Научная статья
© Марцога Е.В., 2024
УДК 34
ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ, ИСПОЛНЯЮЩИМ СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНОВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Екатерина Владимировна Марцога
Научный центр БДД МВД России [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ требований к должностным лицам подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом возложены служебные обязанности по проведению экзаменов - экзаменаторам, приведены аргументы в пользу необходимости их совершенствования.
Ключевые слова: экзаменатор, право на управление транспортными средствами, допуск к управлению транспортными средствами
Для цитирования: Марцога Е.В. Требования к должностным лицам подразделений Госавтоинспекции, исполняющим служебные обязанности по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами // Современная наука. 2024. № 4. С. 23-28.
Original article
REQUIREMENTS TO OFFICIALS OF STATE TRAFFIC INSPECTORATE UNITS PERFORMING OFFICIAL RESPONSIBILITIES IN CONDUCTING EXAMS FOR THE RIGHT TO DRIVE VEHICLES
Ekaterina V. Martsoga
Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation [email protected]
Abstract. The article analyzes the requirements for officials of the State Traffic Safety Inspectorate departments, who, in accordance with the job description, are assigned official duties for conducting examinations - examiners, and provides arguments in favor of the need to improve them.
Keywords: examiner, right to drive vehicles, admission to drive vehicles
For citation: Martsoga E.V. Requirements to officials of State Traffic Inspectorate units performing official responsibilities in conducting exams for the right to drive vehicles // Modern Science. 2024. № 4. P. 23-28.
В 2023 году экзаменационными подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации было выдано 1,37 млн водительских удостоверений.
Немногим более миллиона (1,07) водителей впервые получили право на управление различными видами транспортных средств (далее - ТС) после окончания подготовки в автошколах. Если сравнить эти цифры с 2014 годом (выдано всего - 2,47 млн и впервые - 2,09 млн), то мы увидим, что за последнее десятилетие количество желающих сесть за руль автомобиля существенно снизилось. Связано это со многими факторами, как экономическими, так и политическими [1].
В Российской Федерации в 2023 году произошло 132 466 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). В них погибли 14 504 человека и 166 500 получили ранения. Впервые за четыре года увеличились показатели аварийности по вине малоопытных водителей, имеющих стаж управления ТС менее двух лет [2].
В 2023 году количество ДТП увеличилось на 3,2% (8 042), число погибших - на 8,6% (736), раненых - на 3,9% (11 409). При этом рост аварийности произошел на фоне сокращения на 4,8% (2,18 млн) числа таких водителей. Отмечен также высокий коэффициент виновности у водителей, имеющих стаж управления ТС менее двух лет. Практически во всех
возрастных группах его показатель равен или превышает 64%.
Представители Госавтоинспекции неоднократно отмечали, что высокий уровень аварийности и показатели сдачи экзаменов с первого раза являются результатом низкого уровня подготовки водителей, обвиняя в этом автошколы [3, 4].
По итогам 2023 года с первого раза теоретический экзамен сдали 30%, а практический экзамен только 11% кандидатов в водители. Если сравнить эти цифры с показателями почти десятилетней давности, то в 2015 году с первого раза сдали теорию 70%, практику - 52%.
С тем, что столь низкие результаты сдачи экзамена с первого раза могут указывать на то, что качество обучения оставляет желать лучшего, можно согласиться, но связывать только с ним показатели аварийности некорректно по ряду причин.
В работе «Начинающий водитель: понятие, факторы риска, пути решения проблемных вопросов» [5] авторы, ссылаясь на данные зарубежных исследователей, делают вывод о том, что ДТП в подавляющем большинстве случаев является результатом не некачественной подготовки водителей, а осознанного нарушения ими правил дорожного движения, что, в свою очередь, зависит от индивидуальных психологических особенностей личности самого водителя.
Многочисленные исследования зарубежных авторов, обобщенные в работе Департамента Транспор-
О --23
та Великобритании «Novice drivers: Evidence review and Evaluation Pre-driver training, Graduated Driver Licensing» [6], позволили сделать вывод о том, что обучение может повысить квалификацию водителя, но не в состоянии сделать безопасным его поведение на дороге.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что окончательное решение о допуске к управлению транспортными средствами организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, не принимает.
Официально ее взаимодействие с кандидатом в водители заканчивается выдачей документа, подтверждающего прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения, то есть свидетельства о профессии водителя, которое, несмотря на наименование, права на управление ТС не дает.
В соответствии с п. b ст. 41 Конвенции «О дорожном движении» «договаривающиеся стороны принимают на себя обязательство обеспечить, чтобы водительские удостоверения выдавались только после проверки компетентными органами наличия у водителя необходимых знаний и навыков; лица, уполномоченные проводить эту проверку, должны иметь надлежащую квалификацию; содержание и порядок проведения как теоретических, так и практических экзаменов регламентируются национальным законодательством» [7].
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [8] установлено, что одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения. Исполнение функций по приему экзаменов на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдаче водительских удостоверений является обязанностью полиции.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» [9] прием экзаменов осуществляется уполномоченными должностными лицами подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностной инструкцией возложены служебные обязанности по проведению экзаменов - экзаменатором.
Экзаменатор оценивает качество подготовки, определяет наличие у кандидата в водители необходимых для управления транспортным средством знаний и навыков.
Из этого следует вывод о том, что ответственность за допуск к участию в дорожном движении неподготовленных водителей несет главным образом не автошкола, а экзаменатор, поскольку именно он принимает решение о возможности получения кандидатом в водители права на управление ТС. От личностных качеств экзаменатора зависит объективность оценки знаний, умений и навыков кандидата в водители и правильность принятия такого решения.
Указанным выше постановлением установлены требования к экзаменатору: возраст не менее 25 лет, высшее образование, наличие права на управление транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым проводятся практические экзамены, и стаж управления транспортными средствами не менее 5 лет [9].
Квалификационные требования к экзаменаторам утверждены приказом МВД России от 31 марта 2017 г. № 179 [10].
Согласно этому документу экзаменатор должен обладать определенными профессиональными знаниями и профессиональными навыками.
Ему необходимы профессиональные знания нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы допуска водителей (кандидатов в водители) к управлению транспортными средствами, обеспечения безопасности дорожного движения, порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации, допуска транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и гражданской ответственности водителей транспортных средств; знания основ безопасного управления транспортным средством, порядка оказания первой помощи лицам, пострадавшим при ДТП.
Кроме того, экзаменатор должен обладать профессиональными навыками управления транспортным средством той категории или подкатегории, по которой проводится практический экзамен; оценки теоретической и практической подготовки кандидатов в водители; межличностного общения, в том числе в конфликтных ситуациях; распознавания опасной обстановки и предотвращения дорожно-транспортных происшествий в ходе проведения практического экзамена; оказания первой помощи лицам, пострадавшим в ДТП; работы с электронной организационной и специальной техникой, используемой при осуществлении экзаменационной деятельности; работы с программным обеспечением, используемым для предоставления подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, включая межведомственное информационное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги.
Полагаем, что указанных выше требований недостаточно.
На основании п. 11.4 плана НИОКР НИЦ БДД МВД России на 2011 год от 24 ноября 2010 г. и заявки на выполнение работ ДОБДД МВД России от 24 ноября 2010 г. были подготовлены предложения по совершенствованию квалификационных требований к сотрудникам Госавтоинспекции, осуществляющим прием экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, порядку их подготовки и переподготовки.
Приемной комиссией было предложено реализовать проект при подготовке нормативных правовых актов по деятельности Госавтоинспекции (далее -Предложения).
Предложения были основаны на изучении международного и отечественного опыта подготовки и допуска к работе лиц, занимающихся приемом квалификационных экзаменов как на получение права на управление транспортными средствами, так и в других направлениях, требующих проверки знаний и навыков работы машинами и механизмами.
В работе обоснована необходимость приведения в соответствие современным требованиям профессионального отбора, профессиональной подготовки и квалификации кандидата в экзаменаторы.
24
LAW
При подготовке предложений использованы международные документы, касающиеся вопросов безопасности дорожного движения, сведения об организациях, занимающихся подготовкой экзаменаторов за рубежом, а также иные источники.
С целью изучения качественного состава сотрудников экзаменационных отделений в региональные подразделения Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации была разослана специально разработанная анкета. Полученные сведения были систематизированы, изучены и использованы в работе.
Были подготовлены профессиограмма госинспектора экзаменационного отделения Госавтоинспекции и примерный блочно-модульный учебный план подготовки сотрудников экзаменационных подразделений.
При подготовке Предложений авторский коллектив исходил из того, что навыки управления транспортным средством оцениваются экзаменатором субъективно.
Субъективный метод оценки представляет собой выявление, измерение и экспертизу знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора.
При использовании данного метода влияние на результат оказывают квалификация экзаменатора, его профессиональная подготовка, общее отношение к работе (строгость, либеральность), личные представления о правильности решения задач, степень приверженности традициям, сложившимся в окружающем его коллективе.
Субъективный метод оценки знаний хоть и общепризнан для итогового контроля, но не обладает необходимой точностью результатов. При этом он подразумевает наличие у экзаменатора высокой квалификации, глубоких знаний предмета, высоких морально-психологических качеств.
Одно из основных качеств экзаменатора - авторитет. Авторитет (от лат. autoritas - влияние, власть) - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности [11].
Профессиональный авторитет - это авторитет, основанный на богатом опыте работы в профессиональной области. Мнение экзаменатора, который проработал в должности 20 лет и более, будет более авторитетным для кандидата в водители, чем мнение молодого человека, только начавшего свою службу.
И, хотя минимальный возраст экзаменатора был в итоге повышен до 25 лет, по ряду причин считаем, что этого недостаточно. В этом возрасте стать обладателем богатого жизненного и профессионального опыта невозможно, для этого необходимы годы общения с людьми и практической работы по специальности.
Если исходить из того, что кандидат в экзаменаторы должен иметь высшее образование, водительский стаж не менее 5 лет, право на управление ТС различных категорий, по которым он принимает экзамен, прохождение профессиональной подготовки, то времени на приобретение профессионального опыта у него не остается.
Если говорить об указанных в Квалификационных требованиях к экзаменаторам профессиональных навыках управления транспортным средством
той категории или подкатегории, по которой проводится практический экзамен, то пятилетний водительский стаж слишком мал для того, чтобы стать профессионалом [10].
Прием практического экзамена в условиях реального дорожного движения требует от экзаменатора глубоких знаний в области безопасности дорожного движения, умения быстро реагировать на действия экзаменуемого, правильно и вовремя оценивать изменения дорожной обстановки.
Указанные качества приходят с личным опытом управления ТС. Способа, заменяющего практику вождения для накопления водительского опыта, не существует.
Каждая из категорий транспортных средств имеет свои особенности, в том числе касающиеся безопасности, изучение которых предусмотрено программами подготовки водителей. Не имея достаточного стажа а вместе с ним и опыта управления конкретным ТС, экзаменатор не сможет объективно оценить навыки кандидата в водители.
Внезапно возникшие изменения дорожной обстановки, создающие угрозу безопасности дорожного движения, опасные и ошибочные действия экзаменуемого могут вызвать необходимость вмешательства экзаменатора в процесс управления экзаменационным транспортным средством.
В этом случае экзаменатор берет контроль над движением на себя и поэтому должен иметь не только право, но и реальный и подтвержденный стаж управления именно данным видом ТС.
Не предусмотрена дисквалификация экзаменатора в случае грубого нарушения им правил дорожного движения, хотя подобная практика существовала.
Приказом МВД России от 30 декабря 1997 г. № 860 (ред. от 30.06.1998 г.) «Об утверждении Инструкции по применению Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» [12] установлено, что экзаменатором может быть назначено лицо, которое не было лишено права управления транспортными средствами в течение последних трех лет до его назначения.
Сотрудник полиции, профессиональная деятельность которого связана с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, нарушающий правила дорожного движения и совершающий тем самым административное правонарушение, не может быть экзаменатором.
Очевидно, что возможность дисквалификации позволит повысить самодисциплину экзаменаторов, что будет, в свою очередь, способствовать повышению их авторитета.
Одним из ведущих правовых принципов организации службы в полиции, как и любой государственной службы, является принцип профессионализма и компетентности служащих.
От реализации данного принципа зависит эффективность функционирования государственного аппарата. Этот принцип определяет практику подбора, расстановки и перемещения кадров, организацию их непрерывного обязательного профессионального обучения. Проблемные вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников экзаменационных подразделений Госавтоинспекции рассматриваются в статье «Профессиональная переподготовка сотрудников экзаменационных подразделений Госавтоинспекции» [13].
ПРАВО
25
Там же предлагаются пути совершенствования образовательных программ. Автор на основании проведенных исследований обращает внимание на общие положения программ, в которох указано, что задачей обучения слушателей является информирование об изменениях в законодательстве Российской Федерации, относящихся к деятельности соответствующих подразделений Госавтоинспекции, и ознакомление с новыми положениями теории и практики, актуальными для регистрационных, экзаменационных, технического надзора подразделений Госавтоинспекции, но, несмотря на это, темы программ практически полностью идентичны темам, изучаемым в процессе первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел других специализаций.
Изучение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации сотрудников Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом возложены обязанности по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, утвержденной в 2024 году, показало, что большая часть учебного времени, предусмотренного учебным планом, а это 96 часов без учета времени на контроль, тематике, непосредственно касающейся работы регистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, как то подготовка водителей транспортных средств и прием экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, отведено только шесть часов. Для сравнения: физической и боевой подготовке посвящено двенадцать часов.
Отдельно следует отметить и предусмотренные Квалификационными требованиями профессиональные навыки работы с электронной организационной и специальной техникой, используемой при осуществлении экзаменационной деятельности; работы с программным обеспечением, используемым для предоставления подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, включая межведомственное информационное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги [10].
О постоянно возникающих проблемах, связанных с бесперебойной работой баз данных и информационных систем и возникающих в связи с этим очередях, неоднократно сообщалось в СМИ и сети Интернет [14-20].
Авторы публикаций связывают это как с устаревшим программным и аппаратным обеспечением, так и с низкой квалификацией пользователей, то есть сотрудников регистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции.
Неоднократно поднимался вопрос о том, кто несет ответственность за ДТП на экзамене, если на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством, находится должностное лицо подразделения Госавтоинспекции.
О ДТП на экзаменах также сообщалось в различных публикациях [21-26]. Об обязательных для экзаменатора навыках распознавания опасной обстановки и предотвращения ДТП в ходе проведения прак-
тического экзамена говорится в Квалификационных требованиях [10].
Согласно п. 183 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 [27], экзаменатор в ходе проведения практического экзамена должен контролировать ход выполнения маневров, соблюдение правил дорожного движения, вмешиваться в процесс управления транспортным средством в целях предотвращения возникновения ДТП или наезда на препятствие.
В связи с этим полагаем, что ДТП на экзамене также является следствием низкой квалификации экзаменаторов.
Упомянутый выше Административный регламент [26] определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов.
Согласно п. 72.1 к показателям качества государственной услуги относится своевременное предоставление государственной услуги (отсутствие нарушений сроков предоставления государственной услуги).
Как видно из публикаций в СМИ [28-33], несмотря на это заявителям приходится часами ожидать экзамена. Это может также говорить как о низкой квалификации сотрудников экзаменационных подразделений, так и о несоответствии штатной численности потребностям и объему работы.
Следует отметить и высокий уровень коррупции в рассматриваемой сфере, что также может быть связано с подбором кадров, когда на службу в указанные подразделения поступают благодаря связям, а не личным качествам, необходимым для реализации текущих задач, а также с низким уровнем правосознанием сотрудников.
Полагаем, что из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существующие в Российской Федерации требования к экзаменаторам, установленные более 10 лет назад, не в полной мере отвечают современным требованиям, касающимся возраста, образования, квалификации.
Полагаем, что при отборе на должность госинспектора-экзаменатора целесообразно отдавать приоритет кандидатам из числа сотрудников, имеющих стаж и опыт работы в области безопасности дорожного движения, например, дорожно-патрульной службе Госавтоинспекции, не менее десяти лет.
В этой связи требует повышения минимальный возраст экзаменатора, потому как в 25 лет у человека еще не сформирован необходимый авторитет, основными составляющими которого являются статус, требовательность к себе и окружающим, самодисциплина, жизненный и профессиональный опыт.
Необходимо повысить требования к минимальному стажу управления транспортными средствами. Экзаменатор должен знать специфику и правила безопасного управления транспортным средством той категории, экзамен по которой проводится, иначе он не сможет объективно оценить навыки управления кандидата в водители.
Этими знаниями может обладать только лицо, прошедшее обучение по программе подготовки на данную категорию транспортных средств и сдавшее квалификационные экзамены.
Одной из важнейших характеристик как экзаменатора, так и кандидата в экзаменаторы является со-
26
ЬЛ^7
блюдение при управлении транспортными средствами правил дорожного движения.
Полагаем, что перед назначением на должность кандидат в экзаменаторы должен пройти специальную профессиональную подготовку.
Программа подготовки должна предусматривать, кроме изучения организационно-правовых основ деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, углубленную психологическую подготовку, практические занятия на базе функционирующего экзаменационного подразделения, включающие в себя работу с документами заявителя, участие в приеме квалификационных экзаменов, вождение различных категорий транспортных средств.
В целях повышения профессиональных знаний, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей, экзаменатор должен периодически, не реже одного раза в три года, проходить профессиональную переподготовку.
Предлагаемые изменения направлены, как представляется, на повышение авторитета и престижа как экзаменационной деятельности, так и службы Госавтоинспекции в целом.
Список источников
1. URL: http://stat.gibdd.ru/(date of access: 30.11.2024).
2. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/5767457 (дата обращения: 30.11.2024).
3. URL: https://rg.ru/2017/07/02/glava-gibdd-mihail-chernikov-rasskazal-o-glavnyh-ugrozah-na-dorogah.html (дата обращения: 30.11.2024).
4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3612488 (дата обращения: 30.11.2024).
5. Заостровцев А.В., Катальников С.В. Начинающий водитель: понятие, факторы риска, пути решения проблемных вопросов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. № 3(39). С. 83-81. EDN: WMRSCX.
6. UrL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ media/5df38b9440f0b60959adc71c/novice-driver-research-findings.pdf (дата обращения: 30.11.2024).
7. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/trans/ conventn/Conv_road_traffic_RU.pdf (дата обращения: 30.11.2024).
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2024).
9. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 (ред. от 14.11.2024) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2024).
10. Приказ МВД России от 31 марта 2017 г. № 179 «О квалификационных требованиях к уполномоченным должностным лицам подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов на право управления транспортными средствам» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2017 № 46434) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2024).
11. Социальная психология: словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева. М., СПб.: ПЕР СЭ, 2006. 175 с.
12. Приказ МВД России от 30 декабря 1997 г. № 860 (ред. от 30.06.1998 г.) «Об утверждении Инструкции по применению Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2024).
13. Заостровцев А.В. Профессиональная переподготовка сотрудников экзаменационных подразделений Госавтоинспекции // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 3(35). С. 63-66. EDN: VDLGWB.
14. URL: https://www.avtovzglyad.ru/gai/ korrupciya/2023-12-12-sboj-sistemy-moskovskaja-gibdd-opjat-podstavila-stolichnyh-voditelej/ (дата обращения: 30.11.2024).
15. URL: https://www.rbc.rU/technology_and_media/1 5/10/2024/670ed0559a79472b6e236851 (дата обращения: 30.11.2024).
16. URL: https://www.autonews.ru/ news/661513369a79476a6dd56f6f (дата обращения: 30.11.2024).
17. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6635872 (дата обращения: 30.11.2024).
18. URL: https://www.gazeta.ru/ auto/2023/12/12/17997979.shtml (дата обращения: 30.11.2024).
19. URL: https://www.rbc.ru/society/04/10/2023/651d4 b6f9a79478767e274f0 (дата обращения: 30.11.2024).
20. URL: https://iz.ru/1619171/2023-12-12/chto-izvestno-o-sboe-v-vydache-voditelskikh-prav-v-moskve (дата обращения: 30.11.2024).
21. URL: https://ura.news/news/1052500316 (дата обращения: 30.11.2024).
22. URL: https://rg.ru/2022/10/03/avariia-popolam. html (дата обращения: 30.11.2024).
23. URL: https://vk.com/wall-67482256_12232; https://komiinform.ru/news/239702 (дата обращения: 30.11.2024).
24. URL: 22. https://tochka.by/articles/incidents/v_gai_ na_ulitse_semashko_proizoshlo_dtp_vinovat_inspektor_/ (дата обращения: 30.11.2024).
25. URL: https://russia58.tv/news/657656/(дата обращения: 30.11.2024).
26. URL: https://kirovpravda.ru/v-kotelniche-proizoshlo-dtp-vo-vremya-sdachi-ekzamena-na-poluchenie-voditelskih-prav/ (дата обращения: 30.11.2024).
27. Приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2024).
28. URL: https://rg.ru/2022/02/07/reg-urfo/v-ekaterinburge-kursantov-avtoshkol-dlia-sdachi-ekzamenov-vystroili-v-ochered.html (дата обращения: 30.11.2024).
29. URL: https://xn--80adde7arb.xn--p1ai/news/ society/52807/ (дата обращения: 30.11.2024).
30. URL: https://72.ru/text/auto/2021/04/15/69867326/ (дата обращения: 30.11.2024).
31. URL: http://www.autotat.ru/road_ chronics/?ID=11879 (дата обращения: 30.11.2024) (дата обращения: 30.11.2024).
32. URL: https://47news.ru/articles/188546/ (дата обращения: 30.11.2024).
33. URL: http://gtrk-kurgan.ru/articles/6769/ (дата обращения: 30.11.2024).
References
1. URL: http://stat.gibdd.ru/(date of access: 30.11.2024).
2. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/5767457 (date of access: 30.11.2024).
3. URL: https://rg.ru/2017/07/02/glava-gibdd-mihail-chemikov-rasskazal-o-glavnyh-ugrozah-na-dorogah.html (date of access: 30.11.2024).
4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3612488 (date of access: 30.11.2024).
27
ПРАВО
5. Zaostrovtsev A.V., Katalnikov S.V. Novice driver: concept, risk factors, ways to solve problematic issues // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3(39). P. 83-81. EDN: WMRSCX.
6. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ media/5df38b9440f0b60959adc71c/novice-driver-research-findings.pdf (date of access: 30.11.2024).
7. uRL: https://unece.org/fileadmin/DAM/trans/ conventn/Conv_road_traffic_RU.pdf (date of access: 30.11.2024).
8. Federal Law dated 07.02.2011 № 3-FZ «On the police» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2024).
9. Resolution ofthe Government ofthe Russian Federation dated 24.10.2014 № 1097 (as amended on 14.11.2024) «On admission to driving vehicles» (together with the «Rules for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver's licenses») // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2024).
10. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 31.03.2017 № 179 «On the qualification requirements for authorized officials of the State Traffic Safety Inspectorate units who, in accordance with the job regulations (job description), are assigned official duties to conduct examinations for the right to drive vehicles» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on April 19.04.2017 № 46434) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2024).
11. Social Psychology: dictionary / ed. M.Yu. Kondratiev. M., SPb.: PER SE, 2005. 176 p.
12. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 30.12.1997 № 860 (as amended on 30.06.1998) «On approval of the Instructions for the application of the Rules for passing qualification exams and issuing driver's licenses» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2024).
13. Zaostrovtsev A.V. Professional retraining of employees of examination units of the State Traffic Safety Inspectorate // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 3(35). P. 63-66. EDN: VDLGWB.
14. URL: https://www.avtovzglyad.ru/gai/ korrupciya/2023-12-12-sboj-sistemy-moskovskaja-gibdd-opjat-podstavila-stolichnyh-voditelej/ (date of access: 30.11.2024).
15. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/ 15/10/2024/670ed0559a79472b6e236851 (date of access: 30.11.2024).
16. URL: https://www.autonews.ru/ news/661513369a79476a6dd56f6f (date of access: 30.11.2024).
17. uRL: https://www.kommersant.ru/doc/6635872 (date of access: 30.11.2024).
18. URL: https://www.gazeta.ru/ auto/2023/12/12/17997979.shtml (date of access: 30.11.2024).
19. URL: https://www.rbc.ru/society/04/10/2023/651d4 b6f9a79478767e274f0 (date of access: 30.11.2024).
20. URL: https://iz.ru/1619171/2023-12-12/chto-izvestno-o-sboe-v-vydache-voditelskikh-prav-v-moskve (date of access: 30.11.2024).
21. URL: https://ura.news/news/1052500316 (date of access: 30.11.2024).
22. URL: https://rg.ru/2022/10/03/avariia-popolam.html (date of access: 30.11.2024).
23. URL: https://vk.com/wall-67482256_12232; https:// komiinform.ru/news/239702 (date of access: 30.11.2024).
24. URL: 22. https://tochka.by/articles/incidents/v_gai_ na_ulitse_semashko_proizoshlo_dtp_vinovat_inspektor_/ (date of access: 30.11.2024).
25. URL: https://russia58.tv/news/657656/ (date of access: 30.11.2024).
26. URL: https://kirovpravda.ru/v-kotelniche-proizoshlo-dtp-vo-vremya-sdachi-ekzamena-na-poluchenie-voditelskih-prav/ (date of access: 30.11.2024).
27. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 20.02.2021 № 80 «On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the provision of public services for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver's licenses» (with amendments and additions) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2024).
28. URL: https://rg.ru/2022/02/07/reg-urfo/v-ekaterinburge-kursantov-avtoshkol-dlia-sdachi-ekzamenov-vystroili-v-ochered.html (date of access: 30.11.2024).
29. URL: https://xn--80adde7arb.xn--p1ai/news/ society/52807/ (date of access: 30.11.2024).
30. URL: https://72.ru/text/auto/2021/04/15/69867326/ (date of access: 30.11.2024).
31. URL: http://www.autotat.ru/road_ chronics/?ID=11879 (date of access: 30.11.2024).
32. URL: https://47news.ru/articles/188546/ (date of access: 30.11.2024).
33. URL: http://gtrk-kurgan.ru/articles/6769/ (date of access: 30.11.2024).
Информация об авторе
Е.В. Марцога - ведущий научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности
Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293
Information about the author
E.V. Martsoga - Leading Researcher of the Department for Support of Scientific Editorial and Publishing Activities of Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 02.12.2024; одобрена после рецензирования 09.12.2024; принята к публикации 16.12.2024. The article was submitted 02.12.2024; approved after reviewing 09.12.2024; accepted for publication 16.12.2024.
28 - LAW