Научная статья на тему 'Ранжирование климатических экстремальных территорий на основе аддитивно-мультипликативного критерия'

Ранжирование климатических экстремальных территорий на основе аддитивно-мультипликативного критерия Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
55
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранжирование климатических экстремальных территорий на основе аддитивно-мультипликативного критерия»

ная классификация может носить как диагностический (оценка комплекса природоохранных мероприятий после проведения эксперимента), так и прогностический (предварительная оценка последствий) характер.

Как указано в таблице 2, для классификации выделено пять вариантов сценариев. Для каждого варианта сценария в дальнейших исследованиях необходимо разработать типовой комплекс защитных действий и мероприятий при деятельности войск и эксплуатации ВВТ.

Библиографический список

1. Михайлов В. В. Оптимизация использования метеоинформации при решении практических задач // Метеорология и гидрология. Научно-технический журнал, № 2. 2006. - С. 17-25.

2. Андреев С. С. Экология человека. - М.: АПСН СКНЦВШ, 2004. - 247 с.

3. Методические рекомендации по изучению влияния изменений климата на строительство, энергетику, транспорт и здоровье человека. - СПб, 2000. - 16 с.

4. Борисов А. Н., Крумберг О. А., Федоров И. П. Принятие решений на основе нечетких моделей: Примеры использования. - Рига: Зинатне, 1990. - 184 с.

Актуальность использования беспилотных летательных аппаратов в МЧС России и в Воронежской области

Попов Н. И., Ефимов С. В.,

Воронежский институт ГПС МЧС России,

г. Воронеж

Создание беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) началось еще в 60-х годах прошлого века. К моменту развала СССР он и США обладали соизмеримым числом проектов и действующих комплексов. Однако с 1991 г., после того, как советский ВПК оказался в критическом состоянии, разработки перспективных БПЛА в России перестали получать должное финансирование и были заморожены.

Вместе с тем, по экспертным оценкам, в ближайшее десятилетие мировой объем продаж беспилотных летательных аппаратов удвоится и составит более 7 млрд. долл. Уже сегодня существуют сотни таких комплексов различных типов и классов. Размер одних не превышает нескольких сантиметров. Другие соизмеримы с современными авиалайнерами. Разнятся они и по назначению, хотя, в большинстве случаев универсальны. Могут применяться как автономно, так и во взаимодействии с наземными средствами и пилотируемой техникой.[4]

БПЛА могут оказывать эффективную информационную поддержку в чрезвычайных ситуациях, осуществлять мониторинг районов стихийных бедствий и

техногенных катастроф с целью определения их масштабов и последствий, а также для организации аварийно-спасательных работ, поиска и спасения пострадавших.

Один из российских создателей авиационной беспилотной техники корпорация «Иркут» совместно с «Газпромом» на реальных объектах показали техническую возможность мониторинга с помощью беспилотников магистральных газопроводов для обеспечения их технологической безопасности, охраны и антитеррористической защиты.

Особое значение такие высокотехнологичные системы будут иметь в процессе широкого освоение месторождений нефти и газа в Арктике и защиты там национальных интересов России.[5]

БПЛА способны решать практически любые задачи. Даже те, которые не могут выполняться пилотируемой авиацией. При этом, однако, бытует мнение, что основным их предназначением станет военное применение. В Пентагоне о них говорится во всех американских стратегических планах. Их использование предусматривается при планировании военных операций, учений, тренировок.

Ведутся работы по созданию беспилотных средств и другими странами — разведывательного назначения, ударных, для ретрансляции сигналов управления и целеуказания. При этом разрабатываются комплексы как самолетного, так и вертолетного типа с различными видами старта (как с разгонными устройствами, так и по самолетному), ближнего действия (маленьких, весом в несколько килограммов) и дальнего, способные решать задачи в радиусе сотен километров и находиться в полете многие часы.[2]

Особое внимание в разработках уделяется применению цифровых технологий, автоматизации полетных заданий, использованию для управления полетом спутниковых систем навигации, автоматизированному сбору и обработке информации.

МЧС России до декабря 2013 года планирует завершить испытания и принять на вооружение новые беспилотники. Министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков предложил оснастить региональные центры МЧС и региональные спасательные отряды одним-двумя беспилотниками для опытного использования. По итогам испытаний БПЛА могут быть приняты ведомством повсеместно.

Какими именно БПЛА МЧС планирует вооружиться, министр не уточнил. На сайте МЧС, в свою очередь, сообщается, что 19 марта в Якутии впервые испытали беспилотный комплекс 7ДЬЛ 421-16 ЕМ. На опытную эксплуатацию аппарат, предназначенный для контроля за пожароопасными районами, поисковых работ и контртеррористических операций, поступил еще в декабре 2012 года. Как отмечается, 7ЛЬЛ 421-16 ЕМ весит чуть более шести килограммов, может находиться в воздухе до двух часов и развивает скорость до 110 километров в час. Радиус действия БПЛА — 25 километров, максимальная высота полета — три километра. На сайте производителя указано, что аппарат запускается при помощи катапульты и приземляется на парашюте. Беспилотник может оснащаться видеокамерой или тепловизором, а также фотоаппаратом высокого разрешения. [3]

Брянское управление МЧС в октябре 2012 года вооружилось другим БПЛА от российской компании ZALA Aero — ZALA 421-04М. Этот аппарат весит 5,2 килограмма и развивает скорость до 120 километров в час. В воздухе беспи-лотник может находиться в течение 80 минут, радиус его действия достигает 25 километров.[1]

МЧС заказало партию более крупных беспилотников «Иркут-200», которые способны поднимать до 50 килограммов полезной нагрузки. Автономность этого аппарат достигает 12 часов.

В Воронежской области применяются беспилотные летательные аппараты «Беркут — ФВ», предназначенные для:

— фото и видео мониторинга местности и объектов с высот от 50 м до 1000 м над рельефом местности;

— создания фотосхем, ортофотопланов, топографических и специальных

карт.

Тактико-техническая характеристика

Показатели: Характеристика:

размах крыла 2,20 м

длина 1,35 м

вес в снаряженном состоянии 5,4 кг

максимальный радиус действия 23 км/30км/35 км

с посадкой в точке старта

максимальная дальность действия 45 км /60км/70 км

при съемке линейных объектов

Режимы работы:

фотоаппарата запись фотографий на флэш-карту (в файл производится запись данных телеметрии) передача

видеокамеры видеоизображения через канал связи в реальном времени

тепловизор передача видеоизображения через канал связи в реальном времени

В свете последних событий на реке Амур применение беспилотников становится все более актуальным.

Библиографический список

1. О. Камаринский «Вертикальный взлет», журнал «Беспилотная авиация», спецвыпуск - UVS - TECH 2009.

2. Материалы (на бумажном и электронном носителях) 3-го Московского международного форума и выставки «Беспилотные многоцелевые комплексы».

3. Материалы (на бумажном и электронном носителях) производителей беспилотных летательных аппаратов (в том числе систем управления и навесного оборудования), а также робототехнических средств.

4. http://ria.ru/analytics/20080812/150317780.html.

5. http://lenta.ru/news/2013/03/27/drones.

Требования к базовым машинам под модули

для аварийно-спасательного инструмента

Прокопенко А. И., 179 Спасательный центр МЧС России, г. Ногинск

Ткаченко П. Н.,

Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки

В настоящее время при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) применяются аварийно-спасательные машины (АСМ) общего назначению (оперативные АСМ), сконструированные по стационарно-модульному принципу (рис. 1).

Рис. 1. АСМ-48-031 модульного типа на шасси автомобиля КамАЗ-43118

Основополагающим требованием к АСМ остаётся её способность в течение минимального периода времени доставить к месту выполнения работ соизмеримую с ЧС (аварией) группу (ы) спасателей и необходимый аварийно-спасательный инструмент и оборудование (АСИиО).

Оперативные АСМ должны первыми прибывать к месту возникновения ЧС (аварии). Однако, при наращивании сил и средств по ликвидации ЧС (аварии), лучше всего использовать специализированные АСМ, в комплектацию которых входит определённый вид АСИиО, предназначенный для ликвидации конкретной ЧС (аварии). [3,4]

При создании специализированных АСМ целесообразнее использовать не традиционную стационарно-модульную конструкцию, а применить сменную надстройку в виде быстросъёмного модуля или контейнера. Конструкция специальных автомобилей со сменной надстройкой (контейнером) относится к контейнерному типу.

Из имеющихся на отечественном рынке специальных автомобилей контейнерного типа с погрузочно-разгрузочным механизмом (МПР), с ломающим-

ся крюком (аналог системы «МиШНй»), хорошо зарекомендовало себя базовое шасси КамАЗ-6520 (рис. 2).

Рис. 2. КамАЗ-6520 (6х4) с МПР, универсальной рамой-платформой и смонтированным на ней быстросъёмным модулем (насосно-рукавным).

Вполне очевидно, что одним из преимуществ АСМ контейнерного типа является то обстоятельство, что используемое базовое шасси (БШ) и сменная надстройка являются отдельными элементами.

Это позволит, во-первых, осуществить подбор наиболее оптимального БШ, а, во-вторых, установить на шасси быстросъёмный модуль (контейнер), в комплектацию которого входит необходимый вид АСИиО для конкретной ЧС (аварии). Таким образом, мы получаем конкретную модель АСМ с заданным уровнем функциональности в зависимости от сложившейся ЧС (аварии).

Концепция развития контейнерных АСМ заключается в сокращении издержек, направленных на приобретение и поддержание в работоспособном состоянии редко используемых специализированных АСМ. [4]

Основные преимущества контейнерных АСМ заключаются в следующем:

- создание достаточно обширного модельного ряда надстроек, которые могут устанавливаться на транспортирующее (базовое) шасси и доставляться к месту ЧС (аварии);

- применение типа (вида, комплектации) надстройки в зависимости от ЧС (аварии) путём её оперативной установки на транспортирующее (базовое) шасси с помощью быстродействующей подъёмно-транспортной системы (типа «МиШНй» или иной системы);

- использование надстройки в зависимости от необходимости в комплексе с транспортирующим (базовым) шасси или отдельно, после демонтажа с БШ и установки надстройки в зоне ликвидации сложившейся ЧС (аварии).

Применение съёмных модулей (контейнеров) позволит осуществить подбор наиболее оптимального БШ, которое будет использовано в качестве основного транспортного средства по доставке экипажа спасателей и необходимого АСИиО к месту ЧС (аварии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.