Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ'

ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
174
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОКРАТИЯ / КНР / МОНГОЛИЯ / РОССИЯ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Литовченко Алексей Павлович, Новикова Анна Владимировна

Рассматривается Монголия - страна, не имеющая выхода к морю, расположенная между РФ и КНР. В условиях отсутствия прямого выхода к морю, ограниченности в географических возможностях и ряда других причин Монголия сталкивается с вызовами, которые напрямую связаны с ее внешнеполитическими и внутриполитическими инициативами. Среди них -потребность в диверсификации природных ресурсов для ускорения социально-экономического развития страны и усиления влияния на мировой арене. В период своего социалистического периода Монголия была ориентирована на Союз Советских Социалистических Республик. После распада социалистического блока Монголия пошла по пути демократических преобразований, определив в качестве приоритета внешней политики интеграцию с Северо-Восточной Азией. Географическое положение Монголии, удаленность от морей, расположение между двумя крупными странами делает ее внешние транспортные связи очень важными с точки зрения международной торговли для страны. В этой связи развитие транспортной инфраструктуры будет способствовать диверсификации экономики и устойчивому развитию Монголии. Для получения максимальных выгод за счет географического положения региональное сотрудничество и интеграция являются главными национальными задачами для Монголии. В настоящее время Монголия использует китайские порты почти для всего своего импорта и экспорта, а также осуществляет небольшой объем грузовых перевозок через российские тихоокеанские порты для поставок товара в Северную Америку и из нее. В этой связи в интересах снижения экономической зависимости от Китая монгольская сторона заинтересована в расширении сотрудничества с Россией в области развития транспортных коммуникаций для создания конкурентного ценообразования экспортируемой продукции. Вместе с тем, реализацию успешной внешней политики в данном направлении в определенной степени сдерживают внутриполитические процессы страны, связанные с несправедливым распределением власти, нестабильностью правительства, высоким уровнем коррупции, отсутствием единой и последовательной сырьевой политики. Кроме того, как отмечают монгольские эксперты, для решения задачи по диверсификации экономики требуется улучшить правовую базу для инвестиций и повысить прозрачность работы иностранных горно-добывающих компаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT COMMUNICATIONS AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF MONGOLIA’S DOMESTIC AND FOREIGN POLICY

The article examines Mongolia - a landlocked country located between its neighbors, the Russian Federation and the PRC. Due to the lack of direct access to the sea, limited geographical opportunities, as well as due to certain historical aspects, Mongolia faces challenges that are directly related to its foreign and domestic policy initiatives. These include the need to diversify natural resources to accelerate the country’s socio-economic development and increase its influence on the world stage. During its socialist existence, Mongolia was oriented towards the Union of Soviet Socialist Republics. After the collapse of the socialist bloc, Mongolia followed the path of democratic transformations, defining integration with Northeast Asia as a foreign policy priority. The geographical location of Mongolia, the remote distance from the seas and the location between two large neighbors make its external transport links very important from the point of view of international trade for the country. In this regard, the development of transport infrastructure will help economic diversification and sustainable development of Mongolia. The regional cooperation and integration are Mongolia’s main goals to maximize the benefits of its geographic location. Mongolia currently uses Chinese ports for almost all its imports and exports and has a small volume of freight traffic through Russian Pacific ports to ship goods to and from North America. In this regard, to reduce economic dependence on China, the Mongolian side interested in expanding cooperation with Russia in the development of transport communications to create a competitive pricing of exported products. At the same time, the implementation of a successful foreign policy is hampered by the country’s internal political processes associated with an unfair distribution of power, government instability, high level of corruption, and the absence of a unified and consistent resource policy. In addition, as noted by Mongolian experts, to solve the problem of diversifying the economy it is necessary to improve the legal environment for investment, and to increase the transparency of the work of foreign mining companies

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ»

Политология

УДК 321

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-10-35-44

ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ И

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ

TRANSPORT COMMUNICATIONS AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF MONGOLIA'S

DOMESTIC AND FOREIGN POLICY

Т. E. Бейдина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

T. Beydina,

Transbaikal State University, Chita

А. П. Литовченко,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

A. Litovchenko,

Transbaikal State University, Chita

А. В. Новикова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

A. Novikova,

Transbaikal State University, Chita

Рассматривается Монголия - страна, не имеющая выхода к морю, расположенная между РФ и КНР. В условиях отсутствия прямого выхода к морю, ограниченности в географических возможностях и ряда других причин Монголия сталкивается с вызовами, которые напрямую связаны с ее внешнеполитическими и внутриполитическими инициативами. Среди них -потребность в диверсификации природных ресурсов для ускорения социально-экономического развития страны и усиления влияния на мировой арене.

В период своего социалистического периода Монголия была ориентирована на Союз Советских Социалистических Республик. После распада социалистического блока Монголия пошла по пути демократических преобразований, определив в качестве приоритета внешней политики интеграцию с Северо-Восточной Азией.

Географическое положение Монголии, удаленность от морей, расположение между двумя крупными странами делает ее внешние транспортные связи очень важными с точки зрения международной торговли для страны. В этой связи развитие транспортной инфраструктуры будет способствовать диверсификации экономики и устойчивому развитию Монголии. Для получения максимальных выгод за счет географического положения региональное сотрудничество и интеграция являются главными национальными задачами для Монголии.

В настоящее время Монголия использует китайские порты почти для всего своего импорта и экспорта, а также осуществляет небольшой объем грузовых перевозок через российские тихоокеанские порты для поставок товара в Северную Америку и из нее. В этой связи в интересах снижения экономической зависимости от Китая монгольская сторона заинтересована в расширении сотрудничества с Россией в области развития транспортных коммуникаций для создания конкурентного ценообразования экспортируемой продукции.

Вместе с тем, реализацию успешной внешней политики в данном направлении в определенной степени сдерживают внутриполитические процессы страны, связанные с несправедливым распределением власти, нестабильностью правительства, высоким уровнем коррупции, отсутствием единой и последовательной сырьевой политики. Кроме того, как отмечают монгольские эксперты, для решения задачи по диверсификации экономики требуется улучшить правовую базу для инвестиций и повысить прозрачность работы иностранных горно-добывающих компаний

35

© T. Е. Бейдина, А. П. Литовченко, А. В. Новикова, 2021

Ключевые слова: внутренняя и внешняя политика; демократия; КНР; Монголия; Россия; нестабильность правительства; политический процесс; сотрудничество; транспортная инфраструктура; финансовые риски; экономическое развитие

The article examines Mongolia - a landlocked country located between its neighbors, the Russian Federation and the PRC. Due to the lack of direct access to the sea, limited geographical opportunities, as well as due to certain historical aspects, Mongolia faces challenges that are directly related to its foreign and domestic policy initiatives. These include the need to diversify natural resources to accelerate the country's socio-economic development and increase its influence on the world stage.

During its socialist existence, Mongolia was oriented towards the Union of Soviet Socialist Republics. After the collapse of the socialist bloc, Mongolia followed the path of democratic transformations, defining integration with Northeast Asia as a foreign policy priority.

The geographical location of Mongolia, the remote distance from the seas and the location between two large neighbors make its external transport links very important from the point of view of international trade for the country. In this regard, the development of transport infrastructure will help economic diversification and sustainable development of Mongolia. The regional cooperation and integration are Mongolia's main goals to maximize the benefits of its geographic location.

Mongolia currently uses Chinese ports for almost all its imports and exports and has a small volume of freight traffic through Russian Pacific ports to ship goods to and from North America. In this regard, to reduce economic dependence on China, the Mongolian side interested in expanding cooperation with Russia in the development of transport communications to create a competitive pricing of exported products.

At the same time, the implementation of a successful foreign policy is hampered by the country's internal political processes associated with an unfair distribution of power, government instability, high level of corruption, and the absence of a unified and consistent resource policy. In addition, as noted by Mongolian experts, to solve the problem of diversifying the economy it is necessary to improve the legal environment for investment, and to increase the transparency of the work of foreign mining companies

Key words: domestic and foreign policy; democracy; PRC; Mongolia; Russia; government instability; political process; cooperation; transport infrastructure; financial risks; economic development

Б ведение. В соответствии с «Концепцией устойчивого развития Монголии до 2030 года», основанной на Целях устойчивого развития Генеральной ассамблеи ООН, политика Монголии будет сосредоточена на решении задач по сокращению бедности, инклюзивному экономическому росту, сохранению окружающей среды, региональному сотрудничеству и интеграции, развитию транспортной инфраструктуры [6].

Развитие транспортных коридоров в Северо-Восточной Азии (далее - СВА) несет в себе идею интеграции международных отношений между странами региона. Участие Монголии в транспортной сети региона является стратегической задачей для страны, реализация которой позволяет расширить контакты с внешним миром, не ограничиваясь отношениями с Россией и Китаем. Выход на рынок СВА через российские морские порты не только повышает конкурентоспособность внешней торговли Монголии, но и позволяет проводить независимую ценовую политику с Китаем.

Актуальность темы обусловлена проблемами глобализации на современном этапе развития мирового сообщества, несет в себе сведения прикладного характера, которые могут быть востребованы в научных и политических кругах при рассмотрении вопроса о геостратегическом партнерстве с Монголией.

Объектом исследования является внутренняя и внешняя политика Монголии.

Предметом исследования являются транспортные коммуникации как инструмент реализации внутренней и внешней политики страны.

Цель исследования - доказать гипотезу о том, что развитие транспортных коммуникаций в Монголии является неотъемлемой частью политического процесса, влияющего на социально-экономическое развитие страны как на местном, так и на международном уровнях.

Задачи, которые планируется решить в процессе исследования:

- раскрыть роль и значение внутренней и внешней политики Монголии;

- обосновать перспективы и выгоды для монгольской стороны по интеграции в международную среду;

- выявить особенности политического процесса монгольской реальности.

В ходе работы использованы следующие теоретические и эмпирические методы исследования:

- дедукция - в результате изучения внешней политики, проводимой Монголией внутри страны и на международной арене, определены конкретные цели экономической политики страны;

- синтез - изучение геостратегических задач, стоящих перед монгольской стороной по обеспечению национальной безопасности страны;

- наблюдение - мониторинг официальных заявлений отдельных представителей политических кругов Монголии позволил выявить их политические взгляды и связанные с этим инициативы на внешнеполитическом уровне;

- анализ документов - анализ источников информации государственных органов РФ, США и Монголии предоставил возможность выявить направления реализации внешней политики Монголии в области международного развития.

Степень научной разработанности проблемы. Большая часть исследовательских работ посвящена политическим инициативам Монголии в Северо-Восточной Азии, а также общим вопросам сотрудничества Монголии со странами региона. Исследования транспортных коммуникаций, как объекта политической науки, практически не проводились. В связи с чем новизна данного исследования определяется его практической значимостью и может быть учтена при построении внешнеполитического курса России со странами Северо-Восточной Азии.

Результаты исследования. С переходом Монголии к демократии и свободному рынку, внешняя политика и геостратегическая ситуация в стране радикально изменились. Монголия стала активным участником международного сообщества, проводя гибкую внешнюю политику в рамках своей Концепции национальной безопасности.

Однако, как отмечают монгольские политологи, одна из самых важных проблем, которая еще не решена - это экономическая безопасность. Экономическая зависимость

от Китая - главная слабость внешней политики Монголии. Изучение геостратегической ситуации в Северо-Восточной Азии показывает, что сохранение суверенитета - непростая задача для слабой Монголии.

Действующая Концепция национальной безопасности принята в 2010 г [5]. Концепция является важнейшим документом внешней политики Монголии и четко отражает связь между безопасностью и дипломатической политикой. В ней нашел отражение и принцип «политики третьего соседа», который предусматривает развитие внешних связей со странами, не граничащими с Монголией, и предполагает сохранение баланса в отношениях с российской и китайской сторонами.

Принцип «политики третьего соседа» и реальные географические данные страны, или статус страны, не имеющей выхода к морю, играют важную роль в ее внешней политике. Эта политика неразрывно связана с геополитической ситуацией, резко изменившейся с 1991 г, которую можно условно разделить на следующие этапы:

1) с 1990 до начала 2000-х гг.: отказ Монголии от социалистической направленности и развитие рыночной экономики, а также реализация положений ВТО о принципах многосторонней внешней политики и развитии активных отношений и сотрудничества со странами и международными организациями;

2) начало нового тысячелетия: участие в миротворческих операциях ООН. В 2002 г парламент Монголии принял закон, разрешающий своим вооруженным силам участвовать в санкционированных ООН миротворческих операциях. Решение об участии в операциях по мандату ООН стало важным шагом во внешней политике и формировало новый этап развития отношений и сотрудничества с США и НАТО;

3) настоящее время: обеспечение безопасности за счет экономических интересов или «политики дипломатического благосостояния». Дипломатическая политика в области природных ресурсов и связанные с ней вопросы экономической безопасности являются очень чувствительными моментами внешней политики Монголии, и геостратегическое положение страны имеет решающее влияние на это.

Политика «третьего соседа», пожалуй, самый популярный из основных принципов

внешней политики Монголии. В начале переходного периода эта политика была напрямую связана с США. Соединенные Штаты поддержали страну в ее стремлении к демократии и рыночной ориентации, оказывали помощь в целях развития и сотрудничали в оборонном секторе.

Значительная помощь от развитых стран Монголии во время экономического и социального кризиса середины 1990-х гг. расширила сферу действия этой политики за счет стран-доноров, при этом США, Германия и Япония лидировали в финансовой поддержке.

В современном понимании концепция «третьего соседа» заключается в развитии сотрудничества в области политики и обороны с высокоразвитыми демократиями и международными организациями: «Политика третьего соседа» будет способствовать развитию двусторонних и многосторонних отношений и сотрудничества с развитыми демократиями в политической, экономической, культурной и гуманитарной сферах».

Таким образом, начал реализовываться принцип «равной удаленности» от двух крупных соседей и развития экономических и политических связей с третьими странами. Однако ряд монгольских политологов считают, что эта политика является бессмысленной, так как ни одна страна не может выбрать или изменить свое географическое положение и, соответственно, «держаться на расстоянии» от России и Китая.

Бывший президент Монголии Ц. Элбэг-дорж так охарактеризовал основные геостратегические проблемы страны: «Монголия - это маленькая лошадка пони между двумя большими слонами» [12]. Влияние великих держав прямо чувствуется в маленьких соседних странах. Однако помимо России и Китая, на «шахматной доске» Северо-Восточной Азии присутствуют и «третьи соседи»: США, Япония, Южная Корея, Индия, Европейский Союз и, хотя их возможности ограничены по сравнению с двумя соседними державами, эти страны оказывают значительное влияние на выстраивание Монголией внешней и внутренней политики.

Интерес Японии к Монголии многогранен. Прежде всего, Япония из-за ее высокоразвитой промышленности, но ограниченных сырьевых ресурсов заинтересована в природных ресурсах Монголии. Кроме того,

исходя из японской концепции глобальной безопасности, если Монголия будет стабильной и экономически развитой, это окажет положительное влияние на стабильность в Северо-Восточной Азии. Японцы считают Монголию «страной единомышленников» и поддерживают ее рыночную экономику и устойчивое развитие, свободное от влияния соседей. По заявлениям японской стороны, наполняя стратегическое партнерство реальным экономическим содержанием, две страны смогут снизить свою экономическую зависимость от Китая и проводить более либеральную внешнюю политику [11]. Конечно, географическое положение Монголии не изменится. Поэтому ясно, что политика страны будет проходить только в зоне между двумя ее могущественными соседями.

Кроме того, по мере становления Китая в качестве военно-морской державы, увеличения вооружения и территориальных споров в Восточном и Южно-Китайском морях, японцы хотят иметь хорошего партнера в области безопасности. В этой связи отношения, в которых преобладала помощь в целях развития, за последнее десятилетие углубились и движутся в сторону более тесного политического сотрудничества. Две страны в 2010 г подписали «Соглашение о стратегическом партнерстве» и в 2015 г. «Соглашение об экономическом партнерстве». [10]. В июле 2020 г. введен в эксплуатацию новый международный аэропорт «Чингисхан», построенный на средства льготного кредита, предоставленного правительством Японии, который даст возможность для развития г. Шинэ Зуунмод, как нового логистического центра [1].

Монголия и Республика Корея установили дипломатические отношения 26 марта 1990 г. Обе страны поддерживают обмен на высшем уровне. Монголия поддерживает «политику солнечного света» Южной Кореи в отношении Северной Кореи, южнокорейская сторона, в свою очередь, оказывает Монголии экономическую помощь.

По результатам двусторонних визитов лидеры двух стран неоднократно отмечали, что Монголия богата природными ресурсами, а Южная Корея обладает передовым опытом и технологиями в области разработки полезных ископаемых. Выступали с намерениями о расширении сотрудничества по таким проектам, как восстановление же-

лезной дороги между Республикой Корея и КНДР для создания транспортного коридора и его соединения с Монголией.

В ходе официального визита в 2011 г. президента Южной Кореи Ли Мён Бак в Монголию обе стороны выступили с совместным заявлением, в котором развитие отношений, основанных на добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, были пересмотрены на всеобъемлющее партнерство [2], а также подписали «Среднесрочный план сотрудничества Монголии и Южной Кореи», «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области ресурсов и энергетики».

По результатам визита в Республику Корея в январе 2018 г. премьер-министр Монголии У. Хурэлсух заявил, что отношения между двумя странами занимают важное место во внешней политике Монголии, в связи с чем его первый зарубежный визит начался с «третьего соседа» - Южной Кореи. Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин в свою очередь подчеркнул, что обе страны прилагают активные усилия для процветания и развития Северо-Восточной Азии и выразил готовность «всеобъемлющее партнерство» перевести на новый уровень - уровень «всеобъемлющего партнерства и стратегического сотрудничества».

Южнокорейская сторона использует традиционные дружеские отношения Монголии с КНДР для поддержки «политики солнечного света» Республики Корея. В то же время Монголия стремится играть активную роль в повышении своего международного статуса и влияния в СВА, в связи с чем активно участвует в вопросе мирного урегулирования на Корейском полуострове. У Монголии большие амбиции. Она всегда имела цель внести свой вклад в урегулирование ядерной проблемы полуострова. Монгольские академические круги считают, что Монголия сможет сыграть положительную роль в посредничестве по северокорейской проблематике. В пользу этого учитываются три фактора: у Монголии с Северной и Южной Кореей дружеские отношения. У Монголии есть опыт построения социализма и развития демократии в стране, что может помочь гармонично выстраивать диалог с точки зрения политических и культурных аспектов; в силу исторических факторов у Северной Кореи всегда были сомнения в отношении отдельных стран Северо-Восточной Азии, при этом Монголия - неболь-

шая страна, у которой нет особых интересов на Корейском полуострове, кроме интересов региональной стабильности.

Монголия пытается активно способствовать мирному урегулированию корейского вопроса и считает, что должна иметь возможность внести определенный вклад. Ярким примером монгольских инициатив является Улан-Баторский диалог по безопасности в Северо-Восточной Азии, инициированный президентом Монголии Н. Элбэгдоржем. Принимая во внимание хорошие отношения между Монголией и Японией, монгольская сторона может также сыграть посредническую роль в отношениях между Северной Кореей и Японией, по крайней мере, в вопросе «Похищения японцев агентами КНДР» [15].

Участие Монголии в урегулировании конфликта на Корейском полуострове с точки зрения политического прагматизма несет собой цель не только формирования стабильности в регионе и повышения значимости роли Монголии, но и создания условий для использования возможностей транспортного коридора через КНДР с выходом на японский и южнокорейский рынки.

США для Монголии - «старший брат», преследующий свои интересы на стратегической «шахматной доске» в Северо-Восточной Азии. Самое главное для американцев - поддержать демократический строй в Монголии. В исследовании 2014 г., проведенном Исследовательской службой Конгресса США, резюмируется, что интерес Конгресса к Монголии был сосредоточен на истории демократического развития страны [7]. В 2012 г. во время визита в Монголию госсекретаря США Хиллари Клинтон назвала приверженность монголов демократии вдохновляющей и отметила, что демократия является примером азиатской цивилизации. Визит был частью широкомасштабного разворота президента Обамы в сторону Азии [4]. Кульминацией отношений между двумя странами стало подписание в июле 2019 г. «Декларации о стратегическом партнерстве» президентом США Д. Трампом и президентом Монголии Х. Баттулга. Соединенные Штаты используют пример Монголии, чтобы продемонстрировать жизнеспособность демократии и идеологических связей в Азии, и всегда заинтересованы в «оценке» их основных соперников - России и Китая.

США стремятся развивать торговые связи с Монголией с точки зрения стратегического сдерживания КНР путем ослабления зависимости монгольской стороны от торговли с Пекином. Этого можно добиться за счет расширения рынков сбыта для монгольской продукции посредством интенсификации экспорта, что также предусматривает использование транспортных возможностей Монголии. В свою очередь целью Улан-Батора является получение выгод от сотрудничества со всеми странами, но при этом монгольская сторона не хотела бы находиться в зависимости от кого-либо [8].

Экономическая зависимость Монголии от Китая также вызывает озабоченность в Москве: «В Москве понимают, что мы не можем оказывать в Монголии экономическое влияние больше, чем Китай или даже на том же уровне, что и он, - это абсолютно нереально. Но мы должны поддерживать минимальное присутствие в Монголии», «Если Монголия попадет под экономический контроль Китая, то 70 % границы России будет с Китаем, что сделает нас более экономически зависимыми от них» [13]. Возобновление интереса со стороны России отражено в сентябрьском соглашении с Монголией 2019 г «О всеобъемлющем стратегическом партнерстве» и подтверждено созданием инвестиционного фонда для финансирования структурных проектов в Монголии. Важным проектом для Монголии будет соглашение о проведении технико-экономического обоснования строительства газопровода из Иркутска через Монголию в Китай. Если такой трубопровод будет построен, он станет не только доходом монголов за транспортировку газа, но и будет иметь большое экономическое и стратегическое значение.

Перспективы развития транспортной инфраструктуры Монголии напрямую связаны с Россией. Территория, не имеющая выхода к морю, географически закрытая, сухопутные и воздушные пути из Монголии в Европу проходят через Россию. До Тихого океана также нужно пройти через Дальний Восток России. России принадлежит 50 % Улан-Баторской железной дороги. Другими словами, без Москвы в этой сфере не будет принято ни одного решения. В то время как монголы хотят модернизировать свои железные дороги с использованием западных технологий, Москва использует собственные оборудо-

вание и компании. Все свои нефтепродукты Монголия импортирует: 90 % всего топлива и других нефтепродуктов поступает из России; 4 % - из Китая; а оставшийся 1 % - от других поставщиков [9]. Это означает, что цены на нефтепродукты в Монголии устанавливает российская сторона. С 2012 г за счет индийского кредита в Дорноговь строится нефтеперерабатывающий завод и ожидается, что монгольская сторона не будет настолько зависеть от импорта нефти, когда завод в 2022 г будет введен в эксплуатацию. Если проект окажется успешным, это в некоторой степени ослабит зависимость Монголии от России.

Прежде чем прояснить отношения Пекина с Улан-Батором, стоит рассмотреть три ключевых исторических принципа, заложенных во внешней политике Китая. Во-первых, это часть политики Китая - иметь мирного и стабильного соседа для достижения своих внутриполитических целей и влияния в регионе. Во-вторых, это традиционная китайская стратегия использования косвенной, постепенной, а не прямой силы для достижения своих целей. В-третьих, китайцы связывают свои достижения последних 40 лет с важным периодом в истории. Китай извлек урок из горькой истории полуколониального периода с середины XVIII до середины XIX вв. и направил свою внешнюю политику на то, чтобы она больше никогда не повторилась. Китай развивался быстрее, чем ожидалось в 1990-х гг., и теперь является одной из ведущих мировых экономик и военных держав. В 2000-х гг., до развития и усиления промышленности в Европе, китайцы стали одними из лидеров в области технологий. Без участия в боевых действиях они сформировали влияние посредством активной торговой деятельности в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Инициатива «Один пояс, один путь» направлена на завоевание политического и экономического господства в Евразии, Африке и Латинской Америке. Китай рассматривает Монголию как часть своей сферы влияния. В экономическом отношении Китай имеет наибольшее влияние в Монголии, и в ближайшем будущем он сохранит его. На долю Китая приходилось 68,5 % внешней торговли Монголии в период с января по май 2017 г Доля Китая в экспорте Монголии в этот период составляла 90,5 % [3]. Экономическое господство сопровождается политическим влиянием.

Много лет назад монголы разработали план улучшения своего слаборазвитого железнодорожного сектора, а затем развития своей транспортной инфраструктуры за рубежом. Однако никакого значимого прогресса достигнуто не было. Причина тупика - не только в отсутствии финансирования, но и в коррупции. Эта проблема является отражением общего недостатка монгольской политики.

Еще одна проблема до сих пор сдерживает политику Монголии в развитии железнодорожного сектора. Это железнодорожная колея. С самого начала у монголов были железные дороги советской эпохи со стандартной широкой колеей. У китайских железных дорог - узкая колея, поэтому поезда не могли пересекать монголо-китайскую границу. Монголы считают что узкоколейная железная дорога откроет двери для экспансии со стороны китайцев. По оценкам монгольских экспертов, узкоколейная железнодорожная ветка - это всегда дорога ограниченной протяжённости и грузонапряжённости. Такие дороги, сравнительно недорогие при строительстве, в эксплуатации оказываются совсем недешёвыми [14]. В связи с чем поддержка отдельными монгольскими политиками инициатив по строительству на юге страны китайской колеи вызывает негативную реакцию местных экспертов, которые связывают указанные действия чиновников с их коррумпированными связями с китайской стороной. Концепция об экономии затрат на разгрузку и перегрузку сырья на границе вызывает геополитические опасения. Проблема откладывается из-за отсутствия политической воли.

В 2018 г. Россия, Монголия и Китай договорились реализовать проект трехстороннего экономического коридора для модернизации транспортной инфраструктуры (включая железные дороги) через Монголию в качестве одного из основных маршрутов Нового Шелкового пути. Однако прогресса на данный момент не достигнуто. Тем временем китайцы организовали поставки своих товаров из Чунцина в западный Китай и далее - через Казахстан в Европу.

Основная причина социальных и внутриполитических проблем заключается в том, что ни политическая, ни экономическая элиты Монголии не достигли консенсуса по вопросам социально-экономическо-

го развития. Вопрос в том, идти ли по пути англо-американского «неуправляемого» капитализма или выбрать путь, который вовлекает все слои общества в решение социально-политических проблем и уравновешивает их интересы. Иначе говоря, внутреннее положение монголов ограничивает способность действовать экономически и политически.

Выводы. Главной целью Монголии являются укрепление позиций в азиатском регионе, активизация двусторонних отношений с другими странами региона, участие в диалоге по вопросам политического, экономического сотрудничества, безопасности и участия в региональных интеграционных процессах.

Расположение между двумя крупными державами обеспечивает относительно стабильную политическую, экономическую и социальную среду для Монголии. Но из-за зависимости от соседних стран и высокой стоимости транспортировки через эти страны ввиду отсутствия прямого выхода к морю вопрос о снижении транспортных расходов является одним из приоритетных во внешней политике Монголии.

Быстрый экономический рост соседних стран, расширение их торгово-экономического сотрудничества открыли новые возможности для развития горно-добывающей промышленности и связанных с ней обрабатывающих отраслей Монголии. Высокий промышленный потенциал, перспективы производительности и конкурентоспособности могут оказать положительное влияние на развитие монгольского производства.

По мере глобализации тарифные и нетарифные барьеры для международной торговли будут уменьшаться, конкуренция будет расти, произойдет международный сдвиг в регионы с низкими издержками, что приведет к значительным изменениям на мировом рынке экономики, бизнеса и труда, что также формирует благоприятные условия для развития монгольской экономики.

Однако на данный момент Монголии мешает ряд факторов. В первые годы перехода Монголии к рыночной экономике многие отрасли рухнули из-за слабо развитой транспортной логистики, которая связывала промышленный и сельскохозяйственный секторы. Небольшой внутренний рынок с малым количеством производителей и потребителей, расположенных при этом на значительном отдалении друг от друга, дорогостоящая

и неэффективная инфраструктура являются реальными внутренними факторами, которые будут влиять на долгосрочное развитие монгольской экономики.

Для решения этой проблемы необходимо расширять небольшие рынки за счет создания и развития крупных городских районов, базовых условий для промышленного развития, инфраструктуры, соединяющей центральные и отдаленные районы. Создание хорошо организованной сети поставок будет не только способствовать развитию сельской экономики и уменьшению диспропорций в региональном развитии, но и формировать социальную стабильность населения, занятость, позволит снизить бедность и неравенство.

Нецелевая, дорогостоящая и неэффективная политика по экономическому и социальному развитию увеличила бюджетный дефицит, внешний долг и замедлила экономический рост. В результате экономика страны сильно зависит от горно-рудной про-

Список литературы _

мышленности, имеет слабую конкурентоспособность, а обрабатывающая промышленность развита недостаточно и не производит конечную продукцию с добавленной стоимостью, что делает экономику страны уязвимой для внешних рынков.

Таким образом, снижение транспортных расходов, расширение зарубежных рынков сбыта и диверсификация экономики - это основной способ улучшить сальдо внешней торговли и предотвратить уязвимость перед финансовыми рисками.

Для достижения целей устойчивого экономического развития необходимо проводить соответствующую макроэкономическую политику, в которой целесообразно предусмотреть участие в организациях и инициативах международного э кономического сотрудничества, таких как Евразийский экономический союз, Расширенная Туманган-ская инициатива и др., их соглашениях о свободной торговле, реализуемых ими крупных региональных проектов.

1. В Монголии открылся новый международный аэропорт. URL: https://asiarussia.ru/news/28159/ (дата обращения: 24.10.2021). Текст: электронный.

2. Достигнута договоренность о развитии сотрудничества между двумя странами на основе принципа «всеобъемлющего партнерства» // Хоёр орны хамтын ажиллагааг «иж бYPэн туншлэл»-ийн зарчмын Yндсэн дээр хeгжYYЛэхээр тохиров. URL: https://gogo.mn/r/92419 (дата обращения: 24.10.2021). Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Индия стремится расширить свое присутствие в Монголии. URL: https://asiarussia.ru/ news/17113/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 25.10.2021). Текст: электронный.

4. Комментарии к Международному форуму женщин-лидеров // Remarks to the International Women's Leadership Forum. URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/20092013clinton/rm /2012/07/194696. htm (дата обращения: 26.10.2021). Текст: электронный.

5. Концепция национальной безопасности Монголии // Монгол улсын Yндэсний аюулгуй байдлын Yзэл баримтлал. URL: http://www.mfat.gov.mn (дата обращения: 24.10.2021). Текст: электронный.

6. Монгол улсын тогтвортой хегжлийн Yзэл баримтлал-2030 // Концепция устойчивого развития Монголии до 2030 года. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/11725/2/207105 (дата обращения: 26.10.2021). Текст: электронный.

7. Монголия: вопросы для Конгресса // Mongolia: Issues for Congress. URL: https://fas.org/sgp/crs/ row/R41867.pdf (дата обращения: 26.10.2021). Текст: электронный.

8. «Наблюдательный плацдарм»: зачем Вашингтон развивает стратегическое сотрудничество с Монголией. URL: https://russian.rt.com/world/article/657313-mongolia-mark-esper-vizit (дата обращения: 26.10.2021). Текст: электронный.

9. Нефть в Монголии // Oil in Mongolia. URL: https://www.petromatadgro up.com/mongolia/oil-in-mon-golia/ (дата обращения: 25.10.2021). Текст: электронный.

10. Последний пример - кредит на строительство международного аэропорта в Улан-Баторе // Хамгийн CYYЛийн жишээ гэхэд Улаанбаатар хотод Олон улсын нисэх онгоцныбуудал барихад зориулсан зээл юм. URL: http://www.infomongolia.com/ct/ci/6909 (дата обращения: 24.10.2021). Текст: электронный.

11. Предостережения стратегического партнерства между Монголией и Китаем // Caveats for the Mongolia-China Strategic Partnership. URL: http://www.eastwestcenter.org/sites/default/files/private/ apb272. pdf (дата обращения: 24.10.2021). Текст: электронный.

12. Президент Монголии назвал права человека универсальными // Mongolia's President Says Human Rights 'Universal'. URL: https://asiasociety.org/mongolias-president-says-human-rights-universal (дата обращения: 24.10.2021). Текст: электронный.

13. Россия возобновляет интерес к Монголии, чтобы противостоять китайскому влиянию // Russia renews interest in Mongolia to counter Chinese influence. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Russia-renews-interest-in-Mongolia-to-counter-Chinese-influence (дата обращения: 20.10.2021). Текст: электронный.

14. Транспортные проблемы Монголии как тормоз развития. URL: https://asiarussia.ru/articles/14583/ (дата обращения: 27.10.2021). Текст: электронный.

15. Япония и Монголия продолжат сотрудничество по проблеме похищенных КНДР японцев. URL: http://tass.ru/vef-2017/articles/4538576 (дата обращения: 25.10.2021). Текст: электронный.

References _

1. V Mongolii otkrilsa noviy mezhdunarodniy aeroport (A new international airport opened in Mongolia). Available at: https://asiarussia.ru/news/28159/ (date of access: 24.10.2021). Text: electronic.

2. Khoyor orny khamtyn ajillagaag «ij büren tünshlel»-iin zarchmyn ündsen deer khögjüülekheer tokhirov (It was agreed to develop cooperation between the two countries on the basis of the principle of "comprehensive partnership"). Available at: https://gogo.mn/r/92419 (date of access: 24.10.2021). Text: electronic.

3. India stremitsya rasshirit svoe prisutstvie v Mongolii (India seeks to expand its presence in Mongolia. Available at: https://asiarussia.ru/news/17113/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer =https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (date of access: 25.10.2021). Text: electronic.

4. Remarks to the International Women's Leadership Forum (Remarks to the International Women's Leadership Forum). Available at: https://2009-2017.state.gov/secretary/20092013clinton/rm /2012/07/194696. htm (date of access: 26.10.2021). Text: electronic.

5. Mongol ulsyn ündesnii ayuulgui baidlyn üzel barimtlal (The concept of national security of Mongolia). Available at: http://www.mfat.gov.mn (date of access: 24.10.2021). Text: electronic.

6. Mongol ulsyn togtvortoi khögjliin üzel barimtlal-2030 (Concept of sustainable development of Mongolia-2030). Available at: https://legalinfo.mn/mn/detail/11725/2/207105 (date of access: 26.10.2021). Text: electronic.

7. Mongolia: Issues for Congress (Mongolia: Issues for Congress). Available at: https://fas.org/sgp/crs/ row/R41867.pdf (date of access: 26.10.2021). Text: electronic.

8. "Nablyudatelniiplatsdarm":zachem Washington razvivaetstrategicheskoe sotrudnichestvo sMongoliyei ("Observer bridgehead": why Washington is developing strategic cooperation with Mongolia). Available at: https://russian.rt.com/world/article/657313-mongolia-mark-esper-vizit (date of access: 26.10.2021). Text: electronic.

9. Oil in Mongolia Oil in Mongolia. Available at: https://www.petromatadgro up.com/mongolia/oil-in-mon-golia/ (date of access 25.10.2021). Text: electronic.

10. Khamgiin süüliin jishee gekhed Ulaanbaatar khotod Olon ulsyn nisekh ongotsnybuudal barikhad zoriulsan zeel yum (The latest example is a loan for the construction of an international airport in Ulaanbaatar). Available at: http://www.infomongolia.com/ct/ci/6909 (date of access: 24.10.2021). Text: electronic.

11. Caveats for the Mongolia-China Strategic Partnership (Caveats for the Mongolia-China Strategic Partnership). Available at: http://www.eastwestcenter.org/sites/default/files/private/ apb272.pdf (date of access: 24.10.2021). Text: electronic.

12. Mongolia's President Says Human Rights 'Universal' (Mongolia's President Says Human Rights 'Universal'). Available at: https://asiasociety.org/mongolias-president-says-human-rights-universal (date of access: 24.10.2021). Text: electronic.

13. Russia renews interest in Mongolia to counter Chinese influence (Russia renews interest in Mongolia to counter Chinese influence). Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Russia-re-news-interest-in-Mongolia-to-counter-Chinese-influence (date of access: 20.10.2021). Text: electronic.

14. Transportniye problemy Mongoliikak tormoz razvitiya (Transport problems of Mongolia as a setback of development). Available at: https://asiarussia.ru/articles/14583/ (date of access: 27.10.2021). Text: electronic.

15. Yaponiya i Mongoliya prodolzhat sotrudnichestvo po probleme pohishennih KNDR yaponcev (Japan and Mongolia will continue cooperation on the problem of Japanese kidnapped by the DPRK) Available at: http:// tass.ru/vef-2017/articles/4538576 (date of access: 25.10.2021). Text: electronic.

Информация об авторе _

Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, профессор кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, международные отношения, национальная безопасность России, страны мира [email protected]

Литовченко Алексей Павлович, аспирант, кафедра государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические институты, международные отношения, регионоведение КНР и Монголии [email protected]

Новикова Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление [email protected]

Information about the author _

Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of the State, Municipal Administration and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: political science, international relations, national security of Russia, countries of the world

Aleksey Litovchenko, postgraduate, State, Municipal Administration and Policy department, Transbaikal State University , Chita, Russia. Scientific interests: political institutions, international relations, regional studies of the PRC and Mongolia

Anna Novikova, candidate of political sciences, associate professor, assistant professor, State, Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration

Для цитирования_

Бейдина T. E., Литовченко A. П., Новикова A. В. Транспортные коммуникации как инструмент реализации внутренней и внешней политики Монголии // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 10. С. 35-44. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-10-35-44.

Beidina T., Litovchenko A., Novikova A. Transport communications as a tool for the implementation of Mongolia's domestic and foreign policy// Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 10, pp. 35-44. DOI: 10.21209/2227-9245-202127-10-35-44.

Статья поступила в редакцию: 10.11.2021 г. Статья принята к публикации: 22.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.