авциновой, Л.И. Гордее-ва. М., 2014.
4. Анохин М.Г., Гришин О.Е., Гордеев Л.И. Системные инновации для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. №3.
5. Берг Л.Н., Шерпаев В.И. Политические элиты Украины: трансформация и перспективы развития // Бизнес, менеджмент, право. Научно-
практический экономико-правовой журнал. URL: http://www.bmpravo.ru/ show_stat.php?stat=861 (дата обращения: 02.09.2015).
6. Бронников И.А., Буренко В.И., Горбачев А.А. и др. Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации: монография / Под ред. О.Е. Гришина, А.К. Сковикова. М.: Изд-во Моск. гу-манит. ун-та, 2012.
7. Буренко В.И. О политической модернизации в современной России в контексте особенностей ее правящего класса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №17.
8. Буренко В.И. Современный политический процесс и понятие «политическая элита» // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №20.
9. Гаман-Голутвина О.В. Вовлеченность во властные отношения ставит перед современным человеком новые вызовы: эксперт // ИА REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1646525.html (дата обращения: 02.08.2015).
10. Златанов Б.Г. Особенности модернизации на постсоциалистическом пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2015. №1.
11. Кови Ст.Р. 7 навыков высокоэффективных людей. М., 2011.
12. Крючков В.А., Сковиков А.К., Шумилова О.В. Зарубежный опыт политического развития общества (по материалам архивных документов) // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4.
13. Крючков В.А., Сковиков А.К., Титова О.Н. Политическая элита: теоретический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. №11-8.
14. Кучерявый М.М., Шерпаев В.И. Политология. Екатеринбург. 2010.
15. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб., 2005.
16. Наронская А.Г. Особенности эволюции российской политической элиты: автореф. дисс. ... к. эконом. н. Екатеринбург, 2004.
17. Шабров О.Ф. Политико-административное управление в Российской Федерации: состояние и актуальные проблемы // Власть. 2004. №11.
18. Шабров О. Испытание разнообразием: пределы управления в современном мире // Государственная служба. 2007. №2.
19. Bass B.M. From transactional to transformational leadership: Learning to share the vision. Organizational Dynamics, (Winter). 1990.
20. Bass B.M. Transformational leadership: Industrial, military, and educational impact. Mahwah, NJ: Erlbaum. 1998.
21. Bernard M. Transformational Leadership. Bass & Ronald E. Riggio, Lawrence Erlbaum Associates, 2005.
22. Burns J.M. Leadership. New York, Harper & Row, 1978.
23. Shumilov A. Youth policy and features of consciousness of the Russian youth // Youth in Central and Eastern Europe. sociological studies. 2014. Nr1.
References
1. Avtsinova G.I. Liderskii tip rossiiskogo obshchestva: sotsiokul'turnyi aspekt. Lider. Elita. Region. n/D. 2014.
2. Avtsinova G.I. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak osnova duk-hovno-nravstvennogo razvitiya Rossii. Kul'turno-dukhovnye traditsii Rossii: vzglyad iz provintsii. M., 2014.
3. Avtsinova G.I., Ataev T.B., Akhrameeva E.S. i dr. Politika. Innovatsii. Tekhnologii. Pod obshch. red. O.E. Grishina, G.I. Avtsinovoi, L.I. Gordeeva. M., 2014.
4. Anokhin M.G., Grishin O.E., Gordeev L.I. Sistemnye innovatsii dlya Rossii. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2013. №3.
5. Berg L.N., Sherpaev V.I. Politicheskie elity Ukrainy: transformatsiya i perspektivy razvitiya. Biznes, menedzhment, pravo. Nauchno-prakticheskii eko-nomiko-pravovoi zhurnal. URL: http://www.bmpravo.ru/ show_stat.php?stat=861 (data obrashcheniya: 02.09.2015).
6. Bronnikov I.A., Burenko V.I., Gorbachev A.A. i dr. Modernizatsiya poli-ticheskikh institutov, protsessov i tekhnologii v usloviyakh globalizatsii: mono-grafiya. Pod red. O.E. Grishina, A.K. Skovikova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. unta, 2012.
7. Burenko V.I. O politicheskoi modernizatsii v sovremennoi Rossii v kon-tekste osobennostei ee pravyashchego klassa. Vestnik Universiteta (Gosu-darstvennyi universitet upravleniya). 2012. №17.
8. Burenko V.I. Sovremennyi politicheskii protsess i ponyatie «poli-ticheskaya elita». Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet uprav-leniya). 2011. №20.
9. Gaman-Golutvina O.V. Vovlechennost' vo vlastnye otnosheniya stavit pered sovremennym chelovekom novye vyzovy: ekspert. IA REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1646525.html (data obrashcheniya: 02.08.2015).
10. Zlatanov B.G. Osobennosti modernizatsii na postsotsialisticheskom prostranstve. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. №1.
11. Kovi St.R. 7 navykov vysokoeffektivnykh lyudei. M., 2011.
12. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Shumilova O.V. Zarubezhnyi opyt poli-ticheskogo razvitiya obshchestva (po materialam arkhivnykh dokumentov). Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №4.
13. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Titova O.N. Politicheskaya elita: teore-ticheskii aspekt. Fundamental'nye issledovaniya. 2013. №11-8.
14. Kucheryavyi M.M., Sherpaev V.I. Politologiya. Ekaterinburg. 2010.
15. Ol'shanskii D.V., Pen'kov V.F. Politicheskii konsalting. SPb., 2005.
16. Naronskaya A.G. Osobennosti evolyutsii rossiiskoi politicheskoi elity: avtoref. diss. ... k. ekonom. n. Ekaterinburg, 2004.
17. Shabrov O.F. Politiko-administrativnoe upravlenie v Rossiiskoi Federat-sii: sostoyanie i aktual'nye problemy. Vlast'. 2004. №11.
18. Shabrov O. Ispytanie raznoobraziem: predely upravleniya v sovre-mennom mire. Gosudarstvennaya sluzhba. 2007. №2.
19. Bass B.M. From transactional to transformational leadership: Learning to share the vision. Organizational Dynamics, (Winter). 1990.
20. Bass B.M. Transformational leadership: Industrial, military, and educational impact. Mahwah, NJ: Erlbaum. 1998.
21. Bernard M. Transformational Leadership. Bass & Ronald E. Riggio, Lawrence Erlbaum Associates, 2005.
22. Burns J.M. Leadership. New York, Harper & Row, 1978.
23. Shumilov A. Youth policy and features of consciousness of the Russian youth. Youth in Central and Eastern Europe. sociological studies. 2014. Nr1.