Требования к базовым машинам под модули
для аварийно-спасательного инструмента
Прокопенко А. И., 179 Спасательный центр МЧС России, г. Ногинск
Ткаченко П. Н.,
Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки
В настоящее время при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) применяются аварийно-спасательные машины (АСМ) общего назначению (оперативные АСМ), сконструированные по стационарно-модульному принципу (рис. 1).
Основополагающим требованием к АСМ остаётся её способность в течение минимального периода времени доставить к месту выполнения работ соизмеримую с ЧС (аварией) группу (ы) спасателей и необходимый аварийно-спасательный инструмент и оборудование (АСИиО).
Оперативные АСМ должны первыми прибывать к месту возникновения ЧС (аварии). Однако, при наращивании сил и средств по ликвидации ЧС (аварии), лучше всего использовать специализированные АСМ, в комплектацию которых входит определённый вид АСИиО, предназначенный для ликвидации конкретной ЧС (аварии). [3,4]
Рис. 1. АСМ-48-031 модульного типа на шасси автомобиля КамАЗ-43118
При создании специализированных АСМ целесообразнее использовать не традиционную стационарно-модульную конструкцию, а применить сменную надстройку в виде быстросъёмного модуля или контейнера. Конструкция специальных автомобилей со сменной надстройкой (контейнером) относится к контейнерному типу.
Из имеющихся на отечественном рынке специальных автомобилей контейнерного типа с погрузочно-разгрузочным механизмом (МПР), с ломающимся крюком (аналог системы «Multilift»), хорошо зарекомендовало себя базовое шасси КамАЗ-6520 (рис. 2).
Рис. 2. КамАЗ-6520 (6х4) с МПР, универсальной рамой-платформой и смонтированным на ней быстросъёмным модулем (насосно-рукавным).
Вполне очевидно, что одним из преимуществ АСМ контейнерного типа является то обстоятельство, что используемое базовое шасси (БШ) и сменная надстройка являются отдельными элементами.
Это позволит, во-первых, осуществить подбор наиболее оптимального БШ, а, во-вторых, установить на шасси быстросъёмный модуль (контейнер), в комплектацию которого входит необходимый вид АСИиО для конкретной ЧС (аварии). Таким образом, мы получаем конкретную модель АСМ с заданным уровнем функциональности в зависимости от сложившейся ЧС (аварии).
Концепция развития контейнерных АСМ заключается в сокращении издержек, направленных на приобретение и поддержание в работоспособном состоянии редко используемых специализированных АСМ. [4]
Основные преимущества контейнерных АСМ заключаются в следующем:
- создание достаточно обширного модельного ряда надстроек, которые могут устанавливаться на транспортирующее (базовое) шасси и доставляться к месту ЧС (аварии);
- применение типа (вида, комплектации) надстройки в зависимости от ЧС (аварии) путём её оперативной установки на транспортирующее (базовое) шасси с помощью быстродействующей подъёмно-транспортной системы (типа «Multilift» или иной системы);
- использование надстройки в зависимости от необходимости в комплексе с транспортирующим (базовым) шасси или отдельно, после демонтажа с БШ и установки надстройки в зоне ликвидации сложившейся ЧС (аварии).
Применение съёмных модулей (контейнеров) позволит осуществить подбор наиболее оптимального БШ, которое будет использовано в качестве основного транспортного средства по доставке экипажа спасателей и необходимого АСИиО к месту ЧС (аварии).
В общем виде БШ с установленной быстродействующей подъёмно-транспортной системой (МПР или «Multilift») и быстросъёмным модулем, предназначенным для перевозки АСИиО, будет иметь вид, представленный на рис. 3.
5150
7900
Рис. 3. Базовое шасси КамАЗ-6520 (6х4) с быстродействующей подъёмно-транспортной системой и быстросъёмным модулем для перевозки АСИиО
При этом следует учитывать:
- за основу берётся серийно производимое (коммерческое) шасси, оборудованное быстродействующей подъёмно-транспортной системой;
- экипаж АСМ будет состоять из трёх человек: командира экипажа-спасателя, водителя-спасателя и спасателя;
- специально сконструированный и оборудованный быстросъёмный модуль для перевозки АСИиО к месту ЧС (аварии), имеет следующие стандартизованные геометрические размеры: длина - 5150 мм, ширина 2400 мм, высота -1700мм.
Необходимо подчеркнуть, что такой вариант АСМ с быстросъёмным модулем, далее аварийно-спасательная машина со сменной надстройкой (АСМ-СН) лучше всего использовать в качестве объектовых АСМ, к примеру на потенциально-опасных объектах (которых в России около 800) или на объектах экономики, элементы которых расположены как в населённых пунктах с развитой дорожной сетью (городской зоне), так и за её пределами с труднопроходимыми участками дорог или бездорожьем. [2]
Область использования АСМ-СН, смонтированных на неполноприводных БШ, ограничивается наличием дорог и подъездных путей с твёрдым дорожным покрытием. [1,2]
В связи с этим, для улучшения тактических характеристик АСМ-СН (доставка экипажа спасателей за минимальное время к любому месту, где произошло ЧС), необходимо использовать полноприводное БШ. Применение полноприводных автомобилей позволит использовать АСМ-СН как на дорогах с твёрдым покрытием, так и на дорогах с грунтовым покрытием или вне дорог, что в свою очередь увеличит область использования данной машины.
При рассмотрении автомобильных базовых шасси семейства КамАЗ альтернативой неполноприводному БШ КамАЗ-6520 (6х4), может послужить полноприводная модификация БШ КамАЗ-6522 (6х6) с двухскатной ошиновкой (рис.4).
Рис. 4. Базовое шасси КамАЗ-6522 (6х6) и его геометрические размеры
Вместе с тем, недостатком базового шасси КамАЗ-6522 (6х6) является ограниченная пассажировместимость. Из опыта ликвидации ЧС известно, что экипажа спасателей в количестве трех человек не всегда достаточно. Поэтому целесообразно на отдельных видах АСМ-СН увеличить экипаж до 7 человек.
Это возможно, если на используемом БШ установить сдвоенную кабину салонного типа. Конструктивные возможности предложенных шасси это позволяют осуществить, так как длина рамы может быть увеличена.
В ведущих европейских странах основным требованием к аварийно-спасательным машинам контейнерного типа является ограничение по массога-баритным показателям машины вместе с надстройкой. [4]
К примеру, в Германии стандартом DIN 14505 установлены следующие показатели:
- длина со съемной надстройкой - 9500 мм;
- ширина - 2500 мм;
- максимальная высота в транспортном положении - 3300 мм;
- максимальная высота при съеме надстройки - 3800 мм;
- полная масса (для тяжелого класса) - 15-16 т;
- масса системы съема надстройки - 1-1,5 т;
- полная масса надстройки - не более 12 т.
Исходя из этого, можно заключить, что основным критерием для выбора БШ является массогабаритные показатели. Такие свойства БШ, как: полнопри-водность, ошиновка, однорядная или двухрядная кабина - не учитываются, и скорей всего, являются уточняющим фактором при выборе БШ заказчиком.
Ещё одним немаловажным аспектом в создании АСМ-СН необходимо считать саму используемую надстройку, а именно из каких материалов она создана. Техническому совершенству необходимо подвергать не только используемое БШ, но также и элементы съёмной надстройки. [3,4]
Создание стандартизованной конструкции рамы (основания), позволит устанавливать (монтировать) на ней съемные надстройки различного назначения. Рама (основание) надстройки будет являться основным силовым элементом съёмной надстройки, который воспринимает вес надстройки, передаёт его на элементы БШ (подвеску, ходовую часть), обеспечивает надёжность крепления надстройки на БШ при его движении, особенно на высоких скоростях и в
условиях пересечённой местности. Все остальные элементы съемной надстройки можно выполнить из более лёгких материалов, что в свою очередь приведёт к уменьшению массы надстройки, выполненной на раме (основании), и вспомогательных конструкций, предназначенных для перевозки АСИиО. В результате это позволит увеличить массу полезной нагрузки, в нашем случае - номенклатуру и количество перевозимого АСИиО.
На сегодняшний день программа развития специальных автомобилей контейнерного типа принята и претворяется в жизнь, уже имеется ряд образцов подобной техники, отдельные экземпляры которых воплощены в металле (рис. 2). Можно констатировать тот факт, что в скором времени концепция «контейнерных автомобилей» для аварийно-спасательных служб в нашей стране будет востребована. Необходимо только изменить стереотипы в отношении специалистов к применению концептуально новых технических решений.
Библиографический список
1. ГОСТ 22653-77. Автомобили. Параметры проходимости. Термины и определения - М.: Стандарты, 1977.
2. Анализ применения аварийно-спасательных машин и определение путей совершенствования их конструкций [Текст]: Отчёт о НИР (заключительный): Шифр «Спасмаш-08» / Кафедра эксплуатации вооружения и техники; рук. работы С. С. Носков; отв. исп. А. И. Прокопенко. - Химки: АГЗ МЧС России, 2008 - 30 л. Инв. № 2277к (ЧЗ).
3. Совершенствование парка пожарных автомобилей России / В. В. Пивоваров - М.: ВНИИПО, 2006. - 194 с.;
4. Журнал «Противопожарные и аварийно-спасательные средства» № 2 (12). - М.: ООО «Гротек», 2006. - 64 с.: ил.