Научная статья на тему 'Требования к интеллектуально-креативным ресурсам специалистов, ответственных за принятие управленческих решений'

Требования к интеллектуально-креативным ресурсам специалистов, ответственных за принятие управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насибян С. С.

Для преобразования силы интеллекта (интеллектуального капитала) специалистов в интеллектуальные ресурсы (актив) финансового предприятия используется механизм управления корпоративно-созидательным потенциалом (корпоративной творческой энергией) организации. Структурно она включает в себя элементы психофизиологического, организационного и других видов корпоративного воздействия на специалистов носителей знаний, навыков и умений, которые в результате определенных управленческих воздействий, должны перейти к генерированию (экономически направленному проявлению) интеллектуально-творческой энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к интеллектуально-креативным ресурсам специалистов, ответственных за принятие управленческих решений»

Насибян С.С.

канд. экон. наук, доцент, декан факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

получше и побыстрее!..

требования к интеллектуально-креативным ресурсам специалистов, ответственных за принятие

управленческих решений

Для преобразования силы интеллекта (интеллектуального капитала) специалистов в интеллектуальные ресурсы (актив) финансового предприятия используется механизм управления корпоративно-созидательным потенциалом (корпоративной творческой энергией) организации. Структурно она включает в себя элементы психофизиологического, организационного и других видов корпоративного воздействия на специалистов - носителей знаний, навыков и умений, которые в результате определенных управленческих воздействий, должны перейти к генерированию (экономически направленному проявлению) интеллектуально-творческой энергии.

Прежде чем начинать процесс управления интеллектуально-креативными ресурсами организации необходимо четко знать характеристики управляемых субъектов, в роли которых выступают работники, участвующие в реализации того или иного бизнес-проек-

та, например, по разработке и внедрению новых кредитно-финансовых процессов в банковской структуре или актуарных расчетов в страховой компании. То есть перед топ-менеджментом финансовых организаций стоит задача преобразовать биологически обусловленный интеллектуальный потенциал сотрудника во вполне осязаемую творческую энергию, которая воплотится в требуемые, экономически значимые изменения той или иной финансовой услуги. В настоящее время, по мнению ряда авторов (Э. Брукинг и др.) эта задача решается с помощью структурного капитала, или инфраструктурных активов организации, определяемых уровнем интеллектуально-креативных способностей ее менеджмента - своеобразной кристаллической решетки, обеспечивающей единство работающих в ней людей и процессов. Но эффективность функционирования принятой организационно-управленческой структуры определяется только по рыночным результатам деятельности организации, которые могут быть как более, так и менее эффек-

российское предпринимательство

ои

тивными. Поэтому чрезвычайно важным вопросом становится контроль за процессом управления структурным капиталом организации. Этого можно достичь только с помощью оценки способностей к созидательным действиям (проявлению творческой энергии) всех специалистов современного предприятия.

Как показано в работе , творческая энергия специалиста оценивается через коэффициент его творческой энергии kf, определяемый как отношение предложенных им приращений, или изменений (АЫ) в продукте их труда, реализованных за определенное, причем конкурентоспособное, время t. На базе этого допущения разрабатываются и синтезируются, так называемые, тест-задачи, отражающие (и контролирующие!) необходимые затраты творческой энергии на выполнение тестируемой работы, позволяющие оценить творческую энергию каждого работающего или принимаемого вновь специалиста. Как справедливо отмечают авторы работы : «В новой экономике нет ограничений скорости. Скорость - это все. Необходимость обновления - это то, что применимо к каждому подразделению компании, это касается всех и каждого, это касается любой сферы деятельности, это происходит в режиме нон-стоп».

«В Новой экономике творческие идеи и новые технологии - ключ к росту, созданию новых рабочих мест и более высокому уровню жизни. Это экономика, при которой риск, неуверенность и постоянные изменения являются скорее правилом, чем исключением.

эффективность функционирования

принятой организационно-управленческой структуры определяется

только по рыночным результатам деятельности организации

Другая черта Новой экономики -динамизм и конкуренция. Современная экономика порождает новые, быстрорастущие частные компании. Ее инновационная способность зависит от количества компаний с темпами роста не менее 20% в год в течение 4-х лет подряд, которые дают львиную долю чистого прироста новых рабочих мест» . Новая экономика характеризуется кооперацией конкурентов. Инновации и ценности все более производятся совместно (в результате кооперации и взаимодействия) производителей-конкурентов. Социальный капитал (совместная работа, общие нормы ведения бизнеса и доверие) столь же важен, как капитал физический, т.е. материальный (заводы, оборудование и технологии) и человеческий капитал, т.е. неосязаемый (интеллект, умения, знания).

Новая экономика - не экономика массового производства стандартизованных товаров или услуг. Она

современная экономика

порождает новые, быстрорастущие частные компании

строится на основе гибких технологий, позволяющих производить огромное разнообразие экономических продуктов, удовлетворяющие самые разнородные потребности клиентов, в том числе в финансовой сфере.

Более «гибкие» предпринимательские структуры в финансовом секторе экономики лучше приспособлены к выходу на новые рынки. Кроме того, жесткая конкуренция заставляет их постоянно предлагать новые услуги и захватывать новые сектора финансового рынка. Обладая данными об уровне интеллектуально-креативной энергии, отражающей экономическую отдачу всех занятых в реализации бизнес-процесса специалистов, можно дать ожидаемую комплексную экономическую оценку его выполнения, зависящую от и интенсивности творческого проявления интеллектуального потенциала исполнителей. Аналогично может быть экономически аттестован и структурный капитал организации, и инновационная деятельность, и все другие виды работ, так как они выполняются людьми, образующими интеллектуально-креативные системы организации, а каждый вид деятельности приносит свой вклад в процесс формирования стоимости финансовой организации. Основные ресурсы любой предпринимательской структуры, кото-

рые согласно общепринятому мнению объединяют в себе человеческие ресурсы, капитал, технологию и информацию , являются и всегда останутся базовыми для нынешних и будущих предприятий и фирм. Однако сегодня все большее смещение акцента и «весового» значения происходит не просто в сторону человеческих, а именно интеллектуально-креативных ресурсов организации, от которых зависит, в том числе, и реализация формулы, когда рыночный успех фирмы определяют «талант и время». При этом все группы ресурсов «мертвы» без соприкосновения с интеллектуально-креативными центрами организации. Причем только креативная составляющая интеллектуальных ресурсов способна обеспечивать достижения экономических целей организации . Другими словами, очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организацией, которые в этом случае правильнее было бы перевести в более высокую категорию и называть «интеллектуально-креативными», зависят экономические показатели использования всех остальных видов ресурсов Интеллектуальные ресурсы, как и любой другой вид запасов, необходимых организации для реализации ее деятельности, имеют свой механизм формирования. Поэтому возникает вопрос: «Каким образом можно управлять интеллектуальными ресурсами современных организаций?».

Понятно, что к настоящему моменту имеются результаты многочисленных и достаточно глубоких и разносторонних исследований в облас-

боссийское предпринимательство 2

ти формирования и управления материальными, финансовыми, трудовыми, технологическими и информационными ресурсами, в то время как интеллектуальные ресурсы стали предметом интенсивного изучения только в последние три или чуть больше десятилетия. Однако в большинстве своем эти исследования проводились психологами, социологами, физиологами и другими специалистами, напрямую не связанными с решением чисто экономических задач.

Понятно, что результаты их работы чрезвычайно важны, но они относятся лишь к исследованию факторов, оказывающих влияние на экономические показатели. Основным же, центральным параметром, определяющим экономическую суть использования интеллектуальных ресурсов организации, является креативная способность обеспечивать реализацию проектных задач в конкурентоспособное время. Причем все проекты строятся на принципе реализации, полученной в результате маркетинговых исследований заданной или предлагаемой новизны (AN) в минимально возможное, точнее в конкуренто-оправданное время (t). Отсюда становится понятным утверждение, что в обществе, которое действует в режиме реального времени, способность работать на опережение конкурента исключительно важна. Необходимо постоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера . Или как сказал глава Northen Telecom Давид Вайс: «В будущем будет только два вида компаний - быстрые и мертвые» . Ответить на этот вызов времени спо-

собны не просто интеллектуально развитые финансовые организации, а те, кто способен интеллектуальный капитал специалистов, являющийся их внутренней личной собственностью, преобразовывать в социально значимые экономические и социальные результаты деятельности организаций, которые проявляются только через новизну услуги (AN), имеющую рыночную востребованность, в данное конкурентоспособное время (t).

1 Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функция затрат творческой энергии субъектов рынка. - М.: МЕЛАП, 2000. - 170 с. 40.

2 Нордстрем К.А., Ридерстралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. / Пер. с англ. - С.Пб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. - 280 с. - С. 22

3 там же (С. 21)

4 Тейлор К. Интеллектуальный капитал / Computerworld, № 13/2001.

5 Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Машиностроение, 2004. - 400 с. - С. 63.

6 Intellectual capital. The New Wealth of Organizations by Thomas A. Stewart. New York. Doubleday. 1997. (Т. Стюарт. Богатство от ума: Деловой бестселлер. / Пер. с англ. В.А. Ноздриной. - Мн.: Парадокс, 1998. - 352 с.

7 Донован Х. Как работать с интеллектуалами // Америка, август, 1991г., стр. 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.